Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Тома Ж.В. 1 Константинов В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В статье приводятся педагогические условия профессионального воспитания студентов в условиях электронной образовательной среды. Обозначены общие процессы развития электронной образовательной среды, которые выводят ее на педагогический уровень и определяют ее функциональный потенциал как образовательно-воспитательный. Представлены положительные и отрицательные факторы, которые определяют современное положение электронной образовательной среды как средства, наделенного педагогическими возможностями в обучении и воспитании студентов. Указывается нерешенная проблематичность профессионального воспитания студентов в электронной образовательной среде. Педагогические условия реализации профессионального воспитания в среде ЭОС находятся на пути своего изучения и развития, что подтверждается результатами оценки и анализа ЭОС как среды, позволяющей решать задачи воспитания студентов, в том числе и профессионального. В статье обозначена проблема субъективности воспитательного потенциала электронной образовательной среды и указывается необходимость преодоления этой проблемы с целью достижения студентами в будущем уровня современных специалистов, адаптированных к работе в цифровых условиях образования и трудовой деятельности. Выделены как глубинные, так и общие изменения, которые необходимы для разработки педагогических условий, способствующих профессиональному воспитанию студентов в условиях электронной образовательной среды.
профессиональное воспитание
педагогические условия
высшая школа
студенты
преподаватели
электронная образовательная среда
средства и методы профессионального воспитания
1. Лопатин Е.А., Шкабин Г.С. Оценка курсантами вуза МВД России эффективности применения электронной образовательной среды MOODLE до и во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2021. № 3. C. 212–226.
2. Тома Ж.В., Пашин А.А. Профессиональное воспитание студентов в условиях вузовской среды // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 3. С. 186–190.
3. Бондаренко Н.В., Шугаль Н.Б. Навыки работы в цифровой среде у студентов профессиональных образовательных программ // Мониторинг экономики образования. 2021. № 16. С. 4.
4. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // ИТС. 2018. № 1 (90). С. 25–45.
5. Дерюга В.Е. Гуманизация образовательных интернет-технологий в педагогическом процессе // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 83–92.
6. Тома Ж.В., Пашин А.А. Профессиональное воспитание студентов, обучающихся по программе «Физкультурное образование» // Заметки ученого. 2021. № 13. С. 184–186.
7. Мензул Е.В., Иванова С.В., Рязанцева Н.М. Проблемы дистанционного обучения в профессиональном образовании и пути их решения // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. № 11–12.
8. Крайнова Е.А., Садова К.В., Тараканов А.В. Назначение и характеристика единой информационно-образовательной среды вуза // Современные наукоёмкие технологии. 2018. № 7. С. 193–198.
9. Информационно-образовательная среда экономического вуза / Под ред. проф. В.В. Трофимова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 136 с.
10. Петлин М.А. Социально-философские аспекты киберпространства // Вестник Омского университета. 2014. № 3. С. 89–90.
11. Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные навыки. 2017. Т. 22. Вып. 6 (170) С. 32–40.
12. Плешаков В.А., Кочнев А.О. Проблемы киберсоциализации студентов-первокурсников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 1. Т. 2. С. 98–100.

Важным педагогическим условием профессионального воспитания студентов является следование вузов современным новым технологиям подготовки профессионалов. Тенденция распространения цифровых форматов обучения будет ускоряться, и эффективность такой формы работы будет изучаться и расти. Технологический процесс, запустивший изменения в образовании студентов, является показателем происходящих изменений в мире – появлением новых технологий, научных исследований и достижений. Образование не может находиться в стороне от инновационного процесса. Подготовка специалистов будущего предполагает обучение в этом будущем.

Цель работы – проанализировать педагогические условия, формирующиеся в рамках электронной образовательной среды, способные прямо или косвенно оказывать влияние на профессиональное воспитание студентов.

Материалы и методы исследования

Применены методы: анализ, обобщение и систематизация научной литературы по вопросу анализа педагогических условий, определяющих профессиональное воспитание студентов в рамках электронной образовательной среды вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагогическими условиями профессионального воспитания студентов в условиях электронной образовательной среды выступают все факторы, процессы, объекты и субъекты данной среды, которые определяют и влияют на ее функционирование. Вслед за этим происходят изменения в воспитательном процессе, который не так открыто, как в реальном пространстве, но присутствует в виртуальной среде ЭОС. Недостаточная изученность механизмов педагогических воздействий ЭОС вызывает вопросы об алгоритмах воспитательных методов и средств, включенных в виртуальное пространство ЭОС. Для разработки эффективности профессионального воспитания студентов в ЭОС необходимо дать оценку педагогическим условиям, которые способны оказывать влияние на процесс воспитания студентов.

Современный формат ЭОС находится на стадии своего развития, чтобы стать в дальнейшем полноправным и незаменимым участником образовательного процесса в вузе. Педагогическим условием в электронной образовательной среде являются процессы, на которых строится работа данной среды. Виртуальное пространство ЭОС ориентировано на образовательные цели. Она предоставляет возможности для участников образовательного процесса, которые обеспечивают доступность к различным материалам, широкие контакты, необходимые для процесса обучения и погружения в профессию.

Ее природа изначально была созидательной, несущей в себе положительный потенциал для подготовки молодых специалистов. Но при этом в цифровизации образования отмечаются недостатки, которые чаще всего связаны с организацией студентов на занятии, дисциплиной, ответственностью, недостаточной самостоятельностью студентов, организованностью, а также проблемами технического и программного характера [1]. Анализ накопленных данных показал также, что исследователи к отрицательной стороне цифровизации образования относят снижение физических контактов между преподавателем и студентами, студентами и студентами [2]. Работа через «экран» снижает качество взаимодействия. За счет дистанции создается чувство удаленности, абстрагирования от происходящего, появляется возможность снизить ответственность перед собой и преподавателем за свою работу.

По мнению Н.В. Бондаренко и Н.Б. Шугаль, мотивированность к учебе снизилась у студентов с момента внедрения ЭОС в образовательный процесс на 60 % [3]. Это же подтверждают результаты Е.А. Лопатина и Г.С. Шкабина, в которых они указывают, что «ЭИОС снижает интерес к обучению». Таких ответов студентов было дано 51 % [1]. Главной причиной этого считается несоответствие ЭОС психолого-педагогическим особенностям процесса обучения человека, привыкшего учиться в реально присутствующей группе. Также причинами этого указываются перестройка студентов и преподавателей на дистанционный формат работы, резкий рост объемов образовательных задач, недостаточное понимание природы новых контактов и новых условий взаимодействия субъектов, при которых нужно учить и учиться; низкой активностью освоения инструментов среды, причиной которого является недостаточное осознание необходимости использования разнообразных образовательных средств и приемов; непонимание значения смешанного формата обучения в подготовке студентов в современном цифровом мире, резкое снижение общения, сокращение эмоциональных видов коммуникации [4]. В новых условиях дистанционного формата получение знаний опирается в большей степени на самостоятельное изучение учебных материалов, выполнение заданий, участие в проводимых семинарах удаленно. А такие источники знаний, как «спросить у соседа», подслушать чужое объяснение, получить подсказку в виде рисунка или символа, свободная беседа и рассуждения на отвлеченные темы и т.д., отошли на задний план. Много сведений студенты получают от общения друг с другом.

В результате педагогические условия, основанные на процессах обучения, самостоятельной работе студентов, установке разнообразных контактов, решении творческих задач, не реализуются в силу того, что требуют своего развития и совершенствования.

Необходимо преодолеть эти отрицательные противоречия, поскольку, по мнению Г.Е. Дерюги, ЭОС ведет к уничтожению традиций обучения и воспитания, и нивелирует гуманистические ценности. По его мнению, это проявляется в том, что образование все меньше становится свободным правом (пропагандируемая доступность всех и ко всему при этом предполагает тотальный контроль за работой в среде, где система дает оценку; низкая доступность качественного аппаратного оборудования и программных средств); формальная сторона образования преобладает (оценка усвоенных знаний производится программой); ориентация на принцип стандартизации (сложность преодоления заключается в развитии воспитательного процесса в условиях противоречий со стороны требований к подготовке студентов); ЭОС, как результат технологического подхода к образовательному процессу, предполагает такой же подход к процессу обучения и воспитания студентов; технологии – это сфера услуг [5].

Педагогическим условием является готовность преподавателей работать в среде ЭОС. При отсутствии готовности у преподавателей работать в ЭОС и профессионального администрирования самой среды формируется негативное отношение к профессиональному воспитательному потенциалу ЭОС [6, 7]. Работа в ЭОС и осуществление профессионального воспитания студентов в этих условиях возможны при условии ИКТ-компетентности преподавателя. Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова и О.В. Яковлева указывают, что ИКТ-компетентность преподавателя – это важнейший фактор реализации федеральных образовательных стандартов [8]. ИКТ-компетентность преподавателя позволяет педагогу уверенно пользоваться средствами и инструментами ЭОС и говорить со студентами на равных. Это дает возможность структурировать и представлять информацию с учетом особенностей ЭОС, строить и управлять коммуникацией в рамках среды, управлять образовательным и воспитательным взаимодействием. Авторами указывается наличие высокой степени образовательной свободы, самостоятельности, самоуправления, которые даются студенту при высоком уровне ИКТ-компетентности преподавателя.

Для раскрытия педагогических возможностей потенциал ЭОС изучается и совершенствуется. ЭОС рассматривается как совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, предназначенная для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающегося и обучающего [9].

Определение ЭОС раскрывает ее функциональную суть – технологизацию процесса обучения в электронном формате дистанционной работы со студентами. Поэтому эффективность электронной образовательной среды определяется техническими, организационными, педагогическими условиями.

Несмотря на технологичность процесса обучения студентов в ЭОС, педагогические условия являются ключевыми и находятся на пути своего развития и изучения, что подтверждается результатами оценки и анализа ЭОС как среды, позволяющей решать задачи воспитания студентов, в том числе и профессионального.

На современном этапе изучения ЭОС как педагогического ресурса, педагогические условия в своей совокупности имеют отношение к организации процесса обучения, так как в своей первостепенной задаче ЭОС представлена как цифровое средство, расширяющее учебные возможности студентов за счет доступности учебных материалов, организации контролируемой самостоятельной работы, оптимизации трудозатрат и затрат времени на отработку задолженностей по занятиям и неудовлетворительным оценкам [1]. На основе заложенного образовательного потенциала в ЭОС Т.Б. Носкова обозначила, что педагогические инструменты в среде ЭОС могут быть представлены как электронные ресурсы информационного типа, коммуникационные образовательные ресурсы и электронные ресурсы управления [4]. Указанные ресурсы более конкретно будут применимы при решении следующих педагогических задач, возложенных на ЭОС: использование образовательных сетевых технологий; создание условий для индивидуальных образовательных и развивающих (воспитательных) маршрутов; формирование навыков и командной коммуникации при коллективной работе студентов; увеличение доступности к электронным пособиям и учебникам; применение мультимедийных, фото- и видеоматериалов [8]; использование конференц-платформ для обучения; формирование креативного мышления всех участников цифрового образовательного процесса; технологическая организация конференций, мастер-классов и встреч в режиме интернет-трансляций; организация и проведение анкетирования, опросов.

Со временем ЭОС будет давать возможность исследовать и активнее использовать новые технологии в своей среде. Это повышает ее актуальность, вызывает интерес у студентов, мотивирует к её использованию и изучению её потенциальных возможностей.

Педагогические условия профессионального воспитания студентов в условиях ЭОС будут определяться влиянием на личность человека. ЭОС позволяет создавать контролируемые и управляемые условия, поскольку они задаются участниками-носителями (преподавателями, администраторами) базовых и профессиональных ценностей. Академические ценности вуза переносятся в электронную среду и формируют ее содержание и атмосферу – в целом архитектонику.

Если рассматривать виртуальное пространство как фактор воздействия на личность, то ЭОС обладает этим воздействием. М.А. Петлин считает, что киберпространство, виртуальное пространство являются инструментом познания и раскрытия внутреннего мира человека. Расширяя возможности человека, виртуальное пространство способствует развитию его духовной сущности [10]. Однако ЭОС несколько отличается от виртуального и киберпространства. Отличия заключаются в задачах, которые ЭОС призвана решать. Образовательный процесс мало конкурирует с развлекательным контентом, контентом по интересам и увлечениям в виртуальном пространстве. Однако воспитательный потенциал ЭОС раскрывается не в конкуренции, построенной на интересе, а в развитии у студентов чувства долга перед собой и группой, ответственности, самоорганизации и самосовершенствовании, основанной на формирующемся профессиональном самоопределении. Именно в этом, если ссылаться на М.А. Петлина, раскрывается педагогическое влияние ЭОС на личность студентов, ориентированное на их духовный рост.

Новые формы социализации студентов рассматриваются в статье М.С. Чвановой, М.С. Анурьевой, И.А. Киселевой. Авторы сопоставили возможности трансляции традиционных, по их мнению, форм социализации в условиях виртуального пространства [11]. С учетом предназначения ЭОС она как среда профессиональной социализации имеет ограничения. Эти социализирующие ограничения чаще всего связаны с отсутствием живого контакта. Виртуальные общества, обучение, порталы в своей основе строятся на дистанционных контактах. ЭОС имеет временно-пространственные ограничения, даже несмотря на то, что призвана приблизить преподавателя и студента друг к другу. Профессиональное воспитание в условиях ЭОС предполагает поэтапную работу: определение целевой аудитории, выбор программного обеспечения, осуществить выбор наиболее подходящих технических решений для создания воспитательной инфраструктуры ЭОС, определение форм воспитания. Авторы выделили такие формы социализации в виртуальном пространстве: формальная форма, неформальная форма, информальная форма.

ЭОС не лишена формальных форм работы, в том числе и воспитательного характера. Дистанционное воспитание нуждается в предметном точном описании средств и форм работы. Е.А. Крайнова, К.В. Садова и А.В. Тараканов рассматривают воспитательную работу в ЭОС как своевременное информирование о планируемых мероприятиях; средствах поддержки деятельности кураторов; средствах внеучебного информационного взаимодействия; средствах развития личности и т.д. [8], т.е. ограничивают ее сугубо формальными формами работы. В условиях современных требований к воспитанию личности, в том числе в духе подготовки специалиста и профессионала, формальное воспитание лишает смысла все средства, наделяя их лишь информационными функциями.

Воспитательный потенциал ЭОС опирается в настоящее время на цифровой процесс обучения, характеризующийся дистанционным форматом взаимодействия студентов и преподавателей, учетом индивидуальных особенностей обучения студентов, цифровыми материалами образовательного характера, разнообразием возможных организованных контактов и контентов. Процесс обучения оказывает большое воспитательное значение, поскольку предполагает активное участие личности не только в усвоении новой информации, но и предполагает отражение личного отношения к материалу, проявление умений трудиться и выполнять поставленные задачи. Поэтому ЭОС становится больше, чем просто средством дистанционного обучения студентов. Она становится средой, где у студентов начинают проявляться и формироваться адаптируемые к новым условиям обучения качества личности. Профессиональное воспитание студентов постепенно переходит в ЭОС и пользуется её инструментами. Для осуществления профессионального воспитания студентов необходимо включить такие разделы, как новости, аналитическое обозрение, профессиональный календарь (знаковые даты в развитии твоей профессии или специальности; профессиональные конференции, встречи, мастер-классы), интернет-журнал о перспективах развития профессии, книжное обозрение, полемика, раздел с возможностью задать вопрос специалисту.

Важными условиями, повышающими качество профессионального воспитания студентов в среде ЭОС, являются: направление подготовки в вузе, уровень получаемого образования, профиль подготовки (гуманитарный, технический, художественный и т.д.), тип регулирования. По мнению Е.А. Крайновой, К.В. Садовой, А.В. Тараканова, в ЭОС всегда, независимо от типа ЭОС (открытого или закрытого), совершенствуется организация и техническое оснащение среды [8]. Профессиональное воспитание в ЭОС служит новым этапом изучения возможностей данной среды в формировании личности будущего специалиста и профессионала.

Если мы планируем использовать виртуальную среду для профессионального воспитания студентов, то важно учитывать склонность и интерес к работе в ЭОС со стороны студентов. Например, исследование В.А. Плешакова и А.О. Кочнева показало, что только 42 % молодых людей используют интернет для своего профессионального развития [12]. Другая часть обследуемых не планирует этого делать. В тех вузах, где администрация и преподаватели активно строят образовательный процесс в ЭОС, и студентам необходимо перестраиваться и осваивать навыки обучения и работы в цифровом формате, соответствовать требованиям профессиональной подготовки вуза.

Заключение

Вузовское образование не откажется от электронной образовательной среды. Поэтому для преподавателей важно определить, что ЭОС вуза – это средство, а не самоцель. Развитие электронной образовательной среды возможно при условии наращивания ее функционала. Количество студентов, максимально участвующих в виртуальной жизни, только растет, и степень погружения в виртуальный мир становится все более значимой. Высшее образование не может отставать от этой мировой тенденции. В результате анализа условий профессионального воспитания в ЭОС было определено, что среда, несомненно, является социализирующим фактором; она служит современной формой буферного взаимодействия между преподавателями и студентами; способствует интеграции сообщества студентов в цифровую среду для получения профессионального образования и тем самым обеспечивая её профессионализацию; стимулирует появление новых форм и форматов, реализующих профессиональное образование студентов в ЭОС.


Библиографическая ссылка

Тома Ж.В., Константинов В.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 7. – С. 183-187;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39256 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674