Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AND COMPETENCE APPROACH IN THE SYSTEM OF TRAINING THE FUTURE DOCTOR

Alekseenko S.N. 1 Gayvoronskaya T.V. 1 Drobot N.N. 1
1 Kuban State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
The article examines the pedagogical methods used in higher education, their relationship with the competence-based approach in the training system of future specialists with higher medical education. The leading direction in the high-quality training of future doctors is the skillful combination of traditional and modern educational technologies by a higher school teacher, which provides an opportunity for students to engage in active cognitive activity in the study and development of the content of educational clinical disciplines. Several teaching models are distinguished in pedagogy: passive – the learner acts as an “object” of the learning process – he listens and looks; active – the student acts as a “subject” of training – performs independent work, solves situational tasks, prepares presentations, etc .; interactive – educational and professional interaction of students with each other and the teacher. Traditional and active teaching methods are not mutually exclusive, they complement each other, helping to increase students’ interest in their chosen profession. The priority requirement of the time is the high professional competence of the university teacher, the use of modern pedagogical technologies, the desire and ability to interest students in the study of the taught discipline, a sense of responsibility for the training of medical personnel in the Russian Federation. The professional competence of the teacher determines the status of the university and the effectiveness of its work.
medical school
students
teachers
passive and interactive teaching methods
professional competence

Актуальной задачей в развитии здравоохранения в РФ рассматривается подготовка высококвалифицированных врачебных кадров. В решении данного вопроса ведущая роль принадлежит медицинским вузам и педагогам, приоритетным направлением работы которых является подготовка компетентных врачей. Современное российское здравоохранение переживает процесс, в результате которого необходимо формирование качественно новой модели организации медицинской деятельности. В этих реалиях перед медицинскими вузами страны поставлены конкретные задачи о качестве подготовки специалистов, их профессиональной компетентности. По оценкам экспертов и общественных организаций, характеризующих работу специалистов в сфере здравоохранения, кроме дефицита кадров в отрасли, отмечен недостаточный уровень подготовки практикующих специалистов. Это сравнительно низкие коммуникативные навыки в общении с пациентами, ошибки в диагностике и назначении лечения, некачественное выполнение врачебных манипуляций. Выпускники вузов испытывают боязнь перед пациентами и их родственниками, отмечен ограниченный доступ в процедурные кабинеты, операционные, страх выполнения процедур из-за боязни нанести вред пациенту и недостаточного овладения практическими умениями и навыками. Следовательно, необходимо повышение качества подготовки врачей в современной жизни [1, 2]. В связи с этим значимым является развитие у студентов с первого курса обучения способности коммуникации с пациентами для изучения клинического и жизненного анамнеза, проводить объективное обследование, анализировать полученные сведения, выявлять симптомы и синдромы, определять план исследования, обобщая полученные результаты, выстроить предварительный диагноз, назначить план лечения и дополнительного обследования. Формирование и развитие указанных способностей требует достаточного объема теоретических знаний и практических умений. Все это накапливается от курса к курсу обучения, в процессе курации пациентов во время практических занятий и в период производственной практики в лечебных учреждениях. Переход на компетентностную модель подготовки специалиста с высшим медицинским образованием ставит перед преподавателями, студентами, руководством образовательных учреждений конкретные задачи. Это подготовка квалифицированных кадров педагогов-профессионалов, что важно для педагога медицинских вузов клинических кафедр, который одновременно и высококвалифицированный врач, и педагог, владеющий педагогическими технологиями, стремящийся к профессиональному росту, готовый нести ответственность за подготовку будущих врачей, которые, в свою очередь, готовы и стремятся получать профессиональные знания, умения и навыки, а также быть ответственными перед пациентами [3, 4]. Обеспечение качественной подготовки медицинских кадров базируется на внедрении и освоении современных информационных систем и новых образовательных технологий, что создает условия для освоения большого потока научной и учебной информации. Возможности получения, обработки и запоминания поступающей информации у каждого учащегося различны. В зависимости от этого люди условно делятся на аудиалов, визуалов, кинестетов [5]. Реализация подготовки компетентного специалиста строится на указанных характеристиках личности. Для создания возможности воспринимать информацию через все репрезентативные системы в учебном процессе преподавателю целесообразно использовать различные варианты форм воздействия с учетом психофизиологических особенностей студентов. При традиционной форме обучения превалирует аудиальное предоставление информации студентам – монолог преподавателя при чтении лекции, устный или письменный опрос по теме практического занятия. В современных условиях образовательный процесс, лекции и практические занятия, обязательно должен сопровождаться визуальными элементами в виде презентаций, интерпретаций рентгенограмм, данных ультразвуковой диагностики и других наглядных иллюстраций. Необходим и кинестетический компонент усвоения информации – отработка практических умений и навыков в симуляционном центре с решением стандартных и нестандартных профессиональных ситуаций. Большое внимание необходимо уделять организации и контролю над проведением производственной практики, во время которой студенты учатся и приобретают опыт практической, коммуникативной и организаторской деятельности [6]. Ведущим направлением в эффективной подготовке будущих врачей является умелое сочетание преподавателем высшей школы традиционных и современных образовательных технологий, что обеспечивает возможность включения учащихся в активную познавательную деятельность при изучении и освоении содержания учебных клинических дисциплин.

Общество в России обязывает преподавателя медицинского вуза соответствовать развитию современной науки в медицинской и педагогической сферах. Ведущее требование времени – высокая профессиональная компетентность, использование современных педагогических технологий, желание и умение заинтересовать студентов изучением преподаваемой дисциплины, владеть чувством ответственности за подготовку врачебных кадров РФ. Профессиональная компетентность преподавателя определяет статус вуза и эффективность его работы [7, 8].

Таким образом, подготовка профессионально компетентных выпускников медицинского вуза, роль преподавателей в этом сложном процессе является актуальной и присутствует необходимость в дальнейшем изучении.

Цель исследования – изучение научно-педагогической литературы по подготовке профессионально компетентных врачей с использованием педагогических технологий, формирующих теоретические и практические знания, умения, навыки. Обобщение опыта применения современных педагогических технологий в Кубанском государственном медицинском университете (КубГМУ), направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций, определение взаимодействия преподавателя высшей школы и студентов в образовательном процессе.

Материалы и методы исследования

Достижение поставленных целей осуществлялось на основе анализа и обобщения научно-педагогической литературы, соответствующей проблеме проводимого исследования, собственного педагогического опыта работы в медицинском вузе с использованием современных педагогических технологий. Проведено добровольное анонимное социологическое исследование 238 студентов выпускного курса Кубанского государственного медицинского университета – 93 студента лечебного факультета, 75 студентов стоматологического и 70 студентов педиатрического факультета. Возраст респондентов 22–23 года. В вопросах анкеты студентам предложено оценить их отношение к интерактивным формам обучения в вузе, приобретение и совершенствование практических умений и навыков, удовлетворенность влиянием производственной практики на теоретическую и практическую подготовку.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях развития высшего медицинского образования и подготовки компетентных специалистов имеет место единая система организационного и технологического обеспечения образовательного процесса подготовки врача, компетентность которого отвечает требованиям общества, соответствует достижениям науки и современным технологиям, применяемым в медицине. Современному выпускнику медицинского вуза необходимо иметь не только высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, но уметь грамотно излагать свои мысли, адекватно вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, уметь слушать коллег, логически мыслить, находить необходимую информацию и грамотно ее использовать, обладать коммуникативными способностями при общении с пациентами и их родственниками, персоналом лечебного учреждения. Для подготовки выпускника медицинского вуза, отвечающего перечисленным требованиям, целесообразен компетентностный подход в организации образовательного процесса, который заключается в создании и развитии компетенций у студентов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) [9]. Приоритетную роль в выполнении задач подготовки компетентных специалистов с высшим медицинским образованием играют педагогические технологии, используемые преподавателями вуза. В научной педагогической технологии разрабатываются и находят практическое применение компоненты педагогического процесса, которые должны дать ожидаемый результат подготовки врача [10]. Учебный процесс в вузе построен на принципах взаимодействия субъектов действия – преподавателя и обучающихся. В работе педагога используются традиционные/классические и современные технологии. Традиционные или классические относятся к пассивным методам, когда студент должен усвоить и воспроизвести учебный материал, полученный от преподавателя, из учебника или другого источника. Практическое занятие проходит чаще в виде устного опроса студентов – один студент отвечает, другие, в большинстве, делают вид, что слушают. В таких условиях не происходит познавательного взаимодействия студентов друг с другом – группа не вовлечена в учебный процесс. К пассивному обучению также относят лекцию-монолог: без вовлечения студентов и уточнения заинтересованности ими изучаемой дисциплины, без обратной связи лектора с аудиторией. Использование традиционных методик в современных условиях недостаточно эффективно, так как современное поколение студентов, так называемое поколение Z, получили с детства возможность взаимного общения через социальные сети, им сложно длительное время сосредотачиваться и удерживать внимание на объекте изучения. Для них типично «клиповое мышление». В профессиональной деятельности врача необходимо формирование и развитие «клинического мышления», которое является проявлением высшей формы мыслительной деятельности человека и дает возможность выполнять функции анализа и синтеза, суждения и умозаключения, обобщения. Применение этих свойств позволяет врачу решать стандартные и нестандартные профессиональные проблемы [11, 12]. В современных условиях развития науки и, в частности, педагогики важнейшим направлением рассматривается использование в учебно-познавательном процессе интерактивных форм обучения. Эти направления создают дидактические и психологические предпосылки, побуждающие обучающихся к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебной деятельности и овладении будущей профессией [13, 14]. Интерактивные формы направлены на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Такая система создает условия, при которых студент может стать более уверенным в своей когнитивной состоятельности, это делает обучение более продуктивным. Современные технологии необходимо рассматривать как целесообразность в реализации качественного обучения и повышения компетентности выпускников медицинского вуза.

Для преподавателей формирование и развитие мыслительного процесса у студентов являются вызовом для изменения подхода в технологии обучения. Кроме того, возникает необходимость интеграции клинического и клипового мышления. Древняя китайская мудрость гласит: «Скажите мне – я забуду, покажите мне – я запомню, вовлеките меня – я пойму». Следовательно, во все времена существовала проблема обучения, развития умения мыслить у обучающихся. Анкетирование студентов выпускных курсов КубГМУ показало, что в общей когорте 87,7 % респондентов отдают предпочтение интерактивным формам обучения. В этой оценке на приоритеты данной формы указали 92,0 % студентов стоматологического факультета, 91,5 % – педиатрического и 79,5 % – лечебного. На вопрос «Чем студентов привлекают интерактивные технологии организации учебного процесса?» респонденты в свободном изложении дали следующие ответы: «развивает клиническое мышление»; «повышает ответственность студентов за процесс обучения»; «заставляет думать, анализировать ошибки»; «высказывать и аргументировать свое мнение»; «это контактная работа всей группы с преподавателем»; «командная работа под контролем преподавателя»; «учит самостоятельному принятию решений». Студенты отмечают, что такая организация познавательной деятельности должна применяться более активно, особенно на старших курсах.

Распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); работа в малых группах (решение и составление ситуационных задач, разработка алгоритма диагностики различных нозологий, алгоритм диагностики и помощи при неотложных состояниях); обучающие игры (имитационные, деловые); подготовка презентаций по самостоятельно избранным студентами темам дисциплины; интерактивная лекция с применением видеоматериалов; обсуждение сложных вопросов, возникших при изучении темы.

В проводимом исследовании студентам предложено выразить свое отношение к каждой применяемой форме интерактивного обучения. Мнения респондентов представлены в таблице.

Отношение студентов к интерактивным формам обучения в вузе, абс ч, %

Формы обучения

Отношение студентов к формам обучения

положительное

абс. ч. %

отрицательное

абс. ч. %

ответ вызвал затруднения абс. ч. %

Круглый стол: дебаты, дискуссии (n = 238)

178 74,5

10 4,1

50 21,4

Мозговой штурм (n = 238)

177 73,8

13 5,7

48 20.5

сase-study – анализ конкретных ситуаций (n = 238)

179 74,7

9

3.8

50 21,5

Работа в малых группах (n = 238)

231 97,1

0 0,0

7 2,9

Деловые игры (n = 238)

219 92.2

11 4,6

8 3,2

Подготовка презентаций (n = 238)

226 95,1

0 0,0

12 4,9

Лекции с видеоматериалами (n = 238)

232 97,6

6 2,4

0 0,0

Обсуждение сложных вопросов по изучаемой теме (n = 238)

230 96,8

0 0,0

8 3,2

Всего по формам обучения:

208 87,7

10 3,7

20 8,6

Анализ результатов показал высокий уровень интереса студентов к современным технологиям обучения. Выяснилось, что из всей когорты студентов, принимающих участие в анкетировании, 87,7 % положительно оценивают интерактивное обучение. При этом наиболее познавательны и эффективны, как отмечают участники анкетирования, такие формы: «работа в малых группах», «лекции с видеоматериалами», «подготовка презентаций обучающимися по теме занятия», «обсуждение сложных вопросов по изучаемой теме». Необходимо отметить, что при проведении занятий с использованием интерактивных технологий перед преподавателем стоит вопрос выбора наиболее эффективной формы к конкретной теме занятия и целесообразности использовать сочетание нескольких форм. Решение преподавателем проблемы должно быть направлено на улучшение качества осмысления и понимания изучаемых процессов при различных патологических состояниях в организме пациента, это создаст условия к развитию у студентов стремления к самостоятельному поиску решения клинических задач.

Особенности профессии врача состоят в том, что специалист должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями, навыками. Для приобретения опыта практической деятельности в современных формах развития медицинского образования работают симуляционные центры, которые дают возможность отрабатывать манипуляции на муляжах, фантомах, компьютерных имитаторах. В КубГМУ создан Многопрофильный аккредитационно-симуляционный центр (Центр), отвечающий современным тенденциям развития медицинского профессионального образования. В Центре студенты, начиная с младших курсов, овладевают практическими умениями и навыками в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. При анкетировании студентов выпускных курсов КубГМУ выяснилось, что все респонденты считают необходимой такую практико-ориентированную подготовку. Это предоставляет возможность овладеть умениями и навыками с многократными подходами, снижает эмоциональное напряжение, не наносит вред здоровью и не представляет угрозы жизни пациента. Однако необходимо понимать, что симуляционная среда – это искусственно созданная модель, в определенной степени отличающаяся от реальной жизни.

В современных условиях здравоохранению требуются выпускники высших учебных медицинских заведений, имеющие опыт практической деятельности, в том числе полученный в процессе учебно-производственной практики. Практические знания, приобретенные за время производственно практики, помогают выпускнику вуза быть конкурентоспособным при выборе врачебной специальности и успешным в дальнейшей врачебной деятельности. Поэтому организация и контроль исполнения программы производственной практики является важнейшим производным при выполнении государственного заказа на повышение качества подготовки выпускников медицинского вуза, способных квалифицированно воплощать теоретическую и практическую подготовку в будущей профессиональной работе [15]. В этом направлении большая роль принадлежит преемственности и содружеству между преподавателями вузов, ответственными за качество этого раздела подготовки врача, и руководителями, врачами, медицинским персоналом лечебного учреждения, которое является базой производственной практики.

Анализируя ответы респондентов на вопросы анкеты, выяснили, что 68,7 % полностью удовлетворены производственной практикой. Высокую степень удовлетворенности (91,9 %) показали студенты, зачисленные в вуз по целевому приему и выполняющие практику в муниципальных лечебных учреждениях – центральных районных больницах. Из всей когорты анкетируемых 24,7 % отметили трудности доступа к пациентам и выполнению медицинских манипуляций, что служило причиной конфликтных ситуаций между сотрудниками лечебного учреждения и студентами. Почти треть опрошенных пожелали руководителям практики усилить контроль за ее организацией и эффективностью. Таким образом, подготовка квалифицированного выпускника медицинского вуза требует совместных усилий со стороны преподавателей и студентов. Это возможно при компетентностном подходе в организации учебного процесса на кафедрах и в период производственной практики. Кроме того, целесообразно комплексное взаимодействие медицинского вуза в лице ответственных за организацию производственной практики и руководителей лечебно-профилактических учреждений. В результате согласованных действий и взаимопонимания по выполнению поставленных задач получат положительный эффект обе стороны: руководители практического здравоохранения – специалистов необходимой квалификации; образовательное учреждение – повысит статус за счет подготовки компетентных будущих врачей.

Doc16.pdf

Блок-схема взаимодействий преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского вуза

Главным ресурсом педагогического процесса является студент, его познавательная активность, стремление приобрести знания, умения и навыки для эффективной работы, стремление к саморазвитию, самообразованию, осмысленному пониманию основ деятельности врача, направленной на сохранение здоровья и жизни пациентов. Успешность реализации задач по подготовке компетентного врача также осуществляется в процессе самообразовательной деятельности студентов, совершенствованию навыков самостоятельного критического мышления в решении профессиональных задач.

Основные векторы взаимодействия участников процесса подготовки профессионально компетентного врача, отражающие взаимодействие преподавателя и студентов представлены на рисунке.

Заключение

В современных условиях развития высшего медицинского образования важным аспектом рассматривается тенденция компетентностного подхода в подготовке будущих врачей. Данная модель образования считает целесообразным творческий подход при реализации поставленных задач. Применение интерактивных педагогических технологий повышает мыслительную активность обучающихся, интерес к изучаемой дисциплине, формирует способность работы в команде. При такой организации учебного процесса студенты активно общаются друг с другом и преподавателем. Современные педагогические технологии направлены на понимание студентом того, что не его учат, а он учится. Важным составляющим в подготовке компетентного специалиста, кроме теоретической, необходимо приобретение практических навыков и умений. В этом направлении большая роль отводится симуляционному обучению и производственной практике. Достичь успеха в подготовке компетентного врача можно совместными действиями квалифицированного, ответственного преподавателя и студентов, у которых высокая мотивация к получению знаний, умений и навыков.