Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО АПРОБАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ

Рэнделл Ю.С. 1
1 ФГОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
В статье описан педагогический эксперимент, исследующий музыкально-пластическую деятельность в водной среде (бассейне) как инновационную образовательную технологию в системе дополнительного музыкального образования для детей. Основной задачей эксперимента стало выявление педагогического и здоровьесберегающего потенциала нового вида деятельности. Под педагогическим потенциалом понимаются возможности интегрированных составляющих данной образовательной технологии, которые можно направить на музыкальное и физическое развитие. Здоровьесберегающий потенциал включает оздоровительный ресурс основных компонентов – движения и водной среды, а также эмоционально-ориентированный подход к постижению музыкального содержания, направленный на профилактику психоэмоциональных отклонений. На констатирующем и контрольном этапах осуществляется диагностика музыкальных способностей, оценка качества музыкально-пластической деятельности и комплексная психодиагностика. На формирующем этапе реализуется спроектированная образовательная программа, где в качестве основного музыкального материала используется балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». Результаты педагогического эксперимента демонстрируют высокую эффективность в решении задач музыкального образования и физического развития, при этом фиксируется положительное воздействие на психоэмоциональную сферу детей. Таким образом, экспериментальным путем раскрыт широкий педагогический и здоровьесберегающий потенциал музыкально-пластической деятельности в водной среде.
педагогический эксперимент
музыкально-пластическая деятельность
водная среда
здоровьесберегающие образовательные технологии
музыкальное развитие
эмоционально-ориентированный подход
балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 17.07.2020).
2. Мозгот В.Г., Нестеренко Т.Н., Тупичкина Е.А. Развитие музыкально-пластических способностей учащихся младшего школьного возраста средствами междисциплинарного синтеза // Вестник АГУ, серия «Педагогика и психология». 2018. № 1. С. 111–117.
3. Горбунова Ю.С. О музыкальном развитии детей, обучающихся по коррекционной программе (седьмой и восьмой виды) в процессе игр в воде // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов. 2012. С. 213–221.
4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 128 с.
5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей 3–7-ми лет. Изд. 4-е, перераб. и доп. СПб.: Фонд Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», 2015. 196 с.
6. Михеева Ю.В., Смирнова Л.М. Теоретическая и практическая работа со страхами // Социосфера. 2012. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/files/52905/Sociosphera_2012_n1_Mikheyeva-L-M-Smirnova.pdf (дата обращения: 17.07.2020).
7. Скворцова И.А. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»: опыт характеристики. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. 68 с.
8. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 90 с.

Поиск здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать в педагогическом процессе, актуален как никогда. Не случайно федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) трактует новые требования к образовательной программе, в которой одной из основных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [1]. Особое значение для современной педагогики приобретают вопросы интеграции, междисциплинарности, комплексного подхода к воспитанию и образованию. Активный поиск методов и технологий, отвечающих новым стандартам, ведется и в музыкальном образовании. В.Г. Мозготом и его соавторами Т.Н. Нестеренко и Е.А. Тупичкиной исследовался метод музыкально-пластической деятельности, как одна из форм повышения музыкально-пластической культуры детей и интенсификации их музыкальности [2].

Автором статьи был разработан новый вид музыкально-пластической деятельности, использующий водную среду (бассейн), который рассматривается как инновационная здоровьесберегающая технология. С одной стороны, он содержит широкий потенциал педагогических возможностей, а с другой, раскрывает безграничный ресурс для реализации задач здоровьесбережения. Предлагаемый подход основан на интеграции, включающей в себя музыкальное искусство и физическую культуру, соединяющий эстетическое и физическое развитие. В основе практических занятий лежит музыкально-пластическая деятельность, осуществляемая в водной среде, что производит оздоровительный эффект.

Новый вид музыкальной деятельности впервые был апробирован в коррекционном детском доме и продемонстрировал высокую педагогическую и оздоровительную эффективность [3, c. 213]. Данный вид музыкальной деятельности можно рекомендовать к использованию в коррекционных учреждениях. Встает вопрос, какой коэффициент полезного действия можно извлечь, применяя эту педагогическую модель в обычных образовательных учреждениях?

Цель исследования – выявление масштаба педагогического и здоровьесберегающего потенциала музыкально-пластической деятельности в водной среде.

Материалы и методы исследования

Для исследования интегрированной модели музыкальной деятельности был поставлен педагогический эксперимент, который реализовался в двух детских садах Санкт-Петербурга, в одном из которых имелся бассейн. Эксперимент включал констатирующий (2 недели), формирующий (4 месяца) и контрольный (2 недели) этапы, общей продолжительностью 5 месяцев. В экспериментальной работе приняли участие 82 ребенка старшего дошкольного возраста из четырех групп: экспериментальная группа, использующая бассейн (ЭГБ), контрольная группа, использующая бассейн (КГБ), и две группы, экспериментальная и контрольная (ЭГ, КГ), не использующие водную среду. В ЭГ музыкально-пластическая деятельность осуществлялась по тому же алгоритму, что и в ЭГБ; в контрольных группах музыкальные занятия, а также уроки по физкультуре проходили в обычном режиме. Наличие четырех групп позволило выделить два среза исследования и сравнить результаты музыкально-пластической деятельности вне бассейна (ЭГ) и музыкально-пластической деятельности в бассейне (ЭГБ), дополнительно выделяя влияние водной среды.

Педагогические преимущества раскрываются с точки зрения интеграции двух дисциплин, где одновременно решаются задачи музыкального и физического развития. В свою очередь обе дисциплины содержат ресурс, который можно направить на профилактику и укрепление здоровья. В настоящем эксперименте не стояло задачи исследовать положительное воздействие движения и водной среды на физическое развитие и оздоровление, на наш взгляд, польза обоих компонентов для укрепления здоровья очевидна и не требует доказательств. Под здоровьесберегающим потенциалом, на котором сфокусировано внимание исследования, понимается прежде всего психологический аспект. Одним из ключевых элементов разработанной нами педагогической модели является эмоционально-ориентированный подход (Ю.С. Рэнделл) к постижению музыкального содержания. Он опирается на идею приоритетности эмоционального начала в музыке, а также отталкивается от актуальных психологических потребностей участников образовательного процесса – поиска «личностного смысла». Таким образом, были сформулированы две группы рабочих гипотез.

Первая группа гипотез связана с педагогическим потенциалом:

1. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности повышает уровень музыкального развития.

2. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности в водной среде еще более повышает качество музыкального развития.

3. Включение водной среды в образовательный процесс усиливает качество музыкального развития.

Вторая группа гипотез сформулирована в ключе здоровьесберегающих технологий:

1. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности содержит здоровьесберегающий потенциал.

2. Эмоционально-ориентированный метод музыкально-пластической деятельности в водной среде содержит более высокий здоровьесберегающий потенциал.

3. Включение водной среды в образовательный процесс повышает возможности здоровьесбережения.

На констатирующем этапе эксперимента было проведено педагогическое и психологическое диагностирование, определяющее исходное состояние участников эксперимента. Педагогическая диагностика выявляла степень развитости музыкальных способностей и уровень музыкально-пластической деятельности. Использовался метод В.П. Анисимова [4], где предлагается заносить результаты в две таблицы. Первая таблица содержит структурные компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость, мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты. Во второй таблице фиксируются параметры музыкальных способностей: метроритмическое чувство, тембровый, архитектонический, звуковысотный и гармонический слух. Уровень развития музыкально-пластической деятельности определялся при помощи метода А.И. Бурениной [5], оценивающего следующие параметры: интерес, музыкальность, эмоциональность, креативность, объем разнообразных движений, уровень двигательных качеств, лабильность нервных процессов, правильная осанка, ориентация в пространстве. В табл. 1 представлены итоговые показатели (среднеарифметические), которые были получены в результате педагогического диагностирования.

Таблица 1

Результаты музыкальной диагностики констатирующего этапа

Группа

Итоговые данные структурных компонентов музыкальных способностей, %

Итоговые данные параметров музыкальных способностей, %

Итоговые данные музыкально-пластической деятельности, %

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

ЭГБ

12

36

52

14

46

40

12

33

55

ЭГ

9

45

46

15

34

51

11

35

54

КГБ

10

39

51

13

37

50

9

33

58

КГ

12

37

51

14

33

53

14

35

51

Полученные результаты свидетельствуют о преобладании низкого и среднего уровней во всех четырех группах, участвующих в эксперименте. В беседах с испытуемыми был выявлен стереотип в отношении музыки как дисциплины, не имеющей важного значения для их будущего, а также отсутствие представления о необходимости развивать музыкальные способности, интереса к музыке. У части наблюдаемых отмечалось отсутствие интереса к творческой деятельности, а также проявление фантазии и воображения.

Психодиагностика включала следующие методы: цветовой тест Люшера, «Хэнд-тест», проективная методика «Нарисуй себя», тест «Страхи в домиках», шкала самооценки, кроме того, анкетирование воспитателей, отражающее наблюдение за каждым ребенком на «признаки импульсивности», «признаки агрессивности», анкета по выявлению тревожности. По результатам психодиагностического исследования у части детей был выявлен низкий уровень коммуникативных навыков, у некоторых отмечалась высокая агрессивность, низкая самооценка. Самым тревожным результатом являлось обнаружение высокого уровня страхов. В табл. 2 приведены результаты теста «Страхи в домиках», возрастные нормы для детей старшего дошкольного возраста: девочки – 11–12, мальчики – 8–9, всего в тесте – 29 страхов [6].

Таблица 2

Результаты диагностики страхов констатирующего этапа

Группа

Кол-во девочек/мальчиков

Кол-во страхов

Среднее значение

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

ЭГБ

Д-9

21

18

26

18

18

19

18

18

20

           

19,6

М-5

21

10

18

26

13

                   

17,6

ЭГ

Д-13

21

16

19

17

23

18

20

17

21

16

18

15

21

   

18,6

М-13

16

20

18

17

21

13

19

20

22

15

18

18

16

   

17,9

КГБ

Д-6

20

26

18

19

22

17

                 

20,3

М-9

15

19

24

22

18

20

11

19

18

           

18,4

КГ

Д-15

21

19

18

16

22

25

19

19

21

17

16

20

15

23

20

19,4

М-12

17

16

20

15

19

22

10

19

20

18

18

16

     

17,5

Из приведенных результатов видно, что уровень страхов значительно превышает норму. Психологи объясняют столь печальные показатели повсеместной невротизацией общества, чрезмерным количеством негативного контента в средствах массовой информации.

Результаты музыкальной и психологической диагностики учитывались в разработке формирующего этапа эксперимента. Опираясь на алгоритм проектирования рабочих программ, были сформулированы следующие задачи:

- разработать образовательную программу музыкально-пластической деятельности в рамках эмоционально-ориентированного подхода;

- создать сценарий итогового представ- ления;

- адаптировать программу к водной среде, учитывая задачи физического развития;

- организовать педагогический процесс, создав все необходимые условия;

- практически реализовать образовательную программу.

В качестве основного музыкального материала был взят балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», музыка которого обладает неиссякаемым педагогическим потенциалом. Произведение является классическим шедевром, литературным источником либретто служит сказка, доступная и близкая данной возрастной группе, а музыкальное содержание наполнено яркими образами, к тому же музыка идеально подходит для воплощения художественного движения.

Кроме широких педагогических возможностей, по нашему мнению, «Щелкунчик» содержит психологический ресурс, который можно направить на работу со страхами. В исследовании И.А. Скворцовой отмечено: «Причудливость и странность, отмеченные в сценах Дроссельмейера, в «ночных» сценах оборачиваются чувством страха, что связано с религиозно-мифологическим аспектом» [7, с. 52]. В работе с сюжетом балета и музыкальными образами дети перевоплощались в придуманные елочные игрушки, затем ненавязчиво предлагалось перенести собственные страхи на образ мышей и проиграть переживания в музыкально-пластической игре, в которой «игрушки одерживают победу над злом». О.А. Ворожцова, характеризуя роль музыки в работе со страхами, уточняет: «Конкретизация страха может происходить в процессе рисования, игры и музицирования. Чем более зримым, а также слышимым и конкретным становится образ, тем более успешно им можно манипулировать» [8, с. 60].

В качестве итога работы являлось создание пластического действия, которое совпадало с наступлением Нового года. Подготовка яркого, зрелищного представления, выносимого на оценку зрителей, позволила мотивировать детей на конкретный результат. Сценарий «Одноактного балета-фантазии» включал следующие номера: увертюра, украшение и зажигание елки, марш, детский галоп, появление мышей и сражение (6-я сцена № 19, 20, 21; 7-я сцена № 22), вальс снежных хлопьев. При создании рабочей программы и сценария учитывались специфика водной среды, где действуют особые законы движения и перемещения, а также уровень физического развития детей. Существенное значение имел двигательный режим, обеспечивающий соблюдение установленных правил пребывания в водной среде.

Реализация образовательной программы осуществлялась в следующем режиме: ЭГ занималась 2 раза в неделю в музыкальном зале, ЭГБ – 1 раз в неделю в музыкальном зале и 1 раз в неделю в бассейне. Отличительной особенностью в организации экспериментальной работы было вовлечение в педагогический процесс ряда специалистов: воспитателей, психологов, инструктора по плаванию.

Результаты исследования и их обсуждение

Для проверки выдвинутых рабочих гипотез было проведено музыкально-педагогическое и психологическое диагностирование на контрольном этапе, результаты которого представлены в табл. 3 и 4.

Таблица 3

Результаты музыкальной диагностики контрольного этапа

Группа

Итоговые данные структурных компонентов музыкальных способностей %

Итоговые данные параметров музыкальных способностей %

Итоговые данные музыкально-пластической деятельности %

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

ЭГБ

59

34

7

49

41

10

59

31

10

ЭГ

20

51

29

31

42

27

24

43

33

КГБ

20

38

42

20

41

39

15

38

47

КГ

15

54

31

17

42

41

14

41

45

Таблица 4

Результаты диагностики страхов контрольного этапа

Группа

Кол-во девочек/мальчиков

Кол-во страхов

Среднее значение

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

ЭГБ

Д-9

11

12

18

9

12

11

10

12

12

           

11,9

М-5

16

8

9

15

6

                   

10,8

ЭГ

Д-13

15

14

13

19

16

17

15

18

17

19

14

11

16

   

15,7

М-13

14

17

17

19

16

13

15

14

20

17

16

17

11

   

15,8

КГБ

Д-6

18

20

21

20

21

19

                 

19,8

М-9

17

16

22

25

19

17

16

16

19

           

18,6

КГ

Д-15

19

20

16

17

20

23

20

19

19

19

17

18

16

22

20

19

М-12

20

14

22

16

15

26

15

20

17

19

15

19

     

18,2

В таблицах наглядно отражено, что во всех группах произошел рост по всем диагностируемым параметрам, но в контрольных группах (КГБ, КГ) этот рост можно назвать незначительным, особенно относительно музыкально-пластической деятельности, таким образом, обе группы остались в рамках среднего и низкого уровней развития.

В ЭГ итоговые показатели демонстрируют значительные изменения по сравнению с контрольными, которые позволяют констатировать переход на твердый средний уровень. Зафиксирован результат по таким параметрам музыкальных способностей, как темпо-метроритмическое чувство, чувство тембра, гармоническое чувство. Относительно музыкально-пластической деятельности в ЭГ зарегистрирована положительная динамика по следующим параметрам: музыкальность, объем разнообразных движений, уровень двигательных качеств.

ЭГБ обнаружила самую высокую динамику, превышающую более чем в два раза результаты ЭГ, и перешла на высокий и средний уровни. Существенный рост произошел по всем показателям, измеряющим структурные компоненты музыкальных способностей и музыкально-пластическую деятельность, а также по таким параметрам музыкальных способностей, как метроритмическое чувство, тембровый, архитектонический, гармонический слух.

Эмпирические данные, полученные в ходе педагогического диагностирования на констатирующем и контрольном этапах, были тщательно обработаны методами математической статистики и проверены по статистическим критериям. Полученные результаты дают основание подтвердить первую группу рабочих гипотез.

Как видно из табл. 4, в контрольных группах (КГБ, КГ) не выявлено значительных изменений, показатели все еще далеки от нормы. В экспериментальной группе (ЭГ) наблюдается заметное снижение уровня страхов, что доказывает положительное влияние эмоционально-ориентированного метода музыкально-пластической деятельности. Однако в экспериментальной группе, использующей водную среду (ЭГБ), зафиксировано существенное снижение уровня страхов: 79 % детей достигли нормы, у оставшихся 21 % отмечено снижение.

В результате анализа рисунков, полученного в ходе проведения диагностической методики «Нарисуй себя», только в ЭГБ были обнаружены следующие позитивные тенденции: появилось значительно больше цвета, что говорит о возрастании жизненной энергии, улучшении настроения, а также более благоприятном самоопределении; у части участников повысилась уверенность в себе, самооценка; наблюдалась большая детализация в изображении, что говорит о лучшем осознания схемы тела, а также о развитии мышления. Кроме того, обработка данных «Хэнд-теста» установила прогресс в развитии коммуникативных навыков у части ЭГБ. Именно наличие водной среды, в которой осуществлялась музыкально-пластическая деятельность, послужило условием достижения наилучшего результата образовательной деятельности с точки зрения здоровьесбережения. Также подтверждена вторая группа гипотез.

В процессе практической работы были сделаны следующие наблюдения, которые и обусловили, по нашему мнению, столь высокую результативность:

1. 100 %-ная вовлеченность в музыкально-педагогический процесс детей ЭГБ, проявление радости и интереса в решении поставленных задач, ожидание каждого занятия «как праздника», высокая сконцентрированность на запоминании, обусловленная невозможностью в бассейне «посмотреть на соседа». В ЭГ, осуществляющей ту же работу в музыкальном зале, дети довольно часто отвлекались.

2. Влияние водной среды, обусловленное специфическим, более глубоким проживанием музыкального движения всем телом, испытывающем влияние другого измерения, в том числе преодоление сопротивления. Возможность большей свободы самовыражения, поскольку устранен «эффект стеснения».

3. Использование эмоционально-ориентированного подхода к постижению музыкального содержания, в котором есть личностный смысл, и его воплощение в пластической деятельности в водном пространстве, что в значительной степени углубляет уровень взаимодействия с музыкой, повышает результат педагогической работы, а также мотивацию.

К вышесказанному следует добавить наблюдения за практической деятельностью в ЭГБ инструктора по плаванию, сообщившего, что включение музыкально-образовательного компонента повысило мотивацию и интерес к спортивным занятиям. Следует отметить восторженные отзывы родителей ЭГБ, которые благодарили за увлекательное зрелище и интересовались возможностью таких занятий в будущем. В ЭГ отзывы были сдержаннее, отмечалось ожидание более привычного новогоднего «праздника-шоу» с использованием популярных детских песен, некоторые родители оценили пластическое представление как «странное», «непонятное». Безусловно, отношение родителей косвенно влияет на отношение детей к проделанной работе.

Заключение

Проведенное исследование раскрывает широкий потенциал нового вида музыкально-пластической деятельности, рассматриваемого как инновационная здоровьесберегающая технология. Экспериментальным путем выявлен значительный прогресс в развитии музыкальных способностей и качества музыкальной пластики. Помимо очевидной пользы, содержащейся в физической культуре, как интегрированной составляющей предложенной образовательной технологии, обнаружены оздоровительные ресурсы в аспекте профилактики психоэмоциональных нарушений. Таким образом, музыкально-пластическая деятельность в водной среде продемонстрировала высокую эффективность в решении педагогических и здоровьесберегающих задач.

В рамках педагогического эксперимента были соблюдены все необходимые условия и процедуры, такие как подбор однородных групп генеральной совокупности, репрезентативность выборки, выбор измеряемых параметров и проверенных методик их диагностирования, использование наиболее достоверного экспериментального плана, предполагающего наличие контрольных групп, формулирование гипотез, следование необходимым этапам работы, обработка результатов диагностирования методами математической статистики, что позволяет говорить о высокой надежности и валидности проведенного эксперимента.

В заключение отметим, что существенное преимущество спроектированной нами педагогической модели заключается в комплексном воздействии на все сферы личности ребенка: физическую, интеллектуальную, нравственную и эмоциональную. При этом важна экономия учебного времени, учитывая широкий диапазон возможностей в одном виде деятельности. Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что новый вид музыкально-пластической деятельности в водной среде может быть рекомендован к применению в любом образовательном учреждении, где имеются бассейн и необходимые технические условия.


Библиографическая ссылка

Рэнделл Ю.С. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО АПРОБАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 3. – С. 182-187;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38553 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674