Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Dubchenkova N.O. 1 Palatkina G.V. 1
1 Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia
This article examines the concept of “leadership”, identifies leadership qualities characteristic of older preschool children, identifies the leading means of socio-cultural activity, describes the conditions that influence the formation of leadership qualities in older preschoolers in the process of socio-cultural activity. It is noted that today, in order to develop the leadership qualities of modern children, a number of pedagogical technologies are used in the educational process, which makes the socialization of the child’s personality more successful. The article tells about the problem and conditions of the formation of leadership qualities of older preschoolers. The features of leadership as a group phenomenon are described. Attention is drawn to the fact that preschool age is the most sensitive period for the formation and development of positively-directed leadership qualities of a child. Special attention is paid to the means that reveal the main content of socio-cultural activity, the features of its organization are highlighted, as well as a number of opportunities that make it more vivid, informative, emotional and memorable. A generalization of new material on the topic under study has been carried out, as well as the means of socio-cultural activities that influence the conditions for the successful implementation of the process of formation of selected leadership qualities in preschool children have been introduced into scientific educational circulation.
personality
senior preschool age
senior preschooler
leader
leadership
leadership qualities
means of socio-cultural activity

Преобразования в социально-экономической сфере России определяют новые приоритеты в обществе, формирование неординарных личностей со своей индивидуальностью, способных к взаимодействию в общекультурном пространстве и самоактуализации. В связи с этим современная система образования ориентируется на самоопределение личности, создание условий для формирования и развития инициативного, самостоятельного и ответственного молодого поколения. Эта проблема находит свое отражение в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы», в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [1].

Известно, что развивать личностную активность и лидерский потенциал необходимо уже в дошкольном возрасте, так как данный возрастной период является сензитивным для формирования лидерских качеств. Наиболее полно этот процесс происходит в старшем дошкольном возрасте. А.Н. Леонтьев в своих исследованиях отмечал, что в процессе активной деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит формирование адекватной оценки личного успеха, а также устойчивое соотношение мотивов к этой деятельности, что приводит к повышению уровня произвольности и свободы поведения [2].

Проблема изучения феномена лидерства всегда привлекала к себе пристальный интерес и на протяжении уже многих лет находится в центре внимания многочисленных исследователей как отечественных, так и зарубежных – с точки зрения социально-психологической науки. Учеными лидерство рассматривается с различных точек зрения: с точки зрения определения его социальной роли лидера, с точки зрения личностных качеств лидера, конкретных ситуационных компонентов, а также в плане выявления типов лидеров и стилей лидерства.

В психологии лидерство определяется как способность личности доминировать и оказывать влияние в системе межличностных отношений в группе. Педагогика рассматривает лидерство как влияние лидера на других членов группы для решения общих задач. Рассматривая лидерство с точки зрения социологии, ученые трактуют данное понятие как отдельный механизм социальной интеграции личности или как социальный статус отдельных категорий граждан.

Сегодня, с целью развития лидерских качеств современных детей, мы стараемся обеспечить успешную социализацию, используя целый спектр педагогических технологий в образовательном процессе [3]. Именно цифровые технологии вызывают наибольший интерес, а также являются более удобными в современном образовательном процессе.

Анализ исследований, посвященных данной проблеме, позволил выделить следующие лидерские качества: инициативность, ответственность, самостоятельность, организаторские способности, упорство в достижении цели, умение привлечь и заинтересовать сверстников, готовность быть первым во всем, умение устанавливать правила и др. Общение выступает одним из главных условий развития лидерских качеств у подрастающего поколения. Именно в процессе общения появляется возможность установить эмоциональный контакт как между сверстниками, так и с взрослыми, в результате которого ребенок усваивает необходимые для жизни правила поведения в социуме [4].

Ключевым компонентом развивающего социально-педагогического пространства, которое отвечает за формирование лидерских качества у современных детей, является разноплановая содержательная деятельность, в которую включен ребенок.

Целью исследования является выявление особенностей развития лидерских качеств современных детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Согласно поставленной цели в ходе нашего исследования были применены следующие методы изучения феномена лидерства: интерпретативный, структурно-функциональный и компаративистский.

Применяя интерпретативный метод, мы провели анализ научно-методической литературы и рассмотрели труды учёных по вопросам успешной самореализации личности детей дошкольного возраста и формирование у них активной жизненной позиции посредством социально-культурной деятельности, выделены основные особенности развития лидерских качеств детей в социально-культурной среде [5].

Структурный метод был реализован в процессе изучения социально-культурной деятельности, особенностей реализации образовательного процесса в рамках социально-культурной среды как одного из метода развития лидерских качеств современных детей дошкольного возраста.

Необходимость применения компаративистского метода обусловлена проведением сравнительного анализа положительных и отрицательных аспектов применения современных средств социально-культурной деятельности в процессе становления лидерских качеств старших дошкольников в период современной трансформации и цифровизации общества.

Проблему изучения феномена лидерства, формирования лидерских качеств личности, в том числе у старших дошкольников, рассматривали в своих трудах ряд отечественных и зарубежных ученых: Е.А. Аркин, Г.К. Ашин, К. Берд, Е. Богардус, И.В. Волков, Л. Картери, Л.И. Кривченко, Е.С. Кузьмин, И.Р. Колтунова, Б.П. Парыгин, Л.И. Уманский и др. Исследователи убеждены, что активное участие личности в деятельности, способность получить и овладеть необходимыми знаниями и умениями, стремление к саморазвитию способствует формированию личностных качеств, включая лидерские [6].

Учеными признается значимость развития лидерских качеств у детей уже с дошкольного возраста, в то же время возникает проблема выбора конкретных способов, а также средств их становления, которые отражаются лишь в отдельно взятых современных исследованиях ведущих педагогов.

Современная образовательная практика в дошкольной организации показывает, что наметились явные противоречия:

− между возникающей необходимостью развития ряда лидерских качеств у старших дошкольников и неполной разработанностью данной проблемы в теории и практике дошкольной педагогики;

− между потребностью в формировании лидерских качеств у дошкольников, проявляющихся в разнообразных формах самореализации и недостаточностью использования форм и средств социально-культурной деятельности в дошкольной практике.

Данные противоречия побуждают к развитию социально-культурной среды, включение дошкольников в различные формы социально-культурной деятельности и использование соответствующих средств (инструментов), обеспечивающих развитие лидерских качеств у старших дошкольников.

Понятию лидерства посвящены многочисленные теоретические и эмпирические исследования в области психологии, педагогики, социологии и ряда других наук.

В психологии понятие «лидерство» (от англ. leader – ведущий, идущий впереди) определяется как способность личности доминировать и оказывать влияние в системе межличностных отношений в группе [7]. Педагогика рассматривает понятие «лидерство» как влияние лидера на других членов группы для решения общих задач. В социологии лидерство трактуется в двух концепциях: как ведущее социальное положение отдельно взятых личностей в классе, партии, государстве; как ведущий механизм социальной глобализации и интеграции воздействия в сфере управления.

Развивать личностную активность и лидерский потенциал необходимо уже в детском возрасте, так как данный возрастной период является сензитивным для формирования лидерских качеств. Наиболее полно это происходит в старшем дошкольном возрасте. В процессе социальной деятельности у современных детей формируется соотношение мотивов деятельности, а также возникает адекватная оценка успеха, что приводит к повышению уровня произвольности и свободы поведения. Активное участие личности в деятельности, способность получить и овладеть необходимыми знаниями и умениями, стремление к саморазвитию способствует формированию личностных качеств, включая лидерские.

Под лидерскими качествами мы понимаем совокупность интегральных свойств личности, способной взаимодействовать с малой группой, работать с информацией, координировать деятельность других, организовывать и вести за собой, достигать общегрупповых целей и задач [8].

Изучив исследования ряда ученых (Г.К. Ашин, И.В. Волков, Е.С. Кузьмин, Б.П. Парыгин, Л.И. Уманский и др.), мы выделили лидерские качества, присущие детям дошкольного возраста. К ним относятся: инициативность, ответственность, самостоятельность, организаторские способности, упорство в достижении цели, умение вести сверстников за собой, за своей идеей, готовность быть первым во всем, умение устанавливать правила и др. [9].

Лидерские качества дошкольников формируются и развиваются в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной, двигательной. Деятельность детей является гарантом формирования лидерских качеств.

Дошкольное образование сегодня рассматривается с позиций социокультурного подхода. Так, эффективным видом деятельности в дошкольной образовательной организации выступает социально-культурная.

Социально-культурная деятельность – целенаправленный процесс, основной задачей которого выступает создание оптимальных условий для всестороннего развития, самоутверждения, самореализации и самоорганизации конкретной личности или группы в целом.

Воспитание ребенка средствами социально-культурной деятельности – первенствующие задачи социализации, которая обеспечивает культурное развитие личностных качеств дошкольника, его саморазвитие и самоопределение [10]. В связи с этим организация социально-культурной деятельности в дошкольных образовательных организациях является важным условием эффективности процесса становления лидерских качеств у старших дошкольников.

Необходимо отметить, что для старших дошкольников общение со сверстниками или педагогом является одним из главных условий, оказывающих влияние на развитие именно таких качеств, как лидерские. Ведь именно в процессе общения появляется возможность установить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, между сверстниками, при котором ребенок усваивает конкретные правила поведения.

Социально-культурная деятельность осуществляется при помощи определенных средств. Средства дают возможность организовать социально-культурную деятельность дошкольников, раскрыть ее содержание, наполнить ее информацией, эмоциями, яркими впечатлениями.

Для становления и развития лидерских качеств у старших дошкольников главным условием выступает создание таких ситуаций, при которых ребенок может перенять основы лидерского поведения от окружающих его людей. Примером таких ситуаций могут быть дидактические или театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры или игры-драматизации, различного рода соревнования или просто наблюдения за деятельность или поведением взрослых.

По мнению Т.Д. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, средства социально-культурной деятельности решают задачи по созданию необходимых условий для отдыха, творчества и просвещения [11]. Они выделяют основными средствами средства массовой информации и коммуникации.

В.А. Монастырский рассматривает педагогические средства социально-культурной деятельности как «инструменты», оказывающие эмоциональное воздействие [11].

М.А. Ариарский определяет средства социально-культурной деятельности не только как источник создания наиболее благоприятной социально-культурной среды, оказание эмоционально-идейного влияния на подсознание, чувства и поведение детей, включение детей-лидеров в культурный мир, посредством освоения, а после создания, сохранения и распространения ряда выделенных культурных ценностей, но и как духовно-нравственные и моральные, в частности и материальные, виды деятельности [12]. К таким средствам ученый относит общение, игру, развлечения, самодеятельность.

Существует несколько подходов к классификации средств социально-культурной деятельности в дошкольном образовании, в зависимости от того, что было заложено в основу этой классификации. В соответствии с условиями дошкольного образования педагогические средства социально-культурной деятельности делятся на средства воспитания, организаторские и технические средства, наглядные и технические средства, литературу, художественную самодеятельность, искусство и спорт, а также средства СМИ (печатные издания, телевидение, радио, интернет-ресурсы).

П.И. Пидкасистый дает следующую классификацию: знаковые средства духовно-нравственной культуры (которые обеспечивают не только сохранность информации, но и ее циркуляцию), средства внешней и внутренней коммуникации (выступают основой для ориентации в социально-культурном обществе, дают объяснение причинно-следственным связям, возникающим в природе и обществе), средства эмоционально-интеллектуальной деятельности (оказывают влияние на воспитание ряда навыков, конкретных привычек, установок и убеждений, а также всецелое личностное развитие дошкольников) [13].

В.В. Туев дает следующую классификацию педагогических средств социально-культурной деятельности для развития лидерских качеств старших дошкольников: печатные (к ним относится популярная, художественная, научная, а также политическая литература), устные (к ним относится постановка сценической речи, а также живое слово), технические (включающие компьютерную технику, средства аудио- и видеовизуализации), наглядные (представленные уникальными фото, плакатами, афишами, в отдельном случае экспонатами), комплексные (к ним относятся культурно-массовые мероприятия, различного вида игры и развлечения, а также общение как отдельный вид деятельности), художественные (включающие декоративно-прикладное искусство, художественно-изобразительное искусство, а также театральное, музыкальное (хоровое) искусство) [14].

Условия выбора средств социально-культурной деятельности будут влиять на определение перечисленных далее условий для успешной реализации процесса выявления и развития лидерских качеств старших дошкольников:

1. Осознанное взаимодействие конкретной образовательной организации с родителями дошкольника, выражающееся в процессе деятельности, обеспечивающей целостность процесса становления лидерских качеств детей.

2. Совершенствование социально-культурной среды дошкольной образовательной организации как пространства для самореализации и самоопределения детей старшего дошкольного возраста.

3. Включение дошкольников в различные виды деятельности, являющиеся ведущими в дошкольном образовании.

4. Использование средств социально-культурной деятельности в процессе вырабатывания лидерских качеств у старших дошкольников.

5. Педагогическое сопровождение, обеспечивающее психолого-педагогическую помощь и поддержку дошкольников в процессе формирования лидерских качеств и личности в целом [15].

Перечисленные условия указывают на необходимость обращения серьезного внимания воспитателя на ребенка, создание ситуации для возможности проявления им собственной активности, а также формирования его качеств, присущих лидеру. Нами было выявлено, что необходимо оказывать помощь старшим дошкольникам в достижении наивысшего уровня социально-культурной зрелости, которая определяет их потребность в развитии в себе необходимых лидерских качества, а также сформировать у них активную жизненную позицию, а также эффективно использовать свои возможности в процессе социально-культурной деятельности.

Активная детская деятельность выступает необходимым условием для фиксации у детей следующих лидерских качеств: ответственности, настойчивости, организаторских способностей, успешной познавательной деятельности, стремления везде и во всем быть первым, умения договариваться и устанавливать свои правила в конкретной игре. Проведя анализ, мы выделили характерные черты, присущие ребенку-лидеру, ими выступили такие качества, как активность и любознательность, самостоятельность и подвижность, уверенность и решительность, эмоциональность и смелость в процессе социально-культурной деятельности.

Лидер в эпоху цифровых технологий должен обладать хорошими коммуникативными навыками, четкими, прямыми и эффективными [15]. В детском возрасте приобрести данные навыки помогает игра, которая в свою очередь выступает основным условием использования цифровых технологий в процессе развития лидерских качеств современных детей. С возникновением компьютерной игры в жизни ребенка появляется возможность подготовить его к жизни в информационном веке, что может оказать позитивное воздействие на умственное развитие и развитие основных лидерских качеств, таких как инициативность, любознательность, настойчивость, трудолюбие и ответственность.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию воспитания и обучения, а также развития лидерских качеств ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Проведенное теоретическое исследование по проблеме формирования лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос является своевременным, так как в период дошкольного детства происходит становление личностных качеств ребенка и его личности в целом. Именно в старшем дошкольном возрасте наиболее актуально формировать лидерские качества, поскольку в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства, сочетаются процессы самосознания с самопознанием, демонстрируются достоинства и их доказательство. Последующая учебная деятельность также будет зависеть от степени формирования лидерских качеств.