Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ASSESSMENT OF FORMATION LEVEL OF THE UNIVERSITY STUDENTS LIFE SAFETY CULTURE

Nurutdinov A.A. 2 Elizareva E.N. 2 Kabirov T.R. 1 Akhmadeev A.V. 2 Insafuddinov A.S. 2
1 Bashkir State Pedagogical University M. Akmulla
2 Bashkir State University
The article discusses the issues of assessing of life safety culture level of students in the process of «Life safety» discipline study. The culture of life safety is characterized by the level of preparedness of the population in the field of life safety and a conscious need to comply with the norms and rules of safe behavior. It includes not only training of «Life Safety» discipline, but also the formation of safe behavioral activities and the outlook of a safe life. Based on the results of the analysis of modern publications, a questionnaire was developed that includes the following components of life safety culture: information-cognitive, behavioral, motivational-value, reflexive. The results of a survey of full-time students of the Bashkir State University at the age from 18 to 23 years are presented. The data shows that the respondents are aware of the value of life safety and have the ability to analyze, evaluate and correct their own behavior, however, they need to acquire more knowledge in the field of life safety and significantly improve the skills of practical implementation of the rules of safe behavior in everyday life. This, in turn, testifies to the need to apply a practice-oriented approach in teaching the «Life Safety» discipline.
Keyword: life safety culture
information-cognitive component
behavioral component
motivational-value component
reflective component
practice-oriented approach

В системе высшего образования подготовка населения осуществляется в рамках преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина в общем случае направлена на формирование у обучающихся общекультурной компетенции ОК-9 (ОК-8) согласно федеральным образовательным стандартам высшего образования 3+. Согласно следующему поколению стандартов 3++ дисциплина формирует категорию универсальных компетенций УК-8. Изменения в федеральных образовательных стандартах, структура примерной программы дисциплины и нежелательные условия приобретения студентами соответствующих компетенций [1, с. 58–67] ставят вопрос направленности преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Необходимо учитывать, что освоение компетенции подразумевает формирование культуры безопасности жизнедеятельности (БЖД), которая характеризуется уровнем подготовленности населения в области БЖД и осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения. Она включает в себя не только обучение в рамках дисциплины БЖД, но формирование безопасной поведенческой деятельности и мировоззрения безопасной жизни [2].

Устойчивое развитие современного общества невозможно без прогнозирования опасностей и минимизации рисков. Важно понимать, что главными источниками опасностей являются человек и его поведение. Одним из признанных инструментов изменения современного человека является образование, которое реализуется посредством обучения и воспитания [3, с. 3–6]. Ввиду этого целью данной работы является оценка уровня сформированности культуры безопасности для своевременной разработки и применения подходов к интенсификации образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

Проведенный контент-анализ ряда публикаций и диссертационных работ показывает, что чаще всего выделяют порядка 10 структурных компонентов общего понятия культуры БЖД: информационный, рефлексивный, эмоционально-волевой и пр. [4, с. 142–148]. Для оценки уровня сформированности культуры БЖД в данном исследовании выбраны четыре основных компонента [5, с. 55–63], согласно которым было проведено анкетирование обучающихся очной формы обучения Башкирского государственного университета (табл. 1). Возраст участников от 18 до 23 лет.

Таблица 1

Критерии оценки уровней сформированности культуры БЖД

Показатель

Содержание

Информационно-когнитивный

Наличие знаний o мерах безопасности и способах безопасного поведения

Поведенческий

Навыки и умения безопасного поведения

Мотивационно-ценностный

Осознание ценности подготовки в области безопасности жизнедеятельности

Рефлексивный

Способность анализа собственного поведения с точки зрения безопасности

Анкета включает в себя 20 вопросов закрытого типа, поделенных на 4 блока:

Информационно-когнитивный блок

1. Оцените Ваши знания o мерах безопасности при пожаре (взрыве) в здании (на улице)?

1) ничего не знаю;

2) немного знаю;

3) в целом знаю, что нужно делать;

4) знаю и готов действовать.

2. Оцените Ваши знания o мерах безопасности при транспортных авариях?

1) ничего не знаю;

2) немного знаю;

3) в целом знаю, что нужно делать;

4) знаю и готов действовать.

3. Оцените Ваши знания o мерах безопасности при происшествиях на воде?

1) ничего не знаю;

2) немного знаю;

3) в целом знаю, что нужно делать;

4) знаю и готов действовать.

4. Знаете ли Вы основные методы защиты населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС)?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

5. Знаете ли Вы способы оповещения и информирования населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

Поведенческий блок

6. Оказывали ли Вы первую помощь пострадавшему в экстремальной ситуации?

1) нет, у меня нет знаний;

2) нет, у меня есть необходимые знания, и я боюсь их применить;

3) да; опыт был неуспешным;

4) да; опыт был успешным.

7. Обращаете ли Вы внимание на большие цифровые экраны в собственном городе?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

8. Обращаете ли Вы внимание на схему эвакуации, расположение огнетушителей и пути выхода, оказавшись в новом незнакомом здании?

1) нет, никогда не задумывался об этом;

2) да, иногда обращаю внимание;

3) да, стараюсь запомнить выход;

4) да, всегда.

9. Изучаете ли Вы инструкцию по безопасности при покупке (использовании) нового электроприбора, пиротехнической продукции и т.д.?

1) нет, изучать инструкцию необяза- тельно;

2) нет, но знаю, что изучать необходимо;

3) да, иногда в зависимости от сложности изделия;

4) да, обязательно.

10. Знаете ли Вы, как пользоваться огнетушителем?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

Мотивационно-ценностный блок

11. Обязаны ли Вы соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

12. Обязаны ли Вы изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

13. Обязаны ли Вы проходить подготовку в области гражданской обороны?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

14. Ощущаете ли Вы необходимость в подготовке в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

15. Хотели бы Вы больше знать о приемах оказания первой помощи?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

Рефлексивный блок

16. Задумывались ли Вы о том, как действовать в случае возникновения пожаров, экстремальных ситуаций или других происшествий?

1) никогда не задумывался над этим;

2) четкого плана нет, буду действовать исходя из обстановки;

3) я понимаю примерно общий порядок действий, но специально не готовлюсь;

4) у меня есть успешный опыт, и я знаю, как действовать.

17. Обращаете ли Вы внимание, что соблюдение правил и норм безопасного поведения влияет на качество Вашей жизни?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

18. Проводите ли Вы оценку собственного поведения в повседневной деятельности с точки зрения безопасности?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

19. Умеете ли Вы выявлять причины и делать прогноз неблагоприятных последствий Вашего поведения?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

20. Саморазвитие и самосовершенствование являются для Вас важной целью?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

Для определения уровня сформированности культуры БЖД определили соответствующие им числовые интервалы и обозначили баллы вариантов ответа:

- вариант а – 0 баллов;

- вариант б – 1 балл;

- вариант в – 2 балла;

- вариант г – 3 балла.

Уровни сформированности культуры БЖД имеют следующие характеристики:

- неудовлетворительный уровень (от 0 до 3 баллов по компоненте КБЖ; от 0 до 15 баллов по всем компонентам) характеризуется отсутствием знаний, умений и навыков у обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;

- начальный уровень (от 4 до 7 баллов по компоненте КБЖ; от 16 до 30 баллов по всем компонентам) характеризуется бессистемными, фрагментарными знаниями у обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучающиеся практически не имеют в этой области умений и навыков;

– удовлетворительный уровень (от 8 до 11 баллов по компоненте КБЖ; от 31 до 45 баллов по всем компонентам) характеризуется наличием у обучающихся определённых, неполных знаний по безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся обладают умениям и навыками, но допускают ошибки;

- достаточный уровень (от 12 до 15 баллов по компоненте КБЖ; от 46 до 60 баллов по всем компонентам) характеризуется наличием у обучающихся знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, однако имеется определенная пассивность относительно их применения в практической деятельности. Обучающиеся знают и придерживаются норм здорового и безопасного образа жизни.

Результаты исследования и их обсуждение

Используя предложенную систему оценок, получены следующие результаты по каждому компоненту КБЖ и в целом (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анкетирования сформированности культуры БЖД

Компонент культуры БЖД

Результаты анкетирования,%

№ вопроса

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1

2

3

4

5

6

Информационно-когнитивный

1

1,3

9,8

65,3

23,6

2

2,6

27,6

49,8

20

3

5,6

32,1

44,6

17,7

4

3

16,7

57

23,3

5

2,6

12,8

38

46,6

Поведенческий

6

23

50,8

3,6

22,6

7

7,2

15,7

40

37,1

8

7,6

51,1

24,6

16,7

9

5,6

20,7

46,2

27,5

10

8,5

17,1

35,4

39

Мотивационно-ценностный

11

2

2,3

27,5

68,2

12

2,3

5,3

41,3

51,1

13

10,5

20,3

43,3

25,9

14

6,9

16,7

45,3

31,1

15

2,3

5,6

41,6

50,5

Рефлексивный

16

3,3

24,9

61,6

10,2

17

3

11,1

42,3

43,6

18

3,3

18,4

41,6

36,7

19

2,3

9,8

48,5

39,4

20

2

2,3

33,1

62,6

Таблица 3

Уровни сформированности культуры БЖД

Компонента культуры БЖД

Результаты оценки уровня,%

Неудовлетворительный

Начальный

Удовлетворительный

Достаточный

Информационно-когнитивный

1,3

17,0

53,8

27,9

Поведенческий

1,6

32,8

46,6

19,0

Мотивационно-ценностный

0,3

8,2

41,0

50,5

Рефлексивный

1,0

5,9

49,8

43,3

Все компоненты

0,3

7,2

65,3

27,2

Результаты анкетирования, включающие в себя оценку четырех основных компонентов: информационно-когнитивного, рефлексивного, мотивационно-ценностного и поведенческого – позволяют получить социально-психологическую характеристику отношения студентов к проблемам безопасности жизнедеятельности.

Заключение

Полученные данные показали, что обучающиеся осознают ценность безопасности жизнедеятельности и обладают способностью анализировать, оценивать и корректировать собственное поведение, однако им необходимо приобрести больше знаний в области безопасности жизнедеятельности и значительно улучшить навыки практической реализации правил безопасного поведения в повседневной жизни. Это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости применения практико-ориентированного подхода в преподавании БЖД.