Физическое воспитание и спорт представляют собой компоненты общего образования, направленные на сохранение здоровья, физическое развитие, физическую подготовку, психические процессы и явления, способствующие социализации в обществе. С целью получения должной степени профессиональной функциональности на базе высшего учебного заведения в процессе обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» формируются условия для максимальной их реализации. В связи с этим в настоящее время непрерывного обновления стандартов высшей школы считается значимым установление современных путей в планировании программ физического воспитания учащейся молодежи, нацеленных на модернизацию развития многофункциональных способностей [1]. Реализация программ по высшей школе в области физической культуры и спорта основывается на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС 3+, ФГОС 3++), базирующихся на формировании компетенций, направленных на подготовку специалистов с высоким уровнем психофизических качеств [2]. Наряду с этим здоровье человека считается главным, а также окончательным признаком общественного формирования нации. Качество образования прямо связано с уровнем развития психофизических качеств. Отсюда можно утверждать, что программы по физической культуре обязаны гарантировать базисную совокупность положительного увеличения профессионально значимых физических и психомоторных качеств, но кроме того характеристик, определяющих функциональный результат здоровья [3].
Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о способах реализации программ по физическому воспитанию, направленных на подготовку студента с высоким уровнем достижения универсальных компетенций, в которых планируемые результаты обучения по дисциплине реализуются решением задач «…поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [4, УК-7]. Данное направление дополняется также рассмотрением мотивационной составляющей студентов по отношению к определению предпочтительных видов спорта и их последующее отражение в результатах общей физической подготовки и уровне развития психофизических качеств. Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность [5].
Блок дисциплин физической культуры составляет дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту», включающая в себя планирование и принципы построения комплекта занятий по изучению отдельных видов спорта. Изучение технико-тактических элементов видов спорта, правил соревнований планируется и реализуется посредством аудиторных и внеаудиторных занятий, а также в процессе самостоятельной работы студента. Программой по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» предусмотрено 64 ч за год на первых двух курсах, по одному занятию – два часа каждую неделю. Федеральный государственный образовательный стандарт предоставляет возможность значительно варьировать содержательную часть образовательных программ с учетом зависимости от профессиональной направленности [4].
Актуальность исследования заключается в необходимости повысить эффективность занятий физической культурой в вузах.
Цель исследования – поиск направлений повышения эффективности занятий физической культурой и спортом с целью увеличения положительной динамики результатов общей физической подготовки и психофизических качеств с помощью выявления предпочтений студентов в отношении выбора видов спорта.
Материалы и методы исследования
Методы, использованные в данном исследовании: анализ научно-методической литературы, метод наблюдения, метод анкетирования, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Тестирование физической подготовки включало нормативы: бег 100 м, плавание 50 м в/с, прыжок в длину с места, подтягивание, тест Купера. Тесты оценки психофизических качеств, являющиеся основным показателем сформированности компетенций специалиста, были определены следующие: время двигательной реакции, теппинг-тест, удержание позы в положении лежа, проба Яроцкого, треморометрия, концентрация внимания, переключение внимания. Исследование проводилось на базе Ростовского государственного университета путей сообщения в 2019–2021 гг. В исследовании приняли участие студенты 1–2 курсов, возраст испытуемых от 17 до 19 лет. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап исследования включал в себя анализ литературы, педагогическое наблюдение и анкетирование. В анкетировании приняло участие 226 чел. (юноши – 104, девушки – 122). На втором этапе (с ноября 2019 г. по февраль 2021 г.) – организация и проведение педагогического эксперимента и тестирования. На втором этапе, в качестве исходного материала, испытуемые сдавали нормативы по общей физической подготовке и тесты оценки развития психофизических качеств. Для проведения педагогического эксперимента были организованы две группы: контрольная и экспериментальная, по 20 студентов в каждой. Экспериментальная группа занималась по программе с углубленным изучением видов спорта, выбранных студентами с учетом их мотивационных предпочтений. Формирование экспериментальной группы проводилось на основании анкетирования, в котором студенты указали предпочтение игровым видам спорта. Контрольная группа занималась по общепринятой программе: изучение видов спорта без учета личных спортивных предпочтений. На третьем этапе завершение эксперимента и итогового тестирования, обработка данных с помощью методов математической статистики. Проведен сравнительный анализ показателей испытуемых в обеих группах. Нормативы результатов общей физической подготовки и тесты психофизических качеств были определены согласно ранее проведенным исследованиям.
Результаты исследования и их обсуждение
Собранные данные были проанализированы и обработаны по каждому вопросу анкеты, и каждый ответ был обработан и представлен в процентном соотношении в соответствии с общим количеством студентов (226) и по количеству юношей – 104 и девушек – 122.
Первые три вопроса анкеты направлены на изучение занятий спортом студентов в свободное время. Эти вопросы дали 52 положительных ответа: 37 % юношей и 11 % девушек, всего 23 % от общего количества, где можно констатировать, что учащаяся молодежь мало занимается спортом в свободное время. С 4 по 6 вопросы были нацелены на выявление видов спорта, которыми студенты занимаются в свободное время. 19 % студентов назвали баскетбол или волейбол своим любимым видом спорта, это 42 % от общего числа занимающихся спортом, 12 % человек играют в футбол (27 %), 3,5 % занимаются плаванием (8 %), 7,5 % – общей физической подготовкой (15 %) и 3,5 % – оздоровительным бегом (8 %). Данные ответы представляют значимость, так как эти виды спорта входят в основные образовательные программы и учебные планы. При организации учебных занятий не возникает сложностей, когда речь идет о спортивных играх, поскольку вуз имеет спортивную базу и достаточные ресурсы для реализации выбранных видов спорта.
На ответы студентов, несомненно, влияет содержание занятий физического воспитания. Таким образом, спортивные игры были ожидаемо наиболее популярны среди обучающихся, однако в первую очередь у юношей 64 % и только 10 % девушек. Девушки, в отличие от юношей, в меньшей степени хотели бы заниматься спортивными играми и больше предпочитают гимнастику и легкую атлетику Элементы акробатики и прыжки предполагают конкретные усилия, которые не входят в число главных предпочтений студентов.
Вопрос 8: «Какие виды спорта мы хотим исключить из занятий по физическому воспитанию? Были получены следующие ответы: бег – 37 %; гимнастика – 27 %: кросс – 3 %; нет ответа – 33 %.
По 9–10-му пунктам: «Какими видами спорта вы хотите заниматься вообще?» и «Какими видами будете заниматься, если в университете вам предложат занятия в секции?» Большинство студентов выбирают футбол, баскетбол, волейбол, шахматы, настольный теннис и другие виды спорта (рисунок).
На втором этапе исследования были организованы две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. Был проведен мониторинг исходных показателей общей физической подготовки и уровня развития психофизических качеств в обеих группах. Второй этап был разбит на несколько блоков, каждый из которых включал изучение определенного вида спорта. Экспериментальная группа занималась 8 занятий каждым видом спорта. Последовательность изучаемых видов определена согласно спортивным предпочтениям, полученным в анкетировании.
Виды спорта, наиболее предпочтительные у студентов (в процентах)
Преимущественно использовались упражнения с комплексным проявлением физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Применялись комбинированные упражнения, подвижные игры и эстафеты. В практических методах использовались методы строго регламентированного упражнения: расчлененно-конструктивный метод и метод целостного упражнения, метод круговой тренировки, а также методы частично регламентированного упражнения: игровой и соревновательный метод.
Выполнен сравнительный анализ полученных результатов в обеих группах. Для наглядного отображения показателей просчитано процентное соотношение. Полученные данные отражены в табл. 1. По итоговым показателям можно сделать вывод, что результаты общей физической подготовки обнаружили более значительный рост по сравнению с уровнем развития психофизических качеств. Мониторинг результатов позволил выделить два показателя, в которых выявлен высокий рост полученного: в экспериментальной группе – подтягивание и прыжки в длину с места, где результат увеличился на 12,76 % и 11,09 % соответственно р < 0,05. В контрольной группе увеличение отмечается только в тесте «подтягивание». Заметно различие результатов в тесте «плавание» – экспериментальная группа 7,50 %, в то время как контрольная показала в результате отрицательную динамику –0,95 %. Но нужно отметить, что здесь отмечается отсутствие статистически достоверных различий в контрольной группе (р > 0,05).
В тесте Купера выявлена низкая динамика показателей в экспериментальной группе 3,20 %, в контрольной группе получен наихудший результат -5,60 % (р < 0,05). Подводя итоги сравнительного анализа результатов по общей физической подготовке, можно сделать заключение, что наилучший результат в обеих группах зафиксирован в нормативе «подтягивание». Самый низкий прирост по двум группам представлен по нормативу «бег 100 м», в котором процент в экспериментальной группе получен 1,03 % (р < 0,05) и в контрольной группе 0,55 % (р > 0,05). Здесь нужно отметить, что учебные занятия носили преимущественно спортивно-игровой характер и в меньшей степени уделялось внимание циклическим видам спорта.
В определении уровня развития психофизических качеств были рассмотрены такие тесты, как время двигательной реакции (ВДР), теппинг тест, удержание позы в упоре лежа, проба Яроцкого, треморометрия, концентрация внимания, переключение внимания (табл. 2).
Таблица 1
Показатели общей физической подготовки студентов в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах
Нормативы |
Группы испытуемых |
Результаты |
р |
Процент прироста показателей |
|
Исходный |
Итоговый |
||||
Бег 100 м, с |
ЭГ |
13,48±0,22 |
13,36±0,27 |
р < 0,05 |
1,03 |
КГ |
13,39±0,35 |
13,32±0,23 |
р > 0,05 |
0,55 |
|
р>0,05 |
р>0,05 |
||||
Тест Купера, м |
ЭГ |
2597±59,7 |
2678±54,1 |
р < 0,05 |
3,20 |
КГ |
2591±54,4 |
2451±58,1 |
р < 0,05 |
-5,60 |
|
р>0,05 |
р <0,05 |
||||
Плавание в/с 50 м, с |
ЭГ |
49,1±5,1 |
45,2±5,6 |
р < 0,05 |
7,50 |
КГ |
49,5±3,7 |
49,9±3,4 |
р > 0,05 |
-0,95 |
|
р>0,05 |
р <0,05 |
||||
Прыжок в длину с места, м |
ЭГ |
2,38±0,22 |
2,64±0,58 |
р < 0,05 |
11,09 |
КГ |
2,42±0,13 |
2,47±0,17 |
р < 0,05 |
2,06 |
|
р>0,05 |
р <0,05 |
||||
Подтягивание, кол-во раз |
ЭГ |
9,2±0,81 |
10,4±0,89 |
р < 0,05 |
12,76 |
КГ |
9,0±0,37 |
9,5±0,95 |
р < 0,05 |
5,90 |
|
р > 0,05 |
р < 0,05 |
ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.
Таблица 2
Психофизические качества студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп
Тесты |
Группы испытуемых |
Результаты |
р |
Процент прироста показателей |
|
Исходный |
Итоговый |
||||
ВДР, с |
ЭГ |
0, 364±0,015 |
0,360±0,015 |
р > 0,05 |
1,14 |
КГ |
0, 359±0,015 |
0,378±0,015 |
р > 0,05 |
- 3,68 |
|
р > 0,05 |
р > 0,05 |
||||
Теппинг-тест, раз |
ЭГ |
156,15±0,57 |
157,00±0,49 |
р < 0,05 |
0,46 |
КГ |
155,62±1,14 |
153,76±0,92 |
р < 0,05 |
- 1,72 |
|
р > 0,05 |
р < 0,05 |
||||
Удержание позы в упоре лежа, с |
ЭГ |
37,0±2,37 |
39,0±2,39 |
р < 0,05 |
5,16 |
КГ |
36,6±3,25 |
37,6±3,7 |
р < 0,05 |
2,44 |
|
р > 0,05 |
р < 0,05 |
||||
Проба Яроцкого, с |
ЭГ |
12,97±1,88 |
14,47±1,87 |
р < 0,05 |
11,56 |
КГ |
13,30±2,41 |
14,17±1,48 |
р < 0,05 |
6,54 |
|
р > 0,05 |
р < 0,05 |
||||
Треморометрия, кол. ошиб. |
ЭГ |
13,63±0,59 |
13,93±0,47 |
р < 0,05 |
-2,27 |
КГ |
13,20±0,84 |
15,21±0,84 |
р < 0,05 |
-14,46 |
|
р > 0,05 |
р < 0,05 |
||||
Концентрация внимания, у.ед. |
ЭГ |
44,30±1,6 |
44,91±1,7 |
р > 0,05 |
1,15 |
КГ |
43,11±2,3 |
45,03±2,2 |
р > 0,05 |
4,22 |
|
р > 0,05 |
р > 0,05 |
||||
Переключение внимания, у.ед. |
ЭГ |
20,89±2,1 |
19,71±2,1 |
р < 0,05 |
6,12 |
КГ |
22,07±2,4 |
21,07±2,2 |
р < 0,05 |
4,98 |
|
р > 0,05 |
р < 0,05 |
ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.
В экспериментальной группе отмечается положительная динамика на 1,14 % по тесту «время двигательной реакции» (ВДР), на 0,46 % в результате теппинг-теста, показывающего частоту движений, на 5,16 % показатель статической выносливости, полученный по времени удержания позы в упоре лежа. Тест «треморометрия», оценивающий устойчивость нервно-мышечных процессов, получил незначительно отрицательный результат -2,27 %. Максимальный рост психофизических показателей был получен в пробе Яроцкого, определяющей вестибулярную координацию (11,56 %). Но следует выделить и то, что контрольная группа также продемонстрировала большой рост данного признака 6,54 %. Статистически значимые различия (р < 0,05) у испытуемых контрольной и экспериментальной групп выявлены в темпе движений – теппинг-тест, статической выносливости – времени удержания позы в упоре лежа, устойчивости нервно-мышечных процессов – тест треморометрия.
Контрольная группа по результатам отдельных тестов психофизических качеств продемонстрировала отрицательную динамику. Это показывают такие результаты, как тест «время двигательной реакции» (ВДР) – 3,68 % (р > 0,05), теппинг-тест – 1,72 % (р < 0,05), тест «треморометрия» – 14,46 % (р < 0,05). Не выявлено статистической достоверности в контрольной и экспериментальной группах по тестам время двигательной реакции, концентрация внимания. Необходимо отметить, что результаты показателей психофизических качеств в обеих группах испытуемых не выявили значительной динамики прироста, а в отдельных моментах выявлена отрицательная тенденция.
Выводы
1. Форма организации занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту», проводимых с учетом спортивных предпочтений студентов по выбранным видам спорта, дает возможность достичь позитивной направленности в динамике результатов по общей физической подготовке и уровня развития психофизических качеств.
2. Отмечается значительный рост в показателях по общей физической подготовке. Статистически достоверные различия итогов обучающихся экспериментальной группы выявлены во всех результатах по общей физической подготовке (р < 0,05). В контрольной группе статистически достоверные различия по нормативам: прыжки в длину с места, подтягивание, тест Купера.
3. По результатам исследования определено, что организация занятий спортивной направленности по выбранному виду спорта привела к сравнительно незначительной интенсификации прироста характеристик по психофизическим качествам: статической выносливости, теппинг-тест и треморометрия (р < 0,05). По тесту времени двигательной реакции в экспериментальной группе также выявлена положительная динамика, но достоверности различий не получено р > 0,05. При увеличении объема выборки достоверность в различиях может появиться. Необходимо указать, что статистически достоверные различия (р < 0,05) результатов по отдельным качествам в обеих группах получены только к концу второго года обучения.