Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE TECHNOLOGICAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERIAL AND PEDAGOGICAL PERSONNEL IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Buldasheva O.V. 1 Osipova I.S. 1
1 Shadrinsk state pedagogical University
The technological component as an element of the professional training of undergraduates – future specialists in the field of management in the field of physical culture and sports occupies a key place in the educational program. This is due to the need for practical training of highly effective managers in a short period of training. The task of compliance of professional training with the requirements of professional standards of specific areas of professional activity remains important. The development of the technological component of undergraduates in the structure of their professional training is possible only if the logic of the construction of educational programs and the optimal choice of methodological approaches to this construction are observed. The purpose of the article is the theoretical substantiation of the application of methodological approaches to improving the training of undergraduates – the future managerial and pedagogical personnel in the field of physical culture and sports. The essence of this study is to determine the definition of methodological approaches (systematic, participatory, interactive) to the development of the technological component of the training of managerial and pedagogical staff in the field of physical culture and sports in the structure of their professional training. The possibilities of applying each approach in the study of the problem of the development of the technological component are considered: the systematic approach acts as a general scientific basis for the process of training undergraduates; the participatory approach acts as a theoretical and methodological strategy; the interactive approach takes methodological and technological tactics. The results of the study can be used in the practical training of undergraduates studying in the management profiles in the field of physical culture and sports.
methodological approach
systematic approach
participatory approach
interactive approach
specialist in the field of management in the field of physical culture and sports
professional training of managerial and pedagogical staff in the field of physical culture and sports

Сегодня в спортивных школах разного типа, спортивных клубах, фитнес-центрах и других организациях физической культуры и спорта наблюдается дефицит профессиональных управленческих кадров. Связано это с качественной перестройкой управленческой структуры сферы физической культуры и спорта, с появлением коммерческих организаций (частные спортивные клубы и др.), с увеличением количества физкультурно-спортивных организаций. Следует отметить, что специалисты, руководящие такими организациями, совмещают педагогическую работу с организационной и управленческой деятельностью. Вышеизложенные обстоятельства заставляют обратить пристальное внимание на проблему совершенствования подготовки управленческо-педагогических кадров не только как педагогов, но и как управленцев в сфере физической культуры и спорта.

Профессиональная подготовка управленческо-педагогического аппарата в настоящем исследовании рассматривается в рамках программы магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта»).

Учёт положений ФГОС ВО, а также профстандартов «Педагог дополнительного образования» и «Руководитель организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», опыта практической деятельности позволил нам в структуре подготовки студентов-магистрантов (будущих менеджеров в области физической культуры и спорта) выделить два компонента: общепрофессиональную и профессионально-технологическую подготовку. Общепрофессиональная подготовка направлена на формирование универсальных (УК) и части общепрофессиональных компетенций и в свою очередь состоит из аксиологического, методологического и теоретического компонентов. Профессионально-технологическая подготовка (технологический компонент) позволяет сформировать профессиональные компетенции (ПК) будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта, а также ряд общепрофессиональных компетенций, выделенных с учетом преломления содержания программы магистратуры «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта». Структурными компонентами профессионально-технологической подготовки являются методико-технологическая и проектно-технологическая подготовка.

Следует указать, что подготовка магистрантов осуществляется в заочной форме обучения, поэтому ряд студентов обладает некоторым практическим опытом решения организационных и управленческих задач. Это обстоятельство, несомненно, следует учитывать в профессиональной подготовке управленческо-педагогических кадров. Отсюда необходим поиск иных подходов в обучении в отличие от магистрантов очного отделения.

Цель исследования – теоретическое обоснование применения методологических подходов к совершенствованию подготовки студентов-магистрантов – будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования

Изучение научной литературы и документов, метод теоретического анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проблемы развития технологического компонента в логике профессиональной подготовки будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта требует выбора совокупности теоретико-методологических оснований. Сущность методологического подхода как категории мы будем рассматривать с позиции И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, которые обозначают его как «принципиальную методологическую ориентацию исследования; точку зрения, рассматривающую объект изучения» [1, с. 73].

Определяя методологические подходы к проблеме подготовки специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта, важно принимать во внимание ряд общепедагогических позиций (Н.В. Ипполитова):

- обоснованием выбора подходов является целесообразность этого выбора;

- получение полной и объективной картины исследования изучаемой проблемы требует выбора совокупности методологических подходов, которая не должна состоять из взаимоисключающих методологических оснований;

- целостное рассмотрение проблемы возможно с учетом выбора взаимодополняющих подходов [2, с. 59–60].

Исходя из вышесказанного, в качестве методологических оснований нами выбраны системный, партисипативный и интерактивный подходы. Системный подход позволяет рассмотреть исследуемый феномен развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта как сложноорганизованную целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Партисипативный поход характеризует общий план исследования развития у будущих представителей управленческо-педагогического аппарата физической культуры и спорта технологического компонента в структуре их профессиональной подготовки. Методические основы реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов рассматриваются нами в контексте интерактивного подхода.

Основания для определения методологических подходов к совершенствованию подготовки студентов-магистрантов – будущего управленческо-педагогического кадрового состава сферы физической культуры – в структуре их профессиональной подготовки представлены на рисунке.

missing image file

Совокупность методологических подходов к развитию технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта

Рассмотрим возможности применения каждого подхода в изучении проблемы развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта.

Системный подход выступает в качестве общенаучной основы, позволяющей рассмотреть проблему развития у будущих управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта технологического компонента в структуре их профессиональной подготовки как системное явление с взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами. Разработке основополагающих положений системного подхода посвящены исследования И.В. Блауберга, Б.С. Гершунского, Т.А. Ильиной, В.В. Краевского, Г.Н. Серикова и др.

С научной точки зрения системный подход рассматривается в качестве «ориентира методологии научного познания и практики, когда объекты изучаются с точки зрения внутренних системных свойств и связей, обеспечивающих целостность объекта, его внутреннюю организацию и функционирование» [1, с. 216].

В нашем исследовании системный подход позволяет следующее:

- рассмотреть процесс профессионально-технологической подготовки (технологический компонент) студентов-магистрантов как целостную систему;

– определить составляющие компоненты профессионально-технологической подготовки управленческо-педагогических кадров, среди которых можно выделить методико-технологический и проектно-технологический компонент, а также раскрыть их взаимосвязь;

– выделить системообразующий фактор профессионально-технологической подготовки (технологический компонент) студентов-магистрантов, а именно цель и результаты реализуемой образовательной программы подготовки будущих управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта;

- выполнить отбор дисциплин и их содержания для профессионально-технологической подготовки (технологический компонент) студентов-магистрантов.

Подготовка будущих менеджеров в области физической культуры и спорта требует поиска такого методологического основания, которое бы обеспечивало их обучение в соответствии со спецификой их потенциальной управленческой деятельности; моделировало социальное содержание будущей профессиональной деятельности руководителя; позволяло включаться в процесс управления собственным обучением; обеспечивало возможности использования собственного управленческого опыта. Таким подходом является партисипативный, выступающий в качестве теоретико-методической стратегии нашего исследования.

В научной литературе анализ проблематики партисипативного подхода содержится в работах О.Ю. Афанасьевой, И.В. Касьяновой, Е.Ю. Никитиной, Т.В. Орловой, М.В. Смирновой, С.Л. Суворовой и др.

Сущность партисипативного подхода заключается в том, что взаимодействие субъектов образовательного процесса основывается на включении студентов в управление собственным обучением. Это становится возможным путем создания отношений между преподавателем и студентом, имеющих субъект-субъектный характер и основывающихся на диалоге, соуправлении, делегировании полномочий, а также построении индивидуальной траектории, с одной стороны, и коллективном взаимодействии, с другой [3]. При этом информационная и контролирующая функции преподавателя заменяются координационной, а студенты-магистранты, в свою очередь, участвуют в организации совместной деятельности, анализе полученных результатов с последующей корректировкой действий.

В результате партисипативный подход дает возможность студентам-магистрантам, обучающимся по программе «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», применять собственные знания и умения в области управления при освоении дисциплин; приобретать и расширять управленческий опыт уже на стадии обучения в магистратуре; позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности (уровень знаний и умений, а также опыт в области управления) и потребности студентов-магистрантов.

Сказанное выше, а также анализ научных исследований [4–6] и обобщение педагогического опыта позволяют утверждать, что процесс развития технологического компонента у будущих специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта в структуре их профессиональной подготовки будет протекать эффективнее, если построение образовательного процесса будет основываться на принципе партисипативного взаимодействия. Применение партисипативного подхода отражает специфику обучения в магистратуре по программе «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», а именно:

- необходимость опоры на личный и профессиональный опыт при решении учебной задачи в области управления;

- потребность студентов-магистрантов во взаимодействии, а также практической отработке умений и навыков в области управления (умения и навыки в области планирования, координации, организации, контроля, коммуникации и т.д.);

- необходимость формирования у студентов понимания механизмов совместного принятия решений, а также делегирования управленческих полномочий в реальной профессиональной деятельности.

Покажем реализацию партисипативного подхода в подготовке будущих профессиональных управленческих кадров, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Включить студентов в партисипативное взаимодействие можно через использование на учебном занятии следующих вариантов заданий:

- подбор научно-методических статей и нормативных документов для совместного обсуждения проблем управления в сфере физической культуры и спорта;

- совместная разработка с магистрантами компонентов проекта в сфере физической культуры, возможных критериев оценки проекта, например, в рамках курса «Управление проектами в сфере физической культуры»;

- разработка проблемных кейсов по вопросам управления, которые разрабатываются в рамках дисциплин экономического цикла, например «Экономическая теория в физкультурно-спортивной деятельности», управленческого цикла, например «Управление физкультурной работой с населением по месту жительства» и др.

Дополнением к использованию партисипативного подхода является интерактивный подход, занимающий методико-технологический уровень методологии нашего исследования. Интерактивный подход предполагает включение всех субъектов образовательного процесса во взаимодействие с использованием инновационных форм, методов и приемов обучения, основывающихся на «совместной деятельности через диалог, полилог обучающихся между собой и педагогом» [7].

Особым видом педагогической поддержки и стратегией взаимодействия может являться скаффолдинг, основанный на идее опоры на зону ближайшего развития магистранта. Бесценным для магистрантов, обучающихся по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», является их профессионально-управленческий опыт, так как многие студенты являются действующими управленцами разного уровня. В процессе обучения происходит уникальная ситуация взаимообогащения и взаимообучения между магистрантами и преподавателями: магистранты активно делятся проблемами управления спортивными федерациями, образовательными организациями и их подразделениями, физкультурно-образовательными комплексами, фитнес-центрами и клубами, спортивными сооружениями и опытом их решения.

Ориентация на данный подход объясняется следующими причинами. Во-первых, в существующих образовательных стандартах в системе высшего образования (ФГОС ВО) закреплена компетентностная парадигма образования, где в качестве результатов обучения выступают компетенции.

Во-вторых, образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта») строится с учетом положений не только ФГОС ВО, но и профстандарта (в частности профессионального стандарта руководителя организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта), требования которого к квалификации, трудовым функциям и трудовым действиям будущих специалистов более конкретные и жесткие. Это, в свою очередь, требует пересмотра подходов к построению образовательного процесса, подбору форм, методов, приемов, обеспечивающих подготовку студентов-магистрантов к различным видам профессиональной деятельности.

В-третьих, специфика подготовки будущих руководителей требует включения их в такие виды деятельности, где возможно вовлечение студентов в командную работу, обмен информацией, поиск и принятие решения проблем, анализ принятого решения, оценка собственных действий в принятии решения и результатов работы в команде.

В результате значение интерактивного подхода в нашем исследовании заключается в том, что он позволяет:

- сформировать следующую логику образовательного процесса: новый сформированный опыт – его теоретическое осмысление через применение;

- осуществить отбор интерактивных форм, методов и приемов для реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов.

Так как интерактивный подход в нашем исследовании выступает методико-технологической тактикой, то особая роль отводится подбору технологий обучения в процессе реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов.

Среди интерактивных технологий, используемых в обучении студентов-магистрантов, особое место занимают игровые технологии, при этом активно используются, в частности, деловые игры.

Задачами проведения деловой игры становятся: формирование целостного представления о профессиональной деятельности руководителя организаций дополнительного образования и организаций, реализующих физкультурно-оздоровительные услуги; формирование навыков взаимодействия между исполнителями ролей; умений организовать работу лиц, участвующих в игровой ситуации; умений анализировать собственные действия и деятельность участников игры с целью оценки степени достижения поставленной цели; приобретение социального и профессионального опыта, в том числе опыта принятия управленческих решений в сфере физической культуры и спорта.

Дисциплины технологического блока подготовки студентов-магистрантов имеют широкие возможности для организации и проведения деловых игр. Так, например, для поиска решений в проблемной управленческой ситуации предлагаются игры «Что бы сделал Х?» (на место человека-Х играющие сами выбирают любую знакомую всем личность), «Конкурс на самую странную идею» и т.п.

Большим образовательным потенциалом в реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов обладает технология проектной деятельности.

Такой способ обучения позволяет студентам овладеть новыми знаниями и сформировать умения в условиях самостоятельного целеполагания, планирования и выполнения практико-ориентированного задания; приобрести практический опыт решения профессиональных проблем.

Различные варианты проектов студенты-магистранты могут разрабатывать при освоении следующих дисциплин технологического блока: «Управление проектами в сфере физической культуры», «Бизнес-план физкультурно-спортивной организации», «Педагогическое проектирование» и др.

В настоящее время при обучении студентов-магистрантов все более широкое применение получают дискуссионные технологии. Дискуссия позволяет развивать и совершенствовать навыки межличностного общения будущих руководителей. Так, при изучении темы «Конституционные основы занятия физической культурой и спортом» дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности» студентам предлагается для обсуждения вопрос «Как вы бы назвали современный этап конституционного права человека на занятие физической культурой и спортом и почему?».

Дебаты проводятся, если проблема имеет противоречивый характер. Например, исследование вопроса о доступности физкультурно-спортивных услуг для разных слоев населения позволяет провести дебаты на тему «Возмещение затрат на физкультурно-оздоровительные услуги: проблема бизнеса или населения?».

Среди интерактивных образовательных технологий, используемых при обучении управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта, особое место занимают кейс-технологии. Исследователи [8] уточняют, что кейсы эффективно применять при рассмотрении таких вопросов, которые характеризуются проблемным характером, а сам кейс и не имеет единственно правильного ответа. Это позволяет студентам-магистрантам находить различные пути разрешения ситуации. Отсюда данная технология хорошо зарекомендовала себя при освоении дисциплины «Функции и методы управления в сфере физической культуры и спорта».

Построение образовательного процесса магистрантов-управленцев с использованием комплекса технологий позволяет не только формировать опыт профессиональной деятельности у тех магистрантов, кто его не имеет, но и активно использовать имеющийся опыт тех, которые уже работают в профессиональной сфере, расширять их управленческий арсенал и, как следствие, в полной мере развивать технологический компонент их подготовки.

Заключение

Определение методологических подходов к совершенствованию профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта в целом и развитию технологического компонента в структуре этой подготовки в частности является важным процессом, так как позволяет учесть основные детерминанты преобразований в сфере физкультурно-спортивного менеджмента и профессиональной подготовки специалистов данной сферы. На основе данных детерминант выстраиваются общенаучные основы (системный подход), теоретико-методическая стратегия (партисипативный подход) и методико-технологическая тактика (интерактивный подход) развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта.

Проведенный выше анализ сущностных возможностей применения методологических подходов и идея комплексности их реализации в профессиональной подготовке управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта позволяет рассматривать совокупность выделенных подходов в качестве методологической основы построения и реализации образовательной программы магистратуры по профилю управления в сфере физической культуры и спорта.