Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COOPERATION OF OLDER PRESCHOOLERS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS WITH THEIR PEERS IN MOTOR AND GAME ACTIVITIES

Panasenko K.E. 1 Voloshina L.N. 1 Shinkareva L.V. 1 Galimskaya O.G. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University»
The search for the most appropriate means and methods of socialization of preschoolers with severe speech disorders is based on the analysis of the characteristics of their willingness to cooperate with their peers. The purpose of the study: to study and evaluate the level of cooperation of older preschool children with speech development disorders in motor and game activities. The study involved 100 senior preschoolers with severe speech disorders attending municipal preschool educational institutions № 57, 64, 69 of Belgorod. Research methods: theoretical (analysis, generalization); empirical (diagnostic game situation «Where we were – we will not say, and what we saw-we will show»); method of mathematical statistics – Student’s t-test. In the course of the theoretical study, the importance and necessity of using the possibilities of motor and game activity in solving the problem of developing cooperation between children with speech disorders and their peers was confirmed. 46.85 % of preschoolers with severe speech disorders showed unformed skills to carry out a productive dialogue with peers, build a common strategy of motor and game activities and skills of constructive interaction with each other. The results obtained should be taken into account when designing the content of adaptive game programs and technologies for physical education and development of children with severe speech disorders, which, as practice has proven, are an effective means of developing their cooperation in motor and game activities.
children with severe speech disorders
communication and speech activity
socialization
cooperation
motor and game activities

В настоящее время одной из серьезных проблем, на которую указывают ученые, медики, педагоги-практики, в том числе педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, является рост числа детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, в том числе с речевыми нарушениями. В контексте изучения и решения проблемы развития сотрудничества дошкольников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в двигательно-игровой деятельности, по нашему мнению, одним из условий является достаточный уровень их коммуникативно-речевой деятельности.

В исследованиях А.Г. Рузской коммуникативно-речевая деятельность рассматривается как активный, целенаправленный, мотивированный процесс, который обеспечивается за счет использования языка и направлен на удовлетворение потребности личности в процессе общения. Оценка коммуникативно-речевой деятельности осуществляется по следующим критериям и показателям: социальная чувствительность (способность воспринимать воздействие партнера и наличие реакции на них); коммуникативная инициатива (способность обращаться к партнеру, перестраивать/прекращать контакт); эмоциональное отношение к партнеру по общению [1].

Т.Н. Волковская, Р.Е. Левина, Л.Г. Соловьева, Г.В. Чиркина и др. отмечают у детей с нарушениями речевого развития несформированность операционального и мотивационного компонентов коммуникативно-речевой деятельности, низкую речевую активность, неспособность ориентироваться на партнера по общению. Это сопровождается отсутствием потребности в общении, самостоятельной инициативы, затруднениями в установлении социальных контактов в новой ситуации и анализе коммуникативной ситуации, умении четко и ясно формулировать вопросы и адекватно передавать информацию, выборе соответствующих способов взаимодействия, выражении эмоционального отношения при помощи различных вербальных и невербальных средств общения, неумением слушать, преодолевать коммуникативные барьеры и пр. [2; 3]. Все это ограничивает возможности продуктивного сотрудничества детей с тяжелыми нарушениями речи в двигательно-игровой деятельности и снижает эффективность их социализации-индивидуализации.

Таким образом, преодоление трудностей коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи обеспечит развитие их сотрудничества со сверстниками. Это обусловливает актуальность нашего исследования на социально-педагогическом уровне.

Развитие сотрудничества детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками осуществляется в основных сферах социализации – общении, самосознании и деятельности, что также отмечается в исследованиях S.P. Mirabile, D. Oertwig, A.G. Halberstadt [4].

В связи с этим обратимся к двигательно-игровой деятельности детей дошкольного возраста, так как она полностью охватывает их развитие, обеспечивает познание социального и предметного окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, духовной сферы и эмоционального опыта, способствует проявлению свободы действий и индивидуальности.

Л.Н. Волошиной, О.Г. Галимской, Э.А. Ко- лидзей определено, что двигательно-игровая деятельность содействует формированию у детей дошкольного возраста, в том числе и у детей с нарушениями речевого развития, социальной чувствительности, т.е. ответной реакции ребенка на воздействие партнера по игре; коммуникативной инициативы – способности ребенка проявлять инициативу во взаимодействии со сверстником; эмоционального отношения к партнеру по игре и ситуации в целом [5–7].

В современных исследованиях отмечается, что у детей с речевыми нарушениями проявляются трудности произвольной организации двигательной деятельности, расторможенность, импульсивность, хаотичность, заторможенность, утомляемость, инертность. Ограниченность речевого опыта у данной категории детей сказывается на адекватном формировании восприятия сверстника как субъекта взаимодействия, общего и речевого поведения. Ученые отмечают у детей с речевыми нарушениями ограниченную контактность в общении со сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника, наличие неадекватных ответных реплик, которые не способствуют продолжению общения и отрицательно влияют на освоение способов конструктивного взаимодействия [8–11].

Наблюдения ученых и педагогов-практиков за дошкольниками с нарушениями речевого развития в процессе совместной деятельности со сверстниками позволили условно выделить два варианта их коммуникативного поведения. При первом варианте имеет место неактивность детей в процессе взаимодействия, низкое количество инициативных высказываний, отсутствие реактивных реплик, односторонний характер диалога, который поддерживается только за счет участия взрослого; робость, неуверенность и скованность поведения. Второй вариант характеризуется выраженной речевой активностью ребенка, снижением внимания к репликам собеседника, нарушением структуры диалога, преждевременностью речевых реакций; импульсивностью, многословностью и суетливостью [3].

Данные исследований отечественных ученых особенностей взаимодействия дошкольников с нарушениями речи со сверстниками в ходе совместной деятельности позволили отметить у них неспособность воспринимать сверстника как субъект взаимодействия, неумение действовать в одном смысловом поле, преобладание коактивных форм диалога, низкий уровень предметно-практической кооперации и произвольности, слабость словесной регуляции игрового поведения.

Результаты исследований О.С. Павловой, О.А. Слинько и др. выявили специфику социального взаимодействия дошкольников с нарушением речи в игровой деятельности: предпочтение одиночных игр или игр с малым количеством участников; неустойчивость игровых взаимодействий и сообществ, связанных с несформированностью языковых средств, неумение выразить свою точку зрения, боязнь остаться непринятым среди сверстников, проявления агрессии [12].

Мы полагаем, что в решении проблемы развития сотрудничества детей с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в практике дошкольного образования недостаточно используются возможности двигательно-игровой деятельности. Ранее в своих трудах мы уже отмечали значение и позитивное влияние двигательно-игровой деятельности на развитие ребенка дошкольного возраста. Освоение норм и правил поведения, способов действий, игровых ролей и сигналов позволяют дошкольникам вступать в сотрудничество друг с другом в двигательно-игровой деятельности и способствует развитию коммуникативно-речевой деятельности [5].

Целью исследования явилось выявление уровня сотрудничества детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития в двигательно-игровой деятельности.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 57, 64, 69 г. Белгорода. Всего приняло участие 100 старших дошкольников (44 мальчика, 56 девочек), имеющих логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития». Для оценки уровня сотрудничества детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в двигательно-игровой деятельности использовалась авторская диагностическая игровая ситуация на материале подвижной игры «Где мы были – мы не скажем, а что видели – покажем» [5]. Данные, полученные в ходе наблюдения за детьми, позволили нам выявить у них наличие умений вступать в продуктивный диалог со сверстниками, выстраивать общую стратегию деятельности, в том числе договариваться в команде, взаимного контроля и помощи в процессе выполнения задания, эмоциональное отношение в двигательно-игровой деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов, полученных в ходе проведения диагностической методики, свидетельствует о том, что только 21,4 % девочек (12 детей) и 20,4 % мальчиков (9 детей) с нарушениями речи умели вести продуктивный диалог со сверстниками, планировать совместную деятельность, договариваться в команде, осуществлять взаимный контроль, взаимопомощь в процессе выполнения заданий, а также проявляли эмоциональное отношение в двигательно-игровой деятельности. Дети адекватно выслушивали задание, проявляли эмоциональное отношение к двигательно-игровой деятельности, вступали во взаимодействие со сверстниками в процессе выбора игрового сюжета, способов изображения. При выполнении заданий дети использовали как вербальные, так и невербальные средства коммуникации. Игровая ситуация выстраивалась в соответствии с замыслом. Наблюдение также показало, что дети демонстрировали такие личностные качества, как дружелюбие, инициативность.

У 34,1 % мальчиков (15 детей) и 30,4 % девочек (17 детей) был выявлен недостаточный уровень сотрудничества в двигательно-игровой деятельности. Дети только при участии взрослого вступали в продуктивный диалог, планировали общую стратегию деятельности. Они наблюдали за действиями друг друга и выполняли свои действия по образцу. Сотрудничество возникало время от времени, в процессе обсуждения детьми элементов игровой ситуации. Мы полагаем, это было связано с отсутствием интереса детей к игровому процессу, трудностями коммуникативно-речевой деятельности. При побуждении взрослого заданное двигательное действие было представлено детьми. Терпение, взаимопомощь проявлялись у детей в зависимости от ситуации.

Низкий уровень сотрудничества был выявлен у 48,2 % девочек (27 детей) и 45,5 % мальчиков (20 детей). Для этих дошкольников было характерно выполнение заданий в индивидуальном темпе и логике. В процессе деятельности имело место отсутствие продуктивного диалога (дошкольники не пытались договариваться друг с другом), проявление пассивного отношения к совместной двигательно-игровой деятельности, отсутствие инициативы, контроля за собственной деятельностью и деятельностью сверстников, несформированность практических навыков конструктивного взаимодействия. Наблюдение выявило трудности у детей с нарушениями речи в понимании чувств сверстников, в умении сопереживать, оказывать помощь по собственной инициативе.

Количественные результаты исследования уровня сотрудничества детей с речевыми нарушениями со сверстниками в двигательно-игровой деятельности представлены в таблице и на рисунке.

Уровень сотрудничества старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в двигательно-игровой деятельности

Уровень

Мальчики

Девочки

кол-во

%

кол-во

%

Оптимальный

9

20,4

12

21,4

Недостаточный

15

34,1

17

30,4

Низкий

20

45,5

27

48,2

panasen1.wmf

Уровень сотрудничества старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в двигательно-игровой деятельности

Изучение статистической значимости различий средних величин, полученных в ходе исследования уровня сотрудничества старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в двигательно-игровой деятельности, показало, что средний показатель в группе девочек составил 3.36 ± 0.35, в группе мальчиков 3.41 ± 0.38.

Значение t-критерия Стьюдента рассчитывалось по следующей формуле при сравнении средних величин в нормально распределенных совокупностях количественных данных:

PANAS01.wmf

где M1 и M2 – сравниваемые средние величины, m1 и m2 – стандартные ошибки средних величин, соответственно.

t = PANAS02.wmf = PANAS03.wmf =

= PANAS04.wmf = PANAS05.wmf.

После выполнения расчетов значение t-критерия Стьюдента равно 0.1.

Затем находим число степеней свободы (f) как (n1 + n2) – 2 = (44 + 56) – 2 = 98.

Полученное значение t-критерия Стьюдента оценивалось путем сравнения с критическим значением. Сравниваем полученное значение t-критерия Стьюдента, равное 0.1, с критическим при р = 0,05 значением, указанным в таблице: 1.987. Различия показателей считаются статистически значимыми при уровне значимости p < 0,05. Так как рассчитанное значение критерия меньше критического, делаем вывод о том, что различия между результатами в группах мальчиков и девочек с тяжелыми нарушениями речи статистической значимости не имеют (p > 0,05) (уровень значимости p > 0,05).

Заключение

Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований подтверждает важность и необходимость использования возможностей двигательно-игровой деятельности в решении проблемы развития сотрудничества детей с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками.

Результаты экспериментального исследования позволили нам выявить преобладание низкого уровня сотрудничества со сверстниками у детей с нарушениями речи, отмеченного ранее в работах отечественных и зарубежных ученых. 46,85 % детей (мальчики и девочки), имеющих речевые нарушения, показали несформированность умений осуществлять продуктивный диалог со сверстниками, выстраивать общую стратегию двигательно-игровой деятельности и навыков конструктивного взаимодействия друг с другом.

Полученные результаты необходимо учитывать при проектировании содержания адаптивных игровых программ и технологий физического воспитания и развития детей с тяжелыми нарушениями речи, которые, как доказала практика, являются эффективным средством развития их сотрудничества в двигательно-игровой деятельности.

В целях обеспечения развития сотрудничества детей с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками целесообразно дополнять занятия по физической культуре и другие формы организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, режимные моменты коммуникативными компонентами (коммуникативными играми, беседами, проблемными ситуациями и др.). Включение данных компонентов способствует преодолению трудностей коммуникативно-речевой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи и позволяет ориентировать их на сотрудничество со сверстниками в двигательно-игровой деятельности.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00434 «Моделирование процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительной деятельности».