Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DESIGNING AND IMPLEMENTATION OF ECONOMIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Khanova T.G. 1 Belinova N.V. 1 Erakova T.N. 2 Gicheva N.V. 3
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
2 Kindergarten № 417
3 Kindergarten № 27 «Berezka»
The article discusses the problem of designing and implementing a fairly new direction in the development of preschool children, which has not yet been separated into a separate substantive block – economic education and the formation of the foundations of financial literacy. The scientific and theoretical analysis of scientific sources allowed the authors to substantiate the relevance and importance of economic education in the preschool period of childhood, to determine the essence of the basic concepts of «financial literacy» and «economic education», to show their specificity in relation to preschool age, to highlight the main research problems and their causes, to determine pedagogical conditions for the successful development of children in the field of economic culture. The article presents the results of the study of children 6-7 years old, carried out by the authors, which includes three stages: ascertaining, formative and control. When developing the program of the formative stage, the authors, relying on the content of educational programs of an economic orientation, proposed four main content modules that are understandable for preschoolers: needs; resources; money, cost, advertising; labor, product. The implementation of the content was carried out through the use of a set of methods: observations, excursions, conversations, games, reading fiction, etc. Based on the results of the study, the authors came to the conclusion that the economic education of preschoolers should be carried out in the context of the implementation of the tasks of moral and labor education. Its effectiveness is due to a number of pedagogical conditions, including the construction of an optimal subject-spatial environment and its saturation with game and didactic material of the corresponding orientation, the organization of meaningful interaction of teachers with the families of pupils, the use of game technologies in the implementation of economic content, the integration of economic education with other meaningful areas, before in total, with the mathematical development of preschoolers, familiarization with the professions and work of adults, improving the professional competence of teachers in the field of economic education.
preschool age
preschool organization
economic education
financial literacy
pedagogical conditions
educational process
subject-spatial environment

С каждым годом экономическое развитие страны набирает новые обороты, создаются новые концепции экономического развития страны, обеспечения экономического благополучия населения. На фоне интенсивного общественно-экономического развития возрастает роль экономического воспитания детей. В школах уже давно введен предмет «Экономика», в рамках которого школьников знакомят с экономическими понятиями, об экономическом воспитании дошкольников начали вести речь сравнительно недавно. Любой человек, для того чтобы чувствовать себя уверенно в процессе жизнедеятельности, должен обладать как минимум базовой экономической грамотностью, от которой будет в значительной степени зависеть его успех в жизни. К тому же в последнее время в обществе явно прослеживается тенденция к изменению экономических приоритетов: для личности слишком значимыми становятся финансовые блага, наблюдается утеря моральных ценностей, происходит «финансовое разделение» населения. Ориентация образования на социальный заказ обусловила возникновение нового направления – экономического воспитания дошкольников, тесно связанного с нравственно-трудовым воспитанием, работой по ознакомлению детей с трудом и миром профессий взрослых.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что проблемы экономического воспитания дошкольников решаются преимущественно в рамках нравственно-трудового воспитания (Н.М. Крылова, А.Е. Образцова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.А. Порембская, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович и др.) или познавательного развития (И.А. Сасова, Л.Н. Галкина, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева и др.) [1–4]. Действительно, понятие «экономическое воспитание» не совсем применимо к дошкольной организации в его традиционном смысле в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Так, И.А. Сасова считает, что в старшем дошкольном возрасте возможно лишь формирование предпосылок экономического воспитания [1]. Исследование, проведенное А.Д. Шатовой, показывает, что дошкольники 6–7 лет способны соотнести экономические понятия с конкретными жизненными ситуациями [3].

Таким образом, значимость экономического воспитания в дошкольном возрасте обусловлена рядом факторов, среди которых стоит выделить: 1) раннее вовлечение детей в финансовые отношения; 2) существенные перемены в системе образования (модернизация, информатизация); 3) поляризация детского сообщества по имущественному показателю, маркетизация детства (Е.О. Смирнова); 4) неготовность детей к самостоятельному разрешению проблемных ситуаций, связанных с товарно-денежными отношениями [5].

Изучением содержания понятия «экономическое воспитание» в дошкольной педагогике занимались И.А. Сасова, Л.Н. Галкина, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева, Е.А. Курак и др., которые убеждены, что необходимо вырабатывать у детей современный образ мышления в соответствии с требованиями времени и социума [1–4; 6]. Последние исследования ученых доказали, что сегодняшние дети не только владеют некоторыми экономическими представлениями, но и способны ориентироваться в финансово-экономических и профессионально-трудовых отношениях, что свидетельствует об ускорении темпов экономической социализации подрастающего поколения. С одной стороны, доказана актуальность и значимость раннего экономического образования детей, с другой стороны, в практике эта работа не реализуется или реализуется недостаточно.

Цель исследования – изучение педагогических условий, обеспечивающих эффективность экономического воспитания старших дошкольников (6–7 лет).

Материалы и методы исследования

Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 417» г. Нижнего Новгорода и МБДОУ «Детский сад № 27 «Березка» г. Кстова Нижегородской области. В исследовании принимали участие две группы детей в возрасте 6–7 лет, составившие экспериментальную и контрольную группы. В исследовании применялись методы: анализ, систематизация и обобщение научной литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа с детьми и родителями, анкетирование родителей.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе изучения ряда исследований определим сущность понятия «экономическое воспитание» применительно к детям дошкольного возраста. Под ним следует понимать целенаправленный процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленный на формирование элементарных экономических понятий, правильного отношения к материальным и духовным ценностям, воспитание социально-нравственных качеств личности. С целью экономического воспитания детей сегодня активно внедряются в практику курсы элементарной финансовой грамотности для дошкольников. Экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности – не тождественные понятия и разные по содержанию образовательные аспекты. М.Ю. Шевяков считает, что финансовая грамотность – это «способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности» [7, с. 30]. Формируя у дошкольников основы финансовой грамотности, необходимо показать им на доступных примерах причинно-следственные связи между трудом, заработком, расходами и сбережениями, что будет способствовать пониманию ценности денег, умению принимать взвешенные финансовые решения [8].

Итак, экономическое воспитание дошкольников – более широкое понятие, частью которого является формирование основ финансовой грамотности. Рядом исследований доказано, что работу по экономическому воспитанию детей необходимо начинать с дошкольного возраста, поскольку любознательность и высокая восприимчивость детей станут основой развития экономического мышления, освоения элементарных финансово-экономических понятий, необходимых для социально-бытового ориентирования в современных экономических отношениях. Это позволит заложить фундамент для дальнейшего изучения экономики в школе, формирования мотивов финансового поведения.

Проектирование и успешная реализация экономического воспитания детей дошкольного возраста предполагает учет комплекса педагогических условий, одним из которых является организация соответствующей предметно-пространственной среды. Отметим, поскольку данное направление работы является новым и необязательным, то планомерная работа по экономическому воспитанию в большинстве детских садов не проводится, соответственно, в предметной среде не выделяется центр экономического воспитания, нет специальных игровых и дидактических материалов. Еще одной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие в дошкольных учреждениях методической литературы, материалов и пособий по данному направлению, следовательно, у педагогов нет возможности познакомиться с содержанием и технологиями реализации экономического воспитания детей, повысить свою профессиональную компетентность в данной области [9; 10].

Существенным условием эффективности экономического воспитания детей является применение игровых технологий, как наиболее соответствующих интересам дошкольников [11]. В авторской программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» представлен комплекс игр, направленных на экономическое воспитание детей: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион», в которых моделируются реальные жизненные ситуации [3]. Настольно-печатные игры, по мнению А.Д. Шатовой, помогают детям усваивать экономические понятия. Например, игра «Монополия» помогает сформировать представления о товарно-денежных отношениях, знакомит детей с номиналом денег. А.А. Смоленцевой разработана серия сюжетно-дидактических игр экономической направленности [4].

Важным условием является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, поскольку экономическая безграмотность родителей напрямую влияет на воспитание детей. Обстановка в семье, ее быт и традиции, отношение к деньгам показывают наглядный пример ребенку, закладывают основы личностных качеств [12]. Важно отметить, что родительский пример отношения к деньгам, материальным ценностям, планированию бюджета является образцом экономического поведения для детей, ведь именно в семье дошкольник впервые сталкивается с товарно-денежными отношениями, учится распоряжаться своими сбережениями, осваивает экономическую сторону жизни взрослых, знакомится с миром профессий родителей, приобретает личный экономический опыт, ценностное отношение к труду взрослых, задумывается о профессиональном самоопределении [13]. Единство подходов семьи и детского сада обеспечивает успешность данной работы; приобретенный в семье экономический опыт дополняется, обогащается и обобщается педагогом, в результате формируются устойчивые социальные навыки. Педагоги должны оказывать помощь родителям во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, в том числе и экономическом. Но, так как зачастую педагогами не уделяется должного внимания этому направлению развития детей, работа с родителями также не проводится.

Многие исследователи говорят об интеграции экономического воспитания и работы по формированию элементарных математических представлений. Действительно, формируя элементарные математические представления, мы закладываем предпосылки экономического мышления. Дети знакомятся с цифрами, овладевают элементарными математическими операциями, решают логические и арифметические задачи, учатся измерять и взвешивать.

Проанализировав основные проблемы работы дошкольных организаций, можно сделать вывод, что педагогам и руководителям следует обратить пристальное внимание на экономическое воспитание детей. Для его реализации следует вводить в образовательный процесс программы по экономическому воспитанию дошкольников. Например, программа А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» нацелена на формирование основ экономической грамотности дошкольников через обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием [4]. Представленные автором методические разработки способствуют обогащению личного опыта воспитанников различными впечатлениями, развивают мышление и формируют первичные понятия о бизнесе через серию сюжетно-дидактических игр экономической направленности, экономические сказки, фольклор, проблемные ситуации и т.д. Парциальная образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыжановской [14] разработана с целью формирования основ финансовой культуры детей 5–7 лет, воспитания «здорового отношения к деньгам, совершенствования общения со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям» [14, с. 24].

Наше экспериментальное исследование включало три этапа:

1) констатирующий эксперимент: выявление уровня экономического развития воспитанников и степени участия родителей в данной работе;

2) формирующий эксперимент: разработка и реализация проекта образовательной работы по экономическому воспитанию дошкольников экспериментальной группы;

3) контрольный эксперимент: сравнительный анализ полученных результатов.

Целью констатирующего эксперимента было первичное обследование уровня экономического развития детей 6–7 лет. Обследование испытуемых проводилось по трем блокам диагностических заданий (методика А.Д. Шатовой и Е.А. Курак): 1) потребности человека; 2) природные и капитальные ресурсы; 3) деньги, рынок, стоимость, реклама [3; 6].

По результатам выполнения диагностических заданий у 16 % детей выявлен высокий уровень: дети ориентируются в основных экономических понятиях, применяют имеющиеся знания в решении проблемных ситуаций. У 47 % испытуемых выявлен средний уровень: дети имеют представления об основных потребностях и ресурсах, но затрудняются применять знания в практической ситуации, не проявляют интереса. 37 % детей показали низкий уровень: не смогли выполнить задания, не имеют элементарных экономических знаний. Общий анализ результатов показал преобладание среднего и низкого уровня сформированности экономической культуры и необходимость дальнейшей работы с детьми.

Содержание формирующего этапа исследования по модулям: 1) потребности; 2) ресурсы; 3) деньги, стоимость, реклама; 4) труд, продукт – было реализовано путем комплексного применения игр, бесед, наблюдений, экскурсий, проблемных ситуаций, чтения художественной литературы и др. В ходе работы мы решали задачи воспитания у детей нравственных качеств: бережливости, экономности, отзывчивости, интереса и уважения к труду взрослых, трудолюбия и ответственности. В процессе экспериментальной работы обогащалась предметно-пространственная среда группы: дидактические пособия и игры по экономическому воспитанию, настольно-печатные игры. Совместно с детьми и родителями создавались атрибуты для сюжетно-ролевых игр экономической тематики.

Одна из задач экономического воспитания – знакомство с трудом взрослых, эффективным методом ее решения, по нашему мнению, является наблюдение, поэтому широко использовались экскурсии внутри детского сада, в ходе которых дети приобретают наглядные и достоверные представления о труде взрослых в детском саду (кухня, медицинский кабинет, прачечная), о профессиях, их социальной значимости. Расширение представлений детей осуществлялось в ходе демонстрации презентаций, видеороликов, диафильмов, например, при ознакомлении с профессиями, реальное наблюдение за которыми невозможно (инженер, автомеханик, каменщик и др.). С помощью наглядных пособий дети закрепляли представления об этапах труда взрослых, применяемых орудиях и технологиях.

Большое влияние на формирование экономических качеств личности, основ экономического мышления оказывают беседы, рассказы детей, педагогов и родителей. В рамках формирующего этапа исследования были проведены беседы на темы «Какие бывают потребности?», «Откуда берутся деньги?», «Что такое бюджет семьи?», «Профессии родителей» с включением пословиц и поговорок о трудолюбии и лени, жадности и щедрости, честности и лживости. Рассказы детей о своем опыте, например, походе в магазин, самостоятельных покупках, профессиональном труде родителей вызывают интерес у сверстников, обогащают их экономические представления.

Чтение художественной литературы, особенно сказок, оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка. Воспринимая и анализируя события, дети вычленяют главное, осознают положительные/отрицательные качества персонажей. Использование сказок с экономическим содержанием позволяет знакомить детей с потребностями и средствами их реализации, с трудом людей, традициями и способами ведения домашнего хозяйства, понятиями «доходы», «расходы» и т.д. С помощью сказки можно ставить перед детьми проблемные ситуации, подводя их к поиску рационального способа решения проблемы.

Формирование предпосылок экономического мышления успешно осуществляется с помощью игровых методов, особенно дидактических и сюжетно-дидактических игр и ситуаций «Мой дом», «Мир профессий», «Доходы и расходы», «Банк» и др. В процессе дидактической игры дошкольники закрепляют знания о сферах экономической жизни. В сюжетно-ролевой игре дошкольники проживают те события, которые для них еще недоступны в реальной жизни, но очень привлекательны, познают смысл финансовых операций, таких как «купля-продажа», «изготовление и сбыт готовой продукции», «оказание услуг» [11].

Изучаемые с детьми модули обсуждались с родителями, в родительском уголке размещалась соответствующая информация, предлагалась литература для чтения дома. В рамках исследовательской работы был проведен ряд консультаций для родителей, на которых рассказывалось, как знакомить детей с понятиями деньги, доходы, бюджет семьи и др.

Проведенный контрольный этап исследования показал положительную динамику в освоении детьми основ экономической грамотности. Так, в экспериментальной группе преобладают дети с высоким уровнем экономического развития (76 %), в контрольной группе подавляющее большинство (69 %) оказались на среднем уровне.

Заключение

Результативность экономического воспитания в дошкольном возрасте обусловлена рядом педагогических условий: создание экономически целесообразной предметно-пространственной среды; привлечение родителей к экономическому воспитанию; применение разных видов игр с экономическим содержанием; интеграция экономического воспитания с другими направлениями (математическим развитием дошкольников, ознакомлением с профессиями и трудом взрослых); повышение профессиональной компетентности педагогов в области экономического воспитания и финансовой грамотности.