Вариативность и чрезвычайная динамичность игровых ситуаций в современном футболе в сочетании с недостаточностью информации для принятия правильных игровых решений, пространственно-временные ограничения условий соревновательной деятельности затрудняют точность и быстроту распознавания воспринимаемых игровых действий, согласование индивидуальных действий в процессе решения групповых игровых задач [1]. Эффективность регуляции игровой деятельности на вербально-логическом уровне зависит от полноты и точности ее ориентировочной основы [2, 3]. Поэтому одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса обучения групповым действиям является смещение акцентов с отработки исполнительной части на формирование их ориентировочной основы [4–6].
Таким образом, можно с полным основанием говорить о существовании противоречия между возможностью повышения качества обучения передачам мяча через формирование их обобщенной ориентировочной основы, с одной стороны, и отсутствием научно-разработанной методики решения этой педагогически значимой задачи у юных футболистов, с другой.
Поэтому цель нашей работы заключалась в разработке средств, методических приемов и методов формирования обобщенной ориентировочной основы передач мяча и обучения умениям выбирать и применять определенные виды передач мяча, опираясь на знания их обобщенной ориентировочной основы.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели исследования мы опирались на методологию системного подхода к программированию и организации спортивной подготовки, знания теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, теории содержательного обобщения в обучении, теоретические и методические основы обучения технико-тактическим действиям в спортивных играх. Основными методами исследования выступали реферативный обзор литературных источников по исследуемой проблеме, изучение существующей практики обучения юных футболистов групповым игровым действиям, а также собственный многолетний опыт тренерской работы в области футбола.
Результаты исследования и их обсуждение
Разработанная нами методика обучения юных футболистов передаче мяча предполагает направленное формирование тренером ее обобщенной ориентировочной основы, которая включает в свое содержание в качестве базовых элементов знания и представления о: цели, задачах и содержании передач мяча; общих правилах выполнения передач; существенных признаках игровой ситуации; видах игровых ситуаций и видах передач.
Цель передачи заключается в количественном и качественном преобразовании игровой ситуации, обеспечивающем эффективность соревновательной деятельности группы взаимодействующих игроков. Она конкретизируется в определяемых в зависимости от игровой ситуации задачах передачи: 1) контроль мяча; 2) перемещение мяча из одной линии в другую вглубь обороны соперника; 3) создание численного преимущества; 4) реализация численного преимущества; 5) изменение направления атаки. Передача содержит два индивидуальных игровых действия: перемещение игрока без мяча; перемещение мяча партнеру. Общими требованиями к эффективному выполнению передачи являются: правило широкой точки, пас открытому игроку, скорость, своевременность, ситуативное лидерство, скрытность.
В качестве существенных признаков игровой ситуации 2х2 выступают расположение защитников в треугольниках, вершинами которых выступают позиции атакующих игроков и свободные зоны, обусловливающие выбор задачи ее преобразования (создание численного преимущества, его реализация, изменение направления атаки, перемещение мяча ближе к воротам соперника, контроль мяча) и вида передачи для ее решения (вперед, вразрез, вертикальной, диагональной, в ноги, с переводом). Выделение в конкретной игровой ситуации обобщенного образа треугольника, отражающего существенные связи между ее элементами, позволяет обоим игрокам распознать ее, определить задачу ее преобразования, выбрать вид передачи для ее решения и выполнить ее через согласование индивидуальных игровых действий. Данная ориентировочная основа регулирует деятельность двух игроков и при осуществлении тактических комбинаций «стенка».
В разработанной нами методике выделяются с учетом решаемых задач три этапа обучения групповым игровым действиям. Каждый этап охарактеризован в отношении качественного своеобразия методов, методических приемов и средств организации учебно-тренировочной деятельности и видов организации тренировочных занятий.
На первом этапе обучения передаче мяча параллельно решаются две задачи:
1) обучение способам выполнения приема катящегося мяча, ведения мяча и ударов по мячу внутренней стороной стопы и внешней частью подъема на уровне двигательного навыка;
2) формирование зрительного и логического компонентов ориентировочной основы передачи мяча.
Решение первой задачи осуществляется на основе реализации предлагаемых в учебно-методической литературе средств, методов и методических приемов организации обучения футболистов основам техники футбола.
Решение второй задачи осуществляется в процессе теоретических занятий и самостоятельной работы с применением видеоматериалов, в которых наглядно представлены конкретные образцы игровых ситуаций, примеры реализации общих требований к различным видам передачи мяча в типовых игровых ситуациях.
На теоретических занятиях в качестве средств организации учебно-познавательной деятельности применяются следующие виды учебных заданий по усвоению, письменному и графическому воспроизведению, обоснованию выбора, видеоанализу, количественному анализу различных видов передач:
1) усвоить и воспроизвести знания о цели и задачах передачи, существенных признаках передачи, требованиях к их выполнению, типовых игровых ситуациях и видах передачи;
2) воспроизвести графически типовые игровые ситуации с выделением признаков, определяющих их качественное своеобразие;
3) обосновать выбор вида передачи для решения задачи преобразования типовой игровой ситуации;
4) выделить в просматриваемом видеоэпизоде игры передачи на ход и передачи в ноги;
5) выделить в просматриваемом видеоэпизоде игры передачи, решающие задачи: контроля мяча, перемещения мяча вперед, создания численного преимущества, реализации численного преимущества; перевода мяча;
6) просмотреть видеоэпизоды игры и объяснить, какие ошибки в выполнении передачи привели к потере мяча в демонстрируемых игровых ситуациях;
7) выбрать один из двух демонстрируемых вариантов передачи, который является тактически оправданным в предъявляемой игровой ситуации.
Выполнение этих заданий осуществляется на основе применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения, метода проблемного изложения и поисково-исследовательского метода.
Применяются домашние учебные задания для самостоятельной работы:
1) выделить и подсчитать количество передач: в ноги; на ход (в том числе вразрез; диагональных, вертикальных, с переводом), передач вперед;
2) выделить и подсчитать количество передач с учетом решаемых задач:
3) графически изобразить типовые игровые ситуации и индивидуальные игровые действия игроков в тех случаях, когда в игровой ситуации «2 х 2» решаются задачи контроля мяча, перемещения мяча вперед, создания и реализации численного преимущества, перевода мяча.
На втором этапе решается задача формирования тактических умений эффективно применять различные виды передач: в ноги, вперед, вразрез, вертикальные, диагональные и с переводом. Выполнение передач мяча сопровождается регулированием индивидуальных игровых действий (открывания и перемещения мяча) через использование громкой, а затем внутренней речи, а также зрительных ориентиров, размещаемых на игровой площадке.
Для обучения тактическим умениям осуществлять контроль мяча с помощью передач применяются:
1) упражнения во взаимодействии с применением передачи мяча в ноги;
2) игровые упражнения с заданием удерживать мяч, используя передачи мяча: «Треугольник 3 х 1». «Квадрат 3 х 1». «Квадрат 4 х 2». «Квадрат 5 х 2». «Квадрат 5 х 2» со сменой мест. «Квадрат (2 + 2) х 2». «Квадрат 3 х 3» с двумя нейтральными. Квадрат «4 х 4» с одним нейтральным. Выполнение вышеприведенных упражнений осуществляется в рамках игрового метода.
Для обучения передаче мяча вперед применяются: 1) упражнения во взаимодействии при исходном расположении атакующих игроков по диагонали и зонным прессингом; 2) игровые упражнения 2 х 2 на площадке размерами 10 х 20 м с тремя зонами с задачей передачи мяча из зоны в зону.
Для обучения передачам мяча на ход в свободные зоны с задачей создания численного преимущества применяются:
1) упражнения во взаимодействии двух игроков при осуществлении определенного вида передачи;
2) упражнения 2 х 2 с осуществлением определенного вида передачи в условиях, моделируемых защитниками;
3) упражнения 2 х 2 в моделируемых защитниками условиях, требующих выбора и применения одной из двух передач;
4) упражнения 2 х 2 в моделируемых защитниками условиях, требующих выбора и применения одной из трех передач;
5) игровые упражнения: «Атака 2 х 2». «Атака 2 х 2 со сменой ролей». «Атака 2 х 2 с одним нейтральным».
Для обучения реализации численного преимущества с использованием передач на ход применяются игровые упражнения: «Атака 2 х 1 с взятием линии», «Атака 2 х 1 с ударом по воротам», «Атака 3 х 2» с взятием линии или с взятием ворот.
Третий этап направлен на обучение тактическим комбинациям с участием двух игроков с задачей создания численного преимущества.
Для решения задачи формирования зрительного и логического компонентов ориентировочной основы этих комбинаций занимающиеся в процессе теоретических занятий выполняют различные виды теоретических заданий:
1) осознать, запомнить и воспроизвести существенные признаки игровых ситуаций, которые обусловливают выбор определенной тактической комбинации;
2) просмотреть видеофрагмент соревновательно-игровой деятельности, определить вид реализованной тактической комбинации;
3) выделить и назвать существенные признаки игровой ситуации в момент второй передачи, обусловливающие возможность создания численного преимущества при ее применении;
4) просмотреть слайд с изображением игровой ситуации в момент второй передачи и определить вид тактической комбинации, который следует использовать;
5) смоделировать на макете перемещения и действия с мячом с проговариванием их содержания в форме громкой, а затем и внутренней речи;
6) просмотреть видеоэпизоды и объяснить, какие правила соблюдаются при действиях в демонстрируемых тактических комбинациях;
7) графически изобразить игровые ситуации и групповые игровые действия при реализации различных вариантов тактических комбинаций, нацеленных на создание численного преимущества.
Для формирования тактических умений выполнять передачи в рамках тактических комбинаций с участием двух игроков с задачей создания численного преимущества применяются упражнения:
1) упражнения во взаимодействии двух игроков в параллельном и встречном перемещении без участия защитников при осуществлении тактической комбинации: стенка с передачей вразрез; стенка с диагональной передачей; стенка с переводом мяча; стенка с вертикальной передачей;
2) то же, что и предыдущее упражнение, но с моделированием определенной игровой ситуации с участием двух защитников;
3) то же, что и предыдущее упражнение, но с участием двух защитников, моделирующих одну из двух (четырех) альтернативных игровых ситуаций, требующих их распознавания, выбора и реализации адекватной тактической комбинации: игровые упражнения;
4) игровые упражнения 2 х 2 с взятием линии с участием трех пар игроков;
5) игровые упражнения 2 х 2 с взятием ворот с участием трех пар игроков.
Заключение
Методика обучения передачам мяча через формирование их обобщенной ориентировочной основы включает в себя три этапа.
На первом этапе решаются две задачи. Задача обучения технике приема, ведения мяча и ударов по мячу решается на основе применения предлагаемых в учебной литературе средств, методов и методических приемов организации обучения футболистов основам техники футбола. Решение второй задачи формирования зрительного и логического компонентов обобщенной ориентировочной основы передач мяча осуществляется в процессе теоретических занятий и самостоятельной работы с применением видеоматериалов, в которых наглядно представлены конкретные образцы игровых ситуаций, примеры реализации общих требований к различным видам передачи мяча в типовых игровых ситуациях. Выполнение теоретических заданий осуществляется с использованием традиционных методов организации учебно-познавательной деятельности.
Задачей второго этапа является обучение умениям применять передачи с учетом сформированной обобщенной ориентировочной основы. Для решения этой задачи применяются упражнения: во взаимодействии с применением разучиваемых видов передач; с выбором и осуществлением определенного вида передачи в условиях, моделируемых защитниками; игровые упражнения.
Третий этап направлен на обучение умениям выполнять передачи в рамках тактических комбинаций с участием двух игроков с задачей создания численного преимущества. Для решения этой задачи применяются упражнения: во взаимодействии в параллельном и встречном перемещении; с условным противодействием двух защитников; с участием двух защитников, моделирующих две (четыре) альтернативные игровые ситуации; игровые упражнения. Выполнение упражнений на втором и третьем этапах осуществляется в рамках метода целостного практического упражнения и игрового метода.