Актуальность заявленной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества невозможно осуществлять социально-педагогическую деятельность в общеобразовательной организации без использования информационных ресурсов и цифрового обеспечения. Каждая современная школа, лицей или гимназия должны иметь свой сайт, на котором размещаются обязательные сведения об организации, актуальная информация о ее деятельности и дополнительная информация о различных аспектах, в том числе информация о деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения обучающихся. По нашему мнению, девиантное поведение – это процесс, который можно и нужно регулировать, выбирая соответствующие сложившейся ситуации способы, методы и приемы профилактики.
На сегодняшний день в социально-педагогической науке сложилось множество трактовок понятия «девиантное поведение». Рассмотрим наиболее популярные, устоявшиеся трактовки этого термина (табл. 1).
Таблица 1
Определения понятия «девиантное поведение»
Автор |
Девиантное – поведение это |
С.А. Беличева |
поведение, противоречащее установленным в обществе правовым или моральным нормам и являющееся результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах [1] |
М.А. Галагузова |
взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам [2] |
Я.И. Гилинский |
социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [3] |
Е.В. Змановская |
устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [4] |
Л.В. Мардахаев |
отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям [5, с. 30] |
Л.Б. Шнейдер |
это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам [6] |
Профилактика девиантного поведения подростков является одной из важных задач современного общества и государства. Так как подросток проводит значительную часть своего времени в стенах школы, организовывать профилактику девиантного поведения необходимо именно там. Если понимать девиантное поведение в широком смысле, очевидно, что большинство детей и подростков на разных этапах своего развития могут «отклоняться» от общепринятых норм в той или иной степени по разным причинам. Основными и наиболее распространенными причинами девиантного поведения подростков в современной России являются:
– зависимость от Интернета и гаджет- зависимость;
– одиночество;
– дезадаптация;
– агрессивность;
– низкий уровень социализации и семейного воспитания;
– проблемы в общении подростков с родителями, друг с другом;
– незащищенность подростков, их недостаточная правовая информированность;
– несформированность адекватных жизненных (моральных) ценностей;
– школьная неуспеваемость и др.
По сути, обозначенные характеристики выступают социально-психологическими причинами возникновения аддиктивного, суицидального, виктимного, делинквентного и других видов девиантного поведения.
В целях предупреждения девиантного поведения в общеобразовательной организации должен осуществляться комплекс профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию обозначенных выше проблем.
Нам представляется важным анализ содержания сайтов общеобразовательных организаций, в частности на предмет наличия должности социального педагога, наличия рабочей страницы/вкладки социального педагога, информации на сайте школы о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями и нормативных правовых актов, определяющих организацию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, помогут общеобразовательным организациям в построении и/или усовершенствовании деятельности социального педагога.
Материалы и методы исследования
В ходе предыдущих исследований мы выявили способы повышения компетентности будущих педагогов в реализации ювенальных технологий [7], инновационные технологии воспитания обучающихся в дистанционном формате [8], которые помогли нам определить сущность социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в современных условиях.
Для того чтобы выяснить, на каком уровне находится в общеобразовательной организации социально-педагогическая деятельность, необходимо проведение мониторинга сайтов школ с целью выявления наличия должности социального педагога, наличия рабочей страницы/вкладки социального педагога, информации на сайте школы о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями и нормативных правовых актов, определяющих организацию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. При проведении мониторинга используется структурированный сбор информации, которая в дальнейшем анализируется нестатистическими (качественными) методами. Мониторинг сайтов школ г. Барнаула проведен с 2019 по 2021 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
В проведении исследования принимали участие 23 студента группы 2768д ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация: Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска). В рамках учебной практики «Практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» студентам была поставлена наряду с другими задача: проанализировать сайты общеобразовательных организаций г. Барнаула по следующим критериям:
1) наличие должности социального педагога и педагога-психолога;
2) наличие рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога;
3) наличие информации о социально-педагогическом взаимодействии школы с другими организациями;
4) наличие нормативных правовых актов, определяющих социально-педагогическую профилактику девиантного поведения подростков.
В 2019 г. в г. Барнауле насчитывалось 84 школы. Изучая сайты, студенты-практиканты имели возможность прийти или позвонить в школу, побеседовать с директором, его заместителями, социальным педагогом или педагогом-психологом для уточнения информации. Затем представленная информация проверялась, обобщалась, подвергалась количественному и качественному анализу. Результаты были представлены на итоговой конференции по практике, были доведены до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Необходимо отметить, что нами анализировалась должность не только социального педагога, но и педагога-психолога (табл. 2), так как в ряде случаев один и тот же человек занимал эти две должности. Такая практика, на наш взгляд, смешивает полномочия двух должностей, мешает решению конкретных задач, стоящих перед социальным педагогом или педагогом-психологом. К тому же базовое образование (социально-педагогическое или психологическое) делает профессиональные проблемы приоритетными, личностно значимыми.
Таблица 2
Наличие должности социального педагога
Вариант ответа |
Есть социальный педагог |
Есть социальный педагог и педагог-психолог |
Есть педагог-психолог |
Нет социального педагога и педагога-психолога |
Количество школ ( %) |
8 (9,5 %) |
30 (35,7 %) |
29 (34,5 %) |
17 (20,3 %) |
Исследование показало, что должность социального педагога существует (что отмечено на сайтах общеобразовательных организаций в разделе «Педагогический состав») в 38 из 84 школ г. Барнаула. Это 45,2 %. Возможно, что завучи, учителя-предметники, другие педагогические работники в некоторых школах выполняют функции социального педагога, однако это не указано в документах на сайте организации. В 29 школах есть только педагог-психолог (34,5 %), в 17 общеобразовательных организациях г. Барнаула не были указаны ни социальный педагог, ни педагог-психолог (20,3 %). Причинами такой ситуации могут быть технические работы на сайте, быстрая смена актуальной информации, ее «устаревание». К сожалению, подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, его родителям нужны своевременная помощь, актуальная информация, доступные услуги.
Однако подростки и их родители лишены необходимости искать на сайте сведения о наличии в школе социального педагога или педагога-психолога, если на сайте общеобразовательной организации есть странички, вкладки, из названия которых можно понять, что на них можно получить психологическую или социально-педагогическую помощь. Сайты школ г. Барнаула были изучены и с целью выяснить, есть ли рабочая страница/вкладка у социального педагога или педагога-психолога. Во внимание принимались и странички с названиями «Социально-психологическая консультация», «Социально-психологическая служба», «Советы психолога», «Социально-педагогическая работа», «Видеоконсультации психологов и логопеда» и др. Результаты исследования представлены в табл. 3.
Таблица 3
Наличие рабочей страницы/вкладки социального педагога
Вариант ответа |
Есть рабочая страница/вкладка социального педагога |
Есть рабочая страница/вкладка социального педагога и педагога-психолога |
Есть рабочая страница/вкладка педагога-психолога |
Нет рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога |
Количество школ ( %) |
7 (8,4 %) |
11 (13 %) |
24 (28,6 %) |
42 (50 %) |
Результаты исследования показывают, что рабочая страница социального педагога (с таким названием или близким по решаемым задачам) есть у 18 школ из 84, что составляет 21,4 %. Есть рабочая страница/вкладка социального педагога и педагога-психолога в 11 школах (13 %), рабочая страница/вкладка только педагога-психолога – в 24 школах (28,6 %). Нет рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога в 42 школах, что составляет 50 % всех школ г. Барнаула. Возможно, что причины такие же, как и с наличием должности социального педагога. Но и вывод неутешительный – подростку, его родителям затруднительно получить своевременную помощь, найти актуальную информацию, воспользоваться услугами социального педагога и педагога-психолога.
На большинстве сайтов общеобразовательных организаций размещена в виде ссылок или баннеров информация о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями, представлены их адреса и телефоны. Это такие организации и службы, как:
– телефон доверия;
– КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»;
– КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»»;
– КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»;
– МБУДО Городской психолого-педагогический центр «Потенциал»;
– МБУДОД «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр» – «Валеологический центр»;
– Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Гармония»;
– КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»;
– КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»;
– КГБУСО «Кризисный центр для жен- щин»;
– КГБУЗ «Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей»;
– КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер»;
– Алтайская краевая общественная организация «Центр социальной помощи и благотворительной поддержки «За добрые дела»» в рамках проекта «Школа жизни»;
– ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу;
– Комиссия по делам несовершеннолетних и др.
Указанные сведения, по нашему мнению, должны быть представлены на сайте каждой школы, лицея или гимназии.
Для проверки гипотезы о том, что социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков должна иметь в основе нормативно-правовую базу, сайты школ были изучены на предмет наличия таковой. У большинства школ на сайтах имеются ссылки на нормативные документы международного уровня (такие как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о правах инвалидов» и др.), федерального значения (Конституция Российской Федерации, «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.), уровня региона («Приказ о деятельности педагога-психолога Алтайского края», «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае» и др.). И лишь в некоторых общеобразовательных организациях г. Барнаула представлены локальные нормативные акты, регламентирующие социально-педагогическую деятельность в целом и профилактику девиантного поведения в частности. Очевидно, что такие документы, как «Должностная инструкция социального педагога», «Должностная инструкция педагога-психолога», «Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме», «Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, зависимых состояний», «Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов» и подобные, должны быть в каждой школе.
Необходимо отметить, что информация на сайтах школ постоянно добавляется и обновляется. С течением времени, благодаря ознакомлению с результатами мониторинга современные сайты школ г. Барнаула выглядят более достойно, чем в 2019 г. Но ошибочно считать проблему решенной, она требует дальнейшей разработки. Результаты исследования, по нашему мнению, возможно экстраполировать на другие города России.
Результаты мониторинга говорят о необходимости проведения дополнительных исследований. В 2020 и 2021 гг. мы проводили мониторинг школ Алтайского края по заявленным критериям и планируем осуществить количественный, качественный и сравнительный анализ полученных в ходе исследования данных.
Выводы
1. Информационное обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательных организациях является важным и необходимым.
2. Часть общеобразовательных организаций не имеют в своем штате ставки социального педагога.
3. Часть общеобразовательных организаций не имеют рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога.
4. На сайтах некоторых общеобразовательных организаций отсутствует информация о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями.
5. На сайтах некоторых общеобразовательных организаций отсутствует информация о нормативных правовых актах, определяющих организацию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
6. Необходимы изучение школ Алтайского края по заявленным критериям и количественный, качественный и сравнительный анализ его результатов.