В последние годы в нашей стране периодически возникают дискуссии о содержании и качестве педагогического образования. Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что для будущего учителя важным является не столько усвоение системы предметных знаний и умений, сколько овладение социальным опытом, выраженным через ценностные ориентации при реализации позитивных мотивов педагогической деятельности. Не случайно компетентностный и системно-деятельностный подходы сегодня являются ведущими в профессиональной подготовке будущих учителей и ориентируют их на полноценную, целенаправленную и эффективную работу с детскими коллективами на уроках и вне их, на взаимодействие с родителями для достижения максимального положительного образовательного результата, на продуктивное профессиональное общение с коллегами.
Определенную помощь начинающему учителю (часто в публикациях встречаются синонимы – молодой учитель / педагог, молодой специалист) в преодолении указанных проблем может оказать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором обозначены основные качества личности современного педагога [1]. Сегодня в обществе ценится педагог, не только свободно владеющий материалом, но и готовый организовать освоение школьниками биологического содержания в условиях проектной и исследовательской деятельности, развивающий творческие начала обучающихся, в том числе и связанные с формированием у них здорового образа жизни (ЗОЖ) [2]. При этом существенно меняются подходы к организации и функционированию всей контрольно-оценочной системы отечественного образования.
Традиционные средства контроля, ориентированные на выявление уровня усвоения знаниевого компонента содержания ЗОЖ, в подобных условиях часто оказываются малосостоятельными. Важно, чтобы начинающий учитель при формировании ЗОЖ был бы готов к осуществлению взаимодействия с обучающимися, используя возможности современных средств осуществления контроля, в том числе и контекстные биологические задания [3].
Поэтому целью нашего исследования выступило определение условий использования начинающим учителем биологии при контроле сформированности ЗОЖ обучающихся контекстных заданий.
Материалы и методы исследования
В настоящее время термин «начинающий учитель» имеет несколько смыслов. Во-первых, это учителя до 30 лет, недавно закончившие вуз, кстати, не всегда педагогический, и, как правило, не имеющие полноценной практики использования в преподавании биологии современных образовательных технологий формирования и оценивания уровня ЗОЖ.
Во-вторых, к категории начинающих учителей сегодня можно отнести специалистов с педагогическим образованием, но имеющих большой разрыв в педагогической практике.
В-третьих, это люди, имеющие педагогическое образование, не проработавшие в школе ни дня, но изъявившие желание начать образовательную карьеру после завершения государственной службы [4].
Представители всех указанных групп имеют существенные проблемы в организации контрольно-оценочной деятельности в области ЗОЖ, но мы свое исследование связали с теми, кто только приступил к работе в сфере образования после окончания обучения в вузе.
На первых порах профессиональной деятельности такой учитель основное свое внимание, как правило, уделяет полноценному овладению биологическим содержанием, реализуемым в разнообразных условиях [5]. При этом вопросы взаимоотношений с обучающимися отступают на второй план, несмотря на то, что здесь могут иметь место и конфликтные ситуации, в основе которых находятся как объективные, так и субъективные причины [6]. Обозначим наиболее важные из них, на наш взгляд: проявление необоснованного максимализма в оценочных суждениях по отношению к школьникам, недостаточное владение собой во время общения с обучающимися и их родителями, увлечение теоретическим материалом в ущерб практической подготовке и некоторые другие проявления [7].
Свой негативный вклад вносит и использование начинающим учителем традиционных форм и методов обучения, представленных комбинированным уроком с его достаточно жесткой структурой и доминирующими словесно-наглядными методами обучения. В ходе подобного «обучения» начинающий учитель, испытывая желание продемонстрировать свою «компетентность», стремится загрузить обучающихся значительным объемом готовых теоретических знаний при минимуме используемых практических умений, нацеленных на получение в ходе учебной деятельности преимущественно однозначных и заранее известных ему самому ответов. Поэтому становится понятным, что при явном проявлении указанных недостатков вести речь о полноценном формировании и оценивании ЗОЖ обучающихся будет практически невозможно [8].
ФГОС ориентирует современного учителя на использование в своей деятельности средств и методов обучения, которые позволяют создавать такие условия обучения, при которых школьники обладали бы постоянной и высокой мотивацией к освоению биологического содержания, в нашем случае – в области ЗОЖ.
Реализация этой задачи в современных условиях связана с формированием у обучающихся следующих особенностей их личности: креативного мышления, творческих способностей, самостоятельности в приобретении теоретических знаний и практических умений при использовании проектной и исследовательской деятельности [9]. Достижение обозначенного возможно при использовании в процессе формирования и оценивания ЗОЖ индивидуального и дифференцированного подходов, цифровых образовательных ресурсов, разнообразных видов самостоятельной работы в форме созидательно-творческой деятельности. Причем наиболее адекватным средством, которое удовлетворяет всем обозначенным выше условиям и способствует развитию творческих способностей школьников, выступают контекстные задания здоровьесберегающего характера [10].
Экспериментальная часть исследования была реализована в 2019–2020 и 2020–2021 учебных годах в условиях работы авторов в качестве начинающих учителей биологии в МОУ «Варжеляйская СОШ» Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша муниципального образования Барышский район Ульяновской области.
Важной составляющей исследования выступал подбор методов, соответствующих заявленным на начальном этапе теме, целям и задачам, а также выдвинутой гипотезе и логике его проведения. Перечислим основные из них:
– изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования учебных программ и учебников по биологии;
– изучение массового и передового опыта учителей биологии по формированию ЗОЖ;
– педагогическое наблюдение уроков и внеклассных мероприятий по биологии здоровьесберегающей тематики;
– беседы с участниками образовательных отношений школ, задействованных в исследовании;
– педагогический эксперимент;
– количественный и качественный анализ результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Мотивационный этап исследования позволил установить, что в современных условиях контрольно-оценочная деятельность начинающего учителя позволяет решить следующие важнейшие задачи в области формирования ЗОЖ:
– организация собственной деятельности учителя по выявлению личностных результатов обучающихся при усвоении здоровьесберегающего материала и овладении им;
– определение уровня владения школьниками умениями анализировать, оценивать и корректировать собственную деятельность в области ЗОЖ.
Наблюдения за учебным процессом в экспериментальных школах позволили выделить условия осуществления деятельности начинающего учителя биологии по использованию контекстных заданий в процессе контроля сформированности ЗОЖ у обучающихся:
1) формирование уверенности школьников не бояться совершить ошибку при выполнении контекстного задания, которая базируется на внутренних мотивах личности обучающегося, позволяя эффективно и оперативно устранять возможные препятствия, вызванные, например, нехваткой знаний или опыта практической деятельности;
2) полноценное погружение обучающихся в решение контекстной задачи на разных этапах формирования ЗОЖ, в том числе и при ее использовании в качестве элемента проектной/исследовательской деятельности или проблемного обучения;
3) проявление учителем деликатности и выдержки при высказывании оценочных суждений в отношении любого из этапов деятельности школьников по решению контекстной задачи, в том числе в отношении выдвинутых ими предположений и идей;
4) способность учителя реализовать организационно-прогностическую функцию контроля для развития умений обучающихся планировать и конструировать свою деятельность по поиску верного решения контекстной задачи с привлечением к этому процессу всех доступных им источников информации.
Обозначенные условия позволили обучающимся не только накопить теоретические знания, но и осуществить их трансформацию в практические умения с осознанием ценности творческой деятельности.
Этап формирующего эксперимента предполагал подбор контекстных заданий, которые позволили бы выявить эффективность выделенных на предшествующем этапе эксперимента условий. Наиболее успешными в плане определения сформированности ЗОЖ у обучающихся оказались контекстные задания творческой направленности. И, если на начальных этапах оценивания сформированности ЗОЖ у обучающихся начинающий учитель отдавал предпочтение заданиям из группы занимательных, т.е. ориентированных на снижение стресса при проверке здоровьесберегающих знаний (загадкам, шарадам, кроссвордам и т.п.), то на последующих этапах проверочной деятельности учитель уже использовал такие задания, которые требуют оценивания того, как школьники овладели этими знаниями. Поэтому здесь начинающими учителями применялись соответствующие возрасту школьников задания, имеющие направленность:
– научно-информационную, предполагающую подбор соответствующих источников по проблемам ЗОЖ, разработку докладов и сообщений, реферирование/конспектирование научной информации для последующего использования в деятельности разновозрастных исследовательских групп;
– поэтическо-познавательную, ориентированную на использование произведений российской классической и современной литературы, самостоятельное создание литературных произведений малых форм здоровьесберегающей тематики;
– иллюстрационно-оформительскую, отражающую продукты и презентации результатов исследовательской/проектной работы.
На оценочном этапе эксперимента были проведены беседы с обучающимися и контрольные работы, позволившие установить эффективность реализации условий осуществления деятельности начинающего учителя биологии по использованию контекстных заданий.
В ходе бесед, в которых были задействованы 184 обучающихся 6–11-х классов (в том числе 66 – из МОУ «Варжеляйская СОШ» и 118 – из МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша), устанавливались их мотивации на осуществление здоровьесберегающей деятельности при выполнении контекстных заданий. Отмечено, что ответы обучающихся и из сельской, и из городской школы свидетельствуют о зависимости между их открытостью и тем, что беседу проводил начинающий учитель. Школьников заинтересовала форма проведения занятий по изучению материала валеологической направленности, в ходе которых учитель систематически использовал контекстные задания, чередуя их с видеофрагментами, организуя небольшие дебаты. Обучающиеся (88 %) отмечали, что, чем разнообразнее их деятельность на уроке, тем больше интереса вызывает овладение здоровьесберегающим содержанием. При этом 83 % школьников согласились участвовать в мероприятиях валеологической направленности на базе школы и своих районов.
Для контроля сформированности ЗОЖ были выбраны 8-е классы, поскольку здесь имелись прямые возможности для включения в содержание учебного материала контекстных заданий. Оценивание проводилось в соответствии с критериями, позволяющими выявить три уровня здоровьесберегающей подготовки школьников: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень (оценка «отлично», отметка «5»): все задания полностью выполнены, цель здоровьесберегающей деятельности достигнута, сущность проблемы раскрыта в полном объеме; учащийся имеет системные полноценные знания и умения по данной теме, способен их применить как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.
Средний уровень (оценка «хорошо», отметка «4»): большинство заданий выполнены правильно, однако имеются некоторые неточности при формулировании ответов и выполнении ряда действий; в основном цель деятельности достигнута; проблема раскрыта не в полном объеме, поскольку обучающиеся не продемонстрировали ряд несущественных элементов; учащийся имеет основные сформированные знания и умения по данной теме, способен их применить в основном в стандартных ситуациях.
Низкий уровень (оценка «удовлетворительно», отметка «3» и оценка «неудовлетворительно», отметка «2»): большинство заданий выполнены частично, заявленная цель здоровьесберегающей деятельности достигнута не полностью; учащийся не может применить знания даже в стандартной ситуации.
Из таблицы видно, что сформированность ЗОЖ обучающихся при использовании контекстных заданий здоровьесберегающего характера прогрессирует в обеих школах при их систематическом использовании учителем биологии.
Результаты сформированности ЗОЖ обучающихся
Школа |
Кол-во учеников |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
Тема «Опорно-двигательный аппарат» |
|||||||
МОУ «Варжеляйская СОШ» |
8 |
2 |
25,0 |
2 |
25,0 |
4 |
50,0 |
МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша |
22 |
3 |
13,6 |
6 |
27,3 |
13 |
59,1 |
Тема «Кровь. Кровообращение» |
|||||||
МОУ «Варжеляйская СОШ» |
8 |
2 |
25,0 |
3 |
37,5 |
3 |
37,5 |
МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша |
22 |
3 |
13,6 |
8 |
36,4 |
11 |
50,0 |
Тема «Дыхательная система» |
|||||||
МОУ «Варжеляйская СОШ» |
8 |
3 |
37,5 |
3 |
37,5 |
2 |
25,0 |
МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша |
22 |
5 |
22,7 |
9 |
40,9 |
8 |
36,4 |
Тема «Пищеварительная система» |
|||||||
МОУ «Варжеляйская СОШ» |
8 |
3 |
37,5 |
4 |
50,0 |
1 |
12,5 |
МБОУ «СОШ № 4» г. Барыша |
22 |
7 |
31,9 |
12 |
54,5 |
3 |
13,6 |
Повышение показателей сформированности ЗОЖ у обучающихся по теме «Пищеварительная система» по сравнению с данными по теме «Опорно-двигательный аппарат» можно объяснить лучшим овладением материала при регулярном использовании начинающими учителями контекстных заданий как разновидности инновационных методов контроля. Это позволяет существенно повысить уровень валеологической подготовки школьников, в частности привить навыки использования теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы.
Следует отметить, что на завершающих стадиях данного этапа эксперимента в качестве экспертов выступили представители администрации школ, в первую очередь заместители директоров по учебной работе, которые отметили следующее. Во-первых, школьники, прошедшие здоровьесберегающую подготовку у начинающего учителя, который в своей деятельности использовал возможности контекстных заданий, в том числе и на этапе осуществления контроля, проявляют большую готовность к выполнению систематических действий в области сохранения личного и общественного здоровья. Данная готовность базируется на том, что молодые учителя биологии стремятся деликатно передать обучающимся свою внутреннюю уверенность в преодолении разнообразных возможных затруднений при овладении валеологическим материалом.
Во-вторых, начинающие учителя ориентируют обучающихся на достижение полноценного погружения в решение контекстной задачи здоровьесберегающего характера. Для этого у школьников формируется способность планировать и конструировать свою деятельность по поиску верного решения контекстной задачи с привлечением доступных источников информации при обязательном определении сущности проблемы и других элементов методологического аппарата проектной или исследовательской деятельности, проблемного обучения.
Заключение
Современное российское общество рассматривает здоровье в качестве ведущей ценности, находящейся в одном ряду с такими ценностями, как жизнь и человек. Поэтому формирование ЗОЖ в рамках биологического образования является актуальной проблемой, не имеющей однозначного подхода к ее решению. В этом процессе все является важным – и выбор содержания, и установление способов по его практическому овладению, и корректировка здоровьесодержащей подготовки на всех этапах школьного обучения, и личность учителя.
Особое значение приобретает здоровьесберегающая деятельность, если за ее реализацию берется начинающий учитель биологии, имеющий незначительный практический опыт работы в образовательной организации. Поэтому существенную помощь такому педагогу может оказать освоение технологии использования на всех этапах уроков биологии, при проведении внеурочной и внеклассной работы системы контекстных заданий, в том числе и контролирующего характера. В связи с этим приоритетными направлениями использования начинающим учителем контролирующих контекстных биологических задач в формировании ЗОЖ обучающихся будут следующие:
– выявление затруднений в теоретической подготовке школьников в области ЗОЖ, не позволяющих использовать практические умения в развитии личности современного школьника;
– актуализация знаний школьников об изученных ранее аспектах ЗОЖ для овладения ими новыми сведениями как основы для целенаправленной работы по формированию мотивации, особенно при выполнении школьником учебных исследований и проектов;
– ориентация начинающего учителя на развитие у школьников навыков самоконтроля и взаимоконтроля с последующей оценкой достигнутых результатов здоровьесберегающей деятельности.
Реализация начинающим учителем обозначенных направлений позволит создать условия для реальной адаптации современных школьников к сложнейшим проявлениям общественной жизни.
Библиографическая ссылка
Кемешева А.А., Потапкин Е.Н., Таирова Д.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЧИНАЮЩИМ УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗОЖ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 10. – С. 143-148;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38868 (дата обращения: 21.11.2024).