Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЧИНАЮЩИМ УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗОЖ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кемешева А.А. 1 Потапкин Е.Н. 1 Таирова Д.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Проблема совершенствования здоровьесберегающей подготовки обучающихся представляется одной из актуальных для начинающего учителя биологии, который не обладает в достаточной мере сформированными навыками в данной области своей профессиональной деятельности. Такой учитель стремится загрузить обучающихся значительным объемом готовых теоретических знаний при минимуме используемых практических умений, нацеленных на получение в холе учебной деятельности преимущественно однозначных и заранее известных ему самому ответов, что не позволяет осуществлять полноценное формирование и оценивание ЗОЖ обучающихся. Определенную долю негатива в организацию здоровьесберегающей деятельности добавляют и проявление необоснованного максимализма в оценочных суждениях по отношению к школьникам, недостаточное владение собой во время общения с ними. Преодоление указанных недостатков возможно при использовании в процессе формирования и оценивания ЗОЖ индивидуального и дифференцированного подходов, цифровых образовательных ресурсов, разнообразных видов самостоятельной работы в форме созидательно-творческой деятельности. Эффективность использования контекстных заданий начинающим учителем определяется учетом методических условий, таких как: формирование уверенности школьников не бояться совершить ошибку; полноценное погружение обучающихся в решение контекстной задачи на разных этапах формирования ЗОЖ; проявление учителем деликатности и выдержки при высказывании оценочных суждений в отношении любого из этапов деятельности школьников по решению контекстной задачи; способность учителя реализовать организационно-прогностическую функцию контроля для развития умений обучающихся планировать и конструировать свою деятельность по поиску верного решения контекстной задачи. В ходе проведения исследования авторами использовались следующие методы, позволившие решить заявленную цель: изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования, учебно-методических комплексов по биологии, массового и передового опыта учителей биологии по формированию ЗОЖ; педагогическое наблюдение уроков и внеклассных мероприятий по биологии здоровьесберегающей тематики; беседы с участниками образовательных отношений; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.
начинающий учитель биологии
контекстные задания
контроль
контрольно-оценочная деятельность
обучающиеся
здоровый образ жизни
валеология
эксперимент
федеральные государственные образовательные стандарты
уровни здоровьесберегающей подготовки школьников
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: биология. М.: Просвещение, 2012. 138 с.
2. Вершинина Н.А., Малафеева С.Н. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у педагогов начальной школы // Специальное образование. 2017. № 4. С. 47‑54.
3. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5–11 классы: учебное пособие. Волгоград: Учитель, 2007. 173 с.
4. Орлова Л.Н. Система современного высшего педагогического образования // Актуальные проблемы естествознания и естественно-научного образования: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. Омск: Издательство ОмГПУ, 2016. С. 89–94.
5. Корнилова Е.А. Современные подходы к конструированию урока в условиях реализации ФГОС (из опыта преподавания естественно­математических дисциплин): методическое пособие. Белгород: БелИРО, 2016. 72 с.
6. Проскурякова Л.А., Савченков М.Ф. Программа формирования мотивации к здоровому образу жизни в молодёжной среде // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). 2010. № 3. С. 98–102.
7. Шинкаренко А.С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2016. 205 с.
8. Шалашова М.М. Использование контекстных задач для оценивания компетенций учащихся // Химия в школе. 2009. № 4. С. 24–28.
9. Тихомирова Л.Ф., Макеева Т.В. Здоровьесберегающая педагогика: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 251 с.
10. Щепкина О.И., Филипова В.Н., Китаева К.А., Болучевская О.А. Здоровый образ жизни, как возможность полноценной жизни человека // Система ценностей современного общества. 2011. № 17. С. 196–197.

В последние годы в нашей стране периодически возникают дискуссии о содержании и качестве педагогического образования. Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что для будущего учителя важным является не столько усвоение системы предметных знаний и умений, сколько овладение социальным опытом, выраженным через ценностные ориентации при реализации позитивных мотивов педагогической деятельности. Не случайно компетентностный и системно-деятельностный подходы сегодня являются ведущими в профессиональной подготовке будущих учителей и ориентируют их на полноценную, целенаправленную и эффективную работу с детскими коллективами на уроках и вне их, на взаимодействие с родителями для достижения максимального положительного образовательного результата, на продуктивное профессиональное общение с коллегами.

Определенную помощь начинающему учителю (часто в публикациях встречаются синонимы – молодой учитель / педагог, молодой специалист) в преодолении указанных проблем может оказать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором обозначены основные качества личности современного педагога [1]. Сегодня в обществе ценится педагог, не только свободно владеющий материалом, но и готовый организовать освоение школьниками биологического содержания в условиях проектной и исследовательской деятельности, развивающий творческие начала обучающихся, в том числе и связанные с формированием у них здорового образа жизни (ЗОЖ) [2]. При этом существенно меняются подходы к организации и функционированию всей контрольно-оценочной системы отечественного образования.

Традиционные средства контроля, ориентированные на выявление уровня усвоения знаниевого компонента содержания ЗОЖ, в подобных условиях часто оказываются малосостоятельными. Важно, чтобы начинающий учитель при формировании ЗОЖ был бы готов к осуществлению взаимодействия с обучающимися, используя возможности современных средств осуществления контроля, в том числе и контекстные биологические задания [3].

Поэтому целью нашего исследования выступило определение условий использования начинающим учителем биологии при контроле сформированности ЗОЖ обучающихся контекстных заданий.

Материалы и методы исследования

В настоящее время термин «начинающий учитель» имеет несколько смыслов. Во-первых, это учителя до 30 лет, недавно закончившие вуз, кстати, не всегда педагогический, и, как правило, не имеющие полноценной практики использования в преподавании биологии современных образовательных технологий формирования и оценивания уровня ЗОЖ.

Во-вторых, к категории начинающих учителей сегодня можно отнести специалистов с педагогическим образованием, но имеющих большой разрыв в педагогической практике.

В-третьих, это люди, имеющие педагогическое образование, не проработавшие в школе ни дня, но изъявившие желание начать образовательную карьеру после завершения государственной службы [4].

Представители всех указанных групп имеют существенные проблемы в организации контрольно-оценочной деятельности в области ЗОЖ, но мы свое исследование связали с теми, кто только приступил к работе в сфере образования после окончания обучения в вузе.

На первых порах профессиональной деятельности такой учитель основное свое внимание, как правило, уделяет полноценному овладению биологическим содержанием, реализуемым в разнообразных условиях [5]. При этом вопросы взаимоотношений с обучающимися отступают на второй план, несмотря на то, что здесь могут иметь место и конфликтные ситуации, в основе которых находятся как объективные, так и субъективные причины [6]. Обозначим наиболее важные из них, на наш взгляд: проявление необоснованного максимализма в оценочных суждениях по отношению к школьникам, недостаточное владение собой во время общения с обучающимися и их родителями, увлечение теоретическим материалом в ущерб практической подготовке и некоторые другие проявления [7].

Свой негативный вклад вносит и использование начинающим учителем традиционных форм и методов обучения, представленных комбинированным уроком с его достаточно жесткой структурой и доминирующими словесно-наглядными методами обучения. В ходе подобного «обучения» начинающий учитель, испытывая желание продемонстрировать свою «компетентность», стремится загрузить обучающихся значительным объемом готовых теоретических знаний при минимуме используемых практических умений, нацеленных на получение в ходе учебной деятельности преимущественно однозначных и заранее известных ему самому ответов. Поэтому становится понятным, что при явном проявлении указанных недостатков вести речь о полноценном формировании и оценивании ЗОЖ обучающихся будет практически невозможно [8].

ФГОС ориентирует современного учителя на использование в своей деятельности средств и методов обучения, которые позволяют создавать такие условия обучения, при которых школьники обладали бы постоянной и высокой мотивацией к освоению биологического содержания, в нашем случае – в области ЗОЖ.

Реализация этой задачи в современных условиях связана с формированием у обучающихся следующих особенностей их личности: креативного мышления, творческих способностей, самостоятельности в приобретении теоретических знаний и практических умений при использовании проектной и исследовательской деятельности [9]. Достижение обозначенного возможно при использовании в процессе формирования и оценивания ЗОЖ индивидуального и дифференцированного подходов, цифровых образовательных ресурсов, разнообразных видов самостоятельной работы в форме созидательно-творческой деятельности. Причем наиболее адекватным средством, которое удовлетворяет всем обозначенным выше условиям и способствует развитию творческих способностей школьников, выступают контекстные задания здоровьесберегающего характера [10].

Экспериментальная часть исследования была реализована в 2019–2020 и 2020–2021 учебных годах в условиях работы авторов в качестве начинающих учителей биологии в МОУ «Варжеляйская СОШ» Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша муниципального образования Барышский район Ульяновской области.

Важной составляющей исследования выступал подбор методов, соответствующих заявленным на начальном этапе теме, целям и задачам, а также выдвинутой гипотезе и логике его проведения. Перечислим основные из них:

– изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования учебных программ и учебников по биологии;

– изучение массового и передового опыта учителей биологии по формированию ЗОЖ;

– педагогическое наблюдение уроков и внеклассных мероприятий по биологии здоровьесберегающей тематики;

– беседы с участниками образовательных отношений школ, задействованных в исследовании;

– педагогический эксперимент;

– количественный и качественный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Мотивационный этап исследования позволил установить, что в современных условиях контрольно-оценочная деятельность начинающего учителя позволяет решить следующие важнейшие задачи в области формирования ЗОЖ:

– организация собственной деятельности учителя по выявлению личностных результатов обучающихся при усвоении здоровьесберегающего материала и овладении им;

– определение уровня владения школьниками умениями анализировать, оценивать и корректировать собственную деятельность в области ЗОЖ.

Наблюдения за учебным процессом в экспериментальных школах позволили выделить условия осуществления деятельности начинающего учителя биологии по использованию контекстных заданий в процессе контроля сформированности ЗОЖ у обучающихся:

1) формирование уверенности школьников не бояться совершить ошибку при выполнении контекстного задания, которая базируется на внутренних мотивах личности обучающегося, позволяя эффективно и оперативно устранять возможные препятствия, вызванные, например, нехваткой знаний или опыта практической деятельности;

2) полноценное погружение обучающихся в решение контекстной задачи на разных этапах формирования ЗОЖ, в том числе и при ее использовании в качестве элемента проектной/исследовательской деятельности или проблемного обучения;

3) проявление учителем деликатности и выдержки при высказывании оценочных суждений в отношении любого из этапов деятельности школьников по решению контекстной задачи, в том числе в отношении выдвинутых ими предположений и идей;

4) способность учителя реализовать организационно-прогностическую функцию контроля для развития умений обучающихся планировать и конструировать свою деятельность по поиску верного решения контекстной задачи с привлечением к этому процессу всех доступных им источников информации.

Обозначенные условия позволили обучающимся не только накопить теоретические знания, но и осуществить их трансформацию в практические умения с осознанием ценности творческой деятельности.

Этап формирующего эксперимента предполагал подбор контекстных заданий, которые позволили бы выявить эффективность выделенных на предшествующем этапе эксперимента условий. Наиболее успешными в плане определения сформированности ЗОЖ у обучающихся оказались контекстные задания творческой направленности. И, если на начальных этапах оценивания сформированности ЗОЖ у обучающихся начинающий учитель отдавал предпочтение заданиям из группы занимательных, т.е. ориентированных на снижение стресса при проверке здоровьесберегающих знаний (загадкам, шарадам, кроссвордам и т.п.), то на последующих этапах проверочной деятельности учитель уже использовал такие задания, которые требуют оценивания того, как школьники овладели этими знаниями. Поэтому здесь начинающими учителями применялись соответствующие возрасту школьников задания, имеющие направленность:

– научно-информационную, предполагающую подбор соответствующих источников по проблемам ЗОЖ, разработку докладов и сообщений, реферирование/конспектирование научной информации для последующего использования в деятельности разновозрастных исследовательских групп;

– поэтическо-познавательную, ориентированную на использование произведений российской классической и современной литературы, самостоятельное создание литературных произведений малых форм здоровьесберегающей тематики;

– иллюстрационно-оформительскую, отражающую продукты и презентации результатов исследовательской/проектной работы.

На оценочном этапе эксперимента были проведены беседы с обучающимися и контрольные работы, позволившие установить эффективность реализации условий осуществления деятельности начинающего учителя биологии по использованию контекстных заданий.

В ходе бесед, в которых были задействованы 184 обучающихся 6–11-х классов (в том числе 66 – из МОУ «Варжеляйская СОШ» и 118 – из МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша), устанавливались их мотивации на осуществление здоровьесберегающей деятельности при выполнении контекстных заданий. Отмечено, что ответы обучающихся и из сельской, и из городской школы свидетельствуют о зависимости между их открытостью и тем, что беседу проводил начинающий учитель. Школьников заинтересовала форма проведения занятий по изучению материала валеологической направленности, в ходе которых учитель систематически использовал контекстные задания, чередуя их с видеофрагментами, организуя небольшие дебаты. Обучающиеся (88 %) отмечали, что, чем разнообразнее их деятельность на уроке, тем больше интереса вызывает овладение здоровьесберегающим содержанием. При этом 83 % школьников согласились участвовать в мероприятиях валеологической направленности на базе школы и своих районов.

Для контроля сформированности ЗОЖ были выбраны 8-е классы, поскольку здесь имелись прямые возможности для включения в содержание учебного материала контекстных заданий. Оценивание проводилось в соответствии с критериями, позволяющими выявить три уровня здоровьесберегающей подготовки школьников: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (оценка «отлично», отметка «5»): все задания полностью выполнены, цель здоровьесберегающей деятельности достигнута, сущность проблемы раскрыта в полном объеме; учащийся имеет системные полноценные знания и умения по данной теме, способен их применить как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.

Средний уровень (оценка «хорошо», отметка «4»): большинство заданий выполнены правильно, однако имеются некоторые неточности при формулировании ответов и выполнении ряда действий; в основном цель деятельности достигнута; проблема раскрыта не в полном объеме, поскольку обучающиеся не продемонстрировали ряд несущественных элементов; учащийся имеет основные сформированные знания и умения по данной теме, способен их применить в основном в стандартных ситуациях.

Низкий уровень (оценка «удовлетворительно», отметка «3» и оценка «неудовлетворительно», отметка «2»): большинство заданий выполнены частично, заявленная цель здоровьесберегающей деятельности достигнута не полностью; учащийся не может применить знания даже в стандартной ситуации.

Из таблицы видно, что сформированность ЗОЖ обучающихся при использовании контекстных заданий здоровьесберегающего характера прогрессирует в обеих школах при их систематическом использовании учителем биологии.

Результаты сформированности ЗОЖ обучающихся

Школа

Кол-во учеников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Тема «Опорно-двигательный аппарат»

МОУ «Варжеляйская СОШ»

8

2

25,0

2

25,0

4

50,0

МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша

22

3

13,6

6

27,3

13

59,1

Тема «Кровь. Кровообращение»

МОУ «Варжеляйская СОШ»

8

2

25,0

3

37,5

3

37,5

МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша

22

3

13,6

8

36,4

11

50,0

Тема «Дыхательная система»

МОУ «Варжеляйская СОШ»

8

3

37,5

3

37,5

2

25,0

МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша

22

5

22,7

9

40,9

8

36,4

Тема «Пищеварительная система»

МОУ «Варжеляйская СОШ»

8

3

37,5

4

50,0

1

12,5

МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша

22

7

31,9

12

54,5

3

13,6

Повышение показателей сформированности ЗОЖ у обучающихся по теме «Пищеварительная система» по сравнению с данными по теме «Опорно-двигательный аппарат» можно объяснить лучшим овладением материала при регулярном использовании начинающими учителями контекстных заданий как разновидности инновационных методов контроля. Это позволяет существенно повысить уровень валеологической подготовки школьников, в частности привить навыки использования теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы.

Следует отметить, что на завершающих стадиях данного этапа эксперимента в качестве экспертов выступили представители администрации школ, в первую очередь заместители директоров по учебной работе, которые отметили следующее. Во-первых, школьники, прошедшие здоровьесберегающую подготовку у начинающего учителя, который в своей деятельности использовал возможности контекстных заданий, в том числе и на этапе осуществления контроля, проявляют большую готовность к выполнению систематических действий в области сохранения личного и общественного здоровья. Данная готовность базируется на том, что молодые учителя биологии стремятся деликатно передать обучающимся свою внутреннюю уверенность в преодолении разнообразных возможных затруднений при овладении валеологическим материалом.

Во-вторых, начинающие учителя ориентируют обучающихся на достижение полноценного погружения в решение контекстной задачи здоровьесберегающего характера. Для этого у школьников формируется способность планировать и конструировать свою деятельность по поиску верного решения контекстной задачи с привлечением доступных источников информации при обязательном определении сущности проблемы и других элементов методологического аппарата проектной или исследовательской деятельности, проблемного обучения.

Заключение

Современное российское общество рассматривает здоровье в качестве ведущей ценности, находящейся в одном ряду с такими ценностями, как жизнь и человек. Поэтому формирование ЗОЖ в рамках биологического образования является актуальной проблемой, не имеющей однозначного подхода к ее решению. В этом процессе все является важным – и выбор содержания, и установление способов по его практическому овладению, и корректировка здоровьесодержащей подготовки на всех этапах школьного обучения, и личность учителя.

Особое значение приобретает здоровьесберегающая деятельность, если за ее реализацию берется начинающий учитель биологии, имеющий незначительный практический опыт работы в образовательной организации. Поэтому существенную помощь такому педагогу может оказать освоение технологии использования на всех этапах уроков биологии, при проведении внеурочной и внеклассной работы системы контекстных заданий, в том числе и контролирующего характера. В связи с этим приоритетными направлениями использования начинающим учителем контролирующих контекстных биологических задач в формировании ЗОЖ обучающихся будут следующие:

– выявление затруднений в теоретической подготовке школьников в области ЗОЖ, не позволяющих использовать практические умения в развитии личности современного школьника;

– актуализация знаний школьников об изученных ранее аспектах ЗОЖ для овладения ими новыми сведениями как основы для целенаправленной работы по формированию мотивации, особенно при выполнении школьником учебных исследований и проектов;

– ориентация начинающего учителя на развитие у школьников навыков самоконтроля и взаимоконтроля с последующей оценкой достигнутых результатов здоровьесберегающей деятельности.

Реализация начинающим учителем обозначенных направлений позволит создать условия для реальной адаптации современных школьников к сложнейшим проявлениям общественной жизни.


Библиографическая ссылка

Кемешева А.А., Потапкин Е.Н., Таирова Д.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЧИНАЮЩИМ УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗОЖ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 10. – С. 143-148;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38868 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674