Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Булдашева О.В. 1 Осипова И.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Технологический компонент как элемент профессиональной подготовки магистрантов – будущих специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта занимает ключевое место в образовательной программе. Это обусловлено потребностью в практической подготовке высокоэффективных менеджеров за короткие сроки обучения. Важной остается задача соответствия профессиональной подготовки требованиям профессиональных стандартов конкретных областей профессиональной деятельности. Развитие технологического компонента у магистрантов в структуре их профессиональной подготовки возможно только при условии соблюдения логики построения образовательных программ и оптимального выбора методологических подходов этого построения. Целью статьи является теоретическое обоснование применения методологических подходов к совершенствованию подготовки студентов-магистрантов – будущего управленческо-педагогического кадрового состава сферы физической культуры и спорта. Сущностью настоящего исследования является определение методологических подходов (системный, партисипативный, интерактивный) к развитию технологического компонента подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта в структуре их профессиональной подготовки. Рассмотрены возможности применения каждого подхода в изучении проблемы развития технологического компонента: системный подход выступает в качестве общенаучной основы процесса подготовки магистрантов; партисипативный подход выступает в качестве теоретико-методической стратегии; интерактивный подход занимает методико-технологическую тактику. Результаты исследования могут быть использованы в практической подготовке студентов-магистрантов, обучающихся по профилям управления в сфере физической культуры и спорта.
методологический подход
системный подход
партисипативный подход
интерактивный подход
специалист в области управления в сфере физической культуры и спорта
профессиональная подготовка управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта
1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 269 с.
2. Ипполитова Н.В. Сущность и функции методологического подхода в педагогическом исследовании // Преподаватель XXI век. 2011. № 3–1. С. 57–60.
3. Шкитина Н.С., Касаткина Н.С. Партисипативная подготовка студентов педагогических вузов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partisipativnaya-podgotovka-studentov-pedagogicheskih-vuzov (дата обращения: 19.10.2021).
4. Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. Партисипативный подход как методический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя // Вестник ЧГПУ. 2010. № 1. С. 163–170.
5. Лешер О.В., Казикин А.В. Партисипативный подход как теоретико-методологическая основа воспитания коммуникативной креативности магистрантов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26246 (дата обращения: 17.10.2021).
6. Suvorova S.L., Osipova I.S. Participative management of academic mobility in physical culture and sport activities. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2018. Vol. 10. No 1. P. 37–41. DOI: 10.14529/ped180105.
7. Коротаева Е.В. Будущее интерактивного обучения // Народное образование. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buduschee-interaktivnogo-obucheniya (дата обращения: 19.10.2021).
8. Гаджиева П.Д. Кейс-метод как метод интерактивного обучения // Право и образование. 2015. № 3. С. 68–75.

Сегодня в спортивных школах разного типа, спортивных клубах, фитнес-центрах и других организациях физической культуры и спорта наблюдается дефицит профессиональных управленческих кадров. Связано это с качественной перестройкой управленческой структуры сферы физической культуры и спорта, с появлением коммерческих организаций (частные спортивные клубы и др.), с увеличением количества физкультурно-спортивных организаций. Следует отметить, что специалисты, руководящие такими организациями, совмещают педагогическую работу с организационной и управленческой деятельностью. Вышеизложенные обстоятельства заставляют обратить пристальное внимание на проблему совершенствования подготовки управленческо-педагогических кадров не только как педагогов, но и как управленцев в сфере физической культуры и спорта.

Профессиональная подготовка управленческо-педагогического аппарата в настоящем исследовании рассматривается в рамках программы магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта»).

Учёт положений ФГОС ВО, а также профстандартов «Педагог дополнительного образования» и «Руководитель организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», опыта практической деятельности позволил нам в структуре подготовки студентов-магистрантов (будущих менеджеров в области физической культуры и спорта) выделить два компонента: общепрофессиональную и профессионально-технологическую подготовку. Общепрофессиональная подготовка направлена на формирование универсальных (УК) и части общепрофессиональных компетенций и в свою очередь состоит из аксиологического, методологического и теоретического компонентов. Профессионально-технологическая подготовка (технологический компонент) позволяет сформировать профессиональные компетенции (ПК) будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта, а также ряд общепрофессиональных компетенций, выделенных с учетом преломления содержания программы магистратуры «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта». Структурными компонентами профессионально-технологической подготовки являются методико-технологическая и проектно-технологическая подготовка.

Следует указать, что подготовка магистрантов осуществляется в заочной форме обучения, поэтому ряд студентов обладает некоторым практическим опытом решения организационных и управленческих задач. Это обстоятельство, несомненно, следует учитывать в профессиональной подготовке управленческо-педагогических кадров. Отсюда необходим поиск иных подходов в обучении в отличие от магистрантов очного отделения.

Цель исследования – теоретическое обоснование применения методологических подходов к совершенствованию подготовки студентов-магистрантов – будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования

Изучение научной литературы и документов, метод теоретического анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проблемы развития технологического компонента в логике профессиональной подготовки будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта требует выбора совокупности теоретико-методологических оснований. Сущность методологического подхода как категории мы будем рассматривать с позиции И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, которые обозначают его как «принципиальную методологическую ориентацию исследования; точку зрения, рассматривающую объект изучения» [1, с. 73].

Определяя методологические подходы к проблеме подготовки специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта, важно принимать во внимание ряд общепедагогических позиций (Н.В. Ипполитова):

- обоснованием выбора подходов является целесообразность этого выбора;

- получение полной и объективной картины исследования изучаемой проблемы требует выбора совокупности методологических подходов, которая не должна состоять из взаимоисключающих методологических оснований;

- целостное рассмотрение проблемы возможно с учетом выбора взаимодополняющих подходов [2, с. 59–60].

Исходя из вышесказанного, в качестве методологических оснований нами выбраны системный, партисипативный и интерактивный подходы. Системный подход позволяет рассмотреть исследуемый феномен развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта как сложноорганизованную целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Партисипативный поход характеризует общий план исследования развития у будущих представителей управленческо-педагогического аппарата физической культуры и спорта технологического компонента в структуре их профессиональной подготовки. Методические основы реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов рассматриваются нами в контексте интерактивного подхода.

Основания для определения методологических подходов к совершенствованию подготовки студентов-магистрантов – будущего управленческо-педагогического кадрового состава сферы физической культуры – в структуре их профессиональной подготовки представлены на рисунке.

missing image file

Совокупность методологических подходов к развитию технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта

Рассмотрим возможности применения каждого подхода в изучении проблемы развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта.

Системный подход выступает в качестве общенаучной основы, позволяющей рассмотреть проблему развития у будущих управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта технологического компонента в структуре их профессиональной подготовки как системное явление с взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами. Разработке основополагающих положений системного подхода посвящены исследования И.В. Блауберга, Б.С. Гершунского, Т.А. Ильиной, В.В. Краевского, Г.Н. Серикова и др.

С научной точки зрения системный подход рассматривается в качестве «ориентира методологии научного познания и практики, когда объекты изучаются с точки зрения внутренних системных свойств и связей, обеспечивающих целостность объекта, его внутреннюю организацию и функционирование» [1, с. 216].

В нашем исследовании системный подход позволяет следующее:

- рассмотреть процесс профессионально-технологической подготовки (технологический компонент) студентов-магистрантов как целостную систему;

– определить составляющие компоненты профессионально-технологической подготовки управленческо-педагогических кадров, среди которых можно выделить методико-технологический и проектно-технологический компонент, а также раскрыть их взаимосвязь;

– выделить системообразующий фактор профессионально-технологической подготовки (технологический компонент) студентов-магистрантов, а именно цель и результаты реализуемой образовательной программы подготовки будущих управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта;

- выполнить отбор дисциплин и их содержания для профессионально-технологической подготовки (технологический компонент) студентов-магистрантов.

Подготовка будущих менеджеров в области физической культуры и спорта требует поиска такого методологического основания, которое бы обеспечивало их обучение в соответствии со спецификой их потенциальной управленческой деятельности; моделировало социальное содержание будущей профессиональной деятельности руководителя; позволяло включаться в процесс управления собственным обучением; обеспечивало возможности использования собственного управленческого опыта. Таким подходом является партисипативный, выступающий в качестве теоретико-методической стратегии нашего исследования.

В научной литературе анализ проблематики партисипативного подхода содержится в работах О.Ю. Афанасьевой, И.В. Касьяновой, Е.Ю. Никитиной, Т.В. Орловой, М.В. Смирновой, С.Л. Суворовой и др.

Сущность партисипативного подхода заключается в том, что взаимодействие субъектов образовательного процесса основывается на включении студентов в управление собственным обучением. Это становится возможным путем создания отношений между преподавателем и студентом, имеющих субъект-субъектный характер и основывающихся на диалоге, соуправлении, делегировании полномочий, а также построении индивидуальной траектории, с одной стороны, и коллективном взаимодействии, с другой [3]. При этом информационная и контролирующая функции преподавателя заменяются координационной, а студенты-магистранты, в свою очередь, участвуют в организации совместной деятельности, анализе полученных результатов с последующей корректировкой действий.

В результате партисипативный подход дает возможность студентам-магистрантам, обучающимся по программе «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», применять собственные знания и умения в области управления при освоении дисциплин; приобретать и расширять управленческий опыт уже на стадии обучения в магистратуре; позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности (уровень знаний и умений, а также опыт в области управления) и потребности студентов-магистрантов.

Сказанное выше, а также анализ научных исследований [4–6] и обобщение педагогического опыта позволяют утверждать, что процесс развития технологического компонента у будущих специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта в структуре их профессиональной подготовки будет протекать эффективнее, если построение образовательного процесса будет основываться на принципе партисипативного взаимодействия. Применение партисипативного подхода отражает специфику обучения в магистратуре по программе «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», а именно:

- необходимость опоры на личный и профессиональный опыт при решении учебной задачи в области управления;

- потребность студентов-магистрантов во взаимодействии, а также практической отработке умений и навыков в области управления (умения и навыки в области планирования, координации, организации, контроля, коммуникации и т.д.);

- необходимость формирования у студентов понимания механизмов совместного принятия решений, а также делегирования управленческих полномочий в реальной профессиональной деятельности.

Покажем реализацию партисипативного подхода в подготовке будущих профессиональных управленческих кадров, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Включить студентов в партисипативное взаимодействие можно через использование на учебном занятии следующих вариантов заданий:

- подбор научно-методических статей и нормативных документов для совместного обсуждения проблем управления в сфере физической культуры и спорта;

- совместная разработка с магистрантами компонентов проекта в сфере физической культуры, возможных критериев оценки проекта, например, в рамках курса «Управление проектами в сфере физической культуры»;

- разработка проблемных кейсов по вопросам управления, которые разрабатываются в рамках дисциплин экономического цикла, например «Экономическая теория в физкультурно-спортивной деятельности», управленческого цикла, например «Управление физкультурной работой с населением по месту жительства» и др.

Дополнением к использованию партисипативного подхода является интерактивный подход, занимающий методико-технологический уровень методологии нашего исследования. Интерактивный подход предполагает включение всех субъектов образовательного процесса во взаимодействие с использованием инновационных форм, методов и приемов обучения, основывающихся на «совместной деятельности через диалог, полилог обучающихся между собой и педагогом» [7].

Особым видом педагогической поддержки и стратегией взаимодействия может являться скаффолдинг, основанный на идее опоры на зону ближайшего развития магистранта. Бесценным для магистрантов, обучающихся по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», является их профессионально-управленческий опыт, так как многие студенты являются действующими управленцами разного уровня. В процессе обучения происходит уникальная ситуация взаимообогащения и взаимообучения между магистрантами и преподавателями: магистранты активно делятся проблемами управления спортивными федерациями, образовательными организациями и их подразделениями, физкультурно-образовательными комплексами, фитнес-центрами и клубами, спортивными сооружениями и опытом их решения.

Ориентация на данный подход объясняется следующими причинами. Во-первых, в существующих образовательных стандартах в системе высшего образования (ФГОС ВО) закреплена компетентностная парадигма образования, где в качестве результатов обучения выступают компетенции.

Во-вторых, образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта») строится с учетом положений не только ФГОС ВО, но и профстандарта (в частности профессионального стандарта руководителя организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта), требования которого к квалификации, трудовым функциям и трудовым действиям будущих специалистов более конкретные и жесткие. Это, в свою очередь, требует пересмотра подходов к построению образовательного процесса, подбору форм, методов, приемов, обеспечивающих подготовку студентов-магистрантов к различным видам профессиональной деятельности.

В-третьих, специфика подготовки будущих руководителей требует включения их в такие виды деятельности, где возможно вовлечение студентов в командную работу, обмен информацией, поиск и принятие решения проблем, анализ принятого решения, оценка собственных действий в принятии решения и результатов работы в команде.

В результате значение интерактивного подхода в нашем исследовании заключается в том, что он позволяет:

- сформировать следующую логику образовательного процесса: новый сформированный опыт – его теоретическое осмысление через применение;

- осуществить отбор интерактивных форм, методов и приемов для реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов.

Так как интерактивный подход в нашем исследовании выступает методико-технологической тактикой, то особая роль отводится подбору технологий обучения в процессе реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов.

Среди интерактивных технологий, используемых в обучении студентов-магистрантов, особое место занимают игровые технологии, при этом активно используются, в частности, деловые игры.

Задачами проведения деловой игры становятся: формирование целостного представления о профессиональной деятельности руководителя организаций дополнительного образования и организаций, реализующих физкультурно-оздоровительные услуги; формирование навыков взаимодействия между исполнителями ролей; умений организовать работу лиц, участвующих в игровой ситуации; умений анализировать собственные действия и деятельность участников игры с целью оценки степени достижения поставленной цели; приобретение социального и профессионального опыта, в том числе опыта принятия управленческих решений в сфере физической культуры и спорта.

Дисциплины технологического блока подготовки студентов-магистрантов имеют широкие возможности для организации и проведения деловых игр. Так, например, для поиска решений в проблемной управленческой ситуации предлагаются игры «Что бы сделал Х?» (на место человека-Х играющие сами выбирают любую знакомую всем личность), «Конкурс на самую странную идею» и т.п.

Большим образовательным потенциалом в реализации технологического компонента подготовки студентов-магистрантов обладает технология проектной деятельности.

Такой способ обучения позволяет студентам овладеть новыми знаниями и сформировать умения в условиях самостоятельного целеполагания, планирования и выполнения практико-ориентированного задания; приобрести практический опыт решения профессиональных проблем.

Различные варианты проектов студенты-магистранты могут разрабатывать при освоении следующих дисциплин технологического блока: «Управление проектами в сфере физической культуры», «Бизнес-план физкультурно-спортивной организации», «Педагогическое проектирование» и др.

В настоящее время при обучении студентов-магистрантов все более широкое применение получают дискуссионные технологии. Дискуссия позволяет развивать и совершенствовать навыки межличностного общения будущих руководителей. Так, при изучении темы «Конституционные основы занятия физической культурой и спортом» дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности» студентам предлагается для обсуждения вопрос «Как вы бы назвали современный этап конституционного права человека на занятие физической культурой и спортом и почему?».

Дебаты проводятся, если проблема имеет противоречивый характер. Например, исследование вопроса о доступности физкультурно-спортивных услуг для разных слоев населения позволяет провести дебаты на тему «Возмещение затрат на физкультурно-оздоровительные услуги: проблема бизнеса или населения?».

Среди интерактивных образовательных технологий, используемых при обучении управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта, особое место занимают кейс-технологии. Исследователи [8] уточняют, что кейсы эффективно применять при рассмотрении таких вопросов, которые характеризуются проблемным характером, а сам кейс и не имеет единственно правильного ответа. Это позволяет студентам-магистрантам находить различные пути разрешения ситуации. Отсюда данная технология хорошо зарекомендовала себя при освоении дисциплины «Функции и методы управления в сфере физической культуры и спорта».

Построение образовательного процесса магистрантов-управленцев с использованием комплекса технологий позволяет не только формировать опыт профессиональной деятельности у тех магистрантов, кто его не имеет, но и активно использовать имеющийся опыт тех, которые уже работают в профессиональной сфере, расширять их управленческий арсенал и, как следствие, в полной мере развивать технологический компонент их подготовки.

Заключение

Определение методологических подходов к совершенствованию профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта в целом и развитию технологического компонента в структуре этой подготовки в частности является важным процессом, так как позволяет учесть основные детерминанты преобразований в сфере физкультурно-спортивного менеджмента и профессиональной подготовки специалистов данной сферы. На основе данных детерминант выстраиваются общенаучные основы (системный подход), теоретико-методическая стратегия (партисипативный подход) и методико-технологическая тактика (интерактивный подход) развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта.

Проведенный выше анализ сущностных возможностей применения методологических подходов и идея комплексности их реализации в профессиональной подготовке управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта позволяет рассматривать совокупность выделенных подходов в качестве методологической основы построения и реализации образовательной программы магистратуры по профилю управления в сфере физической культуры и спорта.


Библиографическая ссылка

Булдашева О.В., Осипова И.С. ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-1. – С. 112-117;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38897 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674