Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF MINORS RECOGNIZED AS IN NEED OF SOCIAL SERVICES

Alpatova N.S. 1 Ponkina I.V. 2
1 Moscow Social and Pedagogical Institute
2 Volgograd Regional Social and Rehabilitation Center for Minors
The article deals with the problem of socio-pedagogical rehabilitation of minors in need of social services, in connection with the trend of increasing this category of children. The specificity of adolescence makes its representatives especially sensitive to the pedagogical mistakes of teachers and the mistakes of family education. The pilot study was carried out on the basis of a social rehabilitation center and was aimed at theoretical substantiation and practical implementation of the program of social and pedagogical rehabilitation of minors in need of assistance. The stages of a diagnostic study are described, the purpose of which was to identify difficulties in the socialization of minors. Analysis of the results of diagnostics showed that the majority of pupils have difficulties in communicating with their peers, which is associated with the inability to show trusting, warm, friendly treatment; the occurrence of frequent conflicts and misunderstandings; more than half of the pupils lack the skills of cultural behavior, the moral qualities of the individual are not formed; there is a low level of consciousness, reduced activity. Based on the diagnostic data, a program of social and pedagogical rehabilitation of the pupils of the center was developed and implemented, the purpose of which was to increase the level of activity and independence of the pupils; help in adapting to changing socio-economic conditions of life; to develop in them the ability to control their behavior and effectively solve problems that arise before them. The program consisted of twelve thematic sections and included group and individual lessons. The control of diagnostics based on the results of the conducted experimental study allows us to state a high level of effectiveness of the program implementation.
socio-pedagogical rehabilitation
minors
social services

В современном российском обществе наблюдается тенденция увеличения количества несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Специфика подросткового возраста делает его представителей особенно чувствительными к различного рода социальным деформациям в обществе, к педагогическим ошибкам учителей и ошибкам семейного воспитания. Сохраняет остроту проблема неблагополучия детей и подростков, связанная с низким уровнем жизни семей, воспитывающих детей, с увеличением числа социальных сирот по причине увеличения числа родителей, не выполняющих свои функциональные обязанности [1]. В этой связи адаптация несовершеннолетних к социуму, «вхождение» их в самостоятельную жизнь представляет собой острейшую проблему.

В научной литературе проблема сопровождения и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, нашла отражение в трудах Е.В. Змановской, Л.Я. Олиференко, Ю.В. Васильковой, Г.Ф. Кумариной, К.С. Лисецкого, А.В. Мудрика, А.А. Немтиновой, М.С. Палехиной, Т.И. Шульги и других [2, 3]. Вопросам реабилитации трудных подростков посвящены исследования С.А. Беличевой, М.А. Галагузовой, В.Д. Менделевича, Е.В. Москвиной, И.Н. Пятницкой, Н.А. Сироты, Р.В. Овчаровой, М.Э. Паатовой и других [4, 5]. Однако, несмотря на многочисленные исследования, данная проблема изучена недостаточно и требует дальнейшего рассмотрения.

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

Материалы и методы исследования

База исследования: государственное казенное специализированное учреждение социального обслуживания «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – Центр). В эксперименте участвовали 11 воспитанников в возрасте от 12 до 14 лет.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение

Опытно-экспериментальная работа предполагала проведение диагностики жизненной ситуации, в которой находится каждый подросток, а именно определение трудностей в социализации детей, их общего эмоционального состояния, психологических портретов воспитанников, внутрисемейных отношений.

Диагностика начиналась с установления коммуникативных отношений с воспитанниками. Специалист по социальной реабилитации строил диалог с подростком так, чтобы он сам заговорил о своих проблемах, об отношениях с членами семьи и ближайшим социальным окружением.

На первом этапе диагностического исследования нами было проведено анкетирование «Приоритеты жизненных ценностей», «Основные виды досуговой деятельности» с целью выявления ценностных ориентаций, интересов, социальной активности. Подросткам было предложено ответить на вопросы анкет и выбрать несколько вариантов, соответствующих каждому индивидуально.

Проанализировав анкеты, получили следующую информацию: в качестве наиболее приоритетной жизненной ценности подростки выделяют «обретение профессии», так считают 6 чел. (54,5 %). Этот довольно высокий процент говорит о дальнейшем осознанном устройстве в обществе. Поэтому необходимо не только дать наиболее полную информацию о «мире профессий», но и помочь с ее выбором. 5 чел. (45,4 %) выделяют: «уважение со стороны товарищей», «семейное счастье», «возможность путешествовать», «физическая сила, отсутствие страха перед другими». Большинство воспитанников (9 чел., 81,8 %) приоритетную жизненную ценность видят в финансах и 2 чел. (18,2 %) выделяют общественную значимость.

Свой досуг воспитанники организуют следующим образом: 10 чел. (90,9 %) проводят время в социальных сетях; из них 8 подростков (72,7 %) увлечены компьютерными играми; 6 чел. (54,5 %) проводят время с друзьями, гуляют на улице; 5 воспитанников (45,4 %) регулярно смотрят телепередачи, причем в подавляющем большинстве развлекательные каналы.

Примечательно, что современные подростки либо не читают книги вообще, либо читают очень мало (3 чел., 27,3 %), в основном произведения из школьной программы.

Занимаются спортом и проводят время на свежем воздухе лишь треть подростков (36,4 %). Большая часть воспитанников не посещают ни секции, ни кружки. Вместе с тем многие несовершеннолетние хотели бы быть участниками какого-либо молодежного объединения или волонтерами (7 чел., 63,6 %).

По результатам анкетирования видно, что большинство воспитанников отдают предпочтение пассивным видам досуговой деятельности, что говорит о низком уровне их социальной активности.

На втором этапе диагностического исследования нами был проведен опрос «Социальные навыки», который направлен на выявление сформированности коммуникативных навыков и навыков взаимодействия воспитанников друг с другом, со специалистами Центра. Подросткам было предложено оценить, насколько быстро у них формируется тот или иной навык, а также насколько каждый из этих навыков, по их мнению, можно быстро сформировать у их сверстников.

Результаты данного опроса следующие: уровень своих социальных навыков большинство подростков расценивают как средний, а именно так считают 5 чел. (45,4 %). Низкий уровень социальных навыков наблюдается у 6 воспитанников (54,5 %). Несформированность социальных навыков проявляется в неумении общаться (начинать и завершать разговор), избежать конфликта и отстоять свою точку зрения. Отношения со сверстниками чаще окрашены негативно – на них можно злиться, обижаться, перед ними может быть стыдно, можно испытывать чувство вины. Положительным в общении с друзьями является то, что с ними не скучно и можно общаться «на одной волне». Высокий уровень социальных навыков среди воспитанников не был выявлен.

Также в рамках данного этапа для диагностики взаимоотношений в семье мы разработали и апробировали опросник «Дети о родителях», который был направлен на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети. Этот опросник включал две шкалы: благоприятные и неблагоприятные взаимоотношения в семье. Полученные в ходе опроса результаты свидетельствуют о том, что у большинства воспитанников (8 чел., 72,7 %) отмечаются неблагоприятные взаимоотношения в семьях. Воспитание в таких семьях чаще всего характеризуется недостатком опеки и контроля со стороны родителей или связано с неблагополучием семьи: составом, материальной обеспеченностью, условиями проживания. Соответственно, 3 несовершеннолетних (27,3 %) воспитываются в благополучных семьях, в которых родители поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных.

На третьем этапе диагностики нами были проведены беседы, направленные на выяснение особенностей взаимоотношений между несовершеннолетними, членами их семей и сверстниками, а также отношения к здоровому образу жизни и психоактивным веществам. Тематика бесед: 1) «Дети и семья». В ходе беседы были рассмотрены следующие вопросы: этика отношений старших и младших членов семьи, детей и взрослых; представления детей о семейном счастье, радостях жизни; 2) «Я и мои друзья». Воспитанники ответили на вопросы: кого можно назвать «настоящим» другом, чем друг отличается от приятеля и каким следует быть, чтобы другие ребята желали бы дружить с тобой; 3) «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки». Обсудили, что чувствуют и представляют несовершеннолетние, когда слышат «наркоман», «алкоголизм», «курение». Выяснили, как относятся воспитанники к психоактивным веществам.

В ходе организованных бесед на разные темы подростки не всегда внимательно слушали друг друга, порой не хватало терпения дослушать говорящего до конца, нередко перебивали друг друга, вставляя реплики. Все это говорит о том, что у большинства несовершеннолетних отсутствуют навыки культурного поведения, не сформированы нравственные качества личности.

Проведя исследование с воспитанниками Центра и проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу: большинство воспитанников имеют трудности в общении со сверстниками, связанные с неумением устанавливать доверительные, теплые, дружеские взаимоотношения; возникновением частых конфликтов и непонимания; у более половины воспитанников отсутствуют навыки культурного поведения, не сформированы нравственные качества личности; наблюдается низкий уровень сознания, сниженная активность.

Следует отметить, что у ребят есть стремление к уважению со стороны окружающих и налаживанию отношений с ними. Большинство подростков неравнодушны к своему будущему, которое проявляется в желании обрести профессию, а в дальнейшем работу, семью, детей.

Полученные в ходе диагностического исследования результаты послужили основой для разработки программы социально-педагогической реабилитации воспитанников в условиях Центра.

На основе данных диагностики мы определили цель и задачи социально-педагогической работы с воспитанниками. К ним относятся оказание социально-психолого-педагогической помощи детям, укрепление их связей со здоровой социальной средой через создание единого реабилитационного пространства, содействие процессу их социализации. Диагностическое исследование также позволило наметить план работы как с группой, так и с отдельно взятым подростком.

Реализация программы предусматривает проведение комплекса групповых и индивидуальных занятий. При выборе темы каждого занятия мы учитывали не только возраст воспитанников, но и их индивидуальные особенности.

Программа включала в себя следующие разделы:

Раздел 1. «Давайте знакомиться!»

Цель: установить доверительные отношения между участниками.

Важным направлением работы с воспитанниками было научить их сотрудничать, из группы подростков создать сплоченный, творческий коллектив, умеющий активно работать и взаимодействовать. Для этого на первых встречах с ребятами использовались ролевые игры, квест-игры: «Слепой и поводырь», «Прогулка с компасом», «Лабиринт», «Выбор», «Равенство». С их помощью создавалась атмосфера доверия, непринужденности и уважения. Подростки охотно играли в игры, рассчитанные на сплочение группы, улучшение коллективных взаимоотношений: «Встаньте в круг», «Шеренга», «Встреча взглядами», «Печатная машинка» и др.

Раздел 2. «Будьте здоровы!»

Цель: способствовать формированию культуры здорового образа жизни и потребности бережного отношения к своему здоровью как базовой ценности, предопределяющей возможности и успешность жизненного пути.

Предлагаемые темы занятий: «Путешествие по станциям здоровья»; «Друг или враг нам этот табак?»; «Опасное погружение»; «Сказать «СТОП»; «Гигиена и твое здоровье»; «Алкоголь и табакокурение – то, что губит общество»; «О наркомании и наркоманах» и др.

Раздел 3. «Наша безопасность».

Цель: помочь воспитанникам овладеть элементарными навыками поведения дома, в местах массовых скоплений людей, в общественном транспорте, на улице, при пожаре, на водоемах, при любой погоде; развить самостоятельность и ответственность.

Предлагаемые темы занятий: «Безопасность в доме»; «О правилах важных – пожаробезопасных»; «Безопасность на дорогах»; «Уроки городской безопасности»; «Средства индивидуальной мобильности»; «Опасность зимнего водоема»; «Причины и разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма»; «Безопасность при любой погоде» и др.

Раздел 4. «Уроки нравственности».

Цель: способствовать формированию нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Предлагаемые темы занятий: «Что такое хорошо и что такое плохо?»; «О равнодушии и добре»; «Наука о совести»; «Друг познается в беде»; «Каждой вещи – свое место»; «Жить с достоинством – что это значит?»; «Добросердечность»; «Человек и труд» и др.

Раздел 5. «Веселый этикет».

Цель: способствовать формированию навыков культурного поведения в повседневной жизни и развитию коммуникативных навыков.

Предлагаемые темы занятий: «Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стола. Поведение за столом»; «Конфликт и выход из него»; «Как понравиться людям»; «Конфликт – преодолеть!»; «Соблюдение этикета в общественных местах» и др.

Раздел 6. «Семья – это маленькое государство».

Цель: развить стремление к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия; способствовать формированию культуры межличностного взаимодействия; воспитать уважительное отношение к институту семьи; повысить значимость семьи.

Предлагаемые темы занятий: «Что такое Семья?»; «Семья и дом»; «Любовь и ответственность»; «В фокусе – семья»; «Как сохранить семейное счастье?» и др.

Раздел 7. «Час суда»

Цель: способствовать формированию правовых знаний; формировать чувство ответственности за свои поступки и позитивное отношение к окружающим людям.

Предлагаемые темы занятий: «Поведение в школе»; «Наши права и обязанности»; «Я в ответе за свои поступки»; «Административная и уголовная ответственность»; «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»; «Здоровье и закон»; «Проступок. Правонарушение. Преступление» и др.

Раздел 8. «В поисках своего призвания».

Цель: информировать воспитанников о факторах, влияющих на выбор профессии; выявить их склонности к какому-либо типу профессии; ознакомить с классификацией профессий и с конкретными профессиями.

Предлагаемые темы занятий: «Как выбрать профессию?»; «Мир профессий»; «Ошибки при выборе профессии» и др.

Раздел 9. «Клуб сенаторов».

Цель: способствовать осознанию проблем в «семье»; совершенствовать навыки решения проблем; способствовать развитию самопомощи.

Предлагаемые темы занятий: «Вот такая моя семья!»; «Семейные обереги»; «Детки и предки»; «С папой я своим дружу»; «Мы счастливая семья»; «Лучше мамы друга нет!» и др.

Раздел 10. «Терпенье и труд все перетрут».

Цель: способствовать развитию взаимопомощи, формированию бытовых умений; научить ухаживать за комнатными растениями и создавать уют.

Предлагаемые темы занятий: «Творчество как стиль жизни»; «Мой дом – наведу порядок в нем»; «Комнатные цветы в интерьере»; «Уют в моем доме»; «Чистота – залог здоровья!» и др.

Раздел 11. «Смак».

Цель: познакомить с понятиями «вкусная» и «здоровая» пища; научить детей готовить различные блюда; способствовать формированию навыков безопасного поведения при пользовании различной кухонной утварью для приготовления пищи.

Предлагаемые темы занятий: «Вкусная и здоровая пища»; «Значение украшения блюд»; «Кухонная утварь»; «Правила чистоты на кухне»; «Безопасное пользование кухонным инвентарем» и др.

Раздел 12. «Вместе весело живем!».

Цель: создать благоприятные условия для совместного времяпрепровождения воспитанников и их гостей; способствовать развитию сообразительности, фантазии, творческой активности, позитивных взаимоотношений между подростками и специалистами и сплочению детского коллектива; сформировать навыки организации досуга; вызвать яркие, положительные впечатления и переживания.

Предлагаемые темы занятий: «Я и другой»; «Мои радости жизни»; «Чтобы не обидеться»; «Круг творчества»; «Воображариум»; «Дружба крепкая у нас»; «Мечтать не вредно!» и др.

Заключительное занятие проводилось с целью закрепления полученных знаний и навыков, формирования у воспитанников потребности и способности к саморазвитию и самореализации.

Анализ результатов контрольного этапа диагностики показал, что все подростки (100 %) охарактеризовали свои отношения со сверстниками как теплые, дружеские, иногда нейтральные в силу собственных причин, но не конфликтные; наиболее значимым для воспитанников является мнение специалистов и самых искренних, верных друзей. Поэтому можно сказать, что авторитетом для подростков может быть не только друг-сверстник, но и помощник, советчик – специалист по социальной реабилитации, психолог; отношения с окружающими воспитанники расценивают как уважительные, с полным взаимопониманием. При ранжировании жизненных ценностей было выявлено, что на первое место воспитанники поставили – уважение, любовь, верных друзей, а на второе – образование, ум, карьеру, самореализацию. Несовершеннолетние объяснили свой выбор тем, что невозможно добиться больших «высот», не имея рядом надежной опоры и поддержки, а такой поддержкой могут стать друзья, семья, родственники.

Заключение

Полученные данные позволяют констатировать высокий уровень результативности реализации программы. Занятия, проведенные в рамках программы социально-педагогической реабилитации воспитанников, способствовали тому, что между подростками, сверстниками и специалистами возникли теплые и доверительные отношения. Появилось понимание, за что и почему нужно уважать себя и своих сверстников. Изменилось представление о семье, о себе в семье, о своих обязанностях и ответственности перед близкими людьми. Появилось стремление воспитанников управлять своим поведением, эмоциями, самосовершенствоваться. При этом снизилось эмоциональное напряжение, негативное отношение к себе и своим близким. Благодаря практическим занятиям воспитанники получили необходимые умения и навыки, касающиеся личной гигиены, безопасного поведения, которые помогут избежать различных заболеваний, несчастных случаев; овладели адекватными способами поведения: научились слушать и слышать другого, проявлять сочувствие и сопереживание, разрешать конфликты мирным путем и т.д. В целом работа с детьми способствовала повышению адаптации и реабилитационного потенциала воспитанников.