Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА)

Сигитова Л.И. 1
1 ФБГОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
В работе описываются результаты исследования, базой которого стали общеобразовательные организации (школы, гимназии, лицеи) г. Барнаула. Исследование проводилось в 2019–2021 гг. Автор анализирует проблемы, связанные с социально-педагогической профилактикой девиантного поведения подростков. В начале статьи сделан краткий обзор научных направлений, связанных с заявленной проблемой, установлены основные причины девиантного поведения современных подростков. В основной части представлены результаты мониторинга сайтов общеобразовательных организаций г. Барнаула на предмет наличия должности социального педагога и наличия рабочей страницы/вкладки социального педагога. Были также проанализированы информация о социально-педагогическом взаимодействии общеобразовательных организаций с другими организациями г. Барнаула и нормативные правовые акты, определяющие социально-педагогическую профилактику девиантного поведения подростков, размещенные на сайтах общеобразовательных организаций г. Барнаула. Установлено, что не во всех общеобразовательных организациях есть должность социального педагога, отсутствуют рабочие страницы/вкладки социального педагога, недостаточно информации, способствующей профилактике девиантного поведения подростков. Автором выявлена необходимость более глубокого анализа причин девиантного поведения современных подростков, обозначена роль информационного обеспечения социально-педагогической деятельности в общеобразовательных организациях по профилактике девиантного поведения подростков.
общеобразовательные организации
социально-педагогическая профилактика
девиантное поведение
подростки
1. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 304 с.
2. Галагузова Ю.Н. Добровольческая деятельность подростков с делинквентным поведением: трудности организации и возможности реализации // Социальная педагогика. 2019. № 1. С. 49–57.
3. Гилинский Я.И. Глобализация и девиантность. СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. 393 с.
4. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная работа». 6-е изд., испр. М.: Академия, 2018. 287 с.
5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: полный курс: учебник для студентов вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 797 с.
6. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, 2005. 333 с.
7. Сигитова Л.И. Повышение компетентности будущих педагогов в реализации ювенальных технологий // Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / Под ред. Н.В. Гордийчука. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. С. 273–276.
8. Сигитова Л.И. Инновационные технологии воспитания обучающихся в дистанционном формате // Педагогическое образование на Алтае. 2020. № 2. С. 87–92.

Актуальность заявленной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества невозможно осуществлять социально-педагогическую деятельность в общеобразовательной организации без использования информационных ресурсов и цифрового обеспечения. Каждая современная школа, лицей или гимназия должны иметь свой сайт, на котором размещаются обязательные сведения об организации, актуальная информация о ее деятельности и дополнительная информация о различных аспектах, в том числе информация о деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения обучающихся. По нашему мнению, девиантное поведение – это процесс, который можно и нужно регулировать, выбирая соответствующие сложившейся ситуации способы, методы и приемы профилактики.

На сегодняшний день в социально-педагогической науке сложилось множество трактовок понятия «девиантное поведение». Рассмотрим наиболее популярные, устоявшиеся трактовки этого термина (табл. 1).

Таблица 1

Определения понятия «девиантное поведение»

Автор

Девиантное – поведение это

С.А. Беличева

поведение, противоречащее установленным в обществе правовым или моральным нормам и являющееся результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах [1]

М.А. Галагузова

взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам [2]

Я.И. Гилинский

социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [3]

Е.В. Змановская

устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [4]

Л.В. Мардахаев

отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям [5, с. 30]

Л.Б. Шнейдер

это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам [6]

Профилактика девиантного поведения подростков является одной из важных задач современного общества и государства. Так как подросток проводит значительную часть своего времени в стенах школы, организовывать профилактику девиантного поведения необходимо именно там. Если понимать девиантное поведение в широком смысле, очевидно, что большинство детей и подростков на разных этапах своего развития могут «отклоняться» от общепринятых норм в той или иной степени по разным причинам. Основными и наиболее распространенными причинами девиантного поведения подростков в современной России являются:

– зависимость от Интернета и гаджет- зависимость;

– одиночество;

– дезадаптация;

– агрессивность;

– низкий уровень социализации и семейного воспитания;

– проблемы в общении подростков с родителями, друг с другом;

– незащищенность подростков, их недостаточная правовая информированность;

– несформированность адекватных жизненных (моральных) ценностей;

– школьная неуспеваемость и др.

По сути, обозначенные характеристики выступают социально-психологическими причинами возникновения аддиктивного, суицидального, виктимного, делинквентного и других видов девиантного поведения.

В целях предупреждения девиантного поведения в общеобразовательной организации должен осуществляться комплекс профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию обозначенных выше проблем.

Нам представляется важным анализ содержания сайтов общеобразовательных организаций, в частности на предмет наличия должности социального педагога, наличия рабочей страницы/вкладки социального педагога, информации на сайте школы о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями и нормативных правовых актов, определяющих организацию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, помогут общеобразовательным организациям в построении и/или усовершенствовании деятельности социального педагога.

Материалы и методы исследования

В ходе предыдущих исследований мы выявили способы повышения компетентности будущих педагогов в реализации ювенальных технологий [7], инновационные технологии воспитания обучающихся в дистанционном формате [8], которые помогли нам определить сущность социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в современных условиях.

Для того чтобы выяснить, на каком уровне находится в общеобразовательной организации социально-педагогическая деятельность, необходимо проведение мониторинга сайтов школ с целью выявления наличия должности социального педагога, наличия рабочей страницы/вкладки социального педагога, информации на сайте школы о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями и нормативных правовых актов, определяющих организацию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. При проведении мониторинга используется структурированный сбор информации, которая в дальнейшем анализируется нестатистическими (качественными) методами. Мониторинг сайтов школ г. Барнаула проведен с 2019 по 2021 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

В проведении исследования принимали участие 23 студента группы 2768д ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация: Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска). В рамках учебной практики «Практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» студентам была поставлена наряду с другими задача: проанализировать сайты общеобразовательных организаций г. Барнаула по следующим критериям:

1) наличие должности социального педагога и педагога-психолога;

2) наличие рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога;

3) наличие информации о социально-педагогическом взаимодействии школы с другими организациями;

4) наличие нормативных правовых актов, определяющих социально-педагогическую профилактику девиантного поведения подростков.

В 2019 г. в г. Барнауле насчитывалось 84 школы. Изучая сайты, студенты-практиканты имели возможность прийти или позвонить в школу, побеседовать с директором, его заместителями, социальным педагогом или педагогом-психологом для уточнения информации. Затем представленная информация проверялась, обобщалась, подвергалась количественному и качественному анализу. Результаты были представлены на итоговой конференции по практике, были доведены до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Необходимо отметить, что нами анализировалась должность не только социального педагога, но и педагога-психолога (табл. 2), так как в ряде случаев один и тот же человек занимал эти две должности. Такая практика, на наш взгляд, смешивает полномочия двух должностей, мешает решению конкретных задач, стоящих перед социальным педагогом или педагогом-психологом. К тому же базовое образование (социально-педагогическое или психологическое) делает профессиональные проблемы приоритетными, личностно значимыми.

Таблица 2

Наличие должности социального педагога

Вариант ответа

Есть социальный педагог

Есть социальный педагог и педагог-психолог

Есть педагог-психолог

Нет социального педагога и педагога-психолога

Количество школ ( %)

8 (9,5 %)

30 (35,7 %)

29 (34,5 %)

17 (20,3 %)

Исследование показало, что должность социального педагога существует (что отмечено на сайтах общеобразовательных организаций в разделе «Педагогический состав») в 38 из 84 школ г. Барнаула. Это 45,2 %. Возможно, что завучи, учителя-предметники, другие педагогические работники в некоторых школах выполняют функции социального педагога, однако это не указано в документах на сайте организации. В 29 школах есть только педагог-психолог (34,5 %), в 17 общеобразовательных организациях г. Барнаула не были указаны ни социальный педагог, ни педагог-психолог (20,3 %). Причинами такой ситуации могут быть технические работы на сайте, быстрая смена актуальной информации, ее «устаревание». К сожалению, подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, его родителям нужны своевременная помощь, актуальная информация, доступные услуги.

Однако подростки и их родители лишены необходимости искать на сайте сведения о наличии в школе социального педагога или педагога-психолога, если на сайте общеобразовательной организации есть странички, вкладки, из названия которых можно понять, что на них можно получить психологическую или социально-педагогическую помощь. Сайты школ г. Барнаула были изучены и с целью выяснить, есть ли рабочая страница/вкладка у социального педагога или педагога-психолога. Во внимание принимались и странички с названиями «Социально-психологическая консультация», «Социально-психологическая служба», «Советы психолога», «Социально-педагогическая работа», «Видеоконсультации психологов и логопеда» и др. Результаты исследования представлены в табл. 3.

Таблица 3

Наличие рабочей страницы/вкладки социального педагога

Вариант ответа

Есть рабочая страница/вкладка социального педагога

Есть рабочая страница/вкладка социального педагога и педагога-психолога

Есть рабочая страница/вкладка педагога-психолога

Нет рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога

Количество школ ( %)

7 (8,4 %)

11 (13 %)

24 (28,6 %)

42 (50 %)

Результаты исследования показывают, что рабочая страница социального педагога (с таким названием или близким по решаемым задачам) есть у 18 школ из 84, что составляет 21,4 %. Есть рабочая страница/вкладка социального педагога и педагога-психолога в 11 школах (13 %), рабочая страница/вкладка только педагога-психолога – в 24 школах (28,6 %). Нет рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога в 42 школах, что составляет 50 % всех школ г. Барнаула. Возможно, что причины такие же, как и с наличием должности социального педагога. Но и вывод неутешительный – подростку, его родителям затруднительно получить своевременную помощь, найти актуальную информацию, воспользоваться услугами социального педагога и педагога-психолога.

На большинстве сайтов общеобразовательных организаций размещена в виде ссылок или баннеров информация о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями, представлены их адреса и телефоны. Это такие организации и службы, как:

– телефон доверия;

– КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»;

– КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»»;

– КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»;

– МБУДО Городской психолого-педагогический центр «Потенциал»;

– МБУДОД «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр» – «Валеологический центр»;

– Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Гармония»;

– КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»;

– КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»;

– КГБУСО «Кризисный центр для жен- щин»;

– КГБУЗ «Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей»;

– КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер»;

– Алтайская краевая общественная организация «Центр социальной помощи и благотворительной поддержки «За добрые дела»» в рамках проекта «Школа жизни»;

– ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу;

– Комиссия по делам несовершеннолетних и др.

Указанные сведения, по нашему мнению, должны быть представлены на сайте каждой школы, лицея или гимназии.

Для проверки гипотезы о том, что социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков должна иметь в основе нормативно-правовую базу, сайты школ были изучены на предмет наличия таковой. У большинства школ на сайтах имеются ссылки на нормативные документы международного уровня (такие как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о правах инвалидов» и др.), федерального значения (Конституция Российской Федерации, «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.), уровня региона («Приказ о деятельности педагога-психолога Алтайского края», «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае» и др.). И лишь в некоторых общеобразовательных организациях г. Барнаула представлены локальные нормативные акты, регламентирующие социально-педагогическую деятельность в целом и профилактику девиантного поведения в частности. Очевидно, что такие документы, как «Должностная инструкция социального педагога», «Должностная инструкция педагога-психолога», «Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме», «Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, зависимых состояний», «Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов» и подобные, должны быть в каждой школе.

Необходимо отметить, что информация на сайтах школ постоянно добавляется и обновляется. С течением времени, благодаря ознакомлению с результатами мониторинга современные сайты школ г. Барнаула выглядят более достойно, чем в 2019 г. Но ошибочно считать проблему решенной, она требует дальнейшей разработки. Результаты исследования, по нашему мнению, возможно экстраполировать на другие города России.

Результаты мониторинга говорят о необходимости проведения дополнительных исследований. В 2020 и 2021 гг. мы проводили мониторинг школ Алтайского края по заявленным критериям и планируем осуществить количественный, качественный и сравнительный анализ полученных в ходе исследования данных.

Выводы

1. Информационное обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательных организациях является важным и необходимым.

2. Часть общеобразовательных организаций не имеют в своем штате ставки социального педагога.

3. Часть общеобразовательных организаций не имеют рабочей страницы/вкладки социального педагога и педагога-психолога.

4. На сайтах некоторых общеобразовательных организаций отсутствует информация о социально-педагогическом взаимодействии с другими организациями.

5. На сайтах некоторых общеобразовательных организаций отсутствует информация о нормативных правовых актах, определяющих организацию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.

6. Необходимы изучение школ Алтайского края по заявленным критериям и количественный, качественный и сравнительный анализ его результатов.


Библиографическая ссылка

Сигитова Л.И. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА) // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 196-200;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38803 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674