Актуальной задачей в развитии здравоохранения в РФ рассматривается подготовка высококвалифицированных врачебных кадров. В решении данного вопроса ведущая роль принадлежит медицинским вузам и педагогам, приоритетным направлением работы которых является подготовка компетентных врачей. Современное российское здравоохранение переживает процесс, в результате которого необходимо формирование качественно новой модели организации медицинской деятельности. В этих реалиях перед медицинскими вузами страны поставлены конкретные задачи о качестве подготовки специалистов, их профессиональной компетентности. По оценкам экспертов и общественных организаций, характеризующих работу специалистов в сфере здравоохранения, кроме дефицита кадров в отрасли, отмечен недостаточный уровень подготовки практикующих специалистов. Это сравнительно низкие коммуникативные навыки в общении с пациентами, ошибки в диагностике и назначении лечения, некачественное выполнение врачебных манипуляций. Выпускники вузов испытывают боязнь перед пациентами и их родственниками, отмечен ограниченный доступ в процедурные кабинеты, операционные, страх выполнения процедур из-за боязни нанести вред пациенту и недостаточного овладения практическими умениями и навыками. Следовательно, необходимо повышение качества подготовки врачей в современной жизни [1, 2]. В связи с этим значимым является развитие у студентов с первого курса обучения способности коммуникации с пациентами для изучения клинического и жизненного анамнеза, проводить объективное обследование, анализировать полученные сведения, выявлять симптомы и синдромы, определять план исследования, обобщая полученные результаты, выстроить предварительный диагноз, назначить план лечения и дополнительного обследования. Формирование и развитие указанных способностей требует достаточного объема теоретических знаний и практических умений. Все это накапливается от курса к курсу обучения, в процессе курации пациентов во время практических занятий и в период производственной практики в лечебных учреждениях. Переход на компетентностную модель подготовки специалиста с высшим медицинским образованием ставит перед преподавателями, студентами, руководством образовательных учреждений конкретные задачи. Это подготовка квалифицированных кадров педагогов-профессионалов, что важно для педагога медицинских вузов клинических кафедр, который одновременно и высококвалифицированный врач, и педагог, владеющий педагогическими технологиями, стремящийся к профессиональному росту, готовый нести ответственность за подготовку будущих врачей, которые, в свою очередь, готовы и стремятся получать профессиональные знания, умения и навыки, а также быть ответственными перед пациентами [3, 4]. Обеспечение качественной подготовки медицинских кадров базируется на внедрении и освоении современных информационных систем и новых образовательных технологий, что создает условия для освоения большого потока научной и учебной информации. Возможности получения, обработки и запоминания поступающей информации у каждого учащегося различны. В зависимости от этого люди условно делятся на аудиалов, визуалов, кинестетов [5]. Реализация подготовки компетентного специалиста строится на указанных характеристиках личности. Для создания возможности воспринимать информацию через все репрезентативные системы в учебном процессе преподавателю целесообразно использовать различные варианты форм воздействия с учетом психофизиологических особенностей студентов. При традиционной форме обучения превалирует аудиальное предоставление информации студентам – монолог преподавателя при чтении лекции, устный или письменный опрос по теме практического занятия. В современных условиях образовательный процесс, лекции и практические занятия, обязательно должен сопровождаться визуальными элементами в виде презентаций, интерпретаций рентгенограмм, данных ультразвуковой диагностики и других наглядных иллюстраций. Необходим и кинестетический компонент усвоения информации – отработка практических умений и навыков в симуляционном центре с решением стандартных и нестандартных профессиональных ситуаций. Большое внимание необходимо уделять организации и контролю над проведением производственной практики, во время которой студенты учатся и приобретают опыт практической, коммуникативной и организаторской деятельности [6]. Ведущим направлением в эффективной подготовке будущих врачей является умелое сочетание преподавателем высшей школы традиционных и современных образовательных технологий, что обеспечивает возможность включения учащихся в активную познавательную деятельность при изучении и освоении содержания учебных клинических дисциплин.
Общество в России обязывает преподавателя медицинского вуза соответствовать развитию современной науки в медицинской и педагогической сферах. Ведущее требование времени – высокая профессиональная компетентность, использование современных педагогических технологий, желание и умение заинтересовать студентов изучением преподаваемой дисциплины, владеть чувством ответственности за подготовку врачебных кадров РФ. Профессиональная компетентность преподавателя определяет статус вуза и эффективность его работы [7, 8].
Таким образом, подготовка профессионально компетентных выпускников медицинского вуза, роль преподавателей в этом сложном процессе является актуальной и присутствует необходимость в дальнейшем изучении.
Цель исследования – изучение научно-педагогической литературы по подготовке профессионально компетентных врачей с использованием педагогических технологий, формирующих теоретические и практические знания, умения, навыки. Обобщение опыта применения современных педагогических технологий в Кубанском государственном медицинском университете (КубГМУ), направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций, определение взаимодействия преподавателя высшей школы и студентов в образовательном процессе.
Материалы и методы исследования
Достижение поставленных целей осуществлялось на основе анализа и обобщения научно-педагогической литературы, соответствующей проблеме проводимого исследования, собственного педагогического опыта работы в медицинском вузе с использованием современных педагогических технологий. Проведено добровольное анонимное социологическое исследование 238 студентов выпускного курса Кубанского государственного медицинского университета – 93 студента лечебного факультета, 75 студентов стоматологического и 70 студентов педиатрического факультета. Возраст респондентов 22–23 года. В вопросах анкеты студентам предложено оценить их отношение к интерактивным формам обучения в вузе, приобретение и совершенствование практических умений и навыков, удовлетворенность влиянием производственной практики на теоретическую и практическую подготовку.
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях развития высшего медицинского образования и подготовки компетентных специалистов имеет место единая система организационного и технологического обеспечения образовательного процесса подготовки врача, компетентность которого отвечает требованиям общества, соответствует достижениям науки и современным технологиям, применяемым в медицине. Современному выпускнику медицинского вуза необходимо иметь не только высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, но уметь грамотно излагать свои мысли, адекватно вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, уметь слушать коллег, логически мыслить, находить необходимую информацию и грамотно ее использовать, обладать коммуникативными способностями при общении с пациентами и их родственниками, персоналом лечебного учреждения. Для подготовки выпускника медицинского вуза, отвечающего перечисленным требованиям, целесообразен компетентностный подход в организации образовательного процесса, который заключается в создании и развитии компетенций у студентов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) [9]. Приоритетную роль в выполнении задач подготовки компетентных специалистов с высшим медицинским образованием играют педагогические технологии, используемые преподавателями вуза. В научной педагогической технологии разрабатываются и находят практическое применение компоненты педагогического процесса, которые должны дать ожидаемый результат подготовки врача [10]. Учебный процесс в вузе построен на принципах взаимодействия субъектов действия – преподавателя и обучающихся. В работе педагога используются традиционные/классические и современные технологии. Традиционные или классические относятся к пассивным методам, когда студент должен усвоить и воспроизвести учебный материал, полученный от преподавателя, из учебника или другого источника. Практическое занятие проходит чаще в виде устного опроса студентов – один студент отвечает, другие, в большинстве, делают вид, что слушают. В таких условиях не происходит познавательного взаимодействия студентов друг с другом – группа не вовлечена в учебный процесс. К пассивному обучению также относят лекцию-монолог: без вовлечения студентов и уточнения заинтересованности ими изучаемой дисциплины, без обратной связи лектора с аудиторией. Использование традиционных методик в современных условиях недостаточно эффективно, так как современное поколение студентов, так называемое поколение Z, получили с детства возможность взаимного общения через социальные сети, им сложно длительное время сосредотачиваться и удерживать внимание на объекте изучения. Для них типично «клиповое мышление». В профессиональной деятельности врача необходимо формирование и развитие «клинического мышления», которое является проявлением высшей формы мыслительной деятельности человека и дает возможность выполнять функции анализа и синтеза, суждения и умозаключения, обобщения. Применение этих свойств позволяет врачу решать стандартные и нестандартные профессиональные проблемы [11, 12]. В современных условиях развития науки и, в частности, педагогики важнейшим направлением рассматривается использование в учебно-познавательном процессе интерактивных форм обучения. Эти направления создают дидактические и психологические предпосылки, побуждающие обучающихся к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебной деятельности и овладении будущей профессией [13, 14]. Интерактивные формы направлены на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Такая система создает условия, при которых студент может стать более уверенным в своей когнитивной состоятельности, это делает обучение более продуктивным. Современные технологии необходимо рассматривать как целесообразность в реализации качественного обучения и повышения компетентности выпускников медицинского вуза.
Для преподавателей формирование и развитие мыслительного процесса у студентов являются вызовом для изменения подхода в технологии обучения. Кроме того, возникает необходимость интеграции клинического и клипового мышления. Древняя китайская мудрость гласит: «Скажите мне – я забуду, покажите мне – я запомню, вовлеките меня – я пойму». Следовательно, во все времена существовала проблема обучения, развития умения мыслить у обучающихся. Анкетирование студентов выпускных курсов КубГМУ показало, что в общей когорте 87,7 % респондентов отдают предпочтение интерактивным формам обучения. В этой оценке на приоритеты данной формы указали 92,0 % студентов стоматологического факультета, 91,5 % – педиатрического и 79,5 % – лечебного. На вопрос «Чем студентов привлекают интерактивные технологии организации учебного процесса?» респонденты в свободном изложении дали следующие ответы: «развивает клиническое мышление»; «повышает ответственность студентов за процесс обучения»; «заставляет думать, анализировать ошибки»; «высказывать и аргументировать свое мнение»; «это контактная работа всей группы с преподавателем»; «командная работа под контролем преподавателя»; «учит самостоятельному принятию решений». Студенты отмечают, что такая организация познавательной деятельности должна применяться более активно, особенно на старших курсах.
Распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); работа в малых группах (решение и составление ситуационных задач, разработка алгоритма диагностики различных нозологий, алгоритм диагностики и помощи при неотложных состояниях); обучающие игры (имитационные, деловые); подготовка презентаций по самостоятельно избранным студентами темам дисциплины; интерактивная лекция с применением видеоматериалов; обсуждение сложных вопросов, возникших при изучении темы.
В проводимом исследовании студентам предложено выразить свое отношение к каждой применяемой форме интерактивного обучения. Мнения респондентов представлены в таблице.
Отношение студентов к интерактивным формам обучения в вузе, абс ч, %
Формы обучения |
Отношение студентов к формам обучения |
||
положительное абс. ч. % |
отрицательное абс. ч. % |
ответ вызвал затруднения абс. ч. % |
|
Круглый стол: дебаты, дискуссии (n = 238) |
178 74,5 |
10 4,1 |
50 21,4 |
Мозговой штурм (n = 238) |
177 73,8 |
13 5,7 |
48 20.5 |
сase-study – анализ конкретных ситуаций (n = 238) |
179 74,7 |
9 3.8 |
50 21,5 |
Работа в малых группах (n = 238) |
231 97,1 |
0 0,0 |
7 2,9 |
Деловые игры (n = 238) |
219 92.2 |
11 4,6 |
8 3,2 |
Подготовка презентаций (n = 238) |
226 95,1 |
0 0,0 |
12 4,9 |
Лекции с видеоматериалами (n = 238) |
232 97,6 |
6 2,4 |
0 0,0 |
Обсуждение сложных вопросов по изучаемой теме (n = 238) |
230 96,8 |
0 0,0 |
8 3,2 |
Всего по формам обучения: |
208 87,7 |
10 3,7 |
20 8,6 |
Анализ результатов показал высокий уровень интереса студентов к современным технологиям обучения. Выяснилось, что из всей когорты студентов, принимающих участие в анкетировании, 87,7 % положительно оценивают интерактивное обучение. При этом наиболее познавательны и эффективны, как отмечают участники анкетирования, такие формы: «работа в малых группах», «лекции с видеоматериалами», «подготовка презентаций обучающимися по теме занятия», «обсуждение сложных вопросов по изучаемой теме». Необходимо отметить, что при проведении занятий с использованием интерактивных технологий перед преподавателем стоит вопрос выбора наиболее эффективной формы к конкретной теме занятия и целесообразности использовать сочетание нескольких форм. Решение преподавателем проблемы должно быть направлено на улучшение качества осмысления и понимания изучаемых процессов при различных патологических состояниях в организме пациента, это создаст условия к развитию у студентов стремления к самостоятельному поиску решения клинических задач.
Особенности профессии врача состоят в том, что специалист должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями, навыками. Для приобретения опыта практической деятельности в современных формах развития медицинского образования работают симуляционные центры, которые дают возможность отрабатывать манипуляции на муляжах, фантомах, компьютерных имитаторах. В КубГМУ создан Многопрофильный аккредитационно-симуляционный центр (Центр), отвечающий современным тенденциям развития медицинского профессионального образования. В Центре студенты, начиная с младших курсов, овладевают практическими умениями и навыками в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. При анкетировании студентов выпускных курсов КубГМУ выяснилось, что все респонденты считают необходимой такую практико-ориентированную подготовку. Это предоставляет возможность овладеть умениями и навыками с многократными подходами, снижает эмоциональное напряжение, не наносит вред здоровью и не представляет угрозы жизни пациента. Однако необходимо понимать, что симуляционная среда – это искусственно созданная модель, в определенной степени отличающаяся от реальной жизни.
В современных условиях здравоохранению требуются выпускники высших учебных медицинских заведений, имеющие опыт практической деятельности, в том числе полученный в процессе учебно-производственной практики. Практические знания, приобретенные за время производственно практики, помогают выпускнику вуза быть конкурентоспособным при выборе врачебной специальности и успешным в дальнейшей врачебной деятельности. Поэтому организация и контроль исполнения программы производственной практики является важнейшим производным при выполнении государственного заказа на повышение качества подготовки выпускников медицинского вуза, способных квалифицированно воплощать теоретическую и практическую подготовку в будущей профессиональной работе [15]. В этом направлении большая роль принадлежит преемственности и содружеству между преподавателями вузов, ответственными за качество этого раздела подготовки врача, и руководителями, врачами, медицинским персоналом лечебного учреждения, которое является базой производственной практики.
Анализируя ответы респондентов на вопросы анкеты, выяснили, что 68,7 % полностью удовлетворены производственной практикой. Высокую степень удовлетворенности (91,9 %) показали студенты, зачисленные в вуз по целевому приему и выполняющие практику в муниципальных лечебных учреждениях – центральных районных больницах. Из всей когорты анкетируемых 24,7 % отметили трудности доступа к пациентам и выполнению медицинских манипуляций, что служило причиной конфликтных ситуаций между сотрудниками лечебного учреждения и студентами. Почти треть опрошенных пожелали руководителям практики усилить контроль за ее организацией и эффективностью. Таким образом, подготовка квалифицированного выпускника медицинского вуза требует совместных усилий со стороны преподавателей и студентов. Это возможно при компетентностном подходе в организации учебного процесса на кафедрах и в период производственной практики. Кроме того, целесообразно комплексное взаимодействие медицинского вуза в лице ответственных за организацию производственной практики и руководителей лечебно-профилактических учреждений. В результате согласованных действий и взаимопонимания по выполнению поставленных задач получат положительный эффект обе стороны: руководители практического здравоохранения – специалистов необходимой квалификации; образовательное учреждение – повысит статус за счет подготовки компетентных будущих врачей.
Блок-схема взаимодействий преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского вуза
Главным ресурсом педагогического процесса является студент, его познавательная активность, стремление приобрести знания, умения и навыки для эффективной работы, стремление к саморазвитию, самообразованию, осмысленному пониманию основ деятельности врача, направленной на сохранение здоровья и жизни пациентов. Успешность реализации задач по подготовке компетентного врача также осуществляется в процессе самообразовательной деятельности студентов, совершенствованию навыков самостоятельного критического мышления в решении профессиональных задач.
Основные векторы взаимодействия участников процесса подготовки профессионально компетентного врача, отражающие взаимодействие преподавателя и студентов представлены на рисунке.
Заключение
В современных условиях развития высшего медицинского образования важным аспектом рассматривается тенденция компетентностного подхода в подготовке будущих врачей. Данная модель образования считает целесообразным творческий подход при реализации поставленных задач. Применение интерактивных педагогических технологий повышает мыслительную активность обучающихся, интерес к изучаемой дисциплине, формирует способность работы в команде. При такой организации учебного процесса студенты активно общаются друг с другом и преподавателем. Современные педагогические технологии направлены на понимание студентом того, что не его учат, а он учится. Важным составляющим в подготовке компетентного специалиста, кроме теоретической, необходимо приобретение практических навыков и умений. В этом направлении большая роль отводится симуляционному обучению и производственной практике. Достичь успеха в подготовке компетентного врача можно совместными действиями квалифицированного, ответственного преподавателя и студентов, у которых высокая мотивация к получению знаний, умений и навыков.
Библиографическая ссылка
Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 7. – С. 73-79;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38755 (дата обращения: 21.11.2024).