Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

INFORMATION SUPPORT FOR SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF TEENAGERS ‘DEVIANT BEHAVIOR IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS (USING THE EXAMPLE OF BARNAUL)

Sigitova L.I. 1
1 Altai State Pedagogical University
The work describes the results of the study, the basis of which was general education organizations (schools, gymnasiums, lycées) in Barnaul. The study conducted in 2019–2021. The author analyzes the problems associated with the socio-pedagogical prevention of deviant behavior of adolescents. At the beginning of the article, a brief overview of scientific directions related to the declared problem made, the main reasons for the deviant behavior of modern adolescents were established. The main part presents the results of monitoring the sites of general education organizations in Barnaul for the presence of a position of a social teacher and the presence of a work page/tab of a social teacher. Information on the socio-pedagogical interaction of general education organizations with other organizations in Barnaul and normative legal acts defining the socio-pedagogical prevention of the deviant behavior of adolescents posted on the websites of general education organizations in Barnaul also analyzed. It has established that not all general education organizations have a position of a social teacher, there are no working pages/tabs of a social teacher, and there is insufficient information that contributes to the prevention of deviant behavior of adolescents. The author identified the need for a deeper analysis of the causes of deviant behavior of modern adolescents, outlined the role of information support for social and pedagogical activities in general education organizations for the prevention of deviant behavior of adolescents.
general education organizations
socio-pedagogical prevention
deviant behavior
adolescents

Актуальность заявленной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества невозможно осуществлять социально-педагогическую деятельность в общеобразовательной организации без использования информационных ресурсов и цифрового обеспечения. Каждая современная школа, лицей или гимназия должны иметь свой сайт, на котором размещаются обязательные сведения об организации, актуальная информация о ее деятельности и дополнительная информация о различных аспектах, в том числе информация о деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения обучающихся. По нашему мнению, девиантное поведение – это процесс, который можно и нужно регулировать, выбирая соответствующие сложившейся ситуации способы, методы и приемы профилактики.

На сегодняшний день в социально-педагогической науке сложилось множество трактовок понятия «девиантное поведение». Рассмотрим наиболее популярные, устоявшиеся трактовки этого термина (табл. 1).

Таблица 1

Определения понятия «девиантное поведение»

Автор

Девиантное – поведение это

С.А. Беличева

поведение, противоречащее установленным в обществе правовым или моральным нормам и являющееся результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах [1]

М.А. Галагузова

взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам [2]

Я.И. Гилинский

социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [3]

Е.В. Змановская

устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [4]

Л.В. Мардахаев

отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям [5, с. 30]

Л.Б. Шнейдер

это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам [6]

Профилактика девиантного поведения подростков является одной из важных задач современного общества и государства. Так как подросток проводит значительную часть своего времени в стенах школы, организовывать профилактику девиантного поведения необходимо именно там. Если понимать девиантное поведение в широком смысле, очевидно, что большинство детей и подростков на разных этапах своего развития могут «отклоняться» от общепринятых норм в той или иной степени по разным причинам. Основными и наиболее распространенными причинами девиантного поведения подростков в современной России являются:

– зависимость от Интернета и гаджет- зависимость;

– одиночество;

– дезадаптация;

– агрессивность;

– низкий уровень социализации и семейного воспитания;

– проблемы в общении подростков с родителями, друг с другом;

– незащищенность подростков, их недостаточная правовая информированность;

– несформированность адекватных жизненных (моральных) ценностей;

– школьная неуспеваемость и др.

По сути, обозначенные характеристики выступают социально-психологическими причинами возникновения аддиктивного, суицидального, виктимного, делинквентного и других видов девиантного поведения.

В целях предупреждения девиантного поведения в общеобразовательной организации должен осуществляться комплекс профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию обозначенных выше проблем.

Нам представляется важным анализ содержания сайтов общеобразовательных организаций, в частности на предмет наличия должности социального педагога, наличия рабочей страницы/вкладки социального педагога, информации на сайте школы о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями и нормативных правовых актов, определяющих организацию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, помогут общеобразовательным организациям в построении и/или усовершенствовании деятельности социального педагога.

Материалы и методы исследования

В ходе предыдущих исследований мы выявили способы повышения компетентности будущих педагогов в реализации ювенальных технологий [7], инновационные технологии воспитания обучающихся в дистанционном формате [8], которые помогли нам определить сущность социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в современных условиях.

Для того чтобы выяснить, на каком уровне находится в общеобразовательной организации социально-педагогическая деятельность, необходимо проведение мониторинга сайтов школ с целью выявления наличия должности социального педагога, наличия рабочей страницы/вкладки социального педагога, информации на сайте школы о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями и нормативных правовых актов, определяющих организацию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. При проведении мониторинга используется структурированный сбор информации, которая в дальнейшем анализируется нестатистическими (качественными) методами. Мониторинг сайтов школ г. Барнаула проведен с 2019 по 2021 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

В проведении исследования принимали участие 23 студента группы 2768д ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация: Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска). В рамках учебной практики «Практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» студентам была поставлена наряду с другими задача: проанализировать сайты общеобразовательных организаций г. Барнаула по следующим критериям:

1) наличие должности социального педагога и педагога-психолога;

2) наличие рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога;

3) наличие информации о социально-педагогическом взаимодействии школы с другими организациями;

4) наличие нормативных правовых актов, определяющих социально-педагогическую профилактику девиантного поведения подростков.

В 2019 г. в г. Барнауле насчитывалось 84 школы. Изучая сайты, студенты-практиканты имели возможность прийти или позвонить в школу, побеседовать с директором, его заместителями, социальным педагогом или педагогом-психологом для уточнения информации. Затем представленная информация проверялась, обобщалась, подвергалась количественному и качественному анализу. Результаты были представлены на итоговой конференции по практике, были доведены до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Необходимо отметить, что нами анализировалась должность не только социального педагога, но и педагога-психолога (табл. 2), так как в ряде случаев один и тот же человек занимал эти две должности. Такая практика, на наш взгляд, смешивает полномочия двух должностей, мешает решению конкретных задач, стоящих перед социальным педагогом или педагогом-психологом. К тому же базовое образование (социально-педагогическое или психологическое) делает профессиональные проблемы приоритетными, личностно значимыми.

Таблица 2

Наличие должности социального педагога

Вариант ответа

Есть социальный педагог

Есть социальный педагог и педагог-психолог

Есть педагог-психолог

Нет социального педагога и педагога-психолога

Количество школ ( %)

8 (9,5 %)

30 (35,7 %)

29 (34,5 %)

17 (20,3 %)

Исследование показало, что должность социального педагога существует (что отмечено на сайтах общеобразовательных организаций в разделе «Педагогический состав») в 38 из 84 школ г. Барнаула. Это 45,2 %. Возможно, что завучи, учителя-предметники, другие педагогические работники в некоторых школах выполняют функции социального педагога, однако это не указано в документах на сайте организации. В 29 школах есть только педагог-психолог (34,5 %), в 17 общеобразовательных организациях г. Барнаула не были указаны ни социальный педагог, ни педагог-психолог (20,3 %). Причинами такой ситуации могут быть технические работы на сайте, быстрая смена актуальной информации, ее «устаревание». К сожалению, подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, его родителям нужны своевременная помощь, актуальная информация, доступные услуги.

Однако подростки и их родители лишены необходимости искать на сайте сведения о наличии в школе социального педагога или педагога-психолога, если на сайте общеобразовательной организации есть странички, вкладки, из названия которых можно понять, что на них можно получить психологическую или социально-педагогическую помощь. Сайты школ г. Барнаула были изучены и с целью выяснить, есть ли рабочая страница/вкладка у социального педагога или педагога-психолога. Во внимание принимались и странички с названиями «Социально-психологическая консультация», «Социально-психологическая служба», «Советы психолога», «Социально-педагогическая работа», «Видеоконсультации психологов и логопеда» и др. Результаты исследования представлены в табл. 3.

Таблица 3

Наличие рабочей страницы/вкладки социального педагога

Вариант ответа

Есть рабочая страница/вкладка социального педагога

Есть рабочая страница/вкладка социального педагога и педагога-психолога

Есть рабочая страница/вкладка педагога-психолога

Нет рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога

Количество школ ( %)

7 (8,4 %)

11 (13 %)

24 (28,6 %)

42 (50 %)

Результаты исследования показывают, что рабочая страница социального педагога (с таким названием или близким по решаемым задачам) есть у 18 школ из 84, что составляет 21,4 %. Есть рабочая страница/вкладка социального педагога и педагога-психолога в 11 школах (13 %), рабочая страница/вкладка только педагога-психолога – в 24 школах (28,6 %). Нет рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога в 42 школах, что составляет 50 % всех школ г. Барнаула. Возможно, что причины такие же, как и с наличием должности социального педагога. Но и вывод неутешительный – подростку, его родителям затруднительно получить своевременную помощь, найти актуальную информацию, воспользоваться услугами социального педагога и педагога-психолога.

На большинстве сайтов общеобразовательных организаций размещена в виде ссылок или баннеров информация о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями, представлены их адреса и телефоны. Это такие организации и службы, как:

– телефон доверия;

– КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»;

– КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»»;

– КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»;

– МБУДО Городской психолого-педагогический центр «Потенциал»;

– МБУДОД «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр» – «Валеологический центр»;

– Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Гармония»;

– КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»;

– КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»;

– КГБУСО «Кризисный центр для жен- щин»;

– КГБУЗ «Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей»;

– КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер»;

– Алтайская краевая общественная организация «Центр социальной помощи и благотворительной поддержки «За добрые дела»» в рамках проекта «Школа жизни»;

– ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу;

– Комиссия по делам несовершеннолетних и др.

Указанные сведения, по нашему мнению, должны быть представлены на сайте каждой школы, лицея или гимназии.

Для проверки гипотезы о том, что социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков должна иметь в основе нормативно-правовую базу, сайты школ были изучены на предмет наличия таковой. У большинства школ на сайтах имеются ссылки на нормативные документы международного уровня (такие как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о правах инвалидов» и др.), федерального значения (Конституция Российской Федерации, «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.), уровня региона («Приказ о деятельности педагога-психолога Алтайского края», «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае» и др.). И лишь в некоторых общеобразовательных организациях г. Барнаула представлены локальные нормативные акты, регламентирующие социально-педагогическую деятельность в целом и профилактику девиантного поведения в частности. Очевидно, что такие документы, как «Должностная инструкция социального педагога», «Должностная инструкция педагога-психолога», «Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме», «Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, зависимых состояний», «Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов» и подобные, должны быть в каждой школе.

Необходимо отметить, что информация на сайтах школ постоянно добавляется и обновляется. С течением времени, благодаря ознакомлению с результатами мониторинга современные сайты школ г. Барнаула выглядят более достойно, чем в 2019 г. Но ошибочно считать проблему решенной, она требует дальнейшей разработки. Результаты исследования, по нашему мнению, возможно экстраполировать на другие города России.

Результаты мониторинга говорят о необходимости проведения дополнительных исследований. В 2020 и 2021 гг. мы проводили мониторинг школ Алтайского края по заявленным критериям и планируем осуществить количественный, качественный и сравнительный анализ полученных в ходе исследования данных.

Выводы

1. Информационное обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательных организациях является важным и необходимым.

2. Часть общеобразовательных организаций не имеют в своем штате ставки социального педагога.

3. Часть общеобразовательных организаций не имеют рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога.

4. На сайтах некоторых общеобразовательных организаций отсутствует информация о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями.

5. На сайтах некоторых общеобразовательных организаций отсутствует информация о нормативных правовых актах, определяющих организацию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.

6. Необходимы изучение школ Алтайского края по заявленным критериям и количественный, качественный и сравнительный анализ его результатов.