Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODS OF TEACHING YOUNG FOOTBALL PLAYERS TO PASS THE BALL THROUGH THE FORMATION OF THEIR GENERALIZED INDICATIVE BASIS

Drandrov G.L. 1 Pleshakov A.A. 2 Konovalov I.E. 3
1 The Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev
2 Moscow State Technical University
3 Volga Region State Academy of Physical Culture
The purpose of our work is to create an effective method of teaching young football players to pass the ball through the formation of their generalized indicative basis. The article reveals the content of the methodology developed by us, consisting of three consecutive stages. The objectives of the first stage are: 1) training players in the basics of football technique; 2) formation of visual and logical components of the generalized indicative basis of ball transfers. To solve the first problem, traditional means and methods of technical training of young football players are used. The solution of the second problem is carried out in the process of theoretical classes and independent work with the use of video materials, which clearly present specific samples of game situations, examples of the implementation of general requirements for various types of ball transfer in typical game situations. Implementation of theoretical tasks is carried out using traditional methods of organization of educational and cognitive activities. The task of the second stage is to teach tactical skills to select and apply certain types of ball passes adequate to the game situation. To solve this problem, exercises are used: in interaction with the use of learnable types of transmissions; with the selection and implementation of a certain type of transfer in conditions simulated by defenders; game exercises. At the third stage, the task of teaching tactical skills to perform transfers within the framework of various variants of tactical combinations «wall» is solved, ensuring the creation of a numerical advantage. At this stage, exercises are used: in interaction in parallel and oncoming movement; with conditional opposition of two defenders; with the participation of two defenders, simulating two (four) alternative game situations; game exercises. Performance of exercises in the second and third stages is carried out within the framework of the method of holistic practical exercise and game method.
young football players
2x2 game situation
ball transfer
tactical combinations
generalized indicative basis
means and methods of training

Вариативность и чрезвычайная динамичность игровых ситуаций в современном футболе в сочетании с недостаточностью информации для принятия правильных игровых решений, пространственно-временные ограничения условий соревновательной деятельности затрудняют точность и быстроту распознавания воспринимаемых игровых действий, согласование индивидуальных действий в процессе решения групповых игровых задач [1]. Эффективность регуляции игровой деятельности на вербально-логическом уровне зависит от полноты и точности ее ориентировочной основы [2, 3]. Поэтому одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса обучения групповым действиям является смещение акцентов с отработки исполнительной части на формирование их ориентировочной основы [4–6].

Таким образом, можно с полным основанием говорить о существовании противоречия между возможностью повышения качества обучения передачам мяча через формирование их обобщенной ориентировочной основы, с одной стороны, и отсутствием научно-разработанной методики решения этой педагогически значимой задачи у юных футболистов, с другой.

Поэтому цель нашей работы заключалась в разработке средств, методических приемов и методов формирования обобщенной ориентировочной основы передач мяча и обучения умениям выбирать и применять определенные виды передач мяча, опираясь на знания их обобщенной ориентировочной основы.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования мы опирались на методологию системного подхода к программированию и организации спортивной подготовки, знания теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, теории содержательного обобщения в обучении, теоретические и методические основы обучения технико-тактическим действиям в спортивных играх. Основными методами исследования выступали реферативный обзор литературных источников по исследуемой проблеме, изучение существующей практики обучения юных футболистов групповым игровым действиям, а также собственный многолетний опыт тренерской работы в области футбола.

Результаты исследования и их обсуждение

Разработанная нами методика обучения юных футболистов передаче мяча предполагает направленное формирование тренером ее обобщенной ориентировочной основы, которая включает в свое содержание в качестве базовых элементов знания и представления о: цели, задачах и содержании передач мяча; общих правилах выполнения передач; существенных признаках игровой ситуации; видах игровых ситуаций и видах передач.

Цель передачи заключается в количественном и качественном преобразовании игровой ситуации, обеспечивающем эффективность соревновательной деятельности группы взаимодействующих игроков. Она конкретизируется в определяемых в зависимости от игровой ситуации задачах передачи: 1) контроль мяча; 2) перемещение мяча из одной линии в другую вглубь обороны соперника; 3) создание численного преимущества; 4) реализация численного преимущества; 5) изменение направления атаки. Передача содержит два индивидуальных игровых действия: перемещение игрока без мяча; перемещение мяча партнеру. Общими требованиями к эффективному выполнению передачи являются: правило широкой точки, пас открытому игроку, скорость, своевременность, ситуативное лидерство, скрытность.

В качестве существенных признаков игровой ситуации 2х2 выступают расположение защитников в треугольниках, вершинами которых выступают позиции атакующих игроков и свободные зоны, обусловливающие выбор задачи ее преобразования (создание численного преимущества, его реализация, изменение направления атаки, перемещение мяча ближе к воротам соперника, контроль мяча) и вида передачи для ее решения (вперед, вразрез, вертикальной, диагональной, в ноги, с переводом). Выделение в конкретной игровой ситуации обобщенного образа треугольника, отражающего существенные связи между ее элементами, позволяет обоим игрокам распознать ее, определить задачу ее преобразования, выбрать вид передачи для ее решения и выполнить ее через согласование индивидуальных игровых действий. Данная ориентировочная основа регулирует деятельность двух игроков и при осуществлении тактических комбинаций «стенка».

В разработанной нами методике выделяются с учетом решаемых задач три этапа обучения групповым игровым действиям. Каждый этап охарактеризован в отношении качественного своеобразия методов, методических приемов и средств организации учебно-тренировочной деятельности и видов организации тренировочных занятий.

На первом этапе обучения передаче мяча параллельно решаются две задачи:

1) обучение способам выполнения приема катящегося мяча, ведения мяча и ударов по мячу внутренней стороной стопы и внешней частью подъема на уровне двигательного навыка;

2) формирование зрительного и логического компонентов ориентировочной основы передачи мяча.

Решение первой задачи осуществляется на основе реализации предлагаемых в учебно-методической литературе средств, методов и методических приемов организации обучения футболистов основам техники футбола.

Решение второй задачи осуществляется в процессе теоретических занятий и самостоятельной работы с применением видеоматериалов, в которых наглядно представлены конкретные образцы игровых ситуаций, примеры реализации общих требований к различным видам передачи мяча в типовых игровых ситуациях.

На теоретических занятиях в качестве средств организации учебно-познавательной деятельности применяются следующие виды учебных заданий по усвоению, письменному и графическому воспроизведению, обоснованию выбора, видеоанализу, количественному анализу различных видов передач:

1) усвоить и воспроизвести знания о цели и задачах передачи, существенных признаках передачи, требованиях к их выполнению, типовых игровых ситуациях и видах передачи;

2) воспроизвести графически типовые игровые ситуации с выделением признаков, определяющих их качественное своеобразие;

3) обосновать выбор вида передачи для решения задачи преобразования типовой игровой ситуации;

4) выделить в просматриваемом видеоэпизоде игры передачи на ход и передачи в ноги;

5) выделить в просматриваемом видеоэпизоде игры передачи, решающие задачи: контроля мяча, перемещения мяча вперед, создания численного преимущества, реализации численного преимущества; перевода мяча;

6) просмотреть видеоэпизоды игры и объяснить, какие ошибки в выполнении передачи привели к потере мяча в демонстрируемых игровых ситуациях;

7) выбрать один из двух демонстрируемых вариантов передачи, который является тактически оправданным в предъявляемой игровой ситуации.

Выполнение этих заданий осуществляется на основе применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения, метода проблемного изложения и поисково-исследовательского метода.

Применяются домашние учебные задания для самостоятельной работы:

1) выделить и подсчитать количество передач: в ноги; на ход (в том числе вразрез; диагональных, вертикальных, с переводом), передач вперед;

2) выделить и подсчитать количество передач с учетом решаемых задач:

3) графически изобразить типовые игровые ситуации и индивидуальные игровые действия игроков в тех случаях, когда в игровой ситуации «2 х 2» решаются задачи контроля мяча, перемещения мяча вперед, создания и реализации численного преимущества, перевода мяча.

На втором этапе решается задача формирования тактических умений эффективно применять различные виды передач: в ноги, вперед, вразрез, вертикальные, диагональные и с переводом. Выполнение передач мяча сопровождается регулированием индивидуальных игровых действий (открывания и перемещения мяча) через использование громкой, а затем внутренней речи, а также зрительных ориентиров, размещаемых на игровой площадке.

Для обучения тактическим умениям осуществлять контроль мяча с помощью передач применяются:

1) упражнения во взаимодействии с применением передачи мяча в ноги;

2) игровые упражнения с заданием удерживать мяч, используя передачи мяча: «Треугольник 3 х 1». «Квадрат 3 х 1». «Квадрат 4 х 2». «Квадрат 5 х 2». «Квадрат 5 х 2» со сменой мест. «Квадрат (2 + 2) х 2». «Квадрат 3 х 3» с двумя нейтральными. Квадрат «4 х 4» с одним нейтральным. Выполнение вышеприведенных упражнений осуществляется в рамках игрового метода.

Для обучения передаче мяча вперед применяются: 1) упражнения во взаимодействии при исходном расположении атакующих игроков по диагонали и зонным прессингом; 2) игровые упражнения 2 х 2 на площадке размерами 10 х 20 м с тремя зонами с задачей передачи мяча из зоны в зону.

Для обучения передачам мяча на ход в свободные зоны с задачей создания численного преимущества применяются:

1) упражнения во взаимодействии двух игроков при осуществлении определенного вида передачи;

2) упражнения 2 х 2 с осуществлением определенного вида передачи в условиях, моделируемых защитниками;

3) упражнения 2 х 2 в моделируемых защитниками условиях, требующих выбора и применения одной из двух передач;

4) упражнения 2 х 2 в моделируемых защитниками условиях, требующих выбора и применения одной из трех передач;

5) игровые упражнения: «Атака 2 х 2». «Атака 2 х 2 со сменой ролей». «Атака 2 х 2 с одним нейтральным».

Для обучения реализации численного преимущества с использованием передач на ход применяются игровые упражнения: «Атака 2 х 1 с взятием линии», «Атака 2 х 1 с ударом по воротам», «Атака 3 х 2» с взятием линии или с взятием ворот.

Третий этап направлен на обучение тактическим комбинациям с участием двух игроков с задачей создания численного преимущества.

Для решения задачи формирования зрительного и логического компонентов ориентировочной основы этих комбинаций занимающиеся в процессе теоретических занятий выполняют различные виды теоретических заданий:

1) осознать, запомнить и воспроизвести существенные признаки игровых ситуаций, которые обусловливают выбор определенной тактической комбинации;

2) просмотреть видеофрагмент соревновательно-игровой деятельности, определить вид реализованной тактической комбинации;

3) выделить и назвать существенные признаки игровой ситуации в момент второй передачи, обусловливающие возможность создания численного преимущества при ее применении;

4) просмотреть слайд с изображением игровой ситуации в момент второй передачи и определить вид тактической комбинации, который следует использовать;

5) смоделировать на макете перемещения и действия с мячом с проговариванием их содержания в форме громкой, а затем и внутренней речи;

6) просмотреть видеоэпизоды и объяснить, какие правила соблюдаются при действиях в демонстрируемых тактических комбинациях;

7) графически изобразить игровые ситуации и групповые игровые действия при реализации различных вариантов тактических комбинаций, нацеленных на создание численного преимущества.

Для формирования тактических умений выполнять передачи в рамках тактических комбинаций с участием двух игроков с задачей создания численного преимущества применяются упражнения:

1) упражнения во взаимодействии двух игроков в параллельном и встречном перемещении без участия защитников при осуществлении тактической комбинации: стенка с передачей вразрез; стенка с диагональной передачей; стенка с переводом мяча; стенка с вертикальной передачей;

2) то же, что и предыдущее упражнение, но с моделированием определенной игровой ситуации с участием двух защитников;

3) то же, что и предыдущее упражнение, но с участием двух защитников, моделирующих одну из двух (четырех) альтернативных игровых ситуаций, требующих их распознавания, выбора и реализации адекватной тактической комбинации: игровые упражнения;

4) игровые упражнения 2 х 2 с взятием линии с участием трех пар игроков;

5) игровые упражнения 2 х 2 с взятием ворот с участием трех пар игроков.

Заключение

Методика обучения передачам мяча через формирование их обобщенной ориентировочной основы включает в себя три этапа.

На первом этапе решаются две задачи. Задача обучения технике приема, ведения мяча и ударов по мячу решается на основе применения предлагаемых в учебной литературе средств, методов и методических приемов организации обучения футболистов основам техники футбола. Решение второй задачи формирования зрительного и логического компонентов обобщенной ориентировочной основы передач мяча осуществляется в процессе теоретических занятий и самостоятельной работы с применением видеоматериалов, в которых наглядно представлены конкретные образцы игровых ситуаций, примеры реализации общих требований к различным видам передачи мяча в типовых игровых ситуациях. Выполнение теоретических заданий осуществляется с использованием традиционных методов организации учебно-познавательной деятельности.

Задачей второго этапа является обучение умениям применять передачи с учетом сформированной обобщенной ориентировочной основы. Для решения этой задачи применяются упражнения: во взаимодействии с применением разучиваемых видов передач; с выбором и осуществлением определенного вида передачи в условиях, моделируемых защитниками; игровые упражнения.

Третий этап направлен на обучение умениям выполнять передачи в рамках тактических комбинаций с участием двух игроков с задачей создания численного преимущества. Для решения этой задачи применяются упражнения: во взаимодействии в параллельном и встречном перемещении; с условным противодействием двух защитников; с участием двух защитников, моделирующих две (четыре) альтернативные игровые ситуации; игровые упражнения. Выполнение упражнений на втором и третьем этапах осуществляется в рамках метода целостного практического упражнения и игрового метода.