Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Шартдинов А.Ш. 1 Берлов М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
В достаточно тяжелые для всего мира реалии сегодняшнего дня, в переходные периоды глобальных кризисов и/или политической и социальной нестабильности проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, как рычага управления обществом и механизма сохранения стабильности и целостности нашего государства в будущем, становится особенно актуально. На сегодняшний день выделены несколько компонентов патриотического воспитания: когнитивный, который содержит ценности патриотического направления; этноидентификационный, предстающий как опыт идентификации личности с этносом, его традициями и культурой; эмоционально-мотивационный, трактующийся как богатство чувств, переживаний, потребностей, мотивов патриотического направления; практический компонент, как способность к предметно-преобразовательной, краеведческо-поисковой деятельности и работе по сохранению родной природы и памятников национальной культуры. В статье раскрыты особенности патриотического воспитания курсантов в образовательно-воспитательной среде высшего военного учебного заведения с точки зрения исторических и современных подходов к рассматриваемой проблематике с учетом всех компонентов патриотического воспитания. Кратко рассмотрены основные направления и пути решения проблем патриотического воспитания на современном этапе становления патриотического осознания русского народа, выделены направления и условия реализации данной проблемы в народной педагогике.
патриотическое воспитание
патриотизм
курсант
военный вуз
1. Шакирова Е.Ю., Смирнов А.Ю., Смирнова Н.Н. Анализ проблем военно-патриотического воспитания в процессе военно-профессионального обучения курсантов летного вуза // Современный ученый. 2020. № 1. С. 30–36.
2. Селиванов А.В., Гаранго Г. Патриотическое воспитание курсантов // Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах. 2018. С. 237–238.
3. Голубкин М.К. Особенности гражданско-патриотического воспитания курсантов в современных условиях // Молодежная политика России в контексте глобальных мировых перемен. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Г.В. Ковалевой. 2018. С. 92–94.
4. Задорожная И.В. Методика патриотического воспитания курсантов военных вузов // Инновационные подходы в современной науке: сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 61–68.
5. Задорожная И.В. Особенности патриотического воспитания курсантов и слушателей вузов министерства обороны РФ // Интернаука. 2019. № 25 (107). С. 19–21.
6. Ильин Г.А., Шумаков П.В. Основные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию учащихся военных учебных центров // Научно-методическая работа в образовательной организации. 2018. № 3 (3). С. 81–85.
7. Баранов Е.В., Савелов Г.А., Алешин А.И., Калач Г.П. Патриотическое воспитание как важнейший ориентир российского образования // Modern Science. 2020. № 9–2. С. 243–246.
8. Бузова Ю.А., Анисимова Н.Н. Стратегические направления патриотического воспитания молодежи в России // Форум молодых ученых. 2020. № 1 (41). С. 100–107.
9. Лопуха А.Д. Социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма у офицеров в высших военно-учебных заведениях: автореф. дис. … докт. пед. наук. Новосибирск, 2002. 25 с.
10. Уткин В.Е. Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2000. 22 с.

На пути глобальных ожиданий человечества есть множество проблем, требующих смелости, реализма и анализа влияния новых идей и идеалов на изменение системы ценностей, отход от существующих решений в формировании и развитии людей, в поиске смысла жизни и творчестве, в различных сферах деятельности. Меняющийся мир требует постоянных усилий определения современных критериев прогресса и создания конкретной системы воспитания современного поколения молодежи. Это невозможно сделать без переоценки роли, функций и задач системы образования, в том числе высших учебных учреждений, воспитывающих будущих творцов современного общества [1].

Подготовка военных специалистов в гражданских вузах дает оптимальное решение проблемы подготовки квалифицированных специалистов для оборонно-промышленного комплекса и других государственных органов исполнительной власти, предусматривающих военную службу, не считая подготовку для работы по гражданским специальностям. Этот проект даёт много положительного в дальнейшей жизни, два образования: военное и гражданское, хорошую подготовку, как умственную, так и физическую, опыт работы с квалифицированными офицерами, которые делятся своими знаниями, умениями и личным опытом. Немаловажным направлением в работе педагогического состава любого вуза нашего государства является вопрос патриотического воспитания современной студенческой молодежи в целом, и курсантов военных вузов РФ в частности [2].

Цель исследования: на основе анализа и обобщения современного состояния предложить пути улучшения патриотического воспитания курсантов в образовательно-воспитательной среде высшего военного учебного заведения.

Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «патриот» (от греческого patriots – земляк, соотечественник) характеризует человека, который любит свою Родину, предан своему народу, готов идти на жертвы во имя своей Родины. Патриотизм, в свою очередь, – это «любовь к Родине, своему народу, забота о его благе, содействие становлению и утверждению РФ как суверенного, правового, демократического, социального государства, готовность отстоять ее независимость, служить и защищать ее, разделить свою судьбу с судьбой своего народа и государства» [2]. Патриотизм – главная духовная добродетель, влияющая на жизнеспособность государства, являясь опорой развития общества, на нравственные качества гражданина, формирование патриотического чувства самоотверженности, формирование развития и жизнеобеспечения нации и государства. В то же время патриотизм предполагает открытие в самом себе беззаветной преданности Родине, способность бескорыстно радоваться ее успехам, совершенствование ее, служение ей, сочетание своей судьбы с ее судьбой, а не любовь к России издали. Поощрение патриотизма занимало видное место в истории государственного образования в России, всегда с идеей о том, что патриотизм является одновременно необходимым атрибутом и важной мотивационной основой гражданственности [3].

Патриотическое воспитание молодого поколения как одно из важнейших направлений государственной молодежной политики находится в центре внимания в нашей стране. При этом воспитание патриотической молодежи не заканчивается работой учебных заведений. Изначально эта просветительская работа, начатая с семьи, продолжается в учебных заведениях, вырабатывается положительными примерами в действиях всего общества, каждого из его членов. Патриотическое воспитание очень важно для формирования любви и привязанности к Родине, гражданской ответственности, готовности в любой момент встать на защиту Родины и ее народа.

Патриотическое воспитание в структуре образования молодежи понимается как систематическая и целенаправленная деятельность субъектов учебного заведения профессионального образования, государственных учреждений и общественных организаций, направленная на формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания на основе ощущения верности Отечеству и готовности к выполнению гражданского долга, патриотического сознания конституционных обязанностей по защите интересов Родины, духовности и культуры, мотивации, самостоятельности, толерантности, умения успешно социализироваться в обществе.

Изучая психологические аспекты патриотического воспитания, можно утверждать, что отношение личности к Родине отражает ее социально-психологическую позицию. Вероятно, именно отношение связано с такой характеристикой психики, как ментальность. Ментальность создает для человека возможность отождествлять себя с определенным народом, определенной культурой, то есть проявлять свой менталитет. Менталитет составляет философско-психологическую основу патриотизма, поскольку формируется в процессе сопоставления культур различных цивилизаций. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что менталитет – это совокупность моральных, психических и интеллектуальных особенностей мышления определенного народа, оказывается в культуре, поведении, взглядах, обычаях и т.д. [4]. Исходя из такого понимания понятия «патриотическое воспитание», его предметом являются такие категории, как национальная идея; национальная культура и родной язык; история народа и государства; самоопределение, самоидентификация категории Родины, лидеры и герои народа, нации, государства; родной край, город, село; родные мать, отец. Исходя из этого, определена структура патриотизма, которую составляют такие компоненты:

1) духовно-нравственный (чувство любви к Родине, моральной ответственности перед ней, ощущение духовной связи со своим народом);

2) когнитивный (комплексные знания по истории и культуре Родины, патриотическое сознание);

3) ценностный (потребность в интериоризации системы духовно-нравственных и культурных национальных и общечеловеческих ценностей);

4) деятельностный (готовность действовать на благо своей страны, отстаивать ее интересы и т.д.);

5) идентификационный:

– этническая самоидентификация (толерантное отношение к представителям других народов на основе позитивной этнической самоидентификации);

– национальная идентификация (национальное достоинство, чувство своей принадлежности к нации, позитивное отношение к соотечественникам);

– гражданственность (потребность в надлежащем исполнении гражданских обязанностей) [4].

Патриотическое воспитание состоит из системы нескольких компонентов.

Когнитивный компонент патриотического воспитания содержит ценности патриотического направления, в которых аккумулируются знания о государстве, народе, его истории и современности. Данный компонент определяется пониманием атрибутов собственного государства, своих прав и обязанностей, убеждением в развитии России как инновационно целенаправленного государства и пониманием важности саморазвития для содействия укреплению государственности и общественного благосостояния.

Этноидентификационный компонент предстает как опыт идентификации личности с этносом, его традициями и культурой. Он проявляется в способности включаться в деятельность, направленную на познание культуры и традиций своего региона для сохранения этих достижений для будущих поколений.

Эмоционально-мотивационный компонент – это богатство чувств, переживаний, потребностей, мотивов патриотического направления. Этот компонент формируется в процессе учебной, краеведческо-поисковой, предметно-превращающей деятельности, направленной на сохранение исторической памяти родного края, памятников культуры, чествования выдающихся лиц конкретного региона. Наличие переживаний, потребностей и мотивов патриотического направления позволяет активно включаться в разнообразные виды деятельности.

Практический компонент – способность к предметно-преобразовательной, краеведческо-поисковой деятельности и работе по сохранению родной природы и памятников национальной культуры. В практическом компоненте существенным становится выявление познавательных, поисковых, организаторских, предметно-превращающих умений и умений субъект-субъектного взаимодействия как основы патриотических навыков курсанта [5].

Формирование познавательных, поисковых, организаторских, предметно-превращающих, эмпатийных навыков создает условия для развития патриотических чувств, которые, благодаря укреплению внутренней мотивации, являются основой становления патриотических убеждений курсанта.

Содержание современных учебных программ имеет значительный образовательный и воспитательный потенциал. Его реализация зависит от целенаправленного выбора содержания учебного материала, который дает учащимся истинный пример нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности и гуманности. Содержание воспитательного процесса является мощным инструментом, влияющим на структуру личности учащегося. Однако содержание может быть образовательным инструментом только в том случае, если оно доведено до сознания обучающегося на основе прочного восприятия. В связи с этим следует широко использовать системные знания и через них междисциплинарные связи, интегрированные курсы, которые способствуют формированию системы убеждений и взглядов курсантов. Следует отметить, что в процессе воспитания в духе патриотизма важными являются материалы по истории и культуре, способствующие формированию нравственных чувств, формирующие ценностную ориентацию курсантов. Важно показать молодым людям, что прогрессивные, гуманные идеи прошлого имеют исторические корни в принципах действий и текущих проблемах. Современный специалист должен быть носителем гуманизма и ярким примером гражданина и патриота, что создает условия для развития гуманистически ориентированного конкурентоспособного гражданского общества [3].

В процессе развития общества содержание образования меняется, но педагогика всегда рассматривает человека как субъект образования, а эффект образования направлен на его совершенствование. Это позволяет определять феномен образования как трансформирующее действие, которое изменяет сознание, психологию, ценности, методы познания и действия, способствующие качественному росту и развитию личности. Идеалами в патриотическом воспитании могут выступать духовные ценности этических, эстетических и художественных культур, а также свойства самой личности – ума, воли и других способностей, находя свое воплощение в различных видах деятельности. Очень важно в патриотическом воспитании формирование таких установок, как дисциплина, соблюдение закона, забота, трудолюбие, последовательность, самодисциплина, доверие к людям, активность, миролюбие [6]. Формирование и развитие личности происходит в различных видах деятельности, поэтому формирование патриотизма как неотъемлемой части социально-нравственной направленности личности осуществляется в процессе деятельности курсантов, которая организуется педагогами с использованием различных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы [7]. Патриотическое воспитание должно быть соотнесено с содержанием и задачами других направлений воспитания с учетом гармоничного развития различных сфер личности курсанта. При выполнении задач патриотического воспитания необходимо сохранять гибкость взаимодействия с учетом реакции самих учащихся и образовательно-воспитательной среды вуза [4].

Необходимым является формирование культурологической среды, предусматривающей развитие культурно-знаниевого, мотивационно-личностного и деятельностно-практического компонентов патриотизма курсантов военного вуза. Весомой составляющей образовательно-воспитательной среды вуза в этом контексте является система воспитательной работы, предусматривающая:

– развитие личности курсанта как субъекта собственной жизни:

– создание условий для самореализации, самовыражения и проявления творческих способностей и наклонностей каждого курсанта;

– формирование профессии и качеств будущих специалистов через привлечение к различным видам деятельности (досуговой, художественно-творческой, спортивной, общественно-полезной и т. п.);

– формирование активной позиции каждого курсанта в общественной жизни вуза и государства [8].

Проблема профессионально-педагогической подготовки курсанта решается с учетом различных подходов: целостного, системного, деятельностного, личностного и их сочетания.

Современными российскими исследователями уделяется значительное внимание проблемам патриотического воспитания курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений. Так, анализу социально-педагогических условий эффективности системы воспитания патриотизма у офицеров в военном вузе РФ посвящено исследование О.Д. Лопухи [9], где поставлен ряд актуальных проблем патриотического воспитания в военном вузе, в частности: определена сущность и содержание патриотизма военных кадров; разработана концепция современной системы патриотического воспитания военных кадров. Предметом исследования В.Е. Уткина стали состав и особенности комплекса социально-педагогических условий патриотической подготовки офицеров в учебно-воспитательном процессе и повседневной жизнедеятельности подразделений. В исследовании раскрыты сущность, структура, содержание и динамика развития понятия «патриотизм». Автор выделяет расширенные сущностные характеристики военно-патриотического воспитания в новых геополитических условиях [10].

Г.А. Ильин в патриотическом воспитании учащихся военных учебных центров выделяет ряд направлений и форм по его организации, главными из которых являются:

1. Развитие военно-профессиональных достоинств, требуемых в целях военной обороны Отечества в процессе ежедневного обучения.

2. Героико-патриотическое формирование на базе освоения военной истории.

3. Развитие на воинских традициях Российской армии.

4. Армейские ритуалы, под которыми понимаются исторически сформировавшиеся формы поведения военных в процессе обычаев, праздничных, а также траурных церемоний, совершаемых в обыденной жизни войск, в период торжественных праздников, значимых действий военной службы, а также в иных случаях.

5. Объяснение значения и содержания национально-общегосударственной символики РФ – герба, флага и гимна.

6. Развитие на основе традиционных отечественных духовных ценностей, используя морально-этические нормы и азы нравственности [9].

Цель патриотического воспитания курсантов в военном и гражданском вузе (включая учебные военные центры) может быть достигнута путем реализации следующих воспитательных задач:

– реализация индивидуального подхода к личности и воспитанию;

– обеспечение условий для самореализации личности в соответствии с ее способностями, собственными и общественными потребностями и интересами;

– развитие мировоззренческой культуры курсанта, его ценностных ориентаций и создание условий для свободного мировоззренческого выбора;

– профессиональное воспитание, предполагающее становление специалиста, который в совершенстве владеет профессиональными знаниями, умеет творчески применять их на практике, принимать нестандартные решения;

– введение молодых людей в мир хозяйственного, социального, политического, культурного опыта цивилизации и своего народа;

– овладение результативными методами и навыками приобретения новых знаний, формирования потребности в постоянном интеллектуальном, духовном и нравственном обогащении и совершенствовании.

Современная система воспитания развивается в соответствии с парадигмой социального воспитания. Она требует личностно ориентированного содержания, что позволит учитывать целостную сущность личности, общечеловеческие и национальные ценности. Идеалами в патриотическом воспитании, как мы считаем, могут выступать духовные ценности этических, эстетических и художественных культур, а также свойства самой личности курсанта – ум, воля и другие способности, которые находят свое воплощение в различных видах студенческой деятельности. Поступив с целью обучения в военный учебный центр, курсант при этом должен стать объектом историко-, гражданско-, военно-, спортивно- и социально-патриотического направления воспитания, проводимого офицерами и сотрудниками центра.

Заключение

Изменения, произошедшие в общественном сознании в последние годы, привели к тому, что наше общество фактически лишилось ценностных ориентиров, противоречивыми стали его духовные и нравственные идеалы. Вследствие этого ценностные установки молодежи формируются во многом как агрессивные и разрушительные в отношении личности, семьи, государства. Особое разрушение испытывают патриотические чувства молодого поколения.

Результат проведенного исследования показал существующее состояние, значимость и необходимость пропаганды и воспитания патриотизма и национального духовного сознания среди курсантов, а образовательный процесс военного вуза, наряду с усовершенствованием образовательной деятельности, нуждается в совершенствовании воспитания патриотизма учащейся молодежи. Патриотическое воспитание, которое рекомендуется реализовывать в военном вузе согласно предложенным задачам, должно быть включено в педагогический процесс любого преподаваемого предмета. Это обуславливает перспективность исследований в сфере разработки и апробации модели, условий и программы патриотического воспитания курсантов в образовательно-воспитательной среде военного учебного центра.


Библиографическая ссылка

Шартдинов А.Ш., Берлов М.А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 225-229;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38808 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674