Актуальность проблемы изучения и формирования социально ответственного поведения молодежи достаточно высока. Ответственность относится к субъективным характеристикам личности и всегда была предметом исследования и анализа философии, социологии, психологии, педагогики и др.
Социальная ситуация развития личности студента представляет собой переход к самостоятельной и ответственной взрослости, основным компонентом которой становится социально ответственное поведение, которое необходимо формировать, создавая условия для систематической репродукции рассматриваемого качества. Особая роль в этом процессе отводится вузу, который согласно федеральным государственным образовательным стандартам должен создавать условия для формирования у студентов таких компетенций студентов, как способность критически анализировать современную информации, систематизировать и применять рациональные решения актуальных задач, продуктивно взаимодействовать и работать в команде.
Актуальность темы исследования подтверждается наличием противоречия между объективной необходимостью формирования социально ответственного поведения студенческой молодежи и отсутствием методологически обоснованной модели его формирования у будущих педагогов в вузе.
Цель исследования – изучение социально ответственного поведения студентов, разработка и обоснование модели его формирования в образовательном пространстве вуза.
Материалы и методы исследования
В научных исследованиях существуют разные теоретические подходы к рассмотрению понятия «ответственность личности», определению категорий «социальная ответственность» и «социально ответственное поведение». Однако все исследователи демонстрируют убеждение о том, что рассматриваемые термины являются неотъемлемой частью всех видов субъектной деятельности человека [1; 2].
С точки зрения педагогической психологии «ответственность» относят к мотиву поведения личности и ее изучение осуществляется в двух аспектах: моральном (нравственный выбор как источник регуляции поведения) и когнитивном (затрагивающем осознанность и прогнозирование действий и событий).
В философии интересна точка зрения E.А. Ануфриева, который утверждал, что социальная активность способствует общественному прогрессу и ориентирована на положительные социальные ценности, наполняющие жизнь человека высоким смыслом [3; с. 101]. Созидательную основу деятельности подчеркивал К.К. Платонов. Он говорил о преобразующей роли деятельности в жизни отдельного человека или группы. Именно эта основа определяется наличием или отсутствием у человека социальной ответственности.
Существуют исследования, раскрывающие проблему формирования ответственного поведения. К таким исследованиям относится исследование С.Л. Рубинштейна, который рассматривал внешний и внутренний фактор формирования ответственного или безответственного поведения, говорил о разной значимости данных факторов в различных социальных ситуациях [4]. Изучая социальную ответственность, нам стоит придерживаться мысли о том, что человек – это часть общества, он входит в систему социальных отношений своими действиями и поступками, а также участвует в преобразовании общества, его развитии и изменении.
Многообразие трактовок социально ответственного поведения и подходов к его определению позволяет обобщить знания в данной области в следующих характеристиках: основой социально ответственного поведения является гуманизм и ценностное созидательное отношение личности к окружающему миру, людям, самому себе; объективные и субъективные факторы определяют содержание данной категории; в ситуации нравственного выбора личность действует в соответствии с уровнем своей социальной ответственности.
С нашей точки зрения, социально ответственное поведение студента является формой активных действий личности, гуманистической и созидательной направленности, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающим социальным миром.
Проанализировав точки зрения на структуру социально ответственного поведения, в общем представлении можно определить внешние (социальные нормы и роли) и внутренние (ценностная, нравственная составляющая) компоненты исследуемой категории. Представленные точки зрения ученых позволили определить основные критерии формирования социально ответственного поведения студентов: когнитивный (адекватное понимание социальных норм и правил, их активная демонстрация); мотивационно-ценностный (направленность личности на взаимодействие и сотрудничество; высокая социальная активность; доминирование социально значимых жизненных ценностей); деятельностный (осознанный, социально значимый характер поведения, ответственность за результаты своих действий) [3, 5].
Результаты исследования и их обсуждение
Для изучения социально ответственного поведения студентов были использованы следующие методики: субъективная шкала групповых норм (А.В. Сидоренков); методика В. Смекала и М. Кучера для определения направленности личности; методика ценностных ориентаций (М. Рокич); тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) (В.П. Прядеин); тест «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов).
Базой экспериментального исследования стал Шуйский филиал ФГБОУ ВО ИвГУ, реализующий в основном программы педагогического образования. Чтобы представить процесс формирования социально ответственного поведения студентов в комплексе всех составляющих элементов, нами разработана модель, включающая традиционную четырехкомпонентную структуру.
Описание целевых ориентиров в процессе формирования социально ответственного поведения студентов представлено в целевом компоненте модели, который обусловлен социальным заказом на подготовку высококвалифицированного специалиста, имеющего активную жизненную позицию и социальную ответственность.
Конкретизация цели раскрывается в следующих задачах: повышение социальной активности студенческой молодежи, путем ее вовлечения в процессы жизнедеятельности вуза, различные сферы жизнедеятельности города, региона, страны; формирование устойчивых студенческих коллективов и объединений, просоциальной направленности, базирующихся на принципах демократии и субъектности; сопровождение студенческой молодежи и каждого студента в его жизненном самоопределении и построении временной перспективы будущего, творческом и научном поиске, развитии способностей [6].
Методологическими основами разработки модели могут служить системный, аксиологический и личностно-ориентированный, деятельностный подходы. С позиции системного подхода образовательное пространство вуза рассматривается нами как открытая развивающаяся система, состоящая из взаимосвязанных компонентов. Аксиологический подход позволяет представить социально ответственное поведение как результат и как одну из важных современных ценностей, которая формируется под воздействием созидательной, социально-направленной деятельности, в основании имеющей стратегические ценности. Применение личностно-ориентированного и деятельностного подходов способствует созданию условий для самореализации студента, формирования его как субъекта деятельности.
Содержательный компонент модели формирования социально ответственного поведения студентов, выстроенной на основе принципов: преемственности; системности и целостности; природосообразности и культуросообразности; комплексности; субъект-субъектного взаимодействия; со-управления; практической направленности, – включает потенциал Шуйского филиала ФГБОУ ВО ИвГУ.
Деятельностный компонент реализуется в рациональных методах, средствах и формах работы со студентами в учебной и внеучебной деятельности, различной направленности [5].
Педагогическими условиями реализации модели формирования социально ответственного поведения студентов вуза являются: использование в учебной и внеучебной работе со студентами форм и методов, направленных на формирование компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления; создание образовательного пространства вуза, позволяющего удовлетворять потребности и интересы современного студента, через использование технологий сотрудничества, сетевого взаимодействия; установление субъект-субъектных взаимоотношений между обучающимися и профессорско-преподавательским составом [7].
Ведущим направлением деятельности современного вуза является развитие устойчивой социально ответственной позиции личности студента по отношению к себе и к обществу, которая предполагает, что студент – это активный преобразующий субъект актуальной ситуации общественных отношений.
Ключевой составляющей деятельностного компонента модели являются традиционные и инновационные формы и методы работы со студентами: различного типа студенческие сообщества научно-исследовательской, творческой, общественной и спортивно-оздоровительной направленности; выездные учебно-методические семинары для студенческого актива, для студентов-первокурсников; традиционные культурно-массовые фестивали, конкурсы; деятельность волонтерских инициативных групп и отрядов; тематические выставки, экскурсии и встречи с интересными людьми.
Последний, оценочно-рефлексивный, компонент модели формирования социально ответственного поведения студентов вуза позволяет, за счет адекватного диагностического инструментария, оценить соответствие результатов деятельности требованиям социального заказа, а именно, формирование специалиста, обладающего пониманием и умением применения социальных норм и правил, направленного на взаимодействие и сотрудничество; обладающего высокой социальной активностью и социально значимыми жизненными ценностями, ответственностью за результаты своих действий.
В экспериментальном исследовании приняли участие 128 чел. в возрасте 19–20 лет из 8 студенческих групп. Для исследования групповых норм мы применили методику изучения нормы продуктивности группы (А.В. Сидоренков). Показатель нормы продуктивности является одним из важных факторов социальной эффективности группы. В двух студенческих группах мы выявили показатель нормы продуктивности группы с тенденцией к высокому уровню. В пяти группах – средний уровень показателя нормы продуктивности и в одной группе – тенденция к низкому уровню. Мы можем характеризовать большинство исследуемых студенческих групп как группы со стремлением к поддержке невысокого темпа и объема выполняемых видов деятельности, общения, с ситуативным поощрением проявления студентами инициативы по выполнению различных учебных и внеучебных видов деятельности. В одной группе мы выявили тенденцию к сдерживанию темпа и объема выполняемых студентами различных видов деятельности, общения и неодобрение проявления инициативы членами группы.
Направленность личности определяет поведение человека и, если она позитивна, ориентирована на взаимодействие и сотрудничество, то человек обладает целеустремленностью и высокой социальной активностью. Используя опросник «Изучение направленности личности» (В. Смекала и М. Кучера), мы выявили доминирующую направленность личности студентов. У 27 % студентов (35 чел.) преобладают мотивы собственного благополучия, желание личного престижа. Для реализации своих притязаний студенты используют учебную и внеучебную деятельность. Потребности окружающих для них не столь важны. У 24 % студентов (30 чел.) мы выявили направленность личности на задачу. В самой учебной и внеучебной деятельности для них рождается мотив, они открыты к сотрудничеству, увлечены, стремятся к овладению новым. Однако общение и взаимодействие с окружающими не представляются ценным для студентов. Преобладающее количество студентов – 63 чел. (49 %) проявили коллективистскую направленность личности, и мы можем предположить, что это обусловлено будущей профессией. При данной направленности личности поступки человека определяются потребностью в общении, ориентацией на взаимодействие. Совместная деятельность является ценностью для такого человека.
Высокий ранг значимости в списке ценностных ориентаций М. Рокича у студентов получили конкретные ориентиры (материальная обеспеченность, активная жизнь), абстрактные (свобода), направленность на себя (здоровье, уверенность в себе). Последние ранги в списке жизненных ориентиров у студентов заняли творчество, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, а также счастье других. Полученные результаты говорят о вовлеченности студентов больше в сферу досуговой активности, нежели в сферу труда и семейно-бытовую сферу. Социально значимые жизненные цели-ценности, такие как интересная работа, продуктивная жизнь, развитие, счастливая семейная жизнь и счастье, других пока еще не являются убеждениями в том, к чему надо стремиться. Иерархия инструментальных ценностей характеризуется большей ориентацией на честность, чуткость, независимость и смелость в отстаивании своего мнения. Низкую значимость имеют самоконтроль, исполнительность и твердая воля. Верхние позиции в иерархии представлений о нормах поведения и свойстве личности занимают ценности общения, а вот ценности дела не рассматриваются студентами как образ действий для достижения целей.
Социально ответственное поведение характеризуется осознанием и выполнение человеком требований, которые предъявляются к нему со стороны группы, общества. В нашем исследовании студентов с устойчивым уровнем развития ответственности оказалось 40 % (51 чел.). Преобладающее количество студентов – 45 % (58 чел.) характеризуется ситуативной ответственностью. Безответственность выявлена у 15 % студентов (19 чел.). Они затрудняются прогнозировать последствия своих действий или бездействий в конкретной ситуации и принимать последствия этого выбора.
В социально ответственном поведении личности большое значение имеет достаточный уровень развития самоуправления, который процессуально включает в себя этапы: анализ существующих противоречий, построение прогноза, определение конечного образа искомого результата, выделение критериев и др. По методике Н.М. Пейсахова у 22 % студентов (28 чел.) самоуправление находится на уровне ниже среднего. Студенты затрудняются целенаправленно изменять и активно управлять своей активностью в деятельности, поведении и общении. Средний уровень способности самоуправления проявили 59 % студентов (76 чел.) и выше среднего – 19 % (24 чел.). Студенты способны в большинстве случаев анализировать ситуацию, прогнозировать последствия своих действий или бездействий, делая выбор и принимая последствия этого выбора. Наименее развитыми у студентов оказались следующие этапы самоуправления: целеполагание, планирование и коррекция. Студенты затрудняются формировать субъективную модель желаемого или должного, а также средства достижения цели и последовательность их осуществления. Однако если это и происходит, цель и средства определены, то студенты имеют трудность в изменении действий, поведения, общения под влиянием новых условий, фактов и изменяющихся обстоятельств.
Заключение
По результатам диагностического обследования выявлено, что преобладающее количество студентов проявили коллективистскую направленность личности; предпочтительными в жизненных ситуациях являются ценности общения; преобладает ситуативная ответственность; в процессе самоуправления наименее развитыми у студентов оказались этапы целеполагания, планирования и коррекции.
Полученные результаты эмпирического исследования компонентов социально ответственного поведения студентов подтверждают необходимость разработки модели его формирования в условиях образовательного пространства вуза. Данная модель включает традиционные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-рефлексивный – и предполагает создание в образовательном пространстве вуза педагогических условий (использование в учебной и внеучебной работе со студентами форм и методов, направленных на формирование социальных компетенций; создание образовательного пространства вуза, позволяющего удовлетворять потребности и интересы современного студента, через использование технологий сотрудничества, сетевого взаимодействия; установление субъект-субъектных взаимоотношений между обучающимися и профессорско-преподавательским составом) и использование традиционных и инновационных форм и методов работы со студентами. Она выступает инструментом формирования ценностей и моделей социально ответственного поведения благодаря целостности учебного и воспитательного процессов.
Соответственно, образовательное пространство вуза, через образовательные программы, концепцию и программы воспитания, создает условия для целенаправленной работы по формированию социально ответственного поведения студенческой молодежи. Студенты вовлекаются в жизненные процессы вуза, города и страны через систему самоуправления и сопровождения, студенческих объединений.