Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Toma Zh.V. 1 Konstantinov V.V. 1
1 Penza State University
The article presents the pedagogical conditions for the professional education of students in an electronic educational environment. The general processes of development of the electronic educational environment are outlined, which bring it to the pedagogical level and determine its functional potential as an educational one. Positive and negative factors are presented that determine the current position of the electronic educational environment as a means endowed with pedagogical opportunities in teaching and educating students. The unresolved problematic nature of the professional education of students in the electronic educational environment is indicated. The pedagogical conditions for the implementation of professional education in the environment of the EES are on the way of their study and development, which is confirmed by the results of the assessment and analysis of the EES as an environment that allows solving the problems of educating students, including professional education. The article outlines the development of the educational potential of the electronic educational environment and indicates the need to overcome these difficulties in order to achieve the level of modern specialists for students, adapted to work in digital conditions of education and work. Both deep and general changes are highlighted that are necessary for the development of pedagogical conditions that contribute to the professional education of students in an electronic educational environment.
professional education
pedagogical conditions
higher education
electronic educational environment
students
teachers
means and methods of professional education

Важным педагогическим условием профессионального воспитания студентов является следование вузов современным новым технологиям подготовки профессионалов. Тенденция распространения цифровых форматов обучения будет ускоряться, и эффективность такой формы работы будет изучаться и расти. Технологический процесс, запустивший изменения в образовании студентов, является показателем происходящих изменений в мире – появлением новых технологий, научных исследований и достижений. Образование не может находиться в стороне от инновационного процесса. Подготовка специалистов будущего предполагает обучение в этом будущем.

Цель работы – проанализировать педагогические условия, формирующиеся в рамках электронной образовательной среды, способные прямо или косвенно оказывать влияние на профессиональное воспитание студентов.

Материалы и методы исследования

Применены методы: анализ, обобщение и систематизация научной литературы по вопросу анализа педагогических условий, определяющих профессиональное воспитание студентов в рамках электронной образовательной среды вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагогическими условиями профессионального воспитания студентов в условиях электронной образовательной среды выступают все факторы, процессы, объекты и субъекты данной среды, которые определяют и влияют на ее функционирование. Вслед за этим происходят изменения в воспитательном процессе, который не так открыто, как в реальном пространстве, но присутствует в виртуальной среде ЭОС. Недостаточная изученность механизмов педагогических воздействий ЭОС вызывает вопросы об алгоритмах воспитательных методов и средств, включенных в виртуальное пространство ЭОС. Для разработки эффективности профессионального воспитания студентов в ЭОС необходимо дать оценку педагогическим условиям, которые способны оказывать влияние на процесс воспитания студентов.

Современный формат ЭОС находится на стадии своего развития, чтобы стать в дальнейшем полноправным и незаменимым участником образовательного процесса в вузе. Педагогическим условием в электронной образовательной среде являются процессы, на которых строится работа данной среды. Виртуальное пространство ЭОС ориентировано на образовательные цели. Она предоставляет возможности для участников образовательного процесса, которые обеспечивают доступность к различным материалам, широкие контакты, необходимые для процесса обучения и погружения в профессию.

Ее природа изначально была созидательной, несущей в себе положительный потенциал для подготовки молодых специалистов. Но при этом в цифровизации образования отмечаются недостатки, которые чаще всего связаны с организацией студентов на занятии, дисциплиной, ответственностью, недостаточной самостоятельностью студентов, организованностью, а также проблемами технического и программного характера [1]. Анализ накопленных данных показал также, что исследователи к отрицательной стороне цифровизации образования относят снижение физических контактов между преподавателем и студентами, студентами и студентами [2]. Работа через «экран» снижает качество взаимодействия. За счет дистанции создается чувство удаленности, абстрагирования от происходящего, появляется возможность снизить ответственность перед собой и преподавателем за свою работу.

По мнению Н.В. Бондаренко и Н.Б. Шугаль, мотивированность к учебе снизилась у студентов с момента внедрения ЭОС в образовательный процесс на 60 % [3]. Это же подтверждают результаты Е.А. Лопатина и Г.С. Шкабина, в которых они указывают, что «ЭИОС снижает интерес к обучению». Таких ответов студентов было дано 51 % [1]. Главной причиной этого считается несоответствие ЭОС психолого-педагогическим особенностям процесса обучения человека, привыкшего учиться в реально присутствующей группе. Также причинами этого указываются перестройка студентов и преподавателей на дистанционный формат работы, резкий рост объемов образовательных задач, недостаточное понимание природы новых контактов и новых условий взаимодействия субъектов, при которых нужно учить и учиться; низкой активностью освоения инструментов среды, причиной которого является недостаточное осознание необходимости использования разнообразных образовательных средств и приемов; непонимание значения смешанного формата обучения в подготовке студентов в современном цифровом мире, резкое снижение общения, сокращение эмоциональных видов коммуникации [4]. В новых условиях дистанционного формата получение знаний опирается в большей степени на самостоятельное изучение учебных материалов, выполнение заданий, участие в проводимых семинарах удаленно. А такие источники знаний, как «спросить у соседа», подслушать чужое объяснение, получить подсказку в виде рисунка или символа, свободная беседа и рассуждения на отвлеченные темы и т.д., отошли на задний план. Много сведений студенты получают от общения друг с другом.

В результате педагогические условия, основанные на процессах обучения, самостоятельной работе студентов, установке разнообразных контактов, решении творческих задач, не реализуются в силу того, что требуют своего развития и совершенствования.

Необходимо преодолеть эти отрицательные противоречия, поскольку, по мнению Г.Е. Дерюги, ЭОС ведет к уничтожению традиций обучения и воспитания, и нивелирует гуманистические ценности. По его мнению, это проявляется в том, что образование все меньше становится свободным правом (пропагандируемая доступность всех и ко всему при этом предполагает тотальный контроль за работой в среде, где система дает оценку; низкая доступность качественного аппаратного оборудования и программных средств); формальная сторона образования преобладает (оценка усвоенных знаний производится программой); ориентация на принцип стандартизации (сложность преодоления заключается в развитии воспитательного процесса в условиях противоречий со стороны требований к подготовке студентов); ЭОС, как результат технологического подхода к образовательному процессу, предполагает такой же подход к процессу обучения и воспитания студентов; технологии – это сфера услуг [5].

Педагогическим условием является готовность преподавателей работать в среде ЭОС. При отсутствии готовности у преподавателей работать в ЭОС и профессионального администрирования самой среды формируется негативное отношение к профессиональному воспитательному потенциалу ЭОС [6, 7]. Работа в ЭОС и осуществление профессионального воспитания студентов в этих условиях возможны при условии ИКТ-компетентности преподавателя. Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова и О.В. Яковлева указывают, что ИКТ-компетентность преподавателя – это важнейший фактор реализации федеральных образовательных стандартов [8]. ИКТ-компетентность преподавателя позволяет педагогу уверенно пользоваться средствами и инструментами ЭОС и говорить со студентами на равных. Это дает возможность структурировать и представлять информацию с учетом особенностей ЭОС, строить и управлять коммуникацией в рамках среды, управлять образовательным и воспитательным взаимодействием. Авторами указывается наличие высокой степени образовательной свободы, самостоятельности, самоуправления, которые даются студенту при высоком уровне ИКТ-компетентности преподавателя.

Для раскрытия педагогических возможностей потенциал ЭОС изучается и совершенствуется. ЭОС рассматривается как совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, предназначенная для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающегося и обучающего [9].

Определение ЭОС раскрывает ее функциональную суть – технологизацию процесса обучения в электронном формате дистанционной работы со студентами. Поэтому эффективность электронной образовательной среды определяется техническими, организационными, педагогическими условиями.

Несмотря на технологичность процесса обучения студентов в ЭОС, педагогические условия являются ключевыми и находятся на пути своего развития и изучения, что подтверждается результатами оценки и анализа ЭОС как среды, позволяющей решать задачи воспитания студентов, в том числе и профессионального.

На современном этапе изучения ЭОС как педагогического ресурса, педагогические условия в своей совокупности имеют отношение к организации процесса обучения, так как в своей первостепенной задаче ЭОС представлена как цифровое средство, расширяющее учебные возможности студентов за счет доступности учебных материалов, организации контролируемой самостоятельной работы, оптимизации трудозатрат и затрат времени на отработку задолженностей по занятиям и неудовлетворительным оценкам [1]. На основе заложенного образовательного потенциала в ЭОС Т.Б. Носкова обозначила, что педагогические инструменты в среде ЭОС могут быть представлены как электронные ресурсы информационного типа, коммуникационные образовательные ресурсы и электронные ресурсы управления [4]. Указанные ресурсы более конкретно будут применимы при решении следующих педагогических задач, возложенных на ЭОС: использование образовательных сетевых технологий; создание условий для индивидуальных образовательных и развивающих (воспитательных) маршрутов; формирование навыков и командной коммуникации при коллективной работе студентов; увеличение доступности к электронным пособиям и учебникам; применение мультимедийных, фото- и видеоматериалов [8]; использование конференц-платформ для обучения; формирование креативного мышления всех участников цифрового образовательного процесса; технологическая организация конференций, мастер-классов и встреч в режиме интернет-трансляций; организация и проведение анкетирования, опросов.

Со временем ЭОС будет давать возможность исследовать и активнее использовать новые технологии в своей среде. Это повышает ее актуальность, вызывает интерес у студентов, мотивирует к её использованию и изучению её потенциальных возможностей.

Педагогические условия профессионального воспитания студентов в условиях ЭОС будут определяться влиянием на личность человека. ЭОС позволяет создавать контролируемые и управляемые условия, поскольку они задаются участниками-носителями (преподавателями, администраторами) базовых и профессиональных ценностей. Академические ценности вуза переносятся в электронную среду и формируют ее содержание и атмосферу – в целом архитектонику.

Если рассматривать виртуальное пространство как фактор воздействия на личность, то ЭОС обладает этим воздействием. М.А. Петлин считает, что киберпространство, виртуальное пространство являются инструментом познания и раскрытия внутреннего мира человека. Расширяя возможности человека, виртуальное пространство способствует развитию его духовной сущности [10]. Однако ЭОС несколько отличается от виртуального и киберпространства. Отличия заключаются в задачах, которые ЭОС призвана решать. Образовательный процесс мало конкурирует с развлекательным контентом, контентом по интересам и увлечениям в виртуальном пространстве. Однако воспитательный потенциал ЭОС раскрывается не в конкуренции, построенной на интересе, а в развитии у студентов чувства долга перед собой и группой, ответственности, самоорганизации и самосовершенствовании, основанной на формирующемся профессиональном самоопределении. Именно в этом, если ссылаться на М.А. Петлина, раскрывается педагогическое влияние ЭОС на личность студентов, ориентированное на их духовный рост.

Новые формы социализации студентов рассматриваются в статье М.С. Чвановой, М.С. Анурьевой, И.А. Киселевой. Авторы сопоставили возможности трансляции традиционных, по их мнению, форм социализации в условиях виртуального пространства [11]. С учетом предназначения ЭОС она как среда профессиональной социализации имеет ограничения. Эти социализирующие ограничения чаще всего связаны с отсутствием живого контакта. Виртуальные общества, обучение, порталы в своей основе строятся на дистанционных контактах. ЭОС имеет временно-пространственные ограничения, даже несмотря на то, что призвана приблизить преподавателя и студента друг к другу. Профессиональное воспитание в условиях ЭОС предполагает поэтапную работу: определение целевой аудитории, выбор программного обеспечения, осуществить выбор наиболее подходящих технических решений для создания воспитательной инфраструктуры ЭОС, определение форм воспитания. Авторы выделили такие формы социализации в виртуальном пространстве: формальная форма, неформальная форма, информальная форма.

ЭОС не лишена формальных форм работы, в том числе и воспитательного характера. Дистанционное воспитание нуждается в предметном точном описании средств и форм работы. Е.А. Крайнова, К.В. Садова и А.В. Тараканов рассматривают воспитательную работу в ЭОС как своевременное информирование о планируемых мероприятиях; средствах поддержки деятельности кураторов; средствах внеучебного информационного взаимодействия; средствах развития личности и т.д. [8], т.е. ограничивают ее сугубо формальными формами работы. В условиях современных требований к воспитанию личности, в том числе в духе подготовки специалиста и профессионала, формальное воспитание лишает смысла все средства, наделяя их лишь информационными функциями.

Воспитательный потенциал ЭОС опирается в настоящее время на цифровой процесс обучения, характеризующийся дистанционным форматом взаимодействия студентов и преподавателей, учетом индивидуальных особенностей обучения студентов, цифровыми материалами образовательного характера, разнообразием возможных организованных контактов и контентов. Процесс обучения оказывает большое воспитательное значение, поскольку предполагает активное участие личности не только в усвоении новой информации, но и предполагает отражение личного отношения к материалу, проявление умений трудиться и выполнять поставленные задачи. Поэтому ЭОС становится больше, чем просто средством дистанционного обучения студентов. Она становится средой, где у студентов начинают проявляться и формироваться адаптируемые к новым условиям обучения качества личности. Профессиональное воспитание студентов постепенно переходит в ЭОС и пользуется её инструментами. Для осуществления профессионального воспитания студентов необходимо включить такие разделы, как новости, аналитическое обозрение, профессиональный календарь (знаковые даты в развитии твоей профессии или специальности; профессиональные конференции, встречи, мастер-классы), интернет-журнал о перспективах развития профессии, книжное обозрение, полемика, раздел с возможностью задать вопрос специалисту.

Важными условиями, повышающими качество профессионального воспитания студентов в среде ЭОС, являются: направление подготовки в вузе, уровень получаемого образования, профиль подготовки (гуманитарный, технический, художественный и т.д.), тип регулирования. По мнению Е.А. Крайновой, К.В. Садовой, А.В. Тараканова, в ЭОС всегда, независимо от типа ЭОС (открытого или закрытого), совершенствуется организация и техническое оснащение среды [8]. Профессиональное воспитание в ЭОС служит новым этапом изучения возможностей данной среды в формировании личности будущего специалиста и профессионала.

Если мы планируем использовать виртуальную среду для профессионального воспитания студентов, то важно учитывать склонность и интерес к работе в ЭОС со стороны студентов. Например, исследование В.А. Плешакова и А.О. Кочнева показало, что только 42 % молодых людей используют интернет для своего профессионального развития [12]. Другая часть обследуемых не планирует этого делать. В тех вузах, где администрация и преподаватели активно строят образовательный процесс в ЭОС, и студентам необходимо перестраиваться и осваивать навыки обучения и работы в цифровом формате, соответствовать требованиям профессиональной подготовки вуза.

Заключение

Вузовское образование не откажется от электронной образовательной среды. Поэтому для преподавателей важно определить, что ЭОС вуза – это средство, а не самоцель. Развитие электронной образовательной среды возможно при условии наращивания ее функционала. Количество студентов, максимально участвующих в виртуальной жизни, только растет, и степень погружения в виртуальный мир становится все более значимой. Высшее образование не может отставать от этой мировой тенденции. В результате анализа условий профессионального воспитания в ЭОС было определено, что среда, несомненно, является социализирующим фактором; она служит современной формой буферного взаимодействия между преподавателями и студентами; способствует интеграции сообщества студентов в цифровую среду для получения профессионального образования и тем самым обеспечивая её профессионализацию; стимулирует появление новых форм и форматов, реализующих профессиональное образование студентов в ЭОС.