Поиск здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать в педагогическом процессе, актуален как никогда. Не случайно федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) трактует новые требования к образовательной программе, в которой одной из основных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [1]. Особое значение для современной педагогики приобретают вопросы интеграции, междисциплинарности, комплексного подхода к воспитанию и образованию. Активный поиск методов и технологий, отвечающих новым стандартам, ведется и в музыкальном образовании. В.Г. Мозготом и его соавторами Т.Н. Нестеренко и Е.А. Тупичкиной исследовался метод музыкально-пластической деятельности, как одна из форм повышения музыкально-пластической культуры детей и интенсификации их музыкальности [2].
Автором статьи был разработан новый вид музыкально-пластической деятельности, использующий водную среду (бассейн), который рассматривается как инновационная здоровьесберегающая технология. С одной стороны, он содержит широкий потенциал педагогических возможностей, а с другой, раскрывает безграничный ресурс для реализации задач здоровьесбережения. Предлагаемый подход основан на интеграции, включающей в себя музыкальное искусство и физическую культуру, соединяющий эстетическое и физическое развитие. В основе практических занятий лежит музыкально-пластическая деятельность, осуществляемая в водной среде, что производит оздоровительный эффект.
Новый вид музыкальной деятельности впервые был апробирован в коррекционном детском доме и продемонстрировал высокую педагогическую и оздоровительную эффективность [3, c. 213]. Данный вид музыкальной деятельности можно рекомендовать к использованию в коррекционных учреждениях. Встает вопрос, какой коэффициент полезного действия можно извлечь, применяя эту педагогическую модель в обычных образовательных учреждениях?
Цель исследования – выявление масштаба педагогического и здоровьесберегающего потенциала музыкально-пластической деятельности в водной среде.
Материалы и методы исследования
Для исследования интегрированной модели музыкальной деятельности был поставлен педагогический эксперимент, который реализовался в двух детских садах Санкт-Петербурга, в одном из которых имелся бассейн. Эксперимент включал констатирующий (2 недели), формирующий (4 месяца) и контрольный (2 недели) этапы, общей продолжительностью 5 месяцев. В экспериментальной работе приняли участие 82 ребенка старшего дошкольного возраста из четырех групп: экспериментальная группа, использующая бассейн (ЭГБ), контрольная группа, использующая бассейн (КГБ), и две группы, экспериментальная и контрольная (ЭГ, КГ), не использующие водную среду. В ЭГ музыкально-пластическая деятельность осуществлялась по тому же алгоритму, что и в ЭГБ; в контрольных группах музыкальные занятия, а также уроки по физкультуре проходили в обычном режиме. Наличие четырех групп позволило выделить два среза исследования и сравнить результаты музыкально-пластической деятельности вне бассейна (ЭГ) и музыкально-пластической деятельности в бассейне (ЭГБ), дополнительно выделяя влияние водной среды.
Педагогические преимущества раскрываются с точки зрения интеграции двух дисциплин, где одновременно решаются задачи музыкального и физического развития. В свою очередь обе дисциплины содержат ресурс, который можно направить на профилактику и укрепление здоровья. В настоящем эксперименте не стояло задачи исследовать положительное воздействие движения и водной среды на физическое развитие и оздоровление, на наш взгляд, польза обоих компонентов для укрепления здоровья очевидна и не требует доказательств. Под здоровьесберегающим потенциалом, на котором сфокусировано внимание исследования, понимается прежде всего психологический аспект. Одним из ключевых элементов разработанной нами педагогической модели является эмоционально-ориентированный подход (Ю.С. Рэнделл) к постижению музыкального содержания. Он опирается на идею приоритетности эмоционального начала в музыке, а также отталкивается от актуальных психологических потребностей участников образовательного процесса – поиска «личностного смысла». Таким образом, были сформулированы две группы рабочих гипотез.
Первая группа гипотез связана с педагогическим потенциалом:
1. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности повышает уровень музыкального развития.
2. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности в водной среде еще более повышает качество музыкального развития.
3. Включение водной среды в образовательный процесс усиливает качество музыкального развития.
Вторая группа гипотез сформулирована в ключе здоровьесберегающих технологий:
1. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности содержит здоровьесберегающий потенциал.
2. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности в водной среде содержит более высокий здоровьесберегающий потенциал.
3. Включение водной среды в образовательный процесс повышает возможности здоровьесбережения.
На констатирующем этапе эксперимента было проведено педагогическое и психологическое диагностирование, определяющее исходное состояние участников эксперимента. Педагогическая диагностика выявляла степень развитости музыкальных способностей и уровень музыкально-пластической деятельности. Использовался метод В.П. Анисимова [4], где предлагается заносить результаты в две таблицы. Первая таблица содержит структурные компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость, мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты. Во второй таблице фиксируются параметры музыкальных способностей: метроритмическое чувство, тембровый, архитектонический, звуковысотный и гармонический слух. Уровень развития музыкально-пластической деятельности определялся при помощи метода А.И. Бурениной [5], оценивающего следующие параметры: интерес, музыкальность, эмоциональность, креативность, объем разнообразных движений, уровень двигательных качеств, лабильность нервных процессов, правильная осанка, ориентация в пространстве. В табл. 1 представлены итоговые показатели (среднеарифметические), которые были получены в результате педагогического диагностирования.
Таблица 1
Результаты музыкальной диагностики констатирующего этапа
Группа |
Итоговые данные структурных компонентов музыкальных способностей, % |
Итоговые данные параметров музыкальных способностей, % |
Итоговые данные музыкально-пластической деятельности, % |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
ЭГБ |
12 |
36 |
52 |
14 |
46 |
40 |
12 |
33 |
55 |
ЭГ |
9 |
45 |
46 |
15 |
34 |
51 |
11 |
35 |
54 |
КГБ |
10 |
39 |
51 |
13 |
37 |
50 |
9 |
33 |
58 |
КГ |
12 |
37 |
51 |
14 |
33 |
53 |
14 |
35 |
51 |
Полученные результаты свидетельствуют о преобладании низкого и среднего уровней во всех четырех группах, участвующих в эксперименте. В беседах с испытуемыми был выявлен стереотип в отношении музыки как дисциплины, не имеющей важного значения для их будущего, а также отсутствие представления о необходимости развивать музыкальные способности, интереса к музыке. У части наблюдаемых отмечалось отсутствие интереса к творческой деятельности, а также проявление фантазии и воображения.
Психодиагностика включала следующие методы: цветовой тест Люшера, «Хэнд-тест», проективная методика «Нарисуй себя», тест «Страхи в домиках», шкала самооценки, кроме того, анкетирование воспитателей, отражающее наблюдение за каждым ребенком на «признаки импульсивности», «признаки агрессивности», анкета по выявлению тревожности. По результатам психодиагностического исследования у части детей был выявлен низкий уровень коммуникативных навыков, у некоторых отмечалась высокая агрессивность, низкая самооценка. Самым тревожным результатом являлось обнаружение высокого уровня страхов. В табл. 2 приведены результаты теста «Страхи в домиках», возрастные нормы для детей старшего дошкольного возраста: девочки – 11–12, мальчики – 8–9, всего в тесте – 29 страхов [6].
Таблица 2
Результаты диагностики страхов констатирующего этапа
Группа |
Кол-во девочек/мальчиков |
Кол-во страхов |
Среднее значение |
||||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||
ЭГБ |
Д-9 |
21 |
18 |
26 |
18 |
18 |
19 |
18 |
18 |
20 |
19,6 |
||||||
М-5 |
21 |
10 |
18 |
26 |
13 |
17,6 |
|||||||||||
ЭГ |
Д-13 |
21 |
16 |
19 |
17 |
23 |
18 |
20 |
17 |
21 |
16 |
18 |
15 |
21 |
18,6 |
||
М-13 |
16 |
20 |
18 |
17 |
21 |
13 |
19 |
20 |
22 |
15 |
18 |
18 |
16 |
17,9 |
|||
КГБ |
Д-6 |
20 |
26 |
18 |
19 |
22 |
17 |
20,3 |
|||||||||
М-9 |
15 |
19 |
24 |
22 |
18 |
20 |
11 |
19 |
18 |
18,4 |
|||||||
КГ |
Д-15 |
21 |
19 |
18 |
16 |
22 |
25 |
19 |
19 |
21 |
17 |
16 |
20 |
15 |
23 |
20 |
19,4 |
М-12 |
17 |
16 |
20 |
15 |
19 |
22 |
10 |
19 |
20 |
18 |
18 |
16 |
17,5 |
Из приведенных результатов видно, что уровень страхов значительно превышает норму. Психологи объясняют столь печальные показатели повсеместной невротизацией общества, чрезмерным количеством негативного контента в средствах массовой информации.
Результаты музыкальной и психологической диагностики учитывались в разработке формирующего этапа эксперимента. Опираясь на алгоритм проектирования рабочих программ, были сформулированы следующие задачи:
- разработать образовательную программу музыкально-пластической деятельности в рамках эмоционально-ориентированного подхода;
- создать сценарий итогового представ- ления;
- адаптировать программу к водной среде, учитывая задачи физического развития;
- организовать педагогический процесс, создав все необходимые условия;
- практически реализовать образовательную программу.
В качестве основного музыкального материала был взят балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», музыка которого обладает неиссякаемым педагогическим потенциалом. Произведение является классическим шедевром, литературным источником либретто служит сказка, доступная и близкая данной возрастной группе, а музыкальное содержание наполнено яркими образами, к тому же музыка идеально подходит для воплощения художественного движения.
Кроме широких педагогических возможностей, по нашему мнению, «Щелкунчик» содержит психологический ресурс, который можно направить на работу со страхами. В исследовании И.А. Скворцовой отмечено: «Причудливость и странность, отмеченные в сценах Дроссельмейера, в «ночных» сценах оборачиваются чувством страха, что связано с религиозно-мифологическим аспектом» [7, с. 52]. В работе с сюжетом балета и музыкальными образами дети перевоплощались в придуманные елочные игрушки, затем ненавязчиво предлагалось перенести собственные страхи на образ мышей и проиграть переживания в музыкально-пластической игре, в которой «игрушки одерживают победу над злом». О.А. Ворожцова, характеризуя роль музыки в работе со страхами, уточняет: «Конкретизация страха может происходить в процессе рисования, игры и музицирования. Чем более зримым, а также слышимым и конкретным становится образ, тем более успешно им можно манипулировать» [8, с. 60].
В качестве итога работы являлось создание пластического действия, которое совпадало с наступлением Нового года. Подготовка яркого, зрелищного представления, выносимого на оценку зрителей, позволила мотивировать детей на конкретный результат. Сценарий «Одноактного балета-фантазии» включал следующие номера: увертюра, украшение и зажигание елки, марш, детский галоп, появление мышей и сражение (6-я сцена № 19, 20, 21; 7-я сцена № 22), вальс снежных хлопьев. При создании рабочей программы и сценария учитывались специфика водной среды, где действуют особые законы движения и перемещения, а также уровень физического развития детей. Существенное значение имел двигательный режим, обеспечивающий соблюдение установленных правил пребывания в водной среде.
Реализация образовательной программы осуществлялась в следующем режиме: ЭГ занималась 2 раза в неделю в музыкальном зале, ЭГБ – 1 раз в неделю в музыкальном зале и 1 раз в неделю в бассейне. Отличительной особенностью в организации экспериментальной работы было вовлечение в педагогический процесс ряда специалистов: воспитателей, психологов, инструктора по плаванию.
Результаты исследования и их обсуждение
Для проверки выдвинутых рабочих гипотез было проведено музыкально-педагогическое и психологическое диагностирование на контрольном этапе, результаты которого представлены в табл. 3 и 4.
Таблица 3
Результаты музыкальной диагностики контрольного этапа
Группа |
Итоговые данные структурных компонентов музыкальных способностей % |
Итоговые данные параметров музыкальных способностей % |
Итоговые данные музыкально-пластической деятельности % |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
ЭГБ |
59 |
34 |
7 |
49 |
41 |
10 |
59 |
31 |
10 |
ЭГ |
20 |
51 |
29 |
31 |
42 |
27 |
24 |
43 |
33 |
КГБ |
20 |
38 |
42 |
20 |
41 |
39 |
15 |
38 |
47 |
КГ |
15 |
54 |
31 |
17 |
42 |
41 |
14 |
41 |
45 |
Таблица 4
Результаты диагностики страхов контрольного этапа
Группа |
Кол-во девочек/мальчиков |
Кол-во страхов |
Среднее значение |
||||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||
ЭГБ |
Д-9 |
11 |
12 |
18 |
9 |
12 |
11 |
10 |
12 |
12 |
11,9 |
||||||
М-5 |
16 |
8 |
9 |
15 |
6 |
10,8 |
|||||||||||
ЭГ |
Д-13 |
15 |
14 |
13 |
19 |
16 |
17 |
15 |
18 |
17 |
19 |
14 |
11 |
16 |
15,7 |
||
М-13 |
14 |
17 |
17 |
19 |
16 |
13 |
15 |
14 |
20 |
17 |
16 |
17 |
11 |
15,8 |
|||
КГБ |
Д-6 |
18 |
20 |
21 |
20 |
21 |
19 |
19,8 |
|||||||||
М-9 |
17 |
16 |
22 |
25 |
19 |
17 |
16 |
16 |
19 |
18,6 |
|||||||
КГ |
Д-15 |
19 |
20 |
16 |
17 |
20 |
23 |
20 |
19 |
19 |
19 |
17 |
18 |
16 |
22 |
20 |
19 |
М-12 |
20 |
14 |
22 |
16 |
15 |
26 |
15 |
20 |
17 |
19 |
15 |
19 |
18,2 |
В таблицах наглядно отражено, что во всех группах произошел рост по всем диагностируемым параметрам, но в контрольных группах (КГБ, КГ) этот рост можно назвать незначительным, особенно относительно музыкально-пластической деятельности, таким образом, обе группы остались в рамках среднего и низкого уровней развития.
В ЭГ итоговые показатели демонстрируют значительные изменения по сравнению с контрольными, которые позволяют констатировать переход на твердый средний уровень. Зафиксирован результат по таким параметрам музыкальных способностей, как темпо-метроритмическое чувство, чувство тембра, гармоническое чувство. Относительно музыкально-пластической деятельности в ЭГ зарегистрирована положительная динамика по следующим параметрам: музыкальность, объем разнообразных движений, уровень двигательных качеств.
ЭГБ обнаружила самую высокую динамику, превышающую более чем в два раза результаты ЭГ, и перешла на высокий и средний уровни. Существенный рост произошел по всем показателям, измеряющим структурные компоненты музыкальных способностей и музыкально-пластическую деятельность, а также по таким параметрам музыкальных способностей, как метроритмическое чувство, тембровый, архитектонический, гармонический слух.
Эмпирические данные, полученные в ходе педагогического диагностирования на констатирующем и контрольном этапах, были тщательно обработаны методами математической статистики и проверены по статистическим критериям. Полученные результаты дают основание подтвердить первую группу рабочих гипотез.
Как видно из табл. 4, в контрольных группах (КГБ, КГ) не выявлено значительных изменений, показатели все еще далеки от нормы. В экспериментальной группе (ЭГ) наблюдается заметное снижение уровня страхов, что доказывает положительное влияние эмоционально-ориентированного метода музыкально-пластической деятельности. Однако в экспериментальной группе, использующей водную среду (ЭГБ), зафиксировано существенное снижение уровня страхов: 79 % детей достигли нормы, у оставшихся 21 % отмечено снижение.
В результате анализа рисунков, полученного в ходе проведения диагностической методики «Нарисуй себя», только в ЭГБ были обнаружены следующие позитивные тенденции: появилось значительно больше цвета, что говорит о возрастании жизненной энергии, улучшении настроения, а также более благоприятном самоопределении; у части участников повысилась уверенность в себе, самооценка; наблюдалась большая детализация в изображении, что говорит о лучшем осознания схемы тела, а также о развитии мышления. Кроме того, обработка данных «Хэнд-теста» установила прогресс в развитии коммуникативных навыков у части ЭГБ. Именно наличие водной среды, в которой осуществлялась музыкально-пластическая деятельность, послужило условием достижения наилучшего результата образовательной деятельности с точки зрения здоровьесбережения. Также подтверждена вторая группа гипотез.
В процессе практической работы были сделаны следующие наблюдения, которые и обусловили, по нашему мнению, столь высокую результативность:
1. 100 %-ная вовлеченность в музыкально-педагогический процесс детей ЭГБ, проявление радости и интереса в решении поставленных задач, ожидание каждого занятия «как праздника», высокая сконцентрированность на запоминании, обусловленная невозможностью в бассейне «посмотреть на соседа». В ЭГ, осуществляющей ту же работу в музыкальном зале, дети довольно часто отвлекались.
2. Влияние водной среды, обусловленное специфическим, более глубоким проживанием музыкального движения всем телом, испытывающем влияние другого измерения, в том числе преодоление сопротивления. Возможность большей свободы самовыражения, поскольку устранен «эффект стеснения».
3. Использование эмоционально-ориентированного подхода к постижению музыкального содержания, в котором есть личностный смысл, и его воплощение в пластической деятельности в водном пространстве, что в значительной степени углубляет уровень взаимодействия с музыкой, повышает результат педагогической работы, а также мотивацию.
К вышесказанному следует добавить наблюдения за практической деятельностью в ЭГБ инструктора по плаванию, сообщившего, что включение музыкально-образовательного компонента повысило мотивацию и интерес к спортивным занятиям. Следует отметить восторженные отзывы родителей ЭГБ, которые благодарили за увлекательное зрелище и интересовались возможностью таких занятий в будущем. В ЭГ отзывы были сдержаннее, отмечалось ожидание более привычного новогоднего «праздника-шоу» с использованием популярных детских песен, некоторые родители оценили пластическое представление как «странное», «непонятное». Безусловно, отношение родителей косвенно влияет на отношение детей к проделанной работе.
Заключение
Проведенное исследование раскрывает широкий потенциал нового вида музыкально-пластической деятельности, рассматриваемого как инновационная здоровьесберегающая технология. Экспериментальным путем выявлен значительный прогресс в развитии музыкальных способностей и качества музыкальной пластики. Помимо очевидной пользы, содержащейся в физической культуре, как интегрированной составляющей предложенной образовательной технологии, обнаружены оздоровительные ресурсы в аспекте профилактики психоэмоциональных нарушений. Таким образом, музыкально-пластическая деятельность в водной среде продемонстрировала высокую эффективность в решении педагогических и здоровьесберегающих задач.
В рамках педагогического эксперимента были соблюдены все необходимые условия и процедуры, такие как подбор однородных групп генеральной совокупности, репрезентативность выборки, выбор измеряемых параметров и проверенных методик их диагностирования, использование наиболее достоверного экспериментального плана, предполагающего наличие контрольных групп, формулирование гипотез, следование необходимым этапам работы, обработка результатов диагностирования методами математической статистики, что позволяет говорить о высокой надежности и валидности проведенного эксперимента.
В заключение отметим, что существенное преимущество спроектированной нами педагогической модели заключается в комплексном воздействии на все сферы личности ребенка: физическую, интеллектуальную, нравственную и эмоциональную. При этом важна экономия учебного времени, учитывая широкий диапазон возможностей в одном виде деятельности. Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что новый вид музыкально-пластической деятельности в водной среде может быть рекомендован к применению в любом образовательном учреждении, где имеются бассейн и необходимые технические условия.