Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

MODEL OF ORGANIZATION OF INTERMEDIATE LEARNING STUDENTS BY DESIGNING PEDAGOGICAL METHODS

Kuznetsova A.N. 1
1 Belgorod National Research University
1224 KB
The author substantiates the relevance of the problem under study on the formation of speech communication on the example of the issues presented in the State Program for the Development of Education and Science of the Republic of Kazakhstan for 2020‑2025. The author examines pedagogical techniques from the point of view of modern theories of dialogue learning: problem dialogue, research conversation in project dialogue learning, conversation-debate. The author explains that problem dialogue as one of the pedagogical technologies is at the present stage the most promising in this direction. The author presents the types of dialogues used in problem-dialogic learning. The evaluative characteristics of problem dialogues are given and the results obtained by the participants in the formative and ascertaining experiment are summarized, a report is given in conducting a correlation analysis between the levels of semantic development of students and their general level of academic performance. The author concludes: pedagogical techniques, which are gradually applied in the context of a lesson-dialogue, should bring the educational process to the semantic level, influence the characteristics of the student’s answer, the argumentation of the answer. The author presents a model of the organization of dialogue learning in the context of a study assignment, which serves as an algorithm for the design of pedagogical techniques involved in the formation of speech competence of middle-level students of secondary schools in Kazakhstan.
dialogue learning
pedagogical techniques
problem dialogue
pedagogical technology
argumentation of the answer
model
application algorithm

На протяжении последнего десятилетия проблема развития определенных умений обучающихся общеобразовательных школ Казахстана становится все актуальнее, что объясняется множеством причин. Среди этих причин – запросы современного рынка труда по воспитанию будущих специалистов, которые должны обладать не только определенными профессиональными знаниями и умениями, но и развитыми коммуникативными навыками. Усложненные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке будущих молодых специалистов, способных конкурировать в профессиональном развитии на международном уровне, предполагают развитое речевое взаимодействие. Именно в этих условиях становится актуальным создание новой модели образования в казахстанской школе, способной привить ценности казахстанской и мировой образовательных систем, которые позволят воспитать высокообразованную личность. В отечественной системе образования и науки, согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 гг., имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения, также в программе приведен анализ современного состояния подготовки педагогических кадров. Отдельно отмечается, что в содержании образовательных программ отсутствуют требования к оценке базовых профессиональных компетентностей, преобладает только теоретическая подготовка. Поэтому оценка уровня грамотности и основных компетенций обучающихся среднего звена общеобразовательных школ Казахстана свидетельствует о значительном их отставании от учащихся многих стран мира. Именно речевая компетентность рассматривается Главой государства Касым-Жомартом Токаевым как интегральная характеристика, определяющая способность будущего молодого специалиста решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях и требующие незамедлительного решения, с использованием жизненного опыта. Оценка содержания педагогического подхода в общеобразовательных школах не отвечает ни требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям самих обучающихся среднего и старшего звена, стремящихся получить востребованные временем навыки, подкрепленные широкой базой знаний и умений. Указывается, что в общеобразовательных учебных заведениях не хватает устойчивых связей с потребителями образовательных услуг, в результате подготовка кадров осуществляется в отрыве от реальных запросов производства без учета формирования профессиональных и речевых компетентностей. И именно речевая компетентность указывается как основная.

Цель исследования:

1. Изучить педагогические условия формирования основных компетенций, в частности речевой компетентности [1].

2. Выделить группы педагогических приемов, позволяющих разворачивать диалог в учебной деятельности.

3. Изучить педагогические приемы, участвующие в развитии речевой компетентности обучающихся среднего звена.

4. Разработать и внедрить в практику модель формирования речевой компетентности обучающихся среднего звена общеобразовательных школ посредством диалогового обучения.

Материалы и методы исследования

В работе над статьей использовались различные методы психолого-педагогических исследований, такие как:

а) системный анализ научной литературы по педагогике и проблемам профессионального образования;

б) различные виды психолого-педагогических наблюдений (скрытых и открытых, непосредственных и опосредованных);

в) различные виды опросов (устных, письменных и с помощью анкет);

г) стандартизированные интервью и обстоятельные беседы с коллегами – учителя- ми-предметниками;

д) анализ данных (количественно-качественный анализ), дополненный методами экспертных оценок, включенного наблюдения; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент продолжительностью четыре года (с 13.02.2017 г. по 25.10.2021 г.).

В научной литературе, в работах Н.В. Казариновой, А.А. Каскровой и Л.Х. Бадаловой [2–4, 14, 15, 26, 35] не раз подчеркивалось, что уникальность личности и свобода ее развития реализуются через взаимопонимание, общение и взаимодействие. Изучая педагогическое общение и его особенности, мы выделили несколько направлений, влияющих, по нашему мнению, на формирование речевой компетенции, необходимой, чтобы обучающиеся при поддержке учителей-предметников:

– проектировали и генерировали свои идеи;

– фантазировали с умом, согласно выбранной теме;

– критически мыслили;

– самостоятельно формировали свободно конструированный ответ, используя вербальное и невербальное общение.

Учитывая параметрические (минуты) и непараметрические (баллы) показатели сформированности развернутого свободно конструированного ответа, мы, приступая к исследованию, предполагали получить несколько иные результаты, а именно: при поддержке учителей дети должны были конструировать развернутый ответ сразу; но на практике, во время посещения уроков, были отмечены некоторые особенности. Ответы: развернутые и аргументированные, сформированы у учащихся, получивших большее время (5 мин) на обдумывание (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Динамика изменения сформированности развернутых ответов в параметрических показателях (минутах) и в непараметрических показателях (баллах)

В начале исследования, учитывая достоверность различий по Спирмену, контрольные (КК) и экспериментальные (ЭК) классы были на одном уровне, но после использования диалогового обучения и поэтапного применения педагогических приемов, позволяющих разворачивать диалог в учебном контексте, ученики ЭК добились больших результатов; дети, которым учитель-предметник дал время на обдумывание и формирование ответа, получили 8 баллов. В дальнейшем, при усложнении проблемных вопросов при работе с текстами и повышении общего балла (10 баллов), мы учитывали это обстоятельство. Итак, при использовании разнообразных педагогических приемов (грамотность чтения при подготовке к PISA [5], познавательно-проблемное изложение с элементами эссе, проблемное эссе с элементами рассуждения) в работе с реализацией диалогового обучения в учебном контексте мы выделили результаты учащихся, полученные в экспериментальных классах:

– активность на занятии, заинтересо- ванность;

– осмысление содержания работы, ответа;

– аргументированность речи в свободно конструированном ответе;

– убедительность суждений при ответе, формирование аргумента, доказательной базы;

– композиционная цельность и логичность письменной и устной речи (высказывания);

– соблюдение речевых и стилистических норм при формировании устного или письменного текста;

– употребление в речи художественных приемов (риторических вопросов, метафор, сравнений и т.д.).

Все вышесказанное можно представить в виде следующей таблицы, учитывающей сравнительный анализ критериев при оценке коммуникативной (речевой) компетентности в суммарных непараметрических показателях (баллах) при участии 124 учащихся ЭК (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ критериев при оценке коммуникативной (речевой) компетентности в непараметрических показателях (баллах) (суммарный показатель)

Всего 10 баллов

Начальный этап

Формирующий этап

Контрольный этап

Активность на занятии, заинтересованность (1 балл)

28

86

124

Осмысление содержания работы, ответа (1 балл)

62

72

124

Убедительность суждений при ответе, формирование аргумента (не менее 3 баллов), доказательной базы (3 балла)

45

100

203

Композиционная цельность и логичность письменной и устной речи (высказывания) (1 балл)

34

64

119

Соблюдение речевых и стилистических норм при формировании устного или письменного текста (2 балла)

64

100

220

Употребление в речи художественных приемов (риторических вопросов, метафор, сравнений) (2 балла)

49

102

221

На основе сравнительного анализа педагогических приемов мы разработали и внедрили в практику общеобразовательных школ Казахстана модель формирования речевой компетентности обучающихся среднего звена посредством применения педагогических технологий в диалоговом обучении (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Алгоритм модели диалогового обучения посредством проектирования педагогических приемов

Таблица 2

Рекомендации для учителей-предметников при построении урока с использованием диалоговых технологий

Рекомендации для учителей-предметников при построении урока с использованием диалоговых технологий

Возрастные группы по классам

Применение диалогового обучения на каждом уроке

В основе урока-диалога должна быть проблема

Ответ ученика, его мнение необходимо уважать (каждое мнение значимо)

Организовывать работу в парах (коллегиально), в группах и создавать благоприятный климат

5–6-е классы

По необходимости

По необходимости

Обязательно

Обязательно

7–8-е классы

Обязательно

Обязательно

Обязательно

Обязательно

9–10-е классы

Обязательно

Обязательно

Обязательно

Обязательно

В табл. 2 приведены рекомендации для учителей-предметников при применении диалогового обучения в контексте учебного занятия.

Выводы

Нами было показано, что в результате диагностического и экспериментального исследования были сформулированы определенные выводы, подтверждающие нашу гипотезу.

1. Для выведения учебного процесса в общеобразовательных школах Казахстана на новый уровень, формирующий речевую коммуникацию, нужна новая система педагогических приемов.

2. При использовании педагогических приемов, креативного подхода, учитывающего индивидуальные стратегии подхода к обучению, учителя-предметники, по нашему мнению, достигнут того, что учащийся:

– сможет владеть устной и письменной речью, использующей способы речевой деятельности, необходимой для получения, отбора, обработки и передачи требуемой информации, соответственно намеченным целям или для разрешения проблем;

– сможет творчески выражать свои мысли, идеи в устной и письменной форме соответственно заданному контексту, как в учебном процессе, так и в дальнейшем, в профессиональной направленности;

– сможет развивать коммуникативные навыки для общения (вербального или невербального) в любых жизненных ситуациях для выражения собственного отношения к окружающей действительности;

– сможет осознать ценность вербального общения как инструмента познания окружающей действительности и как средства для обоснования своей позиции при разрешении различных проблем;

– сможет оценить мастерство общения как основу для развития и совершенствования, формировать развернутый ответ, высказываться аргументированно.

3. При использовании алгоритма с поэтапным применением педагогических приемов в учебном диалоге, который определяет уровень смысловой насыщенности ответа в учебном контексте, у обучающихся проявятся способности:

– быть коммуникативным, творчески использовать разнообразные средства, чтобы действовать и работать в коллективе; развиваться как конкурентоспособная личность, будущий профессионал в своей отрасли, обладающий навыками широкого спектра, а именно: творческого применения знаний; критического мышления; выполнения исследовательских работ; применения способов коммуникативного общения, включая языковые навыки;

– творчески и критически мыслить, чтобы принимать верные решения и созидательно участвовать в жизни общества, что и было намечено Программой образования Казахстана на 2020–2025 гг.

Именно эти навыки широкого спектра, сформированные с помощью педагогических приемов в диалоговом обучении, позволят обучающимся среднего звена, выпускникам общеобразовательных школ Казахстана гармонично сочетать в себе культурные и речеведческие ценности, проявлять функциональную грамотность и конкурентоспособность в любой жизненной ситуации. Они приобщат подростков к исследовательской работе над текстами, а такая работа, в свою очередь, направлена на формирование развернутых речевых высказываний, необходимых для современного подхода к обучению, грамотности чтения в исследованиях PISA, аргументированности ответов.