Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ПЕРЕДАЧАМ МЯЧА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ОБОБЩЕННОЙ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ

Драндров Г.Л. 1 Плешаков А.А. 2 Коновалов И.Е. 3
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
2 Московский политехнический университет
3 Поволжский государственный университет физической культуры
Целью нашей работы является создание эффективной методики обучения юных футболистов передачам мяча через формирование их обобщенной ориентировочной основы. В статье раскрывается содержание разработанной нами методики, состоящей из трех последовательных этапов. Задачами первого этапа являются: 1) обучение футболистов основам техники футбола; 2) формирование зрительного и логического компонентов обобщенной ориентировочной основы передач мяча. Для решения первой задачи применяются традиционные средства и методы технической подготовки юных футболистов. Решение второй задачи осуществляется в процессе теоретических занятий и самостоятельной работы с применением видеоматериалов, в которых наглядно представлены конкретные образцы игровых ситуаций, примеры реализации общих требований к различным видам передачи мяча в типовых игровых ситуациях. Выполнение теоретических заданий осуществляется с использованием традиционных методов организации учебно-познавательной деятельности. Задачей второго этапа является обучение тактическим умениям осуществлять выбор и применение определенных видов передач мяча, адекватных игровой ситуации. Для решения этой задачи применяются упражнения: во взаимодействии с применением разучиваемых видов передач; с выбором и осуществлением определенного вида передачи в условиях, моделируемых защитниками; игровые упражнения. На третьем этапе решается задача обучения тактическим умениям выполнять передачи в рамках различных вариантов тактических комбинаций «стенка», обеспечивающих создание численного преимущества. На данном этапе применяются упражнения: во взаимодействии в параллельном и встречном перемещении; с условным противодействием двух защитников; с участием двух защитников, моделирующих две (четыре) альтернативные игровые ситуации; игровые упражнения. Выполнение упражнений на втором и третьем этапах осуществляется в рамках метода целостного практического упражнения и игрового метода.
юные футболисты
игровая ситуация 2х2
передача мяча
тактические комбинации
обобщенная ориентировочная основа
средства и методы обучения
1. Драндров Г.Л., Плешаков А.А. Ориентировочная основа передачи мяча как группового игрового действия // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27768 (дата обращения: 01.08.2018).
2. Дмитриев С.В., Михайлов Ю.А. Теория спортивной техники и «семантика движений» – в поисках взаимодействия // Физическое воспитание студентов. 2010. № 4. С. 15–25.
3. Драндров Г.Л., Плешаков А.А. Характеристика групповых игровых действий как элементов игровой деятельности команды в футболе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27525.
4. Зыков А.В., Козин В.В. Образ игровой ситуации в вариативности технико-тактической деятельности хоккеистов // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Кемерово, 2–3 апреля 2014 г.). Омск: Изд-во СибГУФК, 2014. С. 71–75.
5. Козин В.В., Зыков А.В. Спортивная двигательная ситуация как деятельно-ориентированная модель игры // Омский научный вестник. 2015. № 3 (139). С. 158–160.
6. Макаров Ю.М. Игровая деятельность в спортивных играх. Познание, системность, развитие: монография. СПб.: Изд-во «Лема», 2013. 237 с.

Вариативность и чрезвычайная динамичность игровых ситуаций в современном футболе в сочетании с недостаточностью информации для принятия правильных игровых решений, пространственно-временные ограничения условий соревновательной деятельности затрудняют точность и быстроту распознавания воспринимаемых игровых действий, согласование индивидуальных действий в процессе решения групповых игровых задач [1]. Эффективность регуляции игровой деятельности на вербально-логическом уровне зависит от полноты и точности ее ориентировочной основы [2, 3]. Поэтому одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса обучения групповым действиям является смещение акцентов с отработки исполнительной части на формирование их ориентировочной основы [4–6].

Таким образом, можно с полным основанием говорить о существовании противоречия между возможностью повышения качества обучения передачам мяча через формирование их обобщенной ориентировочной основы, с одной стороны, и отсутствием научно-разработанной методики решения этой педагогически значимой задачи у юных футболистов, с другой.

Поэтому цель нашей работы заключалась в разработке средств, методических приемов и методов формирования обобщенной ориентировочной основы передач мяча и обучения умениям выбирать и применять определенные виды передач мяча, опираясь на знания их обобщенной ориентировочной основы.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования мы опирались на методологию системного подхода к программированию и организации спортивной подготовки, знания теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, теории содержательного обобщения в обучении, теоретические и методические основы обучения технико-тактическим действиям в спортивных играх. Основными методами исследования выступали реферативный обзор литературных источников по исследуемой проблеме, изучение существующей практики обучения юных футболистов групповым игровым действиям, а также собственный многолетний опыт тренерской работы в области футбола.

Результаты исследования и их обсуждение

Разработанная нами методика обучения юных футболистов передаче мяча предполагает направленное формирование тренером ее обобщенной ориентировочной основы, которая включает в свое содержание в качестве базовых элементов знания и представления о: цели, задачах и содержании передач мяча; общих правилах выполнения передач; существенных признаках игровой ситуации; видах игровых ситуаций и видах передач.

Цель передачи заключается в количественном и качественном преобразовании игровой ситуации, обеспечивающем эффективность соревновательной деятельности группы взаимодействующих игроков. Она конкретизируется в определяемых в зависимости от игровой ситуации задачах передачи: 1) контроль мяча; 2) перемещение мяча из одной линии в другую вглубь обороны соперника; 3) создание численного преимущества; 4) реализация численного преимущества; 5) изменение направления атаки. Передача содержит два индивидуальных игровых действия: перемещение игрока без мяча; перемещение мяча партнеру. Общими требованиями к эффективному выполнению передачи являются: правило широкой точки, пас открытому игроку, скорость, своевременность, ситуативное лидерство, скрытность.

В качестве существенных признаков игровой ситуации 2х2 выступают расположение защитников в треугольниках, вершинами которых выступают позиции атакующих игроков и свободные зоны, обусловливающие выбор задачи ее преобразования (создание численного преимущества, его реализация, изменение направления атаки, перемещение мяча ближе к воротам соперника, контроль мяча) и вида передачи для ее решения (вперед, вразрез, вертикальной, диагональной, в ноги, с переводом). Выделение в конкретной игровой ситуации обобщенного образа треугольника, отражающего существенные связи между ее элементами, позволяет обоим игрокам распознать ее, определить задачу ее преобразования, выбрать вид передачи для ее решения и выполнить ее через согласование индивидуальных игровых действий. Данная ориентировочная основа регулирует деятельность двух игроков и при осуществлении тактических комбинаций «стенка».

В разработанной нами методике выделяются с учетом решаемых задач три этапа обучения групповым игровым действиям. Каждый этап охарактеризован в отношении качественного своеобразия методов, методических приемов и средств организации учебно-тренировочной деятельности и видов организации тренировочных занятий.

На первом этапе обучения передаче мяча параллельно решаются две задачи:

1) обучение способам выполнения приема катящегося мяча, ведения мяча и ударов по мячу внутренней стороной стопы и внешней частью подъема на уровне двигательного навыка;

2) формирование зрительного и логического компонентов ориентировочной основы передачи мяча.

Решение первой задачи осуществляется на основе реализации предлагаемых в учебно-методической литературе средств, методов и методических приемов организации обучения футболистов основам техники футбола.

Решение второй задачи осуществляется в процессе теоретических занятий и самостоятельной работы с применением видеоматериалов, в которых наглядно представлены конкретные образцы игровых ситуаций, примеры реализации общих требований к различным видам передачи мяча в типовых игровых ситуациях.

На теоретических занятиях в качестве средств организации учебно-познавательной деятельности применяются следующие виды учебных заданий по усвоению, письменному и графическому воспроизведению, обоснованию выбора, видеоанализу, количественному анализу различных видов передач:

1) усвоить и воспроизвести знания о цели и задачах передачи, существенных признаках передачи, требованиях к их выполнению, типовых игровых ситуациях и видах передачи;

2) воспроизвести графически типовые игровые ситуации с выделением признаков, определяющих их качественное своеобразие;

3) обосновать выбор вида передачи для решения задачи преобразования типовой игровой ситуации;

4) выделить в просматриваемом видеоэпизоде игры передачи на ход и передачи в ноги;

5) выделить в просматриваемом видеоэпизоде игры передачи, решающие задачи: контроля мяча, перемещения мяча вперед, создания численного преимущества, реализации численного преимущества; перевода мяча;

6) просмотреть видеоэпизоды игры и объяснить, какие ошибки в выполнении передачи привели к потере мяча в демонстрируемых игровых ситуациях;

7) выбрать один из двух демонстрируемых вариантов передачи, который является тактически оправданным в предъявляемой игровой ситуации.

Выполнение этих заданий осуществляется на основе применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения, метода проблемного изложения и поисково-исследовательского метода.

Применяются домашние учебные задания для самостоятельной работы:

1) выделить и подсчитать количество передач: в ноги; на ход (в том числе вразрез; диагональных, вертикальных, с переводом), передач вперед;

2) выделить и подсчитать количество передач с учетом решаемых задач:

3) графически изобразить типовые игровые ситуации и индивидуальные игровые действия игроков в тех случаях, когда в игровой ситуации «2 х 2» решаются задачи контроля мяча, перемещения мяча вперед, создания и реализации численного преимущества, перевода мяча.

На втором этапе решается задача формирования тактических умений эффективно применять различные виды передач: в ноги, вперед, вразрез, вертикальные, диагональные и с переводом. Выполнение передач мяча сопровождается регулированием индивидуальных игровых действий (открывания и перемещения мяча) через использование громкой, а затем внутренней речи, а также зрительных ориентиров, размещаемых на игровой площадке.

Для обучения тактическим умениям осуществлять контроль мяча с помощью передач применяются:

1) упражнения во взаимодействии с применением передачи мяча в ноги;

2) игровые упражнения с заданием удерживать мяч, используя передачи мяча: «Треугольник 3 х 1». «Квадрат 3 х 1». «Квадрат 4 х 2». «Квадрат 5 х 2». «Квадрат 5 х 2» со сменой мест. «Квадрат (2 + 2) х 2». «Квадрат 3 х 3» с двумя нейтральными. Квадрат «4 х 4» с одним нейтральным. Выполнение вышеприведенных упражнений осуществляется в рамках игрового метода.

Для обучения передаче мяча вперед применяются: 1) упражнения во взаимодействии при исходном расположении атакующих игроков по диагонали и зонным прессингом; 2) игровые упражнения 2 х 2 на площадке размерами 10 х 20 м с тремя зонами с задачей передачи мяча из зоны в зону.

Для обучения передачам мяча на ход в свободные зоны с задачей создания численного преимущества применяются:

1) упражнения во взаимодействии двух игроков при осуществлении определенного вида передачи;

2) упражнения 2 х 2 с осуществлением определенного вида передачи в условиях, моделируемых защитниками;

3) упражнения 2 х 2 в моделируемых защитниками условиях, требующих выбора и применения одной из двух передач;

4) упражнения 2 х 2 в моделируемых защитниками условиях, требующих выбора и применения одной из трех передач;

5) игровые упражнения: «Атака 2 х 2». «Атака 2 х 2 со сменой ролей». «Атака 2 х 2 с одним нейтральным».

Для обучения реализации численного преимущества с использованием передач на ход применяются игровые упражнения: «Атака 2 х 1 с взятием линии», «Атака 2 х 1 с ударом по воротам», «Атака 3 х 2» с взятием линии или с взятием ворот.

Третий этап направлен на обучение тактическим комбинациям с участием двух игроков с задачей создания численного преимущества.

Для решения задачи формирования зрительного и логического компонентов ориентировочной основы этих комбинаций занимающиеся в процессе теоретических занятий выполняют различные виды теоретических заданий:

1) осознать, запомнить и воспроизвести существенные признаки игровых ситуаций, которые обусловливают выбор определенной тактической комбинации;

2) просмотреть видеофрагмент соревновательно-игровой деятельности, определить вид реализованной тактической комбинации;

3) выделить и назвать существенные признаки игровой ситуации в момент второй передачи, обусловливающие возможность создания численного преимущества при ее применении;

4) просмотреть слайд с изображением игровой ситуации в момент второй передачи и определить вид тактической комбинации, который следует использовать;

5) смоделировать на макете перемещения и действия с мячом с проговариванием их содержания в форме громкой, а затем и внутренней речи;

6) просмотреть видеоэпизоды и объяснить, какие правила соблюдаются при действиях в демонстрируемых тактических комбинациях;

7) графически изобразить игровые ситуации и групповые игровые действия при реализации различных вариантов тактических комбинаций, нацеленных на создание численного преимущества.

Для формирования тактических умений выполнять передачи в рамках тактических комбинаций с участием двух игроков с задачей создания численного преимущества применяются упражнения:

1) упражнения во взаимодействии двух игроков в параллельном и встречном перемещении без участия защитников при осуществлении тактической комбинации: стенка с передачей вразрез; стенка с диагональной передачей; стенка с переводом мяча; стенка с вертикальной передачей;

2) то же, что и предыдущее упражнение, но с моделированием определенной игровой ситуации с участием двух защитников;

3) то же, что и предыдущее упражнение, но с участием двух защитников, моделирующих одну из двух (четырех) альтернативных игровых ситуаций, требующих их распознавания, выбора и реализации адекватной тактической комбинации: игровые упражнения;

4) игровые упражнения 2 х 2 с взятием линии с участием трех пар игроков;

5) игровые упражнения 2 х 2 с взятием ворот с участием трех пар игроков.

Заключение

Методика обучения передачам мяча через формирование их обобщенной ориентировочной основы включает в себя три этапа.

На первом этапе решаются две задачи. Задача обучения технике приема, ведения мяча и ударов по мячу решается на основе применения предлагаемых в учебной литературе средств, методов и методических приемов организации обучения футболистов основам техники футбола. Решение второй задачи формирования зрительного и логического компонентов обобщенной ориентировочной основы передач мяча осуществляется в процессе теоретических занятий и самостоятельной работы с применением видеоматериалов, в которых наглядно представлены конкретные образцы игровых ситуаций, примеры реализации общих требований к различным видам передачи мяча в типовых игровых ситуациях. Выполнение теоретических заданий осуществляется с использованием традиционных методов организации учебно-познавательной деятельности.

Задачей второго этапа является обучение умениям применять передачи с учетом сформированной обобщенной ориентировочной основы. Для решения этой задачи применяются упражнения: во взаимодействии с применением разучиваемых видов передач; с выбором и осуществлением определенного вида передачи в условиях, моделируемых защитниками; игровые упражнения.

Третий этап направлен на обучение умениям выполнять передачи в рамках тактических комбинаций с участием двух игроков с задачей создания численного преимущества. Для решения этой задачи применяются упражнения: во взаимодействии в параллельном и встречном перемещении; с условным противодействием двух защитников; с участием двух защитников, моделирующих две (четыре) альтернативные игровые ситуации; игровые упражнения. Выполнение упражнений на втором и третьем этапах осуществляется в рамках метода целостного практического упражнения и игрового метода.


Библиографическая ссылка

Драндров Г.Л., Плешаков А.А., Коновалов И.Е. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ПЕРЕДАЧАМ МЯЧА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ОБОБЩЕННОЙ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 9. – С. 172-176;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38832 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674