Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

APPROACHES AND PRINCIPLES OF HUMANITARIZATION OF THE LEARNING ENVIRONMENT IN THE REGIONAL UNIVERSITY

Siraeva M.N. 1
1 Udmurt State University
1122 KB
The aim of the article is to summarize basic approaches and principles of humanitarization of the learning environment within the regional university. The author offers a specialized focus on competency-based approach and cultural approach due to the fact that the given theoretical background relies on a range of values of both personal and social relevance, including learning aptitude, trainability, self-determination, personal identity, perseverance and commitment to teamwork and collaboration, willingness to fulfill oneself. The author upholds the position that humanitarian focus of a learning process is expected to contribute to the development of a range of qualities of members of a profession to be which are expected to have considerable personal meaning. Moreover the paper proves that humanitarian focus affects the value system of a learner, improves the expertise level and could be regarded as one of the key factor of humanitarization of higher education. Regionalization of higher education as a new challenge for modern Universities needs efficient regional policy, development of scientifically well-founded concepts and principles of interaction within the common national learning environment. The author arrives at the conclusion that current trends relevant to the global market of educational services suggest that efficient national and regional policies require specific institutional, administrative and economic tools which would regulate a scope of measures in order to create common open learning environment, to find common ground between scientific and educational sectors, to monitor regional and municipal development rates of education.
higher education
regional University
humanitarization
learning environment
approach

Основным вектором развития системы высшего образования является обеспечение деятельности вуза как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению личностных и профессиональных интересов и потребностей обучающихся, раскрытию их гуманистического, нравственного и духовного потенциала.

Гуманитарная среда вуза как часть социокультурного пространства направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями. Она представляет собой пространство, которое способно трансформироваться и модифицироваться в зависимости от той или иной модели взаимодействия субъектов образовательного процесса, объединенных совокупностью ценностей, традиций, правил и норм, определяющих жизнедеятельность вузовского коллектива в целом.

В условиях развития рыночных отношений в России особую роль играет институционализация региональной образовательной среды, обеспечение конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования. При этом одно из главных направлений образования в России связано с повышением его качества. Одним из факторов, актуализирующих эту проблему, является децентрализация высшей школы, которая, в свою очередь, приводит к расширению автономии высших учебных заведений, ослаблению контроля со стороны государства, а также к увеличению объема ответственности за подготовку конкурентоспособных и востребованных специалистов [1].

В результате сложилась ситуация, когда работодатели получают возможность либо прямо, либо опосредованно, через механизмы рынка труда и рынка образовательных услуг воздействовать на высшие учебные заведения с целью повышения качества профессиональной подготовки выпускников.

Цель исследования заключается в том, чтобы обобщить, выявить сильные и слабые стороны основных подходов и принципов, которые можно рассматривать в качестве научно-теоретических основ гуманитаризации образовательной среды в региональном вузе.

Материалы и методы исследования

Высокая социально-экономическая значимость сферы образования, уровень ее коммерциализации, соотношение государственного и негосударственного секторов рынка образовательных услуг, появление новых форм образовательных услуг, усиление конкурентных отношений на национальном и региональном рынках обусловливают актуальность проведения исследований по проблемам формирования региональной образовательной среды и обеспечения конкурентоспособности вуза в регионе.

С точки зрения ожидаемых результатов в исследовании были использованы такие методы, как анализ и синтез, сравнение, описание и статистический метод.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследованиях образовательной среды в регионе четко выделяются два основных вектора. Первый (макроэкономический) вектор обусловливает потребность в изучении уровня конкурентоспособности того или иного учреждения высшего профессионального образования с точки зрения используемых административных, информационных и технологических ресурсов. Второй (микроэкономический) вектор связан с конкурентной рыночной средой региона, в условиях которой отдельно взятое учреждение высшего профессионального образования в той или иной степени испытывает давление на рынке образовательных услуг со стороны других вузов.

Статистические данные свидетельствуют о перенасыщенности отечественного рынка труда специалистами с высшим образованием: по данным экспертов, предложение в 4,5 раза превышает спрос. При этом обращает на себя внимание двукратный рост дефицита специалистов со средним профессиональным и шести-семикратный дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием [2].

Так, в среднем по России из каждой 1000 человек населения в возрасте 15 лет и старше 234 человека имеют высшее (включая послевузовское) профессиональное образование, в Удмуртской Республике этот показатель составляет 202 человека.

Еще одна характерная для российских регионов тенденция сводится к тому, что большая часть выпускников высших учебных заведений трудоустраивается не по полученной специальности (профессии), что ограничивает их дальнейший профессиональный и социальный рост. Среди причин, ограничивающих доступ к социальным лифтам и препятствующих профессиональному росту, представители различных групп молодежи называют не только недостаточный уровень сформированных во время обучения компетенций (30 %) и квалификаций (26,1 %), но и отсутствие возможностей повышать квалификацию (33,4 %) или получать востребованное профессиональное образование (15 %) [3].

На рынке труда Удмуртской Республики продолжает сохраняться несоответствие спроса и предложения рабочей силы и при этом сохраняется устойчивый спрос на рабочие профессии. Потребность предприятий в работниках на 01.01.2021 г. составила 8900 чел., из них по рабочим профессиям – 6402 чел. (72 %). Количество имеющихся вакансий увеличилось на 50 % по сравнению с аналогичным показателем на ту же дату прошлого года.

Гуманитаризация образовательной среды в региональном вузе

Рассмотрим основные подходы, на которых основан процесс гуманитаризации современного высшего образования в региональном вузе на примере Удмуртского государственного университета (УдГУ).

Роль УдГУ в регионе определяется его целевой установкой, суть которой заключается в реализации опережающей модели подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в ключевых сферах экономической деятельности региона.

Стратегическими задачами инновационной политики университета, направленной на гуманитаризацию образовательной среды, являются:

– содействие переходу региона на инновационный путь развития за счет генерации новых идей и технологий, расширения сектора наукоемких технологий, поддержки региональных научных школ и молодежной науки;

– поддержка инициатив, продвижения современных информационных и инновационных технологий, развития производственной деятельности вуза;

– применение новых управленческих подходов и решений;

– диверсификация источников финанси- рования;

– продвижение конкурентоспособных и востребованных результатов интеллектуальной деятельности.

Опираясь на собственный накопленный практический опыт, а также на теоретические достижения мировой педагогики, можно заключить, что основу гуманитарной образовательной среды вуза составляет совокупность управленческих, педагогических и материально-технических подходов и принципов, ключевыми среди которых являются компетентностный и культурологический подходы.

Методологией современного образования является компетентностный подход, в соответствии с которым вектор системы образования смещается с процесса на результат [4].

Овладение компетенциями есть результат образования. Освоенные обучающимися компетенции как интегральная характеристика включают в себя знания, умения, навыки, а также способности применять их в конкретных ситуациях, как профессиональных, так и социальных. Традиционные термины «готовность», «подготовленность» в этом формате заменяются терминами «компетенции» и «компетентность». По мнению современных методологов, компетентность – обладание обучающимся соответствующей компетенцией, отражающей его личностное отношение к предмету деятельности (А.В. Хуторской). Иными словами, под результатом обучения сегодня понимается то, что должен студент знать, понимать и быть в состоянии выполнить на практике по окончании вуза. Компетенции формируются в системе формального образования, в ходе самостоятельной работы, а также за пределами системы формального образования, при этом сохраняется возможность прогнозировать результаты образования. Содержание компетенций задается структурой дисциплин и содержанием основных образовательных программ. При этом предполагается, что содержание образования должно разворачиваться по принципу от общего к частному, от общего представления об осваиваемой деятельности к конкретизации ее составляющих.

В терминах компетентностного подхода, заложенного в ФГОС нового поколения, результатом освоения образовательной программы высшего профессионального образования является набор общекультурных и профессиональных компетенций, которым должен обладать выпускник, и который обеспечит ему необходимый уровень конкурентоспособности на рынке труда.

Культурологический подход также является методологической основой изучения проблемы гуманитаризации образования, поскольку современные концепции образования обращены к личности, к ее культурному развитию и самоопределению. Соответственно, содержание образования должно рассматриваться в педагогическом процессе как «произведение культуры». «Произведение культуры» персонализировано (имеет автора), но в то же время создано для всех и принадлежит всем. Значимость «произведения культуры» заключена в его возможности быть понятым и принятым всеми вне зависимости от исторических рамок. Взаимосвязь культуры и образования может быть обоснована тем, что образование как культурно-исторический феномен по своей природе культуросообразно, культурнособытийно; образование выступает как та часть культурного пространства, которая ориентирована на его целостное воспроизводство; образование в системном отношении изоморфно культуре, при этом системообразующим компонентом выступает человек [5].

Таким образом, этот подход имеет свой определенный вектор – от личности к культуре, то есть исследование духовной жизни человека, сформированного этой культурой, а также системы его представлений о культуре, отражающейся в национальной картине мира.

Формы актуализации культурологических идей различны. Обратим внимание на те проблемы, которые связаны непосредственно с образованием:

– кросс-культурный подход – совокупность методов описания, сравнения и изучения культурных различий сообществ, особенностей влияний социокультурной среды (социокультурных ценностей, обычаев, институтов) на личность, а также индивидуального культурного опыта на психику и деятельность (в частности, на особенности восприятия, интерпретации и т.п.);

– культурно-исторический подход Л.С. Выготского (в разработке теоретических основ принимали также участие А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия; в западной психологии сходные идеи были высказаны В. Вундтом, который считал культурно-исторический метод наиболее адекватным изучению психики человека); в основе подхода – идея интериоризации обучающимся социально-символической, опосредованной знаками деятельности; процесс и результат такой деятельности составляют суть присвоения ценностей культуры, при этом психические функции становятся культурными; на этой основе была разработана модель «взращивания» культурных знаков в структуру психических функций обучающегося и сформулировано положение о зоне ближайшего развития, которое рассматривалось как «поле» его совместной с обучающим опосредованной культурной деятельности, где и происходит переструктурирование психических функций;

– разные формы и варианты культурной психологии, которые развивались благодаря исследованиям многих психологов и культурантропологов и в разной мере ставили задачу «переместить культуру с периферии общей психологии в ее центр» (М. Коул, С. Скрибнер, Р. Шведер), опираясь на следующие тезисы: прямая и опосредованная связь мышления и культуры, структурирование развития контекстами обыденной жизни, коэволюция деятельности и артефактов (материально-идеальных фундаментальных элементов культуры);

– интегративный культурно-философский подход: соединение идеи культурологии и культурной антропологии с основными концепциями современных гуманитарных и естественно-научных дисциплин (П.С. Гуревич, Э.А. Орлова, А.А. Пузырей, В.М. Розин, А.Я. Флиер и др.);

– неклассический подход: синтез идей общей психологии и культурной психологии, с одной стороны, и философской антропологии – с другой, и выявление их сложного влияния на современную педагогическую психологию и педагогическую антропологию с целью преодоления границ традиционного психологизма и упрощенного культурализма, ограниченных прямыми связями человека и культуры (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков).

Оценку значимости культурологического подхода в образовании следует рассматривать, прежде всего, с позиции влияния интеграции гуманитарных знаний на те основные качества и свойства личности, которые определяют ее становление, гармонизацию ее отношений с окружающим миром [6].

Процесс гуманитаризации образования обеспечивается реализацией таких принципов, как дидактическая культуросообразность, диалог культур и цивилизаций, доминирование методически приемлемых проблемных культуроведческих заданий, социосообразность и др. Остановимся на характеристике данных принципов.

Принцип дидактической культуросообразности, прежде всего, учитывается при отборе культуроведческого материала для учебных целей, при отборе фактов и событий культуры, способов их интерпретации [7]. Е.В. Кавнатская считает необходимым:

– определить ценностный смысл и ценностную значимость отбираемых материалов для формирования у обучающихся неискаженных представлений об истории и культуре соизучаемых народов, вариативности стилей их жизни и культурообогащающих взаимовлияний;

– осознать, в какой степени данный материал может служить стимулом для ознакомления с понятиями, знание которых весьма существенно для ориентации индивида в современном мире культур («культурное наследие», «культурное сообщество», «культурное многообразие», «мир и культура мира», «язык и языковая культура», «поликультурная личность», «диалог культур» и т.д.);

– прогнозировать опасность проникновения искаженных культурных воззрений в учебную аудиторию и возможности манипулирования культурными представлениями обучаемых;

– установить целесообразность использования культуроведческого материала с учетом возрастных особенностей и интеллектуального потенциала обучаемых;

– определить наличие такого культуроведческого материала, на основе которого возможно ознакомление обучающихся со способами защиты от культурной агрессии и культурной дискриминации.

Принцип диалога культур и цивилизаций требует от преподавателя анализа культуроведческого аутентичного и частично аутентичного материала с точки зрения потенциальных возможностей его использования при моделировании в учебной аудитории такого культурного пространства, погружение в которое строится по принципу расширяющего круга культур и цивилизаций.

При разработке методической модели культурологического обогащения образовательной среды данный принцип требует ответа на вопрос о том, насколько реально создаются условия для поликультурного развития личности обучающихся; для подготовки их к выполнению в обществе роли культурных посредников в ситуациях межкультурного общения; для развития у обучающихся общепланетарного мышления и этики поведения, а также таких качеств, как социокультурная наблюдательность, культурная непредвзятость, готовность к общению в инокультурной среде.

Принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий ориентирует преподавателя на построение такой методической модели, при которой в процессе решения постепенно усложняющихся культуроведческих задач обучающиеся:

– тренируются в сборе, систематизации, обобщении и интерпретации культуроведческой информации;

– овладевают стратегиями культуроведческого поиска и способами интерпретации культуры;

– развивают межкультурную коммуникативную компетенцию, которая помогает им ориентироваться в соизучаемых типах культур и соотносимых с ними коммуникативных нормах, в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях современного межкультурного общения;

– формируют и углубляют представления не только о специфических различиях в культурах, но и об их общих чертах в общепланетарном смысле;

– участвуют в творческих работах культуроведческого и коммуникативно-познавательного характера.

Социальное начало педагогического процесса находит отражение в принципе социосообразности. Социосообразность обеспечивает соответствие педагогического процесса потребностям социума в воспитании молодого поколения, обладающего определенными качествами, адекватными реалиям времени и состоянию общества [8]. Сущность педагогического процесса сегодня заключается в целенаправленном и организованном взаимодействии субъектов педагогического процесса – обучающего и обучающегося. Педагогическая деятельность является по своей сути социальной; она направлена на социальную адаптацию обучающегося и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в университете, в обществе.

Выводы

Эффективность функционирования системы высшего образования определяется эффективностью работы высших учебных заведений. В этом отношении университет можно сравнить с фирмой, которая аккумулирует материальные, физические, интеллектуальные ресурсы и трансформирует их в конечный продукт – компетенции, сформированные у выпускников вуза.

Современное общество испытывает потребность в реализации идей гуманистической психологии и педагогики. Это направление связано с установлением конструктивных межличностных отношений в академической группе, установлением отношений сотрудничества и взаимодействия с обучающимися. Содержательно эти идеи находят свое отражение в одном из важнейших принципов педагогического процесса – принципе гуманизации.

Данный принцип обусловливает построение педагогического взаимодействия, прежде всего, как источника раскрытия, а затем уже и преобразования свойств и проявлений субъекта образовательного процесса.

Гуманизация воспитания и обучения – это реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, постановка в центр внимания интересов и проблем учащихся [9].

Установление гармоничных отношений между участниками образовательного процесса зависит от степени сформированности гуманистических качеств личности. В совокупности гуманистические качества личности составляют основу предложенной В.А. Ядовым гуманистической ценностной диспозиции личности, которая предполагает ее осознанную готовность воспринимать человека как высшую ценность. Опора на компетентностный и культурологический подходы позволяет придать образованию личностно ориентированный характер, преодолеть авторитаризм, сделать процесс освоения знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным за счет поощрения инициативы учащихся, установить конструктивные межличностные отношения в учебной аудитории, совместно обсуждать проблемы познавательного процесса и способы его оценки, отказаться от использования отметки как формы давления на учащихся.

Таким образом, можно констатировать, что построение гуманитарной образовательной среды в вузе в целом связано с решением проблемы гуманитаризации высшего образования.

Интегративная целостность образовательной среды регионального вуза обусловливается единой целью, общностью функционирования, внутренней организацией, обеспечиваемой взаимодействием различных структурных и социальных элементов между собой и с окружающей средой (образовательной средой региона, профессиональной средой).