Одной из интенсивно развивающихся отраслей экономики является туризм. Развитие туристской деятельности предоставляет многим странам возможности и вызовы. Так, в качестве возможностей Всемирная туристская организация называет борьбу с нищетой за счет появления новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в зоне скопления туристов. Вызовы заключаются в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости предприятий и организаций этой отрасли в условиях существования большого количества конкурентов.
Решение этой проблемы видится в накоплении человеческого капитала в туристской отрасли. Человеческий капитал играет приоритетную роль в формировании инновационной экономики любого государства и не может существовать отдельно от нее [1, 2].
Человеческий капитал, или human capital, представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые могут использоваться для удовлетворения множества потребностей человека и общества в целом. Следует отметить, что ранее под человеческим капиталом понималась совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду. Впоследствии это определение расширилось и стало включать в себя также потребительские расходы человека и расходы государства на эти цели [3–5]. Однако в рамках нашей статьи мы считаем возможным понимать под человеческим капиталом ресурс экономического развития государства, нашедший свое воплощение в человеке. Другими словами, человеческий капитал – это люди или специалисты, обладающие определенным набором знаний, умений, навыков и компетенций, способные вести эффективную деятельность и приносить доход.
Человеческий капитал важен для сферы управления туризмом. Всемирная туристская организация подчеркивает, что для человеческого капитала этой сферы характерны такие эпитеты, как «распространенный», «высококвалифицированный», «высокомотивированный» и «способный извлекать выгоду». Если раскрыть суть названных эпитетов, то получится следующее: «распространенный» – человеческий капитал доступен на всех уровнях туристской деятельности, начиная с уровня менеджера по туризму и заканчивая руководящими должностями; «высококвалифицированный» – человек, имеющий необходимый уровень образования и обладающий большим практическим опытом работы; «высокомотивированный» – человек, осознающий свою роль и важность правильности своих действий в ходе работы, проявляющий заинтересованность в результате; «способный извлекать выгоду» – действия человеческого капитала не только обеспечивают экономическую выгоду предприятию или организации туристского сектора, но и приносят пользу самому человеку в виде получаемых опыта и компетенций.
Одной из целей развития туристской отрасли на период до 2030 г., по данным Всемирной туристской организации, служит предоставление качественного образования будущему специалисту в сфере управления туризмом. Уровень теоретической и практической подготовленности конкурентоспособного специалиста играет важную роль в дальнейшем развитии и процветании отрасли.
В настоящее время профессия специалиста в сфере управления туризмом является одной из самых востребованных на рынке занятости. Так, например, в 2020/2021 учебном году одну из профессий в названной отрасли можно было освоить в 636 учебных заведениях России. Следует отметить, что подготовка кадров в сфере управления туризмом строится на теоретическом и практическом уровнях. Получаемые на занятиях знания студенты могут применить на семинарских занятиях в ходе решения квазипрофессиональных задач или выполнения кейсовых заданий, во время прохождения учебной или производственной практик на предприятии. Проанализировав условия организации подготовки специалистов в сфере управления туризмом, мы пришли к выводу, что в образовательный процесс необходимо включать больше мероприятий, направленных на практическое овладение профессией, а именно проведение интерактивных лекций, мастер-классов преподавателями-практиками и представителями предприятий туристской отрасли; организацию выездных занятий на предприятиях; решение кейс-стади с привлечением в качестве консультантов ведущих специалистов предприятий туристской отрасли, и т.п. По нашему мнению, одной из возможностей более тесного сотрудничества университетов и предприятий туристской отрасли в части подготовки конкурентоспособных кадров является внедрение совместного обучения.
Целями исследования являются разработка и теоретическое обоснование модели подготовки специалистов в сфере управления туризмом на основе принципов совместного обучения.
Материалы и методы исследования
Ключевым методом, используемым при проведении исследования, стал метод моделирования. Сегодня моделирование применяется достаточно широко для представления сложных объектов. По мнению Н.М. Амосова, модель представляет собой универсальный способ познания [6]. При этом модель – это условный образ объекта, служащий для выражения отношения между знаниями человека об объекте и самим объектом, а также являющийся формой разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой [6]. Метод моделирования позволяет представить исследуемую проблему в виде системы со всеми структурными взаимосвязями [7]. Изучив и проанализировав основные подходы к формированию педагогических моделей, мы сочли возможным разработать модель подготовки специалистов сферы управления туризмом на основе совместного обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
Совместное обучение, основоположником которого является педагог Г. Шнайдер, называют также кооперативным обучением. В нашей статье мы будем использовать понятие «совместное обучение».
Совместное обучение представляет собой форму обучения, которая объединяет очные занятия (занятия в аудитории) с практической подготовкой (занятия на предприятии). В таком виде совместное обучение является хорошо структурированным и обеспечивает «академический успех» обучающихся, способствует быстрому переходу выпускников от обучения к непосредственно работе по специальности. Это становится возможным за счет чередования учебного семестра с так называемым рабочим семестром, или семестром на предприятии. Также совместное обучение предполагает тесное взаимодействие вуза и предприятия-партнера, которое направлено на профессиональную подготовку конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом.
На наш взгляд, профессиональная подготовка специалиста в сфере управления туризмом должна строиться на основе двух методологических подходов – системного и личностно-ориентированного. Системный подход является своего рода общеметодологическим принципом науки, при котором любой объект представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов [8]. Подобный объект имеет цель, располагает ресурсами, связан с внешней средой и предполагает обратную связь. Суть системного подхода заключается в рассмотрении каждого объекта в процессе исследования как элемента общей, большой и сложной системы [8]. Личностно-ориентированный подход предполагает учет в ходе обучения целостной личности обучающегося; воспитание, развитие и образование всех обучающихся; отношение к каждому обучающему как к индивидуальности [9, 10].
По нашему мнению, модель подготовки специалистов в сфере управления туризмом может состоять из трех блоков – блока целеполагания, блока формирования компетенций, блока оценивания результатов. Кратко охарактеризуем каждый блок.
Блок целеполагания является одним из важных компонентов педагогического процесса и включает в себя цель и задачи. Основной целью модели служит подготовка конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом на основе совместного обучения. Цель реализуется через следующие задачи:
– применение в образовательном процессе принципов совместного обучения;
– формирование знаний, умений, навыков и компетенций у обучающего с использованием конкретных методов, средств обучения и форм работы;
– внедрение в образовательный процесс активных методов обучения.
Блок целеполагания напрямую связан с блоком формирования компетенций. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.04.02 «Туризм», у обучающихся в процессе обучения формируются три группы компетенций: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. К универсальным компетенциям относятся такие категории, как системное и критическое мышление, лидерство, командная работа, коммуникация и др. Общепрофессиональные компетенции охватывают вопросы, касающиеся управления, технологий, исследований и др. Профессиональные компетенции включают в себя вопросы, касающиеся управления проектами в туристской отрасли, модернизации объектов туристской отрасли, разработки туристических пакетов и др.
Проанализировав основные виды деятельности специалиста в сфере управления туризмом, мы сочли возможным разделить блок формирования компетенций на три уровня – образовательный, научно-исследовательский и внеучебный.
Образовательный уровень. Обучение в университете – это процесс всестороннего развития личности студента посредством предоставляемых ему знаний, умений, навыков и формируемых у него компетенций. Согласно учебному плану, студенты изучают дисциплины базовой и вариативной частей. В базовую часть входят обязательные общеобразовательные дисциплины (например, история, философия, иностранный язык и др.), общепрофессиональные дисциплины (например, экономическая и социальная география, основы социального государства и др.). Вариативная часть представлена профессиональными дисциплинами, в ходе изучения которых у студентов формируются профессиональные знания, умения и навыки (например, организация туристской деятельности, природный туризм и др.). Также обучение в вузе предполагает прохождение различного вида практик (например, учебной практики, производственной практики, преддипломной практики и др.). Особенностью практик является то, что каждая из них имеет свой компонент, а именно, например, в рамках производственной/преддипломной практики студенты могут выполнять научно-исследовательскую работу; при прохождении преддипломной практики могут применить полученные знания, умения и навыки в ходе практической деятельности на предприятии, и т.д.
Научно-исследовательский уровень. Научно-исследовательская работа студентов является важной составляющей процесса обучения в вузе. При выполнении научной работы у студентов формируются системное и аналитическое мышление, навыки работы со специальной литературой, навыки применения полученных знаний на практике, навыки поиска решений проблемы, в том числе и нестандартных. Основными формами организации научно-исследовательской работы в вузе служат семинары, лабораторные работы, курсовые работы, рефераты. Результаты своих исследований обучающиеся представляют на научных конференциях, публикуют их в научных статьях, участвуют в студенческих научных объединениях.
Внеучебный уровень. Этот уровень, на наш взгляд, охватывает все мероприятия, которые проводятся как в рамках учебного процесса, так и за его пределами. Среди самых распространенных можно выделить научные мероприятия – семинары, конференции, форумы; образовательные мероприятия – олимпиады, квесты, чемпионаты. Внеучебный уровень характеризуется тем, что здесь у студентов есть возможность апробировать все умения и навыки, которые были получены ими на занятиях.
Также в блок формирования компетенций мы включили методы обучения, которые могут активно применяться при совместном обучении. Среди этих методов особо хотелось бы выделить деловую игру и кейс-стади, применение которых направлено, в первую очередь, на формирование профессиональных умений и навыков; на отработку навыков использования полученных знаний при решении практических задач. Следует отметить, что названные методы не являются единственно применяемыми в учебном процессе по подготовке специалиста в сфере управления туризмом.
Еще одним блоком модели выделен нами блок оценивания результатов. Он предполагает проведение промежуточных и контрольно-оценочных процедур, а также исследование результативности проводимых мероприятий.
Описанная модель представлена на рисунке.
Модель подготовки специалистов в сфере управления туризмом на основе принципов совместного обучения
Заключение
Формирование конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом является задачей, которая может быть решена при тесном взаимодействии вуза и предприятия туристской отрасли. Одной из возможностей подобного взаимодействия представляется совместное обучение, основывающееся на принципах непрерывности, преемственности, фундаментальности, профессиональной направленности, инновационности и индивидуальности.
Представленная нами модель профессиональной подготовки специалиста в сфере управления туризмом представляет собой открытую систему, включающую целеполагание, формирование компетенций в ходе обучения и оценивание полученных результатов. Применяемые положения системного и личностно-ориентированного подходов, а также методы обучения делают процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма более эффективным.
Взаимодействие вуза и предприятия обеспечивает будущему специалисту возможность практической реализации полученных знаний на практике еще в ходе обучения, способствует осознанию важности сделанного выбора профессии, облегчает переход из статуса выпускника в статус компетентного, высококвалифицированного специалиста.