Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING STUDENTS OF THE MEDICAL AND PREVENTIVE FACULTY: WAYS OF IMPROVEMENT

Ovchinnikova E.L. 1 Getman N.A. 1, 2 Kotenko E.N. 1, 2
1 Omsk State Medical University
2 Omsk State Pedagogical University
This article examines the practice of using different models of e-learning using distance technologies in the educational process of a medical university in the context of the spread of coronavirus infection. Some aspects of modernization (revision) of traditional methods and forms of teaching, new methods of interaction with students, revision of the educational and methodological complex in accordance with the requirements of EOIS, technical information and communication skills are presented. The results of the development of distance learning, which was carried out on the educational portal using built-in functions and services, as well as on-line classes on the ZOOM platform, are evaluated. The use of the most advanced distance learning model – teaching with a teacher is described. The advantages of this model were attributed by the authors – full inclusion of the student in the learning process, live online communication between students and the teacher; independent work on the educational portal. The article describes in detail the stages of the classes, including the control of the learning and assessment process, which were carried out by the teacher (with the exception of test assignments). The advantages of the proposed model of distance learning are revealed, the components of which are a psychologically comfortable environment; constant communication with the teacher through the chat system (non-stop counseling); more flexible planning and time use compared to classroom training; demonstration of visual materials turned out to be more accessible (individualized). The article shows the ways of the most effective use of distance technologies using the educational platform ZOOM. Based on the analysis of pedagogical activity, mechanisms for the implementation of this learning model are proposed, which is relevant in the modern conditions of a pandemic.
electronic information and educational environment
distance learning
educational technologies
educational portal
comfortable environment

Одной из инновационных технологий в современном образовательном пространстве становится дистанционное обучение, позволяющее максимально повысить качество образовательного процесса, сделать его более доступным и удобным для большинства категорий обучающихся [1].

Весь 2020 г. прошел в условиях строгих ограничительных мер в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции; в первую очередь, ограничения были введены в высших образовательных учреждениях. Правительства стран по всему миру приняли решение о закрытии учебных заведений в попытке сдержать глобальную пандемию COVID-19 [2].

Омский государственный медицинский университет (ОмГМУ) в течение нескольких лет практиковал разные модели электронного обучения с применением дистанционных технологий, как среди обучающихся на специалитете и в ординатуре, так и при подготовке кадров высшей квалификации в последипломном образовании. В ОмГМУ сформирована электронная информационная образовательная среда (ЭИОС) на платформе СДО (Система дистанционного обучения) Moodle (в переводе с английского – «модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда»). Это наиболее популярная платформа, которая сочетает в себе грамотную структуру, гибкость и множество функций для организации дистанционного обучения, при этом СДО Moodle достаточна проста в использовании. Поэтому полный переход на дистанционное обучение студентов в период пандемии не прервал учебный процесс, а по многим направлениям и не снизил качество обучения.

В то же время надо отметить, что это совершенно новая реальность, которая требует модернизации (пересмотра) некоторых традиционных методов и форм обучения, новых приемов взаимодействия с обучающимися, пересмотра учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями ЭИОС, технических информационно-коммуникационных навыков.

Цель исследования заключается в определении подходов к повышению эффективности дистанционного обучения в ЭИОС, что, в свою очередь, требует решения следующих задач:

– отработать алгоритм полного дистанционного обучения студентов медико-профилактического факультета на примере дисциплины «Защита прав потребителей»;

– провести анализ форм, методов и приемов обучения в условиях электронно-информационной образовательной среды с использованием дистанционных технологий: определить «плюсы» и «минусы»;

– сформулировать предложения по повышению эффективности дистанционного обучения.

Материалы и методы исследования

В научной литературе в настоящее время имеется немало публикаций, посвященных анализу проведения занятий в дистанционном формате для студентов высшей школы в период пандемии [1–3]. В различных источниках отмечается, что «…ценность онлайн-образования сегодня крайне велика, прежде всего, потому, что полностью заблокирована его традиционная альтернатива». Однако авторы также отмечают, что «…недостатки онлайн-образования слишком серьезны, чтобы им стоило заменять традиционное обучение» [4, 5]. Электронные ресурсы, используемые в образовательном процессе, обеспечивают доступ каждому обучающемуся (студенту) к своему контенту в любое время из любой точки доступа. Традиционно ресурсы предоставляются в виде интернет(web)-сайтов, в виде вебинаров, теле- и видеоконференций и т.д. [6]. Многие авторы в своих работах подробно рассмотрели и даже классифицировали достоинства и недостатки этого вида обучения [7]. Однако пока очень мало предложено решений по совершенствованию процесса дистанционного обучения [8]. В связи с последним утверждением мы в данном исследовании попытались начать дискуссию о способах повышения качества образования в ЭИОС, которое, несомненно, по некоторым направлениям пока недостаточно эффективно.

Проведен педагогический эксперимент по использованию дистанционных образовательных технологий в период строгих ограничительных мероприятий (самоизоляции). Разработан учебно-методический комплекс для ЭИОС по дисциплине «Защита прав потребителей» для студентов 4-го курса медико-профилактического факультета, включающий в себя 11 практических занятий по 4 академических часа с единой структурой, итоговый семинар и промежуточную аттестацию в виде экзамена. Обучалось 6 групп по 10–12 человек, всего 72 человека.

Результаты исследования и их обсуждение

Знание основ законодательства в сфере защиты прав потребителей необходимо специалисту медико-профилактического дела для выполнения одной из основных профессиональных задач по организации и обеспечению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Дистанционное обучение проводилось на образовательном портале с использованием встроенных функций и сервисов, а также проводились очные онлайн-занятия на платформе ZOOM. Алгоритм проведения занятий был однотипным для всех 11 занятий и усложнялся по мере прохождения курса (рисунок).

missing image file

Алгоритм проведения практических занятий по дисциплине «Защита прав потребителей» для студентов 4-го курса медико-профилактического факультета в режиме дистанционного обучения

Нами было определено, что преподаватель, использующий дистанционную форму обучения, должен принять для себя следующие требования:

– базой эффективного обучения будет свободная и целенаправленная активная самостоятельная познавательная деятельность студентов по овладению компетенциями, описание и примеры реализации которых должны быть изложены в специальных учебных текстах, доступных каждому обучающемуся в любое время;

– учебные материалы для дистанционного изучения, созданные по интернет-мультимедиатехнологиям и размещенные в виде web-сайтов на серверах Интернета, могут оптимально обеспечить каждому из обучающихся доступ к курсам [6].

Оценивание знаний, умений и практических навыков проводилось преподавателем исходя из результатов выполнения самостоятельной работы (задание 1), в ходе непосредственного онлайн-общения со студентами в ZOOM и оценивания наличия у обучающихся навыков и способностей к анализу и обобщению материала, умения логически мыслить и рассуждать, применять правовые нормы к конкретным практическим ситуациям.

Профессиональные ситуации предлагалось решать непосредственно на занятии с последующим обсуждением вариантов решений. Выполнение самостоятельной работы оценивалось индивидуально в заочном режиме, но с подробным указанием ошибок студента, а в последующем сопровождалось общим разбором результатов в ZOOM. Тестовые задания оценивались в автоматическом режиме.

Итоговое занятие проводилось в виде семинара с предварительной подготовкой студентами рефератов и презентаций по предложенным темам и последующими выступлениями и обсуждениями докладов. На семинары приглашались специалисты практических служб и организаций с целью участия в обсуждении докладов с практико-ориентированной точки зрения.

Использована наиболее передовая модель дистанционного обучения – обучение с преподавателем. К достоинствам этой модели были отнесены: полное включение студента в процесс обучения, живое онлайн-общение студентов и преподавателя; самостоятельная работа на образовательном портале. Контроль процесса обучения и оценивание проводились преподавателем (за исключением тестовых заданий). Такая модель считается наиболее эффективной, в отличие от полностью автоматизированной модели (без участия преподавателя) [9].

В ходе обучения использовались все традиционные методы, формы и приемы обучения в той или иной степени: информативные, репродуктивные, продуктивные, за исключением лабораторных практикумов с использованием лабораторного оборудования. Наиболее эффективными при дистанционном обучении, на наш взгляд, являются продуктивные методы обучения.

По результатам проведения нашего исследования (а по сути – педагогического эксперимента) нами были определены следующие достоинства предложенной модели дистанционного обучения:

– психологически комфортная среда;

– постоянная связь с преподавателем посредством системы чатов (консультирование нон-стоп);

– более гибкое планирование и использование времени по сравнению с аудиторным обучением;

– доступность демонстрации наглядных материалов (индивидуализированность).

Ряд авторов дополняют этот список такими преимуществами, как: экономия материальных ресурсов; снижение финансовой нагрузки на университеты; возможность более массового вовлечения студентов в учебный процесс, особенно при лекционных занятиях; возможность консультироваться у разных преподавателей; обеспечение непрерывного учебного процесса [5, 7].

В качестве недостатков (сложностей) нами были диагностированы следующие:

– работа преподавателя усложнилась, поскольку практически обучение было индивидуальным;

– отмечались пониженная мотивация и творческая активность у студентов;

– недостаток невербального общения сказывался на силе убеждения, качестве смыслового понимания и корректной психологической оценке студентов;

– студенты предпочитали работать не с предложенными информационными материалами, а просто «гуглить» в ходе оценивания их знаний;

– фиксировался масштабный плагиат: студенты оперативно создавали информационный фонд правильных ответов для общего доступа; возникла проблема контролируемости;

– имело место техническое, технологическое и пользовательское неравенство как внутри студенческого сообщества, так и между студентами и преподавателями.

В научной литературе большинство авторов обращают внимание на то, что на настоящем этапе недостатков все-таки больше, чем достоинств, и многие указывают на одни и те же проблемы [5, 9]. В то же время мало кто указывает на проблемы контролируемости образовательного процесса в таких условиях и значимости невербального общения.

Проблема контролируемости усугубляется разной цифровой культурой у разных поколений, представителями которых, как правило, являются студенты и их преподаватели. В дистанционном режиме обучения трудно отключить гаджеты, чего иногда требуют преподаватели при традиционном контроле знаний студентов.

Студенты – представители цифрового поколения – в основном способны к параллельной обработке различных информационных потоков, высокой скорости обработки информации и принятия решений с использованием самых современных электронных сервисов. И в данном случае преподавателям приходится не только ориентироваться на наличие у студентов фактических знаний, понятий, классификаций, но, прежде всего, оценивать умение применять полученные достоверные знания (не важно, каким способом) к конкретным практическим ситуациям, а также оценивать аналитические, синтетические, творческие способности студента, т.е. качество самого мыслительного процесса.

Невербальное общение, т.е. общение без слов с помощью жестов, мимики, выступает как значимый компонент педагогического общения. Сложности, связанные с отсутствием невербального общения (или его недостатком), на наш взгляд, ухудшают качество восприятия материала студентами, они чаще отвлекаются, труднее удержать их внимание, как результат – учебный материал усваивается хуже. Важной частью в невербальной коммуникации являются осознанность восприятия и понимание переданной информации участниками общения.

Снижение мотивации и творческой активности студентов при дистанционном обучении, отмеченные нами, подтверждаются другими исследователями [10]. Социологическое исследование Т.А. Симаковой с соавторами 425 студентов свидетельствует о понижении мотивации обучения у 34 % обучающихся; в 38 % случаев они чувствуют снижение ценности высшего образования при переходе на дистанционное обучение; почти 43 % студентов не понимают, что влияет на успех их обучения в дистанционном режиме.

Таким образом, опыт дистанционного обучения в высшей школе в условиях строгих ограничительных мер свидетельствует о необходимости ускоренного комплексного развития дистанционных образовательных технологий с учетом анализа возникающих технических, методологических, педагогических, психологических, социальных и материально-финансовых проблем.

Выводы

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что технологии дистанционного обучения, встроенные в образовательный процесс, предоставляют обучающимся широкие возможности, выводя образовательный процесс на качественно новый уровень, который соответствует требованиям современного социума. Мы признаем, что очная форма сдачи экзаменов и зачетов в медицинском вузе является необходимым требованием для устранения недостатков дистанционных форм обучения.

На наш взгляд, совершенствование дистанционного образования должно включать:

– акцент на индивидуальный подход к обучению студентов с целью сохранения качества высшего медико-профилактического образования, что, в свою очередь, потребует формирования для студентов индивидуальных образовательных маршрутов;

– усиление роли продуктивных, интерактивных форм и методов обучения (творческих заданий, анализа профессиональных ситуаций, ролевых игр; лекций – пресс-конференций и т.п.), что будет способствовать максимальному вовлечению студентов в учебный процесс, компенсировать недостаток живого общения, развивать у обучающихся мыслительный процесс и коммуникативные навыки;

– масштабную разработку интерактивных симуляционных тренажеров в ЭОИС с целью развития практических навыков;

– активное взаимодействие и привлечение в учебный дистанционный процесс специалистов практических служб и организаций; их участие в совместных онлайн-занятиях, семинарах, лекциях, конференциях;

– проработку мероприятий, направленных на действенный контроль результативности и эффективности обучения, повышение объективности оценивания знаний, умений и навыков студентов за счет индивидуализации заданий, их постоянного обновления, грамотной технической работы с ЭОИС;

– учет успеваемости при проведении промежуточной аттестации в течение всего курса обучения по дисциплине.