Одной из инновационных технологий в современном образовательном пространстве становится дистанционное обучение, позволяющее максимально повысить качество образовательного процесса, сделать его более доступным и удобным для большинства категорий обучающихся [1].
Весь 2020 г. прошел в условиях строгих ограничительных мер в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции; в первую очередь, ограничения были введены в высших образовательных учреждениях. Правительства стран по всему миру приняли решение о закрытии учебных заведений в попытке сдержать глобальную пандемию COVID-19 [2].
Омский государственный медицинский университет (ОмГМУ) в течение нескольких лет практиковал разные модели электронного обучения с применением дистанционных технологий, как среди обучающихся на специалитете и в ординатуре, так и при подготовке кадров высшей квалификации в последипломном образовании. В ОмГМУ сформирована электронная информационная образовательная среда (ЭИОС) на платформе СДО (Система дистанционного обучения) Moodle (в переводе с английского – «модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда»). Это наиболее популярная платформа, которая сочетает в себе грамотную структуру, гибкость и множество функций для организации дистанционного обучения, при этом СДО Moodle достаточна проста в использовании. Поэтому полный переход на дистанционное обучение студентов в период пандемии не прервал учебный процесс, а по многим направлениям и не снизил качество обучения.
В то же время надо отметить, что это совершенно новая реальность, которая требует модернизации (пересмотра) некоторых традиционных методов и форм обучения, новых приемов взаимодействия с обучающимися, пересмотра учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями ЭИОС, технических информационно-коммуникационных навыков.
Цель исследования заключается в определении подходов к повышению эффективности дистанционного обучения в ЭИОС, что, в свою очередь, требует решения следующих задач:
– отработать алгоритм полного дистанционного обучения студентов медико-профилактического факультета на примере дисциплины «Защита прав потребителей»;
– провести анализ форм, методов и приемов обучения в условиях электронно-информационной образовательной среды с использованием дистанционных технологий: определить «плюсы» и «минусы»;
– сформулировать предложения по повышению эффективности дистанционного обучения.
Материалы и методы исследования
В научной литературе в настоящее время имеется немало публикаций, посвященных анализу проведения занятий в дистанционном формате для студентов высшей школы в период пандемии [1–3]. В различных источниках отмечается, что «…ценность онлайн-образования сегодня крайне велика, прежде всего, потому, что полностью заблокирована его традиционная альтернатива». Однако авторы также отмечают, что «…недостатки онлайн-образования слишком серьезны, чтобы им стоило заменять традиционное обучение» [4, 5]. Электронные ресурсы, используемые в образовательном процессе, обеспечивают доступ каждому обучающемуся (студенту) к своему контенту в любое время из любой точки доступа. Традиционно ресурсы предоставляются в виде интернет(web)-сайтов, в виде вебинаров, теле- и видеоконференций и т.д. [6]. Многие авторы в своих работах подробно рассмотрели и даже классифицировали достоинства и недостатки этого вида обучения [7]. Однако пока очень мало предложено решений по совершенствованию процесса дистанционного обучения [8]. В связи с последним утверждением мы в данном исследовании попытались начать дискуссию о способах повышения качества образования в ЭИОС, которое, несомненно, по некоторым направлениям пока недостаточно эффективно.
Проведен педагогический эксперимент по использованию дистанционных образовательных технологий в период строгих ограничительных мероприятий (самоизоляции). Разработан учебно-методический комплекс для ЭИОС по дисциплине «Защита прав потребителей» для студентов 4-го курса медико-профилактического факультета, включающий в себя 11 практических занятий по 4 академических часа с единой структурой, итоговый семинар и промежуточную аттестацию в виде экзамена. Обучалось 6 групп по 10–12 человек, всего 72 человека.
Результаты исследования и их обсуждение
Знание основ законодательства в сфере защиты прав потребителей необходимо специалисту медико-профилактического дела для выполнения одной из основных профессиональных задач по организации и обеспечению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Дистанционное обучение проводилось на образовательном портале с использованием встроенных функций и сервисов, а также проводились очные онлайн-занятия на платформе ZOOM. Алгоритм проведения занятий был однотипным для всех 11 занятий и усложнялся по мере прохождения курса (рисунок).
Алгоритм проведения практических занятий по дисциплине «Защита прав потребителей» для студентов 4-го курса медико-профилактического факультета в режиме дистанционного обучения
Нами было определено, что преподаватель, использующий дистанционную форму обучения, должен принять для себя следующие требования:
– базой эффективного обучения будет свободная и целенаправленная активная самостоятельная познавательная деятельность студентов по овладению компетенциями, описание и примеры реализации которых должны быть изложены в специальных учебных текстах, доступных каждому обучающемуся в любое время;
– учебные материалы для дистанционного изучения, созданные по интернет-мультимедиатехнологиям и размещенные в виде web-сайтов на серверах Интернета, могут оптимально обеспечить каждому из обучающихся доступ к курсам [6].
Оценивание знаний, умений и практических навыков проводилось преподавателем исходя из результатов выполнения самостоятельной работы (задание 1), в ходе непосредственного онлайн-общения со студентами в ZOOM и оценивания наличия у обучающихся навыков и способностей к анализу и обобщению материала, умения логически мыслить и рассуждать, применять правовые нормы к конкретным практическим ситуациям.
Профессиональные ситуации предлагалось решать непосредственно на занятии с последующим обсуждением вариантов решений. Выполнение самостоятельной работы оценивалось индивидуально в заочном режиме, но с подробным указанием ошибок студента, а в последующем сопровождалось общим разбором результатов в ZOOM. Тестовые задания оценивались в автоматическом режиме.
Итоговое занятие проводилось в виде семинара с предварительной подготовкой студентами рефератов и презентаций по предложенным темам и последующими выступлениями и обсуждениями докладов. На семинары приглашались специалисты практических служб и организаций с целью участия в обсуждении докладов с практико-ориентированной точки зрения.
Использована наиболее передовая модель дистанционного обучения – обучение с преподавателем. К достоинствам этой модели были отнесены: полное включение студента в процесс обучения, живое онлайн-общение студентов и преподавателя; самостоятельная работа на образовательном портале. Контроль процесса обучения и оценивание проводились преподавателем (за исключением тестовых заданий). Такая модель считается наиболее эффективной, в отличие от полностью автоматизированной модели (без участия преподавателя) [9].
В ходе обучения использовались все традиционные методы, формы и приемы обучения в той или иной степени: информативные, репродуктивные, продуктивные, за исключением лабораторных практикумов с использованием лабораторного оборудования. Наиболее эффективными при дистанционном обучении, на наш взгляд, являются продуктивные методы обучения.
По результатам проведения нашего исследования (а по сути – педагогического эксперимента) нами были определены следующие достоинства предложенной модели дистанционного обучения:
– психологически комфортная среда;
– постоянная связь с преподавателем посредством системы чатов (консультирование нон-стоп);
– более гибкое планирование и использование времени по сравнению с аудиторным обучением;
– доступность демонстрации наглядных материалов (индивидуализированность).
Ряд авторов дополняют этот список такими преимуществами, как: экономия материальных ресурсов; снижение финансовой нагрузки на университеты; возможность более массового вовлечения студентов в учебный процесс, особенно при лекционных занятиях; возможность консультироваться у разных преподавателей; обеспечение непрерывного учебного процесса [5, 7].
В качестве недостатков (сложностей) нами были диагностированы следующие:
– работа преподавателя усложнилась, поскольку практически обучение было индивидуальным;
– отмечались пониженная мотивация и творческая активность у студентов;
– недостаток невербального общения сказывался на силе убеждения, качестве смыслового понимания и корректной психологической оценке студентов;
– студенты предпочитали работать не с предложенными информационными материалами, а просто «гуглить» в ходе оценивания их знаний;
– фиксировался масштабный плагиат: студенты оперативно создавали информационный фонд правильных ответов для общего доступа; возникла проблема контролируемости;
– имело место техническое, технологическое и пользовательское неравенство как внутри студенческого сообщества, так и между студентами и преподавателями.
В научной литературе большинство авторов обращают внимание на то, что на настоящем этапе недостатков все-таки больше, чем достоинств, и многие указывают на одни и те же проблемы [5, 9]. В то же время мало кто указывает на проблемы контролируемости образовательного процесса в таких условиях и значимости невербального общения.
Проблема контролируемости усугубляется разной цифровой культурой у разных поколений, представителями которых, как правило, являются студенты и их преподаватели. В дистанционном режиме обучения трудно отключить гаджеты, чего иногда требуют преподаватели при традиционном контроле знаний студентов.
Студенты – представители цифрового поколения – в основном способны к параллельной обработке различных информационных потоков, высокой скорости обработки информации и принятия решений с использованием самых современных электронных сервисов. И в данном случае преподавателям приходится не только ориентироваться на наличие у студентов фактических знаний, понятий, классификаций, но, прежде всего, оценивать умение применять полученные достоверные знания (не важно, каким способом) к конкретным практическим ситуациям, а также оценивать аналитические, синтетические, творческие способности студента, т.е. качество самого мыслительного процесса.
Невербальное общение, т.е. общение без слов с помощью жестов, мимики, выступает как значимый компонент педагогического общения. Сложности, связанные с отсутствием невербального общения (или его недостатком), на наш взгляд, ухудшают качество восприятия материала студентами, они чаще отвлекаются, труднее удержать их внимание, как результат – учебный материал усваивается хуже. Важной частью в невербальной коммуникации являются осознанность восприятия и понимание переданной информации участниками общения.
Снижение мотивации и творческой активности студентов при дистанционном обучении, отмеченные нами, подтверждаются другими исследователями [10]. Социологическое исследование Т.А. Симаковой с соавторами 425 студентов свидетельствует о понижении мотивации обучения у 34 % обучающихся; в 38 % случаев они чувствуют снижение ценности высшего образования при переходе на дистанционное обучение; почти 43 % студентов не понимают, что влияет на успех их обучения в дистанционном режиме.
Таким образом, опыт дистанционного обучения в высшей школе в условиях строгих ограничительных мер свидетельствует о необходимости ускоренного комплексного развития дистанционных образовательных технологий с учетом анализа возникающих технических, методологических, педагогических, психологических, социальных и материально-финансовых проблем.
Выводы
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что технологии дистанционного обучения, встроенные в образовательный процесс, предоставляют обучающимся широкие возможности, выводя образовательный процесс на качественно новый уровень, который соответствует требованиям современного социума. Мы признаем, что очная форма сдачи экзаменов и зачетов в медицинском вузе является необходимым требованием для устранения недостатков дистанционных форм обучения.
На наш взгляд, совершенствование дистанционного образования должно включать:
– акцент на индивидуальный подход к обучению студентов с целью сохранения качества высшего медико-профилактического образования, что, в свою очередь, потребует формирования для студентов индивидуальных образовательных маршрутов;
– усиление роли продуктивных, интерактивных форм и методов обучения (творческих заданий, анализа профессиональных ситуаций, ролевых игр; лекций – пресс-конференций и т.п.), что будет способствовать максимальному вовлечению студентов в учебный процесс, компенсировать недостаток живого общения, развивать у обучающихся мыслительный процесс и коммуникативные навыки;
– масштабную разработку интерактивных симуляционных тренажеров в ЭОИС с целью развития практических навыков;
– активное взаимодействие и привлечение в учебный дистанционный процесс специалистов практических служб и организаций; их участие в совместных онлайн-занятиях, семинарах, лекциях, конференциях;
– проработку мероприятий, направленных на действенный контроль результативности и эффективности обучения, повышение объективности оценивания знаний, умений и навыков студентов за счет индивидуализации заданий, их постоянного обновления, грамотной технической работы с ЭОИС;
– учет успеваемости при проведении промежуточной аттестации в течение всего курса обучения по дисциплине.
Библиографическая ссылка
Овчинникова Е.Л., Гетман Н.А., Котенко Е.Н. ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 2. – С. 194-198;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38517 (дата обращения: 21.11.2024).