Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIENCE IN THE FORMATION OF SUPRA-PROFESSIONAL SKILLS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE AND SPORT» IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

Kuznetsova N.A. 1
1 Shadrinsk state pedagogical University
The relevance of the article is due to the need to form students of pedagogical University not only competencies in a particular profession, but also superprofessional skills that are in demand in today’s competitive and changing world as never before. In terms of the distance learning due to the pandemic coronavirus, particularly demand skills of self-awareness, creative thinking, the ability to adapt to changing conditions ability to manage their time, ability to personal development, the ability to use computer equipment and other means of communication and information, etc., which are included in the complex professional competences (skills). The purpose of the study is to share the experience of organizing training in the discipline «Physical Culture and Sports» in a distance format that contributes to the formation of supra-professional skills among students of the pedagogical university. Using the questionnaire method, a survey of first-year students of Shadrinsky State Pedagogical University was conducted, which gave a picture of their attitude to distance learning. One hundred first-year students of the Humanities Institute and the Faculty of Physical Culture of SHSPU took part in the survey. The analysis of the survey results allowed us to draw some conclusions that should help optimize the process of distance learning for students of the pedagogical university. The formulated methodological recommendations for the organization of distance learning can be useful for teachers of other disciplines. The experience of teaching the discipline «Physical Culture and Sports» with the help of zoom and the electronic information educational environment in a remote format was also summarized. The overall result of the study is that the conclusions made as a result of the survey should help to optimize the process of distance learning of students of pedagogical university, and the generalized experience in teaching the discipline «Physical Culture and sports» in remote mode can be used as recommendations by teachers of other disciplines for the formation of supra-professional skills of students of pedagogical university.
supra-professional skills
pedagogical University students
discipline «Physical culture and sport»
distance learning

В современном мире жизненно важными становятся не столько академические знания и профессиональные умения, сколько способность организовать своё самообразование и развитие, иметь активную гражданскую и жизненную позицию, быть коммуникабельным и уметь выстраивать целесообразные отношения с людьми, работать в команде, уметь брать ответственность на себя, т.е. проявлять лидерские качества, быть мобильным, готовым учиться и переучиваться, получать новые знания и приобретать новые умения, осваивать новые профессии, если это будет необходимо.

Для подготовки молодых людей к жизни, где царит жёсткая конкуренция, становится необходимым формировать у них «надпрофессиональные навыки», которые и должны обеспечить им «выживаемость» и мобильность в конкурентном и изменчивом мире, а также способствовать более качественной подготовке их как специалистов [1, 2].

Анализ источников позволил нам сформулировать определение надпрофессиональных навыков (надпрофессиональных компетенций) как навыков, позволяющих повысить эффективность профессиональной деятельности специалиста в любой области и дающих возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность, успешно решать проблемы и адаптироваться к изменяющимся условиям [3, 4].

Как указывает Ш. Каххаров, они «позволяют личности или группе людей действовать самостоятельно и адаптироваться к конкретной ситуации под изменяющиеся требования, т.е. уметь изменить свою стратегию поведения соответственно новой непредвиденной ситуации и успешно реализовать ее на практике» [5].

Для их приобретения необходимо привнесение творческого компонента в обучение, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучаемым, информатизация и компьютеризация процесса обучения.

Особую актуальность необходимость формирования надпрофессиональных навыков и «умения учиться» у будущих специалистов получила в условиях дистанционного обучения в 2020–2021 гг., в которых оказалось практически все студенчество не только в нашей стране, но и во всём мире.

Цель исследования – поделиться опытом организации обучения дисциплине «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате, способствующем формированию надпрофессиональных навыков студентов педвуза.

Материалы и методы исследования

2020–2021 гг. дали преподавателям некоторый опыт организации обучения студентов педвуза в дистанционном формате, а студентам – опыт самоорганизации своего обучения. У студентов первого курса ШГПУ преподаётся предмет «Физическая культура и спорт». Проведя по нескольку часов лекционных и семинарских занятий осенью 2020 г., из-за второй волны пандемии коронавируса мы вынуждены были перейти вновь на дистанционное обучение. Для того чтобы организовать его наиболее интересно и качественно, в октябре 2020 г. нами было проведено анкетирование среди студентов.

В анкетировании приняли участие 100 студентов гуманитарного института и факультета физической культуры первых курсов ШГПУ. Кроме эмпирических методов использовались теоретические методы – анализ, синтез, обобщение научной литературы и результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведённого опроса были получены следующие ответы.

Первый вопрос «Как вы относитесь к дистанционному обучению?»:

- положительно – 20 %;

- отрицательно – 27 %;

- как ко временной вынужденной мере – 53 %.

Второй вопрос «Какие формы работы вам особенно нравятся в дистанционном обучении?»:

- групповые формы работы – 46 %;

- индивидуальная работа – 25 %;

- фронтальная работа – 29 %.

Третий вопрос «Какие методы работы вам особенно нравятся в дистанционном обучении?»:

- работа над проектами – 39 %;

- самостоятельные работы – 27 %;

- общие беседы, диспуты – 34 %.

Четвёртый вопрос «Что вам не нравится в дистанционном обучении?»:

- всё – 24 %;

- слишком много самостоятельной ра- боты – 30 %;

- не хватает живого общения на заняти- ях – 17 %;

- не хватает мероприятий и студенческой активной жизнедеятельности – 29 %.

Пятый вопрос «Какие трудности вы испытываете при дистанционном обучении?»:

- трудности материально-технического плана (плохо «ловит» интернет, «слабое» оборудование и т.п.) – 18 %;

– нет возможности получить «живую» консультацию от преподавателя при выполнении самостоятельных домашних заданий – 37 %;

- не всегда понятно задание, выложенное в ЭИОС, бывают трудности с поиском дополнительной информации для его выполнения – 19 %;

- лень, трудно заставить себя сесть за выполнение заданий, проблемы с само- организацией – 26 %.

Шестой вопрос «Удовлетворены ли вы качеством организации и содержания обучения в дистанционном формате?»:

- да – 61 %;

- скорее да, чем нет – 17 %;

- нет – 5 %;

- скорее нет, чем да – 7 %;

- затрудняюсь ответить – 10 %.

Седьмой вопрос «Если бы у вас был выбор, какой формат обучения вы бы выбрали?»:

- очное – 69 %;

- заочное – 11 %;

- дистанционное – 20 %.

На восьмой вопрос «Если вы предпочитаете дистанционную форму обучения, то с чем это связано?» студенты предлагали собственные варианты ответов, которые мы потом обобщили и выделили основные причины.

Анализ результатов анкетирования говорит нам о том, что большинство студентов предпочитают традиционную форму обучения, а к дистанту относятся как ко временной и вынужденной мере (53 %).

В предпочтении тех или иных форм работы (индивидуальная, групповая, фронтальная) в процентном отношении большая часть голосов отдана групповым формам.

Среди методов организации обучения студенты педагогического вуза предпочитают работу над проектами (39 %). Мы полагаем, что это связано с тем, что обучающимся не хватает общения друг с другом, а групповая форма работы, совместная работа над проектами позволяет объединяться в группы по интересам, приносит радость совместного творчества и общения, которого в условиях самоизоляции так не хватает.

29 % студентов не хватает весёлой и активной студенческой жизни, совместных мероприятий. Многие высказались, что все мероприятия, которые проводятся онлайн, не оправдывают их ожиданий, не дают того, что бы они хотели получить, тех эмоций и переживаний, которые дарит живое общение и взаимодействие с другими людьми.

Студенты факультета физической культуры отмечали, что они хотят практических физкультурных занятий, тренировок, участия в спортивных соревнованиях, а вынуждены сидеть дома, тем самым не получая нужной физической нагрузки и физкультурно-спортивной активности, теряют спортивную форму, многие переживают за сорвавшиеся планы соревновательной и тренировочной деятельности.

Что касается трудностей дистанционного обучения, то у большинства студентов нередко возникают проблемы с пониманием заданий, если они не были объяснены преподавателем на занятии в Zoom, а просто были выложены в ЭИОС (электронной информационно-образовательной среде). Это говорит о том, что необходимо обговаривать со студентами выполнение домашних заданий, а при необходимости предусматривать возможность организации дополнительных консультаций в Zoom в процессе работы обучающихся над заданиями.

У 26 % студентов отмечаются проблемы с самоорганизацией, как многие отметили в анкетах, «домашняя обстановка расслабляет» и трудно настроиться на учёбу. У 18 % студентов присутствуют проблемы материально-технического плана, такие как, например, «слабый» интернет. Автор может отметить то, что часто во время занятий студенты «вылетают» из организованной в Zoom конференции, при ответе на вопросы «зависают», «тормозят» при показе презентаций с помощью функции «демонстрации экрана» и т.п.

Иногда в возможность присутствия студентов на занятиях вносит свои коррективы и погода. После сильного ураганного ветра без электричества осталась большая часть сёл Курганской области, и в последующие дни до ликвидации последствий аварии многие обучающиеся не смогли попасть на онлайн-занятия. Для таких ситуаций преподавателям необходимо предусмотреть возможность записи проводимых занятий с последующим их прикреплением в ЭИОС, чтобы пропустившие занятия студенты (в том числе и по болезни или другим причинам) смогли восстановить пропущенный материал.

По поводу удовлетворённости качеством организации и содержания обучения в дистанционном формате большинство студентов дали положительные ответы (78 %), что не может не радовать. Однако оставшиеся 22 % студентов, не выбравшие данный вариант, побуждают преподавателей проанализировать свою деятельность и заняться совершенствованием умений работы в дистанционном формате.

При выборе предпочтительного формата обучения большинство студентов (69 %) выбрали очное, однако тех, кто выбрал дистанционное, тоже оказалась значительное количество – 20 %.

Студентам, предпочитающим дистанционную форму обучения, предложили объяснить свой выбор. Они прокомментировали это следующим образом. Дистанционное обучение можно совмещать с работой или хобби – 18 %; удобнее учиться дома – 45 %; 13 % связали с возможностью выбирать собственную образовательную траекторию; 15 % – с возможностью сэкономить на проживании в другом городе; 9 % указали на другие причины.

Мы полагаем, что достаточно большой процент студентов, одобряющих дистанционный формат в проведённом нами анкетировании, объясняется тем, что опрашивались студенты первого курса, и вполне понятно их желание находиться больше времени дома, в семье, а не в общежитии, в чужом городе, тем более в условиях пандемии.

Также можно отметить, что надпрофессиональные навыки студентов первых курсов сформированы недостаточно, и необходимо усилить работу по этому направлению. Поэтому хотим поделиться своим опытом организации занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате, которые, согласно учебному плану, помимо универсальной компетенции УК-7 «способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности», являющейся, по сути, тоже надпрофессиональным навыком, формируют также и другие надпрофессиональные компетенции будущих учителей.

Преподавание в дистанционном формате дисциплины «Физическая культура и спорт» происходит с помощью сервиса Zoom. Эта платформа очень удобна и проста в использовании. Занятия проводятся по расписанию, лекции и семинары – согласно учебному плану.

Во время лекций и семинаров есть возможность задавать вопросы участникам видеоконференции, организовать обсуждение каких-то проблем. Можно задавать вопросы в чате, не прерывая рассказ лектора или отвечающего студента, располагать в чате какую-либо информацию (например, план семинара, прикреплять файлы с дополнительной информацией), которая будет видна всем, либо отправлять в личном сообщении конкретному участнику встречи. Это позволяет организовывать на семинаре проверку усвоения изучаемого материала, проводить фронтальный и индивидуальный контроль, давать дополнительные задания. Функция демонстрации экрана позволяет просматривать презентации и видеофрагменты, подготовленные как лектором, так и обучающимися.

Интересной формой работы, которая вызывает оживление и активность всех участников, является игра «Эстафета», когда студенты задают друг другу вопросы по цепочке, называя следующего отвечающего и адресуя ему новый вопрос. Такая форма контроля позволяет преподавателю проверить знание материала всеми студентами, умение ориентироваться в нём, анализировать и творчески преобразовывать, а обучающимся быть активно включенными в работу всем одновременно, следить за происходящим, не отвлекаясь, быть готовыми в любой момент ответить, что особенно актуально в условиях, когда студенты находятся с другой стороны экрана и нет возможности отслеживать, чем занят каждый во время занятия.

Как и во время обычных занятий, обучающиеся на онлайн-парах выполняют различные практические задания: заполняют таблицы во время прослушивания докладов товарищей или просмотра презентаций, записывают тезисы выступлений, пишут эссе по актуальным проблемам, составляют вопросы, защищают проекты и др.

Организация отдельных сессионных залов в Zoom позволяет организовать работу над заданиями по группам, например объединять студентов для работы над групповым проектом или решения ситуационных задач, а преподаватель, переключаясь между залами, может отслеживать, как в той или иной группе студенты взаимодействуют друг с другом в решении учебной проблемы.

Помимо небольших проектов, которые студенты выполняют по дисциплине «Физическая культура и спорт» в течение семестра, в конце изучения курса они выполняют итоговый проект на тему «Программа физического саморазвития на период обучения в вузе». Данный проект предполагает разработку программы работы над собой, своим физическим развитием на период 4–5 лет студенческой жизни.

Как и любой проект, программа саморазвития начинается с обоснования актуальности, формулирования проблемы, цели и задач работы над собой. Затем студенты отбирают наиболее эффективные средства, формы и методы работы, распределяют их по семестрам или полугодиям на весь период обучения в вузе. Спланировав работу, студенты приступают к анализу возможных проблем и трудностей, с которыми могут столкнуться, начав реализацию программы, а также указывают ресурсы, которые им потребуются для её осуществления. Последним пунктом в проекте идёт ожидаемый результат – то, какими себя обучающиеся видят после окончания работы над собой. В конце изучения дисциплины студенты защищают свои проекты на итоговой конференции, которая в этом году прошла также в онлайн-формате.

Большую помощь в организации обучения оказывает электронно-информационная образовательная среда (ЭИОС), созданная в ШГПУ, в которую студенты выкладывают выполненные задания, а педагоги проверяют и выставляют оценки.

В процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» мы применяем рейтинговую систему оценивания успеваемости студентов, предусматривающую накопление баллов за выполненные задания и работу на семинарах, что также легко можно отследить в электронном журнале в ЭИОС. Получив 60 % из максимально возможного количества баллов по дисциплине, обучающийся получает зачёт автоматически.

Заключение

Таким образом, организация занятий по предмету «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения как никогда актуализирует умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, требует знания психологии и этики общения, некоторые формы заданий развивают умения работать в команде, даже находясь далеко друг от друга, а также навыки самоанализа и творческое мышление и др., которые образуют комплекс надпрофессиональных навыков, то есть навыков, позволяющих не только повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, но и дающих возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность, адаптироваться к изменяющимся требованиям и успешно решать возникающие проблемы.

Вся система дистанционного обучения, в которой мы неожиданно оказались, актуализирует способности адаптации к изменяющимся условиям, умения управлять своим временем, способности к личностному развитию. Поэтому умелая организация дистанционного обучения как временной меры в условиях пандемии должна по максимуму использовать его возможности для развития надпрофессиональных навыков студентов педвуза.

Накопленный за период пандемии опыт преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения позволил поделиться особенностями его организации с помощью платформы Zoom и электронной информационно-образовательной среды ШГПУ.

Полученные результаты анкетирования могут быть полезны преподавателям вузов, а сформулированные рекомендации по организации обучения в условиях дистанта возможно применить и в обучении другим дисциплинам для того, чтобы способствовать формированию у студентов надпрофессиональных навыков как актуальной задачи современного образования.