Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОШСКОГО ГОРОДСКОГО ДЕНДРОПАРКА «ТАБИЯТ-ОШ» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Молдалиев Ж.Т. 1 Жунусалиева Э.Ж. 1 Кадырова А.Д. 1
1 Ошский государственный университет
В статье приводятся результаты исследований по использованию дендрологических парков в формировании экологической нравственности в образовательной среде. Проведен социальный опрос среди обучающихся высших и средних образовательных учреждений, использовавших дендрологический парк в обучении, а также среди обучающихся, не использующих парки в учебном процессе. Рассматривается важность использования дендрологического парка в учебных целях, так как в настоящее время решение глобальных экологических проблем должно начинаться именно со школьного уровня. Проведен анализ понимания экологических понятий и актуальных проблем. В процессе использования дендропарка в образовательной среде у учеников пробуждается интерес к занятию, они начинают понимать последствия человеческих факторов в экологической проблеме и биоразнообразии, важность каждого биологического компонента в биосфере. В ходе экспериментальных работ был использован Ошский городской дендропарк в качестве объекта изучения биоразнообразия и экосистемы. Нами были проведены разъяснительные работы среди отдыхающих в дендрологическом парке. На естественно-географическом факультете ОшГУ создали кружок по охране окружающей среды. Это послужит началом формирования экологического этикета, что является наиважнейшей актуальной проблемой в наше время. Использование его в образовательной сфере способствует лучшему формированию эконравственности, экологическому воспитанию и лучшему формированию современной, экологически просвещенной личности.
дендрологический парк «Табият-Ош»
экологическая нравственность
биосфера
биоразнообразие
экологическое воспитание
окружающая среда
человеческие факторы
1. Васильева В.А., Головня А.И., Лазарев Н.Н. Ландшафтный дизайн малого сада: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 184 с.
2. Демиденко Г. А. Элементы ландшафтной архитектуры в дендропарках Красноярска // Ботанические сады как центры изучения и сохранения фиторазнообразия: труды Международной научной конференции, посвященной 140-летию Сибирского ботанического сада Томского государственного университета (Томск, 28–30 сентября 2020 г.). Томск, 2020. С. 60–62. DOI: 10.17223/978-5-94621-956-3-2020-17.
3. Демиденко Г.А., Турыгина О.В. Антропогенное загрязнение городской среды. Красноярск, 2019. 170 с.
4. Кошуева К.Б., Молдалиев Ж.Т. Особенности организации работы по посадке древесно-кустарных растений в Ошском городском дендропарке «Табият-Ош» // Современное состояние фенологии и перспективы ее развития. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения выдающегося советского фенолога В.А. Батманова. Уральский государственный педагогический университет / Редакторы: О.В. Янцер, Т.В. Ванюкова, Ю.Р. Иванова. 2015. С. 26–33.
5. Головнева Е.В., Емельянова Т.В., Юнусова Г.Р. Соотношение экологического воспитания и образования в образовательном процессе школы // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. URL:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24666 (дата обращения: 20.05.2021).

В настоящее время вопрос экологических проблем становится все актуальней. В условиях глобализации ситуация с отходами, экологической катастрофой, загрязнением воздуха день ото дня обостряется. Самой важной проблемой современности является сохранение окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Решение столь сложной проблемы возможно лишь при соблюдении баланса между природными законами и человеческими возможностями с момента становления личности у людей.

Актуальным является создание условий для обеспечения качества и уровня условий проживания человека и его жизнедеятельности. Большую роль в этом играет наличие зеленых зон города, способствующих созданию гармонии человека с природой [1].

Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения социальной функции – защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды. К таким территориям относятся выделенные в установленном порядке за пределами городской черты площади, занятые лесами, лесопарками и озеленительными насаждениями [2]. Эти территории подвержены постоянному антропогенному воздействию [3].

В Ошском городском дендропарке «Табият-Ош» особое внимание уделяют учету экологических условий развития растительности. Так, по мнению специалистов дендропарка, при озеленении промышленных предприятий, санитарно-защитных зон и защитных полос вдоль магистралей необходимо учитывать газоустойчивость растений. Нельзя допускать высаживание светолюбивых пород в затененных дворах многоэтажных зданий. Иногда предъявляются повышенные требования к быстроте роста деревьев, к их ветрозащитной или шумозащитной способности. В юго-восточной части г. Ош Киргизской Республики расположен Ошский городской дендрологический парк «Табият-Ош». Месторасположение его доступно и удобно для экскурсий и практических занятий, так как со всех сторон парк окружен образовательными учреждениями (рис. 1, 2).

missing image file

Рис. 1. Схематическая карта Ошского городского дендропарка «Табият-Ош»

missing image file

Рис. 2. Расположение высших и средних образовательных учреждений вокруг дендропарка «Табият-Ош»

В дендропарке при выборе материала в ходе ландшафтного проектирования рассматривают эстетические особенности деревьев и кустарников. Каждое растение, особенно отдельно стоящее, имеет свои индивидуальные черты. Дендрологический парк находится у поймы реки Ак-Буура, в связи с этим у обучающихся имеются возможности изучить разнообразие растительного и животного мира в отдельности, их взаимосвязь, воздействие антропогенных факторов на естественную среду, что еще больше расширяет экологический кругозор [4].

Все вышеперечисленные особенности способствуют лучшему пониманию экологической системы, биологического баланса в образовательной сфере.

Использование дендрологических парков при формировании экологической нравственности является неотъемлемой частью экологического воспитания.

Цель: формирование экологической нравственности в образовательной сфере и использование в этом процессе Ошского городского дендропарка «Табият-Ош».

Объект исследования: школьники, студенты, Ошский городской дендропарк «Табият-Ош».

Задачи исследования: оценка нынешнего состояния Ошского городского дендропарка «Табият-Ош». Проведение социального опроса среди учеников и студентов на тему «Формирование экологической нравственности в образовательной сфере», разъяснительных работ среди отдыхающих, традиционных субботников, создание кружка по защите природы. Предложить пути сохранения биоразнообразия Ошского городского дендропарка «Табият-Ош».

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в Ошском городском дендропарке «Табият-Ош», располагающемся в юго-восточной части города Ош (рис. 1).

В исследованиях пользовались методами непосредственного наблюдения, описания, измерения, компьютерного моделирования, экскурсии, субботников, социального опроса и экспериментов. Исследование проводили в следующем порядке:

– сбор информации;

– наблюдение явления;

– анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В опросе участвовали студенты и ученики Ошского государственного университета и Ошского гуманитарного педагогического института. Отдельный опрос проводили для студентов естественно-географического факультета, так как студенты данного факультета в своей учебной деятельности активно пользуются дендропарком. В целом участвовали 200 учеников и студентов, 50 из которых студенты естественно-географического факультета.

В качестве объекта исследования использовали Ошский городской дендропарк «Табият-Ош», а также 200 учеников 8–11 классов и студентов 1–4 курсов.

Для определения нынешнего состояния нами был проведен опрос среди студентов естественно-географического факультета, которые в учебной деятельности пользовались Ошским городским дендропарком «Табият-Ош», многие из них являются членом кружка «Ботаника», организованного сотрудниками факультета. В опросе среди студентов естественно-географического факультета нами получены результаты, показанные на рис. 3.

missing image file

Рис. 3. Показатели диаграммы опроса студентов естественно-географического факультета, использующих дендропарки в образовательной сфере

missing image file

Рис. 4. Показатели диаграммы опроса учебных заведений, не использующих дендропарки в образовательной сфере

Как видно из рисунка (рис. 3), студенты естественно-географического факультета на занятиях пользуются Ошским городским дендропарком «Табият-Ош», и в ходе опроса мы получили следующие данные: из 50 студентов только 5 % не используют дендропарки в учебной деятельности (1); так как они имеют понятие о природном состоянии парков, никто из студентов состояние дендрологического парка не принимает как плачевное (2); 55 % из них в школе не получали экологическую информацию в практическом виде, студенты естественно-географического факультета начали пользоваться дендрологическим парком (3) только после обучения на названном факультете; и только 10 % участников утверждают о наличии мусора (4). Студенты естественно-географического факультета часто проводят занятия в названном парке, а также ежемесячно организуют субботники. В связи с вышеперечисленным они понимают наличие экологических проблем, у них сравнительно лучше сформирована экологическая нравственность, культура, они лучше воспринимают экологическую картину природы.

В опросе среди учеников и студентов других факультетов и школ, не использующих парки в учебном процессе, по определению нынешнего состояния мы получили следующие данные (рис. 4): 80 % из них не используют дендрологический парк в своей учебной деятельности (1), 16 % из них указывают на плачевное состояние дендрологического парка (2), 50 % в школе не получали экологическую информацию в практическом виде (3), и 20 % утверждают о наличии мусора (4).

Вышеперечисленные экологические проблемы могут возникать именно по той причине, что в школе у многих учеников не сформировалась экологическая нравтственность, в практическом виде они не знакомы с естественным состоянием экосистемы.

В «Полном курсе НЛП-практик» Майкла Холла даётся статистика его наблюдений, причём в самом начале книги он пишет, что 60 % людей являются визуалами – людьми, которые в основном принимают информацию зрением. Следовательно, использование парков в образовательной сфере повысит качество образования.

Для экспериментов после проведения опроса преподавателем биологии школы «Ыйман» Ошского государственного университета, школы Ж. Боконбаева; преподавателем Ошского гуманитарного педагогического университета несколько занятий по предмету биологии проводились в виде экскурсий и практических занятий в указанном дендрологическом парке. После экспериментальных занятий организовали круглый стол, посвященный использованию дендропарков, в результате чего было выяснено, что абсолютно каждому обучающемуся интересно проводить занятия под открытым небом, в окружении природы, видя и понимая каждую деталь, их взаимосвязь.

Студенты естественно-географического факультета Ошского государственного университета в своей образовательной деятельности совместно с сотрудниками факультета ежегодно занимаются лечением заболеваний деревьев, вырубкой старых деревьев, а также регулируют чистоту дендрологического парка. Все эти работы направлены на экологическое воспитание и стабильное развитие будущего поколения.

В целях очистки и организации экологических мероприятий на естественно-географическом факультете организован кружок «Ботаника». Исходя из экспериментальных данных, предлагаем использовать дендрологические парки в образовательной сфере.

Экологическое образование дает огромные возможности в развитии личности школьника. Оно не только способствует образовательной подготовке, но и делает обучение более интересным, так как способствует решению актуальных проблем, что в результате повышает мотивацию учащихся к обучению. Экологическое образование и воспитание решают большую проблему обучения – оторванность знаний от реальной действительности. Учащиеся видят связь знаний, умений с окружающей их действительностью, что способствует их успешной социальной адаптации в обществе [5].

Заключение

Впервые нами был использован дендропарк в образовательной сфере для учебных заведений не биологического происхождения в качестве объекта изучения экосистемы. В ходе экспериментов были проведены экскурсии и занятия под открытым небом, субботники, в том числе объяснительные работы среди отдыхающих.

Исходя из экспериментальных данных, мы пришли к выводу: после использования дендрологического парка в учебных целях ученики лучше воспринимают, понимают, пробуждается интерес к занятиям, и самое главное, понимают последствия человеческих факторов в экологической проблеме, важность каждого биологического компонента в биосфере.

На естественно-географическом факультете ОшГУ создали кружок по охране окружающей среды. Это послужит началом формирования экологической нравственности, перестанут бросать мусор, рубить деревья, сжигать остатки мусора, что является актуальной проблемой в населенных пунктах. Из всего вышеперечисленного следует, что использование дендрологических парков в образовательной сфере является эффективным методом преподавания биологии и путем решения экологических проблем.


Библиографическая ссылка

Молдалиев Ж.Т., Жунусалиева Э.Ж., Кадырова А.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОШСКОГО ГОРОДСКОГО ДЕНДРОПАРКА «ТАБИЯТ-ОШ» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 5. – С. 186-190;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38679 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674