Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF STUDENTS’ CIVIC IDENTITY

Meschanova L.N. 1 Kozinskaya O.Yu. 1
1 Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky
This article analyzes the theoretical and methodological aspects of the formation of civil identity of students of the Institute of Arts of the Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky. The aim of the research work is to substantiate the role and significance of university education in the process of forming a student’s civic identity. The methodological prerequisites for the formation of students ‘ civic identity through the interaction of the teacher (curator) and the student in the context of joint creative and research activities are determined. All types and directions of the existing educational process in the university are indicated. The conditions for the implementation of the formation of the student’s civic identity are presented. The article describes the work of the Creative Laboratory of Pedagogical and Performing Ideas «Integration of science and practice in the conditions of modernization of art education», on the basis of which a Cultural and educational project-Festival is developed and implemented, which forms the civic identity of students in two directions: «Research work of students» and «Music and performing direction» (choral groups). In conclusion, the author substantiates the statement that university education can be attributed to the sphere of the most favorable for patriotic education and the formation of a student’s civic position, that civic identity is formed by the acquisition of an individual’s internal spiritual and moral beliefs based on knowledge, skills and information possession, that is, in the practical and activity aspect.
students
university education
morality
patriotism
civic identity

Современные вызовы направлены на мировое сообщество и на каждое отдельно взятое государство. В основном данные вызовы призваны дестабилизировать политическую, экономическую, культурологическую и другие сферы жизнедеятельности государств. Одной из самых незащищенных групп является молодежь, студенчество. Вузы дают знания и навыки, практические основы для приобретения необходимых компетенций в предстоящей деятельности. Но вместе с тем вузы просто обязаны донести до обучаемых ценностные дефиниции, которые способствуют становлению человека и гражданина. Поэтому формирование гражданской идентичности индивида можно назвать проблемной областью современной педагогики, которая приобретает одно из самых значимых и актуальных значений.

Цель исследования заключается в обосновании роли и значении вузовского образования в процессе формирования гражданской идентичности студента.

Несомненно, что каждый человек живет в каком-либо обществе, то есть в социуме. Также каждый индивид является членом семьи, какого-либо сообщества, группы, коллектива и т.п. Поэтому понимание свободного отождествления индивида с российской нацией на базе понимания и признания прошлого, настоящего и будущего России посредством участия во всех сферах жизни страны (политической, общественной, культурной) и принято считать гражданской идентичностью. Также отметим, что именно сформированная гражданская идентичность позволяет человеку, особенно молодому, без жизненного опыта и осмысления философских (исторических, культурологических) проблем, осознать себя россиянином.

Запрос и потребность современного общества в воспитании и обучении компетентных, творческих и активных специалистов достаточно конкретно обозначен. Однако необходимо подчеркнуть, что подготовка такого специалиста без формирования ценностно-смыслового ядра его гражданской идентичности не будет актуальной и достаточной.

Материалы и методы исследования

Формирование гражданской идентичности находится в центре внимания государственных структур, что имеет свое место в законодательных актах, обсуждениях на научно-практических конференциях разного уровня, круглых столах и т.п. Мы видим интерес психологов, этнографов, историков, педагогов, искусствоведов, музыкантов к данной теме. Становление гражданских качеств личности с точки зрения разных аспектов освещено в научных исследованиях A.A. Козлова [1], А.Ю. Рыкуновой [2], И.В. Суколенова [3], И.Г. Томаревой [4] и др.

Создание у молодого человека чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого – это и есть основа (ядро) содержания гражданской идентификации. А формы этого могут быть многообразными и разнообразными, но обязательно современными, интересными и находящими душевный отклик у студенчества, то есть большое значение отводится эмоциональному воздействию, так как центральным звеном восприятия является чувство, которое объединяет знания и действия, создает мотивацию для реализации любого нравственного качества личности, в том числе и гражданской идентичности.

Особенно отметим, что многие нравственные или ценностные (особенно традиционные) постулаты молодежь не может осознать глубоко и качественно, однако воспринятые в юношеском возрасте традиционные гражданские и культурные ценности могут сыграть незаменимую роль в становлении личности молодого человека. Мы считаем, что формирование гражданской идентичности – это процесс взаимодействия взрослого (преподавателя, куратора) и студента в контексте совместной творческой (в том числе и научно-исследовательской) деятельности, которая направлена на раскрытие общечеловеческих нравственных качеств, одним из которых и является идентичность, то есть осознание себя гражданином России.

В воспитательной работе вуза должны формироваться чувства гордости за великие достижения российских ученых – классиков и наших современников, деятелей русского искусства и спорта, подвиги русского народа в освободительных войнах. Вместе с тем необходимо мотивировать студента к осознанию ответственности за настоящее и будущее страны, за развитие той отрасли, в которой он собирается работать и преумножать достижения России.

Именно в период студенчества, во время обучения в вузе происходит развитие духовно-нравственной сферы молодого человека через множество эмоций, чувств, расширение роли сознания и мышления в научной студенческой деятельности, приобретение умения социализации и адаптации в студенческом обществе, особенно через коллективные формы обучения и воспитания. Именно в этот период и становится одним из главных приоритетов осознание себя, своего места, своей роли в жизни студенческого коллектива (группы, курса, института, университета) и в жизни всей страны, то есть активно вырабатывается жизненная и гражданская позиция.

Очевидно, что процесс формирования гражданской идентичности студентов может быть успешным при постановке и решении определенных задач, которые решаются в учебно-воспитательном и культурно-образовательном пространстве вуза. Выделим лишь некоторые из них.

Прежде всего, бесспорно, в центре воспитательных проблем стоит формирование приоритетных традиционных ценностей христианства, гуманизма и нравственности, стремления следовать в своем поведении традиционным нормам морали и нетерпимость к их нарушению. Названные личностные качества являются ценностно-смысловыми ориентирами в духовно-нравственном воспитании молодежи.

В рамках нашего исследования нельзя обойти вниманием и историческое воспитание, основой которого является знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории, формирование исторической памяти.

Формирование гражданской идентичности невозможно без самоопределения в области представлений молодежи о государственно-политическом устройстве России. Именно эта задача решается в рамках вузовского политико-правового воспитания.

Чувство приверженности индивида к гражданской общности, признание ее значимой ценностью – базис для формирования чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу – патриотическое воспитание, которое, в свою очередь, формирует гражданскую идентификацию человека.

Базовым идентифицирующим механизмом является профессионально-ориентированное (трудовое) воспитание, в процессе которого формируется картина мира культуры как результата трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Именно в процессе трудового воспитания у молодых людей формируется добросовестное и ответственное отношение к труду (в разных направлениях: отношение к учебе, ответственность за создание научных проектов, докладов на конференции и т.п.), уважение труда людей и, что особенно важно, бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека.

Следовательно, в содержание процесса формирования гражданской идентичности индивида, несомненно, структурируются все виды и направления существующего в вузе воспитательного процесса – это ценностно-смысловое, историческое, политико-правовое, патриотическое и профессионально-ориентированное.

Как отмечалось ранее, направления формирования гражданской идентичности студента могут быть достаточно разнообразными и творческими. Например:

- приобщение студента к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с историей высшего учебного заведения, сверстниками, взрослыми, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- организация творческой продуктивной деятельности студента, в нашем случае – музыкально-исполнительской и научно-исследовательской работы в области искусства и культуры.

Для реализации формирования гражданской идентичности студента необходимы:

- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства молодых людей;

- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека [5].

Результаты исследования и их обсуждение

В институте искусств СГУ на кафедре теории и методики музыкального образования с 1999 г. действует Творческая лаборатория педагогических и исполнительских идей «Интеграция науки и практики в условиях модернизации художественного образования», на базе которой разработан и реализуется Культурно-образовательный проект-фестиваль в двух направлениях, формирующих гражданскую идентичность студенчества.

1. Направление «Научно-исследовательская работа студентов» предполагает индивидуальное участие студента в различных проектах: научно-практических конференциях, конкурсах и т.п. Например, постоянно действующий научный семинар организуется с целью привлечения научных кадров образовательных учреждений регионов России, в том числе и студенческих, для выработки новых взглядов на концепцию формирования гражданской идентичности обучаемых в образовании на современном этапе развития России. В ходе работы семинара решаются следующие задачи: выявление основных направлений и принципов формирования позитивного духовного опыта подрастающего поколения; поиск новых форм и технологий в региональных культурно-образовательных процессах с целью формирования гражданской идентичности подрастающего поколения; определение роли русской музыкальной культуры в сохранении традиций гуманистического образования и воспитания; выявление роли музыкальной культуры в процессе формирования гражданской идентичности детей и юношества.

Интересен опыт проведения Международных молодёжных научно-практических конференций «Сохранение приоритетов Образования и Культуры – основа человечности» (совместно с ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», г. Санкт-Петербург, РФ; Объединенным научным центром проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, г. Москва, РФ), в рамках которой студенты и школьники участвуют не только с докладами в самой конференции, но и в конкурсе научно-исследовательских проектов «Евразия: единство национальных и евразийских культурных ценностей», в конкурсе эссе на тему: «Евразийские ценности – путь к единству народов Евразии». Тематизм докладов и проектов актуален и необычен, например «Песни, опалённые войной», «Патриотическое воспитание – основа воспитательного процесса в современном ДОУ: идентичность, толерантность», «Решение проблемы свободного времени учащихся в условиях образовательного пространства краеведческого музея», «К вопросу о возрождении региональных национальных традиций» и др.

Особо отметим, что многие проекты и доклады студентов рекомендованы к публикации и опубликованы в сборниках РИНЦ, например: Гейнц А.А. «Музыка как национальный компонент культуры Саратовской области» в сборнике «Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Саратов, 9–12 октября 2019 г.)» / Под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. С. 561–566 (научный руководитель Кузьмина С.В.); Даулетжанова З.А. «Воспитание национально-культурной толерантности у подростков в школе» в сборнике Человек в мире искусства: векторы развития и образования. Сборник научно-методических трудов. Выпуск II. Научное издание. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2020. С. 183–186 (научный руководитель Фадеева М.А.).

Круглый стол «Теоретические и методологические аспекты воспитания толерантности молодежи посредством музыкальной культуры». Цель – повышение качества образования через духовность, гуманизм, искусство. Основные направления научной дискуссии: духовность в контексте развития современной личности; роль духовной музыки в формировании позитивного духовного опыта; анализ состояния и перспективы формирования гражданской идентичности детей и юношества.

Творческая мастерская «Вечное наследие России: духовная музыка» предполагает сотрудничество учебных заведений города и Саратовской области в реализации формирования духовно-нравственных ценностей юношества (на базе Малого хорового академического театра Института искусств СГУ). Цель – активизация работы по формированию гражданской идентификации путем создания новых форм и технологий формирования позитивного духовного опыта подрастающего поколения.

2. Музыкально-исполнительское направление основано на коллективном участии студентов (хоровые коллективы). Например, «Пасхальный хоровой фестиваль» ежегодно проводится совместно с Министерством образования Саратовской области, Саратовской епархией Русской Православной Церкви, Саратовским региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Фестиваль – это праздник духовного родства детей и взрослых, объединение общими идеями мира и добра, это укрепление дружеских контактов одаренной молодежи и возрождение российских традиций благотворительности. Проведение фестиваля духовной музыки способствует: созданию действенного партнерства государственных, муниципальных, религиозных и общественных организаций; формированию новых технологий освоения культурного наследия России; популяризации традиций духовной культуры; развитию детского и юношеского творчества и культуры хорового пения.

Фестивали искусств «Дорогами военных песен», «Поклонимся великим тем годам» и другие четко ориентированы на патриотическое воспитание подрастающего поколения: от дошкольного до студенческого возраста, так как участники – дети разных возрастных групп. Очень интересны программы (репертуар) хоровых и вокальных выступлений зачастую в оформлении танцевальными или хореографическими (пластическими) движениями. Например, В. Высоцкий, переложение для женского хора Т. Белолиповой «Так случилось, мужчины ушли»; муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова «Журавли»; муз. К. Молчанова, сл. К. Симонова, переложение для ансамбля Е. Соловьевой и С. Снегиревой, «Песня Женьки» из оперы «Зори здесь тихие»; муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова, переложение для смешанного хора Ю. Потеенко «Темная ночь»; муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. В. Лебедева-Кумача, переложение для смешанного хора Д. Васильевой и М. Ивановой «Казаки»; муз. Г. Струве, сл. Л. Кондрашенко «Матерям погибших героев».

Здесь заключена еще одна важная характеристика процесса формирования гражданской позиции, гражданского самоопределения индивида – преемственность поколений участников.

У названных мероприятий богатая география участия: 100 % контингента студентов Института искусств (Малый хоровой академический театр), педагогические колледжи, детские школы искусств и средние образовательные учреждения Саратова и Саратовской области, а также зарубежные гости: О.П. Бобылева (Нидерланды), О.В. Штейнфер (Израиль), Н.Г. Цывинская (США), Т.В. Баландина (Израиль), Ю.А. Безгубова (Франция).

Заключение

Учитывая нравственно-эстетическую сущность русской музыки, можно сделать вывод, что, музыкальное искусство в целом и музыка русских композиторов в частности является важным средством формирования гражданской идентичности молодежи. Считаем целесообразным и в дальнейшем продолжать работу по данной теме, так как встреча с русской музыкой помогает сформировать у студентов гражданскую идентичность через чувство любви к родному краю и окружающему миру.

В данной статье приведены лишь немногие примеры, из которых можно сделать вывод о том, что тематика проведенных мероприятий, научных проектов и докладов, репертуар хоровых коллективов – все параметры направлены на формирование гражданской идентификации детей и молодежи, участвующих в работе Творческой лаборатории.

Мы пришли к выводу, что гражданская идентичность формируется путем приобретения индивидом внутренних духовных и нравственных убеждений на основе знаний, умений и владения информацией, то есть в практико-деятельностном аспекте в рамках культурно-образовательных проектов вуза.

В заключение отметим, что вузовское образование можно отнести к сфере наибольшего благоприятствования для патриотического воспитания и формирования гражданской позиции студента. Используя различные формы и виды деятельности, вузовское образование расширяет культурное пространство самореализации личности обучаемых, стимулирует их к творчеству. Являясь полноценным участником процессов нравственно-патриотического воспитания учащейся молодежи, высшие учебные заведения могут и должны способствовать решению социально-педагогических задач по формированию гражданской позиции и гражданской идентичности студенчества.