В современном мире жизненно важными становятся не столько академические знания и профессиональные умения, сколько способность организовать своё самообразование и развитие, иметь активную гражданскую и жизненную позицию, быть коммуникабельным и уметь выстраивать целесообразные отношения с людьми, работать в команде, уметь брать ответственность на себя, т.е. проявлять лидерские качества, быть мобильным, готовым учиться и переучиваться, получать новые знания и приобретать новые умения, осваивать новые профессии, если это будет необходимо.
Для подготовки молодых людей к жизни, где царит жёсткая конкуренция, становится необходимым формировать у них «надпрофессиональные навыки», которые и должны обеспечить им «выживаемость» и мобильность в конкурентном и изменчивом мире, а также способствовать более качественной подготовке их как специалистов [1, 2].
Анализ источников позволил нам сформулировать определение надпрофессиональных навыков (надпрофессиональных компетенций) как навыков, позволяющих повысить эффективность профессиональной деятельности специалиста в любой области и дающих возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность, успешно решать проблемы и адаптироваться к изменяющимся условиям [3, 4].
Как указывает Ш. Каххаров, они «позволяют личности или группе людей действовать самостоятельно и адаптироваться к конкретной ситуации под изменяющиеся требования, т.е. уметь изменить свою стратегию поведения соответственно новой непредвиденной ситуации и успешно реализовать ее на практике» [5].
Для их приобретения необходимо привнесение творческого компонента в обучение, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучаемым, информатизация и компьютеризация процесса обучения.
Особую актуальность необходимость формирования надпрофессиональных навыков и «умения учиться» у будущих специалистов получила в условиях дистанционного обучения в 2020–2021 гг., в которых оказалось практически все студенчество не только в нашей стране, но и во всём мире.
Цель исследования – поделиться опытом организации обучения дисциплине «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате, способствующем формированию надпрофессиональных навыков студентов педвуза.
Материалы и методы исследования
2020–2021 гг. дали преподавателям некоторый опыт организации обучения студентов педвуза в дистанционном формате, а студентам – опыт самоорганизации своего обучения. У студентов первого курса ШГПУ преподаётся предмет «Физическая культура и спорт». Проведя по нескольку часов лекционных и семинарских занятий осенью 2020 г., из-за второй волны пандемии коронавируса мы вынуждены были перейти вновь на дистанционное обучение. Для того чтобы организовать его наиболее интересно и качественно, в октябре 2020 г. нами было проведено анкетирование среди студентов.
В анкетировании приняли участие 100 студентов гуманитарного института и факультета физической культуры первых курсов ШГПУ. Кроме эмпирических методов использовались теоретические методы – анализ, синтез, обобщение научной литературы и результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведённого опроса были получены следующие ответы.
Первый вопрос «Как вы относитесь к дистанционному обучению?»:
- положительно – 20 %;
- отрицательно – 27 %;
- как ко временной вынужденной мере – 53 %.
Второй вопрос «Какие формы работы вам особенно нравятся в дистанционном обучении?»:
- групповые формы работы – 46 %;
- индивидуальная работа – 25 %;
- фронтальная работа – 29 %.
Третий вопрос «Какие методы работы вам особенно нравятся в дистанционном обучении?»:
- работа над проектами – 39 %;
- самостоятельные работы – 27 %;
- общие беседы, диспуты – 34 %.
Четвёртый вопрос «Что вам не нравится в дистанционном обучении?»:
- всё – 24 %;
- слишком много самостоятельной ра- боты – 30 %;
- не хватает живого общения на заняти- ях – 17 %;
- не хватает мероприятий и студенческой активной жизнедеятельности – 29 %.
Пятый вопрос «Какие трудности вы испытываете при дистанционном обучении?»:
- трудности материально-технического плана (плохо «ловит» интернет, «слабое» оборудование и т.п.) – 18 %;
– нет возможности получить «живую» консультацию от преподавателя при выполнении самостоятельных домашних заданий – 37 %;
- не всегда понятно задание, выложенное в ЭИОС, бывают трудности с поиском дополнительной информации для его выполнения – 19 %;
- лень, трудно заставить себя сесть за выполнение заданий, проблемы с само- организацией – 26 %.
Шестой вопрос «Удовлетворены ли вы качеством организации и содержания обучения в дистанционном формате?»:
- да – 61 %;
- скорее да, чем нет – 17 %;
- нет – 5 %;
- скорее нет, чем да – 7 %;
- затрудняюсь ответить – 10 %.
Седьмой вопрос «Если бы у вас был выбор, какой формат обучения вы бы выбрали?»:
- очное – 69 %;
- заочное – 11 %;
- дистанционное – 20 %.
На восьмой вопрос «Если вы предпочитаете дистанционную форму обучения, то с чем это связано?» студенты предлагали собственные варианты ответов, которые мы потом обобщили и выделили основные причины.
Анализ результатов анкетирования говорит нам о том, что большинство студентов предпочитают традиционную форму обучения, а к дистанту относятся как ко временной и вынужденной мере (53 %).
В предпочтении тех или иных форм работы (индивидуальная, групповая, фронтальная) в процентном отношении большая часть голосов отдана групповым формам.
Среди методов организации обучения студенты педагогического вуза предпочитают работу над проектами (39 %). Мы полагаем, что это связано с тем, что обучающимся не хватает общения друг с другом, а групповая форма работы, совместная работа над проектами позволяет объединяться в группы по интересам, приносит радость совместного творчества и общения, которого в условиях самоизоляции так не хватает.
29 % студентов не хватает весёлой и активной студенческой жизни, совместных мероприятий. Многие высказались, что все мероприятия, которые проводятся онлайн, не оправдывают их ожиданий, не дают того, что бы они хотели получить, тех эмоций и переживаний, которые дарит живое общение и взаимодействие с другими людьми.
Студенты факультета физической культуры отмечали, что они хотят практических физкультурных занятий, тренировок, участия в спортивных соревнованиях, а вынуждены сидеть дома, тем самым не получая нужной физической нагрузки и физкультурно-спортивной активности, теряют спортивную форму, многие переживают за сорвавшиеся планы соревновательной и тренировочной деятельности.
Что касается трудностей дистанционного обучения, то у большинства студентов нередко возникают проблемы с пониманием заданий, если они не были объяснены преподавателем на занятии в Zoom, а просто были выложены в ЭИОС (электронной информационно-образовательной среде). Это говорит о том, что необходимо обговаривать со студентами выполнение домашних заданий, а при необходимости предусматривать возможность организации дополнительных консультаций в Zoom в процессе работы обучающихся над заданиями.
У 26 % студентов отмечаются проблемы с самоорганизацией, как многие отметили в анкетах, «домашняя обстановка расслабляет» и трудно настроиться на учёбу. У 18 % студентов присутствуют проблемы материально-технического плана, такие как, например, «слабый» интернет. Автор может отметить то, что часто во время занятий студенты «вылетают» из организованной в Zoom конференции, при ответе на вопросы «зависают», «тормозят» при показе презентаций с помощью функции «демонстрации экрана» и т.п.
Иногда в возможность присутствия студентов на занятиях вносит свои коррективы и погода. После сильного ураганного ветра без электричества осталась большая часть сёл Курганской области, и в последующие дни до ликвидации последствий аварии многие обучающиеся не смогли попасть на онлайн-занятия. Для таких ситуаций преподавателям необходимо предусмотреть возможность записи проводимых занятий с последующим их прикреплением в ЭИОС, чтобы пропустившие занятия студенты (в том числе и по болезни или другим причинам) смогли восстановить пропущенный материал.
По поводу удовлетворённости качеством организации и содержания обучения в дистанционном формате большинство студентов дали положительные ответы (78 %), что не может не радовать. Однако оставшиеся 22 % студентов, не выбравшие данный вариант, побуждают преподавателей проанализировать свою деятельность и заняться совершенствованием умений работы в дистанционном формате.
При выборе предпочтительного формата обучения большинство студентов (69 %) выбрали очное, однако тех, кто выбрал дистанционное, тоже оказалась значительное количество – 20 %.
Студентам, предпочитающим дистанционную форму обучения, предложили объяснить свой выбор. Они прокомментировали это следующим образом. Дистанционное обучение можно совмещать с работой или хобби – 18 %; удобнее учиться дома – 45 %; 13 % связали с возможностью выбирать собственную образовательную траекторию; 15 % – с возможностью сэкономить на проживании в другом городе; 9 % указали на другие причины.
Мы полагаем, что достаточно большой процент студентов, одобряющих дистанционный формат в проведённом нами анкетировании, объясняется тем, что опрашивались студенты первого курса, и вполне понятно их желание находиться больше времени дома, в семье, а не в общежитии, в чужом городе, тем более в условиях пандемии.
Также можно отметить, что надпрофессиональные навыки студентов первых курсов сформированы недостаточно, и необходимо усилить работу по этому направлению. Поэтому хотим поделиться своим опытом организации занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате, которые, согласно учебному плану, помимо универсальной компетенции УК-7 «способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности», являющейся, по сути, тоже надпрофессиональным навыком, формируют также и другие надпрофессиональные компетенции будущих учителей.
Преподавание в дистанционном формате дисциплины «Физическая культура и спорт» происходит с помощью сервиса Zoom. Эта платформа очень удобна и проста в использовании. Занятия проводятся по расписанию, лекции и семинары – согласно учебному плану.
Во время лекций и семинаров есть возможность задавать вопросы участникам видеоконференции, организовать обсуждение каких-то проблем. Можно задавать вопросы в чате, не прерывая рассказ лектора или отвечающего студента, располагать в чате какую-либо информацию (например, план семинара, прикреплять файлы с дополнительной информацией), которая будет видна всем, либо отправлять в личном сообщении конкретному участнику встречи. Это позволяет организовывать на семинаре проверку усвоения изучаемого материала, проводить фронтальный и индивидуальный контроль, давать дополнительные задания. Функция демонстрации экрана позволяет просматривать презентации и видеофрагменты, подготовленные как лектором, так и обучающимися.
Интересной формой работы, которая вызывает оживление и активность всех участников, является игра «Эстафета», когда студенты задают друг другу вопросы по цепочке, называя следующего отвечающего и адресуя ему новый вопрос. Такая форма контроля позволяет преподавателю проверить знание материала всеми студентами, умение ориентироваться в нём, анализировать и творчески преобразовывать, а обучающимся быть активно включенными в работу всем одновременно, следить за происходящим, не отвлекаясь, быть готовыми в любой момент ответить, что особенно актуально в условиях, когда студенты находятся с другой стороны экрана и нет возможности отслеживать, чем занят каждый во время занятия.
Как и во время обычных занятий, обучающиеся на онлайн-парах выполняют различные практические задания: заполняют таблицы во время прослушивания докладов товарищей или просмотра презентаций, записывают тезисы выступлений, пишут эссе по актуальным проблемам, составляют вопросы, защищают проекты и др.
Организация отдельных сессионных залов в Zoom позволяет организовать работу над заданиями по группам, например объединять студентов для работы над групповым проектом или решения ситуационных задач, а преподаватель, переключаясь между залами, может отслеживать, как в той или иной группе студенты взаимодействуют друг с другом в решении учебной проблемы.
Помимо небольших проектов, которые студенты выполняют по дисциплине «Физическая культура и спорт» в течение семестра, в конце изучения курса они выполняют итоговый проект на тему «Программа физического саморазвития на период обучения в вузе». Данный проект предполагает разработку программы работы над собой, своим физическим развитием на период 4–5 лет студенческой жизни.
Как и любой проект, программа саморазвития начинается с обоснования актуальности, формулирования проблемы, цели и задач работы над собой. Затем студенты отбирают наиболее эффективные средства, формы и методы работы, распределяют их по семестрам или полугодиям на весь период обучения в вузе. Спланировав работу, студенты приступают к анализу возможных проблем и трудностей, с которыми могут столкнуться, начав реализацию программы, а также указывают ресурсы, которые им потребуются для её осуществления. Последним пунктом в проекте идёт ожидаемый результат – то, какими себя обучающиеся видят после окончания работы над собой. В конце изучения дисциплины студенты защищают свои проекты на итоговой конференции, которая в этом году прошла также в онлайн-формате.
Большую помощь в организации обучения оказывает электронно-информационная образовательная среда (ЭИОС), созданная в ШГПУ, в которую студенты выкладывают выполненные задания, а педагоги проверяют и выставляют оценки.
В процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» мы применяем рейтинговую систему оценивания успеваемости студентов, предусматривающую накопление баллов за выполненные задания и работу на семинарах, что также легко можно отследить в электронном журнале в ЭИОС. Получив 60 % из максимально возможного количества баллов по дисциплине, обучающийся получает зачёт автоматически.
Заключение
Таким образом, организация занятий по предмету «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения как никогда актуализирует умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, требует знания психологии и этики общения, некоторые формы заданий развивают умения работать в команде, даже находясь далеко друг от друга, а также навыки самоанализа и творческое мышление и др., которые образуют комплекс надпрофессиональных навыков, то есть навыков, позволяющих не только повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, но и дающих возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность, адаптироваться к изменяющимся требованиям и успешно решать возникающие проблемы.
Вся система дистанционного обучения, в которой мы неожиданно оказались, актуализирует способности адаптации к изменяющимся условиям, умения управлять своим временем, способности к личностному развитию. Поэтому умелая организация дистанционного обучения как временной меры в условиях пандемии должна по максимуму использовать его возможности для развития надпрофессиональных навыков студентов педвуза.
Накопленный за период пандемии опыт преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения позволил поделиться особенностями его организации с помощью платформы Zoom и электронной информационно-образовательной среды ШГПУ.
Полученные результаты анкетирования могут быть полезны преподавателям вузов, а сформулированные рекомендации по организации обучения в условиях дистанта возможно применить и в обучении другим дисциплинам для того, чтобы способствовать формированию у студентов надпрофессиональных навыков как актуальной задачи современного образования.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Н.А. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 165-169;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38716 (дата обращения: 14.12.2024).