Преобразования в социально-экономической сфере России определяют новые приоритеты в обществе, формирование неординарных личностей со своей индивидуальностью, способных к взаимодействию в общекультурном пространстве и самоактуализации. В связи с этим современная система образования ориентируется на самоопределение личности, создание условий для формирования и развития инициативного, самостоятельного и ответственного молодого поколения. Эта проблема находит свое отражение в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы», в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [1].
Известно, что развивать личностную активность и лидерский потенциал необходимо уже в дошкольном возрасте, так как данный возрастной период является сензитивным для формирования лидерских качеств. Наиболее полно этот процесс происходит в старшем дошкольном возрасте. А.Н. Леонтьев в своих исследованиях отмечал, что в процессе активной деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит формирование адекватной оценки личного успеха, а также устойчивое соотношение мотивов к этой деятельности, что приводит к повышению уровня произвольности и свободы поведения [2].
Проблема изучения феномена лидерства всегда привлекала к себе пристальный интерес и на протяжении уже многих лет находится в центре внимания многочисленных исследователей как отечественных, так и зарубежных – с точки зрения социально-психологической науки. Учеными лидерство рассматривается с различных точек зрения: с точки зрения определения его социальной роли лидера, с точки зрения личностных качеств лидера, конкретных ситуационных компонентов, а также в плане выявления типов лидеров и стилей лидерства.
В психологии лидерство определяется как способность личности доминировать и оказывать влияние в системе межличностных отношений в группе. Педагогика рассматривает лидерство как влияние лидера на других членов группы для решения общих задач. Рассматривая лидерство с точки зрения социологии, ученые трактуют данное понятие как отдельный механизм социальной интеграции личности или как социальный статус отдельных категорий граждан.
Сегодня, с целью развития лидерских качеств современных детей, мы стараемся обеспечить успешную социализацию, используя целый спектр педагогических технологий в образовательном процессе [3]. Именно цифровые технологии вызывают наибольший интерес, а также являются более удобными в современном образовательном процессе.
Анализ исследований, посвященных данной проблеме, позволил выделить следующие лидерские качества: инициативность, ответственность, самостоятельность, организаторские способности, упорство в достижении цели, умение привлечь и заинтересовать сверстников, готовность быть первым во всем, умение устанавливать правила и др. Общение выступает одним из главных условий развития лидерских качеств у подрастающего поколения. Именно в процессе общения появляется возможность установить эмоциональный контакт как между сверстниками, так и с взрослыми, в результате которого ребенок усваивает необходимые для жизни правила поведения в социуме [4].
Ключевым компонентом развивающего социально-педагогического пространства, которое отвечает за формирование лидерских качества у современных детей, является разноплановая содержательная деятельность, в которую включен ребенок.
Целью исследования является выявление особенностей развития лидерских качеств современных детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.
Согласно поставленной цели в ходе нашего исследования были применены следующие методы изучения феномена лидерства: интерпретативный, структурно-функциональный и компаративистский.
Применяя интерпретативный метод, мы провели анализ научно-методической литературы и рассмотрели труды учёных по вопросам успешной самореализации личности детей дошкольного возраста и формирование у них активной жизненной позиции посредством социально-культурной деятельности, выделены основные особенности развития лидерских качеств детей в социально-культурной среде [5].
Структурный метод был реализован в процессе изучения социально-культурной деятельности, особенностей реализации образовательного процесса в рамках социально-культурной среды как одного из метода развития лидерских качеств современных детей дошкольного возраста.
Необходимость применения компаративистского метода обусловлена проведением сравнительного анализа положительных и отрицательных аспектов применения современных средств социально-культурной деятельности в процессе становления лидерских качеств старших дошкольников в период современной трансформации и цифровизации общества.
Проблему изучения феномена лидерства, формирования лидерских качеств личности, в том числе у старших дошкольников, рассматривали в своих трудах ряд отечественных и зарубежных ученых: Е.А. Аркин, Г.К. Ашин, К. Берд, Е. Богардус, И.В. Волков, Л. Картери, Л.И. Кривченко, Е.С. Кузьмин, И.Р. Колтунова, Б.П. Парыгин, Л.И. Уманский и др. Исследователи убеждены, что активное участие личности в деятельности, способность получить и овладеть необходимыми знаниями и умениями, стремление к саморазвитию способствует формированию личностных качеств, включая лидерские [6].
Учеными признается значимость развития лидерских качеств у детей уже с дошкольного возраста, в то же время возникает проблема выбора конкретных способов, а также средств их становления, которые отражаются лишь в отдельно взятых современных исследованиях ведущих педагогов.
Современная образовательная практика в дошкольной организации показывает, что наметились явные противоречия:
− между возникающей необходимостью развития ряда лидерских качеств у старших дошкольников и неполной разработанностью данной проблемы в теории и практике дошкольной педагогики;
− между потребностью в формировании лидерских качеств у дошкольников, проявляющихся в разнообразных формах самореализации и недостаточностью использования форм и средств социально-культурной деятельности в дошкольной практике.
Данные противоречия побуждают к развитию социально-культурной среды, включение дошкольников в различные формы социально-культурной деятельности и использование соответствующих средств (инструментов), обеспечивающих развитие лидерских качеств у старших дошкольников.
Понятию лидерства посвящены многочисленные теоретические и эмпирические исследования в области психологии, педагогики, социологии и ряда других наук.
В психологии понятие «лидерство» (от англ. leader – ведущий, идущий впереди) определяется как способность личности доминировать и оказывать влияние в системе межличностных отношений в группе [7]. Педагогика рассматривает понятие «лидерство» как влияние лидера на других членов группы для решения общих задач. В социологии лидерство трактуется в двух концепциях: как ведущее социальное положение отдельно взятых личностей в классе, партии, государстве; как ведущий механизм социальной глобализации и интеграции воздействия в сфере управления.
Развивать личностную активность и лидерский потенциал необходимо уже в детском возрасте, так как данный возрастной период является сензитивным для формирования лидерских качеств. Наиболее полно это происходит в старшем дошкольном возрасте. В процессе социальной деятельности у современных детей формируется соотношение мотивов деятельности, а также возникает адекватная оценка успеха, что приводит к повышению уровня произвольности и свободы поведения. Активное участие личности в деятельности, способность получить и овладеть необходимыми знаниями и умениями, стремление к саморазвитию способствует формированию личностных качеств, включая лидерские.
Под лидерскими качествами мы понимаем совокупность интегральных свойств личности, способной взаимодействовать с малой группой, работать с информацией, координировать деятельность других, организовывать и вести за собой, достигать общегрупповых целей и задач [8].
Изучив исследования ряда ученых (Г.К. Ашин, И.В. Волков, Е.С. Кузьмин, Б.П. Парыгин, Л.И. Уманский и др.), мы выделили лидерские качества, присущие детям дошкольного возраста. К ним относятся: инициативность, ответственность, самостоятельность, организаторские способности, упорство в достижении цели, умение вести сверстников за собой, за своей идеей, готовность быть первым во всем, умение устанавливать правила и др. [9].
Лидерские качества дошкольников формируются и развиваются в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной, двигательной. Деятельность детей является гарантом формирования лидерских качеств.
Дошкольное образование сегодня рассматривается с позиций социокультурного подхода. Так, эффективным видом деятельности в дошкольной образовательной организации выступает социально-культурная.
Социально-культурная деятельность – целенаправленный процесс, основной задачей которого выступает создание оптимальных условий для всестороннего развития, самоутверждения, самореализации и самоорганизации конкретной личности или группы в целом.
Воспитание ребенка средствами социально-культурной деятельности – первенствующие задачи социализации, которая обеспечивает культурное развитие личностных качеств дошкольника, его саморазвитие и самоопределение [10]. В связи с этим организация социально-культурной деятельности в дошкольных образовательных организациях является важным условием эффективности процесса становления лидерских качеств у старших дошкольников.
Необходимо отметить, что для старших дошкольников общение со сверстниками или педагогом является одним из главных условий, оказывающих влияние на развитие именно таких качеств, как лидерские. Ведь именно в процессе общения появляется возможность установить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, между сверстниками, при котором ребенок усваивает конкретные правила поведения.
Социально-культурная деятельность осуществляется при помощи определенных средств. Средства дают возможность организовать социально-культурную деятельность дошкольников, раскрыть ее содержание, наполнить ее информацией, эмоциями, яркими впечатлениями.
Для становления и развития лидерских качеств у старших дошкольников главным условием выступает создание таких ситуаций, при которых ребенок может перенять основы лидерского поведения от окружающих его людей. Примером таких ситуаций могут быть дидактические или театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры или игры-драматизации, различного рода соревнования или просто наблюдения за деятельность или поведением взрослых.
По мнению Т.Д. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, средства социально-культурной деятельности решают задачи по созданию необходимых условий для отдыха, творчества и просвещения [11]. Они выделяют основными средствами средства массовой информации и коммуникации.
В.А. Монастырский рассматривает педагогические средства социально-культурной деятельности как «инструменты», оказывающие эмоциональное воздействие [11].
М.А. Ариарский определяет средства социально-культурной деятельности не только как источник создания наиболее благоприятной социально-культурной среды, оказание эмоционально-идейного влияния на подсознание, чувства и поведение детей, включение детей-лидеров в культурный мир, посредством освоения, а после создания, сохранения и распространения ряда выделенных культурных ценностей, но и как духовно-нравственные и моральные, в частности и материальные, виды деятельности [12]. К таким средствам ученый относит общение, игру, развлечения, самодеятельность.
Существует несколько подходов к классификации средств социально-культурной деятельности в дошкольном образовании, в зависимости от того, что было заложено в основу этой классификации. В соответствии с условиями дошкольного образования педагогические средства социально-культурной деятельности делятся на средства воспитания, организаторские и технические средства, наглядные и технические средства, литературу, художественную самодеятельность, искусство и спорт, а также средства СМИ (печатные издания, телевидение, радио, интернет-ресурсы).
П.И. Пидкасистый дает следующую классификацию: знаковые средства духовно-нравственной культуры (которые обеспечивают не только сохранность информации, но и ее циркуляцию), средства внешней и внутренней коммуникации (выступают основой для ориентации в социально-культурном обществе, дают объяснение причинно-следственным связям, возникающим в природе и обществе), средства эмоционально-интеллектуальной деятельности (оказывают влияние на воспитание ряда навыков, конкретных привычек, установок и убеждений, а также всецелое личностное развитие дошкольников) [13].
В.В. Туев дает следующую классификацию педагогических средств социально-культурной деятельности для развития лидерских качеств старших дошкольников: печатные (к ним относится популярная, художественная, научная, а также политическая литература), устные (к ним относится постановка сценической речи, а также живое слово), технические (включающие компьютерную технику, средства аудио- и видеовизуализации), наглядные (представленные уникальными фото, плакатами, афишами, в отдельном случае экспонатами), комплексные (к ним относятся культурно-массовые мероприятия, различного вида игры и развлечения, а также общение как отдельный вид деятельности), художественные (включающие декоративно-прикладное искусство, художественно-изобразительное искусство, а также театральное, музыкальное (хоровое) искусство) [14].
Условия выбора средств социально-культурной деятельности будут влиять на определение перечисленных далее условий для успешной реализации процесса выявления и развития лидерских качеств старших дошкольников:
1. Осознанное взаимодействие конкретной образовательной организации с родителями дошкольника, выражающееся в процессе деятельности, обеспечивающей целостность процесса становления лидерских качеств детей.
2. Совершенствование социально-культурной среды дошкольной образовательной организации как пространства для самореализации и самоопределения детей старшего дошкольного возраста.
3. Включение дошкольников в различные виды деятельности, являющиеся ведущими в дошкольном образовании.
4. Использование средств социально-культурной деятельности в процессе вырабатывания лидерских качеств у старших дошкольников.
5. Педагогическое сопровождение, обеспечивающее психолого-педагогическую помощь и поддержку дошкольников в процессе формирования лидерских качеств и личности в целом [15].
Перечисленные условия указывают на необходимость обращения серьезного внимания воспитателя на ребенка, создание ситуации для возможности проявления им собственной активности, а также формирования его качеств, присущих лидеру. Нами было выявлено, что необходимо оказывать помощь старшим дошкольникам в достижении наивысшего уровня социально-культурной зрелости, которая определяет их потребность в развитии в себе необходимых лидерских качества, а также сформировать у них активную жизненную позицию, а также эффективно использовать свои возможности в процессе социально-культурной деятельности.
Активная детская деятельность выступает необходимым условием для фиксации у детей следующих лидерских качеств: ответственности, настойчивости, организаторских способностей, успешной познавательной деятельности, стремления везде и во всем быть первым, умения договариваться и устанавливать свои правила в конкретной игре. Проведя анализ, мы выделили характерные черты, присущие ребенку-лидеру, ими выступили такие качества, как активность и любознательность, самостоятельность и подвижность, уверенность и решительность, эмоциональность и смелость в процессе социально-культурной деятельности.
Лидер в эпоху цифровых технологий должен обладать хорошими коммуникативными навыками, четкими, прямыми и эффективными [15]. В детском возрасте приобрести данные навыки помогает игра, которая в свою очередь выступает основным условием использования цифровых технологий в процессе развития лидерских качеств современных детей. С возникновением компьютерной игры в жизни ребенка появляется возможность подготовить его к жизни в информационном веке, что может оказать позитивное воздействие на умственное развитие и развитие основных лидерских качеств, таких как инициативность, любознательность, настойчивость, трудолюбие и ответственность.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию воспитания и обучения, а также развития лидерских качеств ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
Проведенное теоретическое исследование по проблеме формирования лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос является своевременным, так как в период дошкольного детства происходит становление личностных качеств ребенка и его личности в целом. Именно в старшем дошкольном возрасте наиболее актуально формировать лидерские качества, поскольку в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства, сочетаются процессы самосознания с самопознанием, демонстрируются достоинства и их доказательство. Последующая учебная деятельность также будет зависеть от степени формирования лидерских качеств.