Формирование единого европейского образовательного пространства повлекло за собой изменения в большинстве западноевропейских систем образования. Бельгия, чья система профессионального образования перешла в состояние реформирования, одной из первых попыталась модернизировать и оптимизировать всю национальную образовательную систему в соответствии с требованиями Болонской декларации [1]. Именно в последние несколько лет система подготовки педагогических кадров в стране находится на пути постоянных перемен, где преобразуются старые и внедряются новые формы подготовки учителей для различных ступеней образования.
В этом контексте следует обратиться к истории становления профессионального образования в Бельгии, которое происходило в сложных условиях.
Цель исследования: выявление генезиса становления и развития системы профессиональной подготовки учителей в Бельгии.
Материалы и методы исследования
В последние годы в сравнительно-педагогических исследованиях системы профессионального образования в Бельгии отмечается ориентация на изучение вопросов подготовки педагогических кадров, а именно: особенности общепедагогической подготовки преподавателей профессиональной школы в системе высшего образования Бельгии и Нидерландов были рассмотрены в диссертационном исследовании А. Усковой [2]; профессиональная подготовка учителей английского языка в Бельгии рассматривалась в трудах украинской исследовательницы Е.С. Процько [3]; развитие системы профессионального образования Бельгии в условиях евроинтеграции представлено в работах Ю.В. Закауловой [4].
Методы исследования показательны для методики изучения истории образования и педагогики: логико-гносеологический анализ; метод актуализации, отбора, систематизации и обобщения фактов и оригинальных источников.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследователь Ю.В. Закаулова рассматривает следующую периодизацию становления и развития профессионального образования в Бельгии [4]: первый период (1814–1831 гг.) – период становления системы профессионального образования в Бельгии в условиях правления государством Нидерландами; второй период (1831–1878 гг.) – период формирования системы профессионального образования в условиях становления и развития независимости государства; третий период (конец XIX – начало XX столетия) – период оптимизации и гуманитаризации профессионального образования; четвертый период (50-е гг. XX столетия) – период противостояния идеологии в системе профессионального образования; пятый период (1970–1993 гг.) – период децентрализации управления образованием; шестой период (1994–2000 гг.) – период реформирования сектора среднего и начального образования; седьмой период (с 2001 г. – по настоящее время) – период развития системы профессионального образования в контексте глобализации. Проанализировав официальные документы и результаты исследования бельгийских и зарубежных ученых, представим ретроспективу становления и развития системы профессиональной подготовки учителей в Бельгии.
Первый период (1830–1890 гг.) – «бельгийский компромисс» – период становления системы педагогического образования в Бельгии в условиях сложного выбора модели подготовки учителей и языкового противостояния между двумя школами подготовки. 23 сентября 1830 г. произошла бельгийская революция, и в том же году Бельгия вышла из состава Нидерландского королевства и получила независимость. В то время ситуация в области образования значительно ухудшилась из-за ограничений средств на содержание учебных заведений и влияния церкви [5].
Развитие высшего образования в рамках вновь созданного бельгийского государства в целом происходило в соответствии с основными этапами становления высшей школы в Западной Европе, но следует выделить две особенности этой страны, которые наложили весьма характерный отпечаток на всю систему образования: наличие двух языков обучения и влияние церкви – обусловливают большое разнообразие и неоднозначность организационной структуры высшей школы Бельгии [5].
С середины XIX в. подготовка учителей проходила почти исключительно в новых колледжах университетов Гента и Льежа. Официально с 1830 г. учителя средней школы должны были получать свидетельство о педагогической компетентности, выдаваемое университетом или провинциальной экзаменационной комиссией. Возросший спрос на улучшенную педагогическую подготовку будущих учителей был полностью обеспечен новыми педагогическими колледжами [6].
Выбор правительства в конце 1840-х гг. стремиться к научной, а также практической педагогической подготовке учителей явился результатом модели, которую они использовали при создании педагогических колледжей. Многие практические правила были скопированы по французскому примеру.
В 1878 г. либеральному правительству В. Фрер-Орбана удалось провести через парламент закон, предусматривающий отделение школ от церкви. В это непростое время в каждой общине создавались светские школы, где к преподаванию допускались учителя только с дипломами государственного образца [6].
Второй период (1890-1958 гг.) – период стагнации в образовательной сфере в условиях экономического упадка Бельгии, отказа от влияния церкви, решения вопросов повышения уровня образованности населения. В конце ХІХ в. – начале ХХ в. снова возникает проблема необразованности населения, обеспечения доступа к образованию детей разного социального статуса. В феврале 1914 г. правительством Бельгии был принят закон об обязательном начальном образовании населения, и в начале XX в. было введено обязательное среднее образование.
Бельгия пострадала во время Первой мировой войны, которую в этой стране до сих пор называют «Великой войной». Реконструкция предприятий, а также выплата пенсий ветеранам и компенсаций за ущерб потребовали больших финансовых средств, а попытка получить их за счет эмиссии привела к высокому уровню инфляции. Послевоенные годы характеризуются обострением сразу нескольких политических проблем: династической, борьбой между церковью и государством за влияние на школьное образование, ростом национально-освободительного движения в Конго и ожесточенной войной на лингвистической почве между фламандской и французской общинами [7].
В целом высшее образование в Бельгии находилось в состоянии определенной стагнации вплоть до середины 60-х гг. [5].
Третий период (1958-1998 гг.) – период превалирования идеологии «многоязычной реальности» в системе профессионального образования и децентрализации управления образованием, формирование трех культурных сообществ с автономными системами образования. Контроль над образованием всегда был политически чувствительным вопросом, о чем свидетельствует вопрос о масштабах религиозного вмешательства в образование, этот вопрос не был урегулирован в 1958 г. В то время продолжалась длительная политическая жизнь. Компромисс был достигнут с так называемым школьным пактом, который охватывает всю образовательную систему. Компромисс подтверждает в законе свободу выбора между религиозным и светским образованием и обязанность государства поддерживать этот вариант. В течение 25 лет после заключения школьного пакта 1958 г. профессия преподавателя пользовалась уважением, особенно на уровне среднего и высшего образования. Преподаватели старшей ступени среднего образования обладали элитным социальным статусом и имели относительно высокую заработную плату.
В 1963 г. в качестве официальных были признаны три языка: голландский, французский и немецкий (язык немецкого меньшинства, проживающего в восточной части Валлонии, которая отошла к Бельгии после поражения Германии в Первой мировой войне) [8].
Бельгийские педагоги столкнулись с новыми вызовами Европейского союза. В этот период председательства Нидерландов в Европейском сообществе подготовке учителей уделялось особое внимание. Заключен Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992 г., The Treaty on European Union, The Maastricht Treaty, 1992), в котором содержалось конкретное положение об общей политике в области профессионального обучения. В статье 127 указано, что «сообщество должно содействовать развитию качественного образования, при полном уважении ответственности государств-членов за содержание преподавания и организации систем образования и их культурное и языковое разнообразие». В статье 126 значится «поощрение мобильности студентов и преподавателей, развитие молодежных обменов и обменов преподавателями социально-педагогического образования, и развитие дистанционного образования» [9].
Деятельность педагога регламентируется определенными региональными требованиями: наличие необходимых квалификационных умений и навыков для педагогической деятельности, квалификации считаются достаточными для работы с обучающимися и надлежащий уровень владения иностранным языком [10].
В результате конституционной реформы с 1993 г. Бельгия, как федерация, является объединением трех административных регионов: Брюссельского, Валлонского и Фламандского, и имеет в своем составе три культурных сообщества: фламандскоязычное, франкоязычное и немецкоязычное.
Четвертый период (1999–2018 гг.) – «болонизация» и развитие системы профессионального педагогического образования в контексте европейской повестки. Начало нового тысячелетия ознаменовалось во всех странах Европы волной реформ профессиональной подготовки учителя. Одним из важных шагов в развитии европейского сотрудничества в области высшего образования в последнее десятилетие ХХ в. стала Болонская декларация, принятие которой дало старт процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства [11]. С 2004-2005 академического года высшие учебные заведения и университеты Бельгии ввели систему «бакалавр-магистр».
В декабре 2006 г. парламент Бельгии опубликовал Декрет об образовании учителей (Decree on Teacher Education), в котором были определены изменения, необходимые для повышения уровня техно-педагогической компетентности будущих учителей, а именно: включение ИКТ-компетентности в базовые компетенции учителя; реорганизация учебных планов в сторону уменьшения количества учебных предметов и увеличения времени на формирование ИКТ-навыков [12]. Кроме того, в мае 2007 г. Министерство занятости, образования и профессионального образования фламандского сообщества (Flemish Ministry of Employment, Education and Training) разработало план «Компетенции для общества знаний, 2007–2009» (Competencies for the Knowledge Society, 2007–2009), указав на необходимость поддержки развития ИКТ-компетентности учителей и определив приоритеты в этом направлении [13].
Постановлением Министерства образования и профессиональной подготовки фламандского сообщества Бельгии «О качестве образования» (2009) (Decreet betreffende de kwaliteit vanonderwijs) школа определена одним из основных участников процесса обеспечения качества образовательных услуг [11]. Политика децентрализации школьного образования предусматривает признание школы основным ответственным лицом, которое должно обеспечить качество образования.
Вследствие того что фламандский парламент ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов в 2009 г., фламандское сообщество юридически закрепило право обучающихся с особыми образовательными потребностями, допуская к поступлению на тех же условиях, что и остальные, приняв M-Декрет (M-Decree) в 2014 г. [11].
В 2015 и 2016 гг. фламандским парламентом был принят ряд специальных мер по усилению интеграции беженцев в систему образования, в том числе новые инициативы по финансированию языковой поддержки в дошкольных учреждениях, увеличение ресурсов на прием в классы средней школы и дальнейшая поддержка ранее существующих мер, таких как лингвистическая интеграция взрослых и Национальный центр академического признания (National Academic Recognition Centre (NARIC) для признания квалификации беженцев [11].
С середины 2016–2017 учебного года начала действовать новая обязательная программа приема и поддержки учителей во французском сообществе, включающая собеседование с руководителем школы, знакомство с другими сотрудниками и разъяснение педагогических подходов и стратегии школы, а также рабочих норм и условий труда [11].
Заявленный в недавнее время Пакт о превосходстве в обучении (The Pact for Excellence in Teaching) имеет пять стратегических целей [11]: научить знаниям и навыкам, необходимым для общества в XXI веке; мобилизовать заинтересованные стороны в сфере образования в рамках школьной автономии; сделать профессиональный путь «лучшей практикой» передового опыта; содействовать инклюзивному образованию и усилению борьбы со школьной неуспеваемостью и дальнейшим «отсевом» обучающихся; обеспечить благополучие каждого ребенка в качественной школе, отдавая предпочтение демократической школе.
Пятый период (с 2019 г. – по настоящее время) – период реформирования педагогического образования – продление срока получения квалификации учителя (до 4 лет), наличие степени магистра. Обзор курсов по подготовке учителей в университетских колледжах и университетах, которые стартовали в 2019–2020 учебном году после введения ряда преобразований, позволяет сделать вывод от том, что студентам с квалификацией бакалавра или магистра, а также слушателям после прохождения ускоренных курсов высшего образования будет предоставлена возможность начать свою профессиональную карьеру в качестве преподавателя.
В 2019 г. в Бельгии вопросы по реформированию профессиональной подготовки учителей были включены в повестку текста закона, утвержденного парламентом Французского сообщества, который предусматривает глубокую реформу подготовки учителей. Реформа, утвержденная в 2019 г., направлена на развитие профессии, привлечение новых студентов и повышение профессионального уровня подготовки. Состоит из четырех основных направлений [14]: усилить обучение за счет увеличения продолжительности обучения; гармонизировать содержание обучения, уделяя особое внимание практической подготовке будущих учителей, обучающихся в университете, и путем интенсификации исследовательской подготовки студентов; обеспечить преемственность уровней образования и тем самым содействовать переходу от детского сада к начальному, от начального к среднему образованию. Французское сообщество, мотивированное желанием повысить уровень квалификации учителей, сделало выбор в пользу оригинального компромисса, внедрив систему двойного диплома между высшими школами педагогики (ВШП) и университетами. Теперь каждый из действующих центров должен будет сотрудничать с другими. В связи с тем что существует меньше университетов, чем высших школ, каждый вуз, в зависимости от случая, будет привлекаться к работе с тремя-шестью различными ВШП.
В 2020 г. во Фландрии началась кампания в поддержку учителей под названием «Стань настоящим лидером» (Become a Real Influencer-Campaign) [15]. Цель этой кампании – привлечь внимание к профессии учителя. Наиболее важной целевой группой являются учащиеся последнего года обучения в средней школе, которые в свою очередь стоят перед непростым выбором будущей профессии. Таким образом, упомянутая выше программа запускает процесс профориентации в Бельгии, а также все более важной целевой группой становятся специалисты, которые хотят переориентировать свою карьеру.
Таким образом, согласно исследованию ретроспективы становления и развития системы профессиональной подготовки учителя в Бельгии, можно сделать вывод о том, что теория и практика профессионального образования основываются на давних многонациональных, уходящих далеко в историю, традициях и напрямую зависят от государственной и социально-экономической политики в сфере образования. Нами выделены следующие тенденции развития системы профессионального педагогического образования в Бельгии: усиление автономии системы педагогического образования каждого из трех языковых регионов; фундаментализация педагогического образования; обеспечение непрерывного педагогического образования; внедрение информационно-коммуникационных технологий в программы подготовки и переподготовки учителей; обеспечение качества подготовки учителей; повышение статуса педагога.
Библиографическая ссылка
Яценко Г.С. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В БЕЛЬГИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-2. – С. 389-393;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38462 (дата обращения: 08.09.2024).