Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

USE OF THE OSH CITY DENDROPARK «TABIYAT-OSH» IN FORMATION OF ENVIRONMENTAL MORALITY IN THE EDUCATIONAL SPHERE

Моldaliev Zh.Т. 1 Zhunusalieva E.Zh. 1 Каdyrova А.D. 1
1 Osh State University
The article presents the results of research on the use of dendrological parks in the formation of environmental morality in the educational environment. A social survey was carried out among students of higher and secondary educational institutions who used the dendrological park in teaching, as well as among students who do not use parks in the educational process. The importance of using the dendrological park for educational purposes is considered, since at present the solution to global environmental problems should begin precisely at the school level. The analysis of the understanding of ecological concepts and current problems is carried out. In the process of using the dendropark in the educational environment, students become interested in the lesson, they begin to understand the consequences of human factors in the environmental problem and biodiversity, the importance of each biological component in the biosphere. During the experimental work, the Osh city dendro-park was used as an object for studying biodiversity and ecosystem. We have carried out explanatory work among the tourists in the dendrological park. A circle on environmental protection was created in the natural-geographical faculty of Osh State University. This will serve as the beginning of the formation of environmental etiquette, which is the most important urgent problem in our time. Its use in the educational sphere contributes to the better formation of eco-morality, environmental education and the better formation of a modern, environmentally enlightened personality.
dendrological park «Tabiyat-Osh»
ecological morality
biosphere
biodiversity
ecological education
environment
human factors

В настоящее время вопрос экологических проблем становится все актуальней. В условиях глобализации ситуация с отходами, экологической катастрофой, загрязнением воздуха день ото дня обостряется. Самой важной проблемой современности является сохранение окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Решение столь сложной проблемы возможно лишь при соблюдении баланса между природными законами и человеческими возможностями с момента становления личности у людей.

Актуальным является создание условий для обеспечения качества и уровня условий проживания человека и его жизнедеятельности. Большую роль в этом играет наличие зеленых зон города, способствующих созданию гармонии человека с природой [1].

Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения социальной функции – защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды. К таким территориям относятся выделенные в установленном порядке за пределами городской черты площади, занятые лесами, лесопарками и озеленительными насаждениями [2]. Эти территории подвержены постоянному антропогенному воздействию [3].

В Ошском городском дендропарке «Табият-Ош» особое внимание уделяют учету экологических условий развития растительности. Так, по мнению специалистов дендропарка, при озеленении промышленных предприятий, санитарно-защитных зон и защитных полос вдоль магистралей необходимо учитывать газоустойчивость растений. Нельзя допускать высаживание светолюбивых пород в затененных дворах многоэтажных зданий. Иногда предъявляются повышенные требования к быстроте роста деревьев, к их ветрозащитной или шумозащитной способности. В юго-восточной части г. Ош Киргизской Республики расположен Ошский городской дендрологический парк «Табият-Ош». Месторасположение его доступно и удобно для экскурсий и практических занятий, так как со всех сторон парк окружен образовательными учреждениями (рис. 1, 2).

missing image file

Рис. 1. Схематическая карта Ошского городского дендропарка «Табият-Ош»

missing image file

Рис. 2. Расположение высших и средних образовательных учреждений вокруг дендропарка «Табият-Ош»

В дендропарке при выборе материала в ходе ландшафтного проектирования рассматривают эстетические особенности деревьев и кустарников. Каждое растение, особенно отдельно стоящее, имеет свои индивидуальные черты. Дендрологический парк находится у поймы реки Ак-Буура, в связи с этим у обучающихся имеются возможности изучить разнообразие растительного и животного мира в отдельности, их взаимосвязь, воздействие антропогенных факторов на естественную среду, что еще больше расширяет экологический кругозор [4].

Все вышеперечисленные особенности способствуют лучшему пониманию экологической системы, биологического баланса в образовательной сфере.

Использование дендрологических парков при формировании экологической нравственности является неотъемлемой частью экологического воспитания.

Цель: формирование экологической нравственности в образовательной сфере и использование в этом процессе Ошского городского дендропарка «Табият-Ош».

Объект исследования: школьники, студенты, Ошский городской дендропарк «Табият-Ош».

Задачи исследования: оценка нынешнего состояния Ошского городского дендропарка «Табият-Ош». Проведение социального опроса среди учеников и студентов на тему «Формирование экологической нравственности в образовательной сфере», разъяснительных работ среди отдыхающих, традиционных субботников, создание кружка по защите природы. Предложить пути сохранения биоразнообразия Ошского городского дендропарка «Табият-Ош».

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в Ошском городском дендропарке «Табият-Ош», располагающемся в юго-восточной части города Ош (рис. 1).

В исследованиях пользовались методами непосредственного наблюдения, описания, измерения, компьютерного моделирования, экскурсии, субботников, социального опроса и экспериментов. Исследование проводили в следующем порядке:

– сбор информации;

– наблюдение явления;

– анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В опросе участвовали студенты и ученики Ошского государственного университета и Ошского гуманитарного педагогического института. Отдельный опрос проводили для студентов естественно-географического факультета, так как студенты данного факультета в своей учебной деятельности активно пользуются дендропарком. В целом участвовали 200 учеников и студентов, 50 из которых студенты естественно-географического факультета.

В качестве объекта исследования использовали Ошский городской дендропарк «Табият-Ош», а также 200 учеников 8–11 классов и студентов 1–4 курсов.

Для определения нынешнего состояния нами был проведен опрос среди студентов естественно-географического факультета, которые в учебной деятельности пользовались Ошским городским дендропарком «Табият-Ош», многие из них являются членом кружка «Ботаника», организованного сотрудниками факультета. В опросе среди студентов естественно-географического факультета нами получены результаты, показанные на рис. 3.

missing image file

Рис. 3. Показатели диаграммы опроса студентов естественно-географического факультета, использующих дендропарки в образовательной сфере

missing image file

Рис. 4. Показатели диаграммы опроса учебных заведений, не использующих дендропарки в образовательной сфере

Как видно из рисунка (рис. 3), студенты естественно-географического факультета на занятиях пользуются Ошским городским дендропарком «Табият-Ош», и в ходе опроса мы получили следующие данные: из 50 студентов только 5 % не используют дендропарки в учебной деятельности (1); так как они имеют понятие о природном состоянии парков, никто из студентов состояние дендрологического парка не принимает как плачевное (2); 55 % из них в школе не получали экологическую информацию в практическом виде, студенты естественно-географического факультета начали пользоваться дендрологическим парком (3) только после обучения на названном факультете; и только 10 % участников утверждают о наличии мусора (4). Студенты естественно-географического факультета часто проводят занятия в названном парке, а также ежемесячно организуют субботники. В связи с вышеперечисленным они понимают наличие экологических проблем, у них сравнительно лучше сформирована экологическая нравственность, культура, они лучше воспринимают экологическую картину природы.

В опросе среди учеников и студентов других факультетов и школ, не использующих парки в учебном процессе, по определению нынешнего состояния мы получили следующие данные (рис. 4): 80 % из них не используют дендрологический парк в своей учебной деятельности (1), 16 % из них указывают на плачевное состояние дендрологического парка (2), 50 % в школе не получали экологическую информацию в практическом виде (3), и 20 % утверждают о наличии мусора (4).

Вышеперечисленные экологические проблемы могут возникать именно по той причине, что в школе у многих учеников не сформировалась экологическая нравтственность, в практическом виде они не знакомы с естественным состоянием экосистемы.

В «Полном курсе НЛП-практик» Майкла Холла даётся статистика его наблюдений, причём в самом начале книги он пишет, что 60 % людей являются визуалами – людьми, которые в основном принимают информацию зрением. Следовательно, использование парков в образовательной сфере повысит качество образования.

Для экспериментов после проведения опроса преподавателем биологии школы «Ыйман» Ошского государственного университета, школы Ж. Боконбаева; преподавателем Ошского гуманитарного педагогического университета несколько занятий по предмету биологии проводились в виде экскурсий и практических занятий в указанном дендрологическом парке. После экспериментальных занятий организовали круглый стол, посвященный использованию дендропарков, в результате чего было выяснено, что абсолютно каждому обучающемуся интересно проводить занятия под открытым небом, в окружении природы, видя и понимая каждую деталь, их взаимосвязь.

Студенты естественно-географического факультета Ошского государственного университета в своей образовательной деятельности совместно с сотрудниками факультета ежегодно занимаются лечением заболеваний деревьев, вырубкой старых деревьев, а также регулируют чистоту дендрологического парка. Все эти работы направлены на экологическое воспитание и стабильное развитие будущего поколения.

В целях очистки и организации экологических мероприятий на естественно-географическом факультете организован кружок «Ботаника». Исходя из экспериментальных данных, предлагаем использовать дендрологические парки в образовательной сфере.

Экологическое образование дает огромные возможности в развитии личности школьника. Оно не только способствует образовательной подготовке, но и делает обучение более интересным, так как способствует решению актуальных проблем, что в результате повышает мотивацию учащихся к обучению. Экологическое образование и воспитание решают большую проблему обучения – оторванность знаний от реальной действительности. Учащиеся видят связь знаний, умений с окружающей их действительностью, что способствует их успешной социальной адаптации в обществе [5].

Заключение

Впервые нами был использован дендропарк в образовательной сфере для учебных заведений не биологического происхождения в качестве объекта изучения экосистемы. В ходе экспериментов были проведены экскурсии и занятия под открытым небом, субботники, в том числе объяснительные работы среди отдыхающих.

Исходя из экспериментальных данных, мы пришли к выводу: после использования дендрологического парка в учебных целях ученики лучше воспринимают, понимают, пробуждается интерес к занятиям, и самое главное, понимают последствия человеческих факторов в экологической проблеме, важность каждого биологического компонента в биосфере.

На естественно-географическом факультете ОшГУ создали кружок по охране окружающей среды. Это послужит началом формирования экологической нравственности, перестанут бросать мусор, рубить деревья, сжигать остатки мусора, что является актуальной проблемой в населенных пунктах. Из всего вышеперечисленного следует, что использование дендрологических парков в образовательной сфере является эффективным методом преподавания биологии и путем решения экологических проблем.