Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРАЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Смирнов А.А. 1 Баянкин О.В. 2 Валынкин Р.О. 3 Шеенко Е.И. 3
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры»
2 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
3 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
В статье приведены результаты интеграции маркетингового подхода в процесс физического воспитания студентов вуза. На основе анализа литературы отмечается активное вхождение элементов и инструментов маркетинга в систему образования. Авторами представлены результаты годичного эксперимента по интеграции маркетингового подхода в физическое воспитание студентов АлтГТУ. Приведен перечень маркетинговых мероприятий, интегрированных авторами в условиях эксперимента в физическое воспитание студентов: маркетинговые исследования; сегментирование физкультурно-спортивного рынка (по видам физкультурно-спортивной деятельности) и отбор целевых групп студентов – потребителей образовательных услуг; мониторинг качества производимого продукта – уровня физической культуры личности. Экспериментальная группа (ЭГ) осваивала содержание дисциплины с учетом выявленных у студентов средствами маркетинговых исследований интересов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, т.е. были организованы учебные группы по одному из видов спорта, обозначенных ими в рамках маркетинговых исследований. В контрольной группе (КГ) процесс физического воспитания строился на общепринятом подходе комплексного планирования и последующего освоения базовых видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и лыжные гонки). Мониторинг результатов интеграции маркетингового подхода в процесс физического воспитания отражал достигнутый студентами уровень физической культуры личности. Мониторингу были подвергнуты следующие показатели физической культуры личности: посещаемость учебных занятий по физической культуре, уровень физкультурной активности студентов; уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности. В эксперименте у студентов ЭГ обнаружена достоверная динамика по всем компонентам физической культуры личности. Так, в ЭГ посещаемость занятий улучшилась на 23,1 %, участие в мероприятиях и праздниках физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности увеличилось на 42,8 %, участие в соревнованиях по избранному виду спорта возросло на 36,8 %, уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности достоверно изменился на 14,9 баллов. В КГ достоверная динамика обнаружена только в двух компонентах, но значительно уступает результатам ЭГ.
маркетинговый подход
физическое воспитание
маркетинговые исследования
сегментирование физкультурно-спортивного рынка
физическая культура личности
потребность в самостоятельной физкультурной деятельности
1. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата – Естественные науки / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/29 (дата обращения: 01.05.2021).
2. Глазкова Г.Б., Мамонова О.В., Грачева Д.В., Пуховская М.Н., Шакирова Ю.В., Жихорева В.А., Фарзалиев Д.А. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: компетентностный подход. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. 160 с.
3. Баталов А.С. Маркетинг образовательных услуг в системе внутришкольного управления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2003. 24 с.
4. Цыбина О.Ю. К вопросу о формировании маркетинга образовательных услуг в России // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 77–78.
5. Солопенко А.О., Плужникова И.И. Маркетинг в сфере образования // Вопросы науки и образования. 2019. № 1 (42). С. 36–43.
6. Нажмутдинова С.А., Гасанова К.М., Мамедярова А.М., Магомедов Р.Х. Маркетинг образовательных услуг // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 6 (32). С. 277–280.
7. Хисамутдинов С. Роль образовательного маркетинга в удовлетворении потребностей личности // Развитие личности. 2013. № 2. С. 146–155.
8. Салмин С.В. Технологические особенности формирования здорового образа жизни в процессе маркетинговой деятельности вуза // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7–2 (19). С. 203–204.
9. Стародубцев М.П., Стародубцева О.М., Татаренцев В.Л. Мотивационно-потребностный подход в повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 239–243.
10. Стародубцев М.П., Иваненко Т.А. Анализ мотивов, определяющих направленность занятий физическими упражнениями у студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 208–211.
11. Веселкина Т.Е., Крылов А.И. Оценка эффективности использования методики интерактивного самостоятельного контроля и коррекции двигательной активности студентов старших курсов // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 1 (107). С. 32–34.
12. Кучина Ю.С. Дневник самонаблюдения как инструмент сопровождения самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ослабленным здоровьем // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 208–211.
13. Михайлов С.Л., Беличева Т.В., Боков А.В. Повышение эффективности занятий физической культурой в вузе на основе изучения мотивов и интересов физкультурной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № V12. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2018/186127.htm (дата обращения: 01.05.2021).
14. Шеенко Е.И. Формирование потребности в физической культуре у студентов педагогических ссузов (на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2008. 22 с.

Как показывает практика, повышение качества организации и реализации физического воспитания учащейся молодежи невозможно только повышением «способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [1] и стремлением к «достаточному уровню психофизического состояния и компетенций в области сохранения здоровья для успешной профессиональной деятельности» [2]. В своем исследовании А.С. Баталов (2003) тонко подметил, что сложившаяся ситуация «требует ревизии целей, содержания, методов и форм образования» [3], которые находятся на вооружении кафедр физической культуры и преподавателей в частности. В условиях реформ социально-экономического характера качественное физическое воспитание возможно при ориентации на современные, более востребованные технологии и подходы, адекватно воспринимаемые современной молодежью, среди которых в настоящее время особое место отводится образовательному маркетингу. О необходимости интеграции маркетинга в образование с целью повышения его качества говорят исследования следующих авторитетных специалистов: О.Ю. Цыбиной (2013), А.О. Солопенко, И.И. Плужниковой (2019), С.А. Нажмутдиновой, К.М. Гасановой, А.М. Мамедяровой, Р.Х. Магомедова (2020) и др. [4–6]. Вместе с тем, как отметил в своей работе С. Хисамутдинов (2013), в отличие от зарубежного высшего образования «до сих пор в отечественной литературе отсутствуют достаточно целостные исследования по использованию маркетинга в сфере образования» [7].

Если же говорить о физическом воспитании студентов, как одном из необходимых направлений во всесторонней подготовке высококвалифицированных специалистов, интерес исследователей к маркетинговому подходу на сегодняшний день вообще не проявлялся. Была предпринята попытка в использовании возможностей маркетинга в физическом воспитании студентов исследователем С.В. Салминым (2009), разрабатывавшим идею формирования здорового образа жизни студентов в процессе маркетинговой деятельности вуза [8]. Однако в работе С.В. Салмина физкультурно-оздоровительная работа со студентами рассматривается только в рамках воспитательной деятельности вуза.

Таким образом, анализ литературы показал, что в практике физического воспитания студентов, а именно в организации занятий по дисциплине «Физическая культура», использование средств маркетинга на данный момент не осуществлялось. Авторским коллективом впервые была предпринята попытка использования маркетингового подхода в физическом воспитании студентов.

Маркетинговый подход в организации физического воспитания студентов предполагал следующие мероприятия:

- маркетинговое исследование в форме опросов, анкетирования, интервьюирования для понимания того, на кого ориентироваться в организации физического воспитания, каков будет контингент занимающихся, какой вид физкультурно-спортивных видов деятельности лучше культивировать на занятиях;

- сегментирование физкультурно-спортивного рынка (по видам физкультурно-спортивной деятельности) и отбор целевых групп студентов – потребителей образовательных услуг: разделение групп студентов в процессе физического воспитания на подгруппы или сегменты, в которых потребности и запросы в конкретных видах физкультурно-спортивной деятельности одинаковы;

- мониторинг качества производимого продукта – уровня физической культуры личности студентов, характеризующегося каким-либо уровнем сформированной самостоятельной физкультурной активности.

Цель исследования заключалась в изучении результатов физического воспитания студентов, осуществляемого на основе маркетингового подхода.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования в работе были задействованы: анализ специальный литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент, математическая обработка данных. Исследование было организовано на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (г. Барнаул) в течение учебного 2020–2021 г. В исследовании были задействованы более 500 студентов, предварительно распределенных на экспериментальную (n = 237) и контрольную (n = 264) группы.

Результаты исследования и их обсуждение

Маркетинговые исследования в форме опроса и анкетирования, используемые в предварительных исследованиях, позволили учитывать интересы и потребности студентов вуза в процессе планирования физического воспитания и, собственно, подготовки преподавателя к занятиям [9, 10]. К тому же на основе учета результатов сегментирования по видам физкультурно-спортивной деятельности процесс физического воспитания в АлтГТУ был организован следующим образом:

– одна группа обучающихся, выступавшая в роли экспериментальной группы (237 студентов), осваивала содержание дисциплины с учетом выявленных у них интересов в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых услуг. Для занятий по физической культуре были организованы учебные группы по одному из видов физкультурно-спортивной деятельности, обозначенных ими в рамках маркетинговых исследований: спортивно-игровой, гимнастической, атлетической, аэробной, спортивно-боевой направленности;

– другая группа – контрольная (n = 264), осваивавшая дисциплину традиционным способом, где процесс физического воспитания строился на общепринятом подходе комплексного планирования и последующего освоения средств базовых видов физкультурно-спортивной деятельности (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и лыжные гонки).

Как правило, результат физического воспитания студентов оценивают по показателям их физической подготовленности. Однако практический опыт дает все основания утверждать, что ориентирование на повышение физических кондиций обучающихся в процессе их физического воспитания не носит долговременного эффекта и ограничивается рамками академических (обязательных) занятий. Физически воспитанного студента отличает достаточный уровень здоровья и способность к самостоятельному его поддержанию и укреплению, а также повседневному осуществлению профилактики заболеваний и коррекцию собственного психофизического состояния. Соответственно, качественное физическое воспитание будущего высококвалифицированного специалиста возможно только при условии формирования у него потребности в самостоятельной физкультурной активности. Мнение о необходимости контроля у студентов самостоятельной физкультурной активности как результата их физического воспитания подтверждается исследованиями Т.Е. Веселкиной, А.И. Крылова (2014), Ю.С. Кучиной (2018), С.Л. Михайлова, Т.В. Беличевой, А.В. Бокова (2018) и др. [11–13].

Таким образом, оценивание результатов физического воспитания студентов в настоящем исследовании нами осуществлялось на основе анализа следующих показателей: посещаемость учебных занятий по физической культуре, уровень физкультурной активности студентов, уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности.

Изучение результатов физического воспитания студентов первого курса, реализуемого в течение двух семестров с сентября 2020 по апрель 2021 г. позволило судить об эффективности использования маркетингового подхода в работе со студентами. Физическое воспитание, реализуемое в учебных группах на основе средств избранного студентами вида физкультурно-оздоровительных услуг, как ведущего вида физкультурной деятельности, способствовало активизации самостоятельных занятий, выполняемых студентами как в условиях урочных занятий, так и в условиях самостоятельных домашних тренировок.

Такой подход к организации занятий, когда студенты углубленно осваивали выбранный ими вид спорта (спортивная гимнастика, баскетбол, пауэрлифтинг и др.) или физкультурно-оздоровительной деятельности (степ-аэробика, йога, оздоровительный бег, атлетическая гимнастика и пр.), содействовал лучшему освоению двигательных действий и позволял увеличить общее время занятий как специальными, так и общеподготовительными и общеразвивающими упражнениями. Такой подход ускорял процесс физического совершенствования.

Динамика результатов физического воспитания студентов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика результатов физического воспитания студентов

Компоненты физической культуры

Период

ЭГ (n = 237)

КГ (n = 264)

t, р

1

2

3

4

5

6

1

Посещаемость учебных занятий (в %)

До

69,2

70,6

t = 0,32; р > 0,05

После

92,3

75,4

t = 2,68; р˂0,01

t, р

t = 2,78; р < 0,01

t = 0,62; р > 0,05

 

2

Активность участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях (в %)

До

36,4

39,9

t = 0,44; р > 0,05

После

79,2

50,7

t = 3,11; р < 0,01

t, р

t = 3,14; р < 0,01

t = 2,01; р < 0,05

 

Окончание табл. 1

1

2

3

4

5

6

3

Активность участия в соревнованиях по избранному виду спорта (в %)

До

28,6

29,1

t = 0,61; р > 0,05

После

65,4

41,8

t = 3,41; р < 0,01

t, р

t = 2,96; р < 0,01

t = 2,13; р < 0,05

 

4

Уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности (балл)

До

44,4 ± 8,2

46,9 ± 9,1

t = 1,42; р > 0,05

После

59,3 ± 5,6

47,4 ± 9,4

t = 2,12; р < 0,05

t, р

t = 2,62; р < 0,01

t = 0,32; р > 0,05

 

Из данных табл. 1 видно, что пропуски занятий по физической культуре за учебный год в ЭГ снизились на 23,1 % (t = 2,78; р < 0,01), тогда как в КГ этот показатель улучшился только на 4,9 % (t = 0,62; р > 0,05). Опрос студентов ЭГ показал, что посещение занятий стало интересным, так как видна очевидная значимость практических и теоретических занятий по физической культуре. Более того, занятия стали интересны в силу их соответствия запросам потребителей, т.е. студентам предоставлена возможность заниматься выбранными ими видами физкультурно-спортивной деятельности.

Анализ активности участия физкультурно-спортивных мероприятиях и спортивных соревнованиях в обеих группах показал аналогичную ситуацию. Так, в ЭГ студенты стали чаще принимать участие в различных мероприятиях и праздниках физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности на 42,8 % (t = 3,14; р < 0,01), а в КГ этот показатель улучшился только на 10,8 % (t = 2,01; р < 0,05). Увеличилось число студентов ЭГ, которые стали чаще участвовать в соревнованиях по избранному виду спорта на 36,8 % (t = 2,96; р < 0,01), а студенты КГ – только на 12,7 % (t = 2,13; р < 0,05). Сложившаяся ситуация с увеличившимся количеством участников подтолкнула к увеличению в вузе количества межвузовских, внутривузовских и межфакультетских спортивных, физкультурно-оздоровительных и физкультурно-развлекательных мероприятий.

Анализ следующего компонента физической культуры студентов – «уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности» – проводился нами по методике «Потребность в ценностях физической культуры и здорового образа жизни», разработанной в 2008 г. одним из соавторов настоящей статьи [14].

Следует отметить, что вследствие целенаправленного маркетингового подхода к организации занятий по физическому воспитанию у студентов значительно и достоверно увеличился уровень потребности, чего нельзя констатировать у студентов контрольной группы (табл. 1). Так, на начало обучения в вузе средний уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности у студентов ЭГ составлял 44,4 ± 8,2 балла, а в КГ – 46,9 ± 9,1 балла (t = 1,42; р > 0,05). За учебный год в процессе физического воспитания, организованного на основе маркетингового подхода, у студентов ЭГ уровень потребности достоверно увеличился на 14,9 баллов и составил к окончанию учебного года 59,3 ± 5,6 баллов (t = 2,62; р < 0,01). У студентов КГ наблюдалась едва заметная динамика в 0,5 баллов, а уровень потребности к окончанию учебного года составил 47,4 ± 9,4 балла (t = 0,32; р > 0,05).

Интерес может представлять более детальный анализ динамики уровня потребности в самостоятельной физкультурной деятельности, проведенный по всем 10 уровням 100-балльной шкалы оценивания данного показателя (табл. 2).

Таблица 2

Динамика уровня потребности в самостоятельной физкультурной деятельности у студентов обеих групп (в %)

Уровни потребности

уровни

баллы

Период

ЭГ (n = 237)

КГ (n = 264)

1

2

3

4

5

6

7

1

Зачаточная

низкий

1–10

До

0,0

0,0

После

0,0

0,0

2

Сослагательная (условная)

11–20

До

5,1

4,2

После

0,0

4,9

3

Очень слабая

21–30

До

16,5

16,3

После

5,9

17,0

4

Слабая

31–40

До

21,5

18,6

После

13,9

17,8

Окончание табл. 2

1

2

3

4

5

6

7

5

Случайная

средний

41–50

До

25,3

26,1

После

21,9

27,7

6

Неустойчивая

51–60

До

22,8

24,2

После

36,3

22,0

7

Умеренная

61–70

До

6,8

8,0

После

15,6

7,2

8

Сильная

высокий

71–80

До

2,1

2,7

После

4,6

3,0

9

Устойчивая

81–90

До

0,0

0,0

После

1,3

0,4

10

Органическая

91–100

До

0,0

0,0

После

0,4

0,0

Результаты годичных наблюдений показали, что у студентов ЭГ высокий уровень сформированной потребности («сильный», «устойчивый» и «органический») увеличился с 2,1 % до 6,3 %, тогда как в КГ этот показатель положительно изменился с 2,7 % до 3,4 %. Количество студентов, имеющих средний уровень потребности («случайный», «неустойчивый» и «умеренный»), на начало исследования в экспериментальных учебных группах соответствовало 57,0 % и в контрольных группах – 61 %. К окончанию исследования нами были зафиксированы неоднозначные изменения в КГ, в которой у студентов были обнаружены как положительная динамика в уровнях потребности – «случайный» увеличился на 1,6 %, так и отрицательная динамика – «умеренный» уровень потребности снизился у 0,8 % и «неустойчивый» уровень ухудшился на 2,2 %. В ЭГ средний уровень потребности улучшился на 26,8 % и составил 73,8 %. Больше всего прирост потребности произошел в ЭГ в диапазоне «неустойчивой» потребности.

Анализ динамики в экспериментальной группе диапазона уровней потребности, относящихся к низкому уровню («зачаточный», «условный» и «очень слабый»), показывает существенные положительные изменения. Так, с низким уровнем в ЭГ на начало учебного года насчитывалось 43,1 % студентов, а в КГ таких студентов было обнаружено – 39,1 %. Движение контингента из группы с низким уровнем потребности в группу со средними ее показателями в ЭГ составило 23,3 %, а в КГ – 0,6 %.

В целом анализ динамики физической культуры личности студентов на примере таких показателей, как посещаемость занятий, уровень физкультурной активности студентов, уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности, привел нас к пониманию правильности выбранного пути по использованию элементов и инструментов маркетинга в физическом воспитании обучающихся вуза.

Заключение

В процессе экспериментальной деятельности обнаружена положительная достоверная динамика у студентов ЭГ по всем четырем анализируемым компонентам физической культуры личности. Так, посещаемость занятий улучшилась на 23,1 % (р < 0,01), участие в различных мероприятиях и праздниках физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности улучшилось на 42,8 % (р < 0,01), участие в соревнованиях по избранному виду спорта возросло на 36,8 % (р < 0,01), уровень потребности в самостоятельной физкультурной деятельности положительно изменился на 14,9 баллов (р < 0,01) и стал равен 59,3 балла. В КГ достоверная динамика обнаружена только по двум компонентам: участие в различных мероприятиях и праздниках физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности, где прирост составил 10,8 % (р < 0,05), и участие в соревнованиях по избранному виду спорта, где улучшился показатель на 12,7 % (р < 0,05).

Результаты исследовательской работы доказали преимущество и эффективность физического воспитания студентов вуза, построенного на основе маркетингового подхода. Интеграция элементов и инструментов образовательного маркетинга в физическое воспитание студентов предоставляет специалистам уникальную возможность предвидеть, наблюдать и своевременно принимать коррекционные мероприятия в процессе формировании у обучающихся потребности в самостоятельной физкультурной активности с учетом их спроса на физкультурно-спортивные услуги, культивируемые в вузах.


Библиографическая ссылка

Смирнов А.А., Баянкин О.В., Валынкин Р.О., Шеенко Е.И. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРАЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 191-196;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38721 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674