Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дубченкова Н.О. 1 Палаткина Г.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
В данной статье рассмотрено понятие «лидерство», выявлены лидерские качества, характерные для детей старшего дошкольного возраста, определены ведущие средства социально-культурной деятельности, описаны условия, оказывающие влияние в процессе формирования лидерских качеств у старших дошкольников в процессе социально-культурной деятельности. Отмечается, что сегодня, с целью развития лидерских качеств современных детей, в образовательном процессе используется ряд педагогических технологий, что делает социализацию личности ребенка более успешной. Статья повествует о проблеме и условиях формирования лидерских качеств старших дошкольников. Описаны особенности лидерства как группового явления. Обращено внимание на то, что наиболее сензитивным периодом для формирования и развития позитивно направленных лидерских качеств ребенка выступает дошкольный возраст. Особое внимание уделено средствам, раскрывающим основное содержание социально-культурной деятельности, выделены особенности ее организации, а также ряд возможностей, которые позволяют сделать ее более яркой, информационно насыщенной, эмоциональной и запоминающейся. Проведено обобщение нового материала по исследуемой теме, а также введены в научный образовательный оборот средства социально-культурной деятельности, оказывающие влияние на условия успешной реализация процесса формирования выделенных лидерских качеств у детей дошкольного возраста.
личность
старший дошкольный возраст
старший дошкольник
лидер
лидерство
лидерские качества
средства социально-культурной деятельности
1. Акмурзиева Г.Б., Дубченкова Н.О. Социально-культурная активность как основа формирования лидерских качеств // Педагогическое образование: вызовы ХХI века: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластенина / Под ред. Е.В. Андриенко, Л.П. Жуйковой. Астрахань, 2019. С. 172–179.
2. Рябова Е.В., Черевкова Т.М., Сундетова Д.Г., Лосева Ю.Н., Курманова А.Р. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста на национальных традициях // Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (55). С. 128–132.
3. Bondarchuk O.Yu. Psychological technology of working with shy preschoolers. Colloquium-journal. 2021. No. 6–2 (93). P. 10–12. DOI: 10.24412/2520-6990-2021-693-10-12.
4. Дубченкова Н.О. Развитие лидерских качеств у старших дошкольников как условие социализации // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Пятина / Ред.-сост. И.А. Романовская. Астрахань, 2020. С. 140–143.
5. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования: учебное пособие. М.: Изд-во «Перо», 2008. 178 с.
6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГИК, 2015. 219 с.
7. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. 792 с.
8. Лауткина С.В., Селезнева И.Н. Взаимосвязь характеристик общения, самооценки и межличностного статуса у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 96–103. DOI: 10.20323/1813-145X-2021-2-119-96-103.
9. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 32–36.
10. Юрченко И.В. Психологическое сопровождение адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения путем вовлечения в процесс детей старшего возраста, имеющих проблемы эмоционально-волевого развития // Девятнадцатые Чередовские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 20 мая 2021 года). Омск: ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 2021. С. 197–202.
11. Туев В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учебное пособие для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» / Сост. В.В. Туев; КемГУКИ, АлтГАКИ. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. 87 с.
12. С. Kane. Gerald, Digital Transformation’ Is a Misnomer. It’s not about digital or transfor-mation. It’s about adaptation. Sloanreview.mit.edu. [Электронный ресурс]. URL:http://sloanreview.mit.edu/article/digital-transformation-is-a-misnomer/?utm_source. (дата обращения: 12.01.2022).
13. Друмя Ю.А., Плетенева И.Ф. Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников представлений о целостном образе лидера // Евразийский союз ученых. 2015. № 4–5 (13). С. 129–131.
14. Likert R., Likert Ja.G. A Method for Coping with Conflict in Problem-Solving Groups. Group & Organization Management. 1978. Vol. 3. No 4. P. 427–434. DOI: 10.1177/105960117800300406.
15. Рогина Е.А. Система дополнительного образования в ДОУ как одна из форм формирования успешной личности дошкольника // Актуальные проблемы образования: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (Саранск, 15–16 апреля 2021 года). Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2021. С. 70.

Преобразования в социально-экономической сфере России определяют новые приоритеты в обществе, формирование неординарных личностей со своей индивидуальностью, способных к взаимодействию в общекультурном пространстве и самоактуализации. В связи с этим современная система образования ориентируется на самоопределение личности, создание условий для формирования и развития инициативного, самостоятельного и ответственного молодого поколения. Эта проблема находит свое отражение в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы», в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [1].

Известно, что развивать личностную активность и лидерский потенциал необходимо уже в дошкольном возрасте, так как данный возрастной период является сензитивным для формирования лидерских качеств. Наиболее полно этот процесс происходит в старшем дошкольном возрасте. А.Н. Леонтьев в своих исследованиях отмечал, что в процессе активной деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит формирование адекватной оценки личного успеха, а также устойчивое соотношение мотивов к этой деятельности, что приводит к повышению уровня произвольности и свободы поведения [2].

Проблема изучения феномена лидерства всегда привлекала к себе пристальный интерес и на протяжении уже многих лет находится в центре внимания многочисленных исследователей как отечественных, так и зарубежных – с точки зрения социально-психологической науки. Учеными лидерство рассматривается с различных точек зрения: с точки зрения определения его социальной роли лидера, с точки зрения личностных качеств лидера, конкретных ситуационных компонентов, а также в плане выявления типов лидеров и стилей лидерства.

В психологии лидерство определяется как способность личности доминировать и оказывать влияние в системе межличностных отношений в группе. Педагогика рассматривает лидерство как влияние лидера на других членов группы для решения общих задач. Рассматривая лидерство с точки зрения социологии, ученые трактуют данное понятие как отдельный механизм социальной интеграции личности или как социальный статус отдельных категорий граждан.

Сегодня, с целью развития лидерских качеств современных детей, мы стараемся обеспечить успешную социализацию, используя целый спектр педагогических технологий в образовательном процессе [3]. Именно цифровые технологии вызывают наибольший интерес, а также являются более удобными в современном образовательном процессе.

Анализ исследований, посвященных данной проблеме, позволил выделить следующие лидерские качества: инициативность, ответственность, самостоятельность, организаторские способности, упорство в достижении цели, умение привлечь и заинтересовать сверстников, готовность быть первым во всем, умение устанавливать правила и др. Общение выступает одним из главных условий развития лидерских качеств у подрастающего поколения. Именно в процессе общения появляется возможность установить эмоциональный контакт как между сверстниками, так и с взрослыми, в результате которого ребенок усваивает необходимые для жизни правила поведения в социуме [4].

Ключевым компонентом развивающего социально-педагогического пространства, которое отвечает за формирование лидерских качества у современных детей, является разноплановая содержательная деятельность, в которую включен ребенок.

Целью исследования является выявление особенностей развития лидерских качеств современных детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Согласно поставленной цели в ходе нашего исследования были применены следующие методы изучения феномена лидерства: интерпретативный, структурно-функциональный и компаративистский.

Применяя интерпретативный метод, мы провели анализ научно-методической литературы и рассмотрели труды учёных по вопросам успешной самореализации личности детей дошкольного возраста и формирование у них активной жизненной позиции посредством социально-культурной деятельности, выделены основные особенности развития лидерских качеств детей в социально-культурной среде [5].

Структурный метод был реализован в процессе изучения социально-культурной деятельности, особенностей реализации образовательного процесса в рамках социально-культурной среды как одного из метода развития лидерских качеств современных детей дошкольного возраста.

Необходимость применения компаративистского метода обусловлена проведением сравнительного анализа положительных и отрицательных аспектов применения современных средств социально-культурной деятельности в процессе становления лидерских качеств старших дошкольников в период современной трансформации и цифровизации общества.

Проблему изучения феномена лидерства, формирования лидерских качеств личности, в том числе у старших дошкольников, рассматривали в своих трудах ряд отечественных и зарубежных ученых: Е.А. Аркин, Г.К. Ашин, К. Берд, Е. Богардус, И.В. Волков, Л. Картери, Л.И. Кривченко, Е.С. Кузьмин, И.Р. Колтунова, Б.П. Парыгин, Л.И. Уманский и др. Исследователи убеждены, что активное участие личности в деятельности, способность получить и овладеть необходимыми знаниями и умениями, стремление к саморазвитию способствует формированию личностных качеств, включая лидерские [6].

Учеными признается значимость развития лидерских качеств у детей уже с дошкольного возраста, в то же время возникает проблема выбора конкретных способов, а также средств их становления, которые отражаются лишь в отдельно взятых современных исследованиях ведущих педагогов.

Современная образовательная практика в дошкольной организации показывает, что наметились явные противоречия:

− между возникающей необходимостью развития ряда лидерских качеств у старших дошкольников и неполной разработанностью данной проблемы в теории и практике дошкольной педагогики;

− между потребностью в формировании лидерских качеств у дошкольников, проявляющихся в разнообразных формах самореализации и недостаточностью использования форм и средств социально-культурной деятельности в дошкольной практике.

Данные противоречия побуждают к развитию социально-культурной среды, включение дошкольников в различные формы социально-культурной деятельности и использование соответствующих средств (инструментов), обеспечивающих развитие лидерских качеств у старших дошкольников.

Понятию лидерства посвящены многочисленные теоретические и эмпирические исследования в области психологии, педагогики, социологии и ряда других наук.

В психологии понятие «лидерство» (от англ. leader – ведущий, идущий впереди) определяется как способность личности доминировать и оказывать влияние в системе межличностных отношений в группе [7]. Педагогика рассматривает понятие «лидерство» как влияние лидера на других членов группы для решения общих задач. В социологии лидерство трактуется в двух концепциях: как ведущее социальное положение отдельно взятых личностей в классе, партии, государстве; как ведущий механизм социальной глобализации и интеграции воздействия в сфере управления.

Развивать личностную активность и лидерский потенциал необходимо уже в детском возрасте, так как данный возрастной период является сензитивным для формирования лидерских качеств. Наиболее полно это происходит в старшем дошкольном возрасте. В процессе социальной деятельности у современных детей формируется соотношение мотивов деятельности, а также возникает адекватная оценка успеха, что приводит к повышению уровня произвольности и свободы поведения. Активное участие личности в деятельности, способность получить и овладеть необходимыми знаниями и умениями, стремление к саморазвитию способствует формированию личностных качеств, включая лидерские.

Под лидерскими качествами мы понимаем совокупность интегральных свойств личности, способной взаимодействовать с малой группой, работать с информацией, координировать деятельность других, организовывать и вести за собой, достигать общегрупповых целей и задач [8].

Изучив исследования ряда ученых (Г.К. Ашин, И.В. Волков, Е.С. Кузьмин, Б.П. Парыгин, Л.И. Уманский и др.), мы выделили лидерские качества, присущие детям дошкольного возраста. К ним относятся: инициативность, ответственность, самостоятельность, организаторские способности, упорство в достижении цели, умение вести сверстников за собой, за своей идеей, готовность быть первым во всем, умение устанавливать правила и др. [9].

Лидерские качества дошкольников формируются и развиваются в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной, двигательной. Деятельность детей является гарантом формирования лидерских качеств.

Дошкольное образование сегодня рассматривается с позиций социокультурного подхода. Так, эффективным видом деятельности в дошкольной образовательной организации выступает социально-культурная.

Социально-культурная деятельность – целенаправленный процесс, основной задачей которого выступает создание оптимальных условий для всестороннего развития, самоутверждения, самореализации и самоорганизации конкретной личности или группы в целом.

Воспитание ребенка средствами социально-культурной деятельности – первенствующие задачи социализации, которая обеспечивает культурное развитие личностных качеств дошкольника, его саморазвитие и самоопределение [10]. В связи с этим организация социально-культурной деятельности в дошкольных образовательных организациях является важным условием эффективности процесса становления лидерских качеств у старших дошкольников.

Необходимо отметить, что для старших дошкольников общение со сверстниками или педагогом является одним из главных условий, оказывающих влияние на развитие именно таких качеств, как лидерские. Ведь именно в процессе общения появляется возможность установить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, между сверстниками, при котором ребенок усваивает конкретные правила поведения.

Социально-культурная деятельность осуществляется при помощи определенных средств. Средства дают возможность организовать социально-культурную деятельность дошкольников, раскрыть ее содержание, наполнить ее информацией, эмоциями, яркими впечатлениями.

Для становления и развития лидерских качеств у старших дошкольников главным условием выступает создание таких ситуаций, при которых ребенок может перенять основы лидерского поведения от окружающих его людей. Примером таких ситуаций могут быть дидактические или театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры или игры-драматизации, различного рода соревнования или просто наблюдения за деятельность или поведением взрослых.

По мнению Т.Д. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, средства социально-культурной деятельности решают задачи по созданию необходимых условий для отдыха, творчества и просвещения [11]. Они выделяют основными средствами средства массовой информации и коммуникации.

В.А. Монастырский рассматривает педагогические средства социально-культурной деятельности как «инструменты», оказывающие эмоциональное воздействие [11].

М.А. Ариарский определяет средства социально-культурной деятельности не только как источник создания наиболее благоприятной социально-культурной среды, оказание эмоционально-идейного влияния на подсознание, чувства и поведение детей, включение детей-лидеров в культурный мир, посредством освоения, а после создания, сохранения и распространения ряда выделенных культурных ценностей, но и как духовно-нравственные и моральные, в частности и материальные, виды деятельности [12]. К таким средствам ученый относит общение, игру, развлечения, самодеятельность.

Существует несколько подходов к классификации средств социально-культурной деятельности в дошкольном образовании, в зависимости от того, что было заложено в основу этой классификации. В соответствии с условиями дошкольного образования педагогические средства социально-культурной деятельности делятся на средства воспитания, организаторские и технические средства, наглядные и технические средства, литературу, художественную самодеятельность, искусство и спорт, а также средства СМИ (печатные издания, телевидение, радио, интернет-ресурсы).

П.И. Пидкасистый дает следующую классификацию: знаковые средства духовно-нравственной культуры (которые обеспечивают не только сохранность информации, но и ее циркуляцию), средства внешней и внутренней коммуникации (выступают основой для ориентации в социально-культурном обществе, дают объяснение причинно-следственным связям, возникающим в природе и обществе), средства эмоционально-интеллектуальной деятельности (оказывают влияние на воспитание ряда навыков, конкретных привычек, установок и убеждений, а также всецелое личностное развитие дошкольников) [13].

В.В. Туев дает следующую классификацию педагогических средств социально-культурной деятельности для развития лидерских качеств старших дошкольников: печатные (к ним относится популярная, художественная, научная, а также политическая литература), устные (к ним относится постановка сценической речи, а также живое слово), технические (включающие компьютерную технику, средства аудио- и видеовизуализации), наглядные (представленные уникальными фото, плакатами, афишами, в отдельном случае экспонатами), комплексные (к ним относятся культурно-массовые мероприятия, различного вида игры и развлечения, а также общение как отдельный вид деятельности), художественные (включающие декоративно-прикладное искусство, художественно-изобразительное искусство, а также театральное, музыкальное (хоровое) искусство) [14].

Условия выбора средств социально-культурной деятельности будут влиять на определение перечисленных далее условий для успешной реализации процесса выявления и развития лидерских качеств старших дошкольников:

1. Осознанное взаимодействие конкретной образовательной организации с родителями дошкольника, выражающееся в процессе деятельности, обеспечивающей целостность процесса становления лидерских качеств детей.

2. Совершенствование социально-культурной среды дошкольной образовательной организации как пространства для самореализации и самоопределения детей старшего дошкольного возраста.

3. Включение дошкольников в различные виды деятельности, являющиеся ведущими в дошкольном образовании.

4. Использование средств социально-культурной деятельности в процессе вырабатывания лидерских качеств у старших дошкольников.

5. Педагогическое сопровождение, обеспечивающее психолого-педагогическую помощь и поддержку дошкольников в процессе формирования лидерских качеств и личности в целом [15].

Перечисленные условия указывают на необходимость обращения серьезного внимания воспитателя на ребенка, создание ситуации для возможности проявления им собственной активности, а также формирования его качеств, присущих лидеру. Нами было выявлено, что необходимо оказывать помощь старшим дошкольникам в достижении наивысшего уровня социально-культурной зрелости, которая определяет их потребность в развитии в себе необходимых лидерских качества, а также сформировать у них активную жизненную позицию, а также эффективно использовать свои возможности в процессе социально-культурной деятельности.

Активная детская деятельность выступает необходимым условием для фиксации у детей следующих лидерских качеств: ответственности, настойчивости, организаторских способностей, успешной познавательной деятельности, стремления везде и во всем быть первым, умения договариваться и устанавливать свои правила в конкретной игре. Проведя анализ, мы выделили характерные черты, присущие ребенку-лидеру, ими выступили такие качества, как активность и любознательность, самостоятельность и подвижность, уверенность и решительность, эмоциональность и смелость в процессе социально-культурной деятельности.

Лидер в эпоху цифровых технологий должен обладать хорошими коммуникативными навыками, четкими, прямыми и эффективными [15]. В детском возрасте приобрести данные навыки помогает игра, которая в свою очередь выступает основным условием использования цифровых технологий в процессе развития лидерских качеств современных детей. С возникновением компьютерной игры в жизни ребенка появляется возможность подготовить его к жизни в информационном веке, что может оказать позитивное воздействие на умственное развитие и развитие основных лидерских качеств, таких как инициативность, любознательность, настойчивость, трудолюбие и ответственность.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию воспитания и обучения, а также развития лидерских качеств ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Проведенное теоретическое исследование по проблеме формирования лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос является своевременным, так как в период дошкольного детства происходит становление личностных качеств ребенка и его личности в целом. Именно в старшем дошкольном возрасте наиболее актуально формировать лидерские качества, поскольку в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства, сочетаются процессы самосознания с самопознанием, демонстрируются достоинства и их доказательство. Последующая учебная деятельность также будет зависеть от степени формирования лидерских качеств.


Библиографическая ссылка

Дубченкова Н.О., Палаткина Г.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 2. – С. 196-200;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39057 (дата обращения: 17.08.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074