Сегодня в спортивных школах разного типа, спортивных клубах, фитнес-центрах и других организациях физической культуры и спорта наблюдается дефицит профессиональных управленческих кадров. Связано это с качественной перестройкой управленческой структуры сферы физической культуры и спорта, с появлением коммерческих организаций (частные спортивные клубы и др.), с увеличением количества физкультурно-спортивных организаций. Следует отметить, что специалисты, руководящие такими организациями, совмещают педагогическую работу с организационной и управленческой деятельностью. Вышеизложенные обстоятельства заставляют обратить пристальное внимание на проблему совершенствования подготовки управленческо-педагогических кадров не только как педагогов, но и как управленцев в сфере физической культуры и спорта.
Профессиональная подготовка управленческо-педагогического аппарата в настоящем исследовании рассматривается в рамках программы магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта»).
Учёт положений ФГОС ВО, а также профстандартов «Педагог дополнительного образования» и «Руководитель организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», опыта практической деятельности позволил нам в структуре подготовки студентов-магистрантов (будущих менеджеров в области физической культуры и спорта) выделить два компонента: общепрофессиональную и профессионально-технологическую подготовку. Общепрофессиональная подготовка направлена на формирование универсальных (УК) и части общепрофессиональных компетенций и в свою очередь состоит из аксиологического, методологического и теоретического компонентов. Профессионально-технологическая подготовка (технологический компонент) позволяет сформировать профессиональные компетенции (ПК) будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта, а также ряд общепрофессиональных компетенций, выделенных с учетом преломления содержания программы магистратуры «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта». Структурными компонентами профессионально-технологической подготовки являются методико-технологическая и проектно-технологическая подготовка.
Следует указать, что подготовка магистрантов осуществляется в заочной форме обучения, поэтому ряд студентов обладает некоторым практическим опытом решения организационных и управленческих задач. Это обстоятельство, несомненно, следует учитывать в профессиональной подготовке управленческо-педагогических кадров. Отсюда необходим поиск иных подходов в обучении в отличие от магистрантов очного отделения.
Цель исследования – теоретическое обоснование применения методологических подходов к совершенствованию подготовки студентов-магистрантов – будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта.
Материалы и методы исследования
Изучение научной литературы и документов, метод теоретического анализа и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проблемы развития технологического компонента в логике профессиональной подготовки будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта требует выбора совокупности теоретико-методологических оснований. Сущность методологического подхода как категории мы будем рассматривать с позиции И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, которые обозначают его как «принципиальную методологическую ориентацию исследования; точку зрения, рассматривающую объект изучения» [1, с. 73].
Определяя методологические подходы к проблеме подготовки специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта, важно принимать во внимание ряд общепедагогических позиций (Н.В. Ипполитова):
- обоснованием выбора подходов является целесообразность этого выбора;
- получение полной и объективной картины исследования изучаемой проблемы требует выбора совокупности методологических подходов, которая не должна состоять из взаимоисключающих методологических оснований;
- целостное рассмотрение проблемы возможно с учетом выбора взаимодополняющих подходов [2, с. 59–60].
Исходя из вышесказанного, в качестве методологических оснований нами выбраны системный, партисипативный и интерактивный подходы. Системный подход позволяет рассмотреть исследуемый феномен развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта как сложноорганизованную целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Партисипативный поход характеризует общий план исследования развития у будущих представителей управленческо-педагогического аппарата физической культуры и спорта технологического компонента в структуре их профессиональной подготовки. Методические основы реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов рассматриваются нами в контексте интерактивного подхода.
Основания для определения методологических подходов к совершенствованию подготовки студентов-магистрантов – будущего управленческо-педагогического кадрового состава сферы физической культуры – в структуре их профессиональной подготовки представлены на рисунке.
Совокупность методологических подходов к развитию технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта
Рассмотрим возможности применения каждого подхода в изучении проблемы развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта.
Системный подход выступает в качестве общенаучной основы, позволяющей рассмотреть проблему развития у будущих управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта технологического компонента в структуре их профессиональной подготовки как системное явление с взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами. Разработке основополагающих положений системного подхода посвящены исследования И.В. Блауберга, Б.С. Гершунского, Т.А. Ильиной, В.В. Краевского, Г.Н. Серикова и др.
С научной точки зрения системный подход рассматривается в качестве «ориентира методологии научного познания и практики, когда объекты изучаются с точки зрения внутренних системных свойств и связей, обеспечивающих целостность объекта, его внутреннюю организацию и функционирование» [1, с. 216].
В нашем исследовании системный подход позволяет следующее:
- рассмотреть процесс профессионально-технологической подготовки (технологический компонент) студентов-магистрантов как целостную систему;
– определить составляющие компоненты профессионально-технологической подготовки управленческо-педагогических кадров, среди которых можно выделить методико-технологический и проектно-технологический компонент, а также раскрыть их взаимосвязь;
– выделить системообразующий фактор профессионально-технологической подготовки (технологический компонент) студентов-магистрантов, а именно цель и результаты реализуемой образовательной программы подготовки будущих управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта;
- выполнить отбор дисциплин и их содержания для профессионально-технологической подготовки (технологический компонент) студентов-магистрантов.
Подготовка будущих менеджеров в области физической культуры и спорта требует поиска такого методологического основания, которое бы обеспечивало их обучение в соответствии со спецификой их потенциальной управленческой деятельности; моделировало социальное содержание будущей профессиональной деятельности руководителя; позволяло включаться в процесс управления собственным обучением; обеспечивало возможности использования собственного управленческого опыта. Таким подходом является партисипативный, выступающий в качестве теоретико-методической стратегии нашего исследования.
В научной литературе анализ проблематики партисипативного подхода содержится в работах О.Ю. Афанасьевой, И.В. Касьяновой, Е.Ю. Никитиной, Т.В. Орловой, М.В. Смирновой, С.Л. Суворовой и др.
Сущность партисипативного подхода заключается в том, что взаимодействие субъектов образовательного процесса основывается на включении студентов в управление собственным обучением. Это становится возможным путем создания отношений между преподавателем и студентом, имеющих субъект-субъектный характер и основывающихся на диалоге, соуправлении, делегировании полномочий, а также построении индивидуальной траектории, с одной стороны, и коллективном взаимодействии, с другой [3]. При этом информационная и контролирующая функции преподавателя заменяются координационной, а студенты-магистранты, в свою очередь, участвуют в организации совместной деятельности, анализе полученных результатов с последующей корректировкой действий.
В результате партисипативный подход дает возможность студентам-магистрантам, обучающимся по программе «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», применять собственные знания и умения в области управления при освоении дисциплин; приобретать и расширять управленческий опыт уже на стадии обучения в магистратуре; позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности (уровень знаний и умений, а также опыт в области управления) и потребности студентов-магистрантов.
Сказанное выше, а также анализ научных исследований [4–6] и обобщение педагогического опыта позволяют утверждать, что процесс развития технологического компонента у будущих специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта в структуре их профессиональной подготовки будет протекать эффективнее, если построение образовательного процесса будет основываться на принципе партисипативного взаимодействия. Применение партисипативного подхода отражает специфику обучения в магистратуре по программе «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», а именно:
- необходимость опоры на личный и профессиональный опыт при решении учебной задачи в области управления;
- потребность студентов-магистрантов во взаимодействии, а также практической отработке умений и навыков в области управления (умения и навыки в области планирования, координации, организации, контроля, коммуникации и т.д.);
- необходимость формирования у студентов понимания механизмов совместного принятия решений, а также делегирования управленческих полномочий в реальной профессиональной деятельности.
Покажем реализацию партисипативного подхода в подготовке будущих профессиональных управленческих кадров, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Включить студентов в партисипативное взаимодействие можно через использование на учебном занятии следующих вариантов заданий:
- подбор научно-методических статей и нормативных документов для совместного обсуждения проблем управления в сфере физической культуры и спорта;
- совместная разработка с магистрантами компонентов проекта в сфере физической культуры, возможных критериев оценки проекта, например, в рамках курса «Управление проектами в сфере физической культуры»;
- разработка проблемных кейсов по вопросам управления, которые разрабатываются в рамках дисциплин экономического цикла, например «Экономическая теория в физкультурно-спортивной деятельности», управленческого цикла, например «Управление физкультурной работой с населением по месту жительства» и др.
Дополнением к использованию партисипативного подхода является интерактивный подход, занимающий методико-технологический уровень методологии нашего исследования. Интерактивный подход предполагает включение всех субъектов образовательного процесса во взаимодействие с использованием инновационных форм, методов и приемов обучения, основывающихся на «совместной деятельности через диалог, полилог обучающихся между собой и педагогом» [7].
Особым видом педагогической поддержки и стратегией взаимодействия может являться скаффолдинг, основанный на идее опоры на зону ближайшего развития магистранта. Бесценным для магистрантов, обучающихся по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», является их профессионально-управленческий опыт, так как многие студенты являются действующими управленцами разного уровня. В процессе обучения происходит уникальная ситуация взаимообогащения и взаимообучения между магистрантами и преподавателями: магистранты активно делятся проблемами управления спортивными федерациями, образовательными организациями и их подразделениями, физкультурно-образовательными комплексами, фитнес-центрами и клубами, спортивными сооружениями и опытом их решения.
Ориентация на данный подход объясняется следующими причинами. Во-первых, в существующих образовательных стандартах в системе высшего образования (ФГОС ВО) закреплена компетентностная парадигма образования, где в качестве результатов обучения выступают компетенции.
Во-вторых, образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта») строится с учетом положений не только ФГОС ВО, но и профстандарта (в частности профессионального стандарта руководителя организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта), требования которого к квалификации, трудовым функциям и трудовым действиям будущих специалистов более конкретные и жесткие. Это, в свою очередь, требует пересмотра подходов к построению образовательного процесса, подбору форм, методов, приемов, обеспечивающих подготовку студентов-магистрантов к различным видам профессиональной деятельности.
В-третьих, специфика подготовки будущих руководителей требует включения их в такие виды деятельности, где возможно вовлечение студентов в командную работу, обмен информацией, поиск и принятие решения проблем, анализ принятого решения, оценка собственных действий в принятии решения и результатов работы в команде.
В результате значение интерактивного подхода в нашем исследовании заключается в том, что он позволяет:
- сформировать следующую логику образовательного процесса: новый сформированный опыт – его теоретическое осмысление через применение;
- осуществить отбор интерактивных форм, методов и приемов для реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов.
Так как интерактивный подход в нашем исследовании выступает методико-технологической тактикой, то особая роль отводится подбору технологий обучения в процессе реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов.
Среди интерактивных технологий, используемых в обучении студентов-магистрантов, особое место занимают игровые технологии, при этом активно используются, в частности, деловые игры.
Задачами проведения деловой игры становятся: формирование целостного представления о профессиональной деятельности руководителя организаций дополнительного образования и организаций, реализующих физкультурно-оздоровительные услуги; формирование навыков взаимодействия между исполнителями ролей; умений организовать работу лиц, участвующих в игровой ситуации; умений анализировать собственные действия и деятельность участников игры с целью оценки степени достижения поставленной цели; приобретение социального и профессионального опыта, в том числе опыта принятия управленческих решений в сфере физической культуры и спорта.
Дисциплины технологического блока подготовки студентов-магистрантов имеют широкие возможности для организации и проведения деловых игр. Так, например, для поиска решений в проблемной управленческой ситуации предлагаются игры «Что бы сделал Х?» (на место человека-Х играющие сами выбирают любую знакомую всем личность), «Конкурс на самую странную идею» и т.п.
Большим образовательным потенциалом в реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов обладает технология проектной деятельности.
Такой способ обучения позволяет студентам овладеть новыми знаниями и сформировать умения в условиях самостоятельного целеполагания, планирования и выполнения практико-ориентированного задания; приобрести практический опыт решения профессиональных проблем.
Различные варианты проектов студенты-магистранты могут разрабатывать при освоении следующих дисциплин технологического блока: «Управление проектами в сфере физической культуры», «Бизнес-план физкультурно-спортивной организации», «Педагогическое проектирование» и др.
В настоящее время при обучении студентов-магистрантов все более широкое применение получают дискуссионные технологии. Дискуссия позволяет развивать и совершенствовать навыки межличностного общения будущих руководителей. Так, при изучении темы «Конституционные основы занятия физической культурой и спортом» дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности» студентам предлагается для обсуждения вопрос «Как вы бы назвали современный этап конституционного права человека на занятие физической культурой и спортом и почему?».
Дебаты проводятся, если проблема имеет противоречивый характер. Например, исследование вопроса о доступности физкультурно-спортивных услуг для разных слоев населения позволяет провести дебаты на тему «Возмещение затрат на физкультурно-оздоровительные услуги: проблема бизнеса или населения?».
Среди интерактивных образовательных технологий, используемых при обучении управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта, особое место занимают кейс-технологии. Исследователи [8] уточняют, что кейсы эффективно применять при рассмотрении таких вопросов, которые характеризуются проблемным характером, а сам кейс и не имеет единственно правильного ответа. Это позволяет студентам-магистрантам находить различные пути разрешения ситуации. Отсюда данная технология хорошо зарекомендовала себя при освоении дисциплины «Функции и методы управления в сфере физической культуры и спорта».
Построение образовательного процесса магистрантов-управленцев с использованием комплекса технологий позволяет не только формировать опыт профессиональной деятельности у тех магистрантов, кто его не имеет, но и активно использовать имеющийся опыт тех, которые уже работают в профессиональной сфере, расширять их управленческий арсенал и, как следствие, в полной мере развивать технологический компонент их подготовки.
Заключение
Определение методологических подходов к совершенствованию профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта в целом и развитию технологического компонента в структуре этой подготовки в частности является важным процессом, так как позволяет учесть основные детерминанты преобразований в сфере физкультурно-спортивного менеджмента и профессиональной подготовки специалистов данной сферы. На основе данных детерминант выстраиваются общенаучные основы (системный подход), теоретико-методическая стратегия (партисипативный подход) и методико-технологическая тактика (интерактивный подход) развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта.
Проведенный выше анализ сущностных возможностей применения методологических подходов и идея комплексности их реализации в профессиональной подготовке управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта позволяет рассматривать совокупность выделенных подходов в качестве методологической основы построения и реализации образовательной программы магистратуры по профилю управления в сфере физической культуры и спорта.