Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SUBSTANTIATION OF THE MODEL OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF TOURISM MANAGEMENT BASED ON THE PRINCIPLES OF JOINT EDUCATION

Chzhan Yan 1
1 Heihe University
In the modern world, tourism plays an important role in the political, economic and socio-cultural life of society. Specialists working in this industry are a kind of «guides» to the life and culture of another country. Therefore, they should not only be comprehensively developed, but also have sufficiently high professional, including practical knowledge, skills and competencies. It is possible to achieve such a level of professional training at the university in close cooperation with the enterprises of the tourism industry. One of the forms of such interaction can be, according to the author, joint education. In this case, joint education is understood as a form of training, during which theoretical training at a university is combined with practical training at an enterprise. In this article, the author attempts to theoretically substantiate the model of professional training of a specialist in the field of tourism management on the basis of joint education. The developed model consists of three interrelated blocks – goal setting, competence formation, and evaluation of results. The model is based on the principles of joint learning, the provisions of systematic and personality-oriented approaches; teaching methods (theoretical, practice-oriented, game-based, problem-based, etc.). The article is a research project devoted to the consideration of business expenses for basic scientific research of provincial colleges and universities within the framework of the activities of the Department of Education of Heilongjiang Province. Project title: «Research of an innovative model of cooperation between universities and enterprises, integration of industry and education in the framework of joint training in the specialty of tourism management in colleges and universities against the background of a new era». Project number: 2018-KYYWF-1286. The article is a draft of the reform of the higher education system in Heilongjiang Province. Project title: «Reform and practice of the model of training talented specialists in the framework of cooperation between schools and enterprises for the specialties of tourism management in applied colleges». Project number: SJGY20180346.
model
joint education
university
enterprise
student
student
professional training
system approach
personality-oriented approach
principle

Одной из интенсивно развивающихся отраслей экономики является туризм. Развитие туристской деятельности предоставляет многим странам возможности и вызовы. Так, в качестве возможностей Всемирная туристская организация называет борьбу с нищетой за счет появления новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в зоне скопления туристов. Вызовы заключаются в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости предприятий и организаций этой отрасли в условиях существования большого количества конкурентов.

Решение этой проблемы видится в накоплении человеческого капитала в туристской отрасли. Человеческий капитал играет приоритетную роль в формировании инновационной экономики любого государства и не может существовать отдельно от нее [1, 2].

Человеческий капитал, или human capital, представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые могут использоваться для удовлетворения множества потребностей человека и общества в целом. Следует отметить, что ранее под человеческим капиталом понималась совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду. Впоследствии это определение расширилось и стало включать в себя также потребительские расходы человека и расходы государства на эти цели [3–5]. Однако в рамках нашей статьи мы считаем возможным понимать под человеческим капиталом ресурс экономического развития государства, нашедший свое воплощение в человеке. Другими словами, человеческий капитал – это люди или специалисты, обладающие определенным набором знаний, умений, навыков и компетенций, способные вести эффективную деятельность и приносить доход.

Человеческий капитал важен для сферы управления туризмом. Всемирная туристская организация подчеркивает, что для человеческого капитала этой сферы характерны такие эпитеты, как «распространенный», «высококвалифицированный», «высокомотивированный» и «способный извлекать выгоду». Если раскрыть суть названных эпитетов, то получится следующее: «распространенный» – человеческий капитал доступен на всех уровнях туристской деятельности, начиная с уровня менеджера по туризму и заканчивая руководящими должностями; «высококвалифицированный» – человек, имеющий необходимый уровень образования и обладающий большим практическим опытом работы; «высокомотивированный» – человек, осознающий свою роль и важность правильности своих действий в ходе работы, проявляющий заинтересованность в результате; «способный извлекать выгоду» – действия человеческого капитала не только обеспечивают экономическую выгоду предприятию или организации туристского сектора, но и приносят пользу самому человеку в виде получаемых опыта и компетенций.

Одной из целей развития туристской отрасли на период до 2030 г., по данным Всемирной туристской организации, служит предоставление качественного образования будущему специалисту в сфере управления туризмом. Уровень теоретической и практической подготовленности конкурентоспособного специалиста играет важную роль в дальнейшем развитии и процветании отрасли.

В настоящее время профессия специалиста в сфере управления туризмом является одной из самых востребованных на рынке занятости. Так, например, в 2020/2021 учебном году одну из профессий в названной отрасли можно было освоить в 636 учебных заведениях России. Следует отметить, что подготовка кадров в сфере управления туризмом строится на теоретическом и практическом уровнях. Получаемые на занятиях знания студенты могут применить на семинарских занятиях в ходе решения квазипрофессиональных задач или выполнения кейсовых заданий, во время прохождения учебной или производственной практик на предприятии. Проанализировав условия организации подготовки специалистов в сфере управления туризмом, мы пришли к выводу, что в образовательный процесс необходимо включать больше мероприятий, направленных на практическое овладение профессией, а именно проведение интерактивных лекций, мастер-классов преподавателями-практиками и представителями предприятий туристской отрасли; организацию выездных занятий на предприятиях; решение кейс-стади с привлечением в качестве консультантов ведущих специалистов предприятий туристской отрасли, и т.п. По нашему мнению, одной из возможностей более тесного сотрудничества университетов и предприятий туристской отрасли в части подготовки конкурентоспособных кадров является внедрение совместного обучения.

Целями исследования являются разработка и теоретическое обоснование модели подготовки специалистов в сфере управления туризмом на основе принципов совместного обучения.

Материалы и методы исследования

Ключевым методом, используемым при проведении исследования, стал метод моделирования. Сегодня моделирование применяется достаточно широко для представления сложных объектов. По мнению Н.М. Амосова, модель представляет собой универсальный способ познания [6]. При этом модель – это условный образ объекта, служащий для выражения отношения между знаниями человека об объекте и самим объектом, а также являющийся формой разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой [6]. Метод моделирования позволяет представить исследуемую проблему в виде системы со всеми структурными взаимосвязями [7]. Изучив и проанализировав основные подходы к формированию педагогических моделей, мы сочли возможным разработать модель подготовки специалистов сферы управления туризмом на основе совместного обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Совместное обучение, основоположником которого является педагог Г. Шнайдер, называют также кооперативным обучением. В нашей статье мы будем использовать понятие «совместное обучение».

Совместное обучение представляет собой форму обучения, которая объединяет очные занятия (занятия в аудитории) с практической подготовкой (занятия на предприятии). В таком виде совместное обучение является хорошо структурированным и обеспечивает «академический успех» обучающихся, способствует быстрому переходу выпускников от обучения к непосредственно работе по специальности. Это становится возможным за счет чередования учебного семестра с так называемым рабочим семестром, или семестром на предприятии. Также совместное обучение предполагает тесное взаимодействие вуза и предприятия-партнера, которое направлено на профессиональную подготовку конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом.

На наш взгляд, профессиональная подготовка специалиста в сфере управления туризмом должна строиться на основе двух методологических подходов – системного и личностно-ориентированного. Системный подход является своего рода общеметодологическим принципом науки, при котором любой объект представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов [8]. Подобный объект имеет цель, располагает ресурсами, связан с внешней средой и предполагает обратную связь. Суть системного подхода заключается в рассмотрении каждого объекта в процессе исследования как элемента общей, большой и сложной системы [8]. Личностно-ориентированный подход предполагает учет в ходе обучения целостной личности обучающегося; воспитание, развитие и образование всех обучающихся; отношение к каждому обучающему как к индивидуальности [9, 10].

По нашему мнению, модель подготовки специалистов в сфере управления туризмом может состоять из трех блоков – блока целеполагания, блока формирования компетенций, блока оценивания результатов. Кратко охарактеризуем каждый блок.

Блок целеполагания является одним из важных компонентов педагогического процесса и включает в себя цель и задачи. Основной целью модели служит подготовка конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом на основе совместного обучения. Цель реализуется через следующие задачи:

– применение в образовательном процессе принципов совместного обучения;

– формирование знаний, умений, навыков и компетенций у обучающего с использованием конкретных методов, средств обучения и форм работы;

– внедрение в образовательный процесс активных методов обучения.

Блок целеполагания напрямую связан с блоком формирования компетенций. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.04.02 «Туризм», у обучающихся в процессе обучения формируются три группы компетенций: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. К универсальным компетенциям относятся такие категории, как системное и критическое мышление, лидерство, командная работа, коммуникация и др. Общепрофессиональные компетенции охватывают вопросы, касающиеся управления, технологий, исследований и др. Профессиональные компетенции включают в себя вопросы, касающиеся управления проектами в туристской отрасли, модернизации объектов туристской отрасли, разработки туристических пакетов и др.

Проанализировав основные виды деятельности специалиста в сфере управления туризмом, мы сочли возможным разделить блок формирования компетенций на три уровня – образовательный, научно-исследовательский и внеучебный.

Образовательный уровень. Обучение в университете – это процесс всестороннего развития личности студента посредством предоставляемых ему знаний, умений, навыков и формируемых у него компетенций. Согласно учебному плану, студенты изучают дисциплины базовой и вариативной частей. В базовую часть входят обязательные общеобразовательные дисциплины (например, история, философия, иностранный язык и др.), общепрофессиональные дисциплины (например, экономическая и социальная география, основы социального государства и др.). Вариативная часть представлена профессиональными дисциплинами, в ходе изучения которых у студентов формируются профессиональные знания, умения и навыки (например, организация туристской деятельности, природный туризм и др.). Также обучение в вузе предполагает прохождение различного вида практик (например, учебной практики, производственной практики, преддипломной практики и др.). Особенностью практик является то, что каждая из них имеет свой компонент, а именно, например, в рамках производственной/преддипломной практики студенты могут выполнять научно-исследовательскую работу; при прохождении преддипломной практики могут применить полученные знания, умения и навыки в ходе практической деятельности на предприятии, и т.д.

Научно-исследовательский уровень. Научно-исследовательская работа студентов является важной составляющей процесса обучения в вузе. При выполнении научной работы у студентов формируются системное и аналитическое мышление, навыки работы со специальной литературой, навыки применения полученных знаний на практике, навыки поиска решений проблемы, в том числе и нестандартных. Основными формами организации научно-исследовательской работы в вузе служат семинары, лабораторные работы, курсовые работы, рефераты. Результаты своих исследований обучающиеся представляют на научных конференциях, публикуют их в научных статьях, участвуют в студенческих научных объединениях.

Внеучебный уровень. Этот уровень, на наш взгляд, охватывает все мероприятия, которые проводятся как в рамках учебного процесса, так и за его пределами. Среди самых распространенных можно выделить научные мероприятия – семинары, конференции, форумы; образовательные мероприятия – олимпиады, квесты, чемпионаты. Внеучебный уровень характеризуется тем, что здесь у студентов есть возможность апробировать все умения и навыки, которые были получены ими на занятиях.

Также в блок формирования компетенций мы включили методы обучения, которые могут активно применяться при совместном обучении. Среди этих методов особо хотелось бы выделить деловую игру и кейс-стади, применение которых направлено, в первую очередь, на формирование профессиональных умений и навыков; на отработку навыков использования полученных знаний при решении практических задач. Следует отметить, что названные методы не являются единственно применяемыми в учебном процессе по подготовке специалиста в сфере управления туризмом.

Еще одним блоком модели выделен нами блок оценивания результатов. Он предполагает проведение промежуточных и контрольно-оценочных процедур, а также исследование результативности проводимых мероприятий.

Описанная модель представлена на рисунке.

missing image file

Модель подготовки специалистов в сфере управления туризмом на основе принципов совместного обучения

Заключение

Формирование конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом является задачей, которая может быть решена при тесном взаимодействии вуза и предприятия туристской отрасли. Одной из возможностей подобного взаимодействия представляется совместное обучение, основывающееся на принципах непрерывности, преемственности, фундаментальности, профессиональной направленности, инновационности и индивидуальности.

Представленная нами модель профессиональной подготовки специалиста в сфере управления туризмом представляет собой открытую систему, включающую целеполагание, формирование компетенций в ходе обучения и оценивание полученных результатов. Применяемые положения системного и личностно-ориентированного подходов, а также методы обучения делают процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма более эффективным.

Взаимодействие вуза и предприятия обеспечивает будущему специалисту возможность практической реализации полученных знаний на практике еще в ходе обучения, способствует осознанию важности сделанного выбора профессии, облегчает переход из статуса выпускника в статус компетентного, высококвалифицированного специалиста.