В современном российском обществе наблюдается тенденция увеличения количества несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Специфика подросткового возраста делает его представителей особенно чувствительными к различного рода социальным деформациям в обществе, к педагогическим ошибкам учителей и ошибкам семейного воспитания. Сохраняет остроту проблема неблагополучия детей и подростков, связанная с низким уровнем жизни семей, воспитывающих детей, с увеличением числа социальных сирот по причине увеличения числа родителей, не выполняющих свои функциональные обязанности [1]. В этой связи адаптация несовершеннолетних к социуму, «вхождение» их в самостоятельную жизнь представляет собой острейшую проблему.
В научной литературе проблема сопровождения и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, нашла отражение в трудах Е.В. Змановской, Л.Я. Олиференко, Ю.В. Васильковой, Г.Ф. Кумариной, К.С. Лисецкого, А.В. Мудрика, А.А. Немтиновой, М.С. Палехиной, Т.И. Шульги и других [2, 3]. Вопросам реабилитации трудных подростков посвящены исследования С.А. Беличевой, М.А. Галагузовой, В.Д. Менделевича, Е.В. Москвиной, И.Н. Пятницкой, Н.А. Сироты, Р.В. Овчаровой, М.Э. Паатовой и других [4, 5]. Однако, несмотря на многочисленные исследования, данная проблема изучена недостаточно и требует дальнейшего рассмотрения.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Материалы и методы исследования
База исследования: государственное казенное специализированное учреждение социального обслуживания «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – Центр). В эксперименте участвовали 11 воспитанников в возрасте от 12 до 14 лет.
В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение
Опытно-экспериментальная работа предполагала проведение диагностики жизненной ситуации, в которой находится каждый подросток, а именно определение трудностей в социализации детей, их общего эмоционального состояния, психологических портретов воспитанников, внутрисемейных отношений.
Диагностика начиналась с установления коммуникативных отношений с воспитанниками. Специалист по социальной реабилитации строил диалог с подростком так, чтобы он сам заговорил о своих проблемах, об отношениях с членами семьи и ближайшим социальным окружением.
На первом этапе диагностического исследования нами было проведено анкетирование «Приоритеты жизненных ценностей», «Основные виды досуговой деятельности» с целью выявления ценностных ориентаций, интересов, социальной активности. Подросткам было предложено ответить на вопросы анкет и выбрать несколько вариантов, соответствующих каждому индивидуально.
Проанализировав анкеты, получили следующую информацию: в качестве наиболее приоритетной жизненной ценности подростки выделяют «обретение профессии», так считают 6 чел. (54,5 %). Этот довольно высокий процент говорит о дальнейшем осознанном устройстве в обществе. Поэтому необходимо не только дать наиболее полную информацию о «мире профессий», но и помочь с ее выбором. 5 чел. (45,4 %) выделяют: «уважение со стороны товарищей», «семейное счастье», «возможность путешествовать», «физическая сила, отсутствие страха перед другими». Большинство воспитанников (9 чел., 81,8 %) приоритетную жизненную ценность видят в финансах и 2 чел. (18,2 %) выделяют общественную значимость.
Свой досуг воспитанники организуют следующим образом: 10 чел. (90,9 %) проводят время в социальных сетях; из них 8 подростков (72,7 %) увлечены компьютерными играми; 6 чел. (54,5 %) проводят время с друзьями, гуляют на улице; 5 воспитанников (45,4 %) регулярно смотрят телепередачи, причем в подавляющем большинстве развлекательные каналы.
Примечательно, что современные подростки либо не читают книги вообще, либо читают очень мало (3 чел., 27,3 %), в основном произведения из школьной программы.
Занимаются спортом и проводят время на свежем воздухе лишь треть подростков (36,4 %). Большая часть воспитанников не посещают ни секции, ни кружки. Вместе с тем многие несовершеннолетние хотели бы быть участниками какого-либо молодежного объединения или волонтерами (7 чел., 63,6 %).
По результатам анкетирования видно, что большинство воспитанников отдают предпочтение пассивным видам досуговой деятельности, что говорит о низком уровне их социальной активности.
На втором этапе диагностического исследования нами был проведен опрос «Социальные навыки», который направлен на выявление сформированности коммуникативных навыков и навыков взаимодействия воспитанников друг с другом, со специалистами Центра. Подросткам было предложено оценить, насколько быстро у них формируется тот или иной навык, а также насколько каждый из этих навыков, по их мнению, можно быстро сформировать у их сверстников.
Результаты данного опроса следующие: уровень своих социальных навыков большинство подростков расценивают как средний, а именно так считают 5 чел. (45,4 %). Низкий уровень социальных навыков наблюдается у 6 воспитанников (54,5 %). Несформированность социальных навыков проявляется в неумении общаться (начинать и завершать разговор), избежать конфликта и отстоять свою точку зрения. Отношения со сверстниками чаще окрашены негативно – на них можно злиться, обижаться, перед ними может быть стыдно, можно испытывать чувство вины. Положительным в общении с друзьями является то, что с ними не скучно и можно общаться «на одной волне». Высокий уровень социальных навыков среди воспитанников не был выявлен.
Также в рамках данного этапа для диагностики взаимоотношений в семье мы разработали и апробировали опросник «Дети о родителях», который был направлен на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети. Этот опросник включал две шкалы: благоприятные и неблагоприятные взаимоотношения в семье. Полученные в ходе опроса результаты свидетельствуют о том, что у большинства воспитанников (8 чел., 72,7 %) отмечаются неблагоприятные взаимоотношения в семьях. Воспитание в таких семьях чаще всего характеризуется недостатком опеки и контроля со стороны родителей или связано с неблагополучием семьи: составом, материальной обеспеченностью, условиями проживания. Соответственно, 3 несовершеннолетних (27,3 %) воспитываются в благополучных семьях, в которых родители поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных.
На третьем этапе диагностики нами были проведены беседы, направленные на выяснение особенностей взаимоотношений между несовершеннолетними, членами их семей и сверстниками, а также отношения к здоровому образу жизни и психоактивным веществам. Тематика бесед: 1) «Дети и семья». В ходе беседы были рассмотрены следующие вопросы: этика отношений старших и младших членов семьи, детей и взрослых; представления детей о семейном счастье, радостях жизни; 2) «Я и мои друзья». Воспитанники ответили на вопросы: кого можно назвать «настоящим» другом, чем друг отличается от приятеля и каким следует быть, чтобы другие ребята желали бы дружить с тобой; 3) «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки». Обсудили, что чувствуют и представляют несовершеннолетние, когда слышат «наркоман», «алкоголизм», «курение». Выяснили, как относятся воспитанники к психоактивным веществам.
В ходе организованных бесед на разные темы подростки не всегда внимательно слушали друг друга, порой не хватало терпения дослушать говорящего до конца, нередко перебивали друг друга, вставляя реплики. Все это говорит о том, что у большинства несовершеннолетних отсутствуют навыки культурного поведения, не сформированы нравственные качества личности.
Проведя исследование с воспитанниками Центра и проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу: большинство воспитанников имеют трудности в общении со сверстниками, связанные с неумением устанавливать доверительные, теплые, дружеские взаимоотношения; возникновением частых конфликтов и непонимания; у более половины воспитанников отсутствуют навыки культурного поведения, не сформированы нравственные качества личности; наблюдается низкий уровень сознания, сниженная активность.
Следует отметить, что у ребят есть стремление к уважению со стороны окружающих и налаживанию отношений с ними. Большинство подростков неравнодушны к своему будущему, которое проявляется в желании обрести профессию, а в дальнейшем работу, семью, детей.
Полученные в ходе диагностического исследования результаты послужили основой для разработки программы социально-педагогической реабилитации воспитанников в условиях Центра.
На основе данных диагностики мы определили цель и задачи социально-педагогической работы с воспитанниками. К ним относятся оказание социально-психолого-педагогической помощи детям, укрепление их связей со здоровой социальной средой через создание единого реабилитационного пространства, содействие процессу их социализации. Диагностическое исследование также позволило наметить план работы как с группой, так и с отдельно взятым подростком.
Реализация программы предусматривает проведение комплекса групповых и индивидуальных занятий. При выборе темы каждого занятия мы учитывали не только возраст воспитанников, но и их индивидуальные особенности.
Программа включала в себя следующие разделы:
Раздел 1. «Давайте знакомиться!»
Цель: установить доверительные отношения между участниками.
Важным направлением работы с воспитанниками было научить их сотрудничать, из группы подростков создать сплоченный, творческий коллектив, умеющий активно работать и взаимодействовать. Для этого на первых встречах с ребятами использовались ролевые игры, квест-игры: «Слепой и поводырь», «Прогулка с компасом», «Лабиринт», «Выбор», «Равенство». С их помощью создавалась атмосфера доверия, непринужденности и уважения. Подростки охотно играли в игры, рассчитанные на сплочение группы, улучшение коллективных взаимоотношений: «Встаньте в круг», «Шеренга», «Встреча взглядами», «Печатная машинка» и др.
Раздел 2. «Будьте здоровы!»
Цель: способствовать формированию культуры здорового образа жизни и потребности бережного отношения к своему здоровью как базовой ценности, предопределяющей возможности и успешность жизненного пути.
Предлагаемые темы занятий: «Путешествие по станциям здоровья»; «Друг или враг нам этот табак?»; «Опасное погружение»; «Сказать «СТОП»; «Гигиена и твое здоровье»; «Алкоголь и табакокурение – то, что губит общество»; «О наркомании и наркоманах» и др.
Раздел 3. «Наша безопасность».
Цель: помочь воспитанникам овладеть элементарными навыками поведения дома, в местах массовых скоплений людей, в общественном транспорте, на улице, при пожаре, на водоемах, при любой погоде; развить самостоятельность и ответственность.
Предлагаемые темы занятий: «Безопасность в доме»; «О правилах важных – пожаробезопасных»; «Безопасность на дорогах»; «Уроки городской безопасности»; «Средства индивидуальной мобильности»; «Опасность зимнего водоема»; «Причины и разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма»; «Безопасность при любой погоде» и др.
Раздел 4. «Уроки нравственности».
Цель: способствовать формированию нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Предлагаемые темы занятий: «Что такое хорошо и что такое плохо?»; «О равнодушии и добре»; «Наука о совести»; «Друг познается в беде»; «Каждой вещи – свое место»; «Жить с достоинством – что это значит?»; «Добросердечность»; «Человек и труд» и др.
Раздел 5. «Веселый этикет».
Цель: способствовать формированию навыков культурного поведения в повседневной жизни и развитию коммуникативных навыков.
Предлагаемые темы занятий: «Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стола. Поведение за столом»; «Конфликт и выход из него»; «Как понравиться людям»; «Конфликт – преодолеть!»; «Соблюдение этикета в общественных местах» и др.
Раздел 6. «Семья – это маленькое государство».
Цель: развить стремление к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия; способствовать формированию культуры межличностного взаимодействия; воспитать уважительное отношение к институту семьи; повысить значимость семьи.
Предлагаемые темы занятий: «Что такое Семья?»; «Семья и дом»; «Любовь и ответственность»; «В фокусе – семья»; «Как сохранить семейное счастье?» и др.
Раздел 7. «Час суда»
Цель: способствовать формированию правовых знаний; формировать чувство ответственности за свои поступки и позитивное отношение к окружающим людям.
Предлагаемые темы занятий: «Поведение в школе»; «Наши права и обязанности»; «Я в ответе за свои поступки»; «Административная и уголовная ответственность»; «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»; «Здоровье и закон»; «Проступок. Правонарушение. Преступление» и др.
Раздел 8. «В поисках своего призвания».
Цель: информировать воспитанников о факторах, влияющих на выбор профессии; выявить их склонности к какому-либо типу профессии; ознакомить с классификацией профессий и с конкретными профессиями.
Предлагаемые темы занятий: «Как выбрать профессию?»; «Мир профессий»; «Ошибки при выборе профессии» и др.
Раздел 9. «Клуб сенаторов».
Цель: способствовать осознанию проблем в «семье»; совершенствовать навыки решения проблем; способствовать развитию самопомощи.
Предлагаемые темы занятий: «Вот такая моя семья!»; «Семейные обереги»; «Детки и предки»; «С папой я своим дружу»; «Мы счастливая семья»; «Лучше мамы друга нет!» и др.
Раздел 10. «Терпенье и труд все перетрут».
Цель: способствовать развитию взаимопомощи, формированию бытовых умений; научить ухаживать за комнатными растениями и создавать уют.
Предлагаемые темы занятий: «Творчество как стиль жизни»; «Мой дом – наведу порядок в нем»; «Комнатные цветы в интерьере»; «Уют в моем доме»; «Чистота – залог здоровья!» и др.
Раздел 11. «Смак».
Цель: познакомить с понятиями «вкусная» и «здоровая» пища; научить детей готовить различные блюда; способствовать формированию навыков безопасного поведения при пользовании различной кухонной утварью для приготовления пищи.
Предлагаемые темы занятий: «Вкусная и здоровая пища»; «Значение украшения блюд»; «Кухонная утварь»; «Правила чистоты на кухне»; «Безопасное пользование кухонным инвентарем» и др.
Раздел 12. «Вместе весело живем!».
Цель: создать благоприятные условия для совместного времяпрепровождения воспитанников и их гостей; способствовать развитию сообразительности, фантазии, творческой активности, позитивных взаимоотношений между подростками и специалистами и сплочению детского коллектива; сформировать навыки организации досуга; вызвать яркие, положительные впечатления и переживания.
Предлагаемые темы занятий: «Я и другой»; «Мои радости жизни»; «Чтобы не обидеться»; «Круг творчества»; «Воображариум»; «Дружба крепкая у нас»; «Мечтать не вредно!» и др.
Заключительное занятие проводилось с целью закрепления полученных знаний и навыков, формирования у воспитанников потребности и способности к саморазвитию и самореализации.
Анализ результатов контрольного этапа диагностики показал, что все подростки (100 %) охарактеризовали свои отношения со сверстниками как теплые, дружеские, иногда нейтральные в силу собственных причин, но не конфликтные; наиболее значимым для воспитанников является мнение специалистов и самых искренних, верных друзей. Поэтому можно сказать, что авторитетом для подростков может быть не только друг-сверстник, но и помощник, советчик – специалист по социальной реабилитации, психолог; отношения с окружающими воспитанники расценивают как уважительные, с полным взаимопониманием. При ранжировании жизненных ценностей было выявлено, что на первое место воспитанники поставили – уважение, любовь, верных друзей, а на второе – образование, ум, карьеру, самореализацию. Несовершеннолетние объяснили свой выбор тем, что невозможно добиться больших «высот», не имея рядом надежной опоры и поддержки, а такой поддержкой могут стать друзья, семья, родственники.
Заключение
Полученные данные позволяют констатировать высокий уровень результативности реализации программы. Занятия, проведенные в рамках программы социально-педагогической реабилитации воспитанников, способствовали тому, что между подростками, сверстниками и специалистами возникли теплые и доверительные отношения. Появилось понимание, за что и почему нужно уважать себя и своих сверстников. Изменилось представление о семье, о себе в семье, о своих обязанностях и ответственности перед близкими людьми. Появилось стремление воспитанников управлять своим поведением, эмоциями, самосовершенствоваться. При этом снизилось эмоциональное напряжение, негативное отношение к себе и своим близким. Благодаря практическим занятиям воспитанники получили необходимые умения и навыки, касающиеся личной гигиены, безопасного поведения, которые помогут избежать различных заболеваний, несчастных случаев; овладели адекватными способами поведения: научились слушать и слышать другого, проявлять сочувствие и сопереживание, разрешать конфликты мирным путем и т.д. В целом работа с детьми способствовала повышению адаптации и реабилитационного потенциала воспитанников.
Библиографическая ссылка
Алпатова Н.С., Понькина И.В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 4. – С. 133-137;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39121 (дата обращения: 23.11.2024).