Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

THE USE OF CONTEXTUAL TASKS BY A NOVICE BIOLOGY TEACHER WHEN MONITORING THE FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS

Kemesheva A.A. 1 Potapkin E.N. 1 Tairova D.R. 1
1 Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Еvseveva
The problem of improving the health-saving training of students seems to be one of the most urgent for a novice biology teacher who does not have sufficiently developed skills in this area of his professional activity. Such a teacher strives to load students with a significant amount of ready-made theoretical knowledge with a minimum of practical skills used, aimed at obtaining mostly unambiguous and previously known answers in the hall of educational activity, which does not allow for the full formation and evaluation of students’ healthy lifestyle. A certain share of negativity in the organization of health-saving activities is also added by the manifestation of unreasonable maximalism in value judgments towards schoolchildren, insufficient self-control during communication with them. Overcoming these shortcomings is possible when using individual and differentiated approaches, digital educational resources, various types of independent work in the form of creative and creative activity in the process of formation and evaluation of healthy lifestyle. The effectiveness of the use of contextual tasks by a novice teacher is determined by taking into account methodological conditions: the formation of students’ confidence not to be afraid to make a mistake; full immersion of students in solving a contextual problem at different stages of the formation of a healthy lifestyle; the teacher’s manifestation of delicacy and restraint when expressing evaluative judgments regarding any of the stages of students’ activities to solve a contextual problem; the ability of a teacher to implement an organizational and predictive control function for the development of students’ skills to plan and design their activities to find the right solution to a contextual problem. In the course of the study, the authors used the following methods that allowed them to solve the stated goal: the study and analysis of special literature on the problem of research, educational and methodological complexes in biology, mass and advanced experience of biology teachers in the formation of healthy lifestyle; pedagogical supervision of lessons and extracurricular activities in biology of health-preserving subjects; conversations with participants in educational relations; pedagogical experiment; quantitative and qualitative analysis of research results.
beginner biology teacher
contextual tasks
control
control and evaluation activities
students
healthy lifestyle
valeology
experiments
federal state educational standards
the level of health education of schoolchildren

В последние годы в нашей стране периодически возникают дискуссии о содержании и качестве педагогического образования. Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что для будущего учителя важным является не столько усвоение системы предметных знаний и умений, сколько овладение социальным опытом, выраженным через ценностные ориентации при реализации позитивных мотивов педагогической деятельности. Не случайно компетентностный и системно-деятельностный подходы сегодня являются ведущими в профессиональной подготовке будущих учителей и ориентируют их на полноценную, целенаправленную и эффективную работу с детскими коллективами на уроках и вне их, на взаимодействие с родителями для достижения максимального положительного образовательного результата, на продуктивное профессиональное общение с коллегами.

Определенную помощь начинающему учителю (часто в публикациях встречаются синонимы – молодой учитель / педагог, молодой специалист) в преодолении указанных проблем может оказать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором обозначены основные качества личности современного педагога [1]. Сегодня в обществе ценится педагог, не только свободно владеющий материалом, но и готовый организовать освоение школьниками биологического содержания в условиях проектной и исследовательской деятельности, развивающий творческие начала обучающихся, в том числе и связанные с формированием у них здорового образа жизни (ЗОЖ) [2]. При этом существенно меняются подходы к организации и функционированию всей контрольно-оценочной системы отечественного образования.

Традиционные средства контроля, ориентированные на выявление уровня усвоения знаниевого компонента содержания ЗОЖ, в подобных условиях часто оказываются малосостоятельными. Важно, чтобы начинающий учитель при формировании ЗОЖ был бы готов к осуществлению взаимодействия с обучающимися, используя возможности современных средств осуществления контроля, в том числе и контекстные биологические задания [3].

Поэтому целью нашего исследования выступило определение условий использования начинающим учителем биологии при контроле сформированности ЗОЖ обучающихся контекстных заданий.

Материалы и методы исследования

В настоящее время термин «начинающий учитель» имеет несколько смыслов. Во-первых, это учителя до 30 лет, недавно закончившие вуз, кстати, не всегда педагогический, и, как правило, не имеющие полноценной практики использования в преподавании биологии современных образовательных технологий формирования и оценивания уровня ЗОЖ.

Во-вторых, к категории начинающих учителей сегодня можно отнести специалистов с педагогическим образованием, но имеющих большой разрыв в педагогической практике.

В-третьих, это люди, имеющие педагогическое образование, не проработавшие в школе ни дня, но изъявившие желание начать образовательную карьеру после завершения государственной службы [4].

Представители всех указанных групп имеют существенные проблемы в организации контрольно-оценочной деятельности в области ЗОЖ, но мы свое исследование связали с теми, кто только приступил к работе в сфере образования после окончания обучения в вузе.

На первых порах профессиональной деятельности такой учитель основное свое внимание, как правило, уделяет полноценному овладению биологическим содержанием, реализуемым в разнообразных условиях [5]. При этом вопросы взаимоотношений с обучающимися отступают на второй план, несмотря на то, что здесь могут иметь место и конфликтные ситуации, в основе которых находятся как объективные, так и субъективные причины [6]. Обозначим наиболее важные из них, на наш взгляд: проявление необоснованного максимализма в оценочных суждениях по отношению к школьникам, недостаточное владение собой во время общения с обучающимися и их родителями, увлечение теоретическим материалом в ущерб практической подготовке и некоторые другие проявления [7].

Свой негативный вклад вносит и использование начинающим учителем традиционных форм и методов обучения, представленных комбинированным уроком с его достаточно жесткой структурой и доминирующими словесно-наглядными методами обучения. В ходе подобного «обучения» начинающий учитель, испытывая желание продемонстрировать свою «компетентность», стремится загрузить обучающихся значительным объемом готовых теоретических знаний при минимуме используемых практических умений, нацеленных на получение в ходе учебной деятельности преимущественно однозначных и заранее известных ему самому ответов. Поэтому становится понятным, что при явном проявлении указанных недостатков вести речь о полноценном формировании и оценивании ЗОЖ обучающихся будет практически невозможно [8].

ФГОС ориентирует современного учителя на использование в своей деятельности средств и методов обучения, которые позволяют создавать такие условия обучения, при которых школьники обладали бы постоянной и высокой мотивацией к освоению биологического содержания, в нашем случае – в области ЗОЖ.

Реализация этой задачи в современных условиях связана с формированием у обучающихся следующих особенностей их личности: креативного мышления, творческих способностей, самостоятельности в приобретении теоретических знаний и практических умений при использовании проектной и исследовательской деятельности [9]. Достижение обозначенного возможно при использовании в процессе формирования и оценивания ЗОЖ индивидуального и дифференцированного подходов, цифровых образовательных ресурсов, разнообразных видов самостоятельной работы в форме созидательно-творческой деятельности. Причем наиболее адекватным средством, которое удовлетворяет всем обозначенным выше условиям и способствует развитию творческих способностей школьников, выступают контекстные задания здоровьесберегающего характера [10].

Экспериментальная часть исследования была реализована в 2019–2020 и 2020–2021 учебных годах в условиях работы авторов в качестве начинающих учителей биологии в МОУ «Варжеляйская СОШ» Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша муниципального образования Барышский район Ульяновской области.

Важной составляющей исследования выступал подбор методов, соответствующих заявленным на начальном этапе теме, целям и задачам, а также выдвинутой гипотезе и логике его проведения. Перечислим основные из них:

– изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования учебных программ и учебников по биологии;

– изучение массового и передового опыта учителей биологии по формированию ЗОЖ;

– педагогическое наблюдение уроков и внеклассных мероприятий по биологии здоровьесберегающей тематики;

– беседы с участниками образовательных отношений школ, задействованных в исследовании;

– педагогический эксперимент;

– количественный и качественный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Мотивационный этап исследования позволил установить, что в современных условиях контрольно-оценочная деятельность начинающего учителя позволяет решить следующие важнейшие задачи в области формирования ЗОЖ:

– организация собственной деятельности учителя по выявлению личностных результатов обучающихся при усвоении здоровьесберегающего материала и овладении им;

– определение уровня владения школьниками умениями анализировать, оценивать и корректировать собственную деятельность в области ЗОЖ.

Наблюдения за учебным процессом в экспериментальных школах позволили выделить условия осуществления деятельности начинающего учителя биологии по использованию контекстных заданий в процессе контроля сформированности ЗОЖ у обучающихся:

1) формирование уверенности школьников не бояться совершить ошибку при выполнении контекстного задания, которая базируется на внутренних мотивах личности обучающегося, позволяя эффективно и оперативно устранять возможные препятствия, вызванные, например, нехваткой знаний или опыта практической деятельности;

2) полноценное погружение обучающихся в решение контекстной задачи на разных этапах формирования ЗОЖ, в том числе и при ее использовании в качестве элемента проектной/исследовательской деятельности или проблемного обучения;

3) проявление учителем деликатности и выдержки при высказывании оценочных суждений в отношении любого из этапов деятельности школьников по решению контекстной задачи, в том числе в отношении выдвинутых ими предположений и идей;

4) способность учителя реализовать организационно-прогностическую функцию контроля для развития умений обучающихся планировать и конструировать свою деятельность по поиску верного решения контекстной задачи с привлечением к этому процессу всех доступных им источников информации.

Обозначенные условия позволили обучающимся не только накопить теоретические знания, но и осуществить их трансформацию в практические умения с осознанием ценности творческой деятельности.

Этап формирующего эксперимента предполагал подбор контекстных заданий, которые позволили бы выявить эффективность выделенных на предшествующем этапе эксперимента условий. Наиболее успешными в плане определения сформированности ЗОЖ у обучающихся оказались контекстные задания творческой направленности. И, если на начальных этапах оценивания сформированности ЗОЖ у обучающихся начинающий учитель отдавал предпочтение заданиям из группы занимательных, т.е. ориентированных на снижение стресса при проверке здоровьесберегающих знаний (загадкам, шарадам, кроссвордам и т.п.), то на последующих этапах проверочной деятельности учитель уже использовал такие задания, которые требуют оценивания того, как школьники овладели этими знаниями. Поэтому здесь начинающими учителями применялись соответствующие возрасту школьников задания, имеющие направленность:

– научно-информационную, предполагающую подбор соответствующих источников по проблемам ЗОЖ, разработку докладов и сообщений, реферирование/конспектирование научной информации для последующего использования в деятельности разновозрастных исследовательских групп;

– поэтическо-познавательную, ориентированную на использование произведений российской классической и современной литературы, самостоятельное создание литературных произведений малых форм здоровьесберегающей тематики;

– иллюстрационно-оформительскую, отражающую продукты и презентации результатов исследовательской/проектной работы.

На оценочном этапе эксперимента были проведены беседы с обучающимися и контрольные работы, позволившие установить эффективность реализации условий осуществления деятельности начинающего учителя биологии по использованию контекстных заданий.

В ходе бесед, в которых были задействованы 184 обучающихся 6–11-х классов (в том числе 66 – из МОУ «Варжеляйская СОШ» и 118 – из МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша), устанавливались их мотивации на осуществление здоровьесберегающей деятельности при выполнении контекстных заданий. Отмечено, что ответы обучающихся и из сельской, и из городской школы свидетельствуют о зависимости между их открытостью и тем, что беседу проводил начинающий учитель. Школьников заинтересовала форма проведения занятий по изучению материала валеологической направленности, в ходе которых учитель систематически использовал контекстные задания, чередуя их с видеофрагментами, организуя небольшие дебаты. Обучающиеся (88 %) отмечали, что, чем разнообразнее их деятельность на уроке, тем больше интереса вызывает овладение здоровьесберегающим содержанием. При этом 83 % школьников согласились участвовать в мероприятиях валеологической направленности на базе школы и своих районов.

Для контроля сформированности ЗОЖ были выбраны 8-е классы, поскольку здесь имелись прямые возможности для включения в содержание учебного материала контекстных заданий. Оценивание проводилось в соответствии с критериями, позволяющими выявить три уровня здоровьесберегающей подготовки школьников: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (оценка «отлично», отметка «5»): все задания полностью выполнены, цель здоровьесберегающей деятельности достигнута, сущность проблемы раскрыта в полном объеме; учащийся имеет системные полноценные знания и умения по данной теме, способен их применить как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.

Средний уровень (оценка «хорошо», отметка «4»): большинство заданий выполнены правильно, однако имеются некоторые неточности при формулировании ответов и выполнении ряда действий; в основном цель деятельности достигнута; проблема раскрыта не в полном объеме, поскольку обучающиеся не продемонстрировали ряд несущественных элементов; учащийся имеет основные сформированные знания и умения по данной теме, способен их применить в основном в стандартных ситуациях.

Низкий уровень (оценка «удовлетворительно», отметка «3» и оценка «неудовлетворительно», отметка «2»): большинство заданий выполнены частично, заявленная цель здоровьесберегающей деятельности достигнута не полностью; учащийся не может применить знания даже в стандартной ситуации.

Из таблицы видно, что сформированность ЗОЖ обучающихся при использовании контекстных заданий здоровьесберегающего характера прогрессирует в обеих школах при их систематическом использовании учителем биологии.

Результаты сформированности ЗОЖ обучающихся

Школа

Кол-во учеников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Тема «Опорно-двигательный аппарат»

МОУ «Варжеляйская СОШ»

8

2

25,0

2

25,0

4

50,0

МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша

22

3

13,6

6

27,3

13

59,1

Тема «Кровь. Кровообращение»

МОУ «Варжеляйская СОШ»

8

2

25,0

3

37,5

3

37,5

МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша

22

3

13,6

8

36,4

11

50,0

Тема «Дыхательная система»

МОУ «Варжеляйская СОШ»

8

3

37,5

3

37,5

2

25,0

МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша

22

5

22,7

9

40,9

8

36,4

Тема «Пищеварительная система»

МОУ «Варжеляйская СОШ»

8

3

37,5

4

50,0

1

12,5

МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша

22

7

31,9

12

54,5

3

13,6

Повышение показателей сформированности ЗОЖ у обучающихся по теме «Пищеварительная система» по сравнению с данными по теме «Опорно-двигательный аппарат» можно объяснить лучшим овладением материала при регулярном использовании начинающими учителями контекстных заданий как разновидности инновационных методов контроля. Это позволяет существенно повысить уровень валеологической подготовки школьников, в частности привить навыки использования теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы.

Следует отметить, что на завершающих стадиях данного этапа эксперимента в качестве экспертов выступили представители администрации школ, в первую очередь заместители директоров по учебной работе, которые отметили следующее. Во-первых, школьники, прошедшие здоровьесберегающую подготовку у начинающего учителя, который в своей деятельности использовал возможности контекстных заданий, в том числе и на этапе осуществления контроля, проявляют большую готовность к выполнению систематических действий в области сохранения личного и общественного здоровья. Данная готовность базируется на том, что молодые учителя биологии стремятся деликатно передать обучающимся свою внутреннюю уверенность в преодолении разнообразных возможных затруднений при овладении валеологическим материалом.

Во-вторых, начинающие учителя ориентируют обучающихся на достижение полноценного погружения в решение контекстной задачи здоровьесберегающего характера. Для этого у школьников формируется способность планировать и конструировать свою деятельность по поиску верного решения контекстной задачи с привлечением доступных источников информации при обязательном определении сущности проблемы и других элементов методологического аппарата проектной или исследовательской деятельности, проблемного обучения.

Заключение

Современное российское общество рассматривает здоровье в качестве ведущей ценности, находящейся в одном ряду с такими ценностями, как жизнь и человек. Поэтому формирование ЗОЖ в рамках биологического образования является актуальной проблемой, не имеющей однозначного подхода к ее решению. В этом процессе все является важным – и выбор содержания, и установление способов по его практическому овладению, и корректировка здоровьесодержащей подготовки на всех этапах школьного обучения, и личность учителя.

Особое значение приобретает здоровьесберегающая деятельность, если за ее реализацию берется начинающий учитель биологии, имеющий незначительный практический опыт работы в образовательной организации. Поэтому существенную помощь такому педагогу может оказать освоение технологии использования на всех этапах уроков биологии, при проведении внеурочной и внеклассной работы системы контекстных заданий, в том числе и контролирующего характера. В связи с этим приоритетными направлениями использования начинающим учителем контролирующих контекстных биологических задач в формировании ЗОЖ обучающихся будут следующие:

– выявление затруднений в теоретической подготовке школьников в области ЗОЖ, не позволяющих использовать практические умения в развитии личности современного школьника;

– актуализация знаний школьников об изученных ранее аспектах ЗОЖ для овладения ими новыми сведениями как основы для целенаправленной работы по формированию мотивации, особенно при выполнении школьником учебных исследований и проектов;

– ориентация начинающего учителя на развитие у школьников навыков самоконтроля и взаимоконтроля с последующей оценкой достигнутых результатов здоровьесберегающей деятельности.

Реализация начинающим учителем обозначенных направлений позволит создать условия для реальной адаптации современных школьников к сложнейшим проявлениям общественной жизни.