Как показывает практика, повышение качества организации и реализации физического воспитания учащейся молодежи невозможно только повышением «способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [1] и стремлением к «достаточному уровню психофизического состояния и компетенций в области сохранения здоровья для успешной профессиональной деятельности» [2]. В своем исследовании А.С. Баталов (2003) тонко подметил, что сложившаяся ситуация «требует ревизии целей, содержания, методов и форм образования» [3], которые находятся на вооружении кафедр физической культуры и преподавателей в частности. В условиях реформ социально-экономического характера качественное физическое воспитание возможно при ориентации на современные, более востребованные технологии и подходы, адекватно воспринимаемые современной молодежью, среди которых в настоящее время особое место отводится образовательному маркетингу. О необходимости интеграции маркетинга в образование с целью повышения его качества говорят исследования следующих авторитетных специалистов: О.Ю. Цыбиной (2013), А.О. Солопенко, И.И. Плужниковой (2019), С.А. Нажмутдиновой, К.М. Гасановой, А.М. Мамедяровой, Р.Х. Магомедова (2020) и др. [4–6]. Вместе с тем, как отметил в своей работе С. Хисамутдинов (2013), в отличие от зарубежного высшего образования «до сих пор в отечественной литературе отсутствуют достаточно целостные исследования по использованию маркетинга в сфере образования» [7].
Если же говорить о физическом воспитании студентов, как одном из необходимых направлений во всесторонней подготовке высококвалифицированных специалистов, интерес исследователей к маркетинговому подходу на сегодняшний день вообще не проявлялся. Была предпринята попытка в использовании возможностей маркетинга в физическом воспитании студентов исследователем С.В. Салминым (2009), разрабатывавшим идею формирования здорового образа жизни студентов в процессе маркетинговой деятельности вуза [8]. Однако в работе С.В. Салмина физкультурно-оздоровительная работа со студентами рассматривается только в рамках воспитательной деятельности вуза.
Таким образом, анализ литературы показал, что в практике физического воспитания студентов, а именно в организации занятий по дисциплине «Физическая культура», использование средств маркетинга на данный момент не осуществлялось. Авторским коллективом впервые была предпринята попытка использования маркетингового подхода в физическом воспитании студентов.
Маркетинговый подход в организации физического воспитания студентов предполагал следующие мероприятия:
- маркетинговое исследование в форме опросов, анкетирования, интервьюирования для понимания того, на кого ориентироваться в организации физического воспитания, каков будет контингент занимающихся, какой вид физкультурно-спортивных видов деятельности лучше культивировать на занятиях;
- сегментирование физкультурно-спортивного рынка (по видам физкультурно-спортивной деятельности) и отбор целевых групп студентов – потребителей образовательных услуг: разделение групп студентов в процессе физического воспитания на подгруппы или сегменты, в которых потребности и запросы в конкретных видах физкультурно-спортивной деятельности одинаковы;
- мониторинг качества производимого продукта – уровня физической культуры личности студентов, характеризующегося каким-либо уровнем сформированной самостоятельной физкультурной активности.
Цель исследования заключалась в изучении результатов физического воспитания студентов, осуществляемого на основе маркетингового подхода.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования в работе были задействованы: анализ специальный литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент, математическая обработка данных. Исследование было организовано на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (г. Барнаул) в течение учебного 2020–2021 г. В исследовании были задействованы более 500 студентов, предварительно распределенных на экспериментальную (n = 237) и контрольную (n = 264) группы.
Результаты исследования и их обсуждение
Маркетинговые исследования в форме опроса и анкетирования, используемые в предварительных исследованиях, позволили учитывать интересы и потребности студентов вуза в процессе планирования физического воспитания и, собственно, подготовки преподавателя к занятиям [9, 10]. К тому же на основе учета результатов сегментирования по видам физкультурно-спортивной деятельности процесс физического воспитания в АлтГТУ был организован следующим образом:
– одна группа обучающихся, выступавшая в роли экспериментальной группы (237 студентов), осваивала содержание дисциплины с учетом выявленных у них интересов в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых услуг. Для занятий по физической культуре были организованы учебные группы по одному из видов физкультурно-спортивной деятельности, обозначенных ими в рамках маркетинговых исследований: спортивно-игровой, гимнастической, атлетической, аэробной, спортивно-боевой направленности;
– другая группа – контрольная (n = 264), осваивавшая дисциплину традиционным способом, где процесс физического воспитания строился на общепринятом подходе комплексного планирования и последующего освоения средств базовых видов физкультурно-спортивной деятельности (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и лыжные гонки).
Как правило, результат физического воспитания студентов оценивают по показателям их физической подготовленности. Однако практический опыт дает все основания утверждать, что ориентирование на повышение физических кондиций обучающихся в процессе их физического воспитания не носит долговременного эффекта и ограничивается рамками академических (обязательных) занятий. Физически воспитанного студента отличает достаточный уровень здоровья и способность к самостоятельному его поддержанию и укреплению, а также повседневному осуществлению профилактики заболеваний и коррекцию собственного психофизического состояния. Соответственно, качественное физическое воспитание будущего высококвалифицированного специалиста возможно только при условии формирования у него потребности в самостоятельной физкультурной активности. Мнение о необходимости контроля у студентов самостоятельной физкультурной активности как результата их физического воспитания подтверждается исследованиями Т.Е. Веселкиной, А.И. Крылова (2014), Ю.С. Кучиной (2018), С.Л. Михайлова, Т.В. Беличевой, А.В. Бокова (2018) и др. [11–13].
Таким образом, оценивание результатов физического воспитания студентов в настоящем исследовании нами осуществлялось на основе анализа следующих показателей: посещаемость учебных занятий по физической культуре, уровень физкультурной активности студентов, уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности.
Изучение результатов физического воспитания студентов первого курса, реализуемого в течение двух семестров с сентября 2020 по апрель 2021 г. позволило судить об эффективности использования маркетингового подхода в работе со студентами. Физическое воспитание, реализуемое в учебных группах на основе средств избранного студентами вида физкультурно-оздоровительных услуг, как ведущего вида физкультурной деятельности, способствовало активизации самостоятельных занятий, выполняемых студентами как в условиях урочных занятий, так и в условиях самостоятельных домашних тренировок.
Такой подход к организации занятий, когда студенты углубленно осваивали выбранный ими вид спорта (спортивная гимнастика, баскетбол, пауэрлифтинг и др.) или физкультурно-оздоровительной деятельности (степ-аэробика, йога, оздоровительный бег, атлетическая гимнастика и пр.), содействовал лучшему освоению двигательных действий и позволял увеличить общее время занятий как специальными, так и общеподготовительными и общеразвивающими упражнениями. Такой подход ускорял процесс физического совершенствования.
Динамика результатов физического воспитания студентов представлена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика результатов физического воспитания студентов
№ |
Компоненты физической культуры |
Период |
ЭГ (n = 237) |
КГ (n = 264) |
t, р |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Посещаемость учебных занятий (в %) |
До |
69,2 |
70,6 |
t = 0,32; р > 0,05 |
После |
92,3 |
75,4 |
t = 2,68; р˂0,01 |
||
t, р |
t = 2,78; р < 0,01 |
t = 0,62; р > 0,05 |
|||
2 |
Активность участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях (в %) |
До |
36,4 |
39,9 |
t = 0,44; р > 0,05 |
После |
79,2 |
50,7 |
t = 3,11; р < 0,01 |
||
t, р |
t = 3,14; р < 0,01 |
t = 2,01; р < 0,05 |
|||
Окончание табл. 1 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
Активность участия в соревнованиях по избранному виду спорта (в %) |
До |
28,6 |
29,1 |
t = 0,61; р > 0,05 |
После |
65,4 |
41,8 |
t = 3,41; р < 0,01 |
||
t, р |
t = 2,96; р < 0,01 |
t = 2,13; р < 0,05 |
|||
4 |
Уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности (балл) |
До |
44,4 ± 8,2 |
46,9 ± 9,1 |
t = 1,42; р > 0,05 |
После |
59,3 ± 5,6 |
47,4 ± 9,4 |
t = 2,12; р < 0,05 |
||
t, р |
t = 2,62; р < 0,01 |
t = 0,32; р > 0,05 |
Из данных табл. 1 видно, что пропуски занятий по физической культуре за учебный год в ЭГ снизились на 23,1 % (t = 2,78; р < 0,01), тогда как в КГ этот показатель улучшился только на 4,9 % (t = 0,62; р > 0,05). Опрос студентов ЭГ показал, что посещение занятий стало интересным, так как видна очевидная значимость практических и теоретических занятий по физической культуре. Более того, занятия стали интересны в силу их соответствия запросам потребителей, т.е. студентам предоставлена возможность заниматься выбранными ими видами физкультурно-спортивной деятельности.
Анализ активности участия физкультурно-спортивных мероприятиях и спортивных соревнованиях в обеих группах показал аналогичную ситуацию. Так, в ЭГ студенты стали чаще принимать участие в различных мероприятиях и праздниках физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности на 42,8 % (t = 3,14; р < 0,01), а в КГ этот показатель улучшился только на 10,8 % (t = 2,01; р < 0,05). Увеличилось число студентов ЭГ, которые стали чаще участвовать в соревнованиях по избранному виду спорта на 36,8 % (t = 2,96; р < 0,01), а студенты КГ – только на 12,7 % (t = 2,13; р < 0,05). Сложившаяся ситуация с увеличившимся количеством участников подтолкнула к увеличению в вузе количества межвузовских, внутривузовских и межфакультетских спортивных, физкультурно-оздоровительных и физкультурно-развлекательных мероприятий.
Анализ следующего компонента физической культуры студентов – «уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности» – проводился нами по методике «Потребность в ценностях физической культуры и здорового образа жизни», разработанной в 2008 г. одним из соавторов настоящей статьи [14].
Следует отметить, что вследствие целенаправленного маркетингового подхода к организации занятий по физическому воспитанию у студентов значительно и достоверно увеличился уровень потребности, чего нельзя констатировать у студентов контрольной группы (табл. 1). Так, на начало обучения в вузе средний уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности у студентов ЭГ составлял 44,4 ± 8,2 балла, а в КГ – 46,9 ± 9,1 балла (t = 1,42; р > 0,05). За учебный год в процессе физического воспитания, организованного на основе маркетингового подхода, у студентов ЭГ уровень потребности достоверно увеличился на 14,9 баллов и составил к окончанию учебного года 59,3 ± 5,6 баллов (t = 2,62; р < 0,01). У студентов КГ наблюдалась едва заметная динамика в 0,5 баллов, а уровень потребности к окончанию учебного года составил 47,4 ± 9,4 балла (t = 0,32; р > 0,05).
Интерес может представлять более детальный анализ динамики уровня потребности в самостоятельной физкультурной деятельности, проведенный по всем 10 уровням 100-балльной шкалы оценивания данного показателя (табл. 2).
Таблица 2
Динамика уровня потребности в самостоятельной физкультурной деятельности у студентов обеих групп (в %)
№ |
Уровни потребности |
уровни |
баллы |
Период |
ЭГ (n = 237) |
КГ (n = 264) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Зачаточная |
низкий |
1–10 |
До |
0,0 |
0,0 |
После |
0,0 |
0,0 |
||||
2 |
Сослагательная (условная) |
11–20 |
До |
5,1 |
4,2 |
|
После |
0,0 |
4,9 |
||||
3 |
Очень слабая |
21–30 |
До |
16,5 |
16,3 |
|
После |
5,9 |
17,0 |
||||
4 |
Слабая |
31–40 |
До |
21,5 |
18,6 |
|
После |
13,9 |
17,8 |
||||
Окончание табл. 2 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
5 |
Случайная |
средний |
41–50 |
До |
25,3 |
26,1 |
После |
21,9 |
27,7 |
||||
6 |
Неустойчивая |
51–60 |
До |
22,8 |
24,2 |
|
После |
36,3 |
22,0 |
||||
7 |
Умеренная |
61–70 |
До |
6,8 |
8,0 |
|
После |
15,6 |
7,2 |
||||
8 |
Сильная |
высокий |
71–80 |
До |
2,1 |
2,7 |
После |
4,6 |
3,0 |
||||
9 |
Устойчивая |
81–90 |
До |
0,0 |
0,0 |
|
После |
1,3 |
0,4 |
||||
10 |
Органическая |
91–100 |
До |
0,0 |
0,0 |
|
После |
0,4 |
0,0 |
Результаты годичных наблюдений показали, что у студентов ЭГ высокий уровень сформированной потребности («сильный», «устойчивый» и «органический») увеличился с 2,1 % до 6,3 %, тогда как в КГ этот показатель положительно изменился с 2,7 % до 3,4 %. Количество студентов, имеющих средний уровень потребности («случайный», «неустойчивый» и «умеренный»), на начало исследования в экспериментальных учебных группах соответствовало 57,0 % и в контрольных группах – 61 %. К окончанию исследования нами были зафиксированы неоднозначные изменения в КГ, в которой у студентов были обнаружены как положительная динамика в уровнях потребности – «случайный» увеличился на 1,6 %, так и отрицательная динамика – «умеренный» уровень потребности снизился у 0,8 % и «неустойчивый» уровень ухудшился на 2,2 %. В ЭГ средний уровень потребности улучшился на 26,8 % и составил 73,8 %. Больше всего прирост потребности произошел в ЭГ в диапазоне «неустойчивой» потребности.
Анализ динамики в экспериментальной группе диапазона уровней потребности, относящихся к низкому уровню («зачаточный», «условный» и «очень слабый»), показывает существенные положительные изменения. Так, с низким уровнем в ЭГ на начало учебного года насчитывалось 43,1 % студентов, а в КГ таких студентов было обнаружено – 39,1 %. Движение контингента из группы с низким уровнем потребности в группу со средними ее показателями в ЭГ составило 23,3 %, а в КГ – 0,6 %.
В целом анализ динамики физической культуры личности студентов на примере таких показателей, как посещаемость занятий, уровень физкультурной активности студентов, уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности, привел нас к пониманию правильности выбранного пути по использованию элементов и инструментов маркетинга в физическом воспитании обучающихся вуза.
Заключение
В процессе экспериментальной деятельности обнаружена положительная достоверная динамика у студентов ЭГ по всем четырем анализируемым компонентам физической культуры личности. Так, посещаемость занятий улучшилась на 23,1 % (р < 0,01), участие в различных мероприятиях и праздниках физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности улучшилось на 42,8 % (р < 0,01), участие в соревнованиях по избранному виду спорта возросло на 36,8 % (р < 0,01), уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности положительно изменился на 14,9 баллов (р < 0,01) и стал равен 59,3 балла. В КГ достоверная динамика обнаружена только по двум компонентам: участие в различных мероприятиях и праздниках физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности, где прирост составил 10,8 % (р < 0,05), и участие в соревнованиях по избранному виду спорта, где улучшился показатель на 12,7 % (р < 0,05).
Результаты исследовательской работы доказали преимущество и эффективность физического воспитания студентов вуза, построенного на основе маркетингового подхода. Интеграция элементов и инструментов образовательного маркетинга в физическое воспитание студентов предоставляет специалистам уникальную возможность предвидеть, наблюдать и своевременно принимать коррекционные мероприятия в процессе формировании у обучающихся потребности в самостоятельной физкультурной активности с учетом их спроса на физкультурно-спортивные услуги, культивируемые в вузах.