Современные вызовы направлены на мировое сообщество и на каждое отдельно взятое государство. В основном данные вызовы призваны дестабилизировать политическую, экономическую, культурологическую и другие сферы жизнедеятельности государств. Одной из самых незащищенных групп является молодежь, студенчество. Вузы дают знания и навыки, практические основы для приобретения необходимых компетенций в предстоящей деятельности. Но вместе с тем вузы просто обязаны донести до обучаемых ценностные дефиниции, которые способствуют становлению человека и гражданина. Поэтому формирование гражданской идентичности индивида можно назвать проблемной областью современной педагогики, которая приобретает одно из самых значимых и актуальных значений.
Цель исследования заключается в обосновании роли и значении вузовского образования в процессе формирования гражданской идентичности студента.
Несомненно, что каждый человек живет в каком-либо обществе, то есть в социуме. Также каждый индивид является членом семьи, какого-либо сообщества, группы, коллектива и т.п. Поэтому понимание свободного отождествления индивида с российской нацией на базе понимания и признания прошлого, настоящего и будущего России посредством участия во всех сферах жизни страны (политической, общественной, культурной) и принято считать гражданской идентичностью. Также отметим, что именно сформированная гражданская идентичность позволяет человеку, особенно молодому, без жизненного опыта и осмысления философских (исторических, культурологических) проблем, осознать себя россиянином.
Запрос и потребность современного общества в воспитании и обучении компетентных, творческих и активных специалистов достаточно конкретно обозначен. Однако необходимо подчеркнуть, что подготовка такого специалиста без формирования ценностно-смыслового ядра его гражданской идентичности не будет актуальной и достаточной.
Материалы и методы исследования
Формирование гражданской идентичности находится в центре внимания государственных структур, что имеет свое место в законодательных актах, обсуждениях на научно-практических конференциях разного уровня, круглых столах и т.п. Мы видим интерес психологов, этнографов, историков, педагогов, искусствоведов, музыкантов к данной теме. Становление гражданских качеств личности с точки зрения разных аспектов освещено в научных исследованиях A.A. Козлова [1], А.Ю. Рыкуновой [2], И.В. Суколенова [3], И.Г. Томаревой [4] и др.
Создание у молодого человека чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого – это и есть основа (ядро) содержания гражданской идентификации. А формы этого могут быть многообразными и разнообразными, но обязательно современными, интересными и находящими душевный отклик у студенчества, то есть большое значение отводится эмоциональному воздействию, так как центральным звеном восприятия является чувство, которое объединяет знания и действия, создает мотивацию для реализации любого нравственного качества личности, в том числе и гражданской идентичности.
Особенно отметим, что многие нравственные или ценностные (особенно традиционные) постулаты молодежь не может осознать глубоко и качественно, однако воспринятые в юношеском возрасте традиционные гражданские и культурные ценности могут сыграть незаменимую роль в становлении личности молодого человека. Мы считаем, что формирование гражданской идентичности – это процесс взаимодействия взрослого (преподавателя, куратора) и студента в контексте совместной творческой (в том числе и научно-исследовательской) деятельности, которая направлена на раскрытие общечеловеческих нравственных качеств, одним из которых и является идентичность, то есть осознание себя гражданином России.
В воспитательной работе вуза должны формироваться чувства гордости за великие достижения российских ученых – классиков и наших современников, деятелей русского искусства и спорта, подвиги русского народа в освободительных войнах. Вместе с тем необходимо мотивировать студента к осознанию ответственности за настоящее и будущее страны, за развитие той отрасли, в которой он собирается работать и преумножать достижения России.
Именно в период студенчества, во время обучения в вузе происходит развитие духовно-нравственной сферы молодого человека через множество эмоций, чувств, расширение роли сознания и мышления в научной студенческой деятельности, приобретение умения социализации и адаптации в студенческом обществе, особенно через коллективные формы обучения и воспитания. Именно в этот период и становится одним из главных приоритетов осознание себя, своего места, своей роли в жизни студенческого коллектива (группы, курса, института, университета) и в жизни всей страны, то есть активно вырабатывается жизненная и гражданская позиция.
Очевидно, что процесс формирования гражданской идентичности студентов может быть успешным при постановке и решении определенных задач, которые решаются в учебно-воспитательном и культурно-образовательном пространстве вуза. Выделим лишь некоторые из них.
Прежде всего, бесспорно, в центре воспитательных проблем стоит формирование приоритетных традиционных ценностей христианства, гуманизма и нравственности, стремления следовать в своем поведении традиционным нормам морали и нетерпимость к их нарушению. Названные личностные качества являются ценностно-смысловыми ориентирами в духовно-нравственном воспитании молодежи.
В рамках нашего исследования нельзя обойти вниманием и историческое воспитание, основой которого является знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории, формирование исторической памяти.
Формирование гражданской идентичности невозможно без самоопределения в области представлений молодежи о государственно-политическом устройстве России. Именно эта задача решается в рамках вузовского политико-правового воспитания.
Чувство приверженности индивида к гражданской общности, признание ее значимой ценностью – базис для формирования чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу – патриотическое воспитание, которое, в свою очередь, формирует гражданскую идентификацию человека.
Базовым идентифицирующим механизмом является профессионально-ориентированное (трудовое) воспитание, в процессе которого формируется картина мира культуры как результата трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Именно в процессе трудового воспитания у молодых людей формируется добросовестное и ответственное отношение к труду (в разных направлениях: отношение к учебе, ответственность за создание научных проектов, докладов на конференции и т.п.), уважение труда людей и, что особенно важно, бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека.
Следовательно, в содержание процесса формирования гражданской идентичности индивида, несомненно, структурируются все виды и направления существующего в вузе воспитательного процесса – это ценностно-смысловое, историческое, политико-правовое, патриотическое и профессионально-ориентированное.
Как отмечалось ранее, направления формирования гражданской идентичности студента могут быть достаточно разнообразными и творческими. Например:
- приобщение студента к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с историей высшего учебного заведения, сверстниками, взрослыми, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- организация творческой продуктивной деятельности студента, в нашем случае – музыкально-исполнительской и научно-исследовательской работы в области искусства и культуры.
Для реализации формирования гражданской идентичности студента необходимы:
- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства молодых людей;
- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека [5].
Результаты исследования и их обсуждение
В институте искусств СГУ на кафедре теории и методики музыкального образования с 1999 г. действует Творческая лаборатория педагогических и исполнительских идей «Интеграция науки и практики в условиях модернизации художественного образования», на базе которой разработан и реализуется Культурно-образовательный проект-фестиваль в двух направлениях, формирующих гражданскую идентичность студенчества.
1. Направление «Научно-исследовательская работа студентов» предполагает индивидуальное участие студента в различных проектах: научно-практических конференциях, конкурсах и т.п. Например, постоянно действующий научный семинар организуется с целью привлечения научных кадров образовательных учреждений регионов России, в том числе и студенческих, для выработки новых взглядов на концепцию формирования гражданской идентичности обучаемых в образовании на современном этапе развития России. В ходе работы семинара решаются следующие задачи: выявление основных направлений и принципов формирования позитивного духовного опыта подрастающего поколения; поиск новых форм и технологий в региональных культурно-образовательных процессах с целью формирования гражданской идентичности подрастающего поколения; определение роли русской музыкальной культуры в сохранении традиций гуманистического образования и воспитания; выявление роли музыкальной культуры в процессе формирования гражданской идентичности детей и юношества.
Интересен опыт проведения Международных молодёжных научно-практических конференций «Сохранение приоритетов Образования и Культуры – основа человечности» (совместно с ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», г. Санкт-Петербург, РФ; Объединенным научным центром проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, г. Москва, РФ), в рамках которой студенты и школьники участвуют не только с докладами в самой конференции, но и в конкурсе научно-исследовательских проектов «Евразия: единство национальных и евразийских культурных ценностей», в конкурсе эссе на тему: «Евразийские ценности – путь к единству народов Евразии». Тематизм докладов и проектов актуален и необычен, например «Песни, опалённые войной», «Патриотическое воспитание – основа воспитательного процесса в современном ДОУ: идентичность, толерантность», «Решение проблемы свободного времени учащихся в условиях образовательного пространства краеведческого музея», «К вопросу о возрождении региональных национальных традиций» и др.
Особо отметим, что многие проекты и доклады студентов рекомендованы к публикации и опубликованы в сборниках РИНЦ, например: Гейнц А.А. «Музыка как национальный компонент культуры Саратовской области» в сборнике «Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Саратов, 9–12 октября 2019 г.)» / Под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. С. 561–566 (научный руководитель Кузьмина С.В.); Даулетжанова З.А. «Воспитание национально-культурной толерантности у подростков в школе» в сборнике Человек в мире искусства: векторы развития и образования. Сборник научно-методических трудов. Выпуск II. Научное издание. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2020. С. 183–186 (научный руководитель Фадеева М.А.).
Круглый стол «Теоретические и методологические аспекты воспитания толерантности молодежи посредством музыкальной культуры». Цель – повышение качества образования через духовность, гуманизм, искусство. Основные направления научной дискуссии: духовность в контексте развития современной личности; роль духовной музыки в формировании позитивного духовного опыта; анализ состояния и перспективы формирования гражданской идентичности детей и юношества.
Творческая мастерская «Вечное наследие России: духовная музыка» предполагает сотрудничество учебных заведений города и Саратовской области в реализации формирования духовно-нравственных ценностей юношества (на базе Малого хорового академического театра Института искусств СГУ). Цель – активизация работы по формированию гражданской идентификации путем создания новых форм и технологий формирования позитивного духовного опыта подрастающего поколения.
2. Музыкально-исполнительское направление основано на коллективном участии студентов (хоровые коллективы). Например, «Пасхальный хоровой фестиваль» ежегодно проводится совместно с Министерством образования Саратовской области, Саратовской епархией Русской Православной Церкви, Саратовским региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Фестиваль – это праздник духовного родства детей и взрослых, объединение общими идеями мира и добра, это укрепление дружеских контактов одаренной молодежи и возрождение российских традиций благотворительности. Проведение фестиваля духовной музыки способствует: созданию действенного партнерства государственных, муниципальных, религиозных и общественных организаций; формированию новых технологий освоения культурного наследия России; популяризации традиций духовной культуры; развитию детского и юношеского творчества и культуры хорового пения.
Фестивали искусств «Дорогами военных песен», «Поклонимся великим тем годам» и другие четко ориентированы на патриотическое воспитание подрастающего поколения: от дошкольного до студенческого возраста, так как участники – дети разных возрастных групп. Очень интересны программы (репертуар) хоровых и вокальных выступлений зачастую в оформлении танцевальными или хореографическими (пластическими) движениями. Например, В. Высоцкий, переложение для женского хора Т. Белолиповой «Так случилось, мужчины ушли»; муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова «Журавли»; муз. К. Молчанова, сл. К. Симонова, переложение для ансамбля Е. Соловьевой и С. Снегиревой, «Песня Женьки» из оперы «Зори здесь тихие»; муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова, переложение для смешанного хора Ю. Потеенко «Темная ночь»; муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. В. Лебедева-Кумача, переложение для смешанного хора Д. Васильевой и М. Ивановой «Казаки»; муз. Г. Струве, сл. Л. Кондрашенко «Матерям погибших героев».
Здесь заключена еще одна важная характеристика процесса формирования гражданской позиции, гражданского самоопределения индивида – преемственность поколений участников.
У названных мероприятий богатая география участия: 100 % контингента студентов Института искусств (Малый хоровой академический театр), педагогические колледжи, детские школы искусств и средние образовательные учреждения Саратова и Саратовской области, а также зарубежные гости: О.П. Бобылева (Нидерланды), О.В. Штейнфер (Израиль), Н.Г. Цывинская (США), Т.В. Баландина (Израиль), Ю.А. Безгубова (Франция).
Заключение
Учитывая нравственно-эстетическую сущность русской музыки, можно сделать вывод, что, музыкальное искусство в целом и музыка русских композиторов в частности является важным средством формирования гражданской идентичности молодежи. Считаем целесообразным и в дальнейшем продолжать работу по данной теме, так как встреча с русской музыкой помогает сформировать у студентов гражданскую идентичность через чувство любви к родному краю и окружающему миру.
В данной статье приведены лишь немногие примеры, из которых можно сделать вывод о том, что тематика проведенных мероприятий, научных проектов и докладов, репертуар хоровых коллективов – все параметры направлены на формирование гражданской идентификации детей и молодежи, участвующих в работе Творческой лаборатории.
Мы пришли к выводу, что гражданская идентичность формируется путем приобретения индивидом внутренних духовных и нравственных убеждений на основе знаний, умений и владения информацией, то есть в практико-деятельностном аспекте в рамках культурно-образовательных проектов вуза.
В заключение отметим, что вузовское образование можно отнести к сфере наибольшего благоприятствования для патриотического воспитания и формирования гражданской позиции студента. Используя различные формы и виды деятельности, вузовское образование расширяет культурное пространство самореализации личности обучаемых, стимулирует их к творчеству. Являясь полноценным участником процессов нравственно-патриотического воспитания учащейся молодежи, высшие учебные заведения могут и должны способствовать решению социально-педагогических задач по формированию гражданской позиции и гражданской идентичности студенчества.
Библиографическая ссылка
Мещанова Л.Н., Козинская О.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 189-193;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38638 (дата обращения: 11.10.2024).