Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТА

Зенкова Т.А. 1, 2 Шутьева Е.Ю. 3 Гладковская А.П. 3
1 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС)
2 ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» (Ростовский филиал)
3 ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (ДГТУ)
Статья представляет собой научное исследование, в котором раскрываются проблемы поиска способов мотивации студентов к занятиям, согласно их спортивным предпочтениям. В работе представлен анализ мониторинга показателей общей физической подготовки и психофизических способностей студентов. Дается сравнение организации занятий студентов, углубленно изучающих виды спорта, которые ими были выбраны как доминирующие и занятий по общепринятой методике, без акцента на мотивацию вида спорта. Исследование проводилось с обучающимися 1–2 курсов – студентов Ростовского государственного университета путей сообщения. Возраст испытуемых 17–19 лет. Результаты исследования определили, какими видами спорта занимаются студенты, какими видами хотели бы заниматься и какими бы не хотели. Представленные выводы указывают направления реализации программ физического воспитания, охватывающих предпочтения студенческой молодежи. На основании анализа результатов по общей физической подготовке и уровня развития психофизических качеств, а также проведенного анкетирования устанавливается, что данное направление дает возможность значительно усовершенствовать динамику развития психофизических качеств. Наряду с этим констатируется, что статистически достоверные различия в обеих опытных группах были получены только к концу второго года обучения.
мотивация
программа
испытуемые
студенты
физическая культура
физическое воспитание
спорт
формирование
динамика
подготовка
1. Тазиева З.Н. Социализация студентов первокурсников в техническом вузе средствами физической культуры и спорта // Культура физическая и здоровье. 2019. № 2 (70). С. 9–11.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 84. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/89677d6cc3961e4197637f3aa2f32cd2de7261ea/ (дата обращения: 16.06.2021).
3. Андрющенко Л.Б., Филимонова С.И. Физическая культура и студенческий спорт в новых социально-экономических условиях России: современный взгляд и точки роста // Теория и практика физической культуры. 2018. № 2. С. 73–76.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 11.08.2020 № 935. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/Spec/ 230501_C_3_01092020.pdf (дата обращения 16.06.2021).
5. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учебное пособие / Под ред. М.Я. Виленского. М.: КНОРУС, 2012. 184 с.

Физическое воспитание и спорт представляют собой компоненты общего образования, направленные на сохранение здоровья, физическое развитие, физическую подготовку, психические процессы и явления, способствующие социализации в обществе. С целью получения должной степени профессиональной функциональности на базе высшего учебного заведения в процессе обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» формируются условия для максимальной их реализации. В связи с этим в настоящее время непрерывного обновления стандартов высшей школы считается значимым установление современных путей в планировании программ физического воспитания учащейся молодежи, нацеленных на модернизацию развития многофункциональных способностей [1]. Реализация программ по высшей школе в области физической культуры и спорта основывается на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС 3+, ФГОС 3++), базирующихся на формировании компетенций, направленных на подготовку специалистов с высоким уровнем психофизических качеств [2]. Наряду с этим здоровье человека считается главным, а также окончательным признаком общественного формирования нации. Качество образования прямо связано с уровнем развития психофизических качеств. Отсюда можно утверждать, что программы по физической культуре обязаны гарантировать базисную совокупность положительного увеличения профессионально значимых физических и психомоторных качеств, но кроме того характеристик, определяющих функциональный результат здоровья [3].

Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о способах реализации программ по физическому воспитанию, направленных на подготовку студента с высоким уровнем достижения универсальных компетенций, в которых планируемые результаты обучения по дисциплине реализуются решением задач «…поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [4, УК-7]. Данное направление дополняется также рассмотрением мотивационной составляющей студентов по отношению к определению предпочтительных видов спорта и их последующее отражение в результатах общей физической подготовки и уровне развития психофизических качеств. Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность [5].

Блок дисциплин физической культуры составляет дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту», включающая в себя планирование и принципы построения комплекта занятий по изучению отдельных видов спорта. Изучение технико-тактических элементов видов спорта, правил соревнований планируется и реализуется посредством аудиторных и внеаудиторных занятий, а также в процессе самостоятельной работы студента. Программой по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» предусмотрено 64 ч за год на первых двух курсах, по одному занятию – два часа каждую неделю. Федеральный государственный образовательный стандарт предоставляет возможность значительно варьировать содержательную часть образовательных программ с учетом зависимости от профессиональной направленности [4].

Актуальность исследования заключается в необходимости повысить эффективность занятий физической культурой в вузах.

Цель исследования – поиск направлений повышения эффективности занятий физической культурой и спортом с целью увеличения положительной динамики результатов общей физической подготовки и психофизических качеств с помощью выявления предпочтений студентов в отношении выбора видов спорта.

Материалы и методы исследования

Методы, использованные в данном исследовании: анализ научно-методической литературы, метод наблюдения, метод анкетирования, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Тестирование физической подготовки включало нормативы: бег 100 м, плавание 50 м в/с, прыжок в длину с места, подтягивание, тест Купера. Тесты оценки психофизических качеств, являющиеся основным показателем сформированности компетенций специалиста, были определены следующие: время двигательной реакции, теппинг-тест, удержание позы в положении лежа, проба Яроцкого, треморометрия, концентрация внимания, переключение внимания. Исследование проводилось на базе Ростовского государственного университета путей сообщения в 2019–2021 гг. В исследовании приняли участие студенты 1–2 курсов, возраст испытуемых от 17 до 19 лет. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап исследования включал в себя анализ литературы, педагогическое наблюдение и анкетирование. В анкетировании приняло участие 226 чел. (юноши – 104, девушки – 122). На втором этапе (с ноября 2019 г. по февраль 2021 г.) – организация и проведение педагогического эксперимента и тестирования. На втором этапе, в качестве исходного материала, испытуемые сдавали нормативы по общей физической подготовке и тесты оценки развития психофизических качеств. Для проведения педагогического эксперимента были организованы две группы: контрольная и экспериментальная, по 20 студентов в каждой. Экспериментальная группа занималась по программе с углубленным изучением видов спорта, выбранных студентами с учетом их мотивационных предпочтений. Формирование экспериментальной группы проводилось на основании анкетирования, в котором студенты указали предпочтение игровым видам спорта. Контрольная группа занималась по общепринятой программе: изучение видов спорта без учета личных спортивных предпочтений. На третьем этапе завершение эксперимента и итогового тестирования, обработка данных с помощью методов математической статистики. Проведен сравнительный анализ показателей испытуемых в обеих группах. Нормативы результатов общей физической подготовки и тесты психофизических качеств были определены согласно ранее проведенным исследованиям.

Результаты исследования и их обсуждение

Собранные данные были проанализированы и обработаны по каждому вопросу анкеты, и каждый ответ был обработан и представлен в процентном соотношении в соответствии с общим количеством студентов (226) и по количеству юношей – 104 и девушек – 122.

Первые три вопроса анкеты направлены на изучение занятий спортом студентов в свободное время. Эти вопросы дали 52 положительных ответа: 37 % юношей и 11 % девушек, всего 23 % от общего количества, где можно констатировать, что учащаяся молодежь мало занимается спортом в свободное время. С 4 по 6 вопросы были нацелены на выявление видов спорта, которыми студенты занимаются в свободное время. 19 % студентов назвали баскетбол или волейбол своим любимым видом спорта, это 42 % от общего числа занимающихся спортом, 12 % человек играют в футбол (27 %), 3,5 % занимаются плаванием (8 %), 7,5 % – общей физической подготовкой (15 %) и 3,5 % – оздоровительным бегом (8 %). Данные ответы представляют значимость, так как эти виды спорта входят в основные образовательные программы и учебные планы. При организации учебных занятий не возникает сложностей, когда речь идет о спортивных играх, поскольку вуз имеет спортивную базу и достаточные ресурсы для реализации выбранных видов спорта.

На ответы студентов, несомненно, влияет содержание занятий физического воспитания. Таким образом, спортивные игры были ожидаемо наиболее популярны среди обучающихся, однако в первую очередь у юношей 64 % и только 10 % девушек. Девушки, в отличие от юношей, в меньшей степени хотели бы заниматься спортивными играми и больше предпочитают гимнастику и легкую атлетику Элементы акробатики и прыжки предполагают конкретные усилия, которые не входят в число главных предпочтений студентов.

Вопрос 8: «Какие виды спорта мы хотим исключить из занятий по физическому воспитанию? Были получены следующие ответы: бег – 37 %; гимнастика – 27 %: кросс – 3 %; нет ответа – 33 %.

По 9–10-му пунктам: «Какими видами спорта вы хотите заниматься вообще?» и «Какими видами будете заниматься, если в университете вам предложат занятия в секции?» Большинство студентов выбирают футбол, баскетбол, волейбол, шахматы, настольный теннис и другие виды спорта (рисунок).

На втором этапе исследования были организованы две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. Был проведен мониторинг исходных показателей общей физической подготовки и уровня развития психофизических качеств в обеих группах. Второй этап был разбит на несколько блоков, каждый из которых включал изучение определенного вида спорта. Экспериментальная группа занималась 8 занятий каждым видом спорта. Последовательность изучаемых видов определена согласно спортивным предпочтениям, полученным в анкетировании.

Doc17.pdf

Виды спорта, наиболее предпочтительные у студентов (в процентах)

Преимущественно использовались упражнения с комплексным проявлением физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Применялись комбинированные упражнения, подвижные игры и эстафеты. В практических методах использовались методы строго регламентированного упражнения: расчлененно-конструктивный метод и метод целостного упражнения, метод круговой тренировки, а также методы частично регламентированного упражнения: игровой и соревновательный метод.

Выполнен сравнительный анализ полученных результатов в обеих группах. Для наглядного отображения показателей просчитано процентное соотношение. Полученные данные отражены в табл. 1. По итоговым показателям можно сделать вывод, что результаты общей физической подготовки обнаружили более значительный рост по сравнению с уровнем развития психофизических качеств. Мониторинг результатов позволил выделить два показателя, в которых выявлен высокий рост полученного: в экспериментальной группе – подтягивание и прыжки в длину с места, где результат увеличился на 12,76 % и 11,09 % соответственно р < 0,05. В контрольной группе увеличение отмечается только в тесте «подтягивание». Заметно различие результатов в тесте «плавание» – экспериментальная группа 7,50 %, в то время как контрольная показала в результате отрицательную динамику –0,95 %. Но нужно отметить, что здесь отмечается отсутствие статистически достоверных различий в контрольной группе (р > 0,05).

В тесте Купера выявлена низкая динамика показателей в экспериментальной группе 3,20 %, в контрольной группе получен наихудший результат -5,60 % (р < 0,05). Подводя итоги сравнительного анализа результатов по общей физической подготовке, можно сделать заключение, что наилучший результат в обеих группах зафиксирован в нормативе «подтягивание». Самый низкий прирост по двум группам представлен по нормативу «бег 100 м», в котором процент в экспериментальной группе получен 1,03 % (р < 0,05) и в контрольной группе 0,55 % (р > 0,05). Здесь нужно отметить, что учебные занятия носили преимущественно спортивно-игровой характер и в меньшей степени уделялось внимание циклическим видам спорта.

В определении уровня развития психофизических качеств были рассмотрены такие тесты, как время двигательной реакции (ВДР), теппинг тест, удержание позы в упоре лежа, проба Яроцкого, треморометрия, концентрация внимания, переключение внимания (табл. 2).

Таблица 1

Показатели общей физической подготовки студентов в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах

Нормативы

Группы испытуемых

Результаты

р

Процент прироста показателей

Исходный

Итоговый

Бег 100 м, с

ЭГ

13,48±0,22

13,36±0,27

р < 0,05

1,03

КГ

13,39±0,35

13,32±0,23

р > 0,05

0,55

 

р>0,05

р>0,05

   

Тест Купера, м

ЭГ

2597±59,7

2678±54,1

р < 0,05

3,20

КГ

2591±54,4

2451±58,1

р < 0,05

-5,60

 

р>0,05

р <0,05

   

Плавание в/с

50 м, с

ЭГ

49,1±5,1

45,2±5,6

р < 0,05

7,50

КГ

49,5±3,7

49,9±3,4

р > 0,05

-0,95

 

р>0,05

р <0,05

   

Прыжок в длину с места, м

ЭГ

2,38±0,22

2,64±0,58

р < 0,05

11,09

КГ

2,42±0,13

2,47±0,17

р < 0,05

2,06

 

р>0,05

р <0,05

   

Подтягивание, кол-во раз

ЭГ

9,2±0,81

10,4±0,89

р < 0,05

12,76

КГ

9,0±0,37

9,5±0,95

р < 0,05

5,90

 

р > 0,05

р < 0,05

   

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.

Таблица 2

Психофизические качества студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп

Тесты

Группы испытуемых

Результаты

р

Процент прироста показателей

Исходный

Итоговый

ВДР, с

ЭГ

0, 364±0,015

0,360±0,015

р > 0,05

1,14

КГ

0, 359±0,015

0,378±0,015

р > 0,05

- 3,68

 

р > 0,05

р > 0,05

   

Теппинг-тест, раз

ЭГ

156,15±0,57

157,00±0,49

р < 0,05

0,46

КГ

155,62±1,14

153,76±0,92

р < 0,05

- 1,72

 

р > 0,05

р < 0,05

   

Удержание позы в упоре лежа, с

ЭГ

37,0±2,37

39,0±2,39

р < 0,05

5,16

КГ

36,6±3,25

37,6±3,7

р < 0,05

2,44

 

р > 0,05

р < 0,05

   

Проба Яроцкого, с

ЭГ

12,97±1,88

14,47±1,87

р < 0,05

11,56

КГ

13,30±2,41

14,17±1,48

р < 0,05

6,54

 

р > 0,05

р < 0,05

   

Треморометрия, кол. ошиб.

ЭГ

13,63±0,59

13,93±0,47

р < 0,05

-2,27

КГ

13,20±0,84

15,21±0,84

р < 0,05

-14,46

 

р > 0,05

р < 0,05

   

Концентрация внимания, у.ед.

ЭГ

44,30±1,6

44,91±1,7

р > 0,05

1,15

КГ

43,11±2,3

45,03±2,2

р > 0,05

4,22

 

р > 0,05

р > 0,05

   

Переключение внимания, у.ед.

ЭГ

20,89±2,1

19,71±2,1

р < 0,05

6,12

КГ

22,07±2,4

21,07±2,2

р < 0,05

4,98

 

р > 0,05

р < 0,05

   

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.

В экспериментальной группе отмечается положительная динамика на 1,14 % по тесту «время двигательной реакции» (ВДР), на 0,46 % в результате теппинг-теста, показывающего частоту движений, на 5,16 % показатель статической выносливости, полученный по времени удержания позы в упоре лежа. Тест «треморометрия», оценивающий устойчивость нервно-мышечных процессов, получил незначительно отрицательный результат -2,27 %. Максимальный рост психофизических показателей был получен в пробе Яроцкого, определяющей вестибулярную координацию (11,56 %). Но следует выделить и то, что контрольная группа также продемонстрировала большой рост данного признака 6,54 %. Статистически значимые различия (р < 0,05) у испытуемых контрольной и экспериментальной групп выявлены в темпе движений – теппинг-тест, статической выносливости – времени удержания позы в упоре лежа, устойчивости нервно-мышечных процессов – тест треморометрия.

Контрольная группа по результатам отдельных тестов психофизических качеств продемонстрировала отрицательную динамику. Это показывают такие результаты, как тест «время двигательной реакции» (ВДР) – 3,68 % (р > 0,05), теппинг-тест – 1,72 % (р < 0,05), тест «треморометрия» – 14,46 % (р < 0,05). Не выявлено статистической достоверности в контрольной и экспериментальной группах по тестам время двигательной реакции, концентрация внимания. Необходимо отметить, что результаты показателей психофизических качеств в обеих группах испытуемых не выявили значительной динамики прироста, а в отдельных моментах выявлена отрицательная тенденция.

Выводы

1. Форма организации занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту», проводимых с учетом спортивных предпочтений студентов по выбранным видам спорта, дает возможность достичь позитивной направленности в динамике результатов по общей физической подготовке и уровня развития психофизических качеств.

2. Отмечается значительный рост в показателях по общей физической подготовке. Статистически достоверные различия итогов обучающихся экспериментальной группы выявлены во всех результатах по общей физической подготовке (р < 0,05). В контрольной группе статистически достоверные различия по нормативам: прыжки в длину с места, подтягивание, тест Купера.

3. По результатам исследования определено, что организация занятий спортивной направленности по выбранному виду спорта привела к сравнительно незначительной интенсификации прироста характеристик по психофизическим качествам: статической выносливости, теппинг-тест и треморометрия (р < 0,05). По тесту времени двигательной реакции в экспериментальной группе также выявлена положительная динамика, но достоверности различий не получено р > 0,05. При увеличении объема выборки достоверность в различиях может появиться. Необходимо указать, что статистически достоверные различия (р < 0,05) результатов по отдельным качествам в обеих группах получены только к концу второго года обучения.


Библиографическая ссылка

Зенкова Т.А., Шутьева Е.Ю., Гладковская А.П. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 7. – С. 98-103;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38759 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674