Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Нурутдинов А.А. 2 Елизарьева Е.Н. 2 Кабиров Т.Р. 1 Ахмадеев А.В. 2 Инсафуддинов А.С. 2
1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
2 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
В статье рассмотрены вопросы оценки уровня культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Культура безопасности жизнедеятельности характеризуется уровнем подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности и осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения. Данное понятие включает в себя не только обучение в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», но и формирование безопасной поведенческой деятельности и мировоззрения безопасной жизни. По результатам анализа современных публикаций была разработана анкета, включающая следующие компоненты культуры безопасности жизнедеятельности: информационно-когнитивный, поведенческий, мотивационно-ценностный, рефлексивный. Приведены результаты опроса обучающихся очной формы обучения Башкирского государственного университета в возрасте от 18 до 23 лет. Полученные данные показали, что анкетируемые осознают ценность безопасности жизнедеятельности и обладают способностью анализировать, оценивать и корректировать собственное поведение, однако им необходимо приобрести больше знаний в области безопасности жизнедеятельности и значительно улучшить навыки практической реализации правил безопасного поведения в повседневной жизни. Это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости применения практико-ориентированного подхода в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
культура безопасности жизнедеятельности
информационно-когнитивный компонент
поведенческий компонент
мотивационно-ценностный компонент
рефлексивный компонент
практико-ориентированный подход
1. Малаян К.Р. Области знаний и учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» – 25 лет // Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности». 2015. № 10 (178). С. 58–67.
2. ГОСТ Р 22.3.07-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2019. 6 с.
3. Александров А.А. Школа профессора С.В. Белова (к юбилею основателя направления «Безопасность жизнедеятельности») // Безопасность в техносфере. 2012. Т. 1. № 6. С. 3–6.
4. Рыбников В.Ю. Разработка анкеты для оценки уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. № 11 (105). С. 142–148.
5. Челтыбашев А.А. Организационно-педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения у студентов через изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности». 2016. № 9 (189). С. 55–63.

В системе высшего образования подготовка населения осуществляется в рамках преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина в общем случае направлена на формирование у обучающихся общекультурной компетенции ОК-9 (ОК-8) согласно федеральным образовательным стандартам высшего образования 3+. Согласно следующему поколению стандартов 3++ дисциплина формирует категорию универсальных компетенций УК-8. Изменения в федеральных образовательных стандартах, структура примерной программы дисциплины и нежелательные условия приобретения студентами соответствующих компетенций [1, с. 58–67] ставят вопрос направленности преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Необходимо учитывать, что освоение компетенции подразумевает формирование культуры безопасности жизнедеятельности (БЖД), которая характеризуется уровнем подготовленности населения в области БЖД и осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения. Она включает в себя не только обучение в рамках дисциплины БЖД, но формирование безопасной поведенческой деятельности и мировоззрения безопасной жизни [2].

Устойчивое развитие современного общества невозможно без прогнозирования опасностей и минимизации рисков. Важно понимать, что главными источниками опасностей являются человек и его поведение. Одним из признанных инструментов изменения современного человека является образование, которое реализуется посредством обучения и воспитания [3, с. 3–6]. Ввиду этого целью данной работы является оценка уровня сформированности культуры безопасности для своевременной разработки и применения подходов к интенсификации образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

Проведенный контент-анализ ряда публикаций и диссертационных работ показывает, что чаще всего выделяют порядка 10 структурных компонентов общего понятия культуры БЖД: информационный, рефлексивный, эмоционально-волевой и пр. [4, с. 142–148]. Для оценки уровня сформированности культуры БЖД в данном исследовании выбраны четыре основных компонента [5, с. 55–63], согласно которым было проведено анкетирование обучающихся очной формы обучения Башкирского государственного университета (табл. 1). Возраст участников от 18 до 23 лет.

Таблица 1

Критерии оценки уровней сформированности культуры БЖД

Показатель

Содержание

Информационно-когнитивный

Наличие знаний o мерах безопасности и способах безопасного поведения

Поведенческий

Навыки и умения безопасного поведения

Мотивационно-ценностный

Осознание ценности подготовки в области безопасности жизнедеятельности

Рефлексивный

Способность анализа собственного поведения с точки зрения безопасности

Анкета включает в себя 20 вопросов закрытого типа, поделенных на 4 блока:

Информационно-когнитивный блок

1. Оцените Ваши знания o мерах безопасности при пожаре (взрыве) в здании (на улице)?

1) ничего не знаю;

2) немного знаю;

3) в целом знаю, что нужно делать;

4) знаю и готов действовать.

2. Оцените Ваши знания o мерах безопасности при транспортных авариях?

1) ничего не знаю;

2) немного знаю;

3) в целом знаю, что нужно делать;

4) знаю и готов действовать.

3. Оцените Ваши знания o мерах безопасности при происшествиях на воде?

1) ничего не знаю;

2) немного знаю;

3) в целом знаю, что нужно делать;

4) знаю и готов действовать.

4. Знаете ли Вы основные методы защиты населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС)?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

5. Знаете ли Вы способы оповещения и информирования населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

Поведенческий блок

6. Оказывали ли Вы первую помощь пострадавшему в экстремальной ситуации?

1) нет, у меня нет знаний;

2) нет, у меня есть необходимые знания, и я боюсь их применить;

3) да; опыт был неуспешным;

4) да; опыт был успешным.

7. Обращаете ли Вы внимание на большие цифровые экраны в собственном городе?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

8. Обращаете ли Вы внимание на схему эвакуации, расположение огнетушителей и пути выхода, оказавшись в новом незнакомом здании?

1) нет, никогда не задумывался об этом;

2) да, иногда обращаю внимание;

3) да, стараюсь запомнить выход;

4) да, всегда.

9. Изучаете ли Вы инструкцию по безопасности при покупке (использовании) нового электроприбора, пиротехнической продукции и т.д.?

1) нет, изучать инструкцию необяза- тельно;

2) нет, но знаю, что изучать необходимо;

3) да, иногда в зависимости от сложности изделия;

4) да, обязательно.

10. Знаете ли Вы, как пользоваться огнетушителем?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

Мотивационно-ценностный блок

11. Обязаны ли Вы соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

12. Обязаны ли Вы изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

13. Обязаны ли Вы проходить подготовку в области гражданской обороны?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

14. Ощущаете ли Вы необходимость в подготовке в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

15. Хотели бы Вы больше знать о приемах оказания первой помощи?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

Рефлексивный блок

16. Задумывались ли Вы о том, как действовать в случае возникновения пожаров, экстремальных ситуаций или других происшествий?

1) никогда не задумывался над этим;

2) четкого плана нет, буду действовать исходя из обстановки;

3) я понимаю примерно общий порядок действий, но специально не готовлюсь;

4) у меня есть успешный опыт, и я знаю, как действовать.

17. Обращаете ли Вы внимание, что соблюдение правил и норм безопасного поведения влияет на качество Вашей жизни?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

18. Проводите ли Вы оценку собственного поведения в повседневной деятельности с точки зрения безопасности?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

19. Умеете ли Вы выявлять причины и делать прогноз неблагоприятных последствий Вашего поведения?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

20. Саморазвитие и самосовершенствование являются для Вас важной целью?

1) нет;

2) скорее нет;

3) скорее да;

4) да.

Для определения уровня сформированности культуры БЖД определили соответствующие им числовые интервалы и обозначили баллы вариантов ответа:

- вариант а – 0 баллов;

- вариант б – 1 балл;

- вариант в – 2 балла;

- вариант г – 3 балла.

Уровни сформированности культуры БЖД имеют следующие характеристики:

- неудовлетворительный уровень (от 0 до 3 баллов по компоненте КБЖ; от 0 до 15 баллов по всем компонентам) характеризуется отсутствием знаний, умений и навыков у обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;

- начальный уровень (от 4 до 7 баллов по компоненте КБЖ; от 16 до 30 баллов по всем компонентам) характеризуется бессистемными, фрагментарными знаниями у обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучающиеся практически не имеют в этой области умений и навыков;

– удовлетворительный уровень (от 8 до 11 баллов по компоненте КБЖ; от 31 до 45 баллов по всем компонентам) характеризуется наличием у обучающихся определённых, неполных знаний по безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся обладают умениям и навыками, но допускают ошибки;

- достаточный уровень (от 12 до 15 баллов по компоненте КБЖ; от 46 до 60 баллов по всем компонентам) характеризуется наличием у обучающихся знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, однако имеется определенная пассивность относительно их применения в практической деятельности. Обучающиеся знают и придерживаются норм здорового и безопасного образа жизни.

Результаты исследования и их обсуждение

Используя предложенную систему оценок, получены следующие результаты по каждому компоненту КБЖ и в целом (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анкетирования сформированности культуры БЖД

Компонент культуры БЖД

Результаты анкетирования,%

№ вопроса

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1

2

3

4

5

6

Информационно-когнитивный

1

1,3

9,8

65,3

23,6

2

2,6

27,6

49,8

20

3

5,6

32,1

44,6

17,7

4

3

16,7

57

23,3

5

2,6

12,8

38

46,6

Поведенческий

6

23

50,8

3,6

22,6

7

7,2

15,7

40

37,1

8

7,6

51,1

24,6

16,7

9

5,6

20,7

46,2

27,5

10

8,5

17,1

35,4

39

Мотивационно-ценностный

11

2

2,3

27,5

68,2

12

2,3

5,3

41,3

51,1

13

10,5

20,3

43,3

25,9

14

6,9

16,7

45,3

31,1

15

2,3

5,6

41,6

50,5

Рефлексивный

16

3,3

24,9

61,6

10,2

17

3

11,1

42,3

43,6

18

3,3

18,4

41,6

36,7

19

2,3

9,8

48,5

39,4

20

2

2,3

33,1

62,6

Таблица 3

Уровни сформированности культуры БЖД

Компонента культуры БЖД

Результаты оценки уровня,%

Неудовлетворительный

Начальный

Удовлетворительный

Достаточный

Информационно-когнитивный

1,3

17,0

53,8

27,9

Поведенческий

1,6

32,8

46,6

19,0

Мотивационно-ценностный

0,3

8,2

41,0

50,5

Рефлексивный

1,0

5,9

49,8

43,3

Все компоненты

0,3

7,2

65,3

27,2

Результаты анкетирования, включающие в себя оценку четырех основных компонентов: информационно-когнитивного, рефлексивного, мотивационно-ценностного и поведенческого – позволяют получить социально-психологическую характеристику отношения студентов к проблемам безопасности жизнедеятельности.

Заключение

Полученные данные показали, что обучающиеся осознают ценность безопасности жизнедеятельности и обладают способностью анализировать, оценивать и корректировать собственное поведение, однако им необходимо приобрести больше знаний в области безопасности жизнедеятельности и значительно улучшить навыки практической реализации правил безопасного поведения в повседневной жизни. Это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости применения практико-ориентированного подхода в преподавании БЖД.


Библиографическая ссылка

Нурутдинов А.А., Елизарьева Е.Н., Кабиров Т.Р., Ахмадеев А.В., Инсафуддинов А.С. ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-2. – С. 369-373;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38941 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674