Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ТРЕВОЖНЫХ УЧАЩИХСЯ

Бюндюгова Т.В. 1
1 Южный университет (ИУБиП)
В настоящее время фокус внимания на эффективности обучения детей и его связи с эмоциональными состояниями (в частности, с тревожностью) привлекает все больше внимания с одной стороны, с трансформациями системы образования, а с другой, – со спецификой когнитивной сферы и особенностей переработки информации. Снижение тревожности учащихся существенно повышает эффективность учебы, оптимизирует когнитивную переработку информации, что можно реализовывать с помощью использования визуализации, в частности использования мечтания в качестве активной формы работы. Автор отмечает сложности и необходимость сопровождения детей в рамках обучения, в частности преодоления их негативных эмоциональных состояний в процессе освоения учебного материала, предлагая для этого визуализацию в качестве формы работы. В работе рассмотрены основные формы визуализации, общие параметры ее эффективности при использовании в обучении. Опрос учащихся показал, что больше всего они тревожатся из-за учебы и построения конструктивных отношений с одноклассниками. В работе рассмотрены возможности использования когнитивного конструкта «моя учеба» с целью снижения тревожности в рамках обучения через визуализацию когнитивных конструктов, связанных с осваиваемым материалом. Когнитивный конструкт, с одной стороны, содержит информационный компонент, а с другой, – эмоциональный, – проживание и трансформацию переживаний, касающихся учебного материала. Проведенное исследование по снижению тревожности учащихся через активную визуализацию иллюстрирует возможности и эффективность использования данной формы работы в рамках обучения. В основе визуализации в рамках обучения был использован когнитивный конструкт «Моя учеба» и работы с ним по принципу составления «мечты-плана» относительно предметов, которые вызывают особую тревогу. Данное исследование показало, что снижение тревожности по поводу учебы с помощью использования визуальных конструктов и трансформации образов позволяет помимо собственно снижения уменьшения параметров личностной и школьной тревожности, повысить работоспособность, оптимизировать отношения со сверстниками. В процессе работы с когнитивным конструктом «мечта-план» учащиеся смогли обыграть события и ситуации обучения, которые вызывали беспокойство, более четко вписать их в картину внутреннего мира и рассмотреть ключевые моменты по их оптимизации.
когнитивный конструкт
визуализация
снижение тревожности
учащиеся с тревожностью
мечтание
1. Вильчук Ю.В. Цифровая технология формирования когнитивного образа объекта // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов III международной конференции. Коломна, 2020. С. 63-68.
2. Нестик Т.А. Искусственный интеллект как когнитивный протез. трансформация образов будущего // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). С. 104-117.
3. Мелихова Ю.Р. Когнитивная значимость чувственно-наглядного образа // Научный альманах. 2016. № 3-4 (17). С. 302-307. DOI: 10.17117/na.2016.03.04.302.
4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / пер. с англ. М.: Прометей, 1994. 352 с.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2018. 487 с.
6. Макарова Е.А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: монография. М.: Спутник+, 2010. 169 с.
7. Князева Е.Н. Глаз ума: понятия ментальных образов и воображения от Беркли до современной когнитивной науки // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии: сборник научных статей. М.: Институт философии Российской академии наук, 2013. С. 30-51.
8. Юрьева Т.В. Мечта как модель профессионального будущего // Психология XXI века: мат-лы междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов / под науч. ред. В.Б. Чеснокова. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 546-548.

В рамках изучения ключевых направлений и форм сопровождения оптимизации учебного процесса учащихся с тревожностью (с опорой на их личностные и поведенческие проявления), а также проведенного анализа эмпирических вариантов сопровождения образовательного процесса можно сформулировать несколько важных аспектов: в рамках организации сопровождения учащихся с тревожностью формат работы носит, как правило, диагностические проявления: тестирование, анкетирование личностных особенностей, уровня психического развития и т.д. после чего педагоги получают рекомендации, которые носят обобщенный характер. Педагогов не обучают в полной мере различным аспектам взаимодействия с учащимися, у которых есть выраженная тревожность по поводу процесса обучения, которая существенно снижает их активность. Также можно отметить, что в результативности учебы учащихся с тревожностью часто оценивается только из показателей успеваемости, а качественный анализ приложенных усилий не проводится. Кроме этого, учащимся с тревожностью необходимо планировать в индивидуальном образовательном маршруте не только работу по основным предметам, но обучать навыкам тайм-менеджмента, планирования, стресс-менеджмента, что существенно повысит их успеваемость, работоспособность, уверенность в себе.

Необходимо также максимально развивать навыки самостоятельности и отслеживать все результаты, которые учащийся смог выполнить в рамках обучения без помощи. Удалось найти не много работ, которые посвящены работе с тревожными учащимися и техникам, которые помогли им адаптироваться к современным образовательным условиям.

Перечисленные выше особенности дают представление о том, что необходимо систематических проводить подготовительную работу с учащимися с тревожностью в рамках образовательного процесса, максимально полно давать им не только возможность адаптироваться к учебному процессу, но и активно участвовать в жизни учебного коллектива в целом. Работа должна начинаться с использования технологий по снижению уровня тревожности, который, по ряду исследований, высокий, особенно, по поводу адаптации к школьной жизни в коллективе детей и по освоению сложных предметов.

Основная цель данного исследования – изучить на практике возможности применения программы снижения тревожности учащихся по вопросам обучения с использованием визуализации.

Методы снижения тревожности, которые можно использовать в текущем режиме, в том числе и педагогам в рамках обучения детей разного возраста, могут быть достаточно разнообразными и зависят от навыков и возможностей педагога. Формально они могут быть сгруппированы по типам, в зависимости от формы: организационные методы (тревожность снижается за счет достаточно высокой информированности об особенностях обучения), дыхательные практики, физические упражнения (за счет напряжения мышц), коммуникативные формы поддержки [1]. Среди данных методов и методик не хватает тех, которые основаны на визуальной работе с образами, с одной стороны, такая работа опирается на профессиональный опыт снижения переживаний в процессе обучения по сложным предметам, а с другой стороны, используя специальные текстовые зарисовки, педагоги могут применять их в своей практике. Снижение тревожности учащихся позволит повысить удовлетворение от обучения и его эффективность, а также позволит оптимизировать взаимодействие со сверстниками, наполнить свою учебную жизнь и деятельность разнообразными личностными смыслами. Учеба и взаимодействие с окружающими, в первую очередь, акцентируют внимание на успешности и внешнем социальном благополучии учащихся, дают им возможность оценить самих себя, оценить то, как они общаются со сверстниками, повысить удовлетворенность своими достижениями в учебе. Именно потому, что учеба и взаимодействие со сверстниками – важные параметры самоотношения учащихся, они вызывают большое количество переживаний, беспокойства и тревоги [2].

Для того, чтобы снизить ощущение тревожности по поводу обучения, понимания сути темы предмета, необходимо менять отношение к учебе, сместить фокус внешнего оценивания на повышение удовлетворения от процесса обучения, научить сравнивать учащихся с тревожностью свои результаты с предыдущими оценками в процессе получения знаний. Наделить когнитивный конструкт «моя учеба» дополнительными смыслами, которые будут отражать внутреннее личное отношение учащихся с тревожностью к обучению, сделают учебу ценностью для них самих, а не только для внешних оценок [3].

Все эти результаты (повышение эффективности процесса обучения за счет снижения тревожности) возможны при использовании техники визуализации, поскольку именно представляемые образы позволяют «вписывать во внутреннюю картину мира» различные конструкты, в том числе касающиеся учебы, выстраивать эмоциональное отношение к ним. Активная визуализация и трансформация конструкта «моя учеба» требуют усилий в самом начале, потом при формировании навыка переконструирования образа удается максимально быстро перестраивать его. Активная визуализация реализуется в расслабленном состоянии при максимальном использовании ярких деталей и активном взаимодействии с предметами, которые учащийся представляет в рамках данного конструкта [4].

Снижение тревожности в процессе обучения может быть реализовано с помощью смыслотехник в формате активной визуализации. Д.А. Леонтьев, И.В. Абакумова в своих исследованиях отмечают, что смыслотехники конструктивно воздействуют на личность с помощью работы с личностными смыслами, «вписыванием» отдельных ситуаций, объектов окружающей действительности во внутреннюю картину мира через механизмы социальной идентификации или ценностной синхронизации [5].

Смыслотехника подразумевает трансформацию когнитивных конструктов, основная единица который – образ, имеющий определенную структуру, основной компонент которой – эмоциональный. Когнитивный конструкт включает систему образов, объединенных одной тематикой, эмоционально окрашенных с определенным набором информации, которая имеет значение для субъекта [6].

Исследование снижения тревожности учащихся в процессе освоения предметов включила работу с когнитивным конструктом «Моя учеба», который состоит из нескольких компонентов, имеющих личностный смысл и ценность для учащихся:

- отношение к оценкам,

- страх перед выступлением у доски,

- тревожность по поводу сравнения с другими учениками,

- отношение «не как ко всем».

Все эти компоненты когнитивного конструкта «Моя учеба» были описаны определенными образами, с помощью которых учащиеся прорабатывали свою тревожность по вопросам обучения.

Работа с данным набором компонентов конструкта позволит снизить тревожность, которая связана с отношением к учебе и пониманием себя в образовательном пространстве. Позитивное и структурированное отношение к учебе позволит снизить уровень тревожности по отношению к ней и более эффективно адаптироваться учащимся в образовательном пространстве.

Для работы с когнитивным конструктом «Моя учеба» с целью снижения уровня тревожности по отношению к обучению подходит техника визуализации (активное оперирование образами), в частности ее вариант – мечтание, – как возможность четко представить желаемое состояние и положение в учебном пространстве, проживая в этот момент позитивное эмоциональное состояние.

Мечтание (активная работа с конструктами в формате визуализации) лучше всего реализовывать в формате «мечты-плана», который позволит максимально сформировать представление об образовательном пространстве, особенностях учебы и т.д. [7].

Эффективность работы с мечтой-планом позволяет практически в процессе обучения в форме игры и активного воображения наделить когнитивный конструкт личностными смыслами. Все это позволить снизить тревожность по поводу учебы, повысить уверенность в себе, оптимизировать деятельность и свое поведение. Техника визуализации позволяет учащимся «вписать» себя в пространство «идеального будущего», спланировать свои действия по достижению этих результатов в реальности. Мечта-план, с одной стороны, мотивирует и побуждает к деятельности, с другой стороны позволяет «поверить в себя», в том, что такие достижения возможны и реальны [8].

Техника визуализации базируется на работе с актуальными ситуациями, важными и значимыми для учащихся с тревожностью. Все эти ситуации для работы предлагают сами учащиеся в рамках программы занятий, которая с ними проводилась.

Материалы и методы исследования

Исследование уровня тревожности учащихся с помощью техники визуализации было реализовано в период с ноября 2019 по февраль 2020 года на базах общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону. Со 129 участниками возраста 14-16 лет проведены обучающие занятия на основе использования техники визуализации. Всего было проведено 9 занятий по 2 часа. Занятия проводились в активном формате с обязательным получением обратной связи. Содержание занятий отвечало ряду параметров: обязательное введение с объяснением цели, без использования критики, с обратной связью после упражнений, релаксацией в конце, наличие обязательных домашних заданий в форме игр.

В рамках исследования был проведен ряд оценочных мероприятий для выявления имеющихся проявлений тревожности, связанной с обучением. Все респонденты учатся в обычных школах и не переводились из других школ в течение трех лет.

Исследование снижения уровня тревожности учащихся с помощью визуализации содержало несколько основных этапов:

1) определение особенностей проявления тревожности с помощью анкеты;

2) тестирование участников на предмет выраженности личностной, ситуативной, учебной тревожности;

3) реализация техники визуализации в рамках занятий в период обучения;

4) тестирование через два месяца после окончания участия в программе с целью оценки выраженности изменений тех же параметров, по которым было тестирование до начала программы.

Цель исследования позволила определить перечень методик для диагностики до и после участия в программе:

1. Диагностика школьной тревожности (тест школьной тревожности Б. Филлипса). Шкалы: общая тревожность, переживание стресса, фрустрация успеха, страх проверки знаний, страх самовыражения, низкая сопротивляемость стрессу, страх не соответствовать ожиданиям, проблемы в отношениях с педагогами.

2. Диагностика личностной и ситуативной тревожности (тест Спилбергера-Ханина). Шкалы: личностная тревожность, ситуативная тревожность.

3. Опрос учащихся в свободной форме на предмет того, что их тревожит в рамках учебы.

Диагностика, реализация этапов программы были согласованы с родителями и проводились с соблюдением профессиональной этики и конфиденциальности. Все дети были в хорошем, ровном настроении, физически себя чувствовали нормально.

Результаты исследования и их обсуждение

Анкетирование учащихся на предмет выявления того, что их тревожит в процессе учебы, позволило определить, что 98% участников беспокоят взаимоотношения с одноклассниками («Хочу больше общаться», «Хочу больше друзей», «Переживаю, что меня не понимают») а 87% переживают по поводу своей учебы («Не все получается, как хочу», «Не все понимаю», «Сложно даются значимые предметы»). Мы решили сфокусировать внимание в работе по программе именно на учебе, поскольку ответы и переживания относительно нее схожи у всех респондентов, а проблема взаимоотношений – более разнообразна, требует более индивидуального подхода.

Анализируя имеющийся уровень личностной и ситуативной тревожности учащихся с тревожностью, удалось выявить следующую особенность – комбинирование высокого уровня обеих типов тревожности. Но примерное соотношение следующее: выраженная личностная тревожность у 68% респондентов, а ситуативная – у 85%.

Что касается диагностики школьной тревожности, то у 79% респондентов она выражена достаточно сильно.

В целом, можно говорить, что уровень школьной тревожности – выше среднего, личностная и ситуативная тревожность на достаточно высоком уровне. Данные результаты позволили сформировать основные направления работы.

Гипотеза исследования: использование техники визуализации в работе с когнитивным конструктом «моя учеба» позволяет снизить выраженную тревожность, связанную с процессом обучения.

Все блоки программы основаны на использовании визуализации целенаправленной трансформации когнитивного конструкта «моя учеба», которые связаны с учебой, выполнением своих «учебных обязанностей» и наделением учебы личностным смыслом, осознанное проживание эмоций, связанных с переживаниями по поводу учебы.

Выводы

Проведение программы позволило сделать следующие выводы на основе полученных данных.

1. Применение техники визуализации в детской выборке дало существенные сдвиги по всем заявленным параметрам: личностная, ситуативная, школьная тревожность. Образы стали более яркими, цветными, упорядоченными. Усилился уровень когнитивной сложности при выборе заданий в работе по программе, появилось больше нестандартных решений. Удалось сформировать ценностное, личное отношение к обучению, снизить беспокойство за счет максимальной вовлеченности в процесс и снижения уровня неопределенности по отношению к будущим результатам.

2. Учащиеся с тревожностью достаточно просто включились в процесс, но сопротивление и раздражение поначалу присутствовало, поскольку данная техника была для них новой и непонятной. После объяснения целей всех заданий участники успокоились и вовлеченность изменилась. Учащимся проще давались задания, где нужно было представить предметы, чуть сложнее сенсорные ощущения и совсем трудно – абстрактные понятия. Но при замене абстрактных понятий на предметы, объекты, которые их символизируют, стало значительно проще. У более тревожных детей сложнее получалось представлять образы, но проще их анализировать. Сложности вызвало представление себя в пространстве, которое вызывало больше всего тревоги.

3. Двигательные образы давались участникам легче, чем статичные и абстрактные. Детализированность образов достигла максимума к концу программы (вначале 2-3 отличительных признака, в конце – 7-8). В целом, мечтание, упражнения на воображение, групповые проекты вызвали большое количество положительных эмоций и позволили существенно снизить параметры тревожности.

4. Данные повторной диагностики выявили несколько ключевых перемен по итогам участия в программе:

- во-первых учащиеся с особыми возможностями здоровья научились легко трансформировать различные образы, связанные с учебным процессом «из негативный и беспокоящих» в обычные и «не пугающие» в 77% случаев (по результатам обратной связи от участников тренинга);

- во-вторых, благодаря работе с конструктом «мечта-план» получилось сформировать позитивное представление об учебе в будущем, получении в будущем высоких результатов, снизить переживания по поводу «высоких планок», «ожиданий родителей и учителей»;

- в-третьих, по методикам оценки тревожности существенно снизился уровень ситуативной тревожности (Uэмп = 0,239, р≤0,01), личностной тревожности (Uэмп = 0,218, р≤0,01), общего уровня школьной тревожности (Uэмп = 0,284, р≤0,01) и отдельных ее параметров: переживание социального стресса стало ниже (Uэмп = 0,189, р≤0,01), снизилась фрустрация успеха (Uэмп = 0,277, р≤0,01) и страх проверки знаний (Uэмп = 0,156, р≤0,01).

На основании результатов проведенного исследования, получилось сделать несколько ключевых выводов:

1. Работа с когнитивным конструктом «моя учеба» позволила воздействовать на уровень тревожности, связанный с этой частью жизни школьников, а именно – более детальное и полное планирование и представление разных аспектов учебы уменьшило ощущение неопределенности по этому вопросу.

2. Учащиеся легко работали с визуализацией, были достаточно мотивированы, живо интересовали происходящим, старались максимально вовлекаться в процесс.

3. Визуализация позволила качественно проработать отношение к учебе, что привело к снижению чувства тревоги и позволило сохранить достаточно высокий уровень мотивации и интереса к получению знаний (это не было задачей исследования, можем предположить, что это также воздействие использования визуализации).

Гипотеза исследования о том, что использование техники визуализации в работе с когнитивным конструктом «моя учеба» позволяет снизить выраженную тревожность, связанную с процессом обучения, – нашла свое подтверждение.

Таким образом, результаты проведенного исследования рассмотрели особенности использования визуализации в работе с эмоциональными состояниями. Техника визуализации в такой работе необходима, поскольку работа с когнитивными конструктами связана с достижениями результатов в учебе, повышением уверенности и ответственности в выполнении задач.


Библиографическая ссылка

Бюндюгова Т.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ТРЕВОЖНЫХ УЧАЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-2. – С. 276-280;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38988 (дата обращения: 10.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674