Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL TEACHER TRAINING IN BELGIUM

Yatsenko G.S. 1
1 Kazan Federal University
Innovations in teacher education have become a significant problem in Russia and around the world, and their objectives need to be redefined in accordance with the past, current and future contexts. The present study shows that vocational teacher education in Belgium is going through a difficult period of reforms aimed at intensifying and improving all of its components. The considered historical and pedagogical data allows us to present that the formation and development of professional teacher education in Belgium has taken place over several periods: the first period (1830–1890) – the period of the formation of the system of teacher education in Belgium under the conditions of a difficult choice of the model of teacher training and linguistic confrontation between two training schools; the second period (1890-1958) – a period of stagnation in the educational sphere under the conditions of the economic decline in Belgium, the rejection of the influence of the church, the solution of issues of raising the level of education of the population; the third period (1958-1998) – the period of the prevalence of the ideology of «multilingual reality» in the vocational education system and the decentralization of education management; the fourth period (from 1999–2018) – «Bolognaization» and the development of the system of professional teacher education in the context of the European agenda; the fifth period (from 2019 to the present) – the period of reforming of teacher education. Thus, as a result of a comprehensive multifactorial study, the main stages of the formation and development of the system of professional teacher education in Belgium are revealed.
teacher
teacher training
vocational teacher education system in Belgium

Формирование единого европейского образовательного пространства повлекло за собой изменения в большинстве западноевропейских систем образования. Бельгия, чья система профессионального образования перешла в состояние реформирования, одной из первых попыталась модернизировать и оптимизировать всю национальную образовательную систему в соответствии с требованиями Болонской декларации [1]. Именно в последние несколько лет система подготовки педагогических кадров в стране находится на пути постоянных перемен, где преобразуются старые и внедряются новые формы подготовки учителей для различных ступеней образования.

В этом контексте следует обратиться к истории становления профессионального образования в Бельгии, которое происходило в сложных условиях.

Цель исследования: выявление генезиса становления и развития системы профессиональной подготовки учителей в Бельгии.

Материалы и методы исследования

В последние годы в сравнительно-педагогических исследованиях системы профессионального образования в Бельгии отмечается ориентация на изучение вопросов подготовки педагогических кадров, а именно: особенности общепедагогической подготовки преподавателей профессиональной школы в системе высшего образования Бельгии и Нидерландов были рассмотрены в диссертационном исследовании А. Усковой [2]; профессиональная подготовка учителей английского языка в Бельгии рассматривалась в трудах украинской исследовательницы Е.С. Процько [3]; развитие системы профессионального образования Бельгии в условиях евроинтеграции представлено в работах Ю.В. Закауловой [4].

Методы исследования показательны для методики изучения истории образования и педагогики: логико-гносеологический анализ; метод актуализации, отбора, систематизации и обобщения фактов и оригинальных источников.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследователь Ю.В. Закаулова рассматривает следующую периодизацию становления и развития профессионального образования в Бельгии [4]: первый период (1814–1831 гг.) – период становления системы профессионального образования в Бельгии в условиях правления государством Нидерландами; второй период (1831–1878 гг.) – период формирования системы профессионального образования в условиях становления и развития независимости государства; третий период (конец XIX – начало XX столетия) – период оптимизации и гуманитаризации профессионального образования; четвертый период (50-е гг. XX столетия) – период противостояния идеологии в системе профессионального образования; пятый период (1970–1993 гг.) – период децентрализации управления образованием; шестой период (1994–2000 гг.) – период реформирования сектора среднего и начального образования; седьмой период (с 2001 г. – по настоящее время) – период развития системы профессионального образования в контексте глобализации. Проанализировав официальные документы и результаты исследования бельгийских и зарубежных ученых, представим ретроспективу становления и развития системы профессиональной подготовки учителей в Бельгии.

Первый период (1830–1890 гг.) – «бельгийский компромисс» – период становления системы педагогического образования в Бельгии в условиях сложного выбора модели подготовки учителей и языкового противостояния между двумя школами подготовки. 23 сентября 1830 г. произошла бельгийская революция, и в том же году Бельгия вышла из состава Нидерландского королевства и получила независимость. В то время ситуация в области образования значительно ухудшилась из-за ограничений средств на содержание учебных заведений и влияния церкви [5].

Развитие высшего образования в рамках вновь созданного бельгийского государства в целом происходило в соответствии с основными этапами становления высшей школы в Западной Европе, но следует выделить две особенности этой страны, которые наложили весьма характерный отпечаток на всю систему образования: наличие двух языков обучения и влияние церкви – обусловливают большое разнообразие и неоднозначность организационной структуры высшей школы Бельгии [5].

С середины XIX в. подготовка учителей проходила почти исключительно в новых колледжах университетов Гента и Льежа. Официально с 1830 г. учителя средней школы должны были получать свидетельство о педагогической компетентности, выдаваемое университетом или провинциальной экзаменационной комиссией. Возросший спрос на улучшенную педагогическую подготовку будущих учителей был полностью обеспечен новыми педагогическими колледжами [6].

Выбор правительства в конце 1840-х гг. стремиться к научной, а также практической педагогической подготовке учителей явился результатом модели, которую они использовали при создании педагогических колледжей. Многие практические правила были скопированы по французскому примеру.

В 1878 г. либеральному правительству В. Фрер-Орбана удалось провести через парламент закон, предусматривающий отделение школ от церкви. В это непростое время в каждой общине создавались светские школы, где к преподаванию допускались учителя только с дипломами государственного образца [6].

Второй период (1890-1958 гг.) – период стагнации в образовательной сфере в условиях экономического упадка Бельгии, отказа от влияния церкви, решения вопросов повышения уровня образованности населения. В конце ХІХ в. – начале ХХ в. снова возникает проблема необразованности населения, обеспечения доступа к образованию детей разного социального статуса. В феврале 1914 г. правительством Бельгии был принят закон об обязательном начальном образовании населения, и в начале XX в. было введено обязательное среднее образование.

Бельгия пострадала во время Первой мировой войны, которую в этой стране до сих пор называют «Великой войной». Реконструкция предприятий, а также выплата пенсий ветеранам и компенсаций за ущерб потребовали больших финансовых средств, а попытка получить их за счет эмиссии привела к высокому уровню инфляции. Послевоенные годы характеризуются обострением сразу нескольких политических проблем: династической, борьбой между церковью и государством за влияние на школьное образование, ростом национально-освободительного движения в Конго и ожесточенной войной на лингвистической почве между фламандской и французской общинами [7].

В целом высшее образование в Бельгии находилось в состоянии определенной стагнации вплоть до середины 60-х гг. [5].

Третий период (1958-1998 гг.) – период превалирования идеологии «многоязычной реальности» в системе профессионального образования и децентрализации управления образованием, формирование трех культурных сообществ с автономными системами образования. Контроль над образованием всегда был политически чувствительным вопросом, о чем свидетельствует вопрос о масштабах религиозного вмешательства в образование, этот вопрос не был урегулирован в 1958 г. В то время продолжалась длительная политическая жизнь. Компромисс был достигнут с так называемым школьным пактом, который охватывает всю образовательную систему. Компромисс подтверждает в законе свободу выбора между религиозным и светским образованием и обязанность государства поддерживать этот вариант. В течение 25 лет после заключения школьного пакта 1958 г. профессия преподавателя пользовалась уважением, особенно на уровне среднего и высшего образования. Преподаватели старшей ступени среднего образования обладали элитным социальным статусом и имели относительно высокую заработную плату.

В 1963 г. в качестве официальных были признаны три языка: голландский, французский и немецкий (язык немецкого меньшинства, проживающего в восточной части Валлонии, которая отошла к Бельгии после поражения Германии в Первой мировой войне) [8].

Бельгийские педагоги столкнулись с новыми вызовами Европейского союза. В этот период председательства Нидерландов в Европейском сообществе подготовке учителей уделялось особое внимание. Заключен Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992 г., The Treaty on European Union, The Maastricht Treaty, 1992), в котором содержалось конкретное положение об общей политике в области профессионального обучения. В статье 127 указано, что «сообщество должно содействовать развитию качественного образования, при полном уважении ответственности государств-членов за содержание преподавания и организации систем образования и их культурное и языковое разнообразие». В статье 126 значится «поощрение мобильности студентов и преподавателей, развитие молодежных обменов и обменов преподавателями социально-педагогического образования, и развитие дистанционного образования» [9].

Деятельность педагога регламентируется определенными региональными требованиями: наличие необходимых квалификационных умений и навыков для педагогической деятельности, квалификации считаются достаточными для работы с обучающимися и надлежащий уровень владения иностранным языком [10].

В результате конституционной реформы с 1993 г. Бельгия, как федерация, является объединением трех административных регионов: Брюссельского, Валлонского и Фламандского, и имеет в своем составе три культурных сообщества: фламандскоязычное, франкоязычное и немецкоязычное.

Четвертый период (1999–2018 гг.) – «болонизация» и развитие системы профессионального педагогического образования в контексте европейской повестки. Начало нового тысячелетия ознаменовалось во всех странах Европы волной реформ профессиональной подготовки учителя. Одним из важных шагов в развитии европейского сотрудничества в области высшего образования в последнее десятилетие ХХ в. стала Болонская декларация, принятие которой дало старт процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства [11]. С 2004-2005 академического года высшие учебные заведения и университеты Бельгии ввели систему «бакалавр-магистр».

В декабре 2006 г. парламент Бельгии опубликовал Декрет об образовании учителей (Decree on Teacher Education), в котором были определены изменения, необходимые для повышения уровня техно-педагогической компетентности будущих учителей, а именно: включение ИКТ-компетентности в базовые компетенции учителя; реорганизация учебных планов в сторону уменьшения количества учебных предметов и увеличения времени на формирование ИКТ-навыков [12]. Кроме того, в мае 2007 г. Министерство занятости, образования и профессионального образования фламандского сообщества (Flemish Ministry of Employment, Education and Training) разработало план «Компетенции для общества знаний, 2007–2009» (Competencies for the Knowledge Society, 2007–2009), указав на необходимость поддержки развития ИКТ-компетентности учителей и определив приоритеты в этом направлении [13].

Постановлением Министерства образования и профессиональной подготовки фламандского сообщества Бельгии «О качестве образования» (2009) (Decreet betreffende de kwaliteit vanonderwijs) школа определена одним из основных участников процесса обеспечения качества образовательных услуг [11]. Политика децентрализации школьного образования предусматривает признание школы основным ответственным лицом, которое должно обеспечить качество образования.

Вследствие того что фламандский парламент ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов в 2009 г., фламандское сообщество юридически закрепило право обучающихся с особыми образовательными потребностями, допуская к поступлению на тех же условиях, что и остальные, приняв M-Декрет (M-Decree) в 2014 г. [11].

В 2015 и 2016 гг. фламандским парламентом был принят ряд специальных мер по усилению интеграции беженцев в систему образования, в том числе новые инициативы по финансированию языковой поддержки в дошкольных учреждениях, увеличение ресурсов на прием в классы средней школы и дальнейшая поддержка ранее существующих мер, таких как лингвистическая интеграция взрослых и Национальный центр академического признания (National Academic Recognition Centre (NARIC) для признания квалификации беженцев [11].

С середины 2016–2017 учебного года начала действовать новая обязательная программа приема и поддержки учителей во французском сообществе, включающая собеседование с руководителем школы, знакомство с другими сотрудниками и разъяснение педагогических подходов и стратегии школы, а также рабочих норм и условий труда [11].

Заявленный в недавнее время Пакт о превосходстве в обучении (The Pact for Excellence in Teaching) имеет пять стратегических целей [11]: научить знаниям и навыкам, необходимым для общества в XXI веке; мобилизовать заинтересованные стороны в сфере образования в рамках школьной автономии; сделать профессиональный путь «лучшей практикой» передового опыта; содействовать инклюзивному образованию и усилению борьбы со школьной неуспеваемостью и дальнейшим «отсевом» обучающихся; обеспечить благополучие каждого ребенка в качественной школе, отдавая предпочтение демократической школе.

Пятый период (с 2019 г. – по настоящее время) – период реформирования педагогического образования – продление срока получения квалификации учителя (до 4 лет), наличие степени магистра. Обзор курсов по подготовке учителей в университетских колледжах и университетах, которые стартовали в 2019–2020 учебном году после введения ряда преобразований, позволяет сделать вывод от том, что студентам с квалификацией бакалавра или магистра, а также слушателям после прохождения ускоренных курсов высшего образования будет предоставлена возможность начать свою профессиональную карьеру в качестве преподавателя.

В 2019 г. в Бельгии вопросы по реформированию профессиональной подготовки учителей были включены в повестку текста закона, утвержденного парламентом Французского сообщества, который предусматривает глубокую реформу подготовки учителей. Реформа, утвержденная в 2019 г., направлена на развитие профессии, привлечение новых студентов и повышение профессионального уровня подготовки. Состоит из четырех основных направлений [14]: усилить обучение за счет увеличения продолжительности обучения; гармонизировать содержание обучения, уделяя особое внимание практической подготовке будущих учителей, обучающихся в университете, и путем интенсификации исследовательской подготовки студентов; обеспечить преемственность уровней образования и тем самым содействовать переходу от детского сада к начальному, от начального к среднему образованию. Французское сообщество, мотивированное желанием повысить уровень квалификации учителей, сделало выбор в пользу оригинального компромисса, внедрив систему двойного диплома между высшими школами педагогики (ВШП) и университетами. Теперь каждый из действующих центров должен будет сотрудничать с другими. В связи с тем что существует меньше университетов, чем высших школ, каждый вуз, в зависимости от случая, будет привлекаться к работе с тремя-шестью различными ВШП.

В 2020 г. во Фландрии началась кампания в поддержку учителей под названием «Стань настоящим лидером» (Become a Real Influencer-Campaign) [15]. Цель этой кампании – привлечь внимание к профессии учителя. Наиболее важной целевой группой являются учащиеся последнего года обучения в средней школе, которые в свою очередь стоят перед непростым выбором будущей профессии. Таким образом, упомянутая выше программа запускает процесс профориентации в Бельгии, а также все более важной целевой группой становятся специалисты, которые хотят переориентировать свою карьеру.

Таким образом, согласно исследованию ретроспективы становления и развития системы профессиональной подготовки учителя в Бельгии, можно сделать вывод о том, что теория и практика профессионального образования основываются на давних многонациональных, уходящих далеко в историю, традициях и напрямую зависят от государственной и социально-экономической политики в сфере образования. Нами выделены следующие тенденции развития системы профессионального педагогического образования в Бельгии: усиление автономии системы педагогического образования каждого из трех языковых регионов; фундаментализация педагогического образования; обеспечение непрерывного педагогического образования; внедрение информационно-коммуникационных технологий в программы подготовки и переподготовки учителей; обеспечение качества подготовки учителей; повышение статуса педагога.