С каждым годом экономическое развитие страны набирает новые обороты, создаются новые концепции экономического развития страны, обеспечения экономического благополучия населения. На фоне интенсивного общественно-экономического развития возрастает роль экономического воспитания детей. В школах уже давно введен предмет «Экономика», в рамках которого школьников знакомят с экономическими понятиями, об экономическом воспитании дошкольников начали вести речь сравнительно недавно. Любой человек, для того чтобы чувствовать себя уверенно в процессе жизнедеятельности, должен обладать как минимум базовой экономической грамотностью, от которой будет в значительной степени зависеть его успех в жизни. К тому же в последнее время в обществе явно прослеживается тенденция к изменению экономических приоритетов: для личности слишком значимыми становятся финансовые блага, наблюдается утеря моральных ценностей, происходит «финансовое разделение» населения. Ориентация образования на социальный заказ обусловила возникновение нового направления – экономического воспитания дошкольников, тесно связанного с нравственно-трудовым воспитанием, работой по ознакомлению детей с трудом и миром профессий взрослых.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что проблемы экономического воспитания дошкольников решаются преимущественно в рамках нравственно-трудового воспитания (Н.М. Крылова, А.Е. Образцова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.А. Порембская, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович и др.) или познавательного развития (И.А. Сасова, Л.Н. Галкина, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева и др.) [1–4]. Действительно, понятие «экономическое воспитание» не совсем применимо к дошкольной организации в его традиционном смысле в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Так, И.А. Сасова считает, что в старшем дошкольном возрасте возможно лишь формирование предпосылок экономического воспитания [1]. Исследование, проведенное А.Д. Шатовой, показывает, что дошкольники 6–7 лет способны соотнести экономические понятия с конкретными жизненными ситуациями [3].
Таким образом, значимость экономического воспитания в дошкольном возрасте обусловлена рядом факторов, среди которых стоит выделить: 1) раннее вовлечение детей в финансовые отношения; 2) существенные перемены в системе образования (модернизация, информатизация); 3) поляризация детского сообщества по имущественному показателю, маркетизация детства (Е.О. Смирнова); 4) неготовность детей к самостоятельному разрешению проблемных ситуаций, связанных с товарно-денежными отношениями [5].
Изучением содержания понятия «экономическое воспитание» в дошкольной педагогике занимались И.А. Сасова, Л.Н. Галкина, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева, Е.А. Курак и др., которые убеждены, что необходимо вырабатывать у детей современный образ мышления в соответствии с требованиями времени и социума [1–4; 6]. Последние исследования ученых доказали, что сегодняшние дети не только владеют некоторыми экономическими представлениями, но и способны ориентироваться в финансово-экономических и профессионально-трудовых отношениях, что свидетельствует об ускорении темпов экономической социализации подрастающего поколения. С одной стороны, доказана актуальность и значимость раннего экономического образования детей, с другой стороны, в практике эта работа не реализуется или реализуется недостаточно.
Цель исследования – изучение педагогических условий, обеспечивающих эффективность экономического воспитания старших дошкольников (6–7 лет).
Материалы и методы исследования
Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 417» г. Нижнего Новгорода и МБДОУ «Детский сад № 27 «Березка» г. Кстова Нижегородской области. В исследовании принимали участие две группы детей в возрасте 6–7 лет, составившие экспериментальную и контрольную группы. В исследовании применялись методы: анализ, систематизация и обобщение научной литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа с детьми и родителями, анкетирование родителей.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе изучения ряда исследований определим сущность понятия «экономическое воспитание» применительно к детям дошкольного возраста. Под ним следует понимать целенаправленный процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленный на формирование элементарных экономических понятий, правильного отношения к материальным и духовным ценностям, воспитание социально-нравственных качеств личности. С целью экономического воспитания детей сегодня активно внедряются в практику курсы элементарной финансовой грамотности для дошкольников. Экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности – не тождественные понятия и разные по содержанию образовательные аспекты. М.Ю. Шевяков считает, что финансовая грамотность – это «способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности» [7, с. 30]. Формируя у дошкольников основы финансовой грамотности, необходимо показать им на доступных примерах причинно-следственные связи между трудом, заработком, расходами и сбережениями, что будет способствовать пониманию ценности денег, умению принимать взвешенные финансовые решения [8].
Итак, экономическое воспитание дошкольников – более широкое понятие, частью которого является формирование основ финансовой грамотности. Рядом исследований доказано, что работу по экономическому воспитанию детей необходимо начинать с дошкольного возраста, поскольку любознательность и высокая восприимчивость детей станут основой развития экономического мышления, освоения элементарных финансово-экономических понятий, необходимых для социально-бытового ориентирования в современных экономических отношениях. Это позволит заложить фундамент для дальнейшего изучения экономики в школе, формирования мотивов финансового поведения.
Проектирование и успешная реализация экономического воспитания детей дошкольного возраста предполагает учет комплекса педагогических условий, одним из которых является организация соответствующей предметно-пространственной среды. Отметим, поскольку данное направление работы является новым и необязательным, то планомерная работа по экономическому воспитанию в большинстве детских садов не проводится, соответственно, в предметной среде не выделяется центр экономического воспитания, нет специальных игровых и дидактических материалов. Еще одной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие в дошкольных учреждениях методической литературы, материалов и пособий по данному направлению, следовательно, у педагогов нет возможности познакомиться с содержанием и технологиями реализации экономического воспитания детей, повысить свою профессиональную компетентность в данной области [9; 10].
Существенным условием эффективности экономического воспитания детей является применение игровых технологий, как наиболее соответствующих интересам дошкольников [11]. В авторской программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» представлен комплекс игр, направленных на экономическое воспитание детей: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион», в которых моделируются реальные жизненные ситуации [3]. Настольно-печатные игры, по мнению А.Д. Шатовой, помогают детям усваивать экономические понятия. Например, игра «Монополия» помогает сформировать представления о товарно-денежных отношениях, знакомит детей с номиналом денег. А.А. Смоленцевой разработана серия сюжетно-дидактических игр экономической направленности [4].
Важным условием является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, поскольку экономическая безграмотность родителей напрямую влияет на воспитание детей. Обстановка в семье, ее быт и традиции, отношение к деньгам показывают наглядный пример ребенку, закладывают основы личностных качеств [12]. Важно отметить, что родительский пример отношения к деньгам, материальным ценностям, планированию бюджета является образцом экономического поведения для детей, ведь именно в семье дошкольник впервые сталкивается с товарно-денежными отношениями, учится распоряжаться своими сбережениями, осваивает экономическую сторону жизни взрослых, знакомится с миром профессий родителей, приобретает личный экономический опыт, ценностное отношение к труду взрослых, задумывается о профессиональном самоопределении [13]. Единство подходов семьи и детского сада обеспечивает успешность данной работы; приобретенный в семье экономический опыт дополняется, обогащается и обобщается педагогом, в результате формируются устойчивые социальные навыки. Педагоги должны оказывать помощь родителям во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, в том числе и экономическом. Но, так как зачастую педагогами не уделяется должного внимания этому направлению развития детей, работа с родителями также не проводится.
Многие исследователи говорят об интеграции экономического воспитания и работы по формированию элементарных математических представлений. Действительно, формируя элементарные математические представления, мы закладываем предпосылки экономического мышления. Дети знакомятся с цифрами, овладевают элементарными математическими операциями, решают логические и арифметические задачи, учатся измерять и взвешивать.
Проанализировав основные проблемы работы дошкольных организаций, можно сделать вывод, что педагогам и руководителям следует обратить пристальное внимание на экономическое воспитание детей. Для его реализации следует вводить в образовательный процесс программы по экономическому воспитанию дошкольников. Например, программа А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» нацелена на формирование основ экономической грамотности дошкольников через обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием [4]. Представленные автором методические разработки способствуют обогащению личного опыта воспитанников различными впечатлениями, развивают мышление и формируют первичные понятия о бизнесе через серию сюжетно-дидактических игр экономической направленности, экономические сказки, фольклор, проблемные ситуации и т.д. Парциальная образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыжановской [14] разработана с целью формирования основ финансовой культуры детей 5–7 лет, воспитания «здорового отношения к деньгам, совершенствования общения со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям» [14, с. 24].
Наше экспериментальное исследование включало три этапа:
1) констатирующий эксперимент: выявление уровня экономического развития воспитанников и степени участия родителей в данной работе;
2) формирующий эксперимент: разработка и реализация проекта образовательной работы по экономическому воспитанию дошкольников экспериментальной группы;
3) контрольный эксперимент: сравнительный анализ полученных результатов.
Целью констатирующего эксперимента было первичное обследование уровня экономического развития детей 6–7 лет. Обследование испытуемых проводилось по трем блокам диагностических заданий (методика А.Д. Шатовой и Е.А. Курак): 1) потребности человека; 2) природные и капитальные ресурсы; 3) деньги, рынок, стоимость, реклама [3; 6].
По результатам выполнения диагностических заданий у 16 % детей выявлен высокий уровень: дети ориентируются в основных экономических понятиях, применяют имеющиеся знания в решении проблемных ситуаций. У 47 % испытуемых выявлен средний уровень: дети имеют представления об основных потребностях и ресурсах, но затрудняются применять знания в практической ситуации, не проявляют интереса. 37 % детей показали низкий уровень: не смогли выполнить задания, не имеют элементарных экономических знаний. Общий анализ результатов показал преобладание среднего и низкого уровня сформированности экономической культуры и необходимость дальнейшей работы с детьми.
Содержание формирующего этапа исследования по модулям: 1) потребности; 2) ресурсы; 3) деньги, стоимость, реклама; 4) труд, продукт – было реализовано путем комплексного применения игр, бесед, наблюдений, экскурсий, проблемных ситуаций, чтения художественной литературы и др. В ходе работы мы решали задачи воспитания у детей нравственных качеств: бережливости, экономности, отзывчивости, интереса и уважения к труду взрослых, трудолюбия и ответственности. В процессе экспериментальной работы обогащалась предметно-пространственная среда группы: дидактические пособия и игры по экономическому воспитанию, настольно-печатные игры. Совместно с детьми и родителями создавались атрибуты для сюжетно-ролевых игр экономической тематики.
Одна из задач экономического воспитания – знакомство с трудом взрослых, эффективным методом ее решения, по нашему мнению, является наблюдение, поэтому широко использовались экскурсии внутри детского сада, в ходе которых дети приобретают наглядные и достоверные представления о труде взрослых в детском саду (кухня, медицинский кабинет, прачечная), о профессиях, их социальной значимости. Расширение представлений детей осуществлялось в ходе демонстрации презентаций, видеороликов, диафильмов, например, при ознакомлении с профессиями, реальное наблюдение за которыми невозможно (инженер, автомеханик, каменщик и др.). С помощью наглядных пособий дети закрепляли представления об этапах труда взрослых, применяемых орудиях и технологиях.
Большое влияние на формирование экономических качеств личности, основ экономического мышления оказывают беседы, рассказы детей, педагогов и родителей. В рамках формирующего этапа исследования были проведены беседы на темы «Какие бывают потребности?», «Откуда берутся деньги?», «Что такое бюджет семьи?», «Профессии родителей» с включением пословиц и поговорок о трудолюбии и лени, жадности и щедрости, честности и лживости. Рассказы детей о своем опыте, например, походе в магазин, самостоятельных покупках, профессиональном труде родителей вызывают интерес у сверстников, обогащают их экономические представления.
Чтение художественной литературы, особенно сказок, оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка. Воспринимая и анализируя события, дети вычленяют главное, осознают положительные/отрицательные качества персонажей. Использование сказок с экономическим содержанием позволяет знакомить детей с потребностями и средствами их реализации, с трудом людей, традициями и способами ведения домашнего хозяйства, понятиями «доходы», «расходы» и т.д. С помощью сказки можно ставить перед детьми проблемные ситуации, подводя их к поиску рационального способа решения проблемы.
Формирование предпосылок экономического мышления успешно осуществляется с помощью игровых методов, особенно дидактических и сюжетно-дидактических игр и ситуаций «Мой дом», «Мир профессий», «Доходы и расходы», «Банк» и др. В процессе дидактической игры дошкольники закрепляют знания о сферах экономической жизни. В сюжетно-ролевой игре дошкольники проживают те события, которые для них еще недоступны в реальной жизни, но очень привлекательны, познают смысл финансовых операций, таких как «купля-продажа», «изготовление и сбыт готовой продукции», «оказание услуг» [11].
Изучаемые с детьми модули обсуждались с родителями, в родительском уголке размещалась соответствующая информация, предлагалась литература для чтения дома. В рамках исследовательской работы был проведен ряд консультаций для родителей, на которых рассказывалось, как знакомить детей с понятиями деньги, доходы, бюджет семьи и др.
Проведенный контрольный этап исследования показал положительную динамику в освоении детьми основ экономической грамотности. Так, в экспериментальной группе преобладают дети с высоким уровнем экономического развития (76 %), в контрольной группе подавляющее большинство (69 %) оказались на среднем уровне.
Заключение
Результативность экономического воспитания в дошкольном возрасте обусловлена рядом педагогических условий: создание экономически целесообразной предметно-пространственной среды; привлечение родителей к экономическому воспитанию; применение разных видов игр с экономическим содержанием; интеграция экономического воспитания с другими направлениями (математическим развитием дошкольников, ознакомлением с профессиями и трудом взрослых); повышение профессиональной компетентности педагогов в области экономического воспитания и финансовой грамотности.
Библиографическая ссылка
Ханова Т.Г., Белинова Н.В., Еракова Т.Н., Гичева Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 246-250;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38648 (дата обращения: 23.11.2024).