Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Чжан Ян 1
1 Хэйхэский университет
В современном мире туризм играет важную роль в политической, экономической и социокультурной жизни общества. Специалисты, работающие в этой отрасли, являются своего рода проводниками в жизнь и культуру другой страны. Поэтому они должны быть не только всесторонне развиты, но и обладать достаточно высокими профессиональными, в том числе практическими, знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Достичь такого уровня профессиональной подготовки в университете возможно при тесном взаимодействии с предприятиями туристской отрасли. Одной из форм подобного взаимодействия может быть, по мнению автора, совместное обучение. Совместное обучение в данном случае понимается как форма обучения, в ходе которой теоретическая подготовка в вузе сочетается с практической подготовкой на предприятии. В данной статье автором предпринята попытка теоретического обоснования модели профессиональной подготовки специалиста в сфере управления туризмом на основе совместного обучения. Разработанная модель состоит из трех взаимосвязанных блоков – целеполагания, формирования компетенций, оценивания результатов. Основу модели составляют принципы совместного обучения, положения системного и личностно-ориентированного подходов; методы обучения (теоретические, практико-ориентированные, игровые, проблемные и др.). Статья представляет собой исследовательский проект, посвященный рассмотрению вопросов бизнес-расходов на фундаментальные научные исследования провинциальных колледжей и университетов в рамках деятельности Департамента образования провинции Хэйлунцзян. Название проекта: «Исследование инновационной модели сотрудничества университетов и предприятий, интеграции промышленности и образования в рамках совместного обучения по специальности управления туризмом в колледжах и университетах на фоне новой эры». Номер проекта: 2018-KYYWF-1286. Статья представляет собой проект реформы системы высшего образования в провинции Хэйлунцзян. Название проекта: «Реформа и практика модели обучения талантливых специалистов в рамках сотрудничества школ и предприятий для специальностей сферы управления туризмом в прикладных колледжах». Номер проекта: SJGY20180346.
модель
совместное обучение
вуз
предприятие
обучающийся
студент
профессиональная подготовка
системный подход
личностно-ориентированный подход
принцип
1. Жуковская И.Ф. Человеческий капитал – главный фактор развития современной экономики // Экономика образования. 2015. № 1. С. 63–68.
2. Шестакова И.Г. Человеческий капитал в цифровую эпоху // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 56–63.
3. Кобелева А.А. Человеческий капитал: понятийный аппарат и структура // Экономические исследования. 2017. № 4. С. 3–4.
4. Константинов И. Человеческий капитал и стратегия национальных проектов // Открытая электронная газета. [Электронный ресурс]. URL: https://forum-msk.org (дата обращения: 15.07.2021).
5. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 103–110.
6. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. Киев: Наукова думка, 1968. 88 с.
7. Платонова Р.И. Моделирование в научно-педагогических исследованиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190–194.
8. Никулина Н.Н., Давитян М.Г., Шевченко С.Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 111. С. 986–1005.
9. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 40–52.
10. Смолеусова Т.В. Концепция личностно-ориентированного подхода в образовании на основе проявления личности // Вестник НГПУ. 2016. № 6 (34). С. 7–16.

Одной из интенсивно развивающихся отраслей экономики является туризм. Развитие туристской деятельности предоставляет многим странам возможности и вызовы. Так, в качестве возможностей Всемирная туристская организация называет борьбу с нищетой за счет появления новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в зоне скопления туристов. Вызовы заключаются в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости предприятий и организаций этой отрасли в условиях существования большого количества конкурентов.

Решение этой проблемы видится в накоплении человеческого капитала в туристской отрасли. Человеческий капитал играет приоритетную роль в формировании инновационной экономики любого государства и не может существовать отдельно от нее [1, 2].

Человеческий капитал, или human capital, представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые могут использоваться для удовлетворения множества потребностей человека и общества в целом. Следует отметить, что ранее под человеческим капиталом понималась совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду. Впоследствии это определение расширилось и стало включать в себя также потребительские расходы человека и расходы государства на эти цели [3–5]. Однако в рамках нашей статьи мы считаем возможным понимать под человеческим капиталом ресурс экономического развития государства, нашедший свое воплощение в человеке. Другими словами, человеческий капитал – это люди или специалисты, обладающие определенным набором знаний, умений, навыков и компетенций, способные вести эффективную деятельность и приносить доход.

Человеческий капитал важен для сферы управления туризмом. Всемирная туристская организация подчеркивает, что для человеческого капитала этой сферы характерны такие эпитеты, как «распространенный», «высококвалифицированный», «высокомотивированный» и «способный извлекать выгоду». Если раскрыть суть названных эпитетов, то получится следующее: «распространенный» – человеческий капитал доступен на всех уровнях туристской деятельности, начиная с уровня менеджера по туризму и заканчивая руководящими должностями; «высококвалифицированный» – человек, имеющий необходимый уровень образования и обладающий большим практическим опытом работы; «высокомотивированный» – человек, осознающий свою роль и важность правильности своих действий в ходе работы, проявляющий заинтересованность в результате; «способный извлекать выгоду» – действия человеческого капитала не только обеспечивают экономическую выгоду предприятию или организации туристского сектора, но и приносят пользу самому человеку в виде получаемых опыта и компетенций.

Одной из целей развития туристской отрасли на период до 2030 г., по данным Всемирной туристской организации, служит предоставление качественного образования будущему специалисту в сфере управления туризмом. Уровень теоретической и практической подготовленности конкурентоспособного специалиста играет важную роль в дальнейшем развитии и процветании отрасли.

В настоящее время профессия специалиста в сфере управления туризмом является одной из самых востребованных на рынке занятости. Так, например, в 2020/2021 учебном году одну из профессий в названной отрасли можно было освоить в 636 учебных заведениях России. Следует отметить, что подготовка кадров в сфере управления туризмом строится на теоретическом и практическом уровнях. Получаемые на занятиях знания студенты могут применить на семинарских занятиях в ходе решения квазипрофессиональных задач или выполнения кейсовых заданий, во время прохождения учебной или производственной практик на предприятии. Проанализировав условия организации подготовки специалистов в сфере управления туризмом, мы пришли к выводу, что в образовательный процесс необходимо включать больше мероприятий, направленных на практическое овладение профессией, а именно проведение интерактивных лекций, мастер-классов преподавателями-практиками и представителями предприятий туристской отрасли; организацию выездных занятий на предприятиях; решение кейс-стади с привлечением в качестве консультантов ведущих специалистов предприятий туристской отрасли, и т.п. По нашему мнению, одной из возможностей более тесного сотрудничества университетов и предприятий туристской отрасли в части подготовки конкурентоспособных кадров является внедрение совместного обучения.

Целями исследования являются разработка и теоретическое обоснование модели подготовки специалистов в сфере управления туризмом на основе принципов совместного обучения.

Материалы и методы исследования

Ключевым методом, используемым при проведении исследования, стал метод моделирования. Сегодня моделирование применяется достаточно широко для представления сложных объектов. По мнению Н.М. Амосова, модель представляет собой универсальный способ познания [6]. При этом модель – это условный образ объекта, служащий для выражения отношения между знаниями человека об объекте и самим объектом, а также являющийся формой разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой [6]. Метод моделирования позволяет представить исследуемую проблему в виде системы со всеми структурными взаимосвязями [7]. Изучив и проанализировав основные подходы к формированию педагогических моделей, мы сочли возможным разработать модель подготовки специалистов сферы управления туризмом на основе совместного обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Совместное обучение, основоположником которого является педагог Г. Шнайдер, называют также кооперативным обучением. В нашей статье мы будем использовать понятие «совместное обучение».

Совместное обучение представляет собой форму обучения, которая объединяет очные занятия (занятия в аудитории) с практической подготовкой (занятия на предприятии). В таком виде совместное обучение является хорошо структурированным и обеспечивает «академический успех» обучающихся, способствует быстрому переходу выпускников от обучения к непосредственно работе по специальности. Это становится возможным за счет чередования учебного семестра с так называемым рабочим семестром, или семестром на предприятии. Также совместное обучение предполагает тесное взаимодействие вуза и предприятия-партнера, которое направлено на профессиональную подготовку конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом.

На наш взгляд, профессиональная подготовка специалиста в сфере управления туризмом должна строиться на основе двух методологических подходов – системного и личностно-ориентированного. Системный подход является своего рода общеметодологическим принципом науки, при котором любой объект представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов [8]. Подобный объект имеет цель, располагает ресурсами, связан с внешней средой и предполагает обратную связь. Суть системного подхода заключается в рассмотрении каждого объекта в процессе исследования как элемента общей, большой и сложной системы [8]. Личностно-ориентированный подход предполагает учет в ходе обучения целостной личности обучающегося; воспитание, развитие и образование всех обучающихся; отношение к каждому обучающему как к индивидуальности [9, 10].

По нашему мнению, модель подготовки специалистов в сфере управления туризмом может состоять из трех блоков – блока целеполагания, блока формирования компетенций, блока оценивания результатов. Кратко охарактеризуем каждый блок.

Блок целеполагания является одним из важных компонентов педагогического процесса и включает в себя цель и задачи. Основной целью модели служит подготовка конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом на основе совместного обучения. Цель реализуется через следующие задачи:

– применение в образовательном процессе принципов совместного обучения;

– формирование знаний, умений, навыков и компетенций у обучающего с использованием конкретных методов, средств обучения и форм работы;

– внедрение в образовательный процесс активных методов обучения.

Блок целеполагания напрямую связан с блоком формирования компетенций. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.04.02 «Туризм», у обучающихся в процессе обучения формируются три группы компетенций: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. К универсальным компетенциям относятся такие категории, как системное и критическое мышление, лидерство, командная работа, коммуникация и др. Общепрофессиональные компетенции охватывают вопросы, касающиеся управления, технологий, исследований и др. Профессиональные компетенции включают в себя вопросы, касающиеся управления проектами в туристской отрасли, модернизации объектов туристской отрасли, разработки туристических пакетов и др.

Проанализировав основные виды деятельности специалиста в сфере управления туризмом, мы сочли возможным разделить блок формирования компетенций на три уровня – образовательный, научно-исследовательский и внеучебный.

Образовательный уровень. Обучение в университете – это процесс всестороннего развития личности студента посредством предоставляемых ему знаний, умений, навыков и формируемых у него компетенций. Согласно учебному плану, студенты изучают дисциплины базовой и вариативной частей. В базовую часть входят обязательные общеобразовательные дисциплины (например, история, философия, иностранный язык и др.), общепрофессиональные дисциплины (например, экономическая и социальная география, основы социального государства и др.). Вариативная часть представлена профессиональными дисциплинами, в ходе изучения которых у студентов формируются профессиональные знания, умения и навыки (например, организация туристской деятельности, природный туризм и др.). Также обучение в вузе предполагает прохождение различного вида практик (например, учебной практики, производственной практики, преддипломной практики и др.). Особенностью практик является то, что каждая из них имеет свой компонент, а именно, например, в рамках производственной/преддипломной практики студенты могут выполнять научно-исследовательскую работу; при прохождении преддипломной практики могут применить полученные знания, умения и навыки в ходе практической деятельности на предприятии, и т.д.

Научно-исследовательский уровень. Научно-исследовательская работа студентов является важной составляющей процесса обучения в вузе. При выполнении научной работы у студентов формируются системное и аналитическое мышление, навыки работы со специальной литературой, навыки применения полученных знаний на практике, навыки поиска решений проблемы, в том числе и нестандартных. Основными формами организации научно-исследовательской работы в вузе служат семинары, лабораторные работы, курсовые работы, рефераты. Результаты своих исследований обучающиеся представляют на научных конференциях, публикуют их в научных статьях, участвуют в студенческих научных объединениях.

Внеучебный уровень. Этот уровень, на наш взгляд, охватывает все мероприятия, которые проводятся как в рамках учебного процесса, так и за его пределами. Среди самых распространенных можно выделить научные мероприятия – семинары, конференции, форумы; образовательные мероприятия – олимпиады, квесты, чемпионаты. Внеучебный уровень характеризуется тем, что здесь у студентов есть возможность апробировать все умения и навыки, которые были получены ими на занятиях.

Также в блок формирования компетенций мы включили методы обучения, которые могут активно применяться при совместном обучении. Среди этих методов особо хотелось бы выделить деловую игру и кейс-стади, применение которых направлено, в первую очередь, на формирование профессиональных умений и навыков; на отработку навыков использования полученных знаний при решении практических задач. Следует отметить, что названные методы не являются единственно применяемыми в учебном процессе по подготовке специалиста в сфере управления туризмом.

Еще одним блоком модели выделен нами блок оценивания результатов. Он предполагает проведение промежуточных и контрольно-оценочных процедур, а также исследование результативности проводимых мероприятий.

Описанная модель представлена на рисунке.

missing image file

Модель подготовки специалистов в сфере управления туризмом на основе принципов совместного обучения

Заключение

Формирование конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом является задачей, которая может быть решена при тесном взаимодействии вуза и предприятия туристской отрасли. Одной из возможностей подобного взаимодействия представляется совместное обучение, основывающееся на принципах непрерывности, преемственности, фундаментальности, профессиональной направленности, инновационности и индивидуальности.

Представленная нами модель профессиональной подготовки специалиста в сфере управления туризмом представляет собой открытую систему, включающую целеполагание, формирование компетенций в ходе обучения и оценивание полученных результатов. Применяемые положения системного и личностно-ориентированного подходов, а также методы обучения делают процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма более эффективным.

Взаимодействие вуза и предприятия обеспечивает будущему специалисту возможность практической реализации полученных знаний на практике еще в ходе обучения, способствует осознанию важности сделанного выбора профессии, облегчает переход из статуса выпускника в статус компетентного, высококвалифицированного специалиста.


Библиографическая ссылка

Чжан Ян ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 220-224;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38807 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674