Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Пустовойтов В.Н. 1 Корнейков Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского»
Определены концептуальные положения подготовки будущих педагогов к профессиональной воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства. В статье показано, что качество и эффективность профессиональной деятельности воспитателей обусловлены, в первую очередь, учетом ключевых факторов социализации современных детей и молодежи – учетом информатизации общества и цифровизации образовательного пространства. Выявлены характерные особенности цифрового образовательного пространства. Дано определение процессу подготовки педагогов к профессиональной воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства как основанной на использовании потенциала цифровых технологий целенаправленной деятельности заинтересованных институтов по формированию у будущих воспитателей профессиональной компетентности по управлению развитием личности на основе создания условий для ее самореализации, с привлечением возможностей информационно-образовательного пространства. Принципами организации профессиональной подготовки педагогов в условиях цифровизации информационно-образовательного пространства определены требования: гуманизации и демократизации стратегий и моделей профессионального педагогического образования; адекватности профессионально-педагогической подготовки современным целям и задачам воспитания, потребностям информационного общества; всесторонности и действенности, последовательности и систематичности профессионально-педагогической подготовки; сочетания индивидуально-адресного характера воспитания и продуманной адекватной воспитательной наступательности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.
качество подготовки педагогов
принципы подготовки будущих педагогов
воспитательная деятельность
цифровизация образовательного пространства
1. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Поликультурное воспитательное пространство вуза как среда формирования гражданственности и патриотизма // Педагогика. 2018. № 2. С. 44–51.
2. Загвязинский В.И., Волосникова Л.М., Кукуев Е.А., Патрушева И.В. Академическая мобильность в педагогическом образовании // Образование и наука. 2020. № 22(6). С. 31–48. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-31-48.
3. Гукаленко О.В., Иванова С.В., Пустовойтов В.Н., Селиванова Н.Л. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Научный редактор Ю.П. Зинченко. Ростов н/Д.; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. С. 192–215.
4. Одинцова Л.А., Бронникова Л.М. Дидактическое обеспечение управления очно-дистанционным образовательным процессом по математике первокурсников педвуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30009 (дата обращения: 03.02.2021).
5. Макаренко А.Н., Смышляева Л.Г., Минаев Н.Н, Замятина О.М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 113–121. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-6-113-121.
6. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.02.2021).
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.02.2021).
8. Примерная программа воспитания // Апробация и внедрение примерной программы воспитания. Институт стратегии развития образования Российской академии образования [Электронный ресурс]. URL: http://form.instrao.ru/bitrix/documents/Примерная программа воспитания, утвержденная на ФУМО.doc (дата обращения: 15.01.2021).
9. Осмоловская И.М. Информационно-образовательная среда общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/konf_lerner/Osmolovskaya_I.M..pdf (дата обращения: 15.01.2021).
10. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V., Pustovoitov V.N., Panova L.D. Protection of youth in the information educational space: social and pedagogical aspects // 2018 International conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2018). Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. DOI: 10.15405/epsbs.2018.09.02.12.
11. Пустовойтов В.Н., Гукаленко О.В. Социальная безопасность молодёжи в поликультурном пространстве России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2018. № 2. С. 16–23.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 31.01.2021).

Информатизация жизни современного человека ставит перед системой профессионального педагогического образования задачи подготовки педагога, способного качественно осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию подрастающего поколения в условиях цифровизации образовательного пространства. Решение данной проблемы связано, в первую очередь, с разработкой методологических аспектов подготовки педагогов.

Цель настоящего исследования – определить методологические принципы подготовки педагогов к профессиональной воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства.

Материалы и методы исследования

Методологической базой исследования выступают концептуальные идеи теории образовательных пространств (В.П. Борисенков, Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, В.И. Загвязинский и др.), информатизации образования (И.В. Роберт, В.П. Поляков и др.), качества образования (В.А. Мижериков, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник и др.), компетентностного подхода в образовании (Н. Хомский, И.А. Зимняя и др.). Исходным материалом исследования служит фактология состояния системы подготовки педагогических кадров в России к воспитательной работе в условиях современного общества. Основные методы исследования: анализ, классификация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Обеспечение качества образования – ключевая многогранная (см., например [1–3]) проблема. Ее решение исследователями связывается в том числе с различными аспектами цифровизации и информатизации сферы профессионально-педагогического образования. При этом в исследованиях преимущественно рассматриваются вопросы адаптации подготовки педагогов к условиям цифровой информационной среды (см., например: [4; 5]). Вместе с тем нарастание процессов информатизации общества требует формирования у педагогов компетентности в привлечении в сферу образования (в том числе – в процесс воспитания детей и молодежи) образовательного потенциала информационного пространства. Данная компетентность базируется на личностном опыте педагога по проектированию, созданию и сопровождению цифрового информационно-образовательного пространства.

Приходится констатировать, что в настоящее время формирование данной компетентности осложнено рядом факторов, связанных как с новизной информационных процессов и, соответственно, отсутствием приемлемых для эпохи цифровизации готовых проверенных временем методик профессиональной подготовки педагогов-воспитателей, так и с недостаточным учетом характеристик современного общества при разработке педагогических условий обучения будущих педагогов. Тормозящее влияние на эффективную, соответствующую современным требованиям и условиям информационного общества подготовку педагогов оказывает фактическое отсутствие концепции перспективного развития профессионального педагогического образования в стране. Сегодня, к сожалению, задачи профессиональной подготовки будущих педагогов адекватно современным потребностям не сформулированы. Как показывает анализ, документы, определяющие государственную политику России в сфере образования, задают содержательные ориентиры «идеальной цели» воспитания детей и молодежи без учета современного уровня информатизации общества (см., например, [6, ст. 67.1 п. 4; 7, ст. 2 п. 2]). Как следствие, вопросы тактики профессиональной подготовки будущих воспитателей также не имеют четкости в своем определении и решении. Даже в концептуальных документах воспитания детей и молодежи (см., например, [8]) в моделях и содержании подготовки будущих педагогов к профессиональной воспитательной деятельности крайне мало учтены реалии и перспективы информатизации общества в целом, цифровизации информационного (в том числе – образовательного) пространства, перспективы непрерывного образования.

Качество подготовки педагогических кадров в современных условиях следует определять, исходя из особенностей и характеристик информационного общества, его уровня информатизации и цифровизации в настоящем и в ближайшей перспективе. Ориентируясь в понимании качества образования на идеи В.А. Мижерикова, П.И. Пидкасистого, М.М. Поташника, определим качество подготовки педагогических кадров в условиях информатизации общества как интегральную характеристику профессионально-педагогического образования, отражающую, с одной стороны, соответствие условий и содержания профессионального образования потребностям будущего педагога в профессиональной и личностной самореализации в информационном обществе, а с другой – соответствие уровня профессиональной компетентности будущего педагога в сфере проектирования цифровой образовательной среды и использования образовательного потенциала цифрового информационного пространства требованиям и потребностям информационного общества.

С целью определения современных требований к профессиональной подготовке будущего воспитателя рассмотрим особенности цифрового информационно-образовательного пространства.

Цифровизация образовательного пространства является одним из характерных признаков информатизации общества. Изначально существующий образовательный потенциал информационного (в контексте «несущего информацию») пространства, объективность процессов цифровизации образовательного пространства, масштабность, глубина и широта проникновения информационно-коммуникационных технологий в сферу образовательных услуг и отношений современного человека, в современную систему образования в целом, взаимосвязь феномена цифровизации со всеми компонентами современной системы образования дают возможность рассматривать понятие «цифровое информационно-образовательное пространство» как педагогическую категорию.

Информационно-образовательное пространство представлено по крайней мере четырьмя взаимосвязанными подпространствами: реальной сферой формального и неформального целенаправленного образования, реальной сферой информационного окружения (нецеленаправленное образование, образование в контексте жизнедеятельности), сетевым цифровым информационно-образовательным пространством («цифровое образовательное пространство», «электронное образовательное пространство», digital learning space), а также личностным («субъектным», «Я-пространством») образовательным пространством, основанным на приобретенном ранее личностью опыте познавательной деятельности и освоенной информации. Сегодня под информационно-образовательным пространством в научных источниках и периодике чаще всего понимается сетевое (электронное) цифровое информационно-образовательное пространство. Данное пространство отличают: направленность на достижение образовательных целей; наличие оцифрованного (электронного) мультимедийного контента, потенциально ориентированного на использование в учебно-воспитательных целях; сложная многоуровневая пространственно-временная структура, динамично изменяющаяся в результате взаимодействия отдельных субъектов-пользователей пространства, формальных и неформальных сообществ и субкультур; индивидуализированный характер деятельности субъектов пространства; непривязанность к территории.

Цифровое информационно-образовательное пространство представляет собой виртуальный мир, содержащий цифровые объекты, которые служат или имеют потенциал использования в формальном или неформальном образовательном процессе. Контент цифрового информационно-образовательного пространства целенаправленно проектируется, создается и используется человеком и сообществами. Для молодого поколения современной России цифровое информационно-образовательное пространство являет собой пространственно-временной континуум, непосредственно в котором и средствами которого дети и молодежь реализуют свое социально-личностное, а часто и профессиональное, становление и развитие, проявляют свои индивидуальные особенности, входя в различные группы, сообщества и субкультуры. Данное пространство позволяет нынешнему молодому поколению проигрывать в виртуальной среде различные модели своего поведения и тем самым формировать свой опыт жизнедеятельности в поликультурном реальном мире.

Цифровое информационно-образовательное пространство включает в себя два подпространства: управляемое и неуправляемое (относительно управляемое). Данные подпространства обладают специфичными особенностями. В частности, для управляемого подпространства, которое представлено сайтами организаций, ведомств, сообществ, информационными образовательными ресурсами, характерны целенаправленность проектирования и создания, системность организации ресурсов, формальность контента, выраженная структурированность образовательного потенциала, определенная ответственность за контент, привязанность к территории (объекту). Составляющей (отметим, что в научной литературе обосновывается и обратное подчинение) управляемого подпространства является «целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса» [9] информационная образовательная среда. Неуправляемое (относительно неуправляемое) подпространство образуют социальные сети, форумы, блоги и др. Его отличает, в первую очередь, некоторая хаотичность в накоплении контента, подаче информации и использовании ресурсов субъектам пространства. Управляемое и неуправляемое пространства отличаются моделями взаимодействия и видами деятельности своих пользователей. Независимо от степени управляемости цифровое информационно-образовательное пространство обязано своим контентом, структурированностью, вариативностью обеспечивать информационную безопасность детей и молодежи (в том числе – в контексте воспитательного влияния) [10; 11].

Отметим, что цифровое информационно-образовательное пространство несет на себе воспитательный потенциал изначально. Среди его характеристик и свойств выделяются: ориентация на вариативность содержания и моделей деятельности пользователей в Сети; возможность удовлетворения познавательных интересов субъектов – пользователей пространства; широта и привлекательность контента образовательной и культурно-социальной направленности за счет мультимедийности и гипертекстового характера подачи пользователям; сочетание адресности предоставляемого контента со свободным доступом к нему; возможность интегративного единства формальных и неформальных образовательных ресурсов во влиянии на пользователей сетевого пространства. Тем самым возможности цифрового информационно-образовательного пространства позволяют снять организационные и временны́е рамки и ограничения в воспитательной работе с молодежью, мультимедийный контент и гипертекст дают возможность «приблизиться» взрослым к молодому поколению, их взглядам и мировоззрению, повседневной деятельности и жизни в целом. Цифровое информационно-образовательное пространство позволяет учесть интересы подрастающего поколения и самих будущих воспитателей (сегодня профессионально-педагогическую подготовку проходят молодые люди, относящиеся к «поколению Z» и «миллениалам») и одновременно, основываясь на принципе имплицитности воспитания, организовать целенаправленный процесс формировании мировоззрения современных детей и молодежи.

Подготовка современного педагога предполагает формирование у него профессионального опыта в создании условий для воспитания «высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества» [12]. Учитывая целевые ориентиры воспитания современного подрастающего поколения, личностные особенности будущих воспитателей, а также особенности цифрового информационно-образовательного пространства, можно определить сущность подготовки педагогов к профессиональной воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства. Это основанная на использовании потенциала цифровых технологий целенаправленная деятельность заинтересованных институтов по формированию у будущих воспитателей профессиональной компетентности по управлению развитием личности на основе создания условий для ее самореализации, с привлечением возможностей информационно-образовательного пространства.

Принципы организации профессиональной подготовки педагогов к воспитательной деятельности в условиях цифровизации информационно-образовательного пространства, очевидно, в целом совпадают с методологическими принципами профессионального образования, но наполнены специфичным содержанием и правилами реализации. К ним мы относим принципы:

– гуманизации и демократизации стратегий и моделей профессионального педагогического образования – предполагается претворение в жизнь традиционных для личностно ориентированной парадигмы образования идей гуманизации и демократизации, но с учетом частичной, адекватной задачам профессионально-педагогической подготовки, реализации образовательных отношений в виртуальном сетевом пространстве;

– адекватности профессионально-педагогической подготовки современным целям и задачам воспитания – принцип отражает требование объективного учета в содержании и моделях реализации профессиональной подготовки педагогических кадров современного уровня и перспектив развития общества, уровня информатизации общественных процессов и жизни современного человека; предполагается целенаправленное формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности в сфере использования воспитательного потенциала цифрового информационного пространства в воспитании детей и молодежи;

– всесторонности и действенности, последовательности и систематичности профессионально-педагогической подготовки – принцип отражает требование нацеленности профессиональной подготовки будущих педагогов на личностно-профессиональный рост и самореализацию; предполагается проектирование и осуществление процесса подготовки педагогических кадров на основе системности и систематичности воспитательного влияния на будущих педагогов средствами вариативного разнообразия форм их образовательной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов;

– сочетания индивидуально-адресного характера воспитания будущих педагогов и продуманной адекватной воспитательной наступательности в процессе их профессиональной подготовки – профессиональная подготовка педагогов предполагает адресный подход в их воспитании; требуется разработка и внедрение эффективных диагностических методик и технологий сопровождения профессионального отбора, подготовки и самореализации педагогов-воспитателей.

Реализация указанных принципов предполагает внесение изменений как в содержание, так и в модели и технологии профессиональной подготовки педагогов. Целесообразно:

– широкое повсеместное внедрение в систему профессионально-педагогического образования мультимедиатехнологий, привлечение в учебно-воспитательный процесс дополненной, виртуальной и смешанной реальности;

– ориентация содержания педагогического образования на использование в воспитательной работе с детьми и молодежью современных IT-средств, возможностей цифровых образовательных ресурсов, интеллектуальных образовательных систем, игровых информационно-коммуникационных технологий; формирование у будущих педагогов опыта проектирования и реализации процесса воспитания с использованием возможностей значимых для современных детей и молодежи социальных сетей (например, используя RSS-каналы популярных социальных сетей Facebook, «ВКонтакте», YouTube, Instagram, TikTok и др.), а также образовательного потенциала виртуальных консультационных служб, чат-ботов и других сетевых форм искусственного интеллекта;

– целенаправленная подготовка будущих педагогов к разработке воспитательного контента сетевых образовательных ресурсов и программного обеспечения воспитательной направленности;

– целенаправленное систематическое формирование у будущих педагогов компетентности проектирования образовательного пространства. Данная компетентность предполагает, с одной стороны, владение педагогом-воспитателем навыками целесообразного оборудования пространства образовательной организации электронными досками, устройствами виртуальной и дополненной реальности и другой smart-техникой, а с другой стороны – уверенное владение педагогом современными моделями организации работы с воспитанниками в электронном кампусе, владение навыками применения ресурсной базы электронных образовательных систем, навыками реализации дистанционных и гибридных моделей обучения, опытом включения обучаемых в реализацию телекоммуникационных проектов, проектов социальной и воспитательной направленности и др.

Заключение

Подводя итог сказанному, отметим: профессиональной воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства будущих педагогов необходимо целенаправленно обучать. При этом профессиональная подготовка будет эффективной только при учете концептуальных требований к содержанию и моделям обучения педагогов: необходимо учитывать особенности современного информационного общества и перспективы его развития, уникальные по отношению к реальному образовательному пространству свойства и характеристики цифрового информационно-образовательного пространства.


Библиографическая ссылка

Пустовойтов В.Н., Корнейков Е.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 3. – С. 177-181;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38552 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674