В рамках изучения ключевых направлений и форм сопровождения оптимизации учебного процесса учащихся с тревожностью (с опорой на их личностные и поведенческие проявления), а также проведенного анализа эмпирических вариантов сопровождения образовательного процесса можно сформулировать несколько важных аспектов: в рамках организации сопровождения учащихся с тревожностью формат работы носит, как правило, диагностические проявления: тестирование, анкетирование личностных особенностей, уровня психического развития и т.д. после чего педагоги получают рекомендации, которые носят обобщенный характер. Педагогов не обучают в полной мере различным аспектам взаимодействия с учащимися, у которых есть выраженная тревожность по поводу процесса обучения, которая существенно снижает их активность. Также можно отметить, что в результативности учебы учащихся с тревожностью часто оценивается только из показателей успеваемости, а качественный анализ приложенных усилий не проводится. Кроме этого, учащимся с тревожностью необходимо планировать в индивидуальном образовательном маршруте не только работу по основным предметам, но обучать навыкам тайм-менеджмента, планирования, стресс-менеджмента, что существенно повысит их успеваемость, работоспособность, уверенность в себе.
Необходимо также максимально развивать навыки самостоятельности и отслеживать все результаты, которые учащийся смог выполнить в рамках обучения без помощи. Удалось найти не много работ, которые посвящены работе с тревожными учащимися и техникам, которые помогли им адаптироваться к современным образовательным условиям.
Перечисленные выше особенности дают представление о том, что необходимо систематических проводить подготовительную работу с учащимися с тревожностью в рамках образовательного процесса, максимально полно давать им не только возможность адаптироваться к учебному процессу, но и активно участвовать в жизни учебного коллектива в целом. Работа должна начинаться с использования технологий по снижению уровня тревожности, который, по ряду исследований, высокий, особенно, по поводу адаптации к школьной жизни в коллективе детей и по освоению сложных предметов.
Основная цель данного исследования – изучить на практике возможности применения программы снижения тревожности учащихся по вопросам обучения с использованием визуализации.
Методы снижения тревожности, которые можно использовать в текущем режиме, в том числе и педагогам в рамках обучения детей разного возраста, могут быть достаточно разнообразными и зависят от навыков и возможностей педагога. Формально они могут быть сгруппированы по типам, в зависимости от формы: организационные методы (тревожность снижается за счет достаточно высокой информированности об особенностях обучения), дыхательные практики, физические упражнения (за счет напряжения мышц), коммуникативные формы поддержки [1]. Среди данных методов и методик не хватает тех, которые основаны на визуальной работе с образами, с одной стороны, такая работа опирается на профессиональный опыт снижения переживаний в процессе обучения по сложным предметам, а с другой стороны, используя специальные текстовые зарисовки, педагоги могут применять их в своей практике. Снижение тревожности учащихся позволит повысить удовлетворение от обучения и его эффективность, а также позволит оптимизировать взаимодействие со сверстниками, наполнить свою учебную жизнь и деятельность разнообразными личностными смыслами. Учеба и взаимодействие с окружающими, в первую очередь, акцентируют внимание на успешности и внешнем социальном благополучии учащихся, дают им возможность оценить самих себя, оценить то, как они общаются со сверстниками, повысить удовлетворенность своими достижениями в учебе. Именно потому, что учеба и взаимодействие со сверстниками – важные параметры самоотношения учащихся, они вызывают большое количество переживаний, беспокойства и тревоги [2].
Для того, чтобы снизить ощущение тревожности по поводу обучения, понимания сути темы предмета, необходимо менять отношение к учебе, сместить фокус внешнего оценивания на повышение удовлетворения от процесса обучения, научить сравнивать учащихся с тревожностью свои результаты с предыдущими оценками в процессе получения знаний. Наделить когнитивный конструкт «моя учеба» дополнительными смыслами, которые будут отражать внутреннее личное отношение учащихся с тревожностью к обучению, сделают учебу ценностью для них самих, а не только для внешних оценок [3].
Все эти результаты (повышение эффективности процесса обучения за счет снижения тревожности) возможны при использовании техники визуализации, поскольку именно представляемые образы позволяют «вписывать во внутреннюю картину мира» различные конструкты, в том числе касающиеся учебы, выстраивать эмоциональное отношение к ним. Активная визуализация и трансформация конструкта «моя учеба» требуют усилий в самом начале, потом при формировании навыка переконструирования образа удается максимально быстро перестраивать его. Активная визуализация реализуется в расслабленном состоянии при максимальном использовании ярких деталей и активном взаимодействии с предметами, которые учащийся представляет в рамках данного конструкта [4].
Снижение тревожности в процессе обучения может быть реализовано с помощью смыслотехник в формате активной визуализации. Д.А. Леонтьев, И.В. Абакумова в своих исследованиях отмечают, что смыслотехники конструктивно воздействуют на личность с помощью работы с личностными смыслами, «вписыванием» отдельных ситуаций, объектов окружающей действительности во внутреннюю картину мира через механизмы социальной идентификации или ценностной синхронизации [5].
Смыслотехника подразумевает трансформацию когнитивных конструктов, основная единица который – образ, имеющий определенную структуру, основной компонент которой – эмоциональный. Когнитивный конструкт включает систему образов, объединенных одной тематикой, эмоционально окрашенных с определенным набором информации, которая имеет значение для субъекта [6].
Исследование снижения тревожности учащихся в процессе освоения предметов включила работу с когнитивным конструктом «Моя учеба», который состоит из нескольких компонентов, имеющих личностный смысл и ценность для учащихся:
- отношение к оценкам,
- страх перед выступлением у доски,
- тревожность по поводу сравнения с другими учениками,
- отношение «не как ко всем».
Все эти компоненты когнитивного конструкта «Моя учеба» были описаны определенными образами, с помощью которых учащиеся прорабатывали свою тревожность по вопросам обучения.
Работа с данным набором компонентов конструкта позволит снизить тревожность, которая связана с отношением к учебе и пониманием себя в образовательном пространстве. Позитивное и структурированное отношение к учебе позволит снизить уровень тревожности по отношению к ней и более эффективно адаптироваться учащимся в образовательном пространстве.
Для работы с когнитивным конструктом «Моя учеба» с целью снижения уровня тревожности по отношению к обучению подходит техника визуализации (активное оперирование образами), в частности ее вариант – мечтание, – как возможность четко представить желаемое состояние и положение в учебном пространстве, проживая в этот момент позитивное эмоциональное состояние.
Мечтание (активная работа с конструктами в формате визуализации) лучше всего реализовывать в формате «мечты-плана», который позволит максимально сформировать представление об образовательном пространстве, особенностях учебы и т.д. [7].
Эффективность работы с мечтой-планом позволяет практически в процессе обучения в форме игры и активного воображения наделить когнитивный конструкт личностными смыслами. Все это позволить снизить тревожность по поводу учебы, повысить уверенность в себе, оптимизировать деятельность и свое поведение. Техника визуализации позволяет учащимся «вписать» себя в пространство «идеального будущего», спланировать свои действия по достижению этих результатов в реальности. Мечта-план, с одной стороны, мотивирует и побуждает к деятельности, с другой стороны позволяет «поверить в себя», в том, что такие достижения возможны и реальны [8].
Техника визуализации базируется на работе с актуальными ситуациями, важными и значимыми для учащихся с тревожностью. Все эти ситуации для работы предлагают сами учащиеся в рамках программы занятий, которая с ними проводилась.
Материалы и методы исследования
Исследование уровня тревожности учащихся с помощью техники визуализации было реализовано в период с ноября 2019 по февраль 2020 года на базах общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону. Со 129 участниками возраста 14-16 лет проведены обучающие занятия на основе использования техники визуализации. Всего было проведено 9 занятий по 2 часа. Занятия проводились в активном формате с обязательным получением обратной связи. Содержание занятий отвечало ряду параметров: обязательное введение с объяснением цели, без использования критики, с обратной связью после упражнений, релаксацией в конце, наличие обязательных домашних заданий в форме игр.
В рамках исследования был проведен ряд оценочных мероприятий для выявления имеющихся проявлений тревожности, связанной с обучением. Все респонденты учатся в обычных школах и не переводились из других школ в течение трех лет.
Исследование снижения уровня тревожности учащихся с помощью визуализации содержало несколько основных этапов:
1) определение особенностей проявления тревожности с помощью анкеты;
2) тестирование участников на предмет выраженности личностной, ситуативной, учебной тревожности;
3) реализация техники визуализации в рамках занятий в период обучения;
4) тестирование через два месяца после окончания участия в программе с целью оценки выраженности изменений тех же параметров, по которым было тестирование до начала программы.
Цель исследования позволила определить перечень методик для диагностики до и после участия в программе:
1. Диагностика школьной тревожности (тест школьной тревожности Б. Филлипса). Шкалы: общая тревожность, переживание стресса, фрустрация успеха, страх проверки знаний, страх самовыражения, низкая сопротивляемость стрессу, страх не соответствовать ожиданиям, проблемы в отношениях с педагогами.
2. Диагностика личностной и ситуативной тревожности (тест Спилбергера-Ханина). Шкалы: личностная тревожность, ситуативная тревожность.
3. Опрос учащихся в свободной форме на предмет того, что их тревожит в рамках учебы.
Диагностика, реализация этапов программы были согласованы с родителями и проводились с соблюдением профессиональной этики и конфиденциальности. Все дети были в хорошем, ровном настроении, физически себя чувствовали нормально.
Результаты исследования и их обсуждение
Анкетирование учащихся на предмет выявления того, что их тревожит в процессе учебы, позволило определить, что 98% участников беспокоят взаимоотношения с одноклассниками («Хочу больше общаться», «Хочу больше друзей», «Переживаю, что меня не понимают») а 87% переживают по поводу своей учебы («Не все получается, как хочу», «Не все понимаю», «Сложно даются значимые предметы»). Мы решили сфокусировать внимание в работе по программе именно на учебе, поскольку ответы и переживания относительно нее схожи у всех респондентов, а проблема взаимоотношений – более разнообразна, требует более индивидуального подхода.
Анализируя имеющийся уровень личностной и ситуативной тревожности учащихся с тревожностью, удалось выявить следующую особенность – комбинирование высокого уровня обеих типов тревожности. Но примерное соотношение следующее: выраженная личностная тревожность у 68% респондентов, а ситуативная – у 85%.
Что касается диагностики школьной тревожности, то у 79% респондентов она выражена достаточно сильно.
В целом, можно говорить, что уровень школьной тревожности – выше среднего, личностная и ситуативная тревожность на достаточно высоком уровне. Данные результаты позволили сформировать основные направления работы.
Гипотеза исследования: использование техники визуализации в работе с когнитивным конструктом «моя учеба» позволяет снизить выраженную тревожность, связанную с процессом обучения.
Все блоки программы основаны на использовании визуализации целенаправленной трансформации когнитивного конструкта «моя учеба», которые связаны с учебой, выполнением своих «учебных обязанностей» и наделением учебы личностным смыслом, осознанное проживание эмоций, связанных с переживаниями по поводу учебы.
Выводы
Проведение программы позволило сделать следующие выводы на основе полученных данных.
1. Применение техники визуализации в детской выборке дало существенные сдвиги по всем заявленным параметрам: личностная, ситуативная, школьная тревожность. Образы стали более яркими, цветными, упорядоченными. Усилился уровень когнитивной сложности при выборе заданий в работе по программе, появилось больше нестандартных решений. Удалось сформировать ценностное, личное отношение к обучению, снизить беспокойство за счет максимальной вовлеченности в процесс и снижения уровня неопределенности по отношению к будущим результатам.
2. Учащиеся с тревожностью достаточно просто включились в процесс, но сопротивление и раздражение поначалу присутствовало, поскольку данная техника была для них новой и непонятной. После объяснения целей всех заданий участники успокоились и вовлеченность изменилась. Учащимся проще давались задания, где нужно было представить предметы, чуть сложнее сенсорные ощущения и совсем трудно – абстрактные понятия. Но при замене абстрактных понятий на предметы, объекты, которые их символизируют, стало значительно проще. У более тревожных детей сложнее получалось представлять образы, но проще их анализировать. Сложности вызвало представление себя в пространстве, которое вызывало больше всего тревоги.
3. Двигательные образы давались участникам легче, чем статичные и абстрактные. Детализированность образов достигла максимума к концу программы (вначале 2-3 отличительных признака, в конце – 7-8). В целом, мечтание, упражнения на воображение, групповые проекты вызвали большое количество положительных эмоций и позволили существенно снизить параметры тревожности.
4. Данные повторной диагностики выявили несколько ключевых перемен по итогам участия в программе:
- во-первых учащиеся с особыми возможностями здоровья научились легко трансформировать различные образы, связанные с учебным процессом «из негативный и беспокоящих» в обычные и «не пугающие» в 77% случаев (по результатам обратной связи от участников тренинга);
- во-вторых, благодаря работе с конструктом «мечта-план» получилось сформировать позитивное представление об учебе в будущем, получении в будущем высоких результатов, снизить переживания по поводу «высоких планок», «ожиданий родителей и учителей»;
- в-третьих, по методикам оценки тревожности существенно снизился уровень ситуативной тревожности (Uэмп = 0,239, р≤0,01), личностной тревожности (Uэмп = 0,218, р≤0,01), общего уровня школьной тревожности (Uэмп = 0,284, р≤0,01) и отдельных ее параметров: переживание социального стресса стало ниже (Uэмп = 0,189, р≤0,01), снизилась фрустрация успеха (Uэмп = 0,277, р≤0,01) и страх проверки знаний (Uэмп = 0,156, р≤0,01).
На основании результатов проведенного исследования, получилось сделать несколько ключевых выводов:
1. Работа с когнитивным конструктом «моя учеба» позволила воздействовать на уровень тревожности, связанный с этой частью жизни школьников, а именно – более детальное и полное планирование и представление разных аспектов учебы уменьшило ощущение неопределенности по этому вопросу.
2. Учащиеся легко работали с визуализацией, были достаточно мотивированы, живо интересовали происходящим, старались максимально вовлекаться в процесс.
3. Визуализация позволила качественно проработать отношение к учебе, что привело к снижению чувства тревоги и позволило сохранить достаточно высокий уровень мотивации и интереса к получению знаний (это не было задачей исследования, можем предположить, что это также воздействие использования визуализации).
Гипотеза исследования о том, что использование техники визуализации в работе с когнитивным конструктом «моя учеба» позволяет снизить выраженную тревожность, связанную с процессом обучения, – нашла свое подтверждение.
Таким образом, результаты проведенного исследования рассмотрели особенности использования визуализации в работе с эмоциональными состояниями. Техника визуализации в такой работе необходима, поскольку работа с когнитивными конструктами связана с достижениями результатов в учебе, повышением уверенности и ответственности в выполнении задач.