На пути глобальных ожиданий человечества есть множество проблем, требующих смелости, реализма и анализа влияния новых идей и идеалов на изменение системы ценностей, отход от существующих решений в формировании и развитии людей, в поиске смысла жизни и творчестве, в различных сферах деятельности. Меняющийся мир требует постоянных усилий определения современных критериев прогресса и создания конкретной системы воспитания современного поколения молодежи. Это невозможно сделать без переоценки роли, функций и задач системы образования, в том числе высших учебных учреждений, воспитывающих будущих творцов современного общества [1].
Подготовка военных специалистов в гражданских вузах дает оптимальное решение проблемы подготовки квалифицированных специалистов для оборонно-промышленного комплекса и других государственных органов исполнительной власти, предусматривающих военную службу, не считая подготовку для работы по гражданским специальностям. Этот проект даёт много положительного в дальнейшей жизни, два образования: военное и гражданское, хорошую подготовку, как умственную, так и физическую, опыт работы с квалифицированными офицерами, которые делятся своими знаниями, умениями и личным опытом. Немаловажным направлением в работе педагогического состава любого вуза нашего государства является вопрос патриотического воспитания современной студенческой молодежи в целом, и курсантов военных вузов РФ в частности [2].
Цель исследования: на основе анализа и обобщения современного состояния предложить пути улучшения патриотического воспитания курсантов в образовательно-воспитательной среде высшего военного учебного заведения.
Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «патриот» (от греческого patriots – земляк, соотечественник) характеризует человека, который любит свою Родину, предан своему народу, готов идти на жертвы во имя своей Родины. Патриотизм, в свою очередь, – это «любовь к Родине, своему народу, забота о его благе, содействие становлению и утверждению РФ как суверенного, правового, демократического, социального государства, готовность отстоять ее независимость, служить и защищать ее, разделить свою судьбу с судьбой своего народа и государства» [2]. Патриотизм – главная духовная добродетель, влияющая на жизнеспособность государства, являясь опорой развития общества, на нравственные качества гражданина, формирование патриотического чувства самоотверженности, формирование развития и жизнеобеспечения нации и государства. В то же время патриотизм предполагает открытие в самом себе беззаветной преданности Родине, способность бескорыстно радоваться ее успехам, совершенствование ее, служение ей, сочетание своей судьбы с ее судьбой, а не любовь к России издали. Поощрение патриотизма занимало видное место в истории государственного образования в России, всегда с идеей о том, что патриотизм является одновременно необходимым атрибутом и важной мотивационной основой гражданственности [3].
Патриотическое воспитание молодого поколения как одно из важнейших направлений государственной молодежной политики находится в центре внимания в нашей стране. При этом воспитание патриотической молодежи не заканчивается работой учебных заведений. Изначально эта просветительская работа, начатая с семьи, продолжается в учебных заведениях, вырабатывается положительными примерами в действиях всего общества, каждого из его членов. Патриотическое воспитание очень важно для формирования любви и привязанности к Родине, гражданской ответственности, готовности в любой момент встать на защиту Родины и ее народа.
Патриотическое воспитание в структуре образования молодежи понимается как систематическая и целенаправленная деятельность субъектов учебного заведения профессионального образования, государственных учреждений и общественных организаций, направленная на формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания на основе ощущения верности Отечеству и готовности к выполнению гражданского долга, патриотического сознания конституционных обязанностей по защите интересов Родины, духовности и культуры, мотивации, самостоятельности, толерантности, умения успешно социализироваться в обществе.
Изучая психологические аспекты патриотического воспитания, можно утверждать, что отношение личности к Родине отражает ее социально-психологическую позицию. Вероятно, именно отношение связано с такой характеристикой психики, как ментальность. Ментальность создает для человека возможность отождествлять себя с определенным народом, определенной культурой, то есть проявлять свой менталитет. Менталитет составляет философско-психологическую основу патриотизма, поскольку формируется в процессе сопоставления культур различных цивилизаций. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что менталитет – это совокупность моральных, психических и интеллектуальных особенностей мышления определенного народа, оказывается в культуре, поведении, взглядах, обычаях и т.д. [4]. Исходя из такого понимания понятия «патриотическое воспитание», его предметом являются такие категории, как национальная идея; национальная культура и родной язык; история народа и государства; самоопределение, самоидентификация категории Родины, лидеры и герои народа, нации, государства; родной край, город, село; родные мать, отец. Исходя из этого, определена структура патриотизма, которую составляют такие компоненты:
1) духовно-нравственный (чувство любви к Родине, моральной ответственности перед ней, ощущение духовной связи со своим народом);
2) когнитивный (комплексные знания по истории и культуре Родины, патриотическое сознание);
3) ценностный (потребность в интериоризации системы духовно-нравственных и культурных национальных и общечеловеческих ценностей);
4) деятельностный (готовность действовать на благо своей страны, отстаивать ее интересы и т.д.);
5) идентификационный:
– этническая самоидентификация (толерантное отношение к представителям других народов на основе позитивной этнической самоидентификации);
– национальная идентификация (национальное достоинство, чувство своей принадлежности к нации, позитивное отношение к соотечественникам);
– гражданственность (потребность в надлежащем исполнении гражданских обязанностей) [4].
Патриотическое воспитание состоит из системы нескольких компонентов.
Когнитивный компонент патриотического воспитания содержит ценности патриотического направления, в которых аккумулируются знания о государстве, народе, его истории и современности. Данный компонент определяется пониманием атрибутов собственного государства, своих прав и обязанностей, убеждением в развитии России как инновационно целенаправленного государства и пониманием важности саморазвития для содействия укреплению государственности и общественного благосостояния.
Этноидентификационный компонент предстает как опыт идентификации личности с этносом, его традициями и культурой. Он проявляется в способности включаться в деятельность, направленную на познание культуры и традиций своего региона для сохранения этих достижений для будущих поколений.
Эмоционально-мотивационный компонент – это богатство чувств, переживаний, потребностей, мотивов патриотического направления. Этот компонент формируется в процессе учебной, краеведческо-поисковой, предметно-превращающей деятельности, направленной на сохранение исторической памяти родного края, памятников культуры, чествования выдающихся лиц конкретного региона. Наличие переживаний, потребностей и мотивов патриотического направления позволяет активно включаться в разнообразные виды деятельности.
Практический компонент – способность к предметно-преобразовательной, краеведческо-поисковой деятельности и работе по сохранению родной природы и памятников национальной культуры. В практическом компоненте существенным становится выявление познавательных, поисковых, организаторских, предметно-превращающих умений и умений субъект-субъектного взаимодействия как основы патриотических навыков курсанта [5].
Формирование познавательных, поисковых, организаторских, предметно-превращающих, эмпатийных навыков создает условия для развития патриотических чувств, которые, благодаря укреплению внутренней мотивации, являются основой становления патриотических убеждений курсанта.
Содержание современных учебных программ имеет значительный образовательный и воспитательный потенциал. Его реализация зависит от целенаправленного выбора содержания учебного материала, который дает учащимся истинный пример нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности и гуманности. Содержание воспитательного процесса является мощным инструментом, влияющим на структуру личности учащегося. Однако содержание может быть образовательным инструментом только в том случае, если оно доведено до сознания обучающегося на основе прочного восприятия. В связи с этим следует широко использовать системные знания и через них междисциплинарные связи, интегрированные курсы, которые способствуют формированию системы убеждений и взглядов курсантов. Следует отметить, что в процессе воспитания в духе патриотизма важными являются материалы по истории и культуре, способствующие формированию нравственных чувств, формирующие ценностную ориентацию курсантов. Важно показать молодым людям, что прогрессивные, гуманные идеи прошлого имеют исторические корни в принципах действий и текущих проблемах. Современный специалист должен быть носителем гуманизма и ярким примером гражданина и патриота, что создает условия для развития гуманистически ориентированного конкурентоспособного гражданского общества [3].
В процессе развития общества содержание образования меняется, но педагогика всегда рассматривает человека как субъект образования, а эффект образования направлен на его совершенствование. Это позволяет определять феномен образования как трансформирующее действие, которое изменяет сознание, психологию, ценности, методы познания и действия, способствующие качественному росту и развитию личности. Идеалами в патриотическом воспитании могут выступать духовные ценности этических, эстетических и художественных культур, а также свойства самой личности – ума, воли и других способностей, находя свое воплощение в различных видах деятельности. Очень важно в патриотическом воспитании формирование таких установок, как дисциплина, соблюдение закона, забота, трудолюбие, последовательность, самодисциплина, доверие к людям, активность, миролюбие [6]. Формирование и развитие личности происходит в различных видах деятельности, поэтому формирование патриотизма как неотъемлемой части социально-нравственной направленности личности осуществляется в процессе деятельности курсантов, которая организуется педагогами с использованием различных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы [7]. Патриотическое воспитание должно быть соотнесено с содержанием и задачами других направлений воспитания с учетом гармоничного развития различных сфер личности курсанта. При выполнении задач патриотического воспитания необходимо сохранять гибкость взаимодействия с учетом реакции самих учащихся и образовательно-воспитательной среды вуза [4].
Необходимым является формирование культурологической среды, предусматривающей развитие культурно-знаниевого, мотивационно-личностного и деятельностно-практического компонентов патриотизма курсантов военного вуза. Весомой составляющей образовательно-воспитательной среды вуза в этом контексте является система воспитательной работы, предусматривающая:
– развитие личности курсанта как субъекта собственной жизни:
– создание условий для самореализации, самовыражения и проявления творческих способностей и наклонностей каждого курсанта;
– формирование профессии и качеств будущих специалистов через привлечение к различным видам деятельности (досуговой, художественно-творческой, спортивной, общественно-полезной и т. п.);
– формирование активной позиции каждого курсанта в общественной жизни вуза и государства [8].
Проблема профессионально-педагогической подготовки курсанта решается с учетом различных подходов: целостного, системного, деятельностного, личностного и их сочетания.
Современными российскими исследователями уделяется значительное внимание проблемам патриотического воспитания курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений. Так, анализу социально-педагогических условий эффективности системы воспитания патриотизма у офицеров в военном вузе РФ посвящено исследование О.Д. Лопухи [9], где поставлен ряд актуальных проблем патриотического воспитания в военном вузе, в частности: определена сущность и содержание патриотизма военных кадров; разработана концепция современной системы патриотического воспитания военных кадров. Предметом исследования В.Е. Уткина стали состав и особенности комплекса социально-педагогических условий патриотической подготовки офицеров в учебно-воспитательном процессе и повседневной жизнедеятельности подразделений. В исследовании раскрыты сущность, структура, содержание и динамика развития понятия «патриотизм». Автор выделяет расширенные сущностные характеристики военно-патриотического воспитания в новых геополитических условиях [10].
Г.А. Ильин в патриотическом воспитании учащихся военных учебных центров выделяет ряд направлений и форм по его организации, главными из которых являются:
1. Развитие военно-профессиональных достоинств, требуемых в целях военной обороны Отечества в процессе ежедневного обучения.
2. Героико-патриотическое формирование на базе освоения военной истории.
3. Развитие на воинских традициях Российской армии.
4. Армейские ритуалы, под которыми понимаются исторически сформировавшиеся формы поведения военных в процессе обычаев, праздничных, а также траурных церемоний, совершаемых в обыденной жизни войск, в период торжественных праздников, значимых действий военной службы, а также в иных случаях.
5. Объяснение значения и содержания национально-общегосударственной символики РФ – герба, флага и гимна.
6. Развитие на основе традиционных отечественных духовных ценностей, используя морально-этические нормы и азы нравственности [9].
Цель патриотического воспитания курсантов в военном и гражданском вузе (включая учебные военные центры) может быть достигнута путем реализации следующих воспитательных задач:
– реализация индивидуального подхода к личности и воспитанию;
– обеспечение условий для самореализации личности в соответствии с ее способностями, собственными и общественными потребностями и интересами;
– развитие мировоззренческой культуры курсанта, его ценностных ориентаций и создание условий для свободного мировоззренческого выбора;
– профессиональное воспитание, предполагающее становление специалиста, который в совершенстве владеет профессиональными знаниями, умеет творчески применять их на практике, принимать нестандартные решения;
– введение молодых людей в мир хозяйственного, социального, политического, культурного опыта цивилизации и своего народа;
– овладение результативными методами и навыками приобретения новых знаний, формирования потребности в постоянном интеллектуальном, духовном и нравственном обогащении и совершенствовании.
Современная система воспитания развивается в соответствии с парадигмой социального воспитания. Она требует личностно ориентированного содержания, что позволит учитывать целостную сущность личности, общечеловеческие и национальные ценности. Идеалами в патриотическом воспитании, как мы считаем, могут выступать духовные ценности этических, эстетических и художественных культур, а также свойства самой личности курсанта – ум, воля и другие способности, которые находят свое воплощение в различных видах студенческой деятельности. Поступив с целью обучения в военный учебный центр, курсант при этом должен стать объектом историко-, гражданско-, военно-, спортивно- и социально-патриотического направления воспитания, проводимого офицерами и сотрудниками центра.
Заключение
Изменения, произошедшие в общественном сознании в последние годы, привели к тому, что наше общество фактически лишилось ценностных ориентиров, противоречивыми стали его духовные и нравственные идеалы. Вследствие этого ценностные установки молодежи формируются во многом как агрессивные и разрушительные в отношении личности, семьи, государства. Особое разрушение испытывают патриотические чувства молодого поколения.
Результат проведенного исследования показал существующее состояние, значимость и необходимость пропаганды и воспитания патриотизма и национального духовного сознания среди курсантов, а образовательный процесс военного вуза, наряду с усовершенствованием образовательной деятельности, нуждается в совершенствовании воспитания патриотизма учащейся молодежи. Патриотическое воспитание, которое рекомендуется реализовывать в военном вузе согласно предложенным задачам, должно быть включено в педагогический процесс любого преподаваемого предмета. Это обуславливает перспективность исследований в сфере разработки и апробации модели, условий и программы патриотического воспитания курсантов в образовательно-воспитательной среде военного учебного центра.