В системе высшего образования подготовка населения осуществляется в рамках преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина в общем случае направлена на формирование у обучающихся общекультурной компетенции ОК-9 (ОК-8) согласно федеральным образовательным стандартам высшего образования 3+. Согласно следующему поколению стандартов 3++ дисциплина формирует категорию универсальных компетенций УК-8. Изменения в федеральных образовательных стандартах, структура примерной программы дисциплины и нежелательные условия приобретения студентами соответствующих компетенций [1, с. 58–67] ставят вопрос направленности преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Необходимо учитывать, что освоение компетенции подразумевает формирование культуры безопасности жизнедеятельности (БЖД), которая характеризуется уровнем подготовленности населения в области БЖД и осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения. Она включает в себя не только обучение в рамках дисциплины БЖД, но формирование безопасной поведенческой деятельности и мировоззрения безопасной жизни [2].
Устойчивое развитие современного общества невозможно без прогнозирования опасностей и минимизации рисков. Важно понимать, что главными источниками опасностей являются человек и его поведение. Одним из признанных инструментов изменения современного человека является образование, которое реализуется посредством обучения и воспитания [3, с. 3–6]. Ввиду этого целью данной работы является оценка уровня сформированности культуры безопасности для своевременной разработки и применения подходов к интенсификации образовательного процесса.
Материалы и методы исследования
Проведенный контент-анализ ряда публикаций и диссертационных работ показывает, что чаще всего выделяют порядка 10 структурных компонентов общего понятия культуры БЖД: информационный, рефлексивный, эмоционально-волевой и пр. [4, с. 142–148]. Для оценки уровня сформированности культуры БЖД в данном исследовании выбраны четыре основных компонента [5, с. 55–63], согласно которым было проведено анкетирование обучающихся очной формы обучения Башкирского государственного университета (табл. 1). Возраст участников от 18 до 23 лет.
Таблица 1
Критерии оценки уровней сформированности культуры БЖД
Показатель |
Содержание |
Информационно-когнитивный |
Наличие знаний o мерах безопасности и способах безопасного поведения |
Поведенческий |
Навыки и умения безопасного поведения |
Мотивационно-ценностный |
Осознание ценности подготовки в области безопасности жизнедеятельности |
Рефлексивный |
Способность анализа собственного поведения с точки зрения безопасности |
Анкета включает в себя 20 вопросов закрытого типа, поделенных на 4 блока:
Информационно-когнитивный блок
1. Оцените Ваши знания o мерах безопасности при пожаре (взрыве) в здании (на улице)?
1) ничего не знаю;
2) немного знаю;
3) в целом знаю, что нужно делать;
4) знаю и готов действовать.
2. Оцените Ваши знания o мерах безопасности при транспортных авариях?
1) ничего не знаю;
2) немного знаю;
3) в целом знаю, что нужно делать;
4) знаю и готов действовать.
3. Оцените Ваши знания o мерах безопасности при происшествиях на воде?
1) ничего не знаю;
2) немного знаю;
3) в целом знаю, что нужно делать;
4) знаю и готов действовать.
4. Знаете ли Вы основные методы защиты населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС)?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
5. Знаете ли Вы способы оповещения и информирования населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
Поведенческий блок
6. Оказывали ли Вы первую помощь пострадавшему в экстремальной ситуации?
1) нет, у меня нет знаний;
2) нет, у меня есть необходимые знания, и я боюсь их применить;
3) да; опыт был неуспешным;
4) да; опыт был успешным.
7. Обращаете ли Вы внимание на большие цифровые экраны в собственном городе?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
8. Обращаете ли Вы внимание на схему эвакуации, расположение огнетушителей и пути выхода, оказавшись в новом незнакомом здании?
1) нет, никогда не задумывался об этом;
2) да, иногда обращаю внимание;
3) да, стараюсь запомнить выход;
4) да, всегда.
9. Изучаете ли Вы инструкцию по безопасности при покупке (использовании) нового электроприбора, пиротехнической продукции и т.д.?
1) нет, изучать инструкцию необяза- тельно;
2) нет, но знаю, что изучать необходимо;
3) да, иногда в зависимости от сложности изделия;
4) да, обязательно.
10. Знаете ли Вы, как пользоваться огнетушителем?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
Мотивационно-ценностный блок
11. Обязаны ли Вы соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
12. Обязаны ли Вы изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
13. Обязаны ли Вы проходить подготовку в области гражданской обороны?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
14. Ощущаете ли Вы необходимость в подготовке в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
15. Хотели бы Вы больше знать о приемах оказания первой помощи?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
Рефлексивный блок
16. Задумывались ли Вы о том, как действовать в случае возникновения пожаров, экстремальных ситуаций или других происшествий?
1) никогда не задумывался над этим;
2) четкого плана нет, буду действовать исходя из обстановки;
3) я понимаю примерно общий порядок действий, но специально не готовлюсь;
4) у меня есть успешный опыт, и я знаю, как действовать.
17. Обращаете ли Вы внимание, что соблюдение правил и норм безопасного поведения влияет на качество Вашей жизни?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
18. Проводите ли Вы оценку собственного поведения в повседневной деятельности с точки зрения безопасности?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
19. Умеете ли Вы выявлять причины и делать прогноз неблагоприятных последствий Вашего поведения?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
20. Саморазвитие и самосовершенствование являются для Вас важной целью?
1) нет;
2) скорее нет;
3) скорее да;
4) да.
Для определения уровня сформированности культуры БЖД определили соответствующие им числовые интервалы и обозначили баллы вариантов ответа:
- вариант а – 0 баллов;
- вариант б – 1 балл;
- вариант в – 2 балла;
- вариант г – 3 балла.
Уровни сформированности культуры БЖД имеют следующие характеристики:
- неудовлетворительный уровень (от 0 до 3 баллов по компоненте КБЖ; от 0 до 15 баллов по всем компонентам) характеризуется отсутствием знаний, умений и навыков у обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;
- начальный уровень (от 4 до 7 баллов по компоненте КБЖ; от 16 до 30 баллов по всем компонентам) характеризуется бессистемными, фрагментарными знаниями у обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучающиеся практически не имеют в этой области умений и навыков;
– удовлетворительный уровень (от 8 до 11 баллов по компоненте КБЖ; от 31 до 45 баллов по всем компонентам) характеризуется наличием у обучающихся определённых, неполных знаний по безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся обладают умениям и навыками, но допускают ошибки;
- достаточный уровень (от 12 до 15 баллов по компоненте КБЖ; от 46 до 60 баллов по всем компонентам) характеризуется наличием у обучающихся знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, однако имеется определенная пассивность относительно их применения в практической деятельности. Обучающиеся знают и придерживаются норм здорового и безопасного образа жизни.
Результаты исследования и их обсуждение
Используя предложенную систему оценок, получены следующие результаты по каждому компоненту КБЖ и в целом (табл. 2).
Таблица 2
Результаты анкетирования сформированности культуры БЖД
Компонент культуры БЖД |
Результаты анкетирования,% |
||||
№ вопроса |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Информационно-когнитивный |
1 |
1,3 |
9,8 |
65,3 |
23,6 |
2 |
2,6 |
27,6 |
49,8 |
20 |
|
3 |
5,6 |
32,1 |
44,6 |
17,7 |
|
4 |
3 |
16,7 |
57 |
23,3 |
|
5 |
2,6 |
12,8 |
38 |
46,6 |
|
Поведенческий |
6 |
23 |
50,8 |
3,6 |
22,6 |
7 |
7,2 |
15,7 |
40 |
37,1 |
|
8 |
7,6 |
51,1 |
24,6 |
16,7 |
|
9 |
5,6 |
20,7 |
46,2 |
27,5 |
|
10 |
8,5 |
17,1 |
35,4 |
39 |
|
Мотивационно-ценностный |
11 |
2 |
2,3 |
27,5 |
68,2 |
12 |
2,3 |
5,3 |
41,3 |
51,1 |
|
13 |
10,5 |
20,3 |
43,3 |
25,9 |
|
14 |
6,9 |
16,7 |
45,3 |
31,1 |
|
15 |
2,3 |
5,6 |
41,6 |
50,5 |
|
Рефлексивный |
16 |
3,3 |
24,9 |
61,6 |
10,2 |
17 |
3 |
11,1 |
42,3 |
43,6 |
|
18 |
3,3 |
18,4 |
41,6 |
36,7 |
|
19 |
2,3 |
9,8 |
48,5 |
39,4 |
|
20 |
2 |
2,3 |
33,1 |
62,6 |
Таблица 3
Уровни сформированности культуры БЖД
Компонента культуры БЖД |
Результаты оценки уровня,% |
|||
Неудовлетворительный |
Начальный |
Удовлетворительный |
Достаточный |
|
Информационно-когнитивный |
1,3 |
17,0 |
53,8 |
27,9 |
Поведенческий |
1,6 |
32,8 |
46,6 |
19,0 |
Мотивационно-ценностный |
0,3 |
8,2 |
41,0 |
50,5 |
Рефлексивный |
1,0 |
5,9 |
49,8 |
43,3 |
Все компоненты |
0,3 |
7,2 |
65,3 |
27,2 |
Результаты анкетирования, включающие в себя оценку четырех основных компонентов: информационно-когнитивного, рефлексивного, мотивационно-ценностного и поведенческого – позволяют получить социально-психологическую характеристику отношения студентов к проблемам безопасности жизнедеятельности.
Заключение
Полученные данные показали, что обучающиеся осознают ценность безопасности жизнедеятельности и обладают способностью анализировать, оценивать и корректировать собственное поведение, однако им необходимо приобрести больше знаний в области безопасности жизнедеятельности и значительно улучшить навыки практической реализации правил безопасного поведения в повседневной жизни. Это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости применения практико-ориентированного подхода в преподавании БЖД.