Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Баркунова О.В. 1 Седова С.С. 1 Смирнова О.А. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
Статья посвящена актуальной теме формирования социально ответственного поведения студентов вуза. Теоретический анализ научной литературы позволил авторам определить сущность рассматриваемого понятия как форму активных действий личности студента, имеющую гуманистическую и созидательную направленность, позволяющую эффективно взаимодействовать с окружающим социальным миром. Определены основные критерии формирования социально ответственного поведения студентов: когнитивный (адекватное понимание социальных норм и правил, их активная демонстрация); мотивационно-ценностный (направленность личности на взаимодействие и сотрудничество; высокая социальная активность; доминирование социально значимых жизненных ценностей); деятельностный (осознанный, социально значимый характер поведения, ответственность за результаты своих действий). По результатам диагностического обследования выявлено, что преобладающее количество студентов проявили коллективистскую направленность личности; предпочтительными в жизненных ситуациях являются ценности общения; преобладает ситуативная ответственность; в процессе самоуправления наименее развитыми у студентов оказались этапы целеполагания, планирования и коррекции. Разработана модель формирования социально ответственного поведения студентов в образовательном пространстве педагогического вуза, включающая традиционные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-рефлексивный. Реализация модели предполагает создание в образовательном пространстве вуза педагогических условий (использование в учебной и внеучебной работе со студентами форм и методов, направленных на формирование социальных компетенций; создание образовательного пространства вуза, позволяющего удовлетворять потребности и интересы современного студента, через использование технологий сотрудничества, сетевого взаимодействия; установление субъект-субъектных взаимоотношений между обучающимися и профессорско-преподавательским составом) и использование традиционных и инновационных форм и методов работы со студентами.
социальная активность
социальная ответственность
социально ответственное поведение
студенческая молодежь
формирование
образовательное пространство вуза
1. Коркина А.С. Проблемы современного студента. Учеба и работа: материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург: УрФУ, 2019. С. 905–910.
2. Савастьина А.А., Осипова Л.Б. Социальная активность молодежи как условие динамичного развития общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–2. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22320 (дата обращения: 28.03.2021).
3. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984. 288 с.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. С. 380–386.
5. Донева О.В. Критерии сформированности социальной ответственности студентов вуза // Фундаментальные исследования. 2014. № 3–3. С. 580–584.
6. Баркунова О.В. Социокультурная среда вуза как условие развития личности бакалавров // Научный поиск. 2014. № 4. С. 11–14.
7. Баркунова О.В. Теоретические аспекты создания модели социокультурной среды вуза // Школа будущего. 2016. № 2. С. 4–8.

Актуальность проблемы изучения и формирования социально ответственного поведения молодежи достаточно высока. Ответственность относится к субъективным характеристикам личности и всегда была предметом исследования и анализа философии, социологии, психологии, педагогики и др.

Социальная ситуация развития личности студента представляет собой переход к самостоятельной и ответственной взрослости, основным компонентом которой становится социально ответственное поведение, которое необходимо формировать, создавая условия для систематической репродукции рассматриваемого качества. Особая роль в этом процессе отводится вузу, который согласно федеральным государственным образовательным стандартам должен создавать условия для формирования у студентов таких компетенций студентов, как способность критически анализировать современную информации, систематизировать и применять рациональные решения актуальных задач, продуктивно взаимодействовать и работать в команде.

Актуальность темы исследования подтверждается наличием противоречия между объективной необходимостью формирования социально ответственного поведения студенческой молодежи и отсутствием методологически обоснованной модели его формирования у будущих педагогов в вузе.

Цель исследования – изучение социально ответственного поведения студентов, разработка и обоснование модели его формирования в образовательном пространстве вуза.

Материалы и методы исследования

В научных исследованиях существуют разные теоретические подходы к рассмотрению понятия «ответственность личности», определению категорий «социальная ответственность» и «социально ответственное поведение». Однако все исследователи демонстрируют убеждение о том, что рассматриваемые термины являются неотъемлемой частью всех видов субъектной деятельности человека [1; 2].

С точки зрения педагогической психологии «ответственность» относят к мотиву поведения личности и ее изучение осуществляется в двух аспектах: моральном (нравственный выбор как источник регуляции поведения) и когнитивном (затрагивающем осознанность и прогнозирование действий и событий).

В философии интересна точка зрения E.А. Ануфриева, который утверждал, что социальная активность способствует общественному прогрессу и ориентирована на положительные социальные ценности, наполняющие жизнь человека высоким смыслом [3; с. 101]. Созидательную основу деятельности подчеркивал К.К. Платонов. Он говорил о преобразующей роли деятельности в жизни отдельного человека или группы. Именно эта основа определяется наличием или отсутствием у человека социальной ответственности.

Существуют исследования, раскрывающие проблему формирования ответственного поведения. К таким исследованиям относится исследование С.Л. Рубинштейна, который рассматривал внешний и внутренний фактор формирования ответственного или безответственного поведения, говорил о разной значимости данных факторов в различных социальных ситуациях [4]. Изучая социальную ответственность, нам стоит придерживаться мысли о том, что человек – это часть общества, он входит в систему социальных отношений своими действиями и поступками, а также участвует в преобразовании общества, его развитии и изменении.

Многообразие трактовок социально ответственного поведения и подходов к его определению позволяет обобщить знания в данной области в следующих характеристиках: основой социально ответственного поведения является гуманизм и ценностное созидательное отношение личности к окружающему миру, людям, самому себе; объективные и субъективные факторы определяют содержание данной категории; в ситуации нравственного выбора личность действует в соответствии с уровнем своей социальной ответственности.

С нашей точки зрения, социально ответственное поведение студента является формой активных действий личности, гуманистической и созидательной направленности, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающим социальным миром.

Проанализировав точки зрения на структуру социально ответственного поведения, в общем представлении можно определить внешние (социальные нормы и роли) и внутренние (ценностная, нравственная составляющая) компоненты исследуемой категории. Представленные точки зрения ученых позволили определить основные критерии формирования социально ответственного поведения студентов: когнитивный (адекватное понимание социальных норм и правил, их активная демонстрация); мотивационно-ценностный (направленность личности на взаимодействие и сотрудничество; высокая социальная активность; доминирование социально значимых жизненных ценностей); деятельностный (осознанный, социально значимый характер поведения, ответственность за результаты своих действий) [3, 5].

Результаты исследования и их обсуждение

Для изучения социально ответственного поведения студентов были использованы следующие методики: субъективная шкала групповых норм (А.В. Сидоренков); методика В. Смекала и М. Кучера для определения направленности личности; методика ценностных ориентаций (М. Рокич); тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) (В.П. Прядеин); тест «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов).

Базой экспериментального исследования стал Шуйский филиал ФГБОУ ВО ИвГУ, реализующий в основном программы педагогического образования. Чтобы представить процесс формирования социально ответственного поведения студентов в комплексе всех составляющих элементов, нами разработана модель, включающая традиционную четырехкомпонентную структуру.

Описание целевых ориентиров в процессе формирования социально ответственного поведения студентов представлено в целевом компоненте модели, который обусловлен социальным заказом на подготовку высококвалифицированного специалиста, имеющего активную жизненную позицию и социальную ответственность.

Конкретизация цели раскрывается в следующих задачах: повышение социальной активности студенческой молодежи, путем ее вовлечения в процессы жизнедеятельности вуза, различные сферы жизнедеятельности города, региона, страны; формирование устойчивых студенческих коллективов и объединений, просоциальной направленности, базирующихся на принципах демократии и субъектности; сопровождение студенческой молодежи и каждого студента в его жизненном самоопределении и построении временной перспективы будущего, творческом и научном поиске, развитии способностей [6].

Методологическими основами разработки модели могут служить системный, аксиологический и личностно-ориентированный, деятельностный подходы. С позиции системного подхода образовательное пространство вуза рассматривается нами как открытая развивающаяся система, состоящая из взаимосвязанных компонентов. Аксиологический подход позволяет представить социально ответственное поведение как результат и как одну из важных современных ценностей, которая формируется под воздействием созидательной, социально-направленной деятельности, в основании имеющей стратегические ценности. Применение личностно-ориентированного и деятельностного подходов способствует созданию условий для самореализации студента, формирования его как субъекта деятельности.

Содержательный компонент модели формирования социально ответственного поведения студентов, выстроенной на основе принципов: преемственности; системности и целостности; природосообразности и культуросообразности; комплексности; субъект-субъектного взаимодействия; со-управления; практической направленности, – включает потенциал Шуйского филиала ФГБОУ ВО ИвГУ.

Деятельностный компонент реализуется в рациональных методах, средствах и формах работы со студентами в учебной и внеучебной деятельности, различной направленности [5].

Педагогическими условиями реализации модели формирования социально ответственного поведения студентов вуза являются: использование в учебной и внеучебной работе со студентами форм и методов, направленных на формирование компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления; создание образовательного пространства вуза, позволяющего удовлетворять потребности и интересы современного студента, через использование технологий сотрудничества, сетевого взаимодействия; установление субъект-субъектных взаимоотношений между обучающимися и профессорско-преподавательским составом [7].

Ведущим направлением деятельности современного вуза является развитие устойчивой социально ответственной позиции личности студента по отношению к себе и к обществу, которая предполагает, что студент – это активный преобразующий субъект актуальной ситуации общественных отношений.

Ключевой составляющей деятельностного компонента модели являются традиционные и инновационные формы и методы работы со студентами: различного типа студенческие сообщества научно-исследовательской, творческой, общественной и спортивно-оздоровительной направленности; выездные учебно-методические семинары для студенческого актива, для студентов-первокурсников; традиционные культурно-массовые фестивали, конкурсы; деятельность волонтерских инициативных групп и отрядов; тематические выставки, экскурсии и встречи с интересными людьми.

Последний, оценочно-рефлексивный, компонент модели формирования социально ответственного поведения студентов вуза позволяет, за счет адекватного диагностического инструментария, оценить соответствие результатов деятельности требованиям социального заказа, а именно, формирование специалиста, обладающего пониманием и умением применения социальных норм и правил, направленного на взаимодействие и сотрудничество; обладающего высокой социальной активностью и социально значимыми жизненными ценностями, ответственностью за результаты своих действий.

В экспериментальном исследовании приняли участие 128 чел. в возрасте 19–20 лет из 8 студенческих групп. Для исследования групповых норм мы применили методику изучения нормы продуктивности группы (А.В. Сидоренков). Показатель нормы продуктивности является одним из важных факторов социальной эффективности группы. В двух студенческих группах мы выявили показатель нормы продуктивности группы с тенденцией к высокому уровню. В пяти группах – средний уровень показателя нормы продуктивности и в одной группе – тенденция к низкому уровню. Мы можем характеризовать большинство исследуемых студенческих групп как группы со стремлением к поддержке невысокого темпа и объема выполняемых видов деятельности, общения, с ситуативным поощрением проявления студентами инициативы по выполнению различных учебных и внеучебных видов деятельности. В одной группе мы выявили тенденцию к сдерживанию темпа и объема выполняемых студентами различных видов деятельности, общения и неодобрение проявления инициативы членами группы.

Направленность личности определяет поведение человека и, если она позитивна, ориентирована на взаимодействие и сотрудничество, то человек обладает целеустремленностью и высокой социальной активностью. Используя опросник «Изучение направленности личности» (В. Смекала и М. Кучера), мы выявили доминирующую направленность личности студентов. У 27 % студентов (35 чел.) преобладают мотивы собственного благополучия, желание личного престижа. Для реализации своих притязаний студенты используют учебную и внеучебную деятельность. Потребности окружающих для них не столь важны. У 24 % студентов (30 чел.) мы выявили направленность личности на задачу. В самой учебной и внеучебной деятельности для них рождается мотив, они открыты к сотрудничеству, увлечены, стремятся к овладению новым. Однако общение и взаимодействие с окружающими не представляются ценным для студентов. Преобладающее количество студентов – 63 чел. (49 %) проявили коллективистскую направленность личности, и мы можем предположить, что это обусловлено будущей профессией. При данной направленности личности поступки человека определяются потребностью в общении, ориентацией на взаимодействие. Совместная деятельность является ценностью для такого человека.

Высокий ранг значимости в списке ценностных ориентаций М. Рокича у студентов получили конкретные ориентиры (материальная обеспеченность, активная жизнь), абстрактные (свобода), направленность на себя (здоровье, уверенность в себе). Последние ранги в списке жизненных ориентиров у студентов заняли творчество, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, а также счастье других. Полученные результаты говорят о вовлеченности студентов больше в сферу досуговой активности, нежели в сферу труда и семейно-бытовую сферу. Социально значимые жизненные цели-ценности, такие как интересная работа, продуктивная жизнь, развитие, счастливая семейная жизнь и счастье, других пока еще не являются убеждениями в том, к чему надо стремиться. Иерархия инструментальных ценностей характеризуется большей ориентацией на честность, чуткость, независимость и смелость в отстаивании своего мнения. Низкую значимость имеют самоконтроль, исполнительность и твердая воля. Верхние позиции в иерархии представлений о нормах поведения и свойстве личности занимают ценности общения, а вот ценности дела не рассматриваются студентами как образ действий для достижения целей.

Социально ответственное поведение характеризуется осознанием и выполнение человеком требований, которые предъявляются к нему со стороны группы, общества. В нашем исследовании студентов с устойчивым уровнем развития ответственности оказалось 40 % (51 чел.). Преобладающее количество студентов – 45 % (58 чел.) характеризуется ситуативной ответственностью. Безответственность выявлена у 15 % студентов (19 чел.). Они затрудняются прогнозировать последствия своих действий или бездействий в конкретной ситуации и принимать последствия этого выбора.

В социально ответственном поведении личности большое значение имеет достаточный уровень развития самоуправления, который процессуально включает в себя этапы: анализ существующих противоречий, построение прогноза, определение конечного образа искомого результата, выделение критериев и др. По методике Н.М. Пейсахова у 22 % студентов (28 чел.) самоуправление находится на уровне ниже среднего. Студенты затрудняются целенаправленно изменять и активно управлять своей активностью в деятельности, поведении и общении. Средний уровень способности самоуправления проявили 59 % студентов (76 чел.) и выше среднего – 19 % (24 чел.). Студенты способны в большинстве случаев анализировать ситуацию, прогнозировать последствия своих действий или бездействий, делая выбор и принимая последствия этого выбора. Наименее развитыми у студентов оказались следующие этапы самоуправления: целеполагание, планирование и коррекция. Студенты затрудняются формировать субъективную модель желаемого или должного, а также средства достижения цели и последовательность их осуществления. Однако если это и происходит, цель и средства определены, то студенты имеют трудность в изменении действий, поведения, общения под влиянием новых условий, фактов и изменяющихся обстоятельств.

Заключение

По результатам диагностического обследования выявлено, что преобладающее количество студентов проявили коллективистскую направленность личности; предпочтительными в жизненных ситуациях являются ценности общения; преобладает ситуативная ответственность; в процессе самоуправления наименее развитыми у студентов оказались этапы целеполагания, планирования и коррекции.

Полученные результаты эмпирического исследования компонентов социально ответственного поведения студентов подтверждают необходимость разработки модели его формирования в условиях образовательного пространства вуза. Данная модель включает традиционные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-рефлексивный – и предполагает создание в образовательном пространстве вуза педагогических условий (использование в учебной и внеучебной работе со студентами форм и методов, направленных на формирование социальных компетенций; создание образовательного пространства вуза, позволяющего удовлетворять потребности и интересы современного студента, через использование технологий сотрудничества, сетевого взаимодействия; установление субъект-субъектных взаимоотношений между обучающимися и профессорско-преподавательским составом) и использование традиционных и инновационных форм и методов работы со студентами. Она выступает инструментом формирования ценностей и моделей социально ответственного поведения благодаря целостности учебного и воспитательного процессов.

Соответственно, образовательное пространство вуза, через образовательные программы, концепцию и программы воспитания, создает условия для целенаправленной работы по формированию социально ответственного поведения студенческой молодежи. Студенты вовлекаются в жизненные процессы вуза, города и страны через систему самоуправления и сопровождения, студенческих объединений.


Библиографическая ссылка

Баркунова О.В., Седова С.С., Смирнова О.А. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 5. – С. 124-128;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38668 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674