Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON TESTING MUSICAL AND MOVEMENT ACTIVITIES IN THE AQUATIC ENVIRONMENT

Rendell Yu.S. 1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia
1218 KB
The article describes a pedagogical experiment that explores musical and movement activity in an aquatic environment (pool) as an innovative educational technology in the system of additional music education for children. The main task of the experiment was to identify the pedagogical and health-improving potential of a new type of activity. Pedagogical potential refers to the capabilities of the integrated components of this educational technology, which can be directed to musical and physical development. The health-saving potential includes the health resource of the main components-movement and the water environment, as well as an emotionally-oriented approach to the comprehension of musical content, aimed at the prevention of psychoemotional disorders. At the ascertaining and control stages, diagnostics of musical abilities, assessment of the quality of musical and movement activity and complex psychodiagnostics are carried out. At the formative stage, a designed educational program is implemented, where the main musical material is used by P.I. Tchaikovsky’s ballet «The Nutcracker». The results of the pedagogical experiment demonstrate high efficiency in solving the problems of music education and physical development, while the positive impact on the psychoemotional sphere of children is recorded. Thus, the wide pedagogical and health-saving potential of musical and movement activity in the aquatic environment is revealed experimentally.
pedagogical experiment
musical and movement activity
water environment
health-saving educational technologies
musical development
emotional-oriented approach
Tchaikovsky’s ballet «the Nutcracker»

Поиск здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать в педагогическом процессе, актуален как никогда. Не случайно федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) трактует новые требования к образовательной программе, в которой одной из основных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [1]. Особое значение для современной педагогики приобретают вопросы интеграции, междисциплинарности, комплексного подхода к воспитанию и образованию. Активный поиск методов и технологий, отвечающих новым стандартам, ведется и в музыкальном образовании. В.Г. Мозготом и его соавторами Т.Н. Нестеренко и Е.А. Тупичкиной исследовался метод музыкально-пластической деятельности, как одна из форм повышения музыкально-пластической культуры детей и интенсификации их музыкальности [2].

Автором статьи был разработан новый вид музыкально-пластической деятельности, использующий водную среду (бассейн), который рассматривается как инновационная здоровьесберегающая технология. С одной стороны, он содержит широкий потенциал педагогических возможностей, а с другой, раскрывает безграничный ресурс для реализации задач здоровьесбережения. Предлагаемый подход основан на интеграции, включающей в себя музыкальное искусство и физическую культуру, соединяющий эстетическое и физическое развитие. В основе практических занятий лежит музыкально-пластическая деятельность, осуществляемая в водной среде, что производит оздоровительный эффект.

Новый вид музыкальной деятельности впервые был апробирован в коррекционном детском доме и продемонстрировал высокую педагогическую и оздоровительную эффективность [3, c. 213]. Данный вид музыкальной деятельности можно рекомендовать к использованию в коррекционных учреждениях. Встает вопрос, какой коэффициент полезного действия можно извлечь, применяя эту педагогическую модель в обычных образовательных учреждениях?

Цель исследования – выявление масштаба педагогического и здоровьесберегающего потенциала музыкально-пластической деятельности в водной среде.

Материалы и методы исследования

Для исследования интегрированной модели музыкальной деятельности был поставлен педагогический эксперимент, который реализовался в двух детских садах Санкт-Петербурга, в одном из которых имелся бассейн. Эксперимент включал констатирующий (2 недели), формирующий (4 месяца) и контрольный (2 недели) этапы, общей продолжительностью 5 месяцев. В экспериментальной работе приняли участие 82 ребенка старшего дошкольного возраста из четырех групп: экспериментальная группа, использующая бассейн (ЭГБ), контрольная группа, использующая бассейн (КГБ), и две группы, экспериментальная и контрольная (ЭГ, КГ), не использующие водную среду. В ЭГ музыкально-пластическая деятельность осуществлялась по тому же алгоритму, что и в ЭГБ; в контрольных группах музыкальные занятия, а также уроки по физкультуре проходили в обычном режиме. Наличие четырех групп позволило выделить два среза исследования и сравнить результаты музыкально-пластической деятельности вне бассейна (ЭГ) и музыкально-пластической деятельности в бассейне (ЭГБ), дополнительно выделяя влияние водной среды.

Педагогические преимущества раскрываются с точки зрения интеграции двух дисциплин, где одновременно решаются задачи музыкального и физического развития. В свою очередь обе дисциплины содержат ресурс, который можно направить на профилактику и укрепление здоровья. В настоящем эксперименте не стояло задачи исследовать положительное воздействие движения и водной среды на физическое развитие и оздоровление, на наш взгляд, польза обоих компонентов для укрепления здоровья очевидна и не требует доказательств. Под здоровьесберегающим потенциалом, на котором сфокусировано внимание исследования, понимается прежде всего психологический аспект. Одним из ключевых элементов разработанной нами педагогической модели является эмоционально-ориентированный подход (Ю.С. Рэнделл) к постижению музыкального содержания. Он опирается на идею приоритетности эмоционального начала в музыке, а также отталкивается от актуальных психологических потребностей участников образовательного процесса – поиска «личностного смысла». Таким образом, были сформулированы две группы рабочих гипотез.

Первая группа гипотез связана с педагогическим потенциалом:

1. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности повышает уровень музыкального развития.

2. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности в водной среде еще более повышает качество музыкального развития.

3. Включение водной среды в образовательный процесс усиливает качество музыкального развития.

Вторая группа гипотез сформулирована в ключе здоровьесберегающих технологий:

1. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности содержит здоровьесберегающий потенциал.

2. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности в водной среде содержит более высокий здоровьесберегающий потенциал.

3. Включение водной среды в образовательный процесс повышает возможности здоровьесбережения.

На констатирующем этапе эксперимента было проведено педагогическое и психологическое диагностирование, определяющее исходное состояние участников эксперимента. Педагогическая диагностика выявляла степень развитости музыкальных способностей и уровень музыкально-пластической деятельности. Использовался метод В.П. Анисимова [4], где предлагается заносить результаты в две таблицы. Первая таблица содержит структурные компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость, мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты. Во второй таблице фиксируются параметры музыкальных способностей: метроритмическое чувство, тембровый, архитектонический, звуковысотный и гармонический слух. Уровень развития музыкально-пластической деятельности определялся при помощи метода А.И. Бурениной [5], оценивающего следующие параметры: интерес, музыкальность, эмоциональность, креативность, объем разнообразных движений, уровень двигательных качеств, лабильность нервных процессов, правильная осанка, ориентация в пространстве. В табл. 1 представлены итоговые показатели (среднеарифметические), которые были получены в результате педагогического диагностирования.

Таблица 1

Результаты музыкальной диагностики констатирующего этапа

Группа

Итоговые данные структурных компонентов музыкальных способностей, %

Итоговые данные параметров музыкальных способностей, %

Итоговые данные музыкально-пластической деятельности, %

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

ЭГБ

12

36

52

14

46

40

12

33

55

ЭГ

9

45

46

15

34

51

11

35

54

КГБ

10

39

51

13

37

50

9

33

58

КГ

12

37

51

14

33

53

14

35

51

Полученные результаты свидетельствуют о преобладании низкого и среднего уровней во всех четырех группах, участвующих в эксперименте. В беседах с испытуемыми был выявлен стереотип в отношении музыки как дисциплины, не имеющей важного значения для их будущего, а также отсутствие представления о необходимости развивать музыкальные способности, интереса к музыке. У части наблюдаемых отмечалось отсутствие интереса к творческой деятельности, а также проявление фантазии и воображения.

Психодиагностика включала следующие методы: цветовой тест Люшера, «Хэнд-тест», проективная методика «Нарисуй себя», тест «Страхи в домиках», шкала самооценки, кроме того, анкетирование воспитателей, отражающее наблюдение за каждым ребенком на «признаки импульсивности», «признаки агрессивности», анкета по выявлению тревожности. По результатам психодиагностического исследования у части детей был выявлен низкий уровень коммуникативных навыков, у некоторых отмечалась высокая агрессивность, низкая самооценка. Самым тревожным результатом являлось обнаружение высокого уровня страхов. В табл. 2 приведены результаты теста «Страхи в домиках», возрастные нормы для детей старшего дошкольного возраста: девочки – 11–12, мальчики – 8–9, всего в тесте – 29 страхов [6].

Таблица 2

Результаты диагностики страхов констатирующего этапа

Группа

Кол-во девочек/мальчиков

Кол-во страхов

Среднее значение

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

ЭГБ

Д-9

21

18

26

18

18

19

18

18

20

           

19,6

М-5

21

10

18

26

13

                   

17,6

ЭГ

Д-13

21

16

19

17

23

18

20

17

21

16

18

15

21

   

18,6

М-13

16

20

18

17

21

13

19

20

22

15

18

18

16

   

17,9

КГБ

Д-6

20

26

18

19

22

17

                 

20,3

М-9

15

19

24

22

18

20

11

19

18

           

18,4

КГ

Д-15

21

19

18

16

22

25

19

19

21

17

16

20

15

23

20

19,4

М-12

17

16

20

15

19

22

10

19

20

18

18

16

     

17,5

Из приведенных результатов видно, что уровень страхов значительно превышает норму. Психологи объясняют столь печальные показатели повсеместной невротизацией общества, чрезмерным количеством негативного контента в средствах массовой информации.

Результаты музыкальной и психологической диагностики учитывались в разработке формирующего этапа эксперимента. Опираясь на алгоритм проектирования рабочих программ, были сформулированы следующие задачи:

- разработать образовательную программу музыкально-пластической деятельности в рамках эмоционально-ориентированного подхода;

- создать сценарий итогового представ- ления;

- адаптировать программу к водной среде, учитывая задачи физического развития;

- организовать педагогический процесс, создав все необходимые условия;

- практически реализовать образовательную программу.

В качестве основного музыкального материала был взят балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», музыка которого обладает неиссякаемым педагогическим потенциалом. Произведение является классическим шедевром, литературным источником либретто служит сказка, доступная и близкая данной возрастной группе, а музыкальное содержание наполнено яркими образами, к тому же музыка идеально подходит для воплощения художественного движения.

Кроме широких педагогических возможностей, по нашему мнению, «Щелкунчик» содержит психологический ресурс, который можно направить на работу со страхами. В исследовании И.А. Скворцовой отмечено: «Причудливость и странность, отмеченные в сценах Дроссельмейера, в «ночных» сценах оборачиваются чувством страха, что связано с религиозно-мифологическим аспектом» [7, с. 52]. В работе с сюжетом балета и музыкальными образами дети перевоплощались в придуманные елочные игрушки, затем ненавязчиво предлагалось перенести собственные страхи на образ мышей и проиграть переживания в музыкально-пластической игре, в которой «игрушки одерживают победу над злом». О.А. Ворожцова, характеризуя роль музыки в работе со страхами, уточняет: «Конкретизация страха может происходить в процессе рисования, игры и музицирования. Чем более зримым, а также слышимым и конкретным становится образ, тем более успешно им можно манипулировать» [8, с. 60].

В качестве итога работы являлось создание пластического действия, которое совпадало с наступлением Нового года. Подготовка яркого, зрелищного представления, выносимого на оценку зрителей, позволила мотивировать детей на конкретный результат. Сценарий «Одноактного балета-фантазии» включал следующие номера: увертюра, украшение и зажигание елки, марш, детский галоп, появление мышей и сражение (6-я сцена № 19, 20, 21; 7-я сцена № 22), вальс снежных хлопьев. При создании рабочей программы и сценария учитывались специфика водной среды, где действуют особые законы движения и перемещения, а также уровень физического развития детей. Существенное значение имел двигательный режим, обеспечивающий соблюдение установленных правил пребывания в водной среде.

Реализация образовательной программы осуществлялась в следующем режиме: ЭГ занималась 2 раза в неделю в музыкальном зале, ЭГБ – 1 раз в неделю в музыкальном зале и 1 раз в неделю в бассейне. Отличительной особенностью в организации экспериментальной работы было вовлечение в педагогический процесс ряда специалистов: воспитателей, психологов, инструктора по плаванию.

Результаты исследования и их обсуждение

Для проверки выдвинутых рабочих гипотез было проведено музыкально-педагогическое и психологическое диагностирование на контрольном этапе, результаты которого представлены в табл. 3 и 4.

Таблица 3

Результаты музыкальной диагностики контрольного этапа

Группа

Итоговые данные структурных компонентов музыкальных способностей %

Итоговые данные параметров музыкальных способностей %

Итоговые данные музыкально-пластической деятельности %

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

ЭГБ

59

34

7

49

41

10

59

31

10

ЭГ

20

51

29

31

42

27

24

43

33

КГБ

20

38

42

20

41

39

15

38

47

КГ

15

54

31

17

42

41

14

41

45

Таблица 4

Результаты диагностики страхов контрольного этапа

Группа

Кол-во девочек/мальчиков

Кол-во страхов

Среднее значение

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

ЭГБ

Д-9

11

12

18

9

12

11

10

12

12

           

11,9

М-5

16

8

9

15

6

                   

10,8

ЭГ

Д-13

15

14

13

19

16

17

15

18

17

19

14

11

16

   

15,7

М-13

14

17

17

19

16

13

15

14

20

17

16

17

11

   

15,8

КГБ

Д-6

18

20

21

20

21

19

                 

19,8

М-9

17

16

22

25

19

17

16

16

19

           

18,6

КГ

Д-15

19

20

16

17

20

23

20

19

19

19

17

18

16

22

20

19

М-12

20

14

22

16

15

26

15

20

17

19

15

19

     

18,2

В таблицах наглядно отражено, что во всех группах произошел рост по всем диагностируемым параметрам, но в контрольных группах (КГБ, КГ) этот рост можно назвать незначительным, особенно относительно музыкально-пластической деятельности, таким образом, обе группы остались в рамках среднего и низкого уровней развития.

В ЭГ итоговые показатели демонстрируют значительные изменения по сравнению с контрольными, которые позволяют констатировать переход на твердый средний уровень. Зафиксирован результат по таким параметрам музыкальных способностей, как темпо-метроритмическое чувство, чувство тембра, гармоническое чувство. Относительно музыкально-пластической деятельности в ЭГ зарегистрирована положительная динамика по следующим параметрам: музыкальность, объем разнообразных движений, уровень двигательных качеств.

ЭГБ обнаружила самую высокую динамику, превышающую более чем в два раза результаты ЭГ, и перешла на высокий и средний уровни. Существенный рост произошел по всем показателям, измеряющим структурные компоненты музыкальных способностей и музыкально-пластическую деятельность, а также по таким параметрам музыкальных способностей, как метроритмическое чувство, тембровый, архитектонический, гармонический слух.

Эмпирические данные, полученные в ходе педагогического диагностирования на констатирующем и контрольном этапах, были тщательно обработаны методами математической статистики и проверены по статистическим критериям. Полученные результаты дают основание подтвердить первую группу рабочих гипотез.

Как видно из табл. 4, в контрольных группах (КГБ, КГ) не выявлено значительных изменений, показатели все еще далеки от нормы. В экспериментальной группе (ЭГ) наблюдается заметное снижение уровня страхов, что доказывает положительное влияние эмоционально-ориентированного метода музыкально-пластической деятельности. Однако в экспериментальной группе, использующей водную среду (ЭГБ), зафиксировано существенное снижение уровня страхов: 79 % детей достигли нормы, у оставшихся 21 % отмечено снижение.

В результате анализа рисунков, полученного в ходе проведения диагностической методики «Нарисуй себя», только в ЭГБ были обнаружены следующие позитивные тенденции: появилось значительно больше цвета, что говорит о возрастании жизненной энергии, улучшении настроения, а также более благоприятном самоопределении; у части участников повысилась уверенность в себе, самооценка; наблюдалась большая детализация в изображении, что говорит о лучшем осознания схемы тела, а также о развитии мышления. Кроме того, обработка данных «Хэнд-теста» установила прогресс в развитии коммуникативных навыков у части ЭГБ. Именно наличие водной среды, в которой осуществлялась музыкально-пластическая деятельность, послужило условием достижения наилучшего результата образовательной деятельности с точки зрения здоровьесбережения. Также подтверждена вторая группа гипотез.

В процессе практической работы были сделаны следующие наблюдения, которые и обусловили, по нашему мнению, столь высокую результативность:

1. 100 %-ная вовлеченность в музыкально-педагогический процесс детей ЭГБ, проявление радости и интереса в решении поставленных задач, ожидание каждого занятия «как праздника», высокая сконцентрированность на запоминании, обусловленная невозможностью в бассейне «посмотреть на соседа». В ЭГ, осуществляющей ту же работу в музыкальном зале, дети довольно часто отвлекались.

2. Влияние водной среды, обусловленное специфическим, более глубоким проживанием музыкального движения всем телом, испытывающем влияние другого измерения, в том числе преодоление сопротивления. Возможность большей свободы самовыражения, поскольку устранен «эффект стеснения».

3. Использование эмоционально-ориентированного подхода к постижению музыкального содержания, в котором есть личностный смысл, и его воплощение в пластической деятельности в водном пространстве, что в значительной степени углубляет уровень взаимодействия с музыкой, повышает результат педагогической работы, а также мотивацию.

К вышесказанному следует добавить наблюдения за практической деятельностью в ЭГБ инструктора по плаванию, сообщившего, что включение музыкально-образовательного компонента повысило мотивацию и интерес к спортивным занятиям. Следует отметить восторженные отзывы родителей ЭГБ, которые благодарили за увлекательное зрелище и интересовались возможностью таких занятий в будущем. В ЭГ отзывы были сдержаннее, отмечалось ожидание более привычного новогоднего «праздника-шоу» с использованием популярных детских песен, некоторые родители оценили пластическое представление как «странное», «непонятное». Безусловно, отношение родителей косвенно влияет на отношение детей к проделанной работе.

Заключение

Проведенное исследование раскрывает широкий потенциал нового вида музыкально-пластической деятельности, рассматриваемого как инновационная здоровьесберегающая технология. Экспериментальным путем выявлен значительный прогресс в развитии музыкальных способностей и качества музыкальной пластики. Помимо очевидной пользы, содержащейся в физической культуре, как интегрированной составляющей предложенной образовательной технологии, обнаружены оздоровительные ресурсы в аспекте профилактики психоэмоциональных нарушений. Таким образом, музыкально-пластическая деятельность в водной среде продемонстрировала высокую эффективность в решении педагогических и здоровьесберегающих задач.

В рамках педагогического эксперимента были соблюдены все необходимые условия и процедуры, такие как подбор однородных групп генеральной совокупности, репрезентативность выборки, выбор измеряемых параметров и проверенных методик их диагностирования, использование наиболее достоверного экспериментального плана, предполагающего наличие контрольных групп, формулирование гипотез, следование необходимым этапам работы, обработка результатов диагностирования методами математической статистики, что позволяет говорить о высокой надежности и валидности проведенного эксперимента.

В заключение отметим, что существенное преимущество спроектированной нами педагогической модели заключается в комплексном воздействии на все сферы личности ребенка: физическую, интеллектуальную, нравственную и эмоциональную. При этом важна экономия учебного времени, учитывая широкий диапазон возможностей в одном виде деятельности. Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что новый вид музыкально-пластической деятельности в водной среде может быть рекомендован к применению в любом образовательном учреждении, где имеются бассейн и необходимые технические условия.