Информатизация жизни современного человека ставит перед системой профессионального педагогического образования задачи подготовки педагога, способного качественно осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию подрастающего поколения в условиях цифровизации образовательного пространства. Решение данной проблемы связано, в первую очередь, с разработкой методологических аспектов подготовки педагогов.
Цель настоящего исследования – определить методологические принципы подготовки педагогов к профессиональной воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства.
Материалы и методы исследования
Методологической базой исследования выступают концептуальные идеи теории образовательных пространств (В.П. Борисенков, Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, В.И. Загвязинский и др.), информатизации образования (И.В. Роберт, В.П. Поляков и др.), качества образования (В.А. Мижериков, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник и др.), компетентностного подхода в образовании (Н. Хомский, И.А. Зимняя и др.). Исходным материалом исследования служит фактология состояния системы подготовки педагогических кадров в России к воспитательной работе в условиях современного общества. Основные методы исследования: анализ, классификация, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Обеспечение качества образования – ключевая многогранная (см., например [1–3]) проблема. Ее решение исследователями связывается в том числе с различными аспектами цифровизации и информатизации сферы профессионально-педагогического образования. При этом в исследованиях преимущественно рассматриваются вопросы адаптации подготовки педагогов к условиям цифровой информационной среды (см., например: [4; 5]). Вместе с тем нарастание процессов информатизации общества требует формирования у педагогов компетентности в привлечении в сферу образования (в том числе – в процесс воспитания детей и молодежи) образовательного потенциала информационного пространства. Данная компетентность базируется на личностном опыте педагога по проектированию, созданию и сопровождению цифрового информационно-образовательного пространства.
Приходится констатировать, что в настоящее время формирование данной компетентности осложнено рядом факторов, связанных как с новизной информационных процессов и, соответственно, отсутствием приемлемых для эпохи цифровизации готовых проверенных временем методик профессиональной подготовки педагогов-воспитателей, так и с недостаточным учетом характеристик современного общества при разработке педагогических условий обучения будущих педагогов. Тормозящее влияние на эффективную, соответствующую современным требованиям и условиям информационного общества подготовку педагогов оказывает фактическое отсутствие концепции перспективного развития профессионального педагогического образования в стране. Сегодня, к сожалению, задачи профессиональной подготовки будущих педагогов адекватно современным потребностям не сформулированы. Как показывает анализ, документы, определяющие государственную политику России в сфере образования, задают содержательные ориентиры «идеальной цели» воспитания детей и молодежи без учета современного уровня информатизации общества (см., например, [6, ст. 67.1 п. 4; 7, ст. 2 п. 2]). Как следствие, вопросы тактики профессиональной подготовки будущих воспитателей также не имеют четкости в своем определении и решении. Даже в концептуальных документах воспитания детей и молодежи (см., например, [8]) в моделях и содержании подготовки будущих педагогов к профессиональной воспитательной деятельности крайне мало учтены реалии и перспективы информатизации общества в целом, цифровизации информационного (в том числе – образовательного) пространства, перспективы непрерывного образования.
Качество подготовки педагогических кадров в современных условиях следует определять, исходя из особенностей и характеристик информационного общества, его уровня информатизации и цифровизации в настоящем и в ближайшей перспективе. Ориентируясь в понимании качества образования на идеи В.А. Мижерикова, П.И. Пидкасистого, М.М. Поташника, определим качество подготовки педагогических кадров в условиях информатизации общества как интегральную характеристику профессионально-педагогического образования, отражающую, с одной стороны, соответствие условий и содержания профессионального образования потребностям будущего педагога в профессиональной и личностной самореализации в информационном обществе, а с другой – соответствие уровня профессиональной компетентности будущего педагога в сфере проектирования цифровой образовательной среды и использования образовательного потенциала цифрового информационного пространства требованиям и потребностям информационного общества.
С целью определения современных требований к профессиональной подготовке будущего воспитателя рассмотрим особенности цифрового информационно-образовательного пространства.
Цифровизация образовательного пространства является одним из характерных признаков информатизации общества. Изначально существующий образовательный потенциал информационного (в контексте «несущего информацию») пространства, объективность процессов цифровизации образовательного пространства, масштабность, глубина и широта проникновения информационно-коммуникационных технологий в сферу образовательных услуг и отношений современного человека, в современную систему образования в целом, взаимосвязь феномена цифровизации со всеми компонентами современной системы образования дают возможность рассматривать понятие «цифровое информационно-образовательное пространство» как педагогическую категорию.
Информационно-образовательное пространство представлено по крайней мере четырьмя взаимосвязанными подпространствами: реальной сферой формального и неформального целенаправленного образования, реальной сферой информационного окружения (нецеленаправленное образование, образование в контексте жизнедеятельности), сетевым цифровым информационно-образовательным пространством («цифровое образовательное пространство», «электронное образовательное пространство», digital learning space), а также личностным («субъектным», «Я-пространством») образовательным пространством, основанным на приобретенном ранее личностью опыте познавательной деятельности и освоенной информации. Сегодня под информационно-образовательным пространством в научных источниках и периодике чаще всего понимается сетевое (электронное) цифровое информационно-образовательное пространство. Данное пространство отличают: направленность на достижение образовательных целей; наличие оцифрованного (электронного) мультимедийного контента, потенциально ориентированного на использование в учебно-воспитательных целях; сложная многоуровневая пространственно-временная структура, динамично изменяющаяся в результате взаимодействия отдельных субъектов-пользователей пространства, формальных и неформальных сообществ и субкультур; индивидуализированный характер деятельности субъектов пространства; непривязанность к территории.
Цифровое информационно-образовательное пространство представляет собой виртуальный мир, содержащий цифровые объекты, которые служат или имеют потенциал использования в формальном или неформальном образовательном процессе. Контент цифрового информационно-образовательного пространства целенаправленно проектируется, создается и используется человеком и сообществами. Для молодого поколения современной России цифровое информационно-образовательное пространство являет собой пространственно-временной континуум, непосредственно в котором и средствами которого дети и молодежь реализуют свое социально-личностное, а часто и профессиональное, становление и развитие, проявляют свои индивидуальные особенности, входя в различные группы, сообщества и субкультуры. Данное пространство позволяет нынешнему молодому поколению проигрывать в виртуальной среде различные модели своего поведения и тем самым формировать свой опыт жизнедеятельности в поликультурном реальном мире.
Цифровое информационно-образовательное пространство включает в себя два подпространства: управляемое и неуправляемое (относительно управляемое). Данные подпространства обладают специфичными особенностями. В частности, для управляемого подпространства, которое представлено сайтами организаций, ведомств, сообществ, информационными образовательными ресурсами, характерны целенаправленность проектирования и создания, системность организации ресурсов, формальность контента, выраженная структурированность образовательного потенциала, определенная ответственность за контент, привязанность к территории (объекту). Составляющей (отметим, что в научной литературе обосновывается и обратное подчинение) управляемого подпространства является «целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса» [9] информационная образовательная среда. Неуправляемое (относительно неуправляемое) подпространство образуют социальные сети, форумы, блоги и др. Его отличает, в первую очередь, некоторая хаотичность в накоплении контента, подаче информации и использовании ресурсов субъектам пространства. Управляемое и неуправляемое пространства отличаются моделями взаимодействия и видами деятельности своих пользователей. Независимо от степени управляемости цифровое информационно-образовательное пространство обязано своим контентом, структурированностью, вариативностью обеспечивать информационную безопасность детей и молодежи (в том числе – в контексте воспитательного влияния) [10; 11].
Отметим, что цифровое информационно-образовательное пространство несет на себе воспитательный потенциал изначально. Среди его характеристик и свойств выделяются: ориентация на вариативность содержания и моделей деятельности пользователей в Сети; возможность удовлетворения познавательных интересов субъектов – пользователей пространства; широта и привлекательность контента образовательной и культурно-социальной направленности за счет мультимедийности и гипертекстового характера подачи пользователям; сочетание адресности предоставляемого контента со свободным доступом к нему; возможность интегративного единства формальных и неформальных образовательных ресурсов во влиянии на пользователей сетевого пространства. Тем самым возможности цифрового информационно-образовательного пространства позволяют снять организационные и временны́е рамки и ограничения в воспитательной работе с молодежью, мультимедийный контент и гипертекст дают возможность «приблизиться» взрослым к молодому поколению, их взглядам и мировоззрению, повседневной деятельности и жизни в целом. Цифровое информационно-образовательное пространство позволяет учесть интересы подрастающего поколения и самих будущих воспитателей (сегодня профессионально-педагогическую подготовку проходят молодые люди, относящиеся к «поколению Z» и «миллениалам») и одновременно, основываясь на принципе имплицитности воспитания, организовать целенаправленный процесс формировании мировоззрения современных детей и молодежи.
Подготовка современного педагога предполагает формирование у него профессионального опыта в создании условий для воспитания «высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества» [12]. Учитывая целевые ориентиры воспитания современного подрастающего поколения, личностные особенности будущих воспитателей, а также особенности цифрового информационно-образовательного пространства, можно определить сущность подготовки педагогов к профессиональной воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства. Это основанная на использовании потенциала цифровых технологий целенаправленная деятельность заинтересованных институтов по формированию у будущих воспитателей профессиональной компетентности по управлению развитием личности на основе создания условий для ее самореализации, с привлечением возможностей информационно-образовательного пространства.
Принципы организации профессиональной подготовки педагогов к воспитательной деятельности в условиях цифровизации информационно-образовательного пространства, очевидно, в целом совпадают с методологическими принципами профессионального образования, но наполнены специфичным содержанием и правилами реализации. К ним мы относим принципы:
– гуманизации и демократизации стратегий и моделей профессионального педагогического образования – предполагается претворение в жизнь традиционных для личностно ориентированной парадигмы образования идей гуманизации и демократизации, но с учетом частичной, адекватной задачам профессионально-педагогической подготовки, реализации образовательных отношений в виртуальном сетевом пространстве;
– адекватности профессионально-педагогической подготовки современным целям и задачам воспитания – принцип отражает требование объективного учета в содержании и моделях реализации профессиональной подготовки педагогических кадров современного уровня и перспектив развития общества, уровня информатизации общественных процессов и жизни современного человека; предполагается целенаправленное формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности в сфере использования воспитательного потенциала цифрового информационного пространства в воспитании детей и молодежи;
– всесторонности и действенности, последовательности и систематичности профессионально-педагогической подготовки – принцип отражает требование нацеленности профессиональной подготовки будущих педагогов на личностно-профессиональный рост и самореализацию; предполагается проектирование и осуществление процесса подготовки педагогических кадров на основе системности и систематичности воспитательного влияния на будущих педагогов средствами вариативного разнообразия форм их образовательной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов;
– сочетания индивидуально-адресного характера воспитания будущих педагогов и продуманной адекватной воспитательной наступательности в процессе их профессиональной подготовки – профессиональная подготовка педагогов предполагает адресный подход в их воспитании; требуется разработка и внедрение эффективных диагностических методик и технологий сопровождения профессионального отбора, подготовки и самореализации педагогов-воспитателей.
Реализация указанных принципов предполагает внесение изменений как в содержание, так и в модели и технологии профессиональной подготовки педагогов. Целесообразно:
– широкое повсеместное внедрение в систему профессионально-педагогического образования мультимедиатехнологий, привлечение в учебно-воспитательный процесс дополненной, виртуальной и смешанной реальности;
– ориентация содержания педагогического образования на использование в воспитательной работе с детьми и молодежью современных IT-средств, возможностей цифровых образовательных ресурсов, интеллектуальных образовательных систем, игровых информационно-коммуникационных технологий; формирование у будущих педагогов опыта проектирования и реализации процесса воспитания с использованием возможностей значимых для современных детей и молодежи социальных сетей (например, используя RSS-каналы популярных социальных сетей Facebook, «ВКонтакте», YouTube, Instagram, TikTok и др.), а также образовательного потенциала виртуальных консультационных служб, чат-ботов и других сетевых форм искусственного интеллекта;
– целенаправленная подготовка будущих педагогов к разработке воспитательного контента сетевых образовательных ресурсов и программного обеспечения воспитательной направленности;
– целенаправленное систематическое формирование у будущих педагогов компетентности проектирования образовательного пространства. Данная компетентность предполагает, с одной стороны, владение педагогом-воспитателем навыками целесообразного оборудования пространства образовательной организации электронными досками, устройствами виртуальной и дополненной реальности и другой smart-техникой, а с другой стороны – уверенное владение педагогом современными моделями организации работы с воспитанниками в электронном кампусе, владение навыками применения ресурсной базы электронных образовательных систем, навыками реализации дистанционных и гибридных моделей обучения, опытом включения обучаемых в реализацию телекоммуникационных проектов, проектов социальной и воспитательной направленности и др.
Заключение
Подводя итог сказанному, отметим: профессиональной воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства будущих педагогов необходимо целенаправленно обучать. При этом профессиональная подготовка будет эффективной только при учете концептуальных требований к содержанию и моделям обучения педагогов: необходимо учитывать особенности современного информационного общества и перспективы его развития, уникальные по отношению к реальному образовательному пространству свойства и характеристики цифрового информационно-образовательного пространства.