Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE CURRENT STATE AND WAYS OF IMPROVING THE PATRIOTIC EDUCATION OF COURSERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Shartdinov A.Sh. 1 Berlov M.A. 1
1 Ufa State Aviation Technical University
In today’s rather difficult realities for the whole world, in the transitional periods of global crises and / or political and social instability, the problem of patriotic education of the younger generation, as a lever for managing society and a mechanism for maintaining the stability and integrity of our state in the future, becomes especially relevant. To date, several components of patriotic education have been identified: cognitive, which contains the values of the patriotic direction; ethno-identification, which appears as the experience of identifying a person with an ethnos, its traditions and culture; emotional and motivational, interpreted as a wealth of feelings, experiences, needs, motives of the patriotic direction; a practical component, as the ability for subject-transformative, local history and search activities and work to preserve the native nature and monuments of national culture. The article reveals the features of the patriotic education of cadets in the educational environment of a higher military educational institution from the point of view of historical and modern approaches to the problems under consideration, taking into account all the components of patriotic education. The main directions and ways of solving the problems of patriotic education at the present stage of the formation of patriotic awareness of the Russian people are briefly considered, directions and conditions for the implementation of this problem in folk pedagogy are highlighted.
patriotic education
patriotism
cadet
military university

На пути глобальных ожиданий человечества есть множество проблем, требующих смелости, реализма и анализа влияния новых идей и идеалов на изменение системы ценностей, отход от существующих решений в формировании и развитии людей, в поиске смысла жизни и творчестве, в различных сферах деятельности. Меняющийся мир требует постоянных усилий определения современных критериев прогресса и создания конкретной системы воспитания современного поколения молодежи. Это невозможно сделать без переоценки роли, функций и задач системы образования, в том числе высших учебных учреждений, воспитывающих будущих творцов современного общества [1].

Подготовка военных специалистов в гражданских вузах дает оптимальное решение проблемы подготовки квалифицированных специалистов для оборонно-промышленного комплекса и других государственных органов исполнительной власти, предусматривающих военную службу, не считая подготовку для работы по гражданским специальностям. Этот проект даёт много положительного в дальнейшей жизни, два образования: военное и гражданское, хорошую подготовку, как умственную, так и физическую, опыт работы с квалифицированными офицерами, которые делятся своими знаниями, умениями и личным опытом. Немаловажным направлением в работе педагогического состава любого вуза нашего государства является вопрос патриотического воспитания современной студенческой молодежи в целом, и курсантов военных вузов РФ в частности [2].

Цель исследования: на основе анализа и обобщения современного состояния предложить пути улучшения патриотического воспитания курсантов в образовательно-воспитательной среде высшего военного учебного заведения.

Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «патриот» (от греческого patriots – земляк, соотечественник) характеризует человека, который любит свою Родину, предан своему народу, готов идти на жертвы во имя своей Родины. Патриотизм, в свою очередь, – это «любовь к Родине, своему народу, забота о его благе, содействие становлению и утверждению РФ как суверенного, правового, демократического, социального государства, готовность отстоять ее независимость, служить и защищать ее, разделить свою судьбу с судьбой своего народа и государства» [2]. Патриотизм – главная духовная добродетель, влияющая на жизнеспособность государства, являясь опорой развития общества, на нравственные качества гражданина, формирование патриотического чувства самоотверженности, формирование развития и жизнеобеспечения нации и государства. В то же время патриотизм предполагает открытие в самом себе беззаветной преданности Родине, способность бескорыстно радоваться ее успехам, совершенствование ее, служение ей, сочетание своей судьбы с ее судьбой, а не любовь к России издали. Поощрение патриотизма занимало видное место в истории государственного образования в России, всегда с идеей о том, что патриотизм является одновременно необходимым атрибутом и важной мотивационной основой гражданственности [3].

Патриотическое воспитание молодого поколения как одно из важнейших направлений государственной молодежной политики находится в центре внимания в нашей стране. При этом воспитание патриотической молодежи не заканчивается работой учебных заведений. Изначально эта просветительская работа, начатая с семьи, продолжается в учебных заведениях, вырабатывается положительными примерами в действиях всего общества, каждого из его членов. Патриотическое воспитание очень важно для формирования любви и привязанности к Родине, гражданской ответственности, готовности в любой момент встать на защиту Родины и ее народа.

Патриотическое воспитание в структуре образования молодежи понимается как систематическая и целенаправленная деятельность субъектов учебного заведения профессионального образования, государственных учреждений и общественных организаций, направленная на формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания на основе ощущения верности Отечеству и готовности к выполнению гражданского долга, патриотического сознания конституционных обязанностей по защите интересов Родины, духовности и культуры, мотивации, самостоятельности, толерантности, умения успешно социализироваться в обществе.

Изучая психологические аспекты патриотического воспитания, можно утверждать, что отношение личности к Родине отражает ее социально-психологическую позицию. Вероятно, именно отношение связано с такой характеристикой психики, как ментальность. Ментальность создает для человека возможность отождествлять себя с определенным народом, определенной культурой, то есть проявлять свой менталитет. Менталитет составляет философско-психологическую основу патриотизма, поскольку формируется в процессе сопоставления культур различных цивилизаций. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что менталитет – это совокупность моральных, психических и интеллектуальных особенностей мышления определенного народа, оказывается в культуре, поведении, взглядах, обычаях и т.д. [4]. Исходя из такого понимания понятия «патриотическое воспитание», его предметом являются такие категории, как национальная идея; национальная культура и родной язык; история народа и государства; самоопределение, самоидентификация категории Родины, лидеры и герои народа, нации, государства; родной край, город, село; родные мать, отец. Исходя из этого, определена структура патриотизма, которую составляют такие компоненты:

1) духовно-нравственный (чувство любви к Родине, моральной ответственности перед ней, ощущение духовной связи со своим народом);

2) когнитивный (комплексные знания по истории и культуре Родины, патриотическое сознание);

3) ценностный (потребность в интериоризации системы духовно-нравственных и культурных национальных и общечеловеческих ценностей);

4) деятельностный (готовность действовать на благо своей страны, отстаивать ее интересы и т.д.);

5) идентификационный:

– этническая самоидентификация (толерантное отношение к представителям других народов на основе позитивной этнической самоидентификации);

– национальная идентификация (национальное достоинство, чувство своей принадлежности к нации, позитивное отношение к соотечественникам);

– гражданственность (потребность в надлежащем исполнении гражданских обязанностей) [4].

Патриотическое воспитание состоит из системы нескольких компонентов.

Когнитивный компонент патриотического воспитания содержит ценности патриотического направления, в которых аккумулируются знания о государстве, народе, его истории и современности. Данный компонент определяется пониманием атрибутов собственного государства, своих прав и обязанностей, убеждением в развитии России как инновационно целенаправленного государства и пониманием важности саморазвития для содействия укреплению государственности и общественного благосостояния.

Этноидентификационный компонент предстает как опыт идентификации личности с этносом, его традициями и культурой. Он проявляется в способности включаться в деятельность, направленную на познание культуры и традиций своего региона для сохранения этих достижений для будущих поколений.

Эмоционально-мотивационный компонент – это богатство чувств, переживаний, потребностей, мотивов патриотического направления. Этот компонент формируется в процессе учебной, краеведческо-поисковой, предметно-превращающей деятельности, направленной на сохранение исторической памяти родного края, памятников культуры, чествования выдающихся лиц конкретного региона. Наличие переживаний, потребностей и мотивов патриотического направления позволяет активно включаться в разнообразные виды деятельности.

Практический компонент – способность к предметно-преобразовательной, краеведческо-поисковой деятельности и работе по сохранению родной природы и памятников национальной культуры. В практическом компоненте существенным становится выявление познавательных, поисковых, организаторских, предметно-превращающих умений и умений субъект-субъектного взаимодействия как основы патриотических навыков курсанта [5].

Формирование познавательных, поисковых, организаторских, предметно-превращающих, эмпатийных навыков создает условия для развития патриотических чувств, которые, благодаря укреплению внутренней мотивации, являются основой становления патриотических убеждений курсанта.

Содержание современных учебных программ имеет значительный образовательный и воспитательный потенциал. Его реализация зависит от целенаправленного выбора содержания учебного материала, который дает учащимся истинный пример нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности и гуманности. Содержание воспитательного процесса является мощным инструментом, влияющим на структуру личности учащегося. Однако содержание может быть образовательным инструментом только в том случае, если оно доведено до сознания обучающегося на основе прочного восприятия. В связи с этим следует широко использовать системные знания и через них междисциплинарные связи, интегрированные курсы, которые способствуют формированию системы убеждений и взглядов курсантов. Следует отметить, что в процессе воспитания в духе патриотизма важными являются материалы по истории и культуре, способствующие формированию нравственных чувств, формирующие ценностную ориентацию курсантов. Важно показать молодым людям, что прогрессивные, гуманные идеи прошлого имеют исторические корни в принципах действий и текущих проблемах. Современный специалист должен быть носителем гуманизма и ярким примером гражданина и патриота, что создает условия для развития гуманистически ориентированного конкурентоспособного гражданского общества [3].

В процессе развития общества содержание образования меняется, но педагогика всегда рассматривает человека как субъект образования, а эффект образования направлен на его совершенствование. Это позволяет определять феномен образования как трансформирующее действие, которое изменяет сознание, психологию, ценности, методы познания и действия, способствующие качественному росту и развитию личности. Идеалами в патриотическом воспитании могут выступать духовные ценности этических, эстетических и художественных культур, а также свойства самой личности – ума, воли и других способностей, находя свое воплощение в различных видах деятельности. Очень важно в патриотическом воспитании формирование таких установок, как дисциплина, соблюдение закона, забота, трудолюбие, последовательность, самодисциплина, доверие к людям, активность, миролюбие [6]. Формирование и развитие личности происходит в различных видах деятельности, поэтому формирование патриотизма как неотъемлемой части социально-нравственной направленности личности осуществляется в процессе деятельности курсантов, которая организуется педагогами с использованием различных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы [7]. Патриотическое воспитание должно быть соотнесено с содержанием и задачами других направлений воспитания с учетом гармоничного развития различных сфер личности курсанта. При выполнении задач патриотического воспитания необходимо сохранять гибкость взаимодействия с учетом реакции самих учащихся и образовательно-воспитательной среды вуза [4].

Необходимым является формирование культурологической среды, предусматривающей развитие культурно-знаниевого, мотивационно-личностного и деятельностно-практического компонентов патриотизма курсантов военного вуза. Весомой составляющей образовательно-воспитательной среды вуза в этом контексте является система воспитательной работы, предусматривающая:

– развитие личности курсанта как субъекта собственной жизни:

– создание условий для самореализации, самовыражения и проявления творческих способностей и наклонностей каждого курсанта;

– формирование профессии и качеств будущих специалистов через привлечение к различным видам деятельности (досуговой, художественно-творческой, спортивной, общественно-полезной и т. п.);

– формирование активной позиции каждого курсанта в общественной жизни вуза и государства [8].

Проблема профессионально-педагогической подготовки курсанта решается с учетом различных подходов: целостного, системного, деятельностного, личностного и их сочетания.

Современными российскими исследователями уделяется значительное внимание проблемам патриотического воспитания курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений. Так, анализу социально-педагогических условий эффективности системы воспитания патриотизма у офицеров в военном вузе РФ посвящено исследование О.Д. Лопухи [9], где поставлен ряд актуальных проблем патриотического воспитания в военном вузе, в частности: определена сущность и содержание патриотизма военных кадров; разработана концепция современной системы патриотического воспитания военных кадров. Предметом исследования В.Е. Уткина стали состав и особенности комплекса социально-педагогических условий патриотической подготовки офицеров в учебно-воспитательном процессе и повседневной жизнедеятельности подразделений. В исследовании раскрыты сущность, структура, содержание и динамика развития понятия «патриотизм». Автор выделяет расширенные сущностные характеристики военно-патриотического воспитания в новых геополитических условиях [10].

Г.А. Ильин в патриотическом воспитании учащихся военных учебных центров выделяет ряд направлений и форм по его организации, главными из которых являются:

1. Развитие военно-профессиональных достоинств, требуемых в целях военной обороны Отечества в процессе ежедневного обучения.

2. Героико-патриотическое формирование на базе освоения военной истории.

3. Развитие на воинских традициях Российской армии.

4. Армейские ритуалы, под которыми понимаются исторически сформировавшиеся формы поведения военных в процессе обычаев, праздничных, а также траурных церемоний, совершаемых в обыденной жизни войск, в период торжественных праздников, значимых действий военной службы, а также в иных случаях.

5. Объяснение значения и содержания национально-общегосударственной символики РФ – герба, флага и гимна.

6. Развитие на основе традиционных отечественных духовных ценностей, используя морально-этические нормы и азы нравственности [9].

Цель патриотического воспитания курсантов в военном и гражданском вузе (включая учебные военные центры) может быть достигнута путем реализации следующих воспитательных задач:

– реализация индивидуального подхода к личности и воспитанию;

– обеспечение условий для самореализации личности в соответствии с ее способностями, собственными и общественными потребностями и интересами;

– развитие мировоззренческой культуры курсанта, его ценностных ориентаций и создание условий для свободного мировоззренческого выбора;

– профессиональное воспитание, предполагающее становление специалиста, который в совершенстве владеет профессиональными знаниями, умеет творчески применять их на практике, принимать нестандартные решения;

– введение молодых людей в мир хозяйственного, социального, политического, культурного опыта цивилизации и своего народа;

– овладение результативными методами и навыками приобретения новых знаний, формирования потребности в постоянном интеллектуальном, духовном и нравственном обогащении и совершенствовании.

Современная система воспитания развивается в соответствии с парадигмой социального воспитания. Она требует личностно ориентированного содержания, что позволит учитывать целостную сущность личности, общечеловеческие и национальные ценности. Идеалами в патриотическом воспитании, как мы считаем, могут выступать духовные ценности этических, эстетических и художественных культур, а также свойства самой личности курсанта – ум, воля и другие способности, которые находят свое воплощение в различных видах студенческой деятельности. Поступив с целью обучения в военный учебный центр, курсант при этом должен стать объектом историко-, гражданско-, военно-, спортивно- и социально-патриотического направления воспитания, проводимого офицерами и сотрудниками центра.

Заключение

Изменения, произошедшие в общественном сознании в последние годы, привели к тому, что наше общество фактически лишилось ценностных ориентиров, противоречивыми стали его духовные и нравственные идеалы. Вследствие этого ценностные установки молодежи формируются во многом как агрессивные и разрушительные в отношении личности, семьи, государства. Особое разрушение испытывают патриотические чувства молодого поколения.

Результат проведенного исследования показал существующее состояние, значимость и необходимость пропаганды и воспитания патриотизма и национального духовного сознания среди курсантов, а образовательный процесс военного вуза, наряду с усовершенствованием образовательной деятельности, нуждается в совершенствовании воспитания патриотизма учащейся молодежи. Патриотическое воспитание, которое рекомендуется реализовывать в военном вузе согласно предложенным задачам, должно быть включено в педагогический процесс любого преподаваемого предмета. Это обуславливает перспективность исследований в сфере разработки и апробации модели, условий и программы патриотического воспитания курсантов в образовательно-воспитательной среде военного учебного центра.