На протяжении последнего десятилетия проблема развития определенных умений обучающихся общеобразовательных школ Казахстана становится все актуальнее, что объясняется множеством причин. Среди этих причин – запросы современного рынка труда по воспитанию будущих специалистов, которые должны обладать не только определенными профессиональными знаниями и умениями, но и развитыми коммуникативными навыками. Усложненные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке будущих молодых специалистов, способных конкурировать в профессиональном развитии на международном уровне, предполагают развитое речевое взаимодействие. Именно в этих условиях становится актуальным создание новой модели образования в казахстанской школе, способной привить ценности казахстанской и мировой образовательных систем, которые позволят воспитать высокообразованную личность. В отечественной системе образования и науки, согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 гг., имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения, также в программе приведен анализ современного состояния подготовки педагогических кадров. Отдельно отмечается, что в содержании образовательных программ отсутствуют требования к оценке базовых профессиональных компетентностей, преобладает только теоретическая подготовка. Поэтому оценка уровня грамотности и основных компетенций обучающихся среднего звена общеобразовательных школ Казахстана свидетельствует о значительном их отставании от учащихся многих стран мира. Именно речевая компетентность рассматривается Главой государства Касым-Жомартом Токаевым как интегральная характеристика, определяющая способность будущего молодого специалиста решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях и требующие незамедлительного решения, с использованием жизненного опыта. Оценка содержания педагогического подхода в общеобразовательных школах не отвечает ни требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям самих обучающихся среднего и старшего звена, стремящихся получить востребованные временем навыки, подкрепленные широкой базой знаний и умений. Указывается, что в общеобразовательных учебных заведениях не хватает устойчивых связей с потребителями образовательных услуг, в результате подготовка кадров осуществляется в отрыве от реальных запросов производства без учета формирования профессиональных и речевых компетентностей. И именно речевая компетентность указывается как основная.
Цель исследования:
1. Изучить педагогические условия формирования основных компетенций, в частности речевой компетентности [1].
2. Выделить группы педагогических приемов, позволяющих разворачивать диалог в учебной деятельности.
3. Изучить педагогические приемы, участвующие в развитии речевой компетентности обучающихся среднего звена.
4. Разработать и внедрить в практику модель формирования речевой компетентности обучающихся среднего звена общеобразовательных школ посредством диалогового обучения.
Материалы и методы исследования
В работе над статьей использовались различные методы психолого-педагогических исследований, такие как:
а) системный анализ научной литературы по педагогике и проблемам профессионального образования;
б) различные виды психолого-педагогических наблюдений (скрытых и открытых, непосредственных и опосредованных);
в) различные виды опросов (устных, письменных и с помощью анкет);
г) стандартизированные интервью и обстоятельные беседы с коллегами – учителя- ми-предметниками;
д) анализ данных (количественно-качественный анализ), дополненный методами экспертных оценок, включенного наблюдения; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент продолжительностью четыре года (с 13.02.2017 г. по 25.10.2021 г.).
В научной литературе, в работах Н.В. Казариновой, А.А. Каскровой и Л.Х. Бадаловой [2–4, 14, 15, 26, 35] не раз подчеркивалось, что уникальность личности и свобода ее развития реализуются через взаимопонимание, общение и взаимодействие. Изучая педагогическое общение и его особенности, мы выделили несколько направлений, влияющих, по нашему мнению, на формирование речевой компетенции, необходимой, чтобы обучающиеся при поддержке учителей-предметников:
– проектировали и генерировали свои идеи;
– фантазировали с умом, согласно выбранной теме;
– критически мыслили;
– самостоятельно формировали свободно конструированный ответ, используя вербальное и невербальное общение.
Учитывая параметрические (минуты) и непараметрические (баллы) показатели сформированности развернутого свободно конструированного ответа, мы, приступая к исследованию, предполагали получить несколько иные результаты, а именно: при поддержке учителей дети должны были конструировать развернутый ответ сразу; но на практике, во время посещения уроков, были отмечены некоторые особенности. Ответы: развернутые и аргументированные, сформированы у учащихся, получивших большее время (5 мин) на обдумывание (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменения сформированности развернутых ответов в параметрических показателях (минутах) и в непараметрических показателях (баллах)
В начале исследования, учитывая достоверность различий по Спирмену, контрольные (КК) и экспериментальные (ЭК) классы были на одном уровне, но после использования диалогового обучения и поэтапного применения педагогических приемов, позволяющих разворачивать диалог в учебном контексте, ученики ЭК добились больших результатов; дети, которым учитель-предметник дал время на обдумывание и формирование ответа, получили 8 баллов. В дальнейшем, при усложнении проблемных вопросов при работе с текстами и повышении общего балла (10 баллов), мы учитывали это обстоятельство. Итак, при использовании разнообразных педагогических приемов (грамотность чтения при подготовке к PISA [5], познавательно-проблемное изложение с элементами эссе, проблемное эссе с элементами рассуждения) в работе с реализацией диалогового обучения в учебном контексте мы выделили результаты учащихся, полученные в экспериментальных классах:
– активность на занятии, заинтересо- ванность;
– осмысление содержания работы, ответа;
– аргументированность речи в свободно конструированном ответе;
– убедительность суждений при ответе, формирование аргумента, доказательной базы;
– композиционная цельность и логичность письменной и устной речи (высказывания);
– соблюдение речевых и стилистических норм при формировании устного или письменного текста;
– употребление в речи художественных приемов (риторических вопросов, метафор, сравнений и т.д.).
Все вышесказанное можно представить в виде следующей таблицы, учитывающей сравнительный анализ критериев при оценке коммуникативной (речевой) компетентности в суммарных непараметрических показателях (баллах) при участии 124 учащихся ЭК (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ критериев при оценке коммуникативной (речевой) компетентности в непараметрических показателях (баллах) (суммарный показатель)
Всего 10 баллов |
Начальный этап |
Формирующий этап |
Контрольный этап |
Активность на занятии, заинтересованность (1 балл) |
28 |
86 |
124 |
Осмысление содержания работы, ответа (1 балл) |
62 |
72 |
124 |
Убедительность суждений при ответе, формирование аргумента (не менее 3 баллов), доказательной базы (3 балла) |
45 |
100 |
203 |
Композиционная цельность и логичность письменной и устной речи (высказывания) (1 балл) |
34 |
64 |
119 |
Соблюдение речевых и стилистических норм при формировании устного или письменного текста (2 балла) |
64 |
100 |
220 |
Употребление в речи художественных приемов (риторических вопросов, метафор, сравнений) (2 балла) |
49 |
102 |
221 |
На основе сравнительного анализа педагогических приемов мы разработали и внедрили в практику общеобразовательных школ Казахстана модель формирования речевой компетентности обучающихся среднего звена посредством применения педагогических технологий в диалоговом обучении (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм модели диалогового обучения посредством проектирования педагогических приемов
Таблица 2
Рекомендации для учителей-предметников при построении урока с использованием диалоговых технологий
Рекомендации для учителей-предметников при построении урока с использованием диалоговых технологий |
||||
Возрастные группы по классам |
Применение диалогового обучения на каждом уроке |
В основе урока-диалога должна быть проблема |
Ответ ученика, его мнение необходимо уважать (каждое мнение значимо) |
Организовывать работу в парах (коллегиально), в группах и создавать благоприятный климат |
5–6-е классы |
По необходимости |
По необходимости |
Обязательно |
Обязательно |
7–8-е классы |
Обязательно |
Обязательно |
Обязательно |
Обязательно |
9–10-е классы |
Обязательно |
Обязательно |
Обязательно |
Обязательно |
В табл. 2 приведены рекомендации для учителей-предметников при применении диалогового обучения в контексте учебного занятия.
Выводы
Нами было показано, что в результате диагностического и экспериментального исследования были сформулированы определенные выводы, подтверждающие нашу гипотезу.
1. Для выведения учебного процесса в общеобразовательных школах Казахстана на новый уровень, формирующий речевую коммуникацию, нужна новая система педагогических приемов.
2. При использовании педагогических приемов, креативного подхода, учитывающего индивидуальные стратегии подхода к обучению, учителя-предметники, по нашему мнению, достигнут того, что учащийся:
– сможет владеть устной и письменной речью, использующей способы речевой деятельности, необходимой для получения, отбора, обработки и передачи требуемой информации, соответственно намеченным целям или для разрешения проблем;
– сможет творчески выражать свои мысли, идеи в устной и письменной форме соответственно заданному контексту, как в учебном процессе, так и в дальнейшем, в профессиональной направленности;
– сможет развивать коммуникативные навыки для общения (вербального или невербального) в любых жизненных ситуациях для выражения собственного отношения к окружающей действительности;
– сможет осознать ценность вербального общения как инструмента познания окружающей действительности и как средства для обоснования своей позиции при разрешении различных проблем;
– сможет оценить мастерство общения как основу для развития и совершенствования, формировать развернутый ответ, высказываться аргументированно.
3. При использовании алгоритма с поэтапным применением педагогических приемов в учебном диалоге, который определяет уровень смысловой насыщенности ответа в учебном контексте, у обучающихся проявятся способности:
– быть коммуникативным, творчески использовать разнообразные средства, чтобы действовать и работать в коллективе; развиваться как конкурентоспособная личность, будущий профессионал в своей отрасли, обладающий навыками широкого спектра, а именно: творческого применения знаний; критического мышления; выполнения исследовательских работ; применения способов коммуникативного общения, включая языковые навыки;
– творчески и критически мыслить, чтобы принимать верные решения и созидательно участвовать в жизни общества, что и было намечено Программой образования Казахстана на 2020–2025 гг.
Именно эти навыки широкого спектра, сформированные с помощью педагогических приемов в диалоговом обучении, позволят обучающимся среднего звена, выпускникам общеобразовательных школ Казахстана гармонично сочетать в себе культурные и речеведческие ценности, проявлять функциональную грамотность и конкурентоспособность в любой жизненной ситуации. Они приобщат подростков к исследовательской работе над текстами, а такая работа, в свою очередь, направлена на формирование развернутых речевых высказываний, необходимых для современного подхода к обучению, грамотности чтения в исследованиях PISA, аргументированности ответов.
Библиографическая ссылка
Кузнецова А.Н. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 191-195;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38802 (дата обращения: 21.11.2024).